Спор поколений в литературе. Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе

(462 слова) Конфликт поколений свойственен человеческой цивилизации, его не миновать. Однако каждый из нас может по-разному подходить к его разрешению. Можно спорить и противостоять друг другу, упираясь лбом в неизбежность столкновения. А можно и наладить диалог, пойти на компромисс, решить вопрос миром, а не поиском истины в ссоре. Я думаю, второй вариант – наиболее подходящее решение. Чтобы подтвердить это, приведу примеры из книг.

В романе И. Тургенева «Отцы и дети» показаны два пути решения проблемы взаимоотношений отцов и детей. В первом Базаров так и не пошел на компромисс с прошлым. Он до конца отстаивал свою позицию, спорил и даже дрался с оппонентом. Тем сильнее стало его разочарование, когда оказалось, что он – такой «романтик», как и Павел Петрович. Евгений не смог уладить конфликт добровольно, и его все равно вынудили к этому обстоятельства. Однако в краткие мгновения прозрения, купленные дорогой ценой, он так и не успел подарить мир и гармонию родителям, которые этого заслужили. Он умер, а они остались оплакивать сына, который так и нашел для них времени и душевной теплоты. А вот во втором решении, Аркадий и Николай Кирсановы нашли взаимопонимание, наладили совместный семейный быт и жили счастливо. Их успех – доказательство того, что два разных поколения должны быть вместе, а не врозь, иначе трагический исход (разрушение преемственности отцов и детей) неминуем.

В книге А. Пушкина «Капитанская дочка» тоже есть два примера разрешения конфликта поколений. В семье Гриневых отец наладил общение с сыном, стал его наставником. Петр уехал в отдаленную часть (хотя ему хотелось «непыльную службу в Петербурге»), повинуясь мудрому родителю, и свято берег все его заветы. Юноша не пожалел об этом, ведь стал смелым, добропорядочным и честным мужчиной, благодаря настоящей, а не фиктивной военной службе. Там же, в глубинке, он нашел искреннюю и отважную девушку, с которой связал жизнь. Судьба молодого человека в то непростое время сложилась благополучно только потому, что опыт и воспитание отца помогли ему в трудных ситуациях принимать верные решения. А вот другой офицер, Швабрин, стал предателем и позором своей семьи, потому что разорвал связь между поколениями. Его предки служили верой и правдой, жили по православным канонам, поэтому высоко ценили добродетель. Но Алексей в Бога не верил, присягу нарушил, то есть разорвал связь с семьей, потому и стал бесчестным человеком без родины и рода, так как все это он безжалостно втоптал в грязь. Значит, данная книга учит нас тому, что нельзя молодежи и зрелым людям идти порознь, необходимо давать и перенимать позитивный опыт, уважать традиции, но при этом не отрицать надвигающиеся перемены.

Таким образом, отцы и дети могут, конечно, спорить, но должны оставаться вместе, что бы ни случилось. Вариант «врозь», судя по литературным примерам, приводит к трагическому исходу: мучительному непониманию, одиночеству, разлуке и разрыву семейных связей. А ведь каждому поколению, вне зависимости от идеологии, нужна простая человеческая поддержка близких и родных людей, поэтому все мы обязаны стремиться к обретению гармонии во взаимоотношениях.

Вечной проблемой, перед которой часто бессильными оказываются люди разных поколений, является конфликты отцов и детей. Считавшиеся ранее основой людского существования жизненные принципы старших, имеют свойство уходить в прошлое, и сменяться новыми жизненными идеалами, в которые верит молодое поколение. При этом поколение “отцов” не желает уступать и осуществляет попытки к сохранению всего того, что в него вселяло веру, и чем оно жило всю жизнь.

Зачастую представители старшего поколения не хотят считаться с новыми убеждениями

молодых людей, выражая стремление к покою. Они желают все оставить, как было. Но “дети” отличаются более прогрессивными взглядами на жизнь, находятся в постоянном движении, стремлении все подвергнуть перестройке, изменениям, не понимая пассивности старших.

Столкновение, происходящее между “отцами” и “детьми” имело место быть всегда, оно и сегодня остается актуальным, и будет тревожить жизнь будущих поколений. Это стало отражением мыслей многих русских писателей. Каждому свойственно по-разному разрешать данную проблему в своем творчестве. В число таких классиков литературы входит И. С. Тургенев,

написавший произведение “Отцы и дети”, заслуживающее на особое внимание. В романе описываются главные противники и антагонисты – Евгений Базаров и Павел Кирсанов. Перед читателем разворачивается конфликт, рассматриваемый, как возникновение проблемы “отцов и детей”. Здесь имеются в виду социальные, политические и общественные разногласия. Важно отметить факт отличия между Базаровым и Кирсановым с точки зрения их социального происхождения, что, нашло, конечно, свое отражение на формировании взглядов данных личностей.

Прародители Базарова были крепостными крестьянами. Для того чтобы добиться в жизни поставленных целей, ему потребовалось много думать и трудиться. Евгения привлекало изучение медицинских и естественных наук, проведение опытов, коллекционирование жуков и насекомых. В отличие от него Павел Петрович вырос в благополучной атмосфере достатка, даже поселившись в деревне у брата, Кирсанов умудрялся соблюдать светские приличия. Внешнему виду данный персонаж придавал огромное значение. Увлечением Кирсанова Павла Петровича являлась поэзия. Соблюдение дворянского уклада жизни он считал своим долгом.


(1 оценок, среднее: 2.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема “отцов и детей”, в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к...
  2. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” до сих...
  3. Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший… А. Грибоедов. Горе от ума В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев сумел отобразить...
  4. Конфликт поколений является проблемой вне времени. Столкновение мировоззрений отцов и детей происходило и будет происходить, потому что в его основе лежит один из законов диалектики...
  5. План Фамусов и фамусовское общество как представители “века минувшего” Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина. “Век нынешний” в пьесе ” Горе от ума...
  6. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему “Спор поколений: отцы и дети” Спор поколений: отцы и дети Отечественная, а тем более мировая литература имеет достаточно много...
  7. Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Еще в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих...

Пожалуй, тема взаимоотношения разных поколений, отцов и детей, стоит по популярности на втором месте после темы любви. Могу ошибаться, но произведений действительно много. Ниже приведен список, где эта тема рассматривается в разные моменты истории. Как она трансформируется примерно каждые 50 лет.

