Циклические формы (музыка). Циклические формы Свободные и смешанные формы






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности (организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности).

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о циклических формах музыки, применения их в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений,

Цели по содержанию:

Образовательные :

  • знакомство учащихся с примерами циклической формы музыки на примере инструментального концерта;
  • познакомить учащихся с особенностями формы инструментального концерта на основе особенностей музыкального стиля А. Шнитке;
  • сформировать новые умения, навыки, знания о музыкальной драматургии концерта;
  • закрепить знания о понятиях: полистилистика, стилизация.
  • познакомить учащихся с композиторскими приёмами, позволяющими совмещать прошлое и настоящее в музыкальном произведении.

Развивающие :

  • уметь устанавливать все возможные связи между произведением и явлениями искусства и жизни (метапредметные связи: циклические формы в музыке, коллаж в современном изобразительном искусстве);
  • на основе всех этих связей выработать собственное отношение к данному произведению через творческое продуктивное воплощение;
  • умение выявлять связи между произведениями настоящего и прошлого, черты старинной музыки в современном произведении;
  • уметь выявлять связи между произведениями музыкальной культуры, изобразительного искусства и кинематографа;
  • развивать умение детей различать на слух звучание солирующего инструмента и оркестра, их взаимоотношения;
  • продолжить формирование слушательского опыта в процессе знакомства с произведениями инструментальной музыки;

Воспитательные :

  • воспитывать любовь и уважение к музыкальному наследию российских композиторов и традициям итальянской, немецкой классической музыки;
  • побуждать учащихся к вдумчивому, бережному отношению традиций прошлого, национального или исторического колорита;
  • вырабатывать коммуникативные умения, отработка принципа обучения через сотрудничество (творческая деятельность в паре);
  • формировать способность к самореализации, самоопределению через творчески – продуктивную деятельность;
  • создание условий для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс с учетом психологических, личностных качеств учащихся;
  • повышение мотивации к обучению через вовлечённость в единый творческий процесс (работа над творческим заданием).

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, метапредметный подход.

Информационно-методическое обеспечение: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, УМК под редакцией Е. Д. Критской.

Используемые программные средства: Power Point, Internet Explorer, Меdia Pleer Classic.

Технические средства: записи “Ночь прошла” на сл. Р. Рождественского, муз. А. Рыбникова, “Concerto grossо” А. Шнитке (5 – я часть, рондо), “Чакона” И. Баха, отрывок из кинофильма Ричарда Викторова “Отроки во Вселенной”, презентация о циклической форме и концерте, видеопрезентация к песне Рыбникова, слайды с репродукциями П. Филонова “Голова”, И. Левитан “Озеро Русь”, Альфред Сислей “Одинокая тропинка”, Никколо Пуссен “Пейзаж с двумя нимфами”.

Используемые компетентности: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, личностного совершенствования, поисковая.

Виды и формы контроля: корректировка устных ответов учащихся, наблюдение за творческим процессом во время работы в паре.

Проблема урока: выявить противоречия современной музыки через связи между явлениями жизни и явлениями в искусстве, а также установить связи между различными историческими эпохами.

Прогнозируемый результат:

  • уметь воспринимать на слух и разбираться в структуре циклических форм музыки;
  • умение понимать причины обращения композиторов современности к формам классической музыки прошлого через современное концертное воплощение.

Повышенные знания, творчество:

  • умение воплощать своё восприятие музыкального произведения через пластические формы (лепка, создание единичного в целостном образе – коллаж);
  • умение принимать участие в совместном исполнении, элементах импровизации и творчества;
  • знакомство с произведениями музыки, ИЗО, кинематографа за рамками заданной программы.

Обоснование.

Этот урок является частью раздела II полугодия “Особенности драматургии камерной и симфонической музыки”. Здесь, благодаря знакомству с произведениями искусства разных стилей и эпох у подростков возникает возможность вступить в диалог со своими сверстниками и с людьми далекого прошлого (как бы побывать в разных временах). Таким образом, у учащихся появляется возможность установить связь окружающего мира с появлением произведений, отражающих происходящее в этом мире (метапредметная природа предметов искусства). Также это - вариант здоровьесберегающего урока, как результат поиска решения вопросов через творчество, самостоятельное воплощение в образах услышанного (слушание серьёзной классической музыки – создание частей коллажа).

