Алексей Маресьев и его подвиг. Лётчик, который летал и воевал без ног

Биография Алексея Маресьева летчика Советского Союза кратко изложена в этой статье.

Летчик Алексей Маресьев биография кратко

Биография Маресьева Алексея Петровича начинается 20 мая 1916 года. Он родился в городе Камышине. Отец мальчика умер, когда ему было всего лишь 3 года. Мать сама растила троих сыновей, работая на деревообрабатывающем заводе уборщицей.

Получив среднее образование в школе, он сразу пошел работать токарем на лесозаготовительный завод. Но вместе с этим Алексей Маресьев мечтал только о небе. Он 2 раза подавал документы в летное училище. И два раза на медицинской комиссии его заворачивали. Причиной этого был ревматизм, от которого юноша страдал с детства.

В 1934 году он попал на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь Алексей Маресьев записался в аэроклуб и совершил первый полет.

Маресьев Алексей Петрович биография которого продолжается на Сахалине, где он проходил срочную службу. Позже обучался в Читинской школе военных пилотов и Батайском авиационном училище. Получил звание младшего лейтенанта и начал работать здесь инструктором, обучая молодежь как управлять авиационной техникой.

Как только началась Великая Отечественная война, Алексея Петровича перевели в действующую армию. Свой первый вылет Маресьев совершил в Кривом Рогу. Уже весной 1942 года летчик сбил 4 самолета врага.

Однажды под Новгородом 4 апреля 1942 года Алексей Маресьев прикрывал в бою бомбардировщиков. Его сбили. Советский офицер получил тяжелое ранение и вынужден был совершить посадку на территории врага. Раненный летчик 18 дней питался тем, что находил на земле. Его обессиленного нашли жители деревни около Валдая. У Алексея Петровича уже развилась гангрена на ногах и из госпиталя его направили в морг. На пути летчика перехватил профессор медицины Теребинский, который провел ему операцию по ампутации обеих голеней.

Маресьев понял, что будет жить, и стал готовиться к возвращению обратно на фронт. Он занялся изобретением тренировок, которые позволяют летать с протезами. В 1943 году летчик совершает боевой вылет в составе истребительного Гвардейского авиационного полка. Алексей Петрович сбил 2 истребителя врага и спас своих коллег. За данный подвиг ему присудили звание Героя Советского Союза.

Надгробный памятник (вид 1)
Памятник в г. Камышин
Мемориальная доска в Москве
Надгробный памятник (вид 2)
Бюст в Комсомольске-на-Амуре
Аннотационная доска в Орле


М аресьев Алексей Петрович - заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й воздушной армии Брянского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине ныне Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны.

После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился на рабфаке и в аэроклубе.

На срочную военную службу призван в 1937 году, направлен в Пограничные войска НКВД СССР. Служил авиатехником на острове Сахалин в авиаотряде Сахалинского морского пограничного отряда, затем в 12-м авиационном погранотряде. В 1939 году направлен на учёбу в Батайскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога на Южном фронте.

Боевой счёт лётчик 580-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта лейтенант Маресьев А.П. открыл в начале 1942 года - сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырех.

4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.

В июне 1943 года А.П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 - до ранения и семь - с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев назначен инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Член ВКП(б)/КПСС в 1944-1991 годах.

Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". В 1948 году по ней был снят одноимённый художественный фильм. Имя Героя стало известно всему миру.

В июле 1946 года майор А.П. Маресьев уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук. В том же 1956 году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году - первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.

Жил в городе-герое Москве. Скоропостижно скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11), где 23 февраля 2005 года в торжественной обстановке открыт памятник на могиле Героя.

Полковник (1978). Награждён советскими 2 орденами Ленина (24.08.1943, 19.05.1986), орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов (19.05.1976), Красной Звезды, Почёта (26.07.1991), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (16.05.1996), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в числе которых орден Дружбы (Чехословакия, 1986).

20 мая 2006 года, в день 90-летия со дня рождения А.П. Маресьева, в его родном городе Камышине Волгоградской области открыт бронзовый памятник отважному лётчику Великой Отечественной войны (автор - заслуженный художник России скульптор Сергей Щербаков), а в историко-краеведческом музее открыт зал Маресьева с уникальными экспонатами. По решению ветеранов и городской Думы центральная улица Камышина, где установлен памятник Герою, переименована в бульвар Маресьева. Имя Героя присвоено школе № 13 в городе Орел.

Я не мог себя представить на тележке, просящим милостыню на вокзале.