  • А.С. Грибоедов « Горе от ума»
  • Д.И. Фонвизин « Недоросль»
  • И.С. Тургенев « Отцы и дети»
  • Л.Н. Толстой « Война и мир»
  • А.Н. Островский « Гроза»
  • А.П. Чехов « Вишневый сад»
  • В.Г. Распутин « Прощание с Матёрой» .

Останавливаться, разумеется, на всех произведениях мы не будем. А коснемся же основных. Не в обиду Грибоедову, его пропустим, перейдем к рассмотрению пьесы « Недоросль» Д.И. Фонвизина.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Блок тем для сочинения звучит так: «Спор поколений: вместе и врозь». Здесь нам важно показать не только конфликтные ситуации, возникающие между разными поколениями, а также то, как первые воспитывали других, как влияли на них, как у них это получалось.

Наверняка, все слышали такую пословицу – яблоко от яблони не далеко падает. Она бы как раз подошла в качестве эпиграфа.

«Без наук люди живут и жили ». – Так отзывается о необходимости обучения главная героиня фонвизинского произведения. А к тому же властная, деспотичная г-жа Простакова умело оберегает своего сына Митрофана от всякого ученья. Есть, правда, несколько педагогов, но те совершенно негодные, да и зачем, собственно, им вдалбливать лоботрясу какие-то знания, если мать наняла их только потому, что так делают все, ведь стыдно будет перед другими. Иных мотивов научить своего сына чему-либо у нее, по сути-то, и не было. Она олицетворяет безумную, животную любовь к своему сыну.

Некоторые высказывания Простаковой:

«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! »

«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головы, так по мне перестань ».

«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! »

«Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить ».

У Простаковой есть еще и брат, который умом-разумом тоже недалеко ушёл:

«Я отроду ничего не читывал, сестрица. Бог меня избавил от этой скуки ».

«Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата ».

«Люблю свиней сестрица, у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них одной, котора, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою ».

Ещё у Митрофана есть нянька, которая также печется о нем, оберегая от труда усердного, от тяги к наукам разным.

Окружение исключительно способствовало тому, чтобы взрастить себе подобного. Они это и получили. Крылатое фраза, « Не хочу учиться, хочу жениться» , как раз и прозвучала из уст нашего героя.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Если предыдущее произведение посвящено теме воспитания и образования, то в романе «Отцы и дети» между разными поколениями возникают конфликты. Они идут врозь.

Главный герой, Евгений Базаров, человек, который идёт в ногу со временем, а во многом, даже обгоняет его, делает достаточно спорные заявления. И высказывает это он людям, которые изначально держатся противоположных точек зрения.

Если тема касается искусства, то «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта ». Если природой кто-то восхищается, то только не Базаров: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник ». А любовь так и вовсе – «белиберда ». Понятно, что без конфликтов было не обойтись, а то как же – чистокровные дворяне потерпеть такого вздора точно не могли бы.

Кирсанов так отзывался о Базарове: « Лекаришка » , « волосатый » , « шарлатан » , « господин нигилист » и т.д.

Добавим ко всему сказанному некоторые колкие высказывания Базарова в адрес Павла Петровича Кирсанова и получите дуэль.

«... уеду отсюда [из родительского дома] завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню... У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: "Мой кабинет к твоим услугам - никто тебе мешать не будет"; а сам от меня ни на шаг. Да и совестного как-то от него запираться. Ну, и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего ».

Базаров и понимает, что родители любят его безмерно, но однако же видит, что эта любовь его обременяет. К науке душа лежит, не до телячьих нежностей, и ничего Евгений с этим поделать не мог.

Можно много обсуждать этот роман, спорить, но мы никогда не сможем прийти к единственно верному ответу в вопросе, который бы касался взаимоотношения разных поколений. Не зря ведь, что к ней так часто обращаются, и не зря так любят спорить. Единственное, пожалуй, чего делать нельзя – так это полностью отказываться от своего прошлого, своей истории...

Примерные темы сочинений для подготовки

  • Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  • Кто такие дети в романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» ?
  • Война, сталинизм и дети
  • Смысл названия романа « Отцы и дети»
  • Дети и детство в русской литературе
  • Кто прав в споре двух поколений в романе « Отцы и дети» ?
  • Современные проблемы детей
  • Вечные проблемы недопонимания родителей и детей
  • Моё первое впечатление от прочтения комедии Д.И. Фонвизина « Недоросль»
  • Любовь и дети
  • « Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский)
  • Семья – это мой дом
  • Роль семьи в жизни человека

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 подготовка к ЕГЭ Подготовка к итоговому сочинению по направлению «СПОР ПОКОЛЕНИЙ» Рекомендации, советы, примеры. 2014/2015 учебный год

2 Надежда Геннадьевна Горох «Спор поколений: вместе и врозь» Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). На мой взгляд, нецелесообразно предлагать ученикам прочитать объемные произведения по данному направлению. Куда плодотворнее вспомнить «мысль семейную» в романе Л.Толстого «Война и мир», произведения, изученные в 7-9 классах. Уверена, что многие педагоги для уроков внеклассного чтения брали повести А. Алексина. Каждое произведение А.Алексина может стать уроком жизни для подростка, потому что главный мотив его творчества проблема взаимоотношений между детьми и взрослыми: утверждение взаимного доверия, настоящей любви, таланта человечности. Анатолий Алексин. «Звоните и приезжайте», «Поздний ребенок», «Мой брат играет на кларнете», «Раздел имущества»,и др. Юные герои всех этих повестей ведут неустанную борьбу за то, чтобы людям, с которыми их столкнула жизнь, и прежде всего близким, родным, было всегда хорошо. Герой повести «Звоните и приезжайте» всеми силами оберегает свою мать от встречи с еѐ одноклассником, который теперь стал известным музыкантом. Так мальчик борется за то, чтобы, как он думает, у мамы не пробудилась вновь симпатия к однокласснику Сергею Потапову, в которого, по словам бабушки, мама была в школе влюблена. Поэтому он прячет в портфель пригласительные билеты, присланные родителям из школы, где должна состояться встреча одноклассников, и говорит маме, что забыл. «Забыл! Не обратил внимания! возмущается мама. Это хуже всего! Потому что говорит о твоем равнодушии». Но не равнодушием, а озабоченностью судьбой семьи продиктован поступок героя. Вот эта атмосфера взаимоозабоченности настроением, благополучием, успехами друг друга покоряет нас, читателей. Вспомним, как не только папа-хирург, «физически ощущавший страдания своих пациентов», но и мама, и бабушка все озабочены судьбой, здоровьем, по сути, чужого человека, приехавшего в их дом из Сибири. Какое счастье испытывают все герои, когда исследование показало, что той страшной болезни нет! Какую гордость испытывает мальчик за своего отца, когда узнает, как высоко ценят его талант хирурга, его преданность делу! Это и есть главное: гордиться отцом, стремиться быть на него похожим, ведь в этой атмосфере уважения друг к другу и рождается фамильная гордость. «Раздел имущества» Материал для работы с классом: А.Г. Алексин всегда старается проникнуть в самые глубины души, в ее потайные уголки и поднять на поверхность то, что было скрыто. Так он раскрывает характеры Верочки, главной героини повести, ее матери Софьи Васильевны, отца и бабушки Анисьи Ивановны. Все они члены одной семьи. Обычная ли это семья? (Не совсем, потому что в этой семье болен ребенок) Болезнь Верочки объединяет всех, живущих под одной крышей. Кажется, что все должны сплотиться, объединить свои силы. Но здесь не все просто. Каковы отношения между родителями? (В этой семье главой является мама Софья Васильевна. Она была экологом, «без устали боролась за окружающую среду». Но «борясь с отравлением

