Аппараты «МИР» — национальная гордость? «Ступенька на дно»: развитие глубоководных спускаемых аппаратов первой половины ХХ века.

:: Батискаф

Батиска́ф – это небольшое подводное судно, предназначенное для погружения на экстремальные глубины. Основное отличие подводного батискафа от подводной лодки заключается в его конструкции: батискаф оснащен более легким корпусом сферичной формы и поплавком, стенки которого заполнены жидкостью, масса которой меньше воды, как правило, это бензин. Ход подводного батискафа осуществляется за счет вращения грибных винтов, приводящихся в движение электромоторами.

История создания батискафа

Впервые идея построить подводный батискаф возникла у швейцарского ученого Огюста Пикару еще до Второй мировой войны. Он первым предложил заменить баллоны со сжатым кислородом на поплавок с жидкостью, масса которой меньше массы воды. Инженерная мысль Пикару имела успех, и уже в 1948 году на воду был спущен первый прототип батискафа.

На создание аппарата подобного класса повлияла потребность в исследовании дна морей и океанов на большой глубине. Классические подводные лодки способны опускаться только на определенную ограниченную глубину. Что примечательно, конструкторы способны построить достаточно прочный корпус, даже для большой субмарины, который смог бы выдержать давление на экстремальной глубине. Однако до сих пор невозможно решить другую проблему, не позволяющую субмаринам опускаться на значительную глубину.

Для всплытия на поверхность воды традиционные подводные лодки используют сжатый кислород, который вытесняет воду из отсеков. Однако во время погружения более, чем на полторы тысячи метров, под воздействием тяжести воды кислород в баллонах теряет свои свойства, иными словами перестает быть «сжатым».

Существуют субмарины, способные опускаться на глубину в 2000 метров. Тем не менее, глубина погружения батискафа намного больше.

Погружение батискафа

Поплавок, заполненный бензином или другой жидкостью, дает возможность подводному батискафу удерживаться на поверхности воды и всплывать. После того, как цистерны наполняются водой, запускается процесс погружения батискафа на глубину.

В тех случаях, когда подводный батискаф зависает из-за чрезмерной плотности воды, чтобы опустить судно на дно, из поплавка выпускают выталкивающую жидкость. После этого процесс погружения батискафа возобновляется.

Опустить на дно батискаф не так сложно, но как его поднять обратно наверх? Для этого в подводных батискафах предусмотрены специальные отсеки, заполненные стальной дробью. Когда судну необходимо всплыть, дробь скидывается, и поплавок тянет батискаф на поверхность. Также на борту имеются баллоны со сжатым кислородом, чтобы ускорить всплывание батискафа на поверхность воды.

Глубина погружения батискафа

Как упоминалось выше, глубина погружения батискафа, намного больше, чем у других подводных аппаратов. Еще в 1960 году модифицированному батискафу "Триест" удалось погрузиться на рекордную глубину в 10919 метров . На удивление экипажа судна, даже на такой глубине они увидели рыбу.

Еще один интересный факт, касающийся погружения батискафа: первым человеком, опустившимся на самое дно мирового океана, является всем известный режиссер Джеймс Кэмерон.

Нашим судостроителям тоже есть, чем похвастаться. Сконструированный российскими инженерами подводный батискаф «Мир» опустился на дно Ледовитого океана. Глубина погружения батискафа составила 4261 м. После этого судно и его экипаж провели около часа на дне самого холодного и опасного океана на земле.



Я вчера вам рассказывал о том, что ВМФ РФ закупает канадские батискафы и это вызвало неоднозначную реакцию. Звучали такие выражения, как «… а вот раньше наши батискафы к Титанику опускались». Оказывается мало кто знал, что «Миры» были построены в Финляндии по заказу СССР.

«Мир» - серия российских научно-исследовательских подводных глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Имеют глубину погружения до 6 км. Базируются на борту научно- исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

Давайте узнаем про них подробнее …


Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «Мир-1″ и «Мир-2″ были построены в Финляндии фирмой Rauma‑Repola в 1987 году. Идея аппаратов и начальный проект были проработаны в АН СССР и КБ «Лазурит». Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П.Ширшова.

Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубине 6170 метров («Мир-1″) и 6120 метров («Мир-2″). Аппараты были установлены на судне обеспечения “Академик Мстислав Келдыш”, построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с глубоководными испытательными аппаратами.

ГОА «Мир 1″ и «Мир 2″ идентичны по конструкции и рассчитаны на рабочую глубину погружения 6000 м. Общая емкость аккумуляторных батарей одного аппарата составляет 100 кВт/ч, что позволяет выполнять подводные операции в течение 17 20 часов непрерывного подводного цикла. Кроме того, это позволяет устанавливать на оба аппарата большой комплекс научного и навигационного оборудования.

Подводная скорость аппарата «Мир» равна 5 узлам. Для балластировки у него используется водяной балласт. Перед уходом аппарата с поверхности морская вода заполняет пластиковые цистерны главного балласта емкостью 1,5 куб. м, которые продуваются сжатым воздухом, когда аппарат выходит на поверхность после погружения. Плавучесть аппарата регулируется с помощью системы переменного балласта путем приема воды в три прочные сферы и откачки ее из сфер насосом высокого давления.

Корпус аппаратов изготовлен из мартенситовой, сильно легированной стали, с 18 % никеля. Сплав имеет предел текучести - 150 кг на квадратный мм (у титана - около 79 кг/ кв.мм). Производитель: финская фирма «Локомо», входящая в состав концерна «Раума Репола». Размещение экипажа Экипаж ГОА «Мир» состоит из трех человек - пилота, инженера и ученого-наблюдателя.

Длина аппарата «Мир» 7,8 м, ширина (с боковыми двигателями) 3,8 м, высота 3 м. Обзор из обитаемой сферы аппаратов «Мир» обеспечивается тремя иллюминаторами: центральным, имеющим внутренний диаметр 200 мм, и двумя боковыми диаметром 120 мм. Расположение иллюминаторов дает широкий угол обзора для пилота и наблюдателей. Запас плавучести аппарата «Мир» на дне равен 290 кг. Сухой вес 18,6 т. Запас жизнеобеспечения 246 чел./час. ГОА «Мир» оснащены навигационным и научным оборудованием, фото и видеосистемами, манипуляторами, устройствами отбора проб и т. д.

Система аварийного спасения у аппарата состоит из синтактикового буя, выпускаемого экипажем, с прикреплённым к нему кевларовым тросом, длиной 7000 м, по которому опускают половину сцепки (такую же, как железнодорожная автосцепка). Она доходит до аппарата, затем происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе, длиной 6500 м, с усилием на разрыв около десяти тонн.

По состоянию на 2008 год, в мире, кроме российских «Мир-1» и «Мир-2», существуют ещё два аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (Sea Cliff) (англ. DSV Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, французский «Нотил» (Nautile) (фр. Nautile), оба с глубиной погружения 6000 метров, и японский «Шинкай 6500» (Shinkai 6500), поставивший рекорд погружения для существующих аппаратов в 6527 метров.

С применением ГОА «Мир-1″ и «Мир-2″ проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, из них девять экспедиций по ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок (АПЛ) «Комсомолец» и «Курск». Разработан ряд новейших глубоководных технологий и методик, что позволило осуществлять многолетний радиационный мониторинг на АПЛ «Комсомолец», которая находится на дне Норвежского моря на глубине 1700 метров, и произвести частичную герметизацию носовой части лодки. В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море было проведено семь экспедиций в период 1989-1998 годах.

В конце сентября 2000 аппараты использовались для обследования АПЛ «Курск». Российскими научными учреждениями разработана методика, которая позволила с помощью аппаратов «Мир» провести детальное обследование АПЛ «Курск», определить причину ее аварии и разработать меры по ликвидации последствий этой аварии.

В 1991 и 1995 годах с помощью «Миров» производились исследования корпуса «Титаника», лежащего на глубине 3800 метров. В процессе погружений были проведены уникальные киносъемки, которые были использованы для создания художественных и научно-популярных фильмов, среди которых - Titanica, Titanic, Bismarck, Aliens of the Deep, Ghost of the Abyss.

А ВОТ ТУТ можно почитать очень необычные и интересные воспоминания от Сергея Викторовича Смолицкого. Он сотрудник Института океанологии имени П.П.Ширшова РАН, инженер, водолаз, последние 15 лет - старший механик глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». Участник многих экспедиций, в том числе 2007 года, когда аппараты “Мир” погружались под лед в точке географического Северного полюса. В течение ряда экспедиций аппараты «Мир» совершали погружения к останкам легендарного «Титаника». Некоторые эпизоды экспедиции 1995 года описаны С.В.Смолицким в предлагаемом вниманию читателей очерке.

В январе-сентябре 2004

В январе-сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП «Факел» был проведен капитальный ремонт аппаратов «Мир» с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате «Мир-1″ и «Мир-2″ получили сертификат на класс от международного регистра «Германский Ллойд» до 2014 года.

2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика-2007″ был совершен первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» в точке географического Северного полюса на глубину 4300 метров. Во время этого беспрецедентного погружения на дне был установлен титановый российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям. Аппараты выдержали давление в 430 атмосфер. Достижения этой экспедиции занесены в книгу рекордов Гиннеса.

Арктическое погружение вызвало большой общественный резонанс, поскольку некоторые российские комментаторы высказали мнение, что Россия «застолбила» свои права на участок океанского дна между Новосибирскими островами и Северным полюсом, хотя с точки зрения международного права это действие являлось юридически ничтожным.

Погружение глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1″ и «Мир-2″ в точке Северного полюса - первое в истории. Эта экспедиция позволит впервые детально изучить строение дна в приполюсном районе и уточнить границы российского шельфа в районе, простирающемся от Новосибирских островов до полюса.

На самом деле одна из целей экспедиции - установить, являются ли подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологическим продолжением российского континентального шельфа.

Также члены экспедиции выполнили ряд научных экспериментов, взяли пробы грунта и фауны. Кроме того, в рамках погружения на дне океана был установлен российский триколор и оставлена капсула с посланием россиян, «Сердцем Мира» - талисманом молодежной команды «Небесная Одиссея» и флагом «Единой России».

Отвечая на вопрос о задачах нынешней экспедиции российских исследователей на Северный Полюс, глава МИД РФ Сергей Лавров сказал: «Цель этой экспедиции - не застолбить права России, а доказать, что наш шельф простирается к Северному полюсу». Министр выразил надежду на то, что нынешняя экспедиция и погружение батискафа в районе Северного полюса «позволят получить дополнительные научные доказательства того, что мы собираемся добиться».

В 2008 году оба российских глубоководных аппарата закончили погружение на дно озера Байкал и благополучно поднялись на поверхность. Для первого погружения была выбрана точка недалеко от острова Ольхон, примерно в 10 км к востоку от берега Байкала между мысами Ижимей и Хара-Хушун, где озеро достигает максимальной глубины. Экспедиции повезло с погодой: если в понедельник на Байкале были шторм, двухметровые волны и непрерывный дождь, то с утра во вторник установился полный штиль и светит яркое солнце. «Мир-1» пилотирует начальник экспедиции, заведующий лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН, профессор Анатолий Сагалевич.

С ним на борту находятся президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын и председатель попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук. В составе второго экипажа - пилот Евгений Черняев, депутат Госдумы Владимир Груздев и директор Байкальского института природопользования РАН Арнольд Тулохонов.

Напомним, Байкал - самый глубокий на Земле внутренний водоем и самый большой резервуар пресной воды. В июне 2008 года по результатам Интернет-опроса озеро было признано одним из семи чудес России.

В августе-сентябре батискафы «Мир-1» и «Мир-2» совершили 60 погружений в различных точках Байкала. Затем экспедиция прервалась на зиму. На 2009 год было выполнено 100 погружений.

Ученые вели визуальные наблюдения, брали пробы воды на разных глубинах, изучали фауну озера и геологическую структуру дна. Кроме того, они надеялись найти в глубинах озера археологические артефакты.

По словам депутата Госдумы, известного полярника Артура Чилингарова, также участвующего в экспедиции, главное для ее участников - не рекордные погружения, а забота об экологии Байкала.

