Маркировка шин

По мнению специалистов, в независимости от типа автошины и ее производителя, на боковой части, должна быть отмечена маркировка (согласно регламенту и документационным нормам N 30 ЕЭК ООН (ГОСТ Р 41.30-99), как для легковых, так и для легких грузовых автомобилей). Ниже приведем маркировку автомобильных шин, а также рассмотрим образцы нескольких покрышек:TungaC-140 и HankookCentumK702, соответственно российского и корейского производства. Для этого мы преднамеренно использовали схематичное обозначение и уникальную картинку боковой части покрышки, чтобы вам было удобно. Ниже по тексту будут приведены фотографии известных брендов и моделей.

Теперь мы более детально проанализируем маркировку покрышек.

Типоразмер автомобильных шин

Типоразмер покрышек представляет собой наименование согласно регламенту и нормам. Пример маркировки: 175/70R13, 195R15, 195R15С, 175-13, 6,45-13, 155/6, 15-13, 6,45-14,5LT, 225/60 R15 . Расшифровка по приведенному типоразмеру:

  • 6,15 и 6, 45 - определение профильной ширины покрышки в дюймах;
  • 175, 155, 195 и 225 -наименование ширины в миллиметрах;
  • 70 и 60 - номер серии автомобильной шины (отношение протекторной ширины к высоте боковой части покрышки);
  • 14, 13, 14, 5 и 15 - диаметр посадки покрышки либо внешний диаметр ободка в дюймах;
  • латинской буквой R определяется радиальная шина;
  • в случае если цифры и черты отсутствуют после наименования профильной ширины (195R15), тогда серия автомобильной покрышки больше 80;
  • для диагональных покрышек латинская буква D не ставится (6,45-14);
  • заглавная буква C указывает на легкую грузовую покрышку, выпускаемую в странах СНГ; в сокращении LT (Light Truck) также указывает на легкую грузовую покрышку, только изготавливаемую уже зарубежными странами.

Торговая марка, наименование модели и страна изготовителя

Бренд изготовителя автошин - обозначение или товарный знак производителя.

К примеру, название модели покрышки - АМТЕЛ-СИБИРЬ, производитель - GOODYEAR, NOKIAN и торговая марка ОМСКШИНА.

Модельное наименование - торговое, коммерческое и фирменное. Можно привести пример, Я-559, «Таганка» и другие. Название модели автомобильной покрышки представляет собой условное цифровое, словесное, комбинированное или буквенное наименование покрышки, которая относится к одной или же к нескольким группам покрышек, конструктивно взаимосвязанных.

Страна изготовителя. Эта маркировка обозначает страну, где находится предприятие по производству автошин. К примеру, Made in Finland, Made in Japan.

Индексы нагрузки и скорости

Индекс нагрузочной способности, в сокращении ИНС представляет собой условное цифровое определение наибольшей нагрузки, рассчитываемой на шину. К примеру, от 0 до 130.

Зачастую, ИНС и КС отмечают вместе на автомобильной покрышке, например 85T. Двойной ИНС обозначатся в той ситуации, когда покрышку устанавливают парами на одну осевую сторону. В данной ситуации, первая цифра будет означать ИНС на покрышку при простой ошиновке, а другая при двойной.

Иная маркировка шин

Для автомобильных покрышек, изготовляемых в государствах СНГ - определение документационных норм по ТУ или ГОСТ у компании-производителя. Таким образом, легкие покрышки согласно правилам, не могут не соответствовать стандарту качества по ГОСТ 4754-97 (на автомобильных покрышках год, когда был утвержден стандарт качества, не отмечается).

Сейчас приведем пример определения тех. условий: ТУ 2342-024-00548786-92. Значит 2342 -это код покрышки по общей классификации производственной продукции, 024 - номер разработки, 00548786 -код завода-изготовителя (согласно общему классификатору по России) и 92 - это год, когда утверждали покрышки.
На автомобильных покрышках иностранного производства, определение документационных норм не отмечается.

Наименование Radial размещаются именно на радиальных покрышках.

Наименование Reinforced , то есть покрышки с повышенной несущей способностью (ПНС) либо усиленные шины.

Наименование Extraload (XL) применяется для отметки покрышек с наибольшим запасом прочности. Такое определение указывает на то, что ИНС увеличился на 4 единицы.

Наименование Regroovable применяется для автошин с возможностью углубления нарезкой протекторного рисунка.

Наименование Tubeless применяется в случае бескамерных покрышек. Но, тем не менее, автошины, выпускаемые в странах СНГ, могут и не быть отмечены данным обозначением. Таким образом, вместо него, изготовители наносят небольшую отметину камерная, в том случае, если покрышку посчитали камерной.

Наименование Tubetype применяется для камерных автомобильных покрышек. На данный момент такие покрышки встречаются очень редко.