Организационный момент: вход учащихся в кабинет под музыку А. Рыбникова, на экране идёт видеопрезентация №1 к песне (слуховое погружение), на партах заранее закреплены альбомные листы, разложены коробки с пластилином. Слайд №1.

Структура и содержание урока

Часть урока, время Содержание деятельности Примечания
1.Вводная часть. Проверка готовности учащихся к уроку.

Слайд №2.

Видеоматериал останавливается.

Обозначаем тему урока, цели и задачи.

2. Этап актуализации знаний.

Подготовительная часть.

Учитель: “Как вы думаете, как представляют себе весь окружающий мир авторы песни, которую вы услышали, входя в кабинет?” (напоминаем детям, что авторы музыки А. Рыбников, а слова написал Р. Рождественский). “Когда, в какое время создавалась эта песня? Почему вы так решили? Выразите главную идею, заложенную авторами”.

Учащиеся определяют, что эта песня, возможно, создавалась в XX веке, в мирное время, так как авторы исходят из представления о мире, как о стройном и гармоничном целом (это понятно из слов “я возьму этот большой мир”), когда человек мечтал о полётах в космос, об освоении звёздного пространства.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов.
Учитель комментирует: “Создание фильма 1975 г., время, когда человек впервые вышел в космос.Слайд№3. Отсюда и характер песни – певуче – лирический настрой, черты русского характера – романтика, мечтательность, умение преодолевать трудности, написана в форме вальса (романтическая направленность).

Первым человеком, сделавшим шаг в космос, стал советский космонавт Алексей Леонов. Слайд№4. Он не только ощутил, как мала наша планета, но и осознал ответственность каждого человека за судьбу мира.

Давайте ещё раз посмотрим на нашу планету, но только глазами художников разных эпох”.

“Ночь прошла” (видеоряд из кинофильма).Видеоряд №2 из <Приложения №1>
Какую бы вы подобрали картину к этой песне? Почему? Слайды №5,6,7.

Учащиеся: “Такой выбор сделан, так как человек и мир находятся в гармонии, целостном единстве”.

Учитель: “ Всё верно, но и XIX век, и XX век в других проявлениях были и противоречивыми, и не таким дружелюбными. XX столетие особенно было полно катастрофическими социальными потрясениями Слайд №8, и в то же время это век реорганизации человеческого сознания в связи с многочисленными открытиями в области науки и техники Слайды №9,10,11. Все эти события привели к изменению мироощущения, которое проявилось, прежде всего, в утере былого гармоничного взгляда на мир.

Альфред Шнитке Слайд№12.(1934 – 1998) жил в этом противоречивом мире, и, когда хотел передать идею взаимоотношения мира и человека (человек – волевой, целеустремлённый, мир – злобный, враждебный, он всё же обращается к форме Concerto grossо (XVII – XVIII век). Нам известны инструментальные концерты Антонио Вивальди.№6 <Приложения №1>

Почему современный композитор обращается к столь старинному жанру?”

Учащиеся: “Композитор хочет изобразить исповедь человека нового времени, который вобрал в себя опыт столетий, человек – часть мира и человеческой культуры, их нельзя отделить друг от друга, они едины, хотя и противоречат друг другу”.

Показываем слайды с репродукциями П. Филонова “Голова”, И. Левитан “Озеро Русь”, Альфред Сислей “Одинокая тропинка”, Никколо Пуссен “Пейзаж с двумя нимфами”. Учащиеся выбирают либо “Озеро Русь”, либо “Одинокая тропинка” Сислея, так как они близки по характеру, настроению, технике исполнения.
Учитель: “Вы правы. Но, оказывается, в музыке тоже есть формы, в которых отдельные части составляют более крупное произведение. Они – часть единого замысла композитора и их нельзя отделить одно от другого. Давайте вместе вспомним такие произведения. Это: соната, симфония, сюита, концерт”.

И не случайно музыкальный язык концерта Шнитке перекликается с мелодией “Чаконы” И. Баха. В ней – голос скрипки, как голос человека, со всеми его исканиями, сомнениями, стремлениями. Он то спрашивает, то вызвает, то рассуждает…Слайд №14. Давайте послушаем отрывок из произведения великого немецкого композитора. №4 из <Приложения №1>

Слайд№13.