3 природы, самой природой не восхищалась, не замечала ее красот». Маму называли «крепким специалистом». Папа Верочки работал экскурсоводом в музее. С годами он «пригнулся», говорил вполголоса, «а при маме даже и в четверть». «За музейные ценности папа боролся так же, как мама за окружающую среду»). Итак, мы видим, что за внешним лоском скрываются сложные отношения. Волевая мама подавляет мягковатого папу. Тем не менее, они как родители хотят, чтобы их единственный ребенок поправился и включился в жизнь общества. Анисия Ивановна тоже заинтересована в выздоровлении внучки и всячески пытается помочь ей. Отличаются както методы лечения родителей и бабушки? (Родители смирились с болезнью Верочки, и методика их лечения основана на «неполноценности» их дочери. Анисия Ивановна же видит во внучке обычного ребенка, разговаривает с ней как с равной, всегда говорит: «Ничего страшного!»). Мы видим, что родители и бабушка по-разному подходят к вопросам лечения Верочки. Родители считают, что при девочке можно говорить все, что угодно, потому что она «не понимает». Так, папа рассказывает о своем разочаровании в жизни, мамин коллега Антон Александрович признается Софье Васильевне в любви на глазах Веры. Бабушкины методы резко отличаются от родительских. Чей способ лечения, на ваш взгляд, более человечный, гуманный? (Анисии Ивановны) Как вы думаете, почему? С чем это связано? (Бабушка была медсестрой и знает, что такое воля к жизни, желание жить). Да, Анисия Ивановна повидала немало случаев, когда люди были на грани жизни и смерти, видела, что такое любовь к жизни. И как говорит сама Верочка «бабушка сумела убедить меня, как, наверное, убеждала не раз тяжелобольных, что там, за труднодоступными хребтами, долина спасения». Внучке становилось легче, когда бабушка просила ее принести коробку с нитками, чтобы обучить Верочку шитью. Любой человек чувствует себя нормальным, когда с ним обращаются как с обычным, нормальным человеком. Но родители тоже старались. Родители всегда являются для нас эталоном, образцом для подражания. Были ли случаи, когда Верочка усомнилась в искренности своих родителей? Когда ей было трудно понять поведение своих родителей? (У бабушки была старшая сестра тетя Маня. Это была добродушная женщина, живущая в одиночестве, в деревне. Тетя Маня всегда отправляла своим родственникам соленые грибы и варенье. Но болезни настигла эту женщину. Благодаря Верочке Софья Васильевна с мужем решили приютить родственницу у себя. Но смерть опередила Анисью Ивановну и ее внучку. К моменту их приезда о тете Мане напоминал холмик с крестом под «накренившейся крышей дуба». Несколько дней не могли написать письмо в город, потому что трудно сообщить такое. Внезапно пришло письмо от Софьи Васильевны, в котором она просит не привозить тетю Маню). Именно содержание этого письма заставило Верочку по-иному взглянуть на своих родителей. Если раньше она этого не замечала, но теперь все изменилось. Мамины фразы об «одностороннем движении», ее желание «выглядеть всегда красиво» выдали ее. За внешней красотой скрывалась фальшь. Оттого Верочке больнее принять это, потому что произошло все неожиданно. Так в чем же заключается «человеческий подвиг» бабушки? (Он заключается в том, что она обращается с внучкой как со здоровым ребенком) Анализируя эти обстоятельства, можно понять, почему Верочка решает остаться с бабушкой. Как получилось, что в этой семье делят не только мебель, но и ребенок становится частью имущества? Там же в суде Вера слышит слова судьи «судиться с матерью последнее дело». Тогда же все меняется. Уезжает бабушка. Значит, суда не будет. Только горькая правда о том, что «нужен тот, кто нужен. Нужен, когда нужен. Нужен, пока нужен» предстает здесь уже открыто. Ничего уже не изменить. Почему А.Г. Алексин отдает право повествования подростку? (Дети воспринимают все иначе, более остро, они не хитрят, болезненно относятся ко лжи и фальши).