Наименование M&S, M&S и M.S (в переводе с английского языка звучит, так «грязь и снег») применяется на зимних покрышках. Зачастую под данной отметкой представляют внесезонные покрышки.

Наименование Снежинка (Snow Flake , в переводе с английского, звучит, как «снежинка», изредка обозначают, как «снежинка и три горных пика»). Наименование применяется в основном только на зимних автошинах. С начала появления, его ввели в США в середине 80 годов 20 века. Но, с течением времени, отметка появилась практических на любых покрышках, включая летние шины. На рубеже 20 века, с целью регламентирования этого наименования, внедрили и узаконили проверку: если изготовитель захочет поместить данную отметку на автошине, то тогда она должна быть протестирована. Кроме того, в проверке принимала участие автошина UniroyalTigar. На определенный автомобиль, установили по очереди покрышки-претендентки и начальные шины. После этого, вычислили коэффициент сцепления покрышки с поверхностью опоры. И в случае если у автошин, желающих использовать отметку «Снежинка» коэффициент окажется на 10% выше, чем у покрышек UniryalTigar, то тогда выдадут разрешение на использование данной маркировки.

Определение Allseason применяется на всесезонных покрышках.

Определение Steelbelted или Steel применяется на автошинах с металлическим кордом.

Определение PSI (Poundsper Square Inch -фунты на дюйм в квадрате) применяется на автомобильных покрышках с отметкой LT или C, согласно индексу испытываемого давления при выполнении тестирований на скорость и нагрузки.

Inside (sidefacinginwards) либо Outside (sidefacingoutwards) применяется на автошинах с ассиметричным протекторным рисунком. Данные маркировки демонстрируют о том, какая боковая часть покрышки должна быть внутри, а какая снаружи по отношению к легковому автомобилю. Изредка на покрышке указывают стрелку или отметку <<, демонстрирующие дирекцию вращения покрышки при передвижении машины вперед. Кроме того, отмечают и дирекцию вращения Rotation. Совет! Не путайте данные стрелки с эмблемой именитого изготовителя автошин Dunlop, сделанного в форме стилизованной стрелки.

TWI , Michelin. Таких определений должно быть не меньше 6 в каждой стороне протекторной зоны шины. TWI (Tread Wear Indication с английского языка звучит, как « протекторный индикатор износа»). Такие определения демонстрируют место нахождения на протекторном дне индикатора износа. Данные индикаторы сделаны в форме выступов размеров, остаточной глубины протекторного рисунка для различных типов автошин. При их достижении, эксплуатация, должна быть закончена (просмотри в правилах дорожного движения).

Производитель автошин NokianTyres использует другой метод выявления остаточной глубины протекторного рисунка.

Дата изготовления , состоит из 3-х (произведенных до 2001 года) либо 4-х цифр. Первые две цифры обозначают неделю, а другие две год производства, например: 97, где 9 - это неделя и 7 - это 1997 год.

Фабричный (порядковый) номе р, отмечают на покрышках изготовителей государств СНГ.

Например, Российский знак соответствия в случае сертификации, выглядит так HX12 - код по сертификации. Также разрешается не наносить данный знак на покрышки, только лишь в необходимую документацию.

Официальный утвердительный знак типа автошины согласно нормам N 30 ЕЭК ООН . Единообразные указания, затрагивающие официальное утверждение покрышек для легковых авто, где цифра вне круга - обозначает номер утверждения, а цифра в круге - обозначает код страны, где было официально предоставлено данное утверждение.

Определение DOT (U.S.Department of Transportation), состоит из цифрового и буквенного кода или же только буквенного, которое было присвоено американским департаментом изготовителю автошин, код габарита покрышек, закодированный адрес офиса и изготовителя, свидетельствует о том, что данная покрышка прошла испытание и сертификацию качества согласно нормативным документам PMVSS № 109 .

В случае с той или другой шиной, в независимости от места изготовления, ее предназначение - это североамериканский рынок: Канада и США. На таких шинах, помимо обязательной отметки, указанной выше, должна быть нанесена еще одна отметка, указывающая на наибольшую нагрузку и давление в покрышке, а также используемые материалы и количество слоев в каркасе .

Помимо этого, обязательным требованием является маркировка индекса: температуры , износостойкости и сцепления .

Балансировочная пометка указана в виде круга желтого цвета с диаметров от 5 до 10 мм. Она означает место при выявлении статического дисбаланса автошины. В момент вкладывания камеры в покрышку, ее вентиль должен быть соединен с местом автомобильной покрышки.

Маркировки покрышек и колес, а также их характеристики для каждой марки и модели, а изредка и модернизации автомобиля обозначены в его руководстве по эксплуатации, созданном компанией-производителем автомобиля. Кроме того, нельзя отступать от данных норм, потому что в них заложены начальные характеристики управляемости, проходимости и устойчивости машины в пределах всех скоростей. Не обсуждается только протекторный рисунок покрышек. Каждый владелец авто может сам для себя выбрать рисунок протектора исходя их собственных предпочтений, стиля вождения и др. Но в данном случае, используемые покрышки должны быть протестированы по следующим параметрам: нагрузкам, наибольшей скорости, габаритам, давлению и др.