Учитель: “Давайте вспомним, как строится жанр Concerto grossо”.

Учащиеся вспоминают: “Это музыкальный инструментальный жанр, основан на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов (итал. concerto, буквально - согласие, от лат. concerto - состязаюсь). Это – циклическая форма музыки. ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФО?РМЫ, музыкальные формы, складывающиеся из нескольких относительно самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел”.

Учитель: “Верно. Такие формы существуют и в изобразительном искусстве. Художники тоже пытались выразить противостояние мира и человека, но только в цвете. В современном мире многие люди увлекаются созданием коллажей. А вы знаете, что это такое?”

Учащиеся отвечают, предполагая, что коллаж – картина, созданная из разных частей, объединённых общей идеей.

Учитель: “Давайте уточним и подробнее познакомимся с этим понятием”. Слайд №16.

После прослушивания учащимся вновь предлагаются картины Слайд№15, и они выбирают репродукцию в виде коллажа, поясняя свой выбор противоречиями нового века, противоречиями в музыке: противостояние звучания солирующей скрипки (как голос одного человека) и целого оркестра(звучание целого мира).

Звучит отрывок рондо 5 – я часть. №5 из <Приложения №1>

3. Слушание музыки. Выполнение творческого задания. Учитель: “Давайте попробуем объединить мир музыки и мир изобразительного искусства. Поскольку человек вступает в постоянное взаимодействие с окружающим миром, то сейчас, во время слушания музыки Шнитке, вам предлагается создать коллаж. Вы поделите лист на две части, и, с помощью лепки, один из вас на первой части листа воплотит состояние человека, а другой – на второй части листа передаст отношение окружающего мира к человеку. Слайд №17, 18.Музыка Шнитке подскажет вам – чем закончится противостояние мира и человека. Не забывайте, что все ваши работы, как части единого мира будут объединены в общий коллаж. И помните, что каждый цвет воплощает настроение, мысли, эмоции человека” Слайд№19.

Звучит отрывок №5 из <Приложения №1>

После вступительного слова учителя ребята включаются в работу.

Напоминаем таблицу классификации цветов и соответствие их настроению человека. <Приложение 2>.

4. Анализируем музыкальное произведение. Учитель просит закончить творческую работу, подписать её, на небольших листах, лежащих на парте. Ребята письменно выражают идею своей работы, отвечают на вопросы. Слайд №20.

Отмечаем особенность музыки Шнитке – совмещение прошлого и настоящего (полистилистика). Старинная форма Concerto grossо помогает композитору передать взаимоотношение стремительно меняющегося современного мира и человека (противоречие и, одновременно, единство).

Всё это было характерно и для эпохи барокко, во время которой и возникает форма концерта.

В концерте взаимоотношения солиста и оркестра подчинены высшему порядку, единой идее.

Повторяем, что такое циклические формы в музыке, проводим аналогии в изобразительном искусстве (коллаж), в кинематографе (принцип монтажа в кино, частая смена кадров в клипе).

5. Заключительный этап. Итог. Учащиеся сопоставляют художественные образы своей работы с музыкой Шнитке и Баха.

Вывод: в наше время возникают новые возможности для воплощения тем войны и мира, жизни и смерти, любви и ненависти. Привлечение в музыкальном произведении различных стилей (современных и старинных) расширяет наши представления о единстве мира и человеческой культуры.

6. Оценка работы учащихся. Оцениваются устные ответы, творческие работы,в том числе, умение работать в парах.
7. Задание на дом. Повторить понятия “циклические формы”, “Concerto grossо”. “коллаж”. “барокко”, “полистилистика”.

Записать своё определение понятия “инструментальный концерт”.

Найти определения на сайтах по искусству.

Сравнить своё и научное определение, запомнить. Слайд №21.

По желанию учащиеся могут выполнить творческое задание, воплотив в рисунке взаимоотношения человека и мира. <Приложениe №4>

Ребята убирают рабочее место, уходят под песню “Ночь прошла” (видеоряд из кинофильма).

