Сотников главные герои характеристика. Значение и происхождение фамилии сотников

Сочинение

Сотникову есть кого защищать, ему есть за что умирать. И единственную предоставленную ему возможность свободы в роковой, безвыходной ситуации - самому сделать свой последний выбор - Сотников использовал сполна: он предпочел по совести "уйти из этого мира", чем оставаться в нем ценой отказа от совести, он предпочел умереть человеком, чем выжить сволочью. В повести есть такое размышление Сотникова: "Рыбак был неплохим партизаном, наверно, считался опытным старшиной в армии, но как человек и гражданин безусловно недобрал чего-то. Впрочем, откуда было и добрать этому Рыбаку, который после своих пяти классов вряд ли прочитал хотя бы десяток хороших книг". Книга здесь - это знак, если угодно, символ. Причем символ принципиальный: уж на что строга и экономна проза Быкова, уж на что сурова создаваемая им картина войны, а вот образ книги - один из самых устойчивых в его художественном мире.

Уже в первой военной повести Быкова, в "Журавлином крике", самой примечательной деталью облика красноармейца Бориса Фишера, в мирное время искусствоведа, стала старая книжка "Жизнь Бенвенуто Челлини", которую он держал в сумке рядом с куском черствого хлеба и несколькими обоймами патронов. В "Обелиске" звучит монолог князя Андрея, который больной Алесь Иванович Мороз читает своим ученикам. А лейтенант Ивановский из повести "Дожить до рассвета" жалеет, что в детстве не успел начитаться хороших книжек, "и лучше Гайдара ему в своей жизни ничего читать/не пришлось". А в "Его батальоне" капитан Иванов, в землянке, считай, на самом "передке", упивается стихами из сборничка Есенина... Причем у Быкова книга - не привилегия кандидатов искусствоведения или школьных учителей. При свете коптилки читает Библию Петр Качан, и на реплику Рыбака ("Первый раз вижу библию") старик не без упрека проворчал: "И напрасно. Не мешало бы почитать". А простой дядька из Будиловичей, скромно аттестующий себя - "я человек темный", вполне уразумел мысль о необходимости нравственных норм из книги Достоевского, которую читал вслух в больнице Миклашевич, ученик Алеся Ивановича Мороза.

У Быкова образ книги всегда выступает лапидарным и емким символом духовной культуры, причем культуры осознанной. Этот образ - символ сокрытой в человеке внутренней силы, той силы, на которую он опирается в своем сопротивлении бездушной воле судьбы. Вот в какой ряд вписываются "десяток хороших книг", не прочитанных Рыбаком, и огромный дедовский сундук с книгами, которые были еще в детстве прочитаны Сотниковым под умным руководством отца, героического комэска и скромного часовщика. В этом же ряду нелюбовь Рыбака к "книжной науке", его пять классов и учительский институт Сотникова. У Быкова все подробности значащи.

Эти "знаки" ведут к самым глубоким истокам того, что потом, в испытаниях судьбою, приводит человека к величию подвига или к низости падения. В повестях Быкова размежевание и противоборство центральных персонажей эпически оценивается тем, что Пушкин называл "мнением народным". В "Сотникове" носителями этого мнения выступают старый Петр, мать троих детей Демчиха, еврейская девочка Бася (за этими образами мерцает библейская символика - Старец, Мать и Дитя). И они, следуя простым законам нравственности - чувству достоинства, порядочности, благодарности, идут на смерть вместе с Сотниковым. Так проявляется органическая связь между зрелым миропониманием интеллигентного человека и изначальными нормами человечности, сложившимися в простом народе за многие века трудной его жизни на земле.

Другие сочинения по этому произведению

«Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...» (В. Быков "Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики. В. Быков "Сотников" Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» Проблема нравственного выбора в повести «Сотников» Человек на войне (по повести Василя Быкова \"Сотников") Человек на войне (По одному из произведений современной литературы - В.В.Быков "Сотников") Проблема нравственного выбора человека на войне Анализ повести Быкова «Сотников» Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова "Сотников" Характеристика образа Рыбака в повести Быкова "Сотников" Нравственные образы повести В. Быкова “Сотников" Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников" Подлинный и мнимый героизм ("Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился...» (1)

Основные политические события, произошедшие в двадцатом веке, носили трагический характер. В суть проблем, которые они породили, и пытались вникнуть писатели того времени. В центре их внимания оказались личности и судьба нации, в том числе и во время Второй мировой войны. Писатели размышляли о характере человека и исследовали человеческую натуру. К таким произведениям можно отнести и повесть В. Быкова «Сотников».