В данной ситуации стоит выделить тот факт, что отмеченный на боковой части ИНС обозначает наибольшую нагрузку на покрышку. Для легковых авто, нормируется экономичная нагрузка, то есть та нагрузка, которой соответствует наибольшая скорость, и давление при которых осуществляется наилучшая удобность поездки. Данная нагрузка, не должна быть меньше наибольшей на 10%.

Маркировка и ее разнообразие.

Все принудительные наименования и надписи на автомобильных покрышках, отмечают при их создании гравировочным оттиском специальных пресс-форм. О принудительной маркировке гласят правила Единообразного предписания. А именно, правило под номером 30, для легковых покрышек и правило номер 54 для грузовых и легких грузовых автошин, а также имеется параграф о стандарте качества США по сохранности автотранспорта.

Кроме того, что необходимо маркировка на автошинах, можно разместить и другие надписи на взгляд производителя или же по требованию клиента, самого потребителя. В данном случае маркировки могут быть самыми разными. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

Так как, обширная сертификация покрышек вместе с той сертификацией качества согласно федеративным нормам, каждодневно практически всеми производителями покрышек внесены другие отметки и обозначения, которые указывают на те, или иные производственные процессы, а также технологии изготовления, материалы и другие сборочные элементы: номера контроллеров и рабочих, и др.

На данный момент, в магазинах автомобильных покрышек, мы в самом начале обнаружим на поверхности шины целый ряд линий, различных расположений, окраса, размера. Кроме того, мы можем увидеть и различные буквенные и цифровые наименования, размеров и расположений и многое другое.

Все эти буквы, линии и цифры, как правило, наносятся специальной маркировкой на протекторы, чтобы избежать перепутывания при сборке автошин, а собранных в свою очередь непосредственно пред вулканизацией. Таким образом, благодаря использованию цветных линий, можно различить автошины, произведенные различными бригадами и сменами, станками и протекторными аппаратами и др. Естественно, учитываются и другие особенности при изготовлении огромного ассортимента автошин. Если же появляются бракованные изделия, то тогда их выявляют и идентифицируют.

Заготовки автошин маркируют в момент сборки и вулканизации. Помимо разноцветных полосок, используются также и маркировочные цветные метки либо оракаловые этикетки с цифровыми или буквенными кодами, марками шин, стадиями сборки и датами производства и др.

После того, как автомобильные покрышки проходят вулканизацию, их маркируют датой производства с помощью оттиска со сменными вкладышами, а также фабричным номером - сменными жетонами. На данной автошине также дополнительно маркируют номера вулканизаторщиков и номера самих пресс-форм и т.д.

В момент разбраковки покрышек согласно характеристикам внешнего вида, автошины отмечаются штампом годен с контроллерным номером, или другими вариантами (где тк - технический контроль, а к - просто контролер, цифра - это номер партии автошин такой же марки и определения).

После того, как осуществляется полная проверка статического дисбаланса автошин на боковую часть, в обязательном порядке наносится своеобразная «балансировочная пометка» в форме желтого круга в 5-10 миллиметров, тем самым определяя место автошины. При установке автошины на колесный обод данную пометку необходимо соединить с ободным отверстием, в которое укладывается камерный вентиль либо вентиль бескамерной покрышки.

В момент осуществления контроля на силовую неоднородность радиальных автошин (согласно данным «эффект конуса» и «радиальное колебание боковой силы») на боковую часть, на них наносятся круглые пометки, схожие с балансировочными, только зеленого либо красного цветов, изредка синего.

Сознательным образом не провожу ассоциацию продемонстрированных и вышеописанных маркировок с конкретными марками автомобильных покрышек (за определенным исключением, где это сразу же видно на лицо) и их производителями. Любой производитель сам для себя устанавливает рамки на использование: полуфабрикатов, идентификационных процессов, кодировку исполнителей, станков и так далее. Это внутреннее дело каждого производителя. Нам же, обычным потребителям, об этом даже и не следует знать, так как это особого значения не имеет. Главное это что? Правильно, высокое качество и длительная эксплуатация автомобильной покрышки.

Поэтому, исходя из вышесказанной информации, вы сами для себя выбираете, чего вы хотите и хотя в некоторых ситуациях, наличие каких-нибудь дополнительных маркировок, не всегда украсят автомобильную покрышку. А значит, хотя бы иногда, но усомнитесь в качестве приобретаемой покрышки в том случае, если вы на ней не обнаружите никаких маркировок и других обозначений производителей. Всего хорошего!!!