Видеоряд №2 из <Приложения №1>

Рефлексия. Отдельные работы учащихся объединяются в единый коллаж во внеурочное время, создаётся выставочная работа с комментариями и аннотациями учащихся. Закрепляем знания о циклических формах в музыке, ИЗО, кинематографе. <Приложение №3>

Композиторы-классики известны всему миру. Каждое имя музыкального гения - неповторимая индивидуальность в истории культуры.

Что такое классическая музыка

Классическая музыка - чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом.

Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

Этапы развития классической музыки. Их краткая характеристика и основные представители

В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

  • Ренессанс или эпоха Возрождения - начало 14 - последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.
  • Барокко - пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.
  • Классицизм - период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.
  • Романтизм - направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.
  • Классика 20 столетия - современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

1. Ренессанс - длительный период развития всех направлений культуры. - Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.

2. Барокко - в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.

3. Классицизм. Венские классики-композиторы, создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения - это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.

4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.

5. Классика XX столетия - характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

Русские композиторы-классики

Чайковский П.И. - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. - произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые - драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение - опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

Великие музыканты

Мусоргский М.П., о котором можно сказать - это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» - народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер - восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

Глинка М.И. - известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи. Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки - основы русского симфонизма.

Римский-Корсаков Н.А.- талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными.

Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

Европейская культура

Известные композиторы-классикиМоцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени - Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость.

Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

Моцарт - создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

Итальянские мастера

Джузеппе Верди - выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида".

Никколо Паганини - родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини - творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения - "Севильский цирюльник", "Отелло", "Золушка", "Сорока-воровка", "Семирамида".

Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим Наиболее известная работа - 4 скрипичных концерта "Времена года". Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер.

Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен.

Прокофьев С.С. «Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев.

Шуман Р. «Детские сцены» - это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве.

Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок».

Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро.

Барток Б. «Первые шаги за фортепиано».

Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. - прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка - придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классикипозаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.

Циклы. Циклом может называться также ряд связанных между собой произведений (каждое из которых может обладать или не обладать циклической формой) или концертных программ. Во внеакадемической музыке (джазе , роке) к циклическим формам могут тяготеть концептуальные альбомы и отдельные крупные произведения.

Цикл «прелюдия-фуга»

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко . Он предполагает функционализацию прелюдии как импровизационного вступления к фуге .

Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формального или тематического принципа. Наиболее известный пример - «Хорошо темперированный клавир » И. С. Баха , построенный по принципу определенного чередования ладотоновых соответствий. Пример из музыки XX века - «24 прелюдии и фуги» Д. Д. Шостаковича .

Сюитный цикл

В XX веке жанр сюиты был существенно переосмыслен, к нему применены новые приемы (таковы, например, додекафонические оркестровые сюиты А. Шёнберга и А. Берга), охвачен новый материал (так, в сюите П. Хиндемита «1922 год» использованы модные танцы соответствующего времени: шимми , бостон, регтайм).

К сюитной форме тяготеют и некоторые произведения неакадемической музыки (в основном, прогрессивного рока). В качестве примеров можно назвать «Lizard» с одноименного альбома рок-группы King Crimson и «Atom Heart Mother » с одноименного альбома группы Pink Floyd . Однако «рок-сюитами» часто называют и композиции, тяготеющие скорее к свободным и смешанным формам (в традиционной музыкально-теоретической терминологии).

Сонатно-симфонический цикл

К сонатно-симфоническому циклу относятся наиболее абстрактные жанры академической музыки, такие как симфония , соната , концерт . Для него характерны:

  • абстрагирование от прикладного характера музыки (даже если в качестве материала какой-либо части использован прикладной материал);
  • возможность образно-смысловых контрастов между отдельными частями (вплоть до их прямого противопоставления);
  • сложное тональное развитие;
  • устоявшиеся функции и формы отдельных частей (характерные для отдельных жанров сонатно-симфонической музыки).

Классическая соната формировалась в течение XVIII века, вершины развития достигла в венской классике и остается, с некоторыми оговорками, живым жанром. Симфония как жанр сформировалась в середине XVIII века, вершины развития достигла также в венской классике и остается живым жанром академической музыки. (Симфоническую форму не следует путать с симфонизмом , который может быть свойствен и произведениям, не относящимся к этой форме). Во второй половине XX века для многих произведений этого жанра стал свойствен лейтмотивный и монотематический принципы. Концерт как разновидность сонатно-симфонического циклического произведения, для которого характерно противопоставление звучания полного состава ансамбля и отдельных групп или солистов, сложился в известном ныне виде к концу XVIII века.

Свободные и смешанные формы

Музыкальное произведение может состоять из частей, объединенных по иному, нежели в перечисленных жанрах, принципу, и все же обладать в той или иной мере циклическим характером. Таковы многие жанры прикладной духовной музыки (месса, духовный концерт, всенощная), кантаты , вокальные и вокально-хоровые циклы (сюжетные и лирические).

Крупные циклы

Источники

  • Жданова Г. В. Симфония // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш . - М. : Сов. энциклопедия , 1990. - С. 499. - 150 000 экз. - ISBN 5-85270-033-9 .
  • Неклюдов Ю. И. Сюита //

Классическая музыка в mp3

  • music.edu.ru Музыкальная коллекция. Музыка в mp3. Биографии композиторов
  • classical.ru Классическая музыка в России
  • classic.chubrik.ru Классическая музыка. Музыка в mp3, ноты, биографии композиторов
  • classic.manual.ru Классическая музыка. Mp3 классической музыки с комментариями, ноты
  • belcanto.ru В мире оперы. Либретто, певцы, mp3
  • ClassicMp3.ru Собрание классической музыки в mp3
  • firemusic.narod.ru Музыка в mp3, композиторы, либретто опер, балетов

Классика. Композиторы

  • wolfgang-mozart.ru Вольфганг Моцарт. Биография, рецензии
  • itopera.narod.ru Дж. Верди. Либретто, биграфия, mp3
  • glinka1804.narod.ru Михаил Глинка. Биография основоположника русской классической музыки
  • rachmaninov1873.narod.ru Рахманинов. Композитор, пианист и дирижер
  • skill21.ru Балакирев Русский композитор и пианист
  • borodin1833.narod.ru Александр Бородин. Жизнь композитора и ученого, mp3

Филармонии и исполнители

  • classicalmusic.ru Московская филармония. История, залы филармонии, афиша
  • philharmonia.spb.ru Санкт-Петербургская акад. филармония. Структура, музыканты, репертуар
  • lifanovsky.com Борис Лифановский - виолончелист. Статьи, mp3

Музыкальные инструменты

  • simphonica.narod.ru Симфонический оркестр. Описание музыкальных инструментов
  • sheck.ru Мастерская старинных европейских инструментов

Клавишные инструменты

  • digitalpiano.ru - Цифровые фортепиано
  • keys.rni.ru - Музыкальные синтезаторы. Модели

Духовые инструменты

  • trumpetclub.ru Портал трубачей. Статьи, исполнители, ноты
  • brassmusic.ru Сообщество музыкантов - медные духовые инструменты
  • partita.ru Для духового оркестра. Ноты, парти, партитуры
  • soprano-recorder.ru По следам уроков блок-флейты с учителем
  • blockfluete.newmail.ru Блокфлейта. Навыки игры
  • Fagotizm.narod.ru Фагото: Ноты, mp3, midi
  • harmonica.ru Губная гармоника. Обучение игре
  • shaku-rus.com Школа, музыка, изготовление сякухати

Ударные инструменты

  • drumspeech.com Барабанщики. Общение, статьи, уроки, ноты
  • drums.ru Проект барабанщика Е. Рябого
  • EthnoBeat.ru Обучение игре на этнических ударных

Струнные инструменты

  • skripach.ru О скрипачах и для скрипачей, Mp3
  • domraland.narod.ru Сайт о домре. Информация, ноты
  • gukovski.narod.ru Народные инструменты

Гитара великолепная

  • guitarhistory.narod.ru История классической гитары, словарь терминов
  • guitarra-antiqua.km.ru История классической гитары, ноты, mp3
  • eslivamnravitsa.narod.ru Если вам нравится играть на гитаре. Аккорды, учебная литература

Этнические инструменты

  • vargan.ru Акустические и этнические инструменты. Описание, советы, mp3
  • bagpipes.narod.ru Волынка. Советы, уроки, ноты
  • folkinst.narod.ru Русские народные инструменты, ссылки, mp3
  • kuznya.ru Этнические инструменты и фолк-музыка, фото, mp3
  • khomus.ru Варганная музыка

Музыкальные сайты. Другие

  • classic-music.ru - Классическая музыка. Биографии композиторов, словарь терминов
  • cdguide.nm.ru - Музыка на CD. Рецензии, обзоры дисков, заметки о классической музыке
  • stmus.nm.ru - Журнал Старинная музыка
  • abc-guitar.narod.ru - Гитаристы и композиторы. Биографический словарь
  • music70-80.narod.ru - Песни и музыка 70-80-х гг.
  • viaansambles.narod.ru - ВИА 60-70-80х. Инфо об ансамблях, песни, форум
  • elf.org.ru Фолк-музыка

О жизнеспособности «глинкинской» куплетно-вариационной формы свидетельствует применение ее советскими композиторами. При этом обновляются приемы развития, выразительные средства (особенно гармонический язык), но сам тип формы сохраняется: начальный раздел «Маленькой кантаты» («Девичьи частушки») из оперы Щедрина «Не только любовь».

В куплетно-вариантной форме варьированию подвергается в первую очередь вокальная партия.

Отличительные признаки вариантности: вариант, подразумевающий мелодические изменения, допускает структурные и масштабные изменения, но сохраняет образное и жанровое единство. Следствием этого является относительное равноправие варианта и темы, тогда как вариация – явление производное, вторичное, подчиненное теме.

Сочетание ясности, четкости строения, способность к многообразным изменениям, возможность следовать за текстом делают куплетно-вариантную форму одной из самых распространенных форм вокальной музыки. Громадное место занимает эта форма в песенном творчестве Шуберта, Малера. Из советских композиторов к ней охотно обращается Г. Свиридов: хор «Как песня родилась», «В том краю» из «Поэмы памяти С. Есенина». Другие примеры – «Гретхен за прялкой» Шуберта, «Романс Полины» из «Пиковой дамы» Чайковского.

Сквозная форма

Сквозная форма возникла из потребности следования музыки за развитием сюжета. Более чем в какой-либо другой форме здесь используется картинно-живо-писные возможности музыки и ее способность усиливать эмоциональную сторону текста. Не случайно большое внимание этой форме уделяли те композиторы, которые были особенно чутки к тончайшим оттенкам образов текста и психологического подтекста – Шуберт, Мусоргский. В сквозной форме написано большинство песен Листа. Большое место заняла эта форма в музыке конца XIX - начала ХХ в., особенно в жанре «стихотворений с музыкой», получившем распространение в творчестве Вольфа, в русской музыке – у Метнера, Прокофьева, Гнесина, Черепнина, отчасти Рахманинова и в вокальных произведениях на прозаические текстыГадкий утенок» Прокофьева).


Любая сквозная форма основана на принципе непрерывного обновления музыкального материала соответственно содержанию текста. Однако композиторы стремятся внести в сквозные формы те или иные музыкально-объединяющие факторы. С этой целью используются принципы репризности, репризного замыкания, сквозной рефренности («лейтаккорды» смерти в «Колыбельной» Мусоргского и припев «баюшки, баю, баю»), интонационно-тематической связи частей формы, тональная организация.

Примеры сквозной формы: «Лесной царь» Шуберта, хор «Звезды меркнут» Калиникова.

Тема 14. Циклические формы: сюита, сонатно-симфонический цикл

Сюитные

Сонатные


Циклической называется форма, состоящая из нескольких отдельных контрастирующих частей, самостоятельных по форме, но связанных единым художественным замыслом.

Основные признаки циклических форм:

♦ наличие нескольких частей (от 2-х до 10-ти),

♦ самостоятельность формы каждой части,

♦ отчлененность частей (часть может исполняться отдельно),

♦ темповый контраст,

♦ контрастность по характеру,

♦ тональная общность:

а) единая тональность всех частей,

б) создание тональной репризы (сонатно-симфонический цикл),

в) выделение тональных центров (преобладающие тональности),

♦ общий замысел:

а) один состав исполнителей,

б) одна жанровая сфера,

в) тематическая общность,

г) программа.

Циклические формы бывают вокальными, инструментальными и сценическими.

Вокальные (вокально-инструментальные) циклы делятся на кантатно-ора-ториальные (кантата, оратория, месса, реквием, пассионы) и камерно-вокальные (вокальные циклы).

Сценические циклы : опера и балет.

Инструментальные циклы

Существуют два основных типа циклических форм: сюита и сонатно-симфонический цикл. Самостоятельность частей цикла определяется тем, что они могут исполняться отдельно (танцы сюит, части сонат или симфоний).

Сюита (ряд, последовательность) – циклическое произведение, состоящее из самостоятельных, контрастирующих по характеру и темпу частей танцевального или жанрового характера. Чередование частей в сюите не имеет строгого характера, а их количество не регламентировано. Часто все части пишутся в одной тональности.

Сюита имеет несколько исторически закрепленных типов. Старинная (барочная) сюита окончательно сформировалась к середине XVII в. – первой половине XVIII в. в творчестве композиторов разных национальных школ: Фробергера, Генделя, Корелли, Куперена, Рамо и др. В разных странах она называлась по-разному: в Германии – партита, в Англии – лессонс, во Франции – увертюра, в Италии – соната da camera, балет.

Для сюит XVII в. и более ранних обычной была тематическая общность танцев, но в XVIII в. она стала сравнительно редкой (нет у Баха, можно обнаружить у Генделя). Танцы сюит уже с середины XVII в. утратили прикладной характер, а в XVIII в. их форма стала значительно сложнее, хотя преобладали малые формы (простая 2- и 3-частная, составная форма, старосонатная, концертная и контрастно-составная).


Основу старинной сюиты XVII-XVIII вв. составляли 4 танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. В цикле двукратно противопоставлялись спокойно-мед-ленные танцы оживленно-быстрым:

1) аллеманда – умеренно-медленный темп,

2) куранта – умеренно-быстрый,

3) сарабанда – очень медленный,

4) жига – очень быстрый.

Аллеманда – двухдольный (размер 4/4) плавный хороводный танец умеренного темпа, немецкого происхождения. Начинается из-за такта (к. XVII в.) с одной восьмой или шестнадцатой длительности. По количеству голосов аллеманда чаще 4-голосна, с обилием подголосков, имитаций. При этом полифоническая разработка сглаживает танцевальность ритма. Форма аллеманды старинная двухчастная (II часть – обращенный вариант I ч.).

Куранта − трехдольный (3/4 или 3/2) танец французского происхождения. Темп умеренный или быстрый. Типичный ритм. Вместе с аллемандой в нач. XVIII в. Куранта вышла из обихода и служила объектом стилизации (Бах). По количеству голосов куранта обычно двухголосна. Форма простая двухчастная (в конце – своеобразная реприза).

Сарабанда − трехдольный (3/4 или 3/2) танец испанского происхождения. Лишен начального затакта. Типичные ритмические рисунки:

в каденциях - . Смена гармоний подчеркивает основной тип ритма. В сарабанде преобладает аккордовый склад (гомофонно-гармоническая фактура). Форма тяготеет к трехчастной (репризность выражена более ярко).

Жига − быстрый трехдольный (3/8, 6/8, 9/8, 12/8, 12/16) танец английского происхождения. Нередки затакты. Часто подвергался фугированному развитию, в том числе с обращением темы во II ч. По количеству голосов – двух - или трехголосна. Форма – простая трехчастная.

Кроме основных танцев в сюиту часто вводятся дополнительные пьесы:

1) некоторые танцы имели дубль (вариант), своего рода орнаментальную вариацию;

2) перед аллемандой бывает прелюдия (преамбула, увертюра, токката, фантазия, sinfonia); такая пьеса может представлять собой маленький двух - или трехчастный цикл;

3) внутри сюиты (обычно между сарабандой и жигой) помещаются другие танцы – менуэт, гавот, буррэ, паспье, рондо, бурлеска, скерцо, каприччио или пьесы (ария).

Из других циклических форм в эпоху барокко получили распространение соната и концерт.