4 «Мой самый счастливый день» - очень короткий рассказ А.Алексина, поэтому ученики без труда его прочтут. Тезис: Любовь и уважение к родителям, внимание и забота о близких, понимание и поддержка друг друга - залог дружной и счастливой семьи. Вопросы для обсуждении: - О ком этот рассказ? - Что произошло в семье мальчика? - Что решил сделать мальчик, чтобы помирить родителей? Удалось ли это ему? - Как вы объясните название рассказа? - О каких качествах характера героя мы можем сказать? - Могли бы вы назвать один из дней своей жизни тоже счастливым? - Кто как понимает счастье? - Что такое счастье для каждого из вас? Борис Екимов «Ночь исцеления» -Какие темы поднимает в этом рассказе Б.Екимов? Тема памяти, «эхо войны» в жизни людей, переживших ей (направление «Вопросы войны»); тема сострадания, истинного милосердия (направление «Чем люди живы»), тема взаимоотношений в семье (направление «Спор поколений»). Материал, замечательно раскрывающий тему, связанную с войной, можно найти здесь: по двум другим темам - можно найти в разработке: А.П.Платонов «Третий сын» Сюжет прост: в городе умирает старуха. Еѐ муж вызывает телеграммой шестерых сыновей. Сыновья приезжают, участвуют в панихиде, а на следующий день хоронят мать. Тема рассказа: отцы и дети, материнская любовь, жизнь и смерть, смена поколений. Основные элементы композиции: экспозиция- телеграмма о смерти матери; завязка приезд сыновей; развитие действия панихида, ночное веселье сыновей; кульминация поступок третьего сына; развязка похороны. Сыновья это громадные мужчины в возрасте от 20 до 40 лет. Два моряка, физик, артист, студент(агроном), начальник цеха аэропланового завода с орденом на груди «за свое рабочее достоинство». Это были настоящие мужчины. Целый «строй», «гвардию» подарила стане мать. Днем, собравшись у гроба матери, сыновья чувствуют отчаяние, испытывают одиночество и страх, неудобство и стыд (когда появляется поп). Ночью же эти чувства сменяются другими, об этом говорят глаголы «хохотал, запел, засмеялись, захохотали». Читателю вполне понятно чувство обиды старика и испуг внучки. Автор, словно оправдывая братьев, пишет: «Видимо все братья любили друг друга и радовались своему свиданию». Но тревога охватывает, когда читаем: «Уже много лет не съезжались они вместе, и в будущем неизвестно, когда ещѐ съедутся. Может, только на похороны отца?» Если они так любят друг друга, прочему не захотели встретиться при других обстоятельствах? Рассказ называется «Третий сын», так как именно слова третьего сына заставили умолкнуть смех и даже пение в соседней с гробом комнате, а затем его обморок над гробом матери позволил братьям переосмыслить что-то и остро почувствовать потерю. Но не только с ним связаны надежды автора, а с маленькой девочкой его дочкой-, которая никогда не видела своих бабушку и дедушку, а теперь, лежа на кровати в той же комнате, где стоит гроб, произносит единственно верные слова: «Мне бабушку жалко.. Все живут, а она одна умерла».

5 Рассказ заканчивается похоронами, но если отец в начале рассказа горевал, плакал, то в финале «был доволен и горд тем, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже». Любовь жива: и братья опомнились, и есть внучка символ будущего. Ф.Абрамов «В ту же землю» В этом же ключе можно рассматривать и рассказ Ф Абрамова «В ту же землю». Вопросы для обсуждения: - Какое впечатление производит чтение рассказа «В ту же землю»? Какие страницы читать тягостно, неприятно, страшно? Где возникает чувство облегчения, очищения (катарсиса)? Что вызывает восхищение, сочувствие, жалость? - Сделайте перечень социальных, нравственных, философских проблем рассказа. В каких соотношениях друг с другом они находятся? Приходим к выводу, все проблемы взаимосвязаны, завязаны на современной писателю жизни, подводят к мысли а как жить дальше? Каков выбор современного человека? Ответ прост. Спасти мир может только доброта. Распутин пишет о Таньке, неродной внучке главной героини, которая в горькую минуту захочет быть родной, быть вместе. Именно она, девочка, предлагает Пашуте открыть дверь в комнату, где лежит умершая старенькая бабушка: «Она там совсем одна». Может быть, в этом выход открыть двери своей души навстречу добру, близким людям, живым и мертвым? Этот же рассказ можно взять для аргументации экологической темы из направления «Человек и природа». Ирина Курамшина «Сыновний долг». Если в рассказе Платонова мать как будто стояла рядом с каждым из плачущих сыновей и горевала, что своей смертью заставила их страдать, то в рассказе современной писательницы И.Крамшиной мы видим иной образ матери. Не случайно рассказ начинается со всем известной строчки: «Попрыгунья-стрекоза» Долгие годы героиня совершенно не занималась воспитанием своего сына, пристроив его при помощи богатого любовника в круглосуточный интернат при Дипкорпусе. Теперь же больная и практически обреченная на смерть женщина переосмысливает свою жизнь и сама выносит себе приговор: «Какая я мать? Никудышняя. Ехидна. Кукушка Десять лет пробыл в интернате. Словно в тюрьме. Срок отбыл. Иногда ленилась по выходным его домой забирать». Парцеллятивные предложения показывают, как нелегко даются вздорной, эгоистичной и истеричной Рэне эти признания. Именно этим оправдывает она равнодушие сына. Именно так она расценивает отношение его к себе. Трудно передать словами еѐ изумление, когда сын, от которого она скрывает свою болезнь, сообщает ей, что взломал стол, где она хранит историю своей болезни, теперь все знает и даже знает, как ей помочь. «Донором выступлю я. Жестко, тоном, не терпящим возражений, сказал Макс. У нас с тобой одна группа крови. Мы близкие родственники. Ближе некуда. Ведь так?... Да не реви ты, дурная. Ничего сверхъестественного я не делаю. Это мой долг Я хочу, чтобы ты понянчила моих внуков». Наверное, это и есть самое важное в семейных отношениях - любить, несмотря ни на что, уметь понимать, принимать и прощать и всегда чувствовать себя в долгу перед своими родителями. Советую также прочитать рассказ И.Крамшиной «Эквивалент счастья»

