Маркировка шин m s значение. Что означают цифры и символы на автомобильных шинах

Без хорошей и качественной обуви человек много не пройдет, если на дворе холодное время года. Да и летом по раскаленному солнцем асфальту босиком передвигаться некомфортно. Так же и с автомобилем – без грамотно подобранных шин он далеко не уедет.

Однако правильно выбрать их не так просто, как может показаться на первый взгляд. Из обилия представленных в магазине шин нужно четко определить категорию, типоразмер, уметь расшифровать индекс допустимой нагрузки и индекс скорости шин , показатели сцепления и износа. Радует, что не обязательно быть специалистом, ведь маркировка шин, расшифровка которой доступна даже начинающему автолюбителю, содержит всю необходимую информацию.

Разумеется, сначала нужно подобрать «обувку» для автомобиля по размеру – типоразмер шин является одной из самых видимых деталей маркировки:





Для расшифровки возьмем последний пример с фотографии: 175/70 R13 82Т :

  • 175 – показатель ширины шины в миллиметрах, то есть ширина данной шины 175 мм.
  • 70 – ее пропорциональность (еще называют подобную величину профилем), то есть высота профиля по отношению к ширине в данном случае составляет 70%. Чем больше показатель пропорциональности, тем выше шина, независимо от ее ширины.
  • R – радиальный корд покрышки. Это особенность конструкции шины, когда прорезиненные нити на корде каркаса идут параллельно друг другу, не перехлестываясь. Сейчас преимущественно выпускается радиальный тип, но иногда еще можно встретить и диагональный корд (D), когда прорезиненные нити на каркасе располагаются под углом к радиусу колеса. Или диагонально-опоясанный тип (B).
  • 13 – величина указана в дюймах и обозначает диаметр колеса.
  • Т – буквенное обозначение скорости, при которой можно без проблем ездить с данной шиной. Подобный индекс скорости шин рассчитать просто, взглянув на таблицу, которая расположена ниже. В данном случае мы видим индекс скорости Т, который означает, что предельно допустимая скорость – 190 км/ч. Это распространенный тип, как и индекс скорости q (до 160 км/ч).
  • 82 – эта цифра обозначает максимально допустимую нагрузку на колесо. В данном случае этот индекс шин обозначает, что предельно допустимая нагрузка составляет 475 кг. Чуть ниже в увидите таблицу, где будут указаны все значения индекса нагрузки шин.

Индекс скорости шин

Индекс нагрузки (грузоподъемности) шин

Индекс КГ Индекс КГ Индекс КГ Индекс КГ
50 190 71 345 92 630 113 1150
51 195 72 355 93 650 114 1180
52 200 73 365 94 670 115 1215
53 206 74 375 95 690 116 1250
54 212 75 387 96 710 117 1285
55 218 76 400 97 730 118 1320
56 224 77 412 98 750 119 1360
57 230 78 425 99 775 120 1400
58 236 79 437 100 800 121 1450
59 243 80 450 101 825 122 1500
60 250 81 462 102 850 123 1550
61 257 82 475 103 875 124 1600
62 265 83 487 104 900 125 1650
63 272 84 500 105 925 126 1700
64 280 85 515 106 950 127 1750
65 290 86 530 107 975 128 1800
66 300 87 545 108 1000 129 1840
67 307 88 560 109 1030 130 1900
68 315 89 580 110 1060
69 325 90 600 111 1090
70 335 91 615 112 1120

Сезонность

Также маркировка шин обязательно включает в себя обязательно указание сезонности:

Обозначение Описание
W + S C такими шинами возможно движение по дороге, на которой присутствует грязь и снег.
Snow или M + S Зимние шины, позволяющие ехать и по снегу, и по льду.
As All Season всесезонная
Aw Any Weather всепогодная
Rain, Water, Aqua, Aquatred, Aquacontact Возможно, шина может в маркировке иметь «зонтик». Такая маркировка говорит о том, что покрышка имеет эффект аквапланирования, то есть создана специально для дождливой погоды.
HIGHWAY Шоссейные – созданы для дорог с твердым покрытием, но только в мокром или сухом виде. Из-за низкого сцепления с покрытием езда по снегу или льду в такой автомобильной «обувке» нежелательна.
PERFORMANCE Скоростные - для автомобилей высокого класса. Выдерживают большие температурные нагрузки, имеют отличные сцепные свойства и обеспечивают безупречную управляемость авто.
ALL SEASON PERFORMANCE Скоростные всесезонные.