«Любое погружение - это страница в истории. Никаких рекордов мы не собираемся ставить. Мы хотим обратить внимание и рассказать, что нужно предпринять российскому государству, чтобы сохранить это озеро», - заявил ранее Чилингаров.

Премьер министр России Владимир Путин совершил погружение на дно озера 1 августа 2009 года. В общей сложности «экскурсия» на аппарате «Мир 1″ по дну Байкала заняла около 4 часов. Во время погружения Путин выходил на связь с журналистами. В тот момент «Мир 1″ находился в самой глубокой точке южной части озера 1395 метров. Путин признался журналистам, что был несколько удивлен непрозрачностью воды, назвав ее «супом из планктона».

Джеймс Кэмерон совершил погружение на дно Байкала 16 августа 2010 года в день своего рождения и провел под водой четыре с половиной часа. Максимальная глубина, на которой он оказался, составила 1380 метров.

В 2011 году российские батискафы «Мир-1» и «Мир-2» провели первое погружение на дно Женевского озера - одного из самых больших, но практически не изученных водоемов Европы. Полномасштабная программа его исследования стартовала накануне и будет продолжаться все лето. В Швейцарии и Франции хотели узнать, что скрывается под этой живописной водной гладью, и жаждут открытий.
Первыми на глубину ушли герои России Анатолий Сагалевич (он руководит экспедицией), американец Дон Волш (он был на дне Марианской впадины) и швейцарец Бертран Пикар. Для него, правда, привычнее другая стихия. Пикар - воздухоплаватель и создатель первого в мире самолета на солнечных батареях.

Батискафы достигли отметки почти в 300 метров - это максимальное значение для Женевского озера. Как сообщил Анатолий Сагалевич, на дне разглядели обломки парохода «Рона» (его крушение вековой давности унесло 15 жизней) и нескольких рыбок. Впереди было еще около сотни погружений с забором грунта и проб воды.

В течение 20 лет ГОА «Мир» совершили более 800 погружений, около 80 процентов которых были выполнены на глубинах от 3000 до 6000 метров. При этом не было ни одной аварийной ситуации. Несомненно, в этом заслуга профессиональной группы подводников Института океанологии, которые полностью обеспечивают работы ГОА «Мир» - от разработки нового оборудования, модернизации систем ГОА, проведения ремонтных и регламентных работ до пилотирования аппаратов под водой.

Характеристики глубоководных аппаратов «Мир» Рабочая глубина погружения – 6000 метров Нахождение под водой – до 80 часов Запас энергообеспечения – 100 кВт‑час Запас жизнеобеспечения – 246 чел.‑час Максимальная скорость – 5 узлов Запас плавучести (с поверхности) – 290 килограммов Сухой вес – 18,6 тонны Длина – 7,8 метра Ширина (с боковыми двигателями) – 3,8 метра Высота – 3 метра Диаметр – 2,1 м Экипаж – 3 человека Выход в верхней части Принцип работы Погружение – балластные цистерны заполняются водой Подъем – выключаются насосы, вода выкачивается Ходовой электродвигатель – питается от аккумуляторов. Скорость движения – 9 км/ч.

«Мир» - серия российских научно-исследовательских подводных глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ.

Имеют глубину погружения до 6 км. Базируются на борту научно- исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

История По состоянию на 2008 год в составе флота Института Океанологии РАН находятся два глубоководных обитаемых подводных аппарата типа «Мир»: ГОА «МИР-1» и «МИР-2».
Они были построены в Финляндии на фирме «Rauma-Repola» в 1987 году, под научно-техническим руководством ученых и инженеров ИОРАН им. П. П. Ширшова.
Проектирование ГОА было начато в мае 1985 года и закончено постройкой аппаратов в ноябре 1987 года, а уже в декабре 1987 года были проведены заводские глубоководные испытания аппаратов в Атлантическом океане.

Глубина погружения составила 6170 м у «МИР-1» и 6120 м «МИР-2». Судном-носителем ГОА является «Академик Мстислав Келдыш», построенный в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году в судно обеспечения. С применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2» в период 1987 по 1991 год проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Аппараты использовались при съёмках фильмов Джеймса Камерона «Титаник», «Призраки бездны: Титаник» в 1997 году и Экспедиция Бисмарк в 2002 году.
С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта, также обследовалась затонувшая подводная лодка «Комсомолец». В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море было проведено семь экспедиций в период 1989 - 1998 годах. В конце сентября 2000 аппараты использовались для обследования АПЛ «Курск».

Как судно «Академик Мстислав Келдыш», так и подводные аппараты принадлежат Институту океанологии им. П. П. Ширшова РАН.

Идея аппаратов и начальный проект были проработаны в АН СССР и КБ «Лазурит». Глубоководные аппараты изготовлены в 1987 финской компанией Rauma Repola. Судно «Академик Мстислав Келдыш» построено в 1981 году на финской верфи Hollming в городе Раума.
На этих аппаратах 2 августа 2007 года впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, где был размещён Российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям. Аппараты выдержали давление в 430 атмосфер.

Конструкция

Корпус аппаратов изготовлен из мартенситовой, сильно легированной стали, с 18 % никеля. Сплав имеет предел текучести - 150 кг на квадратный мм (у титана - около 79 кг/ кв.мм). Производитель: финская фирма «Локомо», входящая в состав концерна «Раума Репола». Размещение экипажа Экипаж ГОА «Мир» состоит из трех человек - пилота, инженера и ученого-наблюдателя.

Система спасения

Система аварийного спасения у аппарата состоит из синтактикового буя, выпускаемого экипажем, с прикреплённым к нему кевларовым тросом, длиной 7000 м, по которому опускают половину сцепки (такую же, как железнодорожная автосцепка).
Она доходит до аппарата, затем происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе, длиной 6500 м, с усилием на разрыв около десяти тонн.

Сравнительная оценка

По состоянию на 2008 год, в мире, кроме российских «Мир-1» и «Мир-2», существуют ещё два аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (Sea Cliff) (англ. DSV Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, французский «Нотил» (Nautile) (фр. Nautile), оба с глубиной погружения 6000 метров, и японский «Шинкай 6500» (Shinkai 6500), поставивший рекорд погружения для существующих аппаратов в 6527 метров.

Исследование Байкала

С июля 2008 оба аппарата находятся на озере Байкал. На этом озере они провели свои первые глубоководные погружения в пресной воде. Планируется, что экспедиция продолжится и в 2009 году, в течение которого будет выполнено 100 погружений.
30 июля 2008 года аппарат «Мир-2» столкнулся с плавучей платформой и получил повреждения левого гребного винта.
В 2008 году было осуществлено 53 погружения в средней и южной котловинах озера, в которых приняли участие 72 гидронавта. Были исследована природа появления на поверхности озера нефтяных пятен, животный мир.
Открыто четыре уровня древних «пляжей», означающие что Байкал заполнялся постепенно. На глубине 800 метров были найдены три ящика с патронами времён гражданской войны, 7 патронов были подняты.
Премьер-министр России Владимир Путин совершил погружение на дно Байкала на глубоководном аппарате "Мир" 1августа 2009 года.

Известные командиры

Анатолий Сагалевич

Черняев Евгений Сергеевич


Российские батискафы «Мир-1 » «Мир-2 » всплыли на поверхность со дна Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса. Они пробыли под водой восемь часов, начав погружение около 10.30 утра. Научно-исследовательские аппараты пробыли на глубине 4261 м и 4302 м около часа.

В 13.36 по Москве на дне океана был установлен титановый государственный флаг России. «Мир-1 » взял пробы грунта и начал подъем на поверхность. В состав этого экипажа вошли доктор технических наук Анатолий Сагалевич, начальник экспедиции, вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров и депутат Госдумы Владимир Груздев.

«Мир-2 » пилотирует Евгений Черняев. На его борту также шведский полярник Фредерик Паулсен и австралийский исследователь Майк Макдауэлл.

Уникальный научный эксперимент по погружению на глубину свыше 4000 метров благополучно завершился. В четверг вечером оба батискафа всплыли на поверхность. Напряжение, которое буквально висело в воздухе все часы, что аппараты пребывали на дне, тут же превратилось в фонтан радости от возвращения экипажей из бездны. На “Академике Федорове” началась веселая суматоха - все ликовали и обнимались с отважными испытателями. Однако еще пару часов до этого оставшимся на поверхности пришлось серьезно поволноваться за своих товарищей…

…Через какое-то время после погружения внезапно пропала связь с “Миром-2”. С экипажем батискафа удалось связаться только через час. Можете представить себе, что испытывали те, кто остался наверху, не говоря уже о самих исследователях, затерявшихся в глубинах океана. С “Миром-1” связь была более устойчивой, хотя проблемы тоже были. Это произошло из-за электромагнитного поля Земли , которое в районе Северного полюса не всегда стабильно и вызывает помехи связи.

…Только в шесть часов вечера из-подо льда показалась “макушка” первого батискафа.

- “Мир-1 ”, вы всплыли по корме примерно в десяти метрах. Берите левее относительно маяка!

Через полчаса батискаф подняли на “Академик Федоров”. Первым из люка показался… российский флаг, затем вышел Чилингаров.

Как хорошо у вас здесь, ребята! - это были первые слова Артура Николаевича после всплытия.

Для меня это самая трудная экспедиция за всю жизнь, - признался Чилингаров сразу после выхода из аппарата. - Откровенно говоря, мы еле-еле выплыли. Самым напряженным был последний час, когда мы никак не могли найти полынью, - всплываем и все время оказываемся подо льдом.

Первые слова благодарности прозвучали в адрес пилота “Мир-1” Анатолия Сагалевича. Правда, экипаж признался, что пилот все время по привычке вместо позывных “Федоров” запрашивал “Келдыш” - обычно с этого судна осуществляются все погружения батискафов.

Через час всплыл второй батискаф . Несмотря на непредвиденные сложности по время погружения, ученые возложенные на них задачи выполнили - взяли со дна пробу грунта и установили на нем титановый российский флаг и капсулу с посланием будущим поколениям “Сердце мира ”.

В точке “ноль” Северного Ледовитого океана мы установили российский флаг только благодаря упорству и настойчивости Анатолия Сагалевича, - рассказывал потом Артур Чилингаров. - Мы немножко заблудились на дне - донный осадок затуманил почти все иллюминаторы и было почти ничего не видно - и всплыли с победой только благодаря его четким указаниям.

Чилингаров поведал “МК”, что дно Северного Ледовитого океана похоже на лунную поверхность.

Там на дне при давлении в 400 атмосфер мы увидели несколько рыбок, но все очень маленьких размеров. А так сплошная пустыня - один ил на дне.

Артур Николаевич, брали ли вы с собой на дно какой-нибудь талисман на удачу?

Да, у меня с собой была небольшая иконка Николая Чудотворца, которую незадолго до погружения мне отдал отец Владимир, путешествующий с нами на “России”.

Кто знает, может, благодаря иконе полярники вспыли наверх в “штатном” режиме. Ведь когда “Мир-1” всплыл, все увидели, что люк батискафа заметно поврежден. По словам специалистов, это невероятно опасно!

Возможно, люк повредился от чрезвычайно высокого давления, которому аппарат подвергался на глубине.

Депутат Владимир Груздев, погружавшийся в “Мире-1”, рассказывал потом, как на дне батискаф “выл и скрипел”.

“Ощущения при этом испытываешь сами понимаете какие…” - откровенно признался Груздев.

…После возвращения второго аппарата по громкой связи сообщили, что с успешным возвращением экспедицию поздравил командир МКС. А сразу после него позвонил Владимир Путин - тоже поздравить первопроходцев.

Р.S. Представитель госдепартамента США Том Кейси объявил, что Америка не считает установление российского флага основанием для российских претензий на этот регион: “Я не уверен, что именно они водрузили - металлический флаг, резиновый флаг или простыню на дне океана, но чем бы это ни было, это не имеет никакого легального значения или эффекта для этой заявки”.

