Музей а к толстого село красный рог. Путешествие в Красный Рог

В 45 километрах к западу от Брянска находится старинное, известное с XVII века, село Красный Рог. Когда-то оно принадлежало графу А. К. Толстому (1817-1875), однофамильцу великого русского писателя Л. Н. Толстого.

Творчество А. К. Толстого значительно повлияло на русскую литературу XIX века.
Современники смогли оценить поэтический дар Алексея Константиновича. На его стихи написано множество романсов и песен. Самые известные «Средь шумного бала», «Колокольчики мои».

Детство и вторую половину жизни А. К. Толстой провёл в своём родовом имении селе Красный Рог.
Здесь же в ограде Успенской церкви писатель нашёл последний приют.

В письмах к друзьям А. К. Толстой сообщал, что не мыслит свою жизнь за пределами Красного Рога. Писатель не любил надолго покидать усадьбу.

Необычайно живописная местная природа служила Толстому источником вдохновения.

К тому же граф был страстным охотником и часто бродил по окрестным лесам с ружьём.

В гостях у Толстого бывали многие известные люди своего времени: А. Фет, И. Тургенев, Я. Полонский.
Уже после смерти писателя усадьбу посетил известный русский философ В. Соловьёв.
После 1917 года имение А. К. Толстого пришло в запустение.

В 1967 году здесь открыли музей писателя. Сейчас усадьба находится в процессе восстановления. Со времён Толстого сохранился флигель, в котором граф любил работать.

Заново построен «Охотничий замок». В нём размещается музей А. К. Толстого. Постепенно воссоздаётся парк. Особенно он прекрасен осенью.

В первый выходной сентября на территории усадьбы проходит праздник поэзии «Серебряная лира». В этот день в усадьбе А. К. Толстого читают стихи, выступают фольклорные ансамбли, проходят театрализованные представления.

Красный рог в первой половине 17 века назывался Вышним Рогом. Красивые хвойные леса и дубравы, сохранившиеся до нашего времени по соседству с селом, - это остатки великого Брянского леса, в который вдавался восточной частью Почепский край с Красным Рогом. Эти места служили укромной дорогой для "бегавших" в Малороссию брянских крестьян, спасавшихся от помещичьего гнета. Природа края была в союзе с крестьянской вольницей. Усадьба расположена недалеко от села Красный Рог на правом низком берегу реки Рожок (приток реки Судость). Краснорогская усадьба с давних пор входила во владения гетманов Украины, принадлежала вместе с Почепом вездесущему "Данилычу" - любимцу Петра Великого А.Д. Меншикову, а затем - Разумовским. Кирилл Разумовским (1728-1803) - гетман, генерал-фельдмаршал, президент Петербургской Академии наук - построил здесь "охотничий замок" и разбил парк. "Замок" был невелик, но любопытен по своей архитектуре. Это одноэтажное несимметричное здание, над которым возвышался бельведер. Основанием ему служил восьмигранный зал столовой. Видовая площадка бельведера размещалась вокруг светового фонарика, покрытого двухъярусным вогнутым шатриком. С площадки бельведера открывался необъятный вид любимого Толстым края. К сожалению, "замок" не сохранился. Он стал одной из многочисленных жертв оголтелого фашизма, во время войны запустившего и сюда свою коричневую лапу. Усадьба унаследована его старшим сыном А.К. Разумовским (1748-1822) - вице-президентом Российского Библейского общества, министром просвещения (1810-16). Разумовские мало жили в Красном Роге, и первым владельцем, сравнительно долго обитавшим в усадьбе, был А.А. Перовский(1787-1836), внебрачный сын наследника гетмана Алексея Разумовского. Алексей Перовский был известным в начале прошлого века писателем и образованным человеком. Им написан и издан под псевдонимом Антоний Погорельский ряд книг. Некоторые из его произведений созданы в Красном Роге. Перовский приходился дядей по материнской линии Алексею Константиновичу Толстому, которому и завещал усадьбу. Почти вся жизнь Толстого, начиная с детства, связана с Красным Рогом. Здесь у Алексея Константиновича гостили братья Жемчужниковы, Я. Полонский, А. Фет и другие замечательные писатели и поэты...
А.К. Толстой (1817-1875) считал усадьбу своей истинной родиной. Мать Толстого вскоре после его рождения оставила мужа и уехала в имение брата Погорельцы, затем в Красный Рог. А.А. Перовский стал воспитателем и первым учителем мальчика. Вместе они посадили рядом с краснорогским парком березовую рощу. О проведенных в усадьбе детских годах Толстой писал: "Я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил: воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне".
Выйдя в отставку в 1861 году, Толстой вместе с женой Софьей Андреевной (урожденной Бахметевой) жил под Петербургом в имении Пустынька, затем в Красном Роге. Усадьба с богатой библиотекой и художественной галереей стала любимой обителью писателя. В ней бывали Я.П. Полонский, А.А. Фет, И.С. Тургенев и другие. В 1860-годы Толстой создал здесь исторический роман "Князь Серебряный", драматическую трилогию "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис", опубликовал сборник стихов. В 1873 году его избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Последние годы жизни писатель тяжело болел. Скончался 28 сентября 1875 года и похоронен в Красном Роге. Там же похоронена его жена. При первом владельце разбит парк и возведен комплекс построек, среди которых выделялся оригинальностью деревянный Охотничий замок (сгорел в 1943 году, восстановлен в 1990 году), выполненный предположительно по проекту архитектора В.В. Растрелли. К настоящему времени сохранились службы и один из четырех флигелей, который построен во 2-й половине 18 века и перестроен в 1837 году; планировка парка частично искажена. С 1960-х годов в Брянске и в селе Красный Рог проводятся поэтические празднества. Во флигеле в 1967 году открыт музей А.К. Толстого. В северной части парка в 1972 году установлен бюст писателя. Усадьба Красный Рог - один из замечательных мемориальных памятников области, связанный с жизнью и творчеством А.К. Толстого.


Флигель. Характерная деревянная служебная постройка небольшой усадьбы, относящаяся ко 2-й половине 19 века. Одноэтажное прямоугольное в плане здание под вальмовой кровлей. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, основание кирпичное. Фасады прорезаны высокими окнами с частыми переплетами. На одном продольном фасаде расположен тамбур, на другом - застекленная терраса. Входы соединены коридором, по обеим сторонам которого расположены комнаты. Во флигеле обычно останавливались братья Жемчужниковы. Кабинет Толстого находился в крайней угловой комнате слева от входа с окнами в сторону парка.

Парк. Он не поражает размерами. Его площадь всего около девяти гектаров. Парк представляет собой улучшенный искусными посадками деревьев и кустарников участок красивого природного Краснорогского леса. Регулярная часть парка - с геометрически правильными аллеями и разбивкой на правильные фигуры площади цветника - занимала сравнительно небольшие участки. Один прилегал к веранде паркового южного фасада "замка", второй был заключен внутри круглой площадки перед главным северным фасадом. Остальную территорию парка Афанасий Фет назвал "прекрасно содержимым английским садом".

Вся территория парка прорезается с севера на юг прямой аллеей, ведущей к пойме Рожка. По обеим сторонам этой главной аллеи живописными группами размещены деревья и кустарники с тонко продуманным подбором пород.
Не шелестя над головой моей,
В прозрачный мрак деревья улетали;
Сквозной узор их молодых ветвей,
Как легкий дым, терялся в горней дали;
Лесной чебер и полевой шалфей,
Блестя росой, в траве благоухали...
(А. Толстой. Земля цвела...)
Полные благоухания солнечные поляны, покрытые разнообразными травами и полевыми цветами, чередуются с тенистыми рощами. На их опушках отдельные деревья - так называемые солитеры - картинно и впечатляюще выделяются ярко освещенными пятнами. Над травами подымаются сирень, черемуха, лесной орешник. Они заполняют своей листвой пространство между стволами высоких деревьев и разделяют парк на отдельные "зеленые залы", помогают зрителю воспринимать сложную композицию парка последовательно, по частям.
Древесные насаждения парка довольно разнообразны. В нем произрастает свыше тридцати видов деревьев и кустарников. Много лип, кленов, темнолистного ясеня. Встречаются лиственница, ильм, сосна, ель, явор, белолистный тополь, черная ольха, трепетный осокорь, каштан конский и даже туя. Можно увидеть мощные дубы, березу повислую, осину, ивы - козью, ломкую и пятитычинковую, акации белую и желтую, яблони, груши, вишни, жимолость обыкновенную, бузину красную, пузыреплодник калинолистный и другие. Их комбинации создают красивые пейзажные группы. Живописные и разнообразные во все времена года, они придают парку нарядность, неповторимость его панорамам и отдельным уголкам, обеспечивают непрерывную смену видов и настроений. Поэтому при небольшой территории парк производит впечатление значительно большего и богатого по растительности, чем он есть в действительности.
Толстой любил этот парк и окрестный пейзаж. В письме к поэту Якову Полонскому он писал: "Если бы вы знали, какое это великолепие летом и осенью! Леса кругом на 50 верст и более, лога и лощины такие красивые, каких я нигде не видел, а осенью, особенно эту осень, не выезжаешь из золота и пурпура":
Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечной перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет. Землей пережита
Пора роскошных сил и мощных трепетаний;
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лета
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты;
Еще вдоль влажных меж красуются цветы,
А на пустых полях засохшие былины
Опутывает сеть дрожащей паутины;
Кружася медленно в безветрии лесном,
На землю желтый лист спадает за листом...
(А. Толстой. Прозрачных облаков...)
Великолепный лирический пейзаж, навеянный, несомненно, природой Краснорогского края!
В одном из писем к Б. Маркевичу в 1869 году А.К. Толстой сообщает: "Сейчас, когда я Вам пишу (без четверти четыре утра), в саду полно соловьев, кукушек, лягушек, которых я очень люблю..." И в другом письме: "... В Красном Роге... в моем родном краю, который, хоть я этого и не показываю, я люблю больше, чем заграницу..." "Если Париж стоит обедни, то Красный Рог со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов, как бы их ни пронумеровали".
Краснорогский парк сохранился довольно хорошо. Сейчас здесь расположен дом отдыха. Работники дома отдыха внесли много изменений в общий облик и в планировку (особенно северной части) усадьбы. Появились новые постройки, новые дороги и аллеи, утратились старые, толстовские. В южной части парка печальная судьба постигла некоторые очень важные единичные деревья-ветераны. Они украшали опушки полян и выделялись, точно маяки в зеленом море. Это - большая лиственница справа от продольной аллеи, старый крупный каштан и две его соседки по поляне - туи. Исчез мемориальный гигант-тополь, тот самый, расщеп которого от молнии собственноручно скрепил стальным обручем Алексей Константинович. Превратился в заросшее деревьями болотце поэтический прудик с беседкой на холмике берега.
Таким образом, некоторые живописные акценты, сообщавшие парку художественную прелесть, исчезли совсем или закрылись от зрителя непродуманными малоценными посадками последних лет, как это произошло с достоверно толстовской трехствольной туей, заглушенной тополями и ныне находящейся на грани гибели.
Парк связан не только с именем Алексея Константиновича Толстого, но и со всем его творчеством. В Красном Роге им написано много произведений, в которых так или иначе сказывалось влияние окружавшей его здесь красоты. Совершенно необходимо вернуть парку именно тот первоначальный вид, какой он имел при жизни поэта.
"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.

Про то, что Брянская область может похвастаться единственной усадьбой-мемориалом писателя, поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого, в регионе знают уже, пожалуй, все - начиная со школьников, которых программа обязывает, и заканчивая людьми абсолютно далекими от культуры в целом и от литературы в частности… Особенно активно брянцам о краснорогской вотчине автора «Князя Серебряного» и одного из «отцов» искрометного Козьмы Пруткова напоминают в преддверии 200-летнего юбилея Толстого.

Шутка ли - из федерального бюджета на реконструкцию этого культурно-исторического памятника пришло более 163 миллионов рублей… Однако, как идет их расходование, насколько быстро продвигается работа и что конкретно происходит в Красном Роге не до конца понимают даже члены общественной группы, следящие за жизнью и восстановлением усадьбы уже несколько десятилетий. Разобраться в непростой ситуации, сложившейся вокруг одного из наиболее значимых литературных мест Брянщины попытался корреспондент NASHBRYANSK.RU.

Дни минувшие

Дворянское гнездо под Красным Рогом имеет богатую историю. До Алексея Константиновича Толстого усадьбой владели внебрачные дети графа Розумовского - Лев и Василий Перовские. В 1834 году ее выкупил их брат Алексей - известный автор, публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский. А в 1836-м, после смерти литератора, имение получила в наследство его сестра - мать Алексея Константиновича - Анна Толстая. Вступив во владение усадьбой, Анна Алексеевна практически сразу начала ее перестройку. С этого момента - с 1837 года - и начинается мемориальный период дворянского гнезда.

На тот момент в состав усадебного комплекса входили главный дом, в народе называемый «дворцом», три флигеля, прачечная, кузница, садовницкая и старинный парк. За долгие годы часть построек была утрачена. В огне 1 января 1942 года погиб и господский дом.

«При Толстом дом был деревянный с террасами во всю длину по обеим сторонам, как на этой фотографии, - говорит, показывая на копию старинного снимка, исследователь биографии и усадьбы поэта, краевед Валерия Захарова. - Уже новый владелец обложил его кирпичом, убрав террасы. В войну дом сгорел. Потом на пепелище подогнали экскаватор, разрушили основания печей, по которым можно было комнаты восстановить. Это все свалили в грузовик и выбросили на дорогу».

Восстановление главного дома

Тем не менее, остатки фундамента сохранились, по ним в 80-х годах сумел создать свой проект реконструкции «дворца» брянский архитектор Василий Городков. И здание в итоге возвели, однако со значительными отступлениями от плана.




«Оно вышло короче. Внутреннюю планировку вообще по-другому сделали, - поясняет Захарова. - Но на слушаниях, когда уже построили до крыши дом, оказался человек, который бывал в нем до войны. И он скандал поднял: «Что вы делаете? Я там был. И это не то». Я тогда от фонда культуры встала и сказала: «Просим заморозить строительство и проект разработать в соответствии с документацией». На что главный архитектор области - тогда Александр Валентинович Петров - ответил: «Ну, что товарищи, кто будет знать, кроме нас, что так не было при Толстом?»

Позже, как отмечает Валерия Захарова, выяснилось, что сделаны такие корректировки были по просьбе заказчика - брянского краеведческого музея в лице его тогдашнего руководителя Владимира Алексеева - исключительно для удобства ведения экскурсий. При этом оказались допущены достаточно критичные технологические просчеты, которые и повлияли на сегодняшнее состояние здания.


Читайте также

«Фундамент исторический был рассчитан на деревянную конструкцию. Теперь же на него посадили кирпич, вырыли подвал огромный, которого не было при Толстом. А сейчас еще собираются террасы пристроить, чтобы приблизить облик к толстовскому, - сетует краевед. - Я уже три независимые организации просила сделать обследование и дать заключение. Да что говорить? Два года назад дом уже ремонтировали, потому что обнаружилось, что он на 50% изношен». Подвела «дворец» и новая крыша: вода попадает на стены. Треть стены снизу также постоянно была мокрая из-за отсутствия изоляции фундамента. С подвалом - все еще хуже. Там, как рассказывает Захарова, в буквальном смысле стояли лужи и ручьи текли.

В 2014 году, на пять миллионов рублей, выделенных экс-губернатором Николаем Дениным здание худо-бедно подлатали - сделали внешнюю изоляцию фундамента. Однако надолго обезопасить «дворец» от влаги и постепенного разрушения не удалось. Краеведы заговорили о его перестройке по проекту Городкова с учетом прошлых технологических просчетов и соответствию найденной фотографии деревянного дома Толстого.

«Праздничная» реконструкция: краеведы vs архитекторы

В июне того же 2014 года прозвучала и мысль о комплексной реконструкции усадьбы к 200-летию Алексея Константиновича Толстого. На заседании этого торжества была намечена большая программа по воссозданию подлинного исторического облика родового имения поэта. Однако программы-программами, а до 2016 года дело фактически не продвинулось. Сложности и странности возникли уже на стадии проектирования.

Сначала планировалось, что проект усадьбы, как и главного дома, выполнит брянский архитектор Александр Перов, однако его работы вызвали вопросы у краеведов-общественников. Тогда в брянском департаменте культуры было решено обратиться к специалистам из Московского архитектурного института. Так над проектом толстовской усадьбы начал работать представитель научно-исследовательской организации имени Павла Третьякова Руслан Прокопишин.

Его вариант, по мнению краеведов, также оказался крайне далек от исторического облика имения. «Мы долго добивались, чтобы этот проект увидеть. Нам его все не показывали, но в конце концов удалось найти способ достать эти материалы, - вспоминает Валерия Захарова. - И вот тогда, наконец, стало понятно, что-то, что они нарисовали, не в какие рамки не шло». Проект Прокопишина успешно прошел экспертизу. Однако у общественников возникло большое количество вопросов к ее результатам. Региональный департамент культуры, как и Управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области поддержали мнение активистов и от проекта Прокопишина отказались.

«При этом департамент, а собственно заказчик - музей краеведческий - не стали платить деньги фирме Прокопишина, которая два с лишним года проработала. В итоге эта фирма учинила музею иск на 13 с лишним миллионов рублей, - поясняет Захарова. - Тогда музей краеведческий встречный иск подал о расторжении этого контракта, но у музея не оказалось денег заплатить пошлину и суд этот перенесли».









Снос дворового флигеля

А вот здесь начинается самая запутанная часть истории… В августе на территории усадьбы появляется тяжелая техника и начинается демонтаж зданий. Под снос идут бывшие постройки пансионата, долгое время соседствовавшие с толстовскими флигелями и «дворцом», однако, как заверяют краеведы, среди снесенного оказалось и строение времен поэта, значащееся в книге «Списки объектов историко-культурного наследия Брянской области», как вновь выявленный памятник.

«Это был дворовый флигель. Изначально он строился для дворовых людей Анны Алексеевны, матери Толстого, - рассказывает Валерия Захарова. - При Толстом флигель разделили на три помещения. В одном находилась столярная мастерская. Еще два - были жилые. При Толстом там размещался его егерь Денис с охотничьей собакой Доном. Там же находились некоторые дикие животные которых приручал егерь - знаменитая медведица Машка и так далее».

Снос флигеля стал для общественников известной неожиданностью. Их попытка установить, на основе каких разрешительных документов ведутся работы, зашла в тупик. Этих документов просто не оказалось, как и акта о сносе здания. В Управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, которое должно было непосредственно выдать соответствующее разрешение, заявление Захаровой о снесенном флигеле вызвало удивление - там об этом и не слышали. Более того, как пояснил источник, знакомый с ситуацией, на тот момент еще не завершились торги, не были подписаны контракты, сам проект реконструкции не прошел госэкспертизу. Последнее не произошло до сих пор. Соответственно, снос дворового флигеля сложно назвать законным, с какой стороны ни посмотри.

Тем временем в департаменте культуры

В региональном департаменте культуры, который, по сути, управлял делами краеведческого музея, до недавнего времени - пока в должности не утвердили нынешнего директора учреждения - Ирину Кулешову, внятных ответов на вопросы, связанные с реконструкцией музея-усадьбы и сносом флигеля, так и не дали.

В ответе руководителя департамента Елены Кривцовой на официальный запрос редакции NASHBRYANSK.RU среди сложнопереводимых на русский язык конструкций более или менее понятна следующая: «Информация о включении объекта «Дворовый флигель» в перечень выявленных объектов культурного наследия в управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области отсутствует». Проще говоря, в списках не значится. Но почему тогда эти данные расходятся с литературой, сведениями краеведов? Ряд вопросов редакции, как, например, данные подрядчика, состояние торгов на момент начала работ, сроки окончания реконструкции, в департаменте и вовсе предпочли оставить риторическими.


Часть из них уточнила Валерия Захарова. По ее данным, не дожидаясь решения суда о расторжении контракта с Прокопишиным, Брянский краеведческий музей объявил новые торги по реконструкции музея-усадьбы: первый тендер от 8 августа на 98 миллионов 347 тысяч 583 рубля 32 копейки и второй - от 30 сентября на 51 миллион 823 тысячи 618 рублей 82 копейки. На последний все еще принимаются заявки.

Тем временем в Красном Роге, со слов Захаровой, уже хозяйничают две фирмы: ООО «Равелин» занимается демонтажем зданий, а ООО «Профреставрация» готовится к реконструкции. Что примечательно, представителем обеих компаний является один человек - Вадим Линник.

«Фирмы подрядились провести коммуникации к сносимым ими же объектам, объявив их «неисторическими», а на их месте возвести новые. И хотя нет даже эскизных проектов к новым постройкам, их „начинка“ уже расписана в смете», - подчеркивает Захарова.

Что же касается примерной даты окончания реконструкции, она, по информации краеведа, назначена на 20 декабря. Вдумайтесь, 20 декабря уже этого года! «Это не просто не реально, это может нанести серьезный вред. Усадьбу в комплексе можно восстановить в течение не менее десяти лет», - подводит печальный итог Валерия Захарова.

В продолжение темы предыдущего поста о вурдалаках:)
Пару недель назад мы с друзьями решили посетить село Красный Рог километрах в пятидесяти от Брянска, где долгое время жил и работал выдающийся поэт и писатель Алексей Константинович Толстой. У нас был грандиозный план заночевать в лесу в окрестностях Красного Рога. Железнодорожная станция с тем же названием, превосходящая село по численности населения, находится от него в семи километрах. Туда-то мы и прибыли на электричке.
Прежде чем отправиться пешком в село, мы заглянули на старое кладбище, где есть несколько могил моих предков (да, мои прародители тоже оттуда). Никто из семьи уже лет двадцать не бывал на исторической родине, никто не помнит, как могилы выглядят и где они хотя бы примерно расположены. Поэтому пришлось искать наощупь. Поиски успехом не увенчались, потому как ввиду отсутствия должного ухода портреты и надписи были, по всей видимости, безвозвратно утрачены. Но у меня есть мысль отыскать реестр захоронений, где наверняка имеются соответствующие записи.
Многие могилы на кладбище находятся в запустении, потому что за ними некому ухаживать. Некоторые уже практически сровнялись с землей.
Пока спрашивали у местных насчет могил предков, выяснили, что люди с такой фамилией еще живут в селении. Наверняка какие-нибудь очень дальние родственники...
Обойдя кладбище, мы отправились в село, что в семи километрах от станции. Если окажетесь в тех местах, не надейтесь получить позитивных впечатлений от музея-усадьбы А.К. Толстого. От поэта там ничего, кроме территории, не осталось. В усадьбе возведена чертова уйма строений (главное здание усадьбы было восстановлено в 1993 году и, как ни странно, не функционирует не то из-за ремонта, не то еще из-за чего-то), но вся экспозиция помещается в одном маленьком флигеле (не знаю, насколько он аутентичен). Экспозиция представляет собой сплошную грусть: портреты, бюсты, стулья XIX века и толком ничего от А.К.
Позже через Википедию вышел на официальную страницу музея-усадьбы. Обратите внимание на цены (4 рубля для взрослых и еще меньше для детей и студентов). За то время, что администрация музея забивала болт на свою страницу, цены возросли почти в 20 раз:) Боюсь представить, сколько лет прошло.
Словом, дичайший мрак и полное разочарование.
Под конец дня мы решили оставить мысль о ночевке в лесу, потому как от жары были настолько грязными, что просыпаться в таком виде утром... лучше не просыпаться вообще. Пригодного для купания водоема поблизости нет. Мы вернулись на станцию и узнали, что электрички по этому направлению ходят не по расписанию, а по своему собственному графику:) К счастью, нам удалось дождаться поезда, хотя и часа на полтора позже, чем было заявлено в расписании.

Дядька с жуткими кошачьими глазами. Не знаю, как так получилось.



Запустение на кладбище.

Дружелюбная собачка, которая нас сопровождала.

Растение, произрастающее в бутылке.

Гусеница, которая явно была раздражена нашим вниманием к ней. Плевалась в нас желтыми струями.

Имя Алексея Константиновича Толстого (родился в С. Петербурге в 1817 году) известно каждому любителю русской словестности. Это и историко - приключенческий роман "Князь Серебряный" и афоризмы Козьмы Пруткова, и драматическая трилогия, и, конечно же, незабываемые строки его стихотворений.
В детстве будущий поэт жил в Красном Роге, до семнадцатилетнего возраста "беспрестанно путешествовал с родными... но постоянно возвращался в имение." Как потом вспоминал Толстой, на его склонность к поэзии повлияла брянская природа: "...Воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь..." Сюда, в Красный Рог, он вернулся, оставив службу в конце 50-х годов, здесь же и скончался 28 сентября 1875 года, и похоронен возле сельской церкви.
Будучи человеком европейского образования, Толстой оставался истинно русским патриотом, не отделявшим себя от судьбы Родины. Как написанные сегодня, звучат его слова:

Да, он грустит во дни невзгоды,
Родному голосу внемля,
Что на два разные народа
Распалась русская земля.

Село Красный Рог расположено в 45 км от Брянска в сторону Гомеля, на берегу речки Рожок. По прибытии в Красный Рог посетите часовню-усыпальницу А.К. и С.А. Толстых, древнюю деревянную Успенскую церковь и единственный в стране музей поэта располагающийся в Охотничьем доме — памятнике архитектуры XVIII века, построенном по проекту Б.Растрелли.
Усадьба Толстых в с. Красный Рог является одним из блестящих примеров дворянского культурного гнезда. Под кронами краснорогского парка прошли детские годы А.К. Толстого. Усадьба тогда принадлежала его дяде и воспитателю А.А. Перовскому, вошедшему в русскую литературу под псевдонимом Антоний Погорельский. Старинный парк сохранил свою планировку и редкие породы деревьев, посаженные еще А.А. Перовским.
В усадьбе неоднократно бывали А. Фет, Я. Полонский, Б. Маркевич, братья Жемчужниковы. В мемориальном флигеле, где обычно останавливались братья Жемчужниковы, планируется создание музея Козьмы Пруткова. В настоящее время этому литературному образу посвящена часть экспозиции музея.
Особый интерес представляет посещение Красного Рога во время Всероссийского праздника поэзии «Серебряная лира», посвященного А.К. Толстому, проводимого ежегодно в последнее воскресенье августа.
Живописные окрестности Красного Рога- это неотъемлимая часть поэтического мира, в котором жил и творил Толстой. Жемчужиной толстовского мира в Красном Роге была усадьба с ее уникальным парком. Здесь в Красном Роге Толстым писались исторические баллады, лирические стихотворения, трагедия "Борис Годунов". С 1967 года Красный Рог стал местом празднования областного Дня поэзии, которые ежегодно проводятся в августе.
Проезд до Красного Рога: из Москвы с Киевского вокзала до ж/д вокзала Брянск-I, оттуда до автовокзала, далее любым автобусом, идущим в сторону Почепа, до остановки Красный Рог. Групповую экскурсию можно заказать в Брянском краеведческом музее.
На автомобиле вы легко найдёте усадьбу по указателям. На её территории сейчас также находится пансионат "Красный Рог"
http://museum.bryansk.ru/tolstoy/
http://www.tu-bryansk.ru/bryansk/museum/tol.htm
http://www.bryanskobl.ru/~press/Tolstoy.html
От себя добавлю, если получится пообщайтесь с Трушкиным Михаилом Даниловичем- директором музея вот уже с четверть века. Очень колоритная личность, с удовольствием ответит на все вопросы о музее, порассуждает о России, любую тему сможет дополнить стихами.