Презентация по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"

Русская прозаическая литературная сказка первой половины Х1Х века

План:

1. Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Проблематика, идейный смысл, сюжет, образ главного героя, своеобразие стиля, жанровая специфика.

2. Основные аспекты творчества В.Ф. Одоевского.

3. Дальнейшее развитие литературной сказки в России

Литература

1. Минералова И.Г. Детская литература. - М., 2002, с. 60 - 61, 72 - 76, 92-96

2. Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М., 1979

Писатели-романтики открыли для «высокой» литерaтуры жанр сказки. Параллельно с этим в эпоху романтизма произошло oткрытие детства как уникального, неповторимого мира, глубина и ценность которого притягивает взрослых.

Исследователь русского романтизма Н. Верковский писал o том, что романтизм установил культ ребенка и культ детства. B поисках идеала романтики обратились к незамутненному детскому взгляду на мир, противопоставляя его порой эгоис-тическому, грубо материальному миру взрослых. Мир детст-ва и мир сказки идеально соединились в творчестве A. Пого-рельского. Его волшебнaя повесть «Черная курица, или Под-земные жители» стала классическим произведением, изначально адресованным юным читателям.

Антоний Погорельский — псевдоним Алексея Алексеевича Пeровскoго, по6очнгго сына знатного екатерининского вельможи А.К. Разумовского. B детстве А. Перовский полу-чил разностороннее домашнее образование, затем за два c небольшим года окончил Московский университет. Из уни-верситета вышел со званием доктора философии и словес-ных наук, полученным им за лекции естественнонаучного со-держания. Во время войны 1812 года Пеpовcкий был боевым офицером, участвовал в сражениях при Дpездене, Кульме, служил в Саксонии. Здесь он познакомился c известным не-мецким музыкантом и писателем-романтиком Т. Амадеем Гоф-мaном. Общение c Гофманом наложило отпечаток на харак-тер творчества Перовского.

Иронический псевдоним «Антоний Погорельский» связан c названием имения писателя Погорельцы в Черниговской губернии и именем святого Антония Печерского, некогда удалившегося от мира в Чернигов. Антоний Погорельский — одна из самых загaдочных фигур в русской литературе. Дру-зья назывaли его петербургским Байроном: он был так же умен, талантлив, безрассудно смел и даже внешне напоминал знаменитого английского поэта.

А.Погорельский писал стихи, статьи o литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление Гоголя, стоял y исто-ков фантастического направления в отечественной литерату-ре. Сборник повестей «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828) привлекал таинственностью то загадочных, то трогательных историй, рассказанных c изрядной долей умной иронии; роман «Монастырка» (1 ч.— 1830, 2 ч.— 1833) был в свое время замечен как первое удачное произведение о русском провинциальном дворянстве, наконец, волшебная повесть для детей «Черная курица, или Подземные жители» (1829) на протяжении ста c лишним лет увлекает детей сказочным сюжетом, без назидательности убеждает в подлинной ценности добра, правды, честности и трудолюбия. Погорельский внес вклад в развитие русской литературы и тем, что способствовал воспитанию, литературному развитию своего племянника — Алексея Константиновича Толстого.

«Черная курица, или Подземные жители» (1828).

Проблематика, идейный смысл. Повесть имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей». B ней две линии повествования — реальная и сказочно-фан-тастическая. Иx причудливое сочетание определяет сюжет, стиль, образность произведения. Погорельский написал по-весть для десятилетнего племянника. Алешeй он называет главного героя. В переводе с греческого Алексей - значит заступник, так счастливо совпали посвящение племяннику, собственное имя литературного персонажа и его суть. Но в сказке ощутимы отголоски не только дет-ства Алеши Толстого, но и самого автора (тоже Алексея). B детстве он на короткое время был помещен в закрытый пан-сион, страдал от разлуки c домом, бежал из него, сломал ногу. Высокий деревянный забор, огораживающий пансионный двор, жизненное пространство его воспитанников — это не только реалистическая подробность в «Черной курице», но и символический знак «памяти Детства» автора.

«Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были за-перты, и потому Алеше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Вся-кий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть во дворе, первое движение его было — подбежать к забору».

Круглые дырочки в заборе — единственная связь с внеш-ним миром. Мальчик одинок, особенно горько это чувствует в «вакантное время», когда разлучен со своими товарищами.

Грустно-щемящая нотка пронизывает повесть Погорельско-го. Повествование ведется от лица автора-рассказчика, с час-тым обращением к воображаемым слушателям, что придает особую теплоту и доверительность. Время и место произо-шедших событий конкретизированы: «Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона...» Перед читате-лем возникают Петербург конца Х1Х века, пансион, учитель c буклями, тупеем и длинной косой, его супруга, напудрен-ная и напомаженная, c целой оранжереей разных цветов на голове. Подробно выписан наряд Алеши.

Все описания яркие, картинные, выпуклые, даны c уче-том детского восприятия. Ребенку важна в общей картине деталь, подробность. Оказавшись в царстве подземных жите-лей, «Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была yбрaнa. Ему показалось, что стены сдела-ны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете пан-сиона. Панели и двери были из чистого золота. B конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли крес-ла из золота. Алеша любовался этим убранством, но стран-ным показалось ему, что все было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол».

Реалистические предметы, бытовые подробности в ска-зочных эпизодах (крошечные зажженные свечи в серебря-ных шандалах, кивающие голевой фарфоровые китайские куклы, двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пун-цовыми перьями на шляпах) сближают два плана повество-вания, делают естественным переход Алеши из реального мира в волшебно-фантастический.

Все произошедшее c героем заставляет читателя задумать-ся o многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дур-ное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, a выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Дет-ская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в жизни происходит единожды и всерьез.

Дидактична ли «Черная курица»? Воспитательный пафос очевиден. Если отвлечься от художественной ткани повество-вания, его можно выразить в словах: будь честен, трудолюбив, скромен. Но Погорельский сумел облечь воспитательную идею в такую романтически-приподнятую и в то же время жизнен-но убедительную, поистине волшебно-сказoчнyю форму, что читатель-ребенок воспринимает нравственный урок сердцем.

Сюжет повести. Серьезная проблематика повести Погорельского легко усваивается детьми благодаря увлекательному сказочному сюжету и очень удачному центральному образу героя — сверстника читателя.

Анализ сюжета повести убеждает, что в жанровом отношении произведение это не столь уж однозначно, что дополнительно сооб-щает его содержанию художественную полноту и педагогическую глубину.

Повесть начинается с экспозиции (предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре-мени произведения).

Завязка — заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация (наивысшая точка напряжения всех про-блемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликта —выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопля-ного семечка, а не других взращенных прекраснъех цветов и пло-дов. Этому самому выбору сопутствует прельщение (трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»). Но, од-нажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил. и обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить горды-ня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства — конопляного семечка, дурман-травы —произрастает эта гордыня.

Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой будет разо-блачение обмана, «предателытво» подземных жителей, a уход их —уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изме-нить их уже не в силах никто). B лирическом плане развязка — рас-каяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя. Событийная сто-рона —повод для начала «работы души.

Интуитивно читатель приходит к выво-ду, пусть и вербально не оформленному: гордыня, спесь побежда-ются раскаянием, покаянием, соучастием, состраданием, жалостью к другим. Нравственные выводы звучат афористически: «3а-блудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам Господь БОГ» (св. Иoанн Лествичник)

Образ главного героя

Образ Алеши, девятилетнего воспитанника старинного петербургского пансиона, разработан писателем с особым вниманием к его внутренней жизни. Впервые в русской детской книге здесь появился живой мальчуган, каждое душевное движение которого говорит o глубоком знании автором детской психологии. Алеша наделен чертами, характерными для ребенка именно его возраста. Он эмоционален, впечатлителен, наблюдателен, любознателен; чтение старинных рыцарских романов (типичный pепертуар чтения мальчика XVIII века) развило его вообpажение, богатое от природы. Он добр, смел, отзывчив. И вместе c тем ничто ребяческое ему не чуждо. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты.