В Канаде реакция на установку флага оказалась еще более резкой: глава тамошнего МИДа Питер Маккей был жесток: “Это ведь не XV век. Вы не можете разъезжать по свету, устанавливать флаги и говорить: “Мы заявляем свои права на эту территорию”.

БИШКЕК, 14 ноя — Sputnik. Батискаф "Мир-1", участвовавший в подводных съемках фильма Джеймса Кэмерона "Титаник", доставили в пятницу в калининградский Музей Мирового океана, где он станет одним из главных объектов новой экспозиции "Глубина".

"Пока аппарат не в экспедиции, мы уговорили Академию наук, Институт океанологии, чтобы нам передали его на временное хранение. Как только понадобится, он будет вывезен отсюда, перевезен на судно "Академик Мстислав Келдыш" и отправится в экспедицию", — сказала директор музея Светлана Сивкова.

Операция по транспортировке этой крупногабаритной техники (батискаф весит более 18 тонн) в музей через весь город началась с самого утра. В "переселении" аппарата участвовали специальные погрузчики и подъемники, заказанные в порту. Его загрузили на специальную платформу и перевезли в сопровождении сотрудников ГИБДД. В музее его переставили на более низкую платформу, чтобы практически вручную разместить в строящемся корпусе музея.

До сих пор (в дни, когда не участвовал в экспедициях) глубоководный аппарат хранился в ангарах Института океанологии Российской академии наук (РАН) имени П. П. Ширшова. Чтобы легендарный аппарат можно было поставить в здании, пришлось "заливать" специальные промышленные полы с высокой прочностью. Чтобы выкатывать и закатывать аппарат в помещение, дверной проем расширили до четырех метров.

Самые известные батискафы в мире

Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) "Мир-1" и "Мир-2" были построены в Финляндии фирмой Rauma-Repola в 1987 году. Они создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени Ширшова. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания в Атлантике на глубине более шести тысяч метров.

Аппараты установлены на судне обеспечения "Академик Мстислав Келдыш", которое вместе с ними провело 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, девять из них — по ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок "Комсомолец" и "Курск".

В начале 1990-х годов с помощью аппаратов "Мир" производились съемки кинофильмов на легендарном затонувшем судне "Титаник", лежащем на глубине 3,8 тысячи метров, что принесло батискафам большую международную известность. В процессе погружений был обследован корпус "Титаника", который во время аварии разрушился на две части, опустившиеся на дно океана на расстоянии 600 метров друг от друга, проведены уникальные киносъемки, ставшие основой оскароносного фильма.

Свою награду — "Подводного Оскара" — Академия подводных наук и искусств США в номинации "Наука" впервые в России вручила заведующему лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов института доктору технических наук Анатолию Сагалевичу. Это самый престижный в мире приз, вручаемый за подводные работы.

В августе 2007 года в рамках экспедиции "Арктика-2007" был совершен первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов "Мир" в точке географического Северного полюса на глубину 4,3 тысячи метров. Во время этого беспрецедентного погружения на дне были установлены титановый российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям. Аппараты выдержали давление 430 атмосфер. Достижения этой экспедиции занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

"Миры" совершили 60 погружений в различных точках Байкала. В 2011 году батискафы провели первое погружение на дно Женевского озера — одного из самых больших, но практически не изученных водоемов Европы.

Жемчужина коллекции

В начале декабря в калининградском Музее Мирового океана откроется новый корпус — "Фондохранилище", в котором на 800 квадратных метрах расположится экспозиция "Глубина", жемчужиной коллекции которой станет глубоководный обитаемый аппарат "Мир-1".

"Планируем, что раз в неделю к нам будут приходить специалисты-гидронавты, которые будут обслуживать аппараты, ведь они еще должны проводить глубоководные исследования. Эти специалисты смогут проводить экскурсии по нашей новой экспозиции, рассказывать об аппарате", — добавила Сивкова.

Наряду с батискафом одним из центральных объектов экспозиции станет один из самых больших в мире скелетов кашалота, хранящийся в музее. Его монтаж уже подходит к концу. Здесь также будут представлены коллекции барометров, измерителей течений, гидрофизических зондов, приборов и оборудования для подводных съемок, изучения глубин и оптических свойств, глубоководной техники.