6 «Спор поколений: вместе и врозь». Литературные примеры. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). На мой взгляд, нецелесообразно предлагать ученикам прочитать объемные произведения по данному направлению. Куда плодотворнее вспомнить «мысль семейную» в романе Л.Толстого «Война и мир», произведения, изученные в 7-9 классах. Уверена, что многие педагоги для уроков внеклассного чтения брали повести А. Алексина. Каждое произведение А.Алексина может стать уроком жизни для подростка, потому что главный мотив его творчества проблема взаимоотношений между детьми и взрослыми: утверждение взаимного доверия, настоящей любви, таланта человечности. Анатолий Алексин. «Звоните и приезжайте», «Поздний ребенок», «Мой брат играет на кларнете», «Раздел имущества»,и др. Юные герои всех этих повестей ведут неустанную борьбу за то, чтобы людям, с которыми их столкнула жизнь, и прежде всего близким, родным, было всегда хорошо. Герой повести «Звоните и приезжайте» всеми силами оберегает свою мать от встречи с её одноклассником, который теперь стал известным музыкантом. Так мальчик борется за то, чтобы, как он думает, у мамы не пробудилась вновь симпатия к однокласснику Сергею Потапову, в которого, по словам бабушки, мама была в школе влюблена. Поэтому он прячет в портфель пригласительные билеты, присланные родителям из школы, где должна состояться встреча одноклассников, и говорит маме, что забыл. «Забыл! Не обратил внимания! возмущается мама. Это хуже всего! Потому что говорит о твоем равнодушии». Но не равнодушием, а озабоченностью судьбой семьи продиктован поступок героя. Вот эта атмосфера взаимоозабоченности настроением, благополучием, успехами друг друга покоряет нас, читателей. Вспомним, как не только папа-хирург, «физически ощущавший страдания своих пациентов», но и мама, и бабушка все озабочены судьбой, здоровьем, по сути, чужого человека, приехавшего в их дом из Сибири. Какое счастье испытывают все герои, когда исследование показало, что той страшной болезни нет! Какую гордость испытывает мальчик за своего отца, когда узнает, как высоко ценят его талант хирурга, его преданность делу! Это и есть главное: гордиться отцом, стремиться быть на него похожим, ведь в этой атмосфере уважения друг к другу и рождается фамильная гордость. «Раздел имущества» Материал для работы с классом: А.Г. Алексин всегда старается проникнуть в самые глубины души, в ее потайные уголки и поднять на поверхность то, что было скрыто. Так он раскрывает характеры Верочки, главной героини повести, ее матери Софьи Васильевны, отца и бабушки Анисьи Ивановны. Все они члены одной семьи. Обычная ли это семья? (Не совсем, потому что в этой семье болен ребенок) Болезнь Верочки объединяет всех, живущих под одной крышей. Кажется, что все должны сплотиться, объединить свои силы. Но здесь не все просто. Каковы отношения между родителями? (В этой семье главой является мама Софья Васильевна. Она была экологом, «без устали боролась за окружающую среду». Но «борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечала ее красот». Маму называли

7 «крепким специалистом». Папа Верочки работал экскурсоводом в музее. С годами он «пригнулся», говорил вполголоса, «а при маме даже и в четверть». «За музейные ценности папа боролся так же, как мама за окружающую среду»). Итак, мы видим, что за внешним лоском скрываются сложные отношения. Волевая мама подавляет мягковатого папу. Тем не менее, они как родители хотят, чтобы их единственный ребенок поправился и включился в жизнь общества. Анисия Ивановна тоже заинтересована в выздоровлении внучки и всячески пытается помочь ей. Отличаются както методы лечения родителей и бабушки? (Родители смирились с болезнью Верочки, и методика их лечения основана на «неполноценности» их дочери. Анисия Ивановна же видит во внучке обычного ребенка, разговаривает с ней как с равной, всегда говорит: «Ничего страшного!»). Мы видим, что родители и бабушка по-разному подходят к вопросам лечения Верочки. Родители считают, что при девочке можно говорить все, что угодно, потому что она «не понимает». Так, папа рассказывает о своем разочаровании в жизни, мамин коллега Антон Александрович признается Софье Васильевне в любви на глазах Веры. Бабушкины методы резко отличаются от родительских. Чей способ лечения, на ваш взгляд, более человечный, гуманный? (Анисии Ивановны) Как вы думаете, почему? С чем это связано? (Бабушка была медсестрой и знает, что такое воля к жизни, желание жить). Да, Анисия Ивановна повидала немало случаев, когда люди были на грани жизни и смерти, видела, что такое любовь к жизни. И как говорит сама Верочка «бабушка сумела убедить меня, как, наверное, убеждала не раз тяжелобольных, что там, за труднодоступными хребтами, долина спасения». Внучке становилось легче, когда бабушка просила ее принести коробку с нитками, чтобы обучить Верочку шитью. Любой человек чувствует себя нормальным, когда с ним обращаются как с обычным, нормальным человеком. Но родители тоже старались. Родители всегда являются для нас эталоном, образцом для подражания. Были ли случаи, когда Верочка усомнилась в искренности своих родителей? Когда ей было трудно понять поведение своих родителей? (У бабушки была старшая сестра тетя Маня. Это была добродушная женщина, живущая в одиночестве, в деревне. Тетя Маня всегда отправляла своим родственникам соленые грибы и варенье. Но болезни настигла эту женщину. Благодаря Верочке Софья Васильевна с мужем решили приютить родственницу у себя. Но смерть опередила Анисью Ивановну и ее внучку. К моменту их приезда о тете Мане напоминал холмик с крестом под «накренившейся крышей дуба». Несколько дней не могли написать письмо в город, потому что трудно сообщить такое. Внезапно пришло письмо от Софьи Васильевны, в котором она просит не привозить тетю Маню). Именно содержание этого письма заставило Верочку по-иному взглянуть на своих родителей. Если раньше она этого не замечала, но теперь все изменилось. Мамины фразы об «одностороннем движении», ее желание «выглядеть всегда красиво» выдали ее. За внешней красотой скрывалась фальшь. Оттого Верочке больнее принять это, потому что произошло все неожиданно. Так в чем же заключается «человеческий подвиг» бабушки? (Он заключается в том, что она обращается с внучкой как со здоровым ребенком) Анализируя эти обстоятельства, можно понять, почему Верочка решает остаться с бабушкой. Как получилось, что в этой семье делят не только мебель, но и ребенок становится частью имущества? Там же в суде Вера слышит слова судьи «судиться с матерью последнее дело». Тогда же все меняется. Уезжает бабушка. Значит, суда не будет. Только горькая правда о том, что «нужен тот, кто нужен. Нужен, когда нужен. Нужен, пока нужен» предстает здесь уже открыто. Ничего уже не изменить. Почему А.Г. Алексин отдает право повествования подростку? (Дети воспринимают все иначе, более остро, они не хитрят, болезненно относятся ко лжи и фальши).