Главные герои

В повести, как и в большинстве своих произведений, автор поднимает проблему личной ответственности за судьбу других людей, выясняет причины нравственного падения и предательства одних и духовного величия и благородства других. Писатель исследует и показывает, на что способен человек, когда возможности защитить жизнь исчерпаны до конца. Центральное место в повести писатель отводит партизанам Сотникову и Рыбаку.

Главные герои, Сотников и Рыбак, - оба не новички в борьбе с врагом. Сотников - сын командир батареи, воевавший на фронте, чудом вырвавшийся из плена. Он продолжил борьбу в партизанском отряде. Рыбак - старшина стрелковой роты, также воевал на фронте, попал в окружение и принял участие в партизанском движении. Но писателю важно проверить нравственный потенциал своих героев и их дух.

Два партизана

Рыбак родился и вырос в крестьянской семье. Чувство долга для него характерно, но непрочно и стихийно. Положительные начала этого героя существуют только на чувственном уровне и не стали частью его индивидуальной этики. Соединяясь с его жизнелюбием, они и предопределяют возможность предательства. Сознание Рыбака недостаточно развито для того, чтобы осмыслить опыт и поведение людей, с которыми он сталкивался на жизненном пути. И он неспособен совершить жизненный выбор.

Главный герой Сотников - учитель, интеллигент. Он отличается от Рыбака тем, что обладает более развитым сознанием, способен самостоятельно анализировать различные ситуации и поведение людей. Духовно Сотников более сильный и стойкий. В экстремальной ситуации эта разница должна проявиться. Поэтому автор и ставит героев в условия, в которых раскроется их сущность, и им придется сделать

Дорогою войны

Героев повести сблизила общая задача - добыть припасы для партизан. Отправляясь на выполнение задания, они по-разному представляют опасность, ожидающую их. Внешне кажется, что больной и слабый Сотников не способен на подвиг, а крепкий, сообразительный и энергичный Рыбак просто создан для героического поступка.

Уже в начале повести между ними намечен контраст. Рыбак - хозяйственный, физически сильный и С присущим ему жизнелюбием он думает о девушках, видит во сне хлеб. Главный герой Сотников, напротив, физический слабый и болезненный, относится к себе равнодушно, - отправился на задание больной, с температурой, не удосужился даже «разжиться полушубком».

По-разному ведут они себя и в дороге. Рыбак подбадривает больного Сотникова, делится с ним хлебом. Все внимание Сотникова сосредоточено только на том, чтобы не потерять темп, посильный ему, «не сбиться с шага». Противопоставления героев в экспозиции повести создают иллюзию. На первый взгляд Рыбак больше приспособлен к тяжелым условиям, чем Сотников.

Последнее задание

Автор поставил цель - раскрыть и понять внутреннее состояние главных героев «Сотникова». Быков неумолимо ведет их к последнему пристанищу - дому Демчихи - и ставит их перед выбором, который они должны совершить. Последнее свое задание героям повести выполнить не удалось - они наткнулись на подводу с немцами и попали под обстрел.

Добравшись до деревни, партизаны скрываются на чердаке дома Демчихи, многодетной матери. В хату в поисках водки нагрянули с обыском немцы и полицаи. И кашель Сотникова, раздавшийся с чердака, выдает беглецов. Они попадают в плен. Вместе с ними забирают и Демчиху. В подвале, куда их бросили, сидит и еврейская девочка Бася. Туда же брошен и староста, скрывавший ее у себя.

Перед лицом смерти Рыбак и Сотников ведут себя соответственно своим характерам и убеждениям. Сотников до последнего вздоха остается верным своему долгу. А Рыбак, ухитрявшийся найти выход из любой ситуации, внутренне уже готов был к предательству.