Несет исчерпывающую информацию для опытного автовладельца. Однако в ней разбираются далеко не все автолюбители, полагаясь «на глазок» или на советы продавца, зачастую также малосведущего в понятии-маркировка шин . В лучшем случае мы сверяем «ширину», посадочный размер и открываем кошелек, при этом часто ошибаясь в выборе. Между тем, сертифицированные автошины имеют всю маркировку, необходимую для подбора автошины под конкретный автомобиль,и условия эксплуатации. Рассмотрим подробнее.

1. Марка шины – обширная характеристика, отражающая рисунок протектора, конструктивные особенности, стандарты. Это неуниверсальное обозначение. Каждый завод-производитель использует свой режим кодировки, поэтому нелишне чаще обращаться к справочникам по автошинам и фирменным каталогам, которые есть в каждой уважающей себя торговой точке.

или часто указываемое обозначение MAX LOAD. Обозначение ведется в килограммах и в английских фунтах. Пример обозначения - «MAX LOAD 560kg (1234bs)». Для справки: 1lbs (фунт) = 0,4536 кг. Одна из самых распространенных ошибок неопытных автолюбителей при подборе шин по максимальной нагрузке – подбор «впритык». То есть автолюбитель берет массу автомобиля, делит ее на четыре (колеса) и получается цифра, которая должна быть на колесе. Так делать нельзя!

Содержит цифру максимальной или пиковой весовой нагрузки. В таком режиме шина постоянно эксплуатироваться не должна. Пиковая нагрузка – это наезд на препятствие, эпизодический перегруз – например, везете с дачи урожай по разбитой дороге. Для каждодневного использования шина должна обязательно иметь «запас прочности». По оценкам автоэкспертов, шины по показателю максимальной нагрузки нужно приобретать минимум на 20% больше ее величины для легкового автомобиля и на 30% - для внедорожников, грузовых универсалов, пикапов, микроавтобусов и минивэнов.

Рассмотрим пример. Ваш автомобиль имеет полную массу 1 тонна. Делим на 4, получается 250 кг. После этого к 250 кг. прибавляем «запас прочности» в 20%, получаем 300 кг. Именно этот индекс нагрузки и должен быть на приобретаемой шине. Аналогично определяем параметры автошин для внедорожников и других тяжелых автомобилей.

Кроме этого обязательно учитывайте поправки, если ваш автомобиль имеет разную развесовку по осям. Например, грузоподъемный пикап или маршрутный микроавтобус имеют совершенно разную нагрузку на оси и, как следствие – на шины. Для грамотного подбора шин и дальнейшей безаварийной эксплуатации автомобиля внимательно изучайте технические характеристики вашего автомобиля!

3. TREAD WEAR INDEX (TWI) – коэффициент износостойкости, определенный отношением к "базовой шине" (100).

4. TRACTION INDEX – это индекс сцепных качеств шины, от "А" до "С". "А" – максимальное значение.

5. TEMPERATURE INDEX – индекс рабочей температуры, также делится на три категории - А , В и С .

6. Максимально давление воздуха . Эта величина указывается в килопаскалях и в исчислении фунт на квадратный дюйм. Пример: 3.0 kps соответствует 44 psi. Для справки: 1 psi равен 0,0069 МПа. Нужно учитывать, что это значение дается для холодных шин.

7. Производитель - название (бренд) компании разработчика и производителя данных автошин. Имеются как знаменитые на весь мир торговые марки типа Bridgestone, есть малоизвестные производители. В любом случае, если на шине стоит знак Росстандарта – шины соответствуют требованиям страны и сертифицированы для продажи и эксплуатации. В случае покупки «безымянных» шин вы рискуете не только потерять деньги от некачественной покупки, но и собственную жизнь – это опасно!

8. DOT – знак сертификации министерством транспорта США.

9. M+S (расшифровывается как «Mud + Snow» - «Грязь + Снег»). Такая аббревиатура в маркировке шин указывает, что шина может использоваться в зимних условиях и при наличии грязи.

10. WINTER («Зима») – шины, предназначенные для эксплуатации в снегу и при низких температурах.

11. AQUATRED («Водные») или альтернативное AQUA CONTACT («Водный контакт») – шины для эксплуатации в дождливых условиях. Особенности конструкции водоотводного рисунка протектора позволяет значительно снизить аквапланирование.

12. AS («All Seasons» - «Всесезонка») или AW («Any Weather» - «Всепогодные») – это всесезонные шины, которые можно использовать на любых дорогах с твердым покрытием в любое время года и в любых условиях (дождь, гололед и т.д.). Шины довольно капризные, так как нужно четко понимать, что «все сразу» хорошо не бывает. Вам придется привыкать к особенностям поведения автомобиля.

Добавим, что профессиональные водители и автоэксперты однозначно не рекомендуют «всесезонку» в условиях резкоконтинентального климата (например, в условиях Сибири). Для безопасной эксплуатации там слишком велик перепад температур, отрицательно влияющий на эксплуатационные характеристики автошин. Некоторые производители для обозначения «всесезонки»при маркировке шин применяют пиктограммы (рисунки) «Дождь» - «Снежинка» - «Солнце».