8 «Мой самый счастливый день» - очень короткий рассказ А.Алексина, поэтому ученики без труда его прочтут. Тезис: Любовь и уважение к родителям, внимание и забота о близких, понимание и поддержка друг друга - залог дружной и счастливой семьи. Вопросы для обсуждении: - О ком этот рассказ? - Что произошло в семье мальчика? - Что решил сделать мальчик, чтобы помирить родителей? Удалось ли это ему? - Как вы объясните название рассказа? - О каких качествах характера героя мы можем сказать? - Могли бы вы назвать один из дней своей жизни тоже счастливым? - Кто как понимает счастье? - Что такое счастье для каждого из вас? Борис Екимов «Ночь исцеления» -Какие темы поднимает в этом рассказе Б.Екимов? Тема памяти, «эхо войны» в жизни людей, переживших ей (направление «Вопросы войны»); тема сострадания, истинного милосердия (направление «Чем люди живы»), тема взаимоотношений в семье (направление «Спор поколений»). Материал, замечательно раскрывающий тему, связанную с войной, можно найти здесь: по двум другим темам - можно найти в разработке: А.П.Платонов «Третий сын» Сюжет прост: в городе умирает старуха. Её муж вызывает телеграммой шестерых сыновей. Сыновья приезжают, участвуют в панихиде, а на следующий день хоронят мать. Тема рассказа: отцы и дети, материнская любовь, жизнь и смерть, смена поколений. Основные элементы композиции: экспозиция- телеграмма о смерти матери; завязка приезд сыновей; развитие действия панихида, ночное веселье сыновей; кульминация поступок третьего сына; развязка похороны. Сыновья это громадные мужчины в возрасте от 20 до 40 лет. Два моряка, физик, артист, студент(агроном), начальник цеха аэропланового завода с орденом на груди «за свое рабочее достоинство». Это были настоящие мужчины. Целый «строй», «гвардию» подарила стане мать. Днем, собравшись у гроба матери, сыновья чувствуют отчаяние, испытывают одиночество и страх, неудобство и стыд (когда появляется поп). Ночью же эти чувства сменяются другими, об этом говорят глаголы «хохотал, запел, засмеялись, захохотали». Читателю вполне понятно чувство обиды старика и испуг внучки. Автор, словно оправдывая братьев, пишет: «Видимо все братья любили друг друга и радовались своему свиданию». Но тревога охватывает, когда читаем: «Уже много лет не съезжались они вместе, и в будущем неизвестно, когда ещё съедутся. Может, только на похороны отца?» Если они так любят друг друга, прочему не захотели встретиться при других обстоятельствах? Рассказ называется «Третий сын», так как именно слова третьего сына заставили умолкнуть смех и даже пение в соседней с гробом комнате, а затем его обморок над гробом матери позволил братьям переосмыслить что-то и остро почувствовать потерю. Но не только с ним связаны надежды автора, а с маленькой девочкой его дочкой-, которая никогда не видела своих бабушку и дедушку, а теперь, лежа на кровати в той же комнате, где стоит гроб, произносит единственно верные слова: «Мне бабушку жалко.. Все живут, а она одна умерла».

9 Рассказ заканчивается похоронами, но если отец в начале рассказа горевал, плакал, то в финале «был доволен и горд тем, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже». Любовь жива: и братья опомнились, и есть внучка символ будущего. В Распутин «В ту же землю» В этом же ключе можно рассматривать и рассказ В Распутина «В ту же землю». Вопросы для обсуждения: - Какое впечатление производит чтение рассказа «В ту же землю»? Какие страницы читать тягостно, неприятно, страшно? Где возникает чувство облегчения, очищения (катарсиса)? Что вызывает восхищение, сочувствие, жалость? - Сделайте перечень социальных, нравственных, философских проблем рассказа. В каких соотношениях друг с другом они находятся? Приходим к выводу, все проблемы взаимосвязаны, завязаны на современной писателю жизни, подводят к мысли а как жить дальше? Каков выбор современного человека? Ответ прост. Спасти мир может только доброта. Распутин пишет о Таньке, неродной внучке главной героини, которая в горькую минуту захочет быть родной, быть вместе. Именно она, девочка, предлагает Пашуте открыть дверь в комнату, где лежит умершая старенькая бабушка: «Она там совсем одна». Может быть, в этом выход открыть двери своей души навстречу добру, близким людям, живым и мертвым? Этот же рассказ можно взять для аргументации экологической темы из направления «Человек и природа». Ирина Крамшина «Сыновний долг». Если в рассказе Платонова мать как будто стояла рядом с каждым из плачущих сыновей и горевала, что своей смертью заставила их страдать, то в рассказе современной писательницы И.Крамшиной мы видим иной образ матери. Не случайно рассказ начинается со всем известной строчки: «Попрыгунья-стрекоза» Долгие годы героиня совершенно не занималась воспитанием своего сына, пристроив его при помощи богатого любовника в круглосуточный интернат при Дипкорпусе. Теперь же больная и практически обреченная на смерть женщина переосмысливает свою жизнь и сама выносит себе приговор: «Какая я мать? Никудышняя. Ехидна. Кукушка Десять лет пробыл в интернате. Словно в тюрьме. Срок отбыл. Иногда ленилась по выходным его домой забирать». Парцеллятивные предложения показывают, как нелегко даются вздорной, эгоистичной и истеричной Рэне эти признания. Именно этим оправдывает она равнодушие сына. Именно так она расценивает отношение его к себе. Трудно передать словами её изумление, когда сын, от которого она скрывает свою болезнь, сообщает ей, что взломал стол, где она хранит историю своей болезни, теперь все знает и даже знает, как ей помочь. «Донором выступлю я. Жестко, тоном, не терпящим возражений, сказал Макс. У нас с тобой одна группа крови. Мы близкие родственники. Ближе некуда. Ведь так?... Да не реви ты, дурная. Ничего сверхъестественного я не делаю. Это мой долг Я хочу, чтобы ты понянчила моих внуков». Наверное, это и есть самое важное в семейных отношениях - любить, несмотря ни на что, уметь понимать, принимать и прощать и всегда чувствовать себя в долгу перед своими родителями. Советую также прочитать рассказ И.Крамшиной «Эквивалент счастья»

10 ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ Тургенев и. с. - Проблема отцов и детей в романе и. с. тургенева Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России 60-е годы XIX века показано в романе И. С. Тургенева Отцы и дети. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых. Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции.