Сотников

Главный герой повести смиряется с обстоятельствами только внешне. Сотников понимает, что не в его силах что-то изменить. Но внутренне он ищет силы для противостояния. Прежде всего, он вспоминает и анализирует события из личной жизни и поведение других людей. Писатель показывает, что сила этого человека заложена в его способности к самоанализу и переосмыслению, при помощи которых и формировались его нравственные ценности.

Его подвергают страшным пыткам, но Сотников с честью переносит тяжелые испытания и остается человеком, верным своим идеалам. Он, безусловно, предпочел бы погибнуть в бою и «уже завидовал» тем, кто нашел свою смерть на поле боя. Но Сотников думает не о себе. Его мысли заняты тем, как спасти Демчиху, которая из-за них оказалась в этом подвале. Сотников требует следователя, которому говорит, что он - партизан, а остальные тут ни при чем. Но на палачей его признание не подействовало. Утром из пяти приготовленных для пленных виселиц свободной осталась только одна.

Рыбак

Рыбак, напротив, полный желания выжить, стремится преодолеть обстоятельства и поэтому идет на компромисс, - соглашается стать полицаем. Нет, в мирной жизни он не был негодяем, предателем или врагом. Но сейчас ситуация совершенно иная: перед лицом смерти он любыми возможными средствами хочет сохранить себе жизнь. Он уверен, что обманув врагов, сможет сохранить жизнь и уйти к партизанам, чтобы продолжить там борьбу с фашистами.

Однако, шаг за шагом, он угождает врагам, лукавит и юлит, и, наконец, думая только о себе, катится в духовную бездну. Рыбак понимает чудовищность своего поступка и пытается покончить с собой. Но этому помешали обстоятельства. И тогда он всячески оправдывает свои действия, обвинив в этом и жестокие условия, и ненавистную войну, и даже Сотникова, болезнь которого послужила, по его мнению, причиной плена.

Вывод

Произведение В. Быкова названо именем главного героя - «Сотников». Эта повесть - глубокое размышление о человеческом долге и гуманизме, несовместимыми с любыми проявлениями эгоизма. Анализ действий, мыслей и слов героев - одна из определяющих черт произведения.

Духовная сила Сотникова в том, что он, поставленный перед выбором, сумел принять смерть и показал несокрушимость характера и величие человеческого духа. Без этих качеств невозможно преодолеть обстоятельства.

Размышляя над проблемой предательства и героизма, автор уверен, что человеку в качестве опоры необходимы индивидуальная духовная культура и нравственность. Без этих начал личность не способна различить границы добра и зла. В итоге незаметно для себя она окажется на территории зла. Что и произошло с Рыбаком, одним из главных героев Быкова.

Сотников не исключителен, то есть его способность к самопожертвованию и его поведение, поскольку точно такой же выбор совершили и многодетная мать Демчиха, и староста, и даже маленькая еврейская девочка, отказавшаяся назвать имена тех, кто ее прятал.

Таким образом, автор поднимается до философского анализа войны. Прежде всего его интересуют не внешние ее обстоятельства, а внутренние: состояние человека и борьба в его душе. Писатель уверен, что преодолеть тяжелые, нечеловеческие обстоятельства можно только опираясь на нравственные и духовные ценности.

Введение

“Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили ”.

Война - страшное слово. Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам.

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших её дорогами. Бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем современной литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века. О ней написано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов, пишущих о войне, - огромна. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом, донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Своеобразно разрабатывают эту тему такие писатели, как Василь Быков (“Сотников”) и Борис Васильев (“В списках не значился”).

Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само становление тоталитарного государства еще только намечалось.

Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные подробности, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах…

"Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л. Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.

Василь Быков. Идейное содержание романа “Сотников”, оценка героев

Василь Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести, которыми руководствуется герой одноименной повести “Сотников”.

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных историчес-ких событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и других. В повести Быкова "Сотников" подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как го-ворят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных си-туациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: “Третья ракета”, “Западня”, “Мертвым не больно” и другие.

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Сюжет повести “Сотников” психологически закручен так, что критики сби-лись с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего расте-ряться: главный герой -- предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персона-жа.

Но на самом деле сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание -- добыть овцу для про-питания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себя не-достаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывает-ся идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается “грязной работы”.

Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь “ухит-рялся найти какой-нибудь выход”, внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до пос-леднего дыхания остается верным долгу человека и гражда-нина: “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы без-заботно относиться к её концу”.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

В произведении Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: "Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии". Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать, и кое-что выболтал следователю.

Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь - хитрым и жестоким. Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось - определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: "Я - партизан, остальные тут ни при чем". Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: "Прости, брат". "Иди ты к черту!" - следует ответ.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что "подобрал еще одного предателя". Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищами, в конечном итоге, искупление вины.

Характеры героев проявляются медленно. Рыбак становится нам неприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится Сотниковым, последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших к фашистам за помощь партизанским разведчикам. Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшее проявление собственного я - вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческое достоинство, солдатская честь, любовь к людям - такие ценности существуют для Сотникова. Именно о людях, попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь - единственная реальная ценность. А у Рыбака была просто жажда жизни. И главное для него - выжить любой ценой. Конечно, многое зависит от человека, его принципов, убеждений. У Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, делится с ним остатками пареной ржи, в бою ведет себя достойно. Но как же случилось, что он становится предателем и участвует в казни своего товарища? На мой взгляд, в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь - эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком. Если Сотников думал только о том, как умереть достойно, то Рыбак хитрит, обманывает себя и в результате сдается врагам. Он считает, что в минуты опасности каждый думает только о себе.

Сотников, несмотря на неудачи: плен, побег, затем опять плен, побег, а потом партизанский отряд, не ожесточился, не стал равнодушным к людям, а сохранил в себе верность, ответственность, любовь. Автор не обращает внимание на то, как однажды в бою Сотников спасает жизнь Рыбаку, как больной Сотников все же идет на задание. Отказаться Сотников не мог, так как это противоречило его жизненным принципам. В последнюю ночь своей жизни герой вспоминает юность. Ложь отцу в детстве стало для него уроком мук совести. Поэтому герой строго судит себя и держит ответ перед совестью. Он остался человеком в жестоких условиях войны. В этом подвиг Сотникова. Мне кажется, что в трагических ситуациях войны трудно остаться верным себе, своим нравственным принципам. Но именно такие люди долга и чести борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем ли мы жить по совести.

Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно рас-ставленную ловушку. С этого момента начинается его нрав-ственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состоя-ние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий преда-тель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого мо-мента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища.

Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыход-ность ситуации, но в последние минуты жизни он неожи-данно утратил свою уверенность в праве требовать от дру-гих того же, что и от себя. Рыбак стал для него не своло-чью, а просто старшиной, который как гражданин и чело-век не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в гла-зах присутствующих при казне людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: “Прости, брат”. Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: “Иди ты к черту!”

В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем преда-тельстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить.

Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человечес-ких жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событи-ям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воз-зрений на эту тему писателя Василя Быкова.
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о
человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплик - дна з самых сильных сторон повести "Сотников".

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: “Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так -- страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой приз церкви был вручен автору “Сотникова” кроется в том, что религия всегда проповедует Идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления.

В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.

Сотников... О нем можно говорить долго. О его максимализме. И о его совестливости. Об ответственности его выбора. О мужестве и высоте духовных устоев этого человека. И о его молчании, которое стоит дороже иных громких слов. О том, что не сдался на милость обстоятельствам. О силе, заложенной в нем. О том, что лишь ему самому дано испытать себя. О его переживании, действительном и очень искреннем, чувстве страшного отчаяния, обнаженной тоски и полного одиночества — чувстве, которое должен был испытать и преодолеть герой В. Быкова в отведенные ему судьбой часы жизни.

Его, наверно, можно поставить в ряд тех героев-максималистов, стоиков, который в советской классике начинается с Павки Корчагина, а в мировой — с Овода. Мысли и чувства этого человека — история и содержание его поступков; как раз на всем этом и основана логика интенсивности повествования в «Сотникове». Без интенсивности нет наглядности, без наглядности нет изображения. Это почти как с верой: как она ни глубока, она никогда не бывает полной, если и беспрестанно не поддерживать или, во всяком случае, не давать ей разрушаться.

Если человек оказывается существом, обреченным рассчитывать исключительно на свои собственные силы,— а так именно и случилось с Сотниковым,— то единственной и высшей ценностью становится сама жизнь, которой надлежит придать полную, завершенную форму.

Сохранение дисциплины перед лицом смерти требует строгого контроля над воображением, пока оно еще не раскрутилось, не стало абсолютным. Это требует и полного сосредоточия человека на каждом действии, как если бы это единственное действие составляло в данный момент всю жизнь. Сотников в своих действиях с самого начала являет пример подобной сосредоточенности, хотя его максимализм, осознанный и очень последовательный, благодаря которому он и сможет в конце возвыситься над собственной судьбой, обретает полную силу тогда, когда герою приходится прибегать к мотивам более наглядным, чем только словесный метод выражения. Они-то и приводят в результате к огромной нравственной победе, заставляющей думать, что характер человека — это только до известной степени его судьба.

Но если Сотников обнаруживает свое подлинное — и, как оказалось, в высшей степени нравственное — лицо в те моменты, когда победа необходимости над свободой заставляет каждого из партизан сделать выбор, то он столь же серьезно рассматривает и другую сторону встающей перед ним проблемы — единственности человеческой жизни. Да, размышляет он, «физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа?"

Читателя как бы завораживает этот вопрос: какой же именно из возможных трагедий разрешится следующее от эпизода к эпизоду нагромождение одного несчастья на другое? Но это не все. Помимо прочего, вопросы, которыми задается Сотников еще до того, как он познал все это в единстве — бесценность уходящей жизни и триумф духовного освобождения,— когда он вложил в доставшееся ему испытание всего себя, свое сердце и сделал все, что мог, — наглядно демонстрируют назначение этого и других любимых героев В. Быкова: они скорее защищают истинные ценности, нежели разрушают фальшивые. И автор точно выбирает финальные сцены, когда его загадочный персонаж, в глубинах которого происходит непрестанная работа души, символизирует твердость духа и на все попытки врагов запугать его отвечает молчанием, понимая, что нельзя показывать свою слабость врагам, точно так же, как и чувства, которые к ним испытываешь.

Давая читателю возможность приобщиться к прошлому своего героя, вжиться в его фронтовую судьбу, автор тем самым дает доказательства того, что поступки Сотникова продолжают отражать его прежнюю сущность. Внезапное нападение гитлеровцев, мужественное поведение Сотникова в бою, разгром батареи, плен, побег, потом партизанский отряд. И всюду и всегда он стремится выложиться полностью. Этот максималист везде идет до конца.

Именно он по-настоящему жалеет Демчиху. Он, а не Рыбак. Быков всякий раз это подчеркивает — деталью, скупым, но выразительным жестом, движением глаз героя. И везде у него видна совесть. Она у Сотникова, бывает, граничит с наивностью, как в тот раз, когда, голодный, наотрез отказался поесть у старика старосты. Но именно совесть объединяет собой все начала в этом человеке, накладывает четкий отпечаток на его поступки.

В мире войны, в котором он существует, Сотников научился смотреть открыто и брать причитающееся ему честно; он в бою не прятался за чью-то спину с видом мальчика, которого следует пожалеть. В партизанском отряде, где очутился волею судьбы, поступать, как все, для него было уже недостаточно, стало необходимо с каждым часом поступать лучше. Вот почему, будучи больным, он пошел с Рыбаком на задание. И вот почему, когда партизаны натолкнулись на полицаев, он, не раздумывая, вступил с ними в перестрелку.

В. Быков объясняет поведение Сотникова, стремясь к исследованию мира души этого человека, причем нередко — в ярких и сильных образах. На всем протяжении рассказа о нем герой проявляет самостоятельность духа, ответственное отношение к происходящему. Да, он переживает минуты слабости, колебаний, хотя и по другим, нежели Рыбак, причинам. И это как раз обогащает его собственную правду, делает ее вполне сознательной. Главное еще и в том, что ему ненавистна роль наблюдателя, чтобы жить, он должен участвовать. Смерть не является чем-то трагичным для этого человека, который столько раз имел с ней дело— на передовой, в плену. А в конце он ценой собственной жизни стремится вывести других из круга смерти.

Все, что рассказано В. Быковым о своем герое,— все настроено на взволнованно звучащую волну любви к этому человеку, которого трагедия приближала к более глубокому пониманию жизни. Ни в чем не спрямляя характер Сотникова, писатель нашел удивительно верные для его образа краски в картине воспоминаний об отце. Это когда избитый и совершенно обессилевший Сотников, сидящий в темном подвале вместе с Демчихой, Рыбаком, старостой Петром и тринадцатилетней Басей, «вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете». Его, Сотникова, последняя ночь. Именно тогда он и приготовился к смерти, окончательно примирившись с ней. Правда, он не знал еще, что его ждет не пуля, а полицейская веревка.

Все его чувства, способность переживания и осмысления, даже просто слух, а более всего память предельно обострились. Память — как одно из свидетельств внутренней силы Сотникова, его способности страдать и переживать это страдание. Тогда он и обрел бесценную поддержку. Она явилась перед ним в виде отца — человека бесконечной мудрости и терпения, к тому же обладающего преимуществом опытного наблюдателя, озирающего ход битвы сына с врагами. Именно мужеству и терпению этого человека, кавалерийского командира, инвалида гражданской войны и часового мастера, который «учил его правде и ответственности перед другими людьми» герой В. Быкова, поглощенный своим сражением с полицаями, покрытый грязью и кровью, обязан тем, что устоял перед чувством безнадежности, которым сопровождались его усилия воплотить свой план в жизнь. Он не сдался потому, что отец не позволил ему сдаться. В тот момент бывший краском Сотников вряд ли мог сделать для сына больше того, что он сделал. Сотников услышал голос отца, и сразу же боль и страдание отступили, и пришло ясное сознание того, что он должен совершить.

Отец — это как бы начало тебя самого. Поэтому у каждого по всем законам жизни должен быть отец. Живой или мертвый. Главное, чтобы это был отец настоящий. Именно таким он был у Сотникова.

Признание Сотникова, на которое он решился,— это не только попытка спасти других — Демчиху, старосту Петра, Рыбака; в своем усилии — а оно для героя В. Быкова многого стоит, ибо надо прервать молчание и вступить в разговор с врагом, — он апеллирует не просто к чувству, но и к разуму своему. Он уже знал, что у смерти должен быть свой смысл и тогда она освещает всю жизнь, которая для Сотникова должна была вот-вот завершиться. Вот почему он смело решается на рискованную попытку превратить свое поражение в победу, взяв всю ответственность на себя. Ибо что еще можно было сказать врагам, когда все сделалось и, он это понимал, по-другому уже не переделается. Осталось лишь подарить им свою жизнь — воистину мощный финал.

Пост навеян прочтением повести Василя Быкова "Сотников". По старой традиции я продолжаю закрывать школьные пробелы, ведь "Сотников" был в программе, но я его, разумеется, не читал тогда:)

Краткое содержание повести Василя Быкова "Сотников"
Повесть "Сотников" Василя Быкова рассказывает нам о двух советских партизанах, которые находятся на оккупированной немцами территории Белоруссии. Идет 1942 год. Неокрепшее партизанское движение вынуждено прятаться в лесах и болотах, нет боеприпасов, лекарств, обмундирования, еды. Холодной февральской ночью 1942 года партизаны Сотников и Рыбак идут за продовольствием. Рыбак - бывалый крепкий молодой человек, не обделенный силой и здоровьем. Сотников же пошел на задание больным. По его словам, он не отказался от задания, потому что от него отказались несколько более опытных товарищей по партизанскому отряду.

Выполнение задания по поиску продовольствия не задалось с самого начала: Сотников выбился из сил и шел медленнее, чем нужно. Искомая ими деревня оказалась безлюдной: она была сожжена немцами. Наудачу партизаны пошли в соседнюю деревню. Дойдя до нее, они пришли в дом местного старосты, назначенного оккупационными немецкими войсками. Старостой оказался старик по имени Петр Сыч. Несмотря на то, что партизаны сначала хотели его наказать за сотрудничество с немцами, они удовлетворились найденной у него овцой. Пустившись в обратный путь, Рыбак и Сотников нарвались на патруль полицаев. Рыбак, будучи сильным и здоровым, скорее всего, смог бы уйти, но он не мог бросить больного Сотникова, которого еще и ранили в ногу. После перестрелки, в которой бал ранен один из полицаей, они все же ушли из-под огня и попытались скрыться, спрятавшись в случайно подвернувшемся доме незнакомой им деревни. В доме оказались только маленькие дети. Взрослых не было. Вскоре пришла хозяйка по имени Демчиха, за ней к дому подошли и полицаи. Спрятавшихся на чербаке партизан выдал сильный кашель Сотникова. Рыбак, Сотников и хозяйка дома были арестованы и препровождены в тюрьму.

На допросах товарищи вели себя по-разному: Сотников знал, что на этот раз им не выбраться, и ничего не сказал полицаям, не выдал своих товарищей, несмотря на пытки. Рыбак же, который много раз ходил под смертью и будучи смелым человеком, не выдержал и захотел любой ценой сохранить себе жизнь. Он дал путаную информацию полицаю и был отправлен в камеру. В камере оказались изувеченный пытками Сотников, староста Петр Сыч, обвиненный в пособничестве партизанам, еврейская девочка Бася, которая укрывалась в доме старосты, Демчиха, которую Рыбак с Сотниковым так подвели, и сам Рыбак.

Они вместе провели свою последнюю ночь, наутро их должны были казнить. Все смирились со своей участью, кроме Рыбака, он страстно хотел жить. Наутро, когда их повели к месту казни, Рыбак обратился к немецкому начальству и высказал желание стать полицаем. Его приняли и приказали помочь Сотникову дойти до виселицы. Рыбаку же пришлось и выбить чурбан из-под ног Сотникова.

Спустя некоторое время после казни, Рыбак понял, что теперь ему некуда бежать от немцев, так как казнь товарищей гораздо сильнее его держала у немцев, чем стены тюрьмы или веревки. Поняв, что он предатель, он решил покончить жизнь самоубийством, но у него не оказалось ремня. В конце концов, он понял, что от судьбы не уйдешь и отправился к уже ожидавшему его немецкому начальству...

Смысл
Главные герои повести Василя Быкова "Сотников" оказываются перед трудным выбором: сохранить себе жизнь, предав, или достойно умереть, сохранив в целости и сохранности своих друзей, коллег, братьев по оружию. Герою принимают разные решения:
1) Дед Петр Сыч, который по началу кажется обычным предателем, оказывается человеком сильным и способным принимать на себя ответственность. Он пошел в старосты, чтобы его знакомым и родственникам лучше жилось. Он также на свой страх и риск укрывал у себя дома еврейскую девочку.
2) Демчиха, пытаясь спрятать у себя дома партизан, сильно рисковала жизнью своих детей;
3) Сотников смог в себе найти силы держаться до конца, не изменяя своим взглядам;
4) Сильный, смелый и ловкий Рыбак, который казался чуть ли не образцовым солдатом, сломался и переступил черту, перед которой смгли остановиться другие герои повести "Сотников".

Каждый герой повести платит свою цену на принятые решения. Все, кроме одного: маленькая еврейская девочка Бася повешена просто за то, что она принадлежала к национальности, которую стремились уничтожить немецкие войска.

Вывод
Повесть "Сотников" Василя Быкова поднимает очень важный для меня лично вопрос: на что человек может пойти под самым страшным грузом, какой только себе можно представить. Сохранит ли он преданность Родине, семье, друзьям под угрозой смерти? Какой выбор он сделает в сложной для него ситуации?

PS. По книге Василя Быкова "Сотников" режиссером Ларисой Шапитько также снят фильм "Восхождение".

Обзоры книг Василя Быкова:
1. ;
2. .

Рекомендую почитать также обзоры книг (и сами книги тоже, разумеется):
1. - самый популярный пост
2. - некогда самый популярный пост