Мастер-класс михаила казиника, или как перевернуть сознание. Михаил Казиник: «Классическая музыка формирует мозги Казиник и дельфины

7 ноября в Волгограде с единственным концертом выступит Михаил Казиник - «человек Возрождения», чьи ипостаси можно перечислять долго. Скрипач, культуролог, педагог, но прежде всего - философ и артист, который вот уже 50 лет страстно проповедует искусство. Раскрывает Баха как предтечу Эйнштейна, выдает тайны, сокрытые в полотнах Рембрандта, и коды, зашифрованные в стихах Пушкина. Цель всех этих открытий - настроить «приемник» человеческого восприятия на волну гениев классики.

Все нобелевские лауреаты слушали в детстве классику

Михаил Семенович, классиков живописи или литературы куда легче воспринять, чем гениальных композиторов прошлого. Их музыка в понимании большинства людей тяжела и непонятна. Но именно ей вы уделяете основное внимание в своих выступлениях. Как можно упростить восприятие классической музыки?

Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. Моя задача - духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства. Поэтому я могу перед музыкой Баха говорить, например, об Эйнштейне. Эйнштейн жить не мог без Баха и Моцарта. Их музыка это не просто результат вдохновения, она математически высчитана, структурирована. Недаром Бах подчеркивает пером мысль в книге (этой книгой была работа Лейбница), что музыка - это скрытое арифметическое действие. Возьмите любое классическое музыкальное произведение, и вы не найдете там ни одной лишней, неоправданной ноты.

У того же Баха (а я раскрываю своим слушателям основные шифры его произведений) в музыке сокрыты тайны мироздания, весь Ветхий и Новый Завет, все формулы научных знаний и тайные коды открытий будущего. Это такая бездна знаний!

Вы рассказывали, что нобелевские лауреаты, с которыми вы беседовали, тоже говорили о влиянии классики на их достижения…

Да, такая возможность представилась, когда меня назначили музыкальным экспертом Нобелевского концерта. За день до вручения премии для всех номинантов проводится концерт, в котором я являюсь ведущим. Я рассказываю о музыке, которую сейчас будут играть. Попутно я всегда спрашиваю присутствующих о детстве, об искусстве в их жизни. И вдруг выясняется, что у всех нобелевских номинантов в детстве была великая музыка.

И это неудивительно! Классическая музыка формирует, структурирует мозги, она содержит в себе вселенские структуры.

Еще один пример - Бетховен, композитор, пораженный глухотой. Парадокс: чем хуже Бетховен слышал, тем лучше музыку он писал. Значит, дело не в ушах, не в физическом слухе, а в слышании музыки небесных сфер.

Человеческий организм - это огромный, величайший в мире резонатор космической гармонии и энергии прекрасного. Важно, чтобы резонатор был правильно настроен.

Культура избавит от лекарств

Михаил Семенович, этим летом вы выступили в Совете Федерации с призывом обратить внимание на культуру и не просто увеличить дотации в этой сфере, но сделать ее первой, главной в вопросах госфинансирования. Вы объясняли, что ставка на культуру в разы сократит экономические расходы на все остальное, включая медицину и борьбу с криминалом. Вы искренне верили, что сенаторы вас услышат и последуют вашему призыву?

Не совсем так. Я знал, что это выступление будет растиражировано, и воспользовался этим, чтобы донести свои мысли до новой аудитории.

Сама возможность выступить в Совете Федерации подвернулась случайно. Мои друзья и поклонники Греф и Варданян пригласили меня на экономический форум в Санкт-Петербурге, я говорил там о том, как на экономику повлияет развитие культуры, если ею действительно заниматься. После форума был банкет, на котором я оказался рядом с Валентиной Матвиенко. Я рассказал ей историю про дельфинов, про попытку наладить с ними контакт через музыку, про мое участие в уникальном научном проекте. Ей это страшно понравилось, и она пригласила меня выступить в Совете Федерации с этой историей. Я ответил, что только ради дельфинов не пойду, мол, дайте мне еще 15 минут. Она позвонила, с кем-то переговорила и дала согласие.

? Объясните, каким образом увеличение расходов на культуру сэкономит траты на медицину?

Люди, причастные к большому искусству, гармоничнее, здоровее других. Если взять для оценки всех великих скрипачей, то оказывается, что все они пережили 90-летний рубеж.

«Я не хочу тратить жизнь на ахинею»

? Классика - это явление давно минувших дней? Для нового времени она уже не актуальна?

Классика - это то, что проверено временем. В XX-XXI веках есть потрясающие композиторы: Гия Канчели в Грузии, Валентин Сильверстов в Киеве, наша одесская Лера Ауэрбах в Америке, плюс ряд московских композиторов. Но только время, расстояние покажут, нужны ли были их идеи, эмоции последующим поколениям. Для того чтобы поставить их в один ряд с Бахом, Моцартом, Бетховеном, нужно время.

Есть ли в современном музыкальном попсовом мире группы или отдельные исполнители, которые достойны уважения?

Мой ответ очень субъективен. Попса - это не музыка, это такое заполнение социального досуга. У меня не так велика жизнь, даже если я проживу 90 лет, чтобы тратить ее на ахинею.

Музыка - это гармония, это великие музыкальные формы, это гениальные божественные структуры.

А попса была всегда - песнюльки, танцульки для неграмотных крестьян. Когда-то Толстой играл крестьянам «Лунную сонату», плакал сам от восторга. Спрашивает крестьян: «Вам нравится?» - «Нет! Ты учил нас говорить правду - нисколько не нравится». - «Почему?» - «Потому что мелодия непонятная, петь неудобно и сплясать под нее нельзя». Вот вам ответ на все времена.

Когда возникает проблема отцов и детей? Когда мать плачет, слыша Аллу Пугачеву, - потому что это музыка ее молодости, а дочь совершенно этого не понимает, потому что, по ее мнению, звезда на все времена - Леди Гага.

Если же они обе склонились над Бахом, то никакого конфликта не будет: Бах вне времени. У них будут одни и те же ценности.

«Мне повезло с учителями и родителями»

В своих лекциях, во время концертов вы демонстрируете такую многогранность, оперируете таким количеством фактов, что становится непонятно: как физически можно было вместить в себя такой объем знаний?

Мне повезло с учителями и родителями. Я родился в уникальном городе Витебске. Это был город русско-еврейско-польско-литовской интеллигенции, город Шагала, Малевича, Соллертинского (выдающегося музыкального и театрального критика XX века), Лагина (который написал «Старика Хоттабыча»). В нашей школе учителя называли нас на «вы», рассказывали очень интересные вещи и не столько проверяли, умные ли мы, сколько: интересно ли нам. Если интересно, значит, мы запомним это на всю жизнь, и эти знания нам пригодятся.

Во времена моего детства были живы те, кто лично был знаком с Соллертинским, Шагалом, сама атмосфера была еще жива.

Мои родители, будучи воспитаны так же, передали мне любовь к театру, музыке и поэзии. Они каждый год возили меня на фестиваль классической музыки в Прибалтику. Это чуть ли не самые яркие воспоминания моего детства. Мой дедушка в 86 лет читал мне на память «Короля Лира».

Я очень рано встретил замечательных людей, и все они на меня влияли. Все они привнесли в мою жизнь не только знания, но и отношение к ним, умение применять.

Биографическая СПРАВКА:

Михаил Казиник родился в Ленинграде в 1951 году, но все детство и юность, вплоть до окончания школы, провел в Витебске. Скрипач и поэт, уже в 15 лет начал читать лекции по искусству. В советское время стал известным музыковедом.

После событий августа 1991 года получил шведское гражданство, сохранив и белорусское. Постоянно гастролирует по России, Европе и США с лекциями, концертами и моноспектаклями. В 2000-х годах написал две книги о тайнах гениев, снял 60 фильмов по искусству и записал порядка полутора тысяч передач, которые транслировались и продолжают выходить в эфир на радио «Орфей», «Серебряный дождь», «Голос России».

С 2004 года является музыкальным экспертом Нобелевского концерта. Примерно в те же годы становится членом Международной комиссии по искусству, создает собственную образовательную систему и начинает основывать свои школы в Европе и России.

? С 1991 года у вас появилось второе гражданство - шведское. Почему вы выбрали для жизни именно Швецию?

В 1991 году я был на очередных гастролях в этой стране. И вдруг во время моих выступлений говорят: «А у вас в стране путч». Я ужасно рассердился и согласился подписать длительный контракт, который мне давно уже предлагали. С тех пор прошло 26 лет.

Россия по-прежнему моя страна, русский - мой родной язык. Но в Швеции меня держит несколько обстоятельств. Там совершенно на другом уровне, нежели в России, развито отношение к искусству. В городе с 90-тысячным населением три концертных зала заполнены до предела. В то время как в России в миллионных городах зала на 500 мест хватает с головой.

В Швеции, при том что 98 % населения являются неверующими, практически все воспитываются с детства на музыке, звучащей в храмах. А там звучат произведения Баха, Генделя…

В Швеции мои фильмы об искусстве показывали в прайм-тайм в субботу и демонстрировали уже не раз. В России эти же фильмы показывали единожды, причем в час ночи с воскресенья на понедельник. А когда люди стали возмущаться, то время сдвинули на три часа ночи.

Почему, по-вашему, страна с таким мощным культурным наследием пришла к таким «попсовым» результатам? Какой ответ-утешение вы находите?

Мой ответ - это создание собственной школы, которая является абсолютной альтернативой существующей образовательной системе. Нужно растить новое поколение, воспитывать его совершенно иначе.

Я создал эту школу 10 лет назад. В России такие школы организованы в трех городах - Тюмени, Челябинске и Белгороде. В Европе их гораздо больше, вся Литва, к примеру, работает сейчас только по моей системе.

Это школа ассоциативного мышления, где все понятия и знания взаимосвязаны. Нельзя, например, изучать на одном уроке историю Франции, а на другом - географию Африки, или наоборот. Если вы изучаете историю Франции, то на географии вы тоже должны изучать Францию. И французскую музыку, французскую поэзию, живопись.

Причем как изучать? Сегодня, когда благодаря Интернету в доме у каждого ученика сокровищница мировых знаний, учитель уже не имеет права рассказывать предмет узко, по учебнику. У учителя должны быть развиты эстетическое чувство, умение парадоксально мыслить, доносить информацию. Чтобы тебя слушали, тебе верили.

В результате дети получают тот же набор знаний, предметов, что и в обычных школах. Но это другие дети - добрые, остроумные, имеющие свой взгляд на мир, эстетически образованные, качественно образованные. Своими школами я хочу создать маленький противовес тому, что творится сейчас в мире, в частности в России.

Нашумевший рассказ Михаила Казиника о дельфинах

Два знаменитых ученых Николь и Александр Гратовски пригласили меня на очень интересный проект, в котором задумали совершить контакт с цивилизацией дельфинов. Они давно изучают их и пришли к убеждению, что дельфины - это не особый разум, а великая цивилизация, у которой давно есть Интернет. Например, один дельфин за 500 км может отправить любовное сообщение дельфинихе в стае. И она будет прыгать от радости, в то время как другие ничего не поймут. Но тот же дельфин может сообщить всем дельфинам, что он ее любит. Тогда все остальные тоже запрыгают. То есть то, что люди изобрели сейчас, у дельфинов существует давно, от природы. Поэтому им трудно с нами общаться, они считают нас более молодой цивилизацией, нам нужно наладить контакт. И вот Гратовски это делают.

В тот день, когда весь мир собирался погибнуть, потому что кончился календарь майя, мы вышли в открытое море. Вокруг нашей шхуны собралось десять тысяч дельфинов, они вылезали из воды и приветствовали нас. В это трудно поверить!

И вдруг - досадная глупость - для съемки с воздуха подключили специальный дрон, который, как птица войны, затрещал и стал носиться над дельфинами, распугав всех. Чего только ни делали Гратовски, чтобы вернуть дельфинов: опускались под воду, издавали какие-то звуки - бесполезно. А потом сказали мне: «Миша, дельфины древнее нас. Есть только одна возможность вернуть их - поиграй им музыку древних цивилизаций».

Никогда я не играл такого концерта! Я не могу вам передать, какую энергию я получил: меня слушали десять тысяч дельфинов, из-за которых моря не видно было! Знаете, сколько времени понадобилось, чтобы вернуть стаю? Всего три минуты!

"Музыка, это великий договор с Творцом"

«Я не популяризатор музыки или какого-либо другого вида искусства. Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. Те, кто занимается этим, уничтожают ее. У меня совершенно иная задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую».

М. Казиник

Михаил Казиник родился в 1951г.Санкт Петербурге (Ленинграде). В 1953 году семья переехала в Витебск.

В 1958 году поступил в Витебскую музыкальную школу №1 по классу скрипки, продолжив в 1968 году обучение в музыкальном училище, и затем в 1970 поступил в Белорусскую Государственную консерваторию в Минске, которую закончил в 1975 году в классе профессора М.М. Гольдштейна. Параллельно с обучением в БГК, Михаил Казиник (дале МК) брал уроки у профессора М.И.Ваймана в Петербургской консерватории, а также принимал участие в региональных и международных конкурсах.

Свою лекторскую деятельность МК начал в возрасте 15 лет. За первым успехом последовал ряд предложений из разных городов и университетов Витебска, Минска и Петербурга. Начиная с этого периода, география лекторской деятельности МК постоянно расширялась, охватывая различные регионы Советского Союза, Прибалтики, Восточной и Западной Европы и затем США.

Вместе с географией его поездок стал расширяться круг аудитории. C 1975 по 1990 год выступления МК стали проводиться в форме регулярных лекций и абонементных серий лекций-концертов в 17 городах Советского Союза, включая Минск, Кострому, Сумы, Витебск, Гродно, Краснодар, Сочи, Кировоград, Киев, Каунас, Москву.

Эти лекции-концерты были встречены большим энтузиазмом не только студенческой аудиторией школ и университетов, но также различными категориями слушателей, включая весь спектр от академической и филармонической публики до выступлений по специальным проектам в колониях для малолетних преступников.

В этот период свою музыковедческо-лекторскую работу МК успешно сочетал с исполнительской деятельностью, выступая на различных филармонических и концертных сценах страны.

В родном городе Минске, МК-ом был создал десятилетний абонемент, благодаря которому МК взрастил два потока детей посещавших концертный зал с 6-7 летнего возраста до 16-17лет.

Также был создал многолетний абонемент в Сельскохозяйственной Академии города Горки, куда приезжали крупнейшие оркестры и музыканты.

Эффект и резонанс подобной деятельности был огромен. Залы на выступлениях МК всегда были заполнены до предела. Часто, в виду большого количества желающих, в каждом из городов приходилось давать по два концерта в день.

Секреты успеха МК в работе с аудиторий, вероятно, следует искать в разработанном им методе вовлечения аудитории в процессе лекции. Музыка (как и искусство вообще) в понимании МК – это мощный «источник вибрирующей энергии». Человек – «приёмник этой энергии». Свою задачу МК видит не столько в информативном аспекте, сколько в умении прочувствовав самому, «настроить аудиторию на волну исполняемого произведения; (...) соотнести, волны приёмника и передатчика». По убеждению МК, результатом подобной координации «момент восприятия музыкального произведения становится необычайно острым и интенсивным; (...) если существует гениальное творчество, то также должно существовать гениальное сотворчество, то есть, острое и глубокое восприятие; (....) сформировать такое восприятие – и есть задача говорящего об искусстве» Таким образом «.....слушатель из ранга любителя музыки переходит в ранг «гения восприятия».

С 1991 МК резидент Швеции. С этого периода начинается его активная музыкально-просветительская деятельность на западе. В шведских газетах МК часто называют «Апостолом Культуры» (Vastmanlands Folkblad, 11 jan 2001)

С 1993 года начинается многолетнее сотрудничество МК с режиссёром Юрием Ледерманом. В период с 1993 по 2004 год ими была осуществлена постановка большого количества спектаклей в Стокгольме. В их числе один из самых взрывных спектаклей в истории шведского театра «Моцарт версус Сальери». А также – «Вместо Чайки», «Пространство «Кармен», «Пространство Маски», Записки сумасшедшего, « Государь» и др. Также на этот период приходится большое количество концертов самого разнообразного содержания.

В 1997 году профессор Института Драмы, писательница Агнета Плейель приглашает МК в качестве гостевого профессора провести проект в течении двух полугодий 1997-98 учебного года. Проект предназначался для личного состава педагогов и студентов института. Лекции-концерты освещали историю музыки. Наряду с лекциями проводились семинары со сценаристами, писателями, режиссёрами и студентами.

ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1958 -1968: Музыкальная школу №1, классу скрипки, Витебск, Белоруссия

1968 -1970: Музыкальное училище, Витебск

1970 - 1975: Белорусская Гос Консерватория (БГК), класс проф. М.Гольдштейна.

1971 - 1975: Занятия с профессором Петербургской консерватории М.М.Вайманом

НАГРАДЫ, ПОЧЁТНЫЕ СТЕПЕНИ

1970: Первая Премия на международном конкурсе Министерства Культуры Белорусии посвященного 200-летию со дня рождения Бетховена. Конкурс проводился для студентов консерваторий Восточной Европы, в рамках международной конференции посвященной творчеству Бетховена.

1986: Всесоюзное музыкальное общество под председательством Ирины Архиповой присваивает М.Казинику звание Музыковеда Высшей Категории.

2012: Звание Почётного члена Европейской Славянской Академии Литературы и Искусства Болгарии.

2010: Вице-президент МАПП Международная ассоциация писателей и публицистов.

2012: Почётный Доктор RISEBA.

(Рижская Международная Высшая Школа Экономики)

КОНЦЕРТН0 - ЛЕКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1973 - Солист и Лектор-Музыковед Белорусской Государственной Филармонии

1975 -1990: Лекции-концерты по городам городам СССР и Прибалтики

1991: Начало концертно-просветительской деятельности в Швеции.

1993 - 2004: Сотрудничество с театром-студией ”Teater Studio Ledermann”

Постановка большого количества спектаклей. В их числе:

«Моцарт и Сальери», «Вместо Чайки», «Пространство «Кармен»,

«Пространство Маски», «Записки сумасшедшего», «Государь» и др.

1997: Гостевой профессор при Стокгольмском Институте Драмы.

педсостава и студентов института. По инициативе и приглашению

проф. Института Драмы, писательницы Агнеты Плейель.

1997 - 2003: 50 бизнесконференций, посвящённых связи культуры, искусства и

бизнеса для представители крупнейших компаний Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании.

1999 - 2002: Трёхлетний проект-эксперимент совместно с Smalands Мusik och teater. За период проекта состоялись встречи с более 100 000 школьников региона; проведено более 1000 просветительских концертов. В проекте также принимали участие: местный театр, оркестр, солисты. Эффект проявился в тысячах отзывов и писем, рисунков и стихов.

2005: Музыкальный эксперт Нобелевского концерта

2003: Ежегодные конференции врачей на острове Готланд (Висби)

конференция директоров школ страны (под эгидой правительства

2013: A series of Concert-lectures in Boston and Chicago.

СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ, КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ

1985: Советская музыка, №8 («Нужны активные поиски»

№ 11 («Специалисты, отзовитесь».)

1986: «Музыка в школе» № 1 («Ребёнок и музыка»)

2005: Тайны Гениев, Издательство «ДиАр», Петербург

2007 Тайны гениев 2 или Волновые пути к музыке

2010 Тайны гениев – две книги в одном томе.

2012: GENIERNAS HEMLIGHETER, Stockholm-Riga

2013: « Приобщение Слово, Музыка, Жизнь»

В печати. Выход в свет – июль, 2013

Цикл статей для газеты «Вечерний Петербург»

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1998 - 1999: «Казиник, Бог и Дьявол », режиссёр П. Мейер, Швеция

2-я премия на Стокгольмском международном фестивале документальных фильмов.

2004 - 2007: Российский режиссёр-документалист Игорь Шадхан совместно с

режиссёром Натальей Кугашовой предложил МК осуществить

крупнейший кинематографический проект – создания 60 фильмов

освещающих значительные явления музыкального (и не только

Джеймс Оуэн

Дельфин мама учит дочерей использовать орудия труда

Когда исследователи впервые увидели нечто странное на морде дельфина в Заливе Шарк в Западной Австралии, они подумали, что это массивная опухоль. Теперь они говорят, что это первое свидетельство культуры использования инструментов у морских млекопитающих.

Непонятное "нечто" оказалось морской губкой, оторванной от морского дна. Позже в Заливе Шарк наблюдали и других дельфинов бутылконосов с губками в клювах, как оказалось, они использовали их как инструмент для ловли рыбы.

Исследователи сообщают об этой необычной технике охоты, изобретенной одной самкой, которая теперь передается от матери к дочери.

Основывая свои результаты на генетическом анализе, ученые предлагают, что так называемое "губковое" поведение представляет собой первый известный пример, связанной с орудием культуры у животных семейства китовых. Животные семейства китовых - группа главным образом морских животных, включая китов и дельфинов.


Вопрос о том, являются ли животные, подобно людям, способными к культуре, горячо обсуждался в последние десятилетия. Все больше исследователей предполагает, что некоторые популяции животных действительно изобретают поведение, которое передают другим поколениям.

Помимо людей, лучшее свидетельство определенной культуры - заключающейся в сложном индивидуальном поведении, формирующимся в локальных популяциях и передающимся дальше с помощью обучения - это культура шимпанзе.

Статья, изданная в журнале "Природа" в 1999 году суммировала результаты различных долгосрочных полевых исследований, включая работы известного приматолога Джейн Гудол. Исследование нашло существенные культурные вариации в диких поселениях шимпанзе, с 39 поведенческими паттернами, специфическими для отдельных групп. Пятнадцать паттернов касались добывания корма с помощью инструментов, типа исследования муравейника с помощью палки и раскалывания орехов камнями.


Материальная Культура

Новые исследования говорят, что использование морской губки дельфинами бутылконосами в Западной Австралии лучше всего объясняется как форма культуры.

"Мы полагаем, что они используют [морские губки], чтобы исследовать [морское дно] в поисках рыбы" сказал Майкл Крютзен из Антропологического Института Цюрихского Университета и Музея в Швейцарии.

"Губки, вероятно, применяются как защитная перчатка, чтобы защититься от ожога рыбы-камня" - сказал Крютзен (рыба-камень обитает на дне и обладает очень ядовитыми спинными плавниками). Губка также вспугивает рыб, скрывающихся на морском дне. А дельфины ловят уже обнаружившую себя добычу.

Такая тактика охоты была почти полностью ограничена маленькой группой самок и их детенышей, обитающих в Заливе Шарк, и только единственным самцом, показывающим то же самое поведение. Перед группой ученых встал вопрос: приобретено ли такое поведение с помощью социального обучения, что свидетельствовало бы о культуре, или передано генетически.

Исследователи проанализировали митохондриальную ДНК (ДНК, передаваемую женщинами) 13 обученных самок и 172 необученных. Они нашли, что эта особенность передавалась главным образом в пределах единственной линии семейства от матери к дочери, и обучение новой тактике произошло, наиболее вероятно, у совсем недавнего предка.

"Это первое исследование культурной передачи, которая фактически рассматривает различные способы наследования и на уровне семейства и на уровне популяции" сказал Крютзен. "Если бы этот навык был закодирован в "Y" хромосоме [существующей только у мужчин], то только мужчины охотились бы таким способом. Если навык закодирован в одной из неполовых хромосом, то можно было бы ожидать, что самцы, также как и самки, использовали бы эту технику охоты. Но это не так. Мы исключаем возможность генетической передачи".

Поэтому, заключают исследователи, навык охоты с морскими губками передается дочерям от их матерей.

Почему мужское потомство редко приобретает тот же самый навык, остается неясным, хотя ученые выдвигают возможное объяснение: самцы бутылконоса имеют тенденцию создавать группы с другими самцами, а такие союзы не подходят для поиска пищи на морском дне, так как это трудоёмкая и индивидуальная деятельность.

Дельфины и Киты


Несмотря на то, что трудно изучить дельфинов и китов достаточно близко в дикой природе, некоторые биологи считают, что животные из семейства китовых конкурируют с шимпанзе в том, что касается культуры. Хал Витехэд, эксперт по китовым из Университете в Далхоусе в Новой Шотландии (Канада), приводит в пример дельфинов бутылконосов обитающих в Лагуна (Бразилия). Эти морские млекопитающие координируют свои усилия по ловле рыбы с местными жителями. Дельфины гонят рыбные косяки к берегу, давая сигнал рыбакам забросить сети. Все рыбы, которые избегают сетей, попадают прямо в рот ожидающим бутылконосам.

"Эта техника охоты передавалась культурным путем в обеих популяциях [у людей и дельфинов] с 1847 года" сказал Витехэд.

Другой предложенный пример китовой культуры касается касаток, которые охотятся на тюленей у берегов Аргентины. Самки, как замечали, налетали на берег вместе со своим потомством, даже когда никаких тюленей вокруг не было - очень опасная тактика охоты. Мать помогает молодой самке вернуться назад в море, если она оказывается на берегу. "Это выглядит очень похоже на обучение" сказал Витехэд.

Охотничьи песни самцов горбатого кита сравнимы с нашими музыкальными чартами. Киты настраивают свои мелодии в унисон через весь океан.

Майкл Крютзен упомянул о "культурной революции" у австралийских горбатых китов, "когда одна особенно популярная песня была заменена новой".

Крютзен добавил, "Мы все еще отстаем от приматологов, но дайте необходимое время и несколько длительных исследований, и я думаю, что мы обнаружим множество новых примеров социально научаемого поведения у животных семейства китовых. Ведь не зря же у них такой большой мозг".

Оригинал статьи находится на сайте National Geographic News Фото с сайта Animal Planet News

на журнал "Человек без границ"

Индия признала дельфинов личностями и запретила дельфинарии

Правительство Индии присвоило дельфинам статус "личностей, не относящихся к человеческому роду". Таким образом Индия стала первой страной, признавшей уникальный интеллект и самоосмысление представителей отряда водных млекопитающих - китообразных.

Решение было озвучено главой Министерства окружающей среды и лесного хозяйства Индии, запретившего также выступления с использованием дельфинов, находящихся в неволе - в дельфинариях, аквариумах, океанариумах и т.д. Согласно министерству, дельфины "должны иметь свои собственные особые права".

Дельфины являются высокоинтеллектуальными млекопитающими с высокоразвитой социальной организацией. Согласно последним исследованиям, дельфины обращаются друг к другу по имени и могут запоминать уникальные имена - звуки, подаваемые "старыми друзьями" и услышанные ими лишь однажды 20 лет назад.

До того, как им исполнится год, дельфины выбирают сами себе уникальные имена, представляющие собой ряд сложных звуковых сигналов. С этого момента все другие дельфины одной социальной группы используют персональное имя каждого при обращения друг к другу.*

Дельфины пользуются сложной грамматической коммуникацией

Предыдущие исследования показали, что дельфинам свойственны человекоподобное самоосмысление и вовлеченность в сложную систему коммуникации с другими дельфинами с помощью структуры грамматического предложения. Да, у дельфинов есть свой язык, как и у людей (см. Проект коммуникации дельфинов). Основным отличием между языком дельфинов и человеческим языком является то, что дельфины не подвергаются прививкам в детском возрасте, получая дозу ртути, отрицательно воздействующую на мозг. Поэтому дельфины вырастают способными общаться полноценно связанными предложениями, в то время как сейчас многие люди познавательно ограничены и не могут составлять осмысленные предложения (Прививки действительно повреждают мозг, как и наличие ртути и токсичных веществ в пище, медицинских препаратах и предметах личной гигиены).

Ниже представлена выдержка из научной работы по исследованию коммуникации дельфинов на примере дельфина по имени Эйк:

Отношение аргументной роли к порядку слов являлось важной частью концепций грамматики языка Эйк, что в значительной мере предполагает знание числа аргумента. В целом, данный ряд полученных результатов подчеркивает четкое понимание Эйк выученного ею языка... [тест] требовал понимания грамматических и семантических отношений и прагматических вопросов, возникающих в результате связи между аргументной ролью и синтаксическим положением.

Другими словами, Эйк грамматически умнее многих взрослых людей, так как многие люди уже не могут выделять осмысленные положения языка, являясь лишь "субъектами гипноза", умеющими только ставить галочки в бюллетенях для голосования и жить на фаст-фуде и энергетиках.