11 В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (Да ведь надобно и строить), Базаров отвечает, что сперва нужно место расчистить. Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой презирает глупую жизнь отцов. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России... Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами... Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре... Базаров похоронен в этой могиле... К ней... приходят два уже дряхлых старичка... Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается в пользе его влияния на Аркадия. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места. Проблема отцов и детей одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение века нынешнего с веком минувшим отразил в своей замечательной комедии Горе от ума А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского Гроза, ее отголоски мы

12 встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении Отцы и дети не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая упрекала автора в клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман Тургенева Отцы и дети стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

13 Вечен ли конфликт отцов и детей? Все дети любят своих родителей. Хотя малыши иногда капризничают и не слушаются, все-таки для них мама - самая добрая и красивая, а папа - самый сильный и умный. Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей», конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей. В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей. Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего "Енюшеньку", не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова "одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался". А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты. Ситуация понятна и типична: молодым всегда кажется, что родители - "люди отставные, и их песенка спета", что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают много

14 больше и лучше, чем их предки. Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но у молодого человека должны оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие. В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: " Ведь таких людей, как они, днем с огнем не сыскать..." Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное. Хочется вспомнить еще одно произведение, которое заставляет нас задуматься над тем, как мы порой черствы и жестоки по отношению к своему самому близкому человеку - матери. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» старая любящая мать Катерина Петровна давно ждет свою дочь Настю. А у той дела, заботы, повседневная суета, и нет даже времени ответить на материнское письмо. Но раз мать пишет, значит, жива-здорова. Настя посылает старушке деньги и не думает, что матери нужно просто увидеть дочь, подержать ее за руку, погладить по голове. Когда девушка получила тревожную телеграмму и приехала наконец в село, её мать уже похоронили чужие люди. Ей остается только прийти на свежий могильный холмик. Она чувствует горечь и тяжесть своей потери, но ничего вернуть нельзя. Писатели показывают, что зачастую в основе извечного конфликта лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей. Жизнь непроста: родителям и детям нельзя прожить, никогда не споря, не ссорясь, не обижая друг друга. Но если те и другие будут помнить, что они - это одно звено в бесконечной цепочке поколений, что жизнь - крепко связанные звенья этой цепи, что всё держится на любви, доброте, взаимопонимании, то, может быть, исчерпает себя давний конфликт поколений, а люди на земле будут счастливее. Я думаю, это возможно. Автор сочинения Татьяна Новосёлова (580 слов)


Тургенев и. с. - Проблема отцов и детей в романе и. с. Тургенева Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее

Тургенев и. с. - Проблема отцов и детей в романе и. с. тургенева Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее

«Спор поколений: вместе и врозь» Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной

«Чтение души движение» Рассказ В. Осеевой «Бабка» 11.03.2015 Библиотека МАОУ лицея 23 г. Калининграда Галина Козловская «Чтение души движение» О чѐм бы ни рассказывал писатель в книге, он говорит о человеке,

Сочинение на тему проблема отцов и детей в современном мире Самой важной, на мой взгляд, является проблема отцов и детей, иначе В современном мире, мне кажется, вопрос этот возникает от непонимания, Сочинение

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Отчет по внеклассному чтению Учитель Лагуткина О.Ю. Урок внеклассного чтения по повести А. Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс «Б» Цель прочтения: Показать, как из маленьких добрых поступков складывается

Краткое сочинение на тему базаров и его родители Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Именно поэтому создается впечатление, что Базаров и его родители говорят на разных языках,

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Акция «Письмо Матери» Формирование детско-родительских отношений процесс достаточно сложный и многогранный, начинается он с момента рождения ребенка. Первые прикосновения к малышу, насколько нежно его

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По

Тема: «Моя семья» Задачи урока: 1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 73 «Дельфин» городского округа Тольятти Консультация для родителей на тему: «Что такое семья?» Подготовила:

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Новозыбковская городская централизованная библиотечная система» Центральная библиотека Надточей Наталья, 12 лет г. Новозыбков Романтические страницы любви Материалы

Опасные фразы, или Как создаются негативные жизненные сценарии «Слово не воробей вылетит, не поймаешь» Народная пословица Задумываемся ли мы о том, что именно слышит ребенок, когда мы просим его что-то

Однажды... Когда я была маленькой, я дала себе слово, что если вдруг заведу дневник, то начинаться он будет именно так. Я очень люблю читать, и все мои самые любимые истории начинаются с этого слова «однажды»...

Конспект урока 1 по произведению «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева Тема: «Жизнь на миру» Цель: а) воспитательная - раскрыть с учащимися важные нравственные вопросы, заставляя их задуматься об истинной

Для семьи и друзей Когда я говорю о своей дочери, произношу ее имя, рассказываю о счастье и агонии ее короткой жизни - я испытываю облегчение. Люди, которые действительно слушают меня, те люди, что не

Борис Петрович Екимов А говорили всё проходит И позабудется в свой срок. Но боль войны живёт в народе И бродит, как в берёзе сок. А. Селезнёв Великая Отечественная война. Те, кто пережил её, не могут избавиться

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 имени Созонова Ю.Г.» Проект урока литературы в 8 классе «Проблема истинной доброты в рассказе Паустовского К.Г. «Телеграмма»». Цель урока: формирование представлений

Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского

ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ Родительская любовь Материнская любовь Любовь детей к родителям Произведение, автор Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» Примерное вступление Родители это самые близкие люди. Их

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1.День пожилого человека (на основе описания фотографии). 2.Моё посещение театра (повествование на основе жизненного

Письмо ветерану Сочинения-письма учащихся 4В класса МБОУ СОШ 24 Здравствуй дорогой ветеран Великой Отечественной войны! С глубоким уважением пишет Вам ученица 4 «В» класса, школы 24 города Озерска. Приближается

ОПЛАКИВАЯ ПОТЕРЮ КОГО-ТО ОЧЕНЬ ЗНАЧИМОГО Разработала Marge Heegaard Перевела Татьяна Панюшева Для заполнения детьми Имя Возраст Ты пережил очень трудное время. И то, что у тебя путаются мысли и чувства

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дюймовочка» Подготовила старший воспитатель I категории Тюлюш Е.К. Хову Аксы 2017 г Наверное, ничто и никто не вызывает у человека столь

Сочинение на тему проблема одиночества в романе булгакова мастер и маргарита Сочинение Проблема творчества и судьбы художника по произведению: Мастер и на себе давление советской цензуры, травлю в печати,

Классный час на тему: «Здоровые дети в здоровой семье» Цели: сохранение семейных традиций как основы российского общества и государства; пропаганда здорового образа жизни учащихся, семейных ценностей;

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 657 Приморского района Санкт Петербурга КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДОБРОТА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ 1 КЛАСС Составитель: Горбунова Любовь Иннокентьевна,

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2017/2018 ГГ.. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая

Сочинение на тему аристократизм кирсанова против нигилизма базарова Образ России, тема Аристократизм П. Кирсанова против. заданным вопросам. нигилизма Базарова 14 14 Классное контрольное сочинение. сочинение