13. Размеры автошин зашифрованы в буквенно-цифровой комбинации. Разберем на основании примера. Обозначение 195/60R14) значит:

- «195» - ширина ее профиля. Это расстояние между «чистыми» боковыми плоскостями шины (без учета рельефа маркировок, бороздок и т.д.), выраженная в миллиметрах.

- «60» - отношение высоты профиля к его ширине в процентах.

Примечание. Общая комбинация «195/60» принимается как «серия шины», она может применяться также и как указатель назначения шины. Если вы найдете перед данным обозначением буквы, то они также обозначают и вид транспорта. Например, обозначение «LT 195/60….» будет обозначать, что шина предназначена для эксплуатации на легких грузовиках и внедорожниках; если буква «Р» - (Passenger) – для легковых автомобилей и т.д.

- «R» - конструкция шины. «R» (Radial) - радиальная конструкция, но может быть и «D» (Diagonal) - диагональная конструкция.

- «14» - это диаметр обода, измеряемый в дюймах.

14. Индекс грузоподъемности – это предельная весовая нагрузка, которую выдержит шина. Индекс выражается определенным числом-обозначением (не выражен в килограммах и иных измерениях) и определяется по специальной таблице.


15. Индикатор скорости - обозначение максимальной безопасной скорости движения автомобиля с установленным данным комплектом шин. Обозначения, как правило, начинается с буквы «А», что эквивалентно минимальным скоростям и заканчиваются «Z»(«ZR»), что соответствует 240 км/ч. Последнее водителю часто ошибочно называют Зеро («ZeRo» - ноль), т.е. без всяких ограничений. Из этого ряда есть исключения – буква «Н» расположено между U и V.

Сразу оговоримся, что все скорости, указываемые производителем – максимальные и превышение их недопустимо. Производитель гарантирует нормальную работу шины только в пределах указанного ограничения. При превышении скорости безопасность движения и целостность колеса не гарантированы. Для ежедневной безопасной эксплуатации вы должны приобретать шины с «запасом скорости» не менее 15%.

16. Конструкция шины маркировка шин , обязательная в США. Она может содержать сведения о материале брекера и каркаса, слойность конструкции и т.д.

17. «Е» - обозначение соответствия шины требованиям Европейского союза.

18. « Made in …» - «Сделано в …» - страна-изготовитель автошины.

19. PLIES: TREAD – отражает состав слоя протектора.

20. Rotation – автошины с определенным направлением вращения. Монтаж колес производится по направлению стрелки, нанесенной на борт шины.

21. Asymmetric - Асимметричные автошины с обязательным монтажом с учетом «внутреннего» и «внешнего» борта. При этом обозначается, как правило - OUTSIDE (Side Facing Out) - внешняя сторона, INSIDE (Side Facing Inwards) - внутренняя сторона

22. SIDEWALL – отражает состав слоя боковины.

23. DA (штамп) - незначительные производственные дефекты, не препятствующие нормальной эксплуатации. Как правило на шинах, предназначенных для эксплуатации на скоростях до 100 км./ч.

24. Д ругие встречающиеся обозначения.

TWI – очень полезный индикатор «Tread wear indicator». Это индикатор износа протектора. Показывает остаточный размер рисунка протектора, после которого шина подлежит замене. Он представляет собой стрелку, указывающую на бороздку, где установлен столбик-отливка, либо цветной маркер износа. Напомним существующий норматив износа – 1,6 мм.
Дата изготовления часто показывается в виде двух цифр в овале.

TUBELESS (бескамерная шина) – обозначает использование шины без применения камеры.

TUBE TYPE (камерная шина) - обозначает камерные шины.

PR (Ply rating) – рейтинг прочности относительно показателя слойности резины. Чем больший показатель, тем в более тяжелых и «грузоподъемных» условиях может функционировать шина. Например, 4PR для легковых автомобилей, 8PR – для микроавтобусов и грузовиков. Нередка ставится и дополнительное обозначение «С» - (commercial), подтверждающая возможность использование шин для коммерческих перевозок. Пример: 195R15C.

Приведенные данные позволят вам без труда сориентироваться в большом выборе шин,так и и приобрести необходимую «автообувь».

Буду Вам признателен,если оставите комментарий к этой нужной для нас- автомобилистов информации и поделитесь ей в социальных сетях.

Список фотографий, прилагаемых к заявке на проверку качества шины

К Заявке на проверку качества товара должны быть приложены фотографии объекта проверки, т.е. фотографии шины или нескольких шин, для которых требуется проверка качества.

Обязательный комплект для каждой проверяемой шины:

  1. Фотография серийного номера шины.
  2. Фотография даты производства шины*.
  3. Фотография замера остаточной глубины протектора.
  4. Фотография маркировки типоразмера шины.
  5. Фотография маркировки марки (бренда) и модели шины.
  6. Фотографии дефекта. 2-3 снимка, сделанные с разных ракурсов.
  7. Копия товарно-транспортной накладной или чека, по которой продавалась шина (желательно).

_________
*- иногда маркировка даты производства наносится вместе и рядом с серийным номером

Также необходима информация о транспортном средстве:

  1. Фотографии транспортного средства. 2 снимка: спереди-слева и справа-сзади.
  2. Фотография заводской таблички транспортного средства.
  3. Копия инструкции по эксплуатации (Руководство по эксплуатации, Руководство оператора, Operator’s Manual) или раздела, который касается шин и давления в шинах (желательно).

Как снимать и требования к фотографиям

Предполагается, что Вы заинтересованы, чтобы проверка прошла, как можно быстрее, и её результат был точным и объективным. Будьте готовы к тому, что с Вашей стороны придётся приложить определённые усилия и затратить время.

Перечисленные фотографии – это не формальное приложение к Вашей заявке, а источник информации для специалиста, который будет делать проверку. Нет необходимости объяснять, что для того, чтобы можно было провести исследование дефекта шины по фотографиям, они должны быть резкими и иметь большое разрешение (не менее 300 dpi). Тогда изображение можно увеличить при просмотре на экране компьютера и разглядеть детали. Перед съёмкой проверьте, какое качество выбрано в настройках фотоаппарата или камеры мобильного телефона. Не надо снимать в режиме низкого качества, VGA и т.п.

Должно быть достаточное освещение. Вспышку желательно отключить, т.к. она будет давать блики на чёрной поверхности. Если погода позволяет, нет осадков или яркого солнца, лучше всего выкатить или вынести шину на улицу для съёмки.

Перед тем, как браться за фотоаппарат, позаботьтесь о подходящей одежде и обуви, перчатки могут оказаться не лишними. Также неплохо найти себе помощника, который придержит шину или измерительные инструменты в нужном положении, когда Вы будете фотографировать.

  • Всегда делайте по 2-3 снимка для каждой фотографии по списку, потом просмотрите их и выберите лучший для отправки, остальные удалите.
  • Если надо фотографировать несколько шин, то фотографируйте шины по очереди, сначала сделайте полную серию снимков одной, только потом переходите к следующей. В каждой серии придерживайтесь одинаковой очерёдности снимков, такой же, как в списке обязательных фотографий: 1-й снимок - серийный номера и т.д. Если шины стоят на машине, начинайте с левого переднего колеса и далее по часовой стрелке правое переднее и т.д. Тогда Вы всегда легко разберётесь с отснятыми фото.

Если вышеизложенное показалась Вам чересчур сложной задачей, то не могу согласиться с Вами, т.к. практически каждый может сделать качественный снимок, если захочет, конечно. Подтверждение тому - мегабайты фотографий себя любимого или своих домашних питомцев, выложенных в сеть.

В любом случае фотографии необходимы, без них невозможно даже предварительное рассмотрение дефектной шины. Если Вы не готовы или не хотите делать их сами, то, конечно, эксперт приедет к Вам сам, это его работа. Где бы Вы или Ваша шина не находились, он обязательно доберётся, но уже - за Ваши деньги.

Фотография серийного номера шины

Маркировку с серийным номером наносят только на одну из боковин шины. На первый взгляд простая операция прочитать и сфотографировать серийный номер может оказаться достаточно трудоёмкой в случае, если шина установлена на транспортном средстве, а серийный номер оказался на внутренней боковине шины. То же самое - в случае, если мы имеем дело с тяжёлой шиной, например, тракторной или крупногабаритной, когда она лежит на боку, и вдобавок не снята с колеса. Вот теперь нам и пригодится подходящая одежда, обувь и перчатки, о которой писалось выше.













В любом случае надо напрячься: найти эстакаду, смотровую яму, подъёмник, помощников, и сфотографировать его, т.к. серийный номер – один из важнейших объективных признаков шины. В первую очередь он необходим для идентификации объекта проверки, т.к. серийный номер каждой шины уникальный, нет второй шины с таким же номером, а во-вторых он нужен непосредственно для целей проверки, т.к. несёт в себе важную информацию, например, номер завода, смены, личный номер сборщика или прессовщика-вулканизаторщика и т.п.




Если шина демонтирована с обода колеса, то следует поискать её внутренний номер, сфотографировать его, если он есть. К сожалению, он есть не всегда. Внутренний номер представляет собой текстильную ленточку с нанесёнными на неё цифрами и буквами. Его наклеивает сборщик шины на «зеленую» шину. Можно сказать, что это своего рода его личное клеймо. Надо искать номер внутри шины на внутренней поверхности (гермослое бескамерной шины) в зоне, обратной протектору.

В редких случаях серийный номер может отсутствовать. Причины могут быть разные:

  • не все производители маркируют свои шины серийными номерами;
  • ошибка или недобросовестность оператора, который не положил алюминиевую закладку с серийным номером в пресс-форму;
  • серийный номер записан на RFID-метке шины, без специального считывателя его не прочитать, метка клеиться изнутри шины на гермослой.

Серийный номер шины не следует путать с другими маркировками, которых на шине может быть великое множество:







Фотография даты производства (DOT кода)

Как и серийный номер, маркировку даты производства надо искать на одной из боковин шины. Кстати на той же, где и серийный номер.

Как правило, маркировка даты производства представляет собой четырёхзначное число,

в котором 2 первые цифры – это номер недели, а 2 остальные – последние цифры года.




Реже маркировка даты содержит сокращённое наименование месяца – три первый буквы: DEC, MAR и т.п., за которыми следуют последние 2 цифры года выпуска.






С обозначением года не всегда все однозначно. Например, шины, изготовленные в Таиланде, могут маркироваться последними цифрами года по тайскому календарю.

Иногда маркировка даты производства наносится вместе или рядом с серийным номером.




Если на шине есть DOT код (код завода-изготовителя, выданный Департаментом транспорта США), а он обязательно будет на автомобильной шине (конечно, если это не уникальный экземпляр, выпущенный какой-нибудь малоизвестной фабрикой для внутреннего рынка) и на некоторых индустриальных или специальных, то дату производства легко найти в правой части маркировки DOT кода.






Дата производства будет последней группой цифр в маркировке, которая собственно начинается с трёх прописных букв «DOT».





Редко, но бывает, когда буквы «DOT» отсутствуют, и DOT код начинается непосредственно с кода завода.

Следует иметь ввиду, что обычно собственно DOT код имеется на обеих боковинах, а дата производства добавлена к нему только на одной из боковин, на той, где находиться серийный номер шины.

Фотография замера остаточной глубины протектора

Пожалуй, это самое сложное, что надо сделать самостоятельно. Вряд ли у Вас имеется возможность воспользоваться шинным или универсальным глубиномером, но, вероятно, в хозяйстве найдётся штангенциркуль. Совсем в крайнем случае можно обойтись обычной линейкой. Желательно, чтобы это была не школьная линейка, у которой начало шкалы с «0» начинается не от края линейки, а где-то в 3-5 мм от него.

Для замера щуп штангенциркуля (глубиномера) или измерительная линейка устанавливается в канавку протектора рядом с индикатором износа шины. Постарайтесь, чтобы в кадр вошли, как канавка протектора, так и показания прибора. Отключите вспышку, она будет давать блик на металлическом инструменте или на стекле индикатора цифрового прибора. Понятно, что показания штангенциркуля (глубиномера) или линейки должны быть разборчивые на фотографии. Поэтому, сделав снимки, сразу просмотри их, как получились, при необходимости повторите съёмку. Попросите помощника подержать измерительный инструмент в нужном положении.


Место, где находится индикатор износа шины, легко найти по маркировке в виде стрелки-треугольника с надписью «T.W.I.» (tyre wear indicator) в плечевой зоне протектора. Вершина треугольника указывает направление, где надо искать индикатор износа. Эта маркировка обязательно есть на автомобильных шинах, иногда на индустриальных и др.

Индикатор износа может выглядеть по-разному:



На массивных ("солидах", "цельнолитых", "гусматиках") шинах для погрузчиков глубина протектора замеряется в плечевой зоне. Щуп надо упереть в пояс на боковине, т.н J линию, который является границей между протекторным и демфирующим слоем массивной шины.


Фирма Ал..., чтобы облегчить жизнь себе и клиентам, нашла замечательное решение, остаточная глубина протектора точно видна по индикатору износа без всяких замеров. Так и фотографируем грунтозацеп, чтобы было видно чётко индикатор износа.


Если индикаторы износа отсутствуют, например, у шин для сельскохозяйственной и строительной техники, замер делается по центральной оси симметрии протектора, который обычно совпадает с линией разъёма пресс-формы.

Фотография маркировки размера шины

Фотография маркировки марки (бренда) и модели шины

Фотографии дефекта

Фотографии дефекта должны быть резкими и высокого разрешения.

Фотографии транспортного средства















Должно быть, как минимум, 2 снимка: спереди-слева и сзади-справа, как на примере, с фотографиями легковым Пежо 207.
Когда снимаете, обратите внимание, что транспортное средство находится целиком в кадре, ничто не обрезано, не так, как можно видеть на некоторых приведенных примерах.

Фотография заводской таблички транспортного средства






1 - Обозначение модели шины.

2 - Обозначение индекса несущей способности ИНС (для одинарных колес/для сдвоенных) и категории скорости (J) в соответствии Правилами № 54 ЕЭК ООН и стандартов ETRTO.

3 - Обозначение размера шины, включающее ширину профиля (12,00 дюймов), диаметр обода (20 дюймов) и тип конструкции (буква «R» для радиальной конструкции, а для диагональной конструкции буквы «D» не приводится).

4 - Надпись «TUBELESS» - если шина установлена без камеры, «TUBE» («TUBE TYRE») - камерная шина, без обозначения – камерная шина.

5 - Надпись «REINFORCED» - усиленная шина.

6 - Серийный номер шины.

7 - ГОСТ или ТУ, по которым шина изготовлена.

8 - Дата изготовления - 4 цифры (две первые - неделя (20), последние - год изготовления шины (97)).

9 - Надпись «REGROOVABLE» - возможность углубления протектора рисунка методом нарезки.

10 - «PSI» - индекс давления, указывающий давление воздуха в шине соответствующее максимальной допускаемой нагрузке.

11 - Знак национального соответствия при обязательной сертификации продукции в Системе сертификации ГОСТ Р.

12 - Знак официального утверждения, состоящий из круга, в котором проставлены буква «Е», что означает соответствие шин правилам № 54 ЕЭК ООН и отличительный номер страны.

13 - Тип рисунка протектора («M+S» или «M&S» (снег и грязь)- для шин с зимним рисунком протектора; «ALL SEASSON» - для шин со всесезонным протектором; «OUTSIDE» (наружная сторона) – для шин с асимметричным рисунком протектора).

14 - Обозначение рисунка протектора.

15 - Страна-изготовитель шины на английском языке.

16 - Товарный знак предприятия-изготовителя.

17 - «TWI» (TREAD WEAR INDICATION, что дословно - индикаторная дорожка износа) - знак индикатора износа, который размещается по углу протектора равномерно в шести местах по окружности.

18 - Конструкция шины («RADIAL» - радиальная конструкция каркаса может быть дополнено словами «RADIAL STEEL BELT»; «RADIAI STEEL», означающими, что шина имеет металлокордный брекер; «ALL STEEL» - для цельнометаллокордных шин).

19 - Стрелка (на шинах, имеющих направленный рисунок протектора) - указывает направление вращения колеса.

20 - HC или PR – норма слойности, определяющая максимальную допустимую нагрузку.

21 - Характеристика шины – сведения о конструкции шины.

Условные обозначения пневматической шины, проставляемые на боковой поверхности, указывают ее основные размеры и тип конструкции.

В условном обозначении автомобильных покрышек приводятся значения ширины профиля В и посадочного диаметра d обода. Эти параметры могут выражаться в миллиметрах, дюймах или иметь смешанную размерность; для некоторых шин разработчики делают это обозначение двойным - и в милли­метрах, и в дюймах.

В обозначение может включаться индекс серии, выраженный отношением высоты профиля Н к его ширине В.

Буквенный индекс R в условном обозначении поясняет, что покрышка имеет радиальный тип конструкции. Диагональные шины буквенного индекса в обозначении не имеют.

Цифры индекса серии и буква типа конструкции в обозначении проставляются между параметрами ширины профиля шин и посадочного диаметра обода.

Индекс С (Commercial) (для США и Канады - LT (Light Truck)) - индекс, стоящий в конце условного обозначения, указывает, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.

Индекс L (Low Section Tyre) - низкопрофильная шина.

Широкопрофильные шины обозначаются тремя числами, где первая обозначает наружный диаметр D шины, вторая - ширину профиля, третья - посадочный диаметр обода.

Шины широкопрофильные обозначаются: 1300 х 530-533,

где 1025 - наружный диаметр шины, 420 - ширина профиля, 457 - диаметр обода (все параметры приводятся в миллиметрах).

Шины обычного профиля обозначаются: 10,00-20 и 10,00 R 20,

где 10,00 - ширина профиля в дюймах, 20- посадочный диаметр обода в дюймах, R - шина радиальной конструкции, без обозначения - диагональная.

Шины радиальные низкопрофильные: 315/80 R 22.5,

где 315 - ширина профиля (в миллиметрах), 80 - серия (в данном случае 80%), 22.5 - посадочный диаметр обода (в дюймах).

Ряд шин имеют двойное обозначение размеров - в миллиметрах и дюймах:

Шины для тракторов и сельскохозяйственных обозначаются:

диагональные обычного профиля 11,2-20;

диагональные низкопрофильные 18,4 L-30 или 16,5/70-18;

радиальные шины 30,5 R 32,

где во всех случаях числа обозначают:

число, стоящее на первом месте (11,2; 18,4; 16,5; 30,5) ширина профиля в дюймах;

число, стоящее на последнем месте (20; 30; 18; 32) посадочный диаметр обода в дюймах;

Некоторые шины имеют двойное обозначение размеров - в дюймах и миллиметрах: 9,00R20 (260R508).

Значение меток, нанесенных на боковины:

Sports Utility Vehicles (SUV) - в обиходе называемые "паркетники"