Ошиповка

Для тех, кто предпочитает шипованную резину в холодное время года, важно знать следующее:

Дополнительные обозначения

Помимо этого, существует еще масса дополнительных обозначений, которые не всегда указываются:

Обозначение Описание
Rotation Направленная, где направление указывается стрелкой.
Outside и Inside (возможно, Side Facing Out и Side Facing Inwards) Ассиметричная, поэтому при таком обозначении обязательно соблюдать указание для установки шины на диск: Outside (наружная сторона автомобиля), Inside (внутренняя сторона).
Left/Right Зависимости от обозначения, устанавливают шину по той стороне машины, которая обозначена в маркировке: слева или справа.
Tubeless Бескамерная.
Tube Type Эксплуатируют только с камерой.
MAX PRESSURE (кПа) Максимально допустимое давление в шине.
Vmax Скорость, которую выдерживают шины, может быть более 360 км/ч.
SSR При потери давления включается система аварийной защиты.
M3 Разработаны специально для BMW.
N1, N2, N3 Разработаны специально для Porshe.
MO Разработаны специально для Mercedes-Benz.
ML Разработаны специально для Mercedes-Benz или Audi, имеют защиту обода диска.
MFS Максимально защищают закраину автомобильного диска.
RF, Reinf, C, LT, XL Усиленные шины.
E17 Целиком и полностью соответствуют стандартам Европы.
DOT Целиком и полностью соответствуют стандартам США.
PLIES: TREAD Слой протектора состоит из...
SIDEWALL Боковой слой состоит из...
MAX LOAD Индекс нагрузки шин (кг или английский фут).
DA Небольшие производственные дефекты, которые не препятствуют нормальной эксплуатации.
MADE IN… Произведено в...




Расшифровка маркировки шин

Основные параметры маркировки приведены на следующем рисунке:

Пример: 195/65 R15 91 T XL

195 - это ширина шины в мм.

65 - Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине . В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто - «профиль».

Например, можно рассмотреть две шины: первая - 195/70 R14 и вторая - 195/65 R14 и вычислить их диаметр (по сути, высоту). Общая формула следующая:

High

Prop

Width

Подставляя два любых известных параметра, можно вычислить третий. Расчет для первой шины:

High

0.70

Откуда высота High = 0.70 * 195 = 136,5 мм. (это высота с одной стороны, ее еще надо умножать на 2).

Учтем, что диаметр 14 дюймов равен 355,6 мм.

Тогда полная высота шины 195/70 R14 будет 136,5 * 2 + 355,6 = 628,6 мм

Расчет для второй шины:

High

0.65

Откуда высота = 0.65 * 195 = 126,75 мм. (это высота с одной стороны, ее еще надо умножать на 2).

Диаметр 14 дюймов равен 355,6 мм.

То есть, полная высота шины 195/65 R14 будет 126,75 * 2 + 355,6 = 609,1 мм

Таким образом, высота над землей оси автомобиля будет различаться на (628,6-609,1)/2 = 9,75 мм. То есть, разница около 1 см.

Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R - означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).

Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

15 - диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

91 - индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН - 91 - 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:


T - индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС - Н - до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

Таблица индексов скорости:

Маркировка американских шин:

Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger - для легковой машины) или «LT» (Light Truck - лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31x10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)

31 - внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 - ширина шины в дюймах.
R - автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15 - внутренний диаметр шины в дюймах.

Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера - внешний диаметр, вторая - ширина, третья - внутренний диаметр.

Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:

XL или Extra Load - усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).

M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) - грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) - Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) - резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) - специальные дождевые шины.

Outside и Inside ; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside - с внутренней.

RSC (RunFlat System Component) - шины RunFlat - это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless - бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type - обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure ; максимально допустимое давление в шине. Max Load - максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) - шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation - Министерство транспорта США) - американский стандарт качества.

Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А - наилучший показатель).

Traction А, В или С - способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

Treadwear ; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) - указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

Ответ редакции

В период смены сезонов перед многими автовладельцами встаёт вопрос замены шин. Помимо логичного выбора летней, зимней или , нужно правильно подобрать типоразмер, уровень нагрузки и соответствие скоростным характеристикам автомобиля. Эти данные указаны в руководстве по эксплуатации транспортного средства. А вся нужная информация о шине содержится на её боковине. Зная, что именно и где написано, можно составить гораздо лучшее представление о будущем колесе.

Самая важная информация о шине — её типоразмер. Чаще всего он указывается в метрической системе, реже — в дюймах и состоит из 6 групп символов. Первая группа из трёх цифр обозначает ширину в миллиметрах, вторая — двузначная — соотношение высоты профиля и ширины в процентах, буква R говорит о радиальной конструкции шины, затем идёт посадочный диаметр в дюймах. Отдельные цифры обозначают индекс нагрузки, указывающий на максимально допустимую нагрузку на шину. Её приблизительно можно вычислить, поделив полную массу автомобиля на 4 (количество колёс). Завершает надпись буква, обозначающая индекс скорости. Он соответствует той скорости, до которой может разгоняться автомобиль.

Помимо названия компании-производителя и модели шины, на ней содержится ещё множество дополнительной информации.

Достаточно важными являются данные об условиях применения шины по сезону и покрытию. Латинские буквы AS (All Season, Any Season) или AW (Any Weather) показывают, что шину можно использовать при любой температуре. Шину с отметками R + W (Road + Winter) можно использовать зимой и на асфальте. Значок * (снежинка) — маркировка зимних шин. В зависимости от доступного покрытия, на котором должно использоваться колесо, могут быть буквы: M & S (Mud + Snow) — грязь плюс снег, A/T (All Terrain) — для любой местности, M/T (Mud Terrain) — для бездорожья.

Летние шины могут иметь отметку о том, что их можно использовать в дождь, и маркируются одним из этих слов: Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua и пиктограммой «зонтик».

Стоит иметь в виду, что изображение листа дерева на шине не обозначает её летнее использование. Таким значком производители помечают резину, которая обладает низким сопротивлением к качению, что снижает расход топлива, и/или в ней использованы эко-материалы.

На зимних шипованных шинах есть отдельные пометки, обозначающие различные виды шипов:

AD — алюминиевые шипы;

SD — шипы с твердосплавным сердечником;

DD — шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью;

OD — шипы с овальным сердечником;

MD — пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.

Для шин с направленным и/или асимметричным рисунком протектора важно указание для их монтажа — на какую сторону и в каком направлении ставить колесо. Они могут быть обозначены следующими словами и символами:

Outsade или Side Facing Out — внешняя сторона установки;

Inside или Side Facing Inwards — внутренняя сторона установки;

Rotation и стрелка — указывают направление движения;

Left — шина устанавливается на левую сторону автомобиля;

Right — шина устанавливается на правую сторону автомобиля.

На современных шинах могут применяться дополнительные технологии, повышающие безопасность, если колесо спустилось или оказалось пробито. Системы защиты при потере давления у разных производителей называются по-разному, но работают практически одинаково: в шину встроен дополнительный слой упругого материала, который какое-то время держит необходимую для движения высоту. Они обозначаются следующими маркировками: SSR (Self-Supporting Runflat), DSST (Dunlop Self-Supporting Technology), EMT (Extended Mobility Technology), RunOnFlat, RFT (Run-Flat Tyre) или Zero Pressure. Более дешёвая система защиты — установка в шину плотного (иногда даже металлического) обода рядом с колёсным диском, которая становится опорой при спущенном колесе. Такие системы могут обозначаться аббревиатурами CSR (ContiSupportRing), FR (Flange Rotector), MFS (Maximum Flange Shield). Чаще всего эти технологии используются только при наличии системы контроля давления в шинах (TPMS или DDS), которая просигнализирует водителю о возникшей проблеме.

Перед типоразмером может быть указана функция шины:

P (Passenger car) — легковой автомобиль;

LT (Light Truck) — лёгкий грузовик, пикап или внедорожник;

ST (Special Trailer) — прицеп;

LRO (Low Platform Trailer) — прицеп с низкой платформой;

T (Time) — временная, запасная шина.

Кроме того, могут быть следующие обозначения:

XL (Extra Load) — усиленная шина;

RF (Reinforced) — усиленная шина с повышенной грузоподъёмностью (6 слоёв);

С в конце типоразмера — грузовая шина (8 слоёв);

Tubeless или Tube Type — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи шина может использоваться только с камерой.

Max Pressure — максимально допустимое давление в шине, в кПа;

Max Load — максимально допустимая нагрузка на шину, в кг;

Steel — означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд;

E / Е17 (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe);

DOT /dot — американский стандарт качества (Department of Transportation — Министерство транспорта США);

Temperature А, В или С — термостойкость шины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель);

Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне;

Treadwear — относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США;

Plies: tread — состав слоя протектора;

Sidewall — состав слоя боковины;

DA (штамп) — незначительные производственные дефекты, не препятствующие нормальной эксплуатации;

Twid — наличие указателя индикатора износа проектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять;

N0, N1, N2 и N3 — шина разработана для Porsche;

J — шина разработана для Jaguar.

Современный рынок автомобильных «покрышек» достаточно широк, производители предлагают колеса для различных дорожных условий и разных классов автомобилей, а потому вопрос правильного выбора в наши дни весьма актуален. Если посмотреть на боковины новых покрышек, то можно увидеть десятки буквенных и цифровых обозначений, рассказывающих о свойствах и предназначении конкретной модели автомобильной резины. Как понять, какая модель резины подойдет именно вашему автомобилю? Для этого необходимо расшифровать все эти маркировки, в чем мы вам, собственно, и поможем.

Основная маркировка автомобильных шин – это их типоразмер, указываемый буквенно-цифровым кодом, к примеру, так – 205/55 R16 94 H XL.

Первая цифра 205 обозначает ширину шины и указывается в миллиметрах. Цифра 55 – это серия или профиль шины, выраженные в процентном соотношении высоты профиля покрышки к ее ширине, т.е. высота профиля в данном примере составляет 55% от ширины резины. На некоторых моделях серия не указывается, это означает, что шина является полнопрофильной, а отношение высоты ее профиля к ширине составляет 80 – 82%. Если же серия покрышек равна 55 (как в нашем примере) и менее, то перед нами низкопрофильная резина.

Далее в маркировке типоразмера указан буквенный код R, который многие принимают за радиус покрышки, хотя на самом деле он указывает на тип конструкции корда шины. В настоящее время большинство шин выпускается с радиальным кордом, обозначаемым буквой R, но некоторые производители периодически продолжают выпускать бюджетные шины с устаревшим кордом диагональной конструкции, который принято обозначать буквенной маркировкой D. Цифра 16, следующая за обозначением типа корда, – это посадочный диаметр покрышки, указываемый в дюймах. Т.е. в нашем примере резина рассчитана на 16-дюймовые колесные диски.

Отметим, что указанная выше маркировка типоразмера является европейской, но на рынке шин можно встретить модели, выпущенные в США, где существует сразу два типа маркировки покрышек. Первый выглядит максимально похоже на европейский аналог – P 195/60 R14 или LT 235/75 R15, где буквенный код P и LT обозначают принадлежность к типу автотранспорта: P (Passanger) – легковой автомобиль; LT (Light Truck) – легкий грузовик. Вторая маркировка отличается кардинально и выглядит следующим образом – 31х10.5 R15, где 31 – это внешний диаметр покрышки в дюймах, 10,5 – ширина покрышки в дюймах, R – тип корда, а 15 – посадочный диаметр.

Вернемся к европейской маркировке. После размеров покрышки указаны еще несколько цифровых и буквенных кодов. Цифра 94, фигурирующая в нашем примере, – это индекс нагрузки, т.е. предельно-допустимая конструкцией автомобиля нагрузка на одно колесо. Отметим, что для легковых автомобилей этот параметр является второстепенным, так как дается с некоторым запасом, а вот для небольших грузовиков и микроавтобусов весьма важен, так что перед покупкой нового комплекта резины обязательно следует узнать в руководстве по эксплуатации автомобиля необходимое значение. Если в документации к вашему транспортному средству индекс максимальной нагрузки не указан, то рассчитать его можно по нижеприведенной таблице, учитывающей взаимосвязь индекса с максимально допустимой массой автомобиля. Добавим, что в таблице указана максимальная нагрузка на одно колесо, так что следует разделить полную массу вашего автомобиля на 4, а уже затем подбирать необходимый индекс нагрузки.

Далее в маркировке типоразмера следует буквенный код, обозначающий индекс скорости. Этот параметр (в нашем случае H), говорит о максимально допустимой скорости движения автомобиля, при которой производитель гарантирует сохранение всех свойств покрышки в течение нескольких часов. Превышение данного скоростного ограничения чревато повышенным износом шины, ее перегревом и потерей сцепных свойств. Определить разрешенную скорость движения, соответствующую указанному на покрышке индексу, так же можно по следующей таблице индексов нагрузки и максимальной скорости:


Буквенный код XL, присутствующий в нашем примере, – это дополнительная маркировка. Код XL (иногда заменяемый на Extra Load или Reinforced в России) указывает на усиленную конструкцию шины. Помимо приведенного примера, существуют и другие дополнительные маркировки, место нанесения которых на боковину покрышки может меняться в зависимости от производителя:

  • Бескамерные шины обычно принято маркировать кодом Tubeless, TUI или TL у некоторых зарубежных производителей;
  • Камерные шины получают маркировку TT, Tube Type или MIT SCHLAUCH;
  • Зимняя резина маркируется кодом Winter, M+S, M&S или M.S;
  • Всесезонные покрышки обозначены кодами Тous terrain или All seasons;
  • Резину, разработанную специально для внедорожников, маркируют кодом SUV;
  • Универсальные шины чаще всего получают маркировку R+W или AW;
  • Покрышки для легких грузовиков и автобусов маркируют кодом C, который также снабжается дополнительным кодом PSI, обозначающим индекс давления;
  • Место расположения индикатора износа большинство производителей маркируют кодом TWI;
  • Покрышки, способные продолжать движение в случае прокола, маркируют, как правило, кодами RunFlat, RF, RFT, EMT, ZP или SSR в зависимости от производителя;
  • Шины, специально подготовленные к езде в дождливую погоду, маркируются кодами RAIN, WATER или AQUA;
  • Буква E, заключенная в круг, указывает на соответствие европейским стандартам безопасности; соответствие американскому стандарту обозначают кодом DOT.

Помимо буквенных кодов на боковины покрышек также могут наноситься информационные надписи, несущие дополнительную информацию о свойствах и параметрах покрышки:

  • Направление вращения шины указывается надписью Rotation, сопровождаемой стрелочным указателем;
  • Наружная сторона шины обозначена маркировкой Outside или Side facing outwards;
  • Внутренняя сторона, соответственно, получает обозначение Inside или Side facing inwards;
  • Шины, снабженные металлокордом, маркируют надписью Steel;
  • Покрышки, имеющие строгую ориентацию по сторонам установки, обозначают надписями Left и Right;
  • Максимально допустимое давление в шинах в кПа указывается рядом с надписью MAX PRESSURE;
  • Если шину разрешено шиповать, то на ее боковине должна располагаться надпись Studdable;
  • Шины, которые шиповать не разрешается, обозначены надписью Studless;
  • На некоторые модели покрышек производители наносят так называемый коэффициент сцепления Traction, имеющий значения A, B и C, где A – наивысшее значение;
  • Кроме того, на некоторых моделях можно встретить и коэффициент износоустойчивости протектора, обозначаемый кодом Treadwear или TR и цифрами от 60 до 620. Чем выше значение, тем дольше прослужит протектор;
  • Покрышки, получившие при производстве незначительные дефекты, которые не снижают их эксплуатационных характеристик, маркируют специальным штампом DA.

Кроме буквенно-цифровых кодов и информационных надписей на боковины покрышек наносят также и цветные метки, несущие полезную информацию.

В частности желтые точка или треугольник обозначают самое легкое место покрышки, которое желательно совместить с самым тяжелым местом колесного диска для облегчения процесса балансировки. Красная точка указывает место максимальной силовой неоднородности в местах соединения разных слоев шины в процессе изготовления. При монтаже желательно совместить красную метку с белой меткой колесного диска, обозначающей самое близкое место к центру колеса.


Цветные полоски на протекторе автомобильной шины – не несут ни какой смысловой нагрузки для «потребителя». Эти метки ставятся для того, чтобы было удобнее «опознавать» шины на большом складе.

Помимо цветных меток в последнее время производители шин стали снабжать маркировки различными пиктограммами, которые, по сути, просто дублируют информационные надписи, делая их восприятие более понятным. К примеру, на следующем рисунке пиктограммы обозначают (слева направо): летняя резина; резина, адаптированная к мокрой дороге; зимняя резина; резина, экономящая топливо; резина с улучшенными характеристиками прохождения поворотов.


Существуют и более продвинутые графические маркировки, с помощью которых производители стараются выделиться на рынке и облегчить жизнь автовладельцам одновременно. Например, финская компания Nokian снабжает некоторые модели своих покрышек оригинальным индикатором износа, где цифры, вдавленные на разную глубину, показывают высоту оставшегося протектора, а стирающаяся снежинка указывает на сохранение возможностей резины в зимнее время.


Закончим наш экскурс в мир маркировки шин цифровым кодом, обозначающим дату изготовления покрышки. В настоящее время используется 4-значный цифровой код, например, 1805, вписанный, как правило, в овальный контур. Первые две цифры обозначают неделю, на которой покрышка была произведена, а вторые две – год выпуска. Таким образом, в приведенном примере шины были выпущены на 18 неделе 2005 года, т.е. в апреле.


Добавим, что до 2000 года использовался 3-значный код, например 108. Здесь первые две цифры также обозначали неделю выпуска, а последняя – год производства. При этом для определения точного года (1988 или 1998) следует обращать внимание на дополнительные символы (чаще треугольник), наносимые после цифрового кода. Если символов нет, то шина выпущена в 1988 году, если нарисован треугольник, то в 1998 году. Некоторые производители заменяли треугольник на пробел, заключая при этом всю маркировку в кавычки или обрамляя звездочками – *108 *.

Каждый, покупая и устанавливая шины, рассматривал их и обнаруживал множество различных символов. Что они значат и зачем нужны? Полная расшифровка обозначений маркировки на шинах легковых, грузовых и внедорожных авто.

Виды шин по типу автомобиля


В зависимости от типа авто обозначения на шинах могут несколько разнится

Для начала стоит разобраться в подвидах шин. Их бывает несколько:

  • Грузовые. Они могут нести на себе вес загруженной фуры и при этом не лопаться. Отличаются большой шириной и высоким профилем.
  • Шины для внедорожников. Обладают выраженным проектором, позволяющим автомобилю проходить через грязь, болота, пески и снег. Имеют высокий профиль и большую ширину.
  • Для легковых автомобилей. Обычная шина, отличается многообразием возможных параметров от совсем маленьких до поистине гигантских (заводские диски серийных автомобилей порой доходят до радиуса в 22 дюйма!)

Более узкая классификация типов в этом вопросе не имеет необходимости. Маркировки на данных шинах и их расшифровки будут даны ниже.

Индексы скорости (таблица)

Для начала таблица индексов скорости. Они распространяются на все виды шин - от легковых до грузовых.

Буква Максимальная скорость, км/ч
F 80
G 90
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
W 270
Y 300
Z >300

Обозначения надписей, цифр и букв на грузовых

Все типичные элементы маркировки грузовой шины можно увидеть на картинке снизу.


Все маркировки на грузовой шине КАМА

  1. Название компании-производителя.
  2. ALL STEEL - обозначает шину с металлическим кордом в брекере и каркасе. STEEL - только в брекере.
  3. REGROOVABLE - обозначает возможность нарезки протектора.
  4. TUBELESS - бескамерная шина. TUBE TYPE - камерная.
  5. RADIAL - колесо радиального типа. Второй тип (диаметральные) встречается крайне редко.
  6. Размерность колеса.
  7. Заводское наименование шины, данные о марке.
  8. Обозначает максимально возможную нагрузку на колесо.
  9. Скоростная категория. См. таблицу выше.
  10. Индексация давления.
  11. Соответствие постановлениям департамента транспорта США.
  12. Время производства. Первая пара цифр - неделя, остальные - год.
  13. Местонахождение индикации износа.
  14. Предельная нагрузка в фунтах (в скобках - килограммах-силах) при максимально возможном давлении в шинах.
  15. Применённые компоненты в каркасной структуре и брекере. STEEL - сталь.
  16. Показатель норм слойности автошин.
  17. Страна-изготовитель
  18. Дублирует 7-й пункт.
  19. Дублирует 6-й пункт.
  20. Нормативный акт, в соответствии с которым произведено колесо. В России - государственный стандарт или технические условия.
  21. Сертификат соответствия документам из 20 пункта.
  22. Цифровой индекс страны, выдавшей сертификат.

Внедорожные: что означает тот или иной текст


Все обозначения внедорожной шины

  1. Размер колеса. В этом случае - европейский вариант (метрическая система), однако встречается и американский - дюймовый (в формате 31x10,5–15LT как пример). Индекс LT обозначает Light Truck - лёгкий грузовик, что подразумевает усиленную боковину и расчёт на высокую нагрузку. Такой индекс несут почти все внедорожные шины.
  2. Направление вращения и установки (показатель важен для покрышек с асиммметричным рисунком).
  3. MAX LOAD - максимальная нагрузка на одну шину, MAX PRESSURE - предельно допустимое значение давления.
  4. Название фирмы-изготовителя.
  5. Из чего состоит корд и вид его конструкции. PLIES: TREAD - информация о слоях протектора, SIDEWALL - о слоях боковины, PLY 3 - число слоёв боковины.
  6. Различные коды производителя. Сюда входят: стандарт, по которому сертифицировалась шина: DOT - стандарт США, ETRTO - Европы, FCE - ООН (встречаются и другие обозначения), дата выпуска (аналогично грузовым шинам, первая пара цифр - неделя, остальные - год).
  7. Индексация нагрузки и скоростных характеристик.
  8. Вид шины. TUBETYPE - камерная, TUBELESS - бескамерная.
  9. Место изготовления продукта.
  10. Заводское наименование покрышки.
  11. Индикатор предельного износа шины.

Знаки на легковых автомобильных шинах и их расшифровка

Все нужные маркировки можно увидеть на картинке снизу.


Маркировка легковых шин

Цветовые маркировки на резине

На многих покрышках можно увидеть разные цветовые индикаторы. В таблице дано их значение.

Как можно расшифровать дополнительные параметры

Встречаются и некоторые дополнительные значения среди производителей шин, например:

  • Шины типа RunFlat (с усиленной боковиной) у разных производителей обозначаются по-разному. Например, у Kumho и Yokohama - RF, а у Continental - SSR.
  • AllSeason - всесезонная резина;
  • Reinforced - с усиленной боковиной или кордом;
  • Retread - покрышка, которая подлежала восстановлению;
  • XL - повышенная грузоподъёмность;
  • R + W - дорожная и зимняя;
  • FRVX - код, содержащий информацию о номере поставки или бригады рабочих-изготовителей;
  • Символ зонтика или снежинки - сезонность или специфика использования шины. В первом случае дождевая резина, во втором зимняя;
  • Temperature A/B/C - терпимость шины к перегреву, где A - лучший показатель;
  • Цветные полоски по протектору всей шины помогают работникам складов и магазинов быстрее распознавать ту или иную модель нужной покупателю продукции. Для пользователя интереса не представляют и браком не являются.

На каждой шине можно обнаружить множество различных маркировок. Выбирая новые колёса, нужно внимательно на них смотреть! Разобраться во всём их многообразии сложно только на первый взгляд.