Сочинение рассуждение на тему нужен ли базаров россии сочинение на тему евгений базаров новый герой или трагическая я имею в виду его рассуждения о поэзии, искусстве, природе и о любви. Последние слова

«Папа, мама, я дружная семья» Сборник Москва, ЮАО ГОУ ЦО «Школа здоровья» 1998 «Лукоморье». 2008 Усанова Настя, 5-б Любит читать моя семья, Разные книжки читает она. Есть детективы, фантастика есть, И

Урока литературы в 7 классе «Урок милосердия в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», учитель русского языка и литературы Неляпина Н. А. Тема: Урок милосердия в повести В. Г. Короленко «В дурном

Сочинение на тему можно ли быть счастливым в одиночестве И нет большего счастья, как быть живым, жить и радоваться миру на Земле. Не стоит Согласна с тем, что написал сам автор в своем сочинении. В раннем

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей! Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние. Г. Адамс ею. Профессию можно выбирать, любить, гордиться или тяготиться

Государственный комитет псковской области по здравоохранению и фармации ГБУЗ «Областной центр медицинской профилактики» Родители?! Псков, 2016 Планирование семьи это дети по желанию, а не по случаю. Право

Тема: «Семья» Единый Урок: «Моя семья» (1-4 классы) Цель: Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Задачи:

Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России» Направление это как палочкавыручалочка: если вы не знаете русской классической литературы пишите по этому направлению. То есть можно хоть

Учить / научить кого? чему? как? где? что делать? Родители меня уважать других людей. Он тебя ничему хорошему не! Ну почему никого не музыке, а меня? Опытный врач молодого врача. Этим летом папа меня плавать.

Календарь знаменательных дат Книжная выставка для учащихся 5 6 классов. «Октябрь кашляк, скорей домой, Не простудись, читатель мой!» Раздел 1. Учитель на страницах книг. С Днем учителя! С праздником вас,

Консультация для родителей Уважаемые родители, в соответствии с требованиями к психологопедагогическим условиям, указанным части 3 статьи 2 пунктом 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

«Маленький принц» легендарное произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Эта детская сказка для взрослых была впервые опубликована в 1943 году, с тех пор в мире нет человека, который

Глава 1 Опыт чего мы передаем детям? Часть первая. Зеркало с рентгеном Тома педагогической литературы посвящены тому, что надо делать с детьми, дабы они выросли приличными и счастливыми людьми! Боже Мой,

Сочинение если бы базаров остался жив Эта страничка поможет тебе в подготовке к сочинению по литературе, успешное Два богача, Отцы и дети (Базаров, родители Базарова, Одинцова, Павел Сам Толстой признавался:

ГУО «Детский сад начальная школа 63 г. Гомеля» ПРИГЛАШАЕТ будущих первоклассников на занятия в адаптационную школу Если скоро будет шесть, А забот не перечесть: Не умеешь ты читать И не знаешь, как писать,

Как жить в студенческой группе? Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь. Л.Н. Толстой Каждый день ты встречаешься с самыми

ВСЕГДА ЛИ ПРАВЫ ВЗРОСЛЫЕ? (Конспект классного часа в 4 6 классах) Адаптировано Ходотовой Ю.А., учителем начальных классов из материалов Интернет https://yandex. ru/metod-kopilkau Цель: формировать у учащихся

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ 1860.1904 ЖИЗНЬ И ВРЕМЯ Он из Таганрога (около Азовского моря) После гимназии он переехал в Москву Учился в медицинском институте и писал Его дедушка был крепостным, но сумел купить

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

Сочинение на тему я хочу вам рассказать об одном добром человеке В честь 55-летия школы учащиеся писали сочинения об учителях. Интеллигентность, принципиальность, способность тонко чувствовать человека

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского творчества» Диагностический материал по исследованию нравственной воспитанности

Человек создан на столетия если судить по огромной сочинение егэ аргументы >>> Человек создан на столетия если судить по огромной сочинение егэ аргументы Человек создан на столетия если судить по огромной

22.11.2014

Здесь мы постараемся собрать для вас весь полезный материал по направлению "Спор поколений: вместе и врозь".

Всю общую информацию вы найдёте в разделе "Итоговое сочинение 2015 ".

Ниже будут представлены конкретные темы для этих направлений, рекомендации по подготовке, списки литературе и конкретные примеры хороших сочинений.

Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все произведения, где показаны отношения «отцов» и «детей». Проблема эта многоплановая.

1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети – это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и преемственность между поколениями внутри семьи.

2. Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях.

3. Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв.

4. Отношения между поколениями - это не только конфликт, но и преемственность, желание передать собственную систему ценностей, окружить себя близкими людьми. Всегда ли это получается?

Список литературы

1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
2. А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
3. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»
4. М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
5. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба», «Мёртвые души» (на образе Чичикова)
6. А.Н. Островский. «Гроза»
7. И.А. Гончаров. «Обломов»
8. И.С. Тургенев. «Отцы и дети»
9. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь»
10. Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Война и мир»
11. А.П. Чехов. «Вишневый сад»
12. В.Г. Короленко. «В дурном обществе»
13. А.М. Горький. «Детство»
14. М.А. Шолохов. «Тихий Дон», «Родинка»
15. В.Г. Распутин. «Уроки французского», «Последний срок»
16. В. Тендряков. «Расплата»
17. Б. Васильев. «Завтра была война»
18. Ю. Бондарев. «Выбор»
19. Г. Щербакова. «Вам и не снилось»
20. Л. Разумовская. «Дорогая Елена Сергеевна!»
21. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
22. А.Алексин. "Безумная Евдокия", "Шаги"
23. Б.Екимов. "Ночь исцеления", "Пара осенней обуви".

Темы сочинений (примерные):

  • На чем должны строиться взаимоотношения в семье?
  • Как преодолеть недопонимание, которое порой возникает во взаимоотношениях родителей и детей?
  • Каково значение дома и семьи в жизни ребенка?
  • Почему страдают дети?
  • Какой должна быть семья?
  • Почему нельзя забывать отчий дом?
  • Чем опасно отсутствие взаимопонимания между поколениями?
  • Как молодое поколение должно относиться к опыту старших?
  • Как эпоха влияет на взаимоотношения отцов и детей?
  • Конфликт отцов и детей неизбежен?
  • Что значит стать взрослым?
  • Любовь и уважение к родителям есть чувство святое?

Материал для подготовки: