Храм благовещения в павловской слободе. Церковь благовещения пресвятой богородицы в павловской слободе


Благовещенский храм

Проезд из Москвы : в Павловскую Слободу можно проехать от Старого (через Нахабино) и Нового Волоколамского шоссе (через пос. Истру и Веледниково).

Павловская Слобода получила двойное название примерно в 1864 году, а до того село именовалось просто Павловским.

История этого Подмосковного местечка насчитывает много веков. В межевой грамоте (1504 г.) Ивана III, краеведы впервые находят упоминание этого селения, и имя одного из его первых владельцев – Якова Морозова.

В период времени с 1664 по 1730 вотчина становится дворцовой.

Древний Благовещенский храм, сохранившийся в Павловском, специалисты датируют 1661-1662 гг. Церковь поставили на дворе царского «дядьки» Бориса Ивановича Морозова. Она соединялась крытым переходом с жилыми хоромами боярина. Рядом с палатами теснились многочисленные надворные постройки, разветвленный хозяйственный комплекс, а тесовые ворота вели к юго-западной околице села. Боярскую усадьбу окружали обширные плодовые сады и ягодники.

Особенно красивый вид на храм Благовещения Пресвятой Богородицы открывается из-за реки, со стороны Лешково. Отсюда хорошо виден холм, удачно подмеченный неизвестными зодчими и послуживший естественным пьедесталом для церкви. Восточная алтарная часть сооружения, над которой возвышается пестрое многоглавие (золотые и небесно-голубые, усеянные восьмиконечными звездами купола), со стороны реки Истры наиболее эффектна.

Церковь, состоящая из бесстолпного пятиглавого четверика с трехчастной апсидой и трапезной палаты, водружена на этаж подклета. По периметру ее охватывает крытая галерея в два яруса, на восточных торцах ограниченная приделами с главами. Декоративное убранство храма, в основном, сводится к применению кокошников, наличников двух типов, и ширинок на парапетах гульбища.

Более поздняя трехъярусная шатровая колокольня 1879-1881 гг. не сохранилась.

Павловское соединялось со стольным градом прямой дорогой, по которой царь Алексей Михайлович любил ездить на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь. Царица Наталья Кирилловна имела здесь свои хоромы (1674). Царевна Софья с меньшими братьями Петром и Иваном нашла в Слободе убежище во время стрелецкого бунта (1682).

С 1730 г. вотчина принадлежит сподвижнику Петра I – генерал-прокурору, графу П.И. Ягужинскому, затем его наследникам. В начале XIX столетия род Ягужинских прерывается, и село отписывается в Коммисариатское ведомство Военного министерства.

В революционные годы судьба Павловской Слободы весьма типична. В разграбленном в 1930-е гг. храме сначала разместили общежитие, а затем филиал Красногорской кожгалантерейной фабрики. После 1995 года, по многочисленным просьбам верующих, производство было выведено из храма, и дом молитвы обрел свое истинное предназначение. В 1999 году восстановлена шатровая колокольня, стройной вертикалью дополнившая композицию храма.

Впервые деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловском упоминается в 1593 году. Большая каменная церковь в вотчине боярина Б.И.Морозова, воспитателя и сподвижника царя Алексея Михайловича, построена около 1661 глда. Государь не раз гостил в этом имении. После кончины Морозова и его супруги, село было приписано к Дворцовому ведомству. В 1667 году в Покровском значится каменная Благовещенская церковь с приделами во имя святителя Николая и пророка Илии. Позднее, в трапезной, устроили приделы в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святого апостола Андрея Первозванного. Церковь соединялась переходом с палатами боярина Морозова. В 1682 году, во время стрелецкого бунта, два дня в селе укрывались царевна Софья и молодые государи Иван и Петр.


Вид с дороги на архитектурный ансамбль церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе.

В 1830 году по инициативе директора Павловской казенной суконной фабрики А.С.Забелина была расширена трапезная за счет присоединения к ней галерей, заложены старые и пробиты новые проемы. Перестройка уничтожила все древние порталы храма и приделов. В 1879 году «за ветхостью» разобрана прежняя шатровая колокольня и в том же году заложена и к 1881 году завершена новая четырехъярусная колокольня, примыкавшая уже к западному фасаду трапезной. Церковная метрика 1887 года указывает, что иконостас в храме устроен в четыре яруса («резьба на золотом поле»), пол чугунный, на стенах местами роспись, возобновленная в 1876 году.


На территории прихода Благовещенского храма, у южных ворот выстроен надвратный храм, посвященный преподобному Иосифу Волоцкому. Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин; 1440-1515) вошел в историю как ревностный поборник Православия и защитник церковного и государственного единства в борьбе с ересями и церковными нестроениями, один из вдохновителей учения о Святой Руси как преемнице и хранительнице древнего вселенского благочестия. Не менее известна его хозяйственная деятельность, имевшая целью укрепление церковного авторитета и влияния в общественных делах, расширение материальных возможностей Церкви для совершения дел милосердия.


Еще один вид на архитектурный ансамбль церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе.


Главные ворота.


Архитектурный ансамбль административно-хозяйственного комплекса. В него входит домовая церковь святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев расположен на территории прихода, к западу от храма Благовещения. Его строительство велось по старинным технологиям с применением крупноразмкпного кирпмча и известкового раствора, а основная толщина стен 90 см., как это было принято в прошлом.



В начале 1930-х годов храм закрыли; церковное имущество расхитили и уничтожили. Колокольню разобрали. В 1992 году церковь возвратили верующим. Первая Литургия состоялась в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1993 году.


А вот и сама церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе.


В 1995 году в храме начались реставрационные работы под руководством архитекторов В.Я.Кузнецова и А.В.Субботина. Полностью восстановлен первоначальный облик и наружное убранство храма, планировка интерьеров. Пятиярусный иконостас выполнен в стиле XVII в. Построена шатровая колокольня и оснащена звонницей из 12 колоколов, главный весом 2000 кг. В подклете устроен крестильный храм во имя Крестителя Господня Иоанна. Устроено парадное крыльцо с двумя сходами в традициях XVII в. С западной стороны от храма строится приходской дом с домовой церковью во имя Царственных страстотерпцев.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы - православный храм Истринского благочиния Московской епархии, расположенный в Павловской Слободе; памятник культурного наследия федерального значения.

История

Земли, на которых стоит храм, к моменту постройки первой церкви принадлежали дворянскому роду Морозовых. Данных о постройке деревянной церкви в селе Павловское практически не сохранилось; есть лишь некоторые чертежи, где архитектура церкви типична для воздвигнутых в конце XV - начале XVI вв. Первое сохранившееся письменное упоминание о церкви на высоком правом берегу Истры датируется 1593 годом. В середине XVII века Борис Иванович Морозов, наставник царя Алексея Михайловича, был одним из самых влиятельных людей в государстве. Он решил построить вместо деревянного пышный каменный храм, куда было бы прилично приглашать царя. Семиглавая церковь была заложена около 1650 года. Борис Морозов, умерший в 1661 году, не дожил до открытия храма; строительство завершилось в 1662 году под присмотром вдовы Анны Ильиничны (сестры Марии Милославской). С юго-востока (там же, где и сейчас), к храму примыкала колокольня. В церкви бывал царь Алексей.

Вскоре бездетная Анна Ильинична умерла, и село отошло к государству; в следующие века храм только терял свои значение и богатства. В 1830 году церковь была перестроена. В частности, были разобраны порталы и заложены гульбища. К 1880 году высота колокольни считалась недостаточной для того времени, а её ветхость также послужила причиной для её сноса. Вместо неё к западной стене храма была построена массивная колокольня, подавлявшая архитектуру самого храма. При советской власти в 1933 году храм был закрыт и разорён. В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, советские войска взорвали колокольню, которая из-за своей высоты могла служить немцам ориентиром. В 1992 году богослужения были возобновлены. Была вновь отстроена первоначальная [источник не указан 790 дней ] колокольня.

Приписные храмы

К Благовещенской церкви приписаны 7 храмов и часовен: в разы больше, чем у любого другого храма Истринского благочиния.

  • Храм Царственных Мучеников
  • Надвратный храм Иосифа Волоцкого
  • Часовня Мефодия и Кирилла
  • Храм Воскресения Словущего
  • Казанский храм в дер. Ивановская
  • Казанская надкладезная часовня: находится над источником у реки Истры рядом с деревней Лешково и посвящена Казанской иконе Божией Матери; ежегодно 21 июля в часовне совершается водосвятный молебен.
  • Владимирская надкладезная часовня: находится над источником в деревне Обушково и посвящена Владимирской иконе Божией Матери; ежегодно 8 сентября в часовне совершается водосвятный молебен.

Святыни

Утверждается, что в храме хранятся частицы следующих религиозных деятелей:

  • Николай Чудотворец
  • Мария Магдалина
  • Димитрий Солунский
  • Апостол Пётр
  • Апостол Павел
  • Апостол Варфоломей
  • Георгий Победоносец
  • Антоний Великий
  • Гервасий и Протасий
  • Иосиф Волоцкий
  • патриарх Тихон
  • Варвара Илиопольская
  • Алексий Московский
  • Савва Сторожевский
  • Сергий Радонежский
  • Антипа Пергамский
  • Харлампий
  • Христина Тирская
  • Екатерина Александрийская
  • Фёкла Иконийская
  • Дионисий Ареопагит
  • Феодор Тирон
  • Флор и Лавр
  • Женевьева Парижская
  • Елизавета Фёдоровна
  • Варвара (Яковлева)
  • апостол Матфей
  • Андрей Боголюбский
  • Александр Невский
  • Иоанн (епископ Суздальский)
  • Феофан Затворник
  • Иннокентий (Борисов)
  • Филарет (Дроздов)
  • Митрофан Воронежский
  • Лука (Войно-Ясенецкий)
  • Серафим Саровский
  • Георгий Хозевит
  • Амвросий Аптинский
  • Кукша Одесский
  • Иона Одесский
  • Виталий
  • киево-Печёрские старцы
  • неизвестные святые с горы Искушений
  • один из Севастийских мучеников

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
(с. Павловская Слобода, Истринского района)

Впервые деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловском упоминается в 1593 г.
Большая каменная церковь в вотчине боярина Б.И. Морозова, воспитателя и сподвижника царя Алексея Михайловича, построена около1661 г. Государь не раз гостил в этом имении. После кончины Морозова и его супруги, село было приписано к Дворцовому ведомству. В 1667 г. в Покровском значится каменная Благовещенская церковь с приделами во имя святителя Николая и пророка Илии.
Позднее, в трапезной, устроили приделы в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святого апостола Андрея Первозванного. Церковь соединялась переходом с палатами боярина Морозова.
В 1682 г., во время стрелецкого бунта, два дня в селе укрывались царевна Софья и молодые государи Иван и Петр.
В 1830 г. по инициативе директора Павловской казенной суконной фабрики А.С. Забелина была расширена трапезная за счет присоединения к ней галерей, заложены старые и пробиты новые проемы. Перестройка уничтожила все древние порталы храма и приделов. В 1879 г. «за ветхостью» разобрана прежняя шатровая колокольня и в том же году заложена и к 1881 г. завершена новая четырехъярусная колокольня, примыкавшая уже к западному фасаду трапезной. Церковная метрика 1887 г. указывает, что иконостас в храме устроен в четыре яруса («резьба на золотом поле»), пол чугунный, на стенах местами роспись, возобновленная в 1876 г.
Колокольню в 1879-1881 гг. строил крестьянин Борис Савватеев Раев.
В начале 1930-х гг. храм закрыли; церковное имущество расхитили и уничтожили, колокольню разобрали.
В 1992 г. церковь возвратили верующим. Первая Литургия состоялась в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1993 г.
В 1995 г. в храме начались реставрационные работы под руководством архитекторов В.Я.Кузнецова и А.В.Субботина. Полностью восстановлен первоначальный облик и наружное убранство храма, планировка интерьеров. Пятиярусный иконостас выполнен в стиле XVII в.

Построена шатровая колокольня и оснащена звонницей из 12 колоколов (главный - 2000 кг). В подклете устроен крестильный храм во имя Крестителя Господня Иоанна. Устроено парадное крыльцо с двумя сходами в традициях XVII в. С западной стороны от храма построен приходской дом с домовой церковью во имя Царственных страстотерпцев. Особым почитанием пользуются ковчежцы с мощами святых угодников Божиих.
При храме действует воскресная школа.

На реке Истре в 17 километрах от знаменитой Ново-Иерусалимской обители в селе Павловская Слобода стоит целый ансамбль храмов, который можно принять за монастырь. На просторном приходском участке расположился Благовещенский храм с семью главами, шатровая колокольня, а также розовый храм Царственных мучеников, строящаяся часовня Вифлеемских младенцев и надвратная церковь преподобного Иосифа Волоколамского. Все эти постройки, кроме центрального Благовещенского храма, были возведены в недавнее время. Благовещенский приход и его церкви связан с двумя знаменитыми обителями этой части Подмосковья: Иосифо-Волоцким и Ново-Иерусалимским монастырями.

Главными датами в истории Благовещенского прихода Павловской Слободы можно назвать 1504 и 1663 годы. К 1504 году относится первое документальное упоминание села как вотчины бояр Морозовых, а в 1663 году было достроено и освящено каменное здание сохранившейся до наших дней Благовещенской церкви. Обе эти даты были важны и для религиозной жизни Московского государства. В 1504 и в 1666 годах состоялись два знаменитых церковных собора, оба закончившиеся анафемами, осуждениями и гонениями. На московском соборе 1504 года была окончательно осуждена ересь жидовствующих, которая увлекла в том числе и многих представителей духовенства и государственных чиновников. По итогам собора около десятка самых видных еретиков, среди которых был брат управляющего посольскими делами, сожгли в деревянных срубах. Ярым противником жидовствующих как на этом соборе, так и ранее был игумен Успенского Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Санин.

В 1666 году, всего три года спустя после освящения храма в Павловской Слободе, на новом соборе осудили и лишили патриаршества церковного реформатора и строителя Ново-Иерусалимского монастыря Никона. Правда, еретиком его не признали, вина патриарха состояла в обиде царя Алексея Михайловича и, говоря современным языком, в превышении должностных полномочий. Кстати, одним из пунктов обвинения значилось строительство новых монастырей, которым бывший патриарх давал неподобающие имена вроде «Нового Иерусалима». Павловская Слобода расположилась на пересечении двух дорог - сухопутной в сторону Иосифа-Волоцкой обители и водной по реке Истре в Новый Иерусалим. В истории прихода отразились важные религиозные события XVI и XVII веков, связанные с основателями этих монастырей.

Преподобный Иосиф Волоцкий стал особо почитаться в приходе Благовещенского храма Павловской Слободы в последнее время. В честь этого святого был сооружен небольшой надвратный храм, который первым бросается в глаза со стороны автобусной остановки. Этот новый храм построен в духе церквей XVII века, а его пестрая расцветка, видимо, была позаимствована у старинной московской церкви Николая Чудотворца в Хамовниках. В облике здания сочетаются зеленый, белый, желтый и красный цвета. Кстати, надкупольный крест церкви в Хамовниках напоминает крест Благовещенской церкви в Павловской Слободе. Оба распятия украшены фигурками ангелов-серафимов, которые расселись на перекладинах, будто птицы на ветвях дерева.

С внешней стороны ворот, над которыми сооружен храм Иосифа Волоцкого, в одной из ниш установлена ростовая мозаичная икона преподобного Иосифа. На ней изображена и основанная преподобным Успенская обитель вблизи Волоколамска. На мозаике заметна высокая колокольня монастыря, которая была взорвана из военных соображений в 1941 году при отступлении советских войск. Если пройти на территорию храмового комплекса к главному старинному храму Благовещения, то на сводах его массивного крыльца увидим фрески, где вновь изображен святой Иосиф Волоцкий. На одной из фресок повествуется о знамении на месте возведения Волоколамской обители. По легенде, место для строительства монастыря указал удар молнии и неожиданная буря, повалившая деревья вокруг.

Главная Благовещенская церковь, как уже говорилось, была построена незадолго до церковного суда над патриархом Никоном. Тем не менее, осуждение не касалось его обрядовой реформы, а отрицающие новый обряд проклинались собором как раскольники. Владелец Павловской Слободы и строитель Благовещенского храма Борис Иванович Морозов не дожил несколько лет до освящения церкви в своей вотчине. Несмотря на то, что Морозов был «дядькой» и близким сподвижником царя Алексея Михайловича, церковный раскол сделал его фамилию одним из знамен противного царю старообрядчества. Вдова родного брата Бориса Ивановича Морозова Феодосия стала одной из самых известных противниц церковных нововведений. Именно она изображена на знаменитой картине Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова» в образе фанатичной сторонницы старого обряда, которую в оковах на санях увозят в место заточения.

Феодосия Морозова тесно общалась и сотрудничала с предводителем староверов опальным протопопом Аввакумом. Какое-то время непокорную знатную особу не трогали. Поводом для суда, тюрьмы и казни, возможно, стал отказ Морозовой от приглашения на царскую свадьбу. С этого времени ее вместе с родной сестрой княгиней Урусовой и рядом единомышленников подвергали допросам, арестам, пыткам, а также уговорам принять церковные реформы и помириться с царем. В конце концов, несговорчивую боярыню увезли в заточение в Пафнутьев Боровский монастырь, где она и скончалась от голода в земляной тюрьме вместе с сестрой. Место гибели старообрядческой мученицы впоследствии широко почиталось населением Боровска и его окрестностей, значительная часть которого принадлежала к различным староверческим толкам.

Немало староверов проживало и в Павловской Слободе. В конце XIX века здесь снимал дачу знаменитый композитор Александр Порфирьевич Бородин. Он поселился в так называемом «кладбищенском» конце села, где как раз и проживали раскольники-беспоповцы. На берегах реки Истры они странным образом оказались в соседстве с Ново-Иерусалимской обителью ненавистного им патриарха Никона. В своих письмах из Павловской Слободы Бородин описал быт и нравы этих людей, живших замкнуто и отстраненно от других жителей села. Местное раскольничье согласие имело своим духовным центром московскую общину так называемых «федосеевцев», чья молельня и сейчас находится вблизи бывшего старообрядческого кладбища в Москве у Преображенской площади. Композитор Бородин, естественно, заинтересовался песенной традицией Павловских староверов. Считается, что услышанные в селе молитвенные напевы Александр Порфирьевич использовал в своей Третьей симфонии. К сожалению, это произведение Бородина не было записано и не сохранилось.

Интересно, что в Пафнутьевом Боровском монастыре сошлись судьбы родственницы строителя Благовещенской церкви Павловской Слободы боярыни Морозовой и почитаемого здесь преподобного Иосифа Волоцкого. На протяжении 18 лет Иосиф жил в Боровской обители, являясь учеником святого Пафнутия. Иосиф даже возглавлял монастырь некоторое время после смерти учителя. Разногласия с подчиненными монахами вынудили Иосифа оставить ставший родным монастырь и обосноваться в Волоколамской земле, откуда были родом его родители.

Еще один храм комплекса в Павловской Слободе посвящен Царственным мученикам - семье последнего российского императора Николая II . Икону царской семьи можно увидеть над входом в эту церковь. Видимо, семь колоколов разных размеров в примыкающей к церкви звоннице символизируют каждого члена расстрелянной в 1918 году в Екатеринбурге семьи. На сегодняшний момент на территории прихода строится еще и водосвятная часовня с купальней, которую предполагается освятить, как указано на стенде, в честь «14 000 убиенных Иродом Вифлеемских младенцев». Согласно евангельскому рассказу иудейский царь Ирод, услышав от пришедших восточных мудрецов о звезде, которая указывала на рождение в Вифлееме великого царя, сильно испугался. Он велел убить там всех младенцев, рассчитав примерный возраст возможного, как он думал, претендента на его власть. Эти убитые младенцы стали почитаться в церкви как невольные мученики за Христа. Судя по эскизу на стенде, храм будет построен в духе древних соборов Владимирского зодчества. В частности, если проект не изменится, внешние стены часовни украсят каменные барельефы.

Всего в трех километрах от комплекса храмов в Павловской Слободе стоит церковь благоверного князя Александра Невского в поселке Княжье Озеро. Этот новый храм хорошо виден с трассы «Новая Рига». Интересен он, прежде всего, тем, что с 2009 года в нем хранится древняя Торопецкая икона Божией Матери. Чудотворный образ до революции был главной святыней города Торопец Тверской области, а в советское время переместился в запасники Русского музея в Ленинграде. Оттуда девять лет назад ее «вызволил» местный предприниматель, поместив в построенный на его средства храм Александра Невского в Истринском районе.