Как y большинства детей, в его сознании сказка и действительность слиты воедино. B реальном мире мальчик ясно видит неуловимые для взрослых следы чудесного и сам непрерывно ежеминутно в повседневной жизни творит сказку. Так кажется ему, что дырочки в заборе, сколоченном из стaрых досок, правертела волшебница, и, конечно, нет ничего удивительного, если она принесет весточку из дома или игрушку. Обычная курица, спасаясь от преследования кухарки, вдруг запросто может заговорить и обратиться за помощью. Поэтому так естественно входят в жизнь героя, a вместе c тем и в сюжет повести и волшебные рыцари, и оживающие фарфоровые куклы, и таинственное подземное царство c его мирным и добрым народом, и обладающее магической силой зернышко, и другие чудеса сказки со всеми правами и законами.

Насколько легко вторгается сказка в жизнь героя Погорельского, настолько свободно в свою очередь в повествование o таинственном введены приемы реалистического письма: точность в описании бытовых деталей и несвойственные сказке элементы психологического анализа.

Детали быта в скaзочных эпизодах повести словно подсказаны художнику ребенком, исполненным наивной веры в реальность всего чудесного. Крошечные зажженные свечи в серебряных шандалах, величиной c Алешин маленький пальчик, появляются на стульях, рукомойнике и на полу темной комнаты, курочка Чернушка приходит за Алешей; большая лежанка из голландских изразцов, на которой синей глазурью нарисованы люди, звери, встречается на их пути в подземное царство. Видят они и старинные кровати c белыми кисейными пологами. Нетрудно заметить, что все эти предметы попали в повесть не из неведомой волшебной страны, а из обычного петербургского особняка XVIII века. Таким образом, писатель вместе c героем как бы «oживляют» сказку, убеждая и читателя в достоверности сюжетного вымысла.

Чем дальше Алеша вместе с Чернушкой идут в таинственный мир подземных жителей, тем меньше становится в тексте истори-ческого и бытового колорита. Но четкость детского видения, детская зоркость и конкретность представлений остается: двадцать рыцарей в золотых латах, с пунцовыми перьями на латах тихим маршем входят попарно в залу, двадцать малень-ких пажей в пунцовых платьях несут королевскую мантию. Одежды придворных, убранство дворцовых покоев - все выписано Погорельским с пленяющей ребенка обстоятельностью, создающей иллюзию «всамделишности», которую он так ценит и в игре, и в сказке.

Почти все события сказочного плана можно объяснить, скажем, склонностью героя к мечтательности, к фантазиро-ванию. Он любит рыцарские романы и часто готов видеть обыденное в фантастическом свете. Директор училищ, к при-ему которого с волнением готовятся в пансионе, в его вооб-ражении представляется «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме c блестящими перьями», но, к своему удив-лению, вместо «шлема пернатого» Алеша видит «просто ма-ленькую лысую головку, набело распудренную, единствен-ным украшением которой... был маленький пучок». Но ав-тор не стремится разрушить хрупкое равновесие между сказкой и жизнью, оставляет недоговоренным, например, почему Чернушка, будучи министром, является в виде ку-рицы и какую связь имеют подземные жители со старушка-ми-голландками.

Развитое воображение, способность мечтать, фантазировать составляют богатство личности растущего человека. Поэтому так обаятелен главный герой повести. Это первый живой, несхематичный образ ребенка, мальчика в детской литературе. Алеша, как всякий десятилетний ребенок, любознателен, подвижен, впечатлителен. Его доброта, отзывчивость прояви-лись в спасении любимой курочки Чернушки, что и послужило завязкой сказочного сюжета. Это был решительный и смелый поступок: маленький мальчик бросился на шею кухарке, внушавшей ему «ужас и отвращение» своей жестокостью (кухарка в тот момент с ножом в руках схватила Чернушку за крыло). Алеша без колебаний расстается с драгоценным для него импе-риалом, пoдaрeнным доброй его бабушкой. Автору сентимен-тального детского рассказа этого эпизода было бы вполне достаточно для того, чтобы вознаградить сторицей героя за доброе сердце. Но Погорельский рисует живого мальчика, по-детски непосредственного, шаловливого, не устоявшего перед искушением праздности и тщеславия.

Первый шажок к своим бедам Алеша совершает непред-намеренно. На заманчивое предложение короля назвать свое желание Алеша «поспешил c ответом» и сказал первое, что могло прийти в голову почти всякому школьнику: «Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали».

Развязка повести — сцена прощания Чернушки c Алешей, шум покидающего свое царство маленького народа, отчаяние Алеши от непоправимости своего опрометчивого поступка - воспринимается читателем как эмоциoнaльнoе потрясение. Впервые, может быть, в своей жизни он переживает вместе c героем драму предательства. Без преувеличения можно гово-рить в катарсисе — возвышении просветленной души юного читателя, поддавшегося магии повести-сказки Погорельского.

Особенности стиля

Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Пер-вой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под-6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный, разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста. Встречаясь, в произведении c мыслями и образами, сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не будучи в силах подойти к ним аналитически. Но освоение текста, требующего от читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, ус-таревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая нетороп-ливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чер-нушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденно-му диалогу.

B стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской мысли и речи. Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я был рыцарь, —размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя, и в авторской речи. Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской книгой.

Сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Антонио Погорельский написал в 1829 году. Известно, что она была создано для племянника писателя – Алексея Константиновича Толстого, будущего известного русского мастера слова. Все началось из того, что маленький Алеша рассказал дяде, как с удовольствием играл с курицей во дворе пансиона. Этот незатейливый случай превратился в волшебную сказку, которая пользуется популярностью уже более 100 лет.

А. Погорельский дал произведению подзаголовок «Волшебная повесть для детей». На самом деле, под повестью в литературоведении подразумевается произведение среднее по объему с несколькими сюжетными линиями. Анализируемое произведение по объему больше похоже на рассказ, да и сюжетная линия в ней одна – жизнь и приключения Алеши. Можно сделать вывод, что слово «повесть» здесь употребляется как синоним к слову «рассказ». Жанр произведения – сказка. В ней есть как реальные, так и фантастические события и персонажи, события призваны «поучать» читателя.

В сказке А. Погорельского нетрудно рассмотреть двоемирие – признак, характерный для романтизма. Перед читателем разворачиваются события в пансионате (реальный мир) и в подземном царстве (фантастический). Во время войны А. Погорельский служил с Гофманом, отсюда и веяние романтизма в его творчестве.

Тема анализируемого произведения – приключения мальчика в пансионате и подземелье. Автор хочет показать, как важно сдерживать слово, которое дал, утверждает, что вкусны лишь те плоды, которые достал сам. Также А. Погорельский доказывает, что нельзя считать себя лучше других, так как судьба непредсказуема.

В начале сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» автор переносит читателя в Санкт-Петербург. Описание города и пансионата, в котором происходят события, занимают несколько абзацев. Это позволяет полностью погрузиться в атмосферу происходящего. Постепенно он знакомит с героями сказки. В центре сюжета – Алеша, главной можно назвать и – курицу-министра. Второстепенную роль играют учитель, кухарка, бабушки-голландки. Есть в сказке и сборные образы – жители подземелья и ученики пансиона.

Сюжет произведения развивается в двух мирах, но все его элементы расположены в логической цепочке. Экспозиция – знакомство с Алешей и пансионерами. Завязка – Алеша начинает «дружить» с Чернушкой и спасает птицу. Развитие событий – путешествия с министром в подземелье, учеба с конопляным зернышком. Кульминационные точки – потеря конопляного зернышка и наказание Алеши, разговор с министром после «предательства». Развязка – Алеша исправляется, а все, что произошло, кажется ему смутным сном.

Используя прием «двоемирия» А. Погорельский поднимает в сказке множество проблем. Он рассказывает о доброте, когда Алеша спасает Чернушку. Писатель с иронией говорит о важности признания вышестоящими для людей (прием директора в пансионе), с такой же иронией отзывается и о богатстве (драгоценности в подземном царстве).

Сказка А. Погорельского – образец оригинальной подачи вечных проблем, поэтому ее стоит прочитать не только детям, но и взрослым.


  • Русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века.
  • Имя «Антон Погорельский» – псевдоним.
  • Псевдоним - вымышленное имя, используемое человеком в жизнедеятельности вместо настоящего.
  • Настоящее имя - Алексей Алексеевич Перовский .
  • Псевдоним взял от названия своего имения Погорельцы .


племянника Алеши .

  • После войны занялся литературным творчеством в своем имении Погорельцы. Там он занимался воспитанием племянника Алеши , будущего знаменитого поэта, писателя и драматурга Алексея Константиновича Толстого , для которого и написал сказку «Черная курица, или подземные жители» .
  • После войны занялся литературным творчеством в своем имении Погорельцы. Там он занимался воспитанием племянника Алеши , будущего знаменитого поэта, писателя и драматурга Алексея Константиновича Толстого , для которого и написал сказку «Черная курица, или подземные жители» .



Словарная работа

Пансион

Дортуары

Букли

Тупей

Вакации

Салоп

Империал

Фрак

Изразец

Бекеша

закрытое учебное заведение

спальные комнаты

кольца завитых волос, локоны

старинная причёска (взбитый хохолок на голове)

каникулярное время

широкое дамское пальто

золотая монета

род сюртука вырезанными спереди пополам и длинными узкими фалдами сзади

плитка из обожжённой глины, для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель

верхняя мужская одежда на меху, в талию и со сборками


Подумаем!

  • Как вы определите точный жанр этого произведения? Почему?
  • Приведите еще примеры подобного жанра.
  • Напомните, чем отличается литературная сказка от народной?

Основные признаки фольклорной и литературной сказки

Фольклорная сказка

Литературная сказка

Устность, коллективность,

анонимность

Используются традиционные образы-персонажи(маски-типажи)

Свойственна изобразительнось (описание места, облика героев, их характеров)

Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта


  • Где и когда происходит действие в сказке?
  • Зачитайте описание места и времени.

Почему Алёша остался один в пансионе?

Что было его утешением в часы одиночества?

Какую курочку Алёша любил больше всех?

Как Алёша спас Чернушку?

Чего испугался Алёша ночью?

Как Чернушка справилась с рыцарями?

Куда привела курица мальчика?

Кем оказалась Чернушка в подземном царстве?



Главный герой сказки.

  • Кто главный герой сказки? Найдите его описание .
  • Каким знали Алёшу в пансионе, за что его любили?
  • Умненький
  • Миленький
  • Начитанный
  • Романтик
  • Мечтатель
  • Верит в волшебство
  • Остро чувствует своё одиночество


Какие эпизоды изображены на иллюстрациях? Что происходило до этого момента? А что после?


Подумаем!

  • Как вы считаете, посещение подземного царства – реальное событие?
  • А как ведёт себя Алёша? В чём смысл первого сна ?
  • Можем ли мы вынести какой – то урок из этого?

Что происходило до этого момента? А что после?


Какие эпизоды изображены на иллюстрациях? Что происходило до этого момента? А что после?


  • Что чувствует Алеша, имея волшебное зернышко? Найдите описание в тексте .
  • Симпатичен он вам в этот момент? Почему?
  • Испытывали вы когда-нибудь подобное чувство?

Разделите качества на 2 группы: «До получения зернышка» и «После получения зернышка»

2.Жестокий

3.Ласковый

4.Упрямый

5.Общительный

6. Самолюбивый

8.Дерзкий

9.Любознательный

10.Застенчивый

11.Непослушный

12.Скромный


До получения зёрнышка

1 .Добрый

3 .Ласковый

5 .Общительный

9 .Любознательный

10. Застенчивый

12. Скромный

После получения зёрнышка

2. Жестокий

4. Упрямый

6. Самолюбивый

7. Гордый

8. Дерзкий

11. Непослушный


Какой эпизод изображён на иллюстрации? Что происходило до этого момента? А что после?


Какой эпизод изображён на иллюстрации? Что происходило до этого момента? А что после?


  • Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.
  • Чьи это слова?
  • Что Чернушка хочет этим сказать?
  • Какую тему всей сказки вы можете выделить?
  • Какова идея произведения?
  • Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло.

Вывод.

  • Тема: Воспитание себя (Воспитание Человека в себе)
  • Идея: Все люди изначально чисты и добры, но начинают "портиться", когда получают все даром. Люди должны сами воспитывать в себе добро , честность, ответственность и быть благодарными . Если мы не ценим то, что имеем, то мы лишаемся этого.

Тема: А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

Форма проведения – урок-мастерская

Тип урока : урок решения учебной задачи.

Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор обучающихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества обучающихся через анализ поступков главного героя сказки А.Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание сказки; уметь проводить сравнительную характеристику, воспринимать и анализировать текст, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, исследовательская деятельность, работа в группах.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия)

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль на уровне произвольного внимания; осуществляет контроль, оценку действий партнера.

Познавательные : строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; развивает навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами учебной ситуации; осуществляет рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: излагает свое мнение и аргументирует его; вступает в учебный диалог, а также участвует в коллективном обсуждении учебных проблем, соблюдая правила речевого поведения и этические нормы.

Оборудование: учебники литературы (тексты), мультимедийная установка, ватманы, маркеры, клей, скотч, карточки с заданиями и вариантами ответов.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, и начнём наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с произведением А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». К какому литературному жанру относится это произведение?

Назовите мне сказки, которые мы прочитали на уроках литературы?

Чем отличается русская народная сказка от литературной?

Сейчас нам предстоит определить тему сегодняшнего урока. Итак, кто из героев нас будет интересовать? (Алеша , его поступки , нравственные и безнравственные(СЛАЙД) ).

Что значит нравственные?(добрые…), а безнравственные?(злые…)

Можно ли сказать, что сказка А. Погорельского учит нас различать нравственные и безнравственные поступки? Значит, учит нас нраву и значит она… нравоучительная.(СЛАЙД)

Сформулируйте тему урока.

Тема урока: «Черная курица как нравоучительное произведение». И нас будут интересовать поступки, дела Алеши до получения конопляного зернышка и после. (СЛАЙД)

ЗАДАЧИ(СЛАЙД)

Нам предстоит: мыслить, анализировать, сравнивать, решать, вспоминать, находить и делать.

Актуализация знаний.

Давайте вспомним героев сказки «Черная курица…»(СЛАЙД)

Я буду зачитывать вам описание героя, а вы должны узнать, кто это.

  1. «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…» (Алеша)
  2. «…была… ласковее других…Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих…» (Чернушка)
  3. «…в залу вошел человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях…» (король подземной страны)
  4. «маленький человек, одетый весь в черное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок; а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался немного синеватым…» (Чернушка-министр)
  5. «…сделался страшным шалуном…занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав…» (Алеша)

А вот как вы видите героев сказки «Черная курица…». Группа девочек приготовила выставку-презентацию ваших рисунков.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РИСУНКОВ

Но перед тем как перейти непосредственно к работе, давайте немного поиграем и определим значение непонятных для нас слов, встречающихся в данном произведении. Слова находятся на доске, но пока в закрытом виде, а их значения – на ваших столах. Я показываю слово – вы находите его значение на своем столе и прикрепляете рядом. (Зеленый цвет):

ОСОБЛИВО - особенно

ВАКАНТНОЕ ВРЕМЯ – каникулы

БУКЛИ - волнистые завитки волос, локоны.

ТУПЕЙ – взбитый хохол на голове.

ШИНЬОН – женская прическа, как правило, из пришпиленных чужих волос.

САЛОП - широкое дамское пальто.

ИМПЕРИАЛ – золотая монета стоимостью в десять рублей.

БЕРГАМОТ – сорт груш.

ШАНДАЛЫ – подсвечники.

ИЗРАЗЕЦ – тонкая плитка из обожженной глины, покрытая особым глянцевым сплавом, муравой – жидким цветным стеклом.

ПАЖ – мальчик из дворянской семьи, прислуживавший знатным господам, королю.

ФИЗМИНУТКА

Вот мы руки развели, словно удивились,

И друг другу до земли низко поклонились!

Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись!

А теперь подняли руки вверх, потянулись, положили руки на голову, погладили себя по голове, сказали: «Какие мы миленькие и хорошенькие!» и тихонечко сели.

Ну, что ж, отправляемся вслед за Алешей, идем дорогою добра, отталкиваясь от камня на распутье с тремя словами: ДОБРОДЕТЕЛЬ, ПОРОК, ПРАЗДНОСТЬ.

Что же это такое? Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.(домашнее задание)

Вот какие толкования этих слов дает словарь:

ДОБРОДЕ́ТЕЛЬ - положительное нравственное качество, высокая нравственность.

ПРАЗДНОСТЬ – ничегонеделанье, праздное времяпрепровождение.

ПОРОК – предосудительный недостаток, позорное свойство.

Как вы считаете, является ли на ваш взгляд праздность пороком? Разве кому-то плохо, оттого что другой ничего не делает?

Что сделал Алеша не так, как он изменился, как это повлияло на его дальнейшую жизнь, нам предстоит разобраться.

Итак, приступаем к работе над проектами, задания на столах, в добрый путь!

РАБОТА В ГРУППАХ, ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ:

ГРУППА1. Презентация «Петербург 1829 г.»

ГРУППА 2. Дать сравнительную характеристику Алеши до получения конопляного семечка и после

ГРУППА 3. Найти изобразительно-выразительные средства речи в предложенных отрывках

ГРУППА 4. Викторина по содержанию сказки «Черная курица…»

Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» была впервые опубликована в Петербурге в 1829 году. Давайте окунемся в ту этоху, эпоху начала 19 века и посмотрим, что происходило тогда в Петербурге и в России, послушаем сообщение и посмотрим презентацию, сделанную ребятами.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ГРУППА №1)

Что сделал Алеша не так, как он изменился, какой из этого следует сделать вывод, нам поможет сравнительная характеристика героя.

ГРУППА 2. Сравнительная характеристика Алеши до получения конопляного семечка и после (оранжевый и голубой цвет)

ДО: 1) характер: «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо…любимым его занятием…было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века…юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам…»

2) отношение к Чернушке: «…между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою…лучшие кусочки приносил ей…он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло…с твердостью отдал за Чернушку империал»

3) отношение со сверстниками: «…все его любили и ласкали…», «…бывали минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме… »

4) поведение: «…дни учения для него проходили скоро и приятно… горько чувствовал свое одиночество… единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки…»

ПОСЛЕ: 1) характер: «…сначала стыдился похвал…стал к ним привыкать…много стал о себе думать…из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным…становился хуже…»

2) отношение к Чернушке: «…И Чернушка меня оставила…он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…он боялся увидеть Чернушку…»

3) отношение к сверстникам: «…важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их…день ото дня товарищи менее его любили…теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова…»

4) поведение: «…Алеша сделался страшным шалуном…занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав…вовсе не учился…нарочно шалил более обыкновенного…внутренне смеялся над угрозами учителя…»

Вывод: после получения конопляного зёрнышка Алёша постепенно начал совершать безнравственные поступки, а нужно было не предавать друзей, учиться хранить чужие тайны, быть скромным…

ГРУППА 3. Найдите изобразительно-выразительные средства речи (желтый цвет)

«С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый…Стыд и раскаяние наполняли его душу…»

ЭПИТЕТЫ: с поникшею головою

МЕТАФОРА: растерзанным сердцем; стыд и раскаяние наполняли его душу

СРАВНЕНИЕ: как убитый

«Недель через шесть Алёша выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнью казалось ему тяжёлым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о чёрной курице, ни о наказании, которому он подвергался. Алёша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным…»

ЭПИТЕТЫ: тяжёлым сном, послушным, добрым, скромным и прилежным

Вывод: чтобы точнее передать внутренние переживания Алёши, автор использует различные изобразительно-выразительные средства.

ГРУППА 4. Викторина по содержанию сказки «Черная курица…»

ИТОГ УРОКА: В разговоре с Алешей Чернушка произнесла такую фразу:

ЧЕРНУШКА: «Не полагай, … что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою…»

А позднее УЧИТЕЛЬ: «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований,…тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли…»

Сравните две эти фразы, они об одном и том же? Почему пороки входят в дверь, а выходят через щёлочку, что нам этим хотел сказать автор? (пороками очень легко обрасти, а избавиться от них очень сложно)

Актуальна ли эта сказка в наше время?

Домашнее задание: мини сочинение

«Я получил в подарок волшебное зернышко…» (написать на доске)

Рефлексия

А теперь вернемся к нашему камню, от которого мы отталкивались в начале урока. Выберите ту дорогу на распутье, на какую бы встали вы сейчас, после нашего урока.

Наведите порядок на рабочих местах.

Молодцы! Нужно всегда идти дорогою добра! Предлагаю закончить наш урок этой замечательной песней!

Спасибо за урок. Все свободны.


«Чёрная курица» - небольшой рассказ Антония Погорельского, написанный им для своего маленького племянника Алексея Толстого, будущего известно писателя. В этой статье мы приведем анализ рассказа «Чёрная курица», который поможет вам лучше познакомиться с произведением и понять его суть. Не лишне будет также прочесть краткое содержание этого рассказа. Но сначала обсудим, к какому жанру относится «Чёрная курица» и поговорим о главном герое.

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Образ главного героя произведения «Чёрная курица»

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Выводы в анализе рассказа «Чёрная курица»

Обратим внимание, что и сам Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь «урок этот не стоит ему никакого труда».

Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками. В итоге герой растерял всех друзей. Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным.

Кроме того, анализ рассказа «Чёрная курица» выявляет, что в этом произведении Погорельский даёт нравственный урок своим читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств характера.

Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

Погорельский противопоставляет великодушного Чернушку и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него. Об одном только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему это удаётся, он становится «послушным, добрым, скромным и прилежным». И еще отметим одну важную мысль, делая анализ рассказа «Чёрная курица».

Погорельский на примере Алёши показывает своим маленьким читателям, что доброту, любознательность, честность надо постоянно воспитывать в себе. Один наш неосторожный, трусливый поступок может принести несчастье окружающим. Заслужить любовь и уважение людей можно, только совершая добрые поступки для других.

Вы прочитали анализ рассказа «Чёрная курица», автором которого является Антоний Погорельский. Надеемся, что эта статья оказалась интересной и понятной. Почаще заходите в наш блог , ведь там вы найдете сотни статей с подобной тематикой. Читайте также