А. Маресьев

Алексей Маресьев родился в приволжском городе Камышине в рабочей семье и по окончании семилетки стал работать токарем на одном из местных заводов. Но вскоре вместе с другими молодыми людьми он отправился на комсомольскую стройку, чтобы строить на Дальнем Востоке новый город — Комсомольск-на-Амуре. Там Маресьев начал заниматься в аэроклубе. После чего почти вся его жизнь стала связана с авиацией.

В 1937 г. по комсомольскому призыву Алексей вступил в Красную Армию и получил направление в Батайскую военно-авиационную школу, а в 1940 г., закончив обучение, начал служить в истребительном полку, где прошел путь от летчика до штурмана.

Конечно, с самого начала Великой Отечественной войны Маресьев находился на фронте. Он постоянно совершал боевые вылеты и к концу 1941 г. уже имел на личном счету четыре сбитых вражеских самолета. В марте 1942 г. во время тяжелых боев в районе Демянского плацдарма, расположенного в Новгородской области, самолет Маресьева был подбит, а сам он получил ранение. Ценой невероятных усилий он сумел совершить посадку в тылу противника, а затем в течение 18 суток, преодолевая невероятные трудности, пробирался к линии фронта. Когда летчик добрался до прифронтовой полосы, местные жители помогли ему укрыться, а при первой возможности сообщили о нем командованию.

Друзья-летчики вывезли Маресьева и добились его отправки в Москву в главный военный госпиталь. Отважному пилоту сделали несколько операций, но ноги сохранить не смогли, так как развилась газовая гангрена. Врачи, естественно, предупредили его, что летать он теперь уже никогда не сможет. Однако Маресьев не смирился с приговором и начал тренировки по собственной системе. Он сумел не только освоить протезы, но и доказать, что может свободно владеть ими.

Трудно сказать, когда и при каких обстоятельствах Маресьев принял твердое решение вернуться в строй. В книге «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и в одноименном фильме рассказывается о некоем комиссаре, который лежал в палате рядом с А. Маресьевым и пробудил у него жажду жизни и желание летать, приведя в пример поступок другого раненого летчика времен Первой мировой войны — Карповича. Был ли такой летчик на самом деле?

Никто из историков авиации о летчике Карповиче не слышал, зато хорошо известен Александр Прокофьев-Северский, выдающийся «ас» Первой мировой. Ему ампутировали ступню, но он снова стал летать по личному разрешению Николая II. Имя Прокофьева-Северского в советской России было под запретом, так как после октября 1917 г. он эмигрировал в Америку. Там он продолжал летать, стал авиаконструктором. На заводах Северского создавались истребители, стоявшие на вооружении армии США. Во время Второй мировой войны Северский консультировал Белый дом по вопросам авиационной стратегии, за что получил престижную награду от президента Трумэна. Но в 1946 г., когда появилась повесть о Маресьеве, эмигрант не мог стать примером для советского летчика по политическим мотивам. Как бы там ни было, Алексей решил вернуться в авиацию.

Его первые протезы были сделаны по проекту, разработанному еще Н.И. Пироговым для солдат-инвалидов царской армии. Со временем эту простейшую кожаную конструкцию он освоил очень хорошо. Каких усилий это стоило и через какую боль пришлось пройти, знал только сам Маресьев.

Чтобы дать объективную оценку достижениям летчика, создатели документального фильма о Маресьеве обратились к современному эксперту — главному врачу Московского протезно-ортопедического центра Ю.В. Киму. Он сказал: «Для нас и сегодня является большим секретом, каким образом человек без двух конечностей мог летать и участвовать в боевых действиях. Ведь находясь на протезе, а тем более на Двух, он как бы "парит в воздухе", ему нужно "ходить головой", необходимо видеть, куда ступает. А управлять самолетом, регулировать педали, оказывать на них давление с определенным усилием... Лично для меня это является большой загадкой». Маресьев нашел в себе силы преодолеть боль и другие препятствия. А ведь многие раненые с гораздо меньшими физическими увечьями отказывались от борьбы Сам Маресьев в одном из интервью сказал: «Я не мог себя представить на тележке, просящим милостыню на вокзале»

В июне 1943 г. летчик добился разрешения вернуться в строй, и его снова направили в истребительный полк. По воспоминаниям подполковника С.Ф. Петрова, с которым в паре летал А. Маресьев и которого спас в одном из воздушных боев, «ноги у него еще не полностью зажили и кровоточили. Мы поняли, что они очень сильно его беспокоят, но он никому вида не показывал».

Полковнику A.M. Числову, который просил зачислить Маресьева к себе в эскадрилью, командир полка сказал: «Если тебе хочется возиться с инвалидом, пиши, что берешь на себя ответственность за его жизнь. Если что случится — отправлю в штрафной батальон». В том же году Маресьев и Числов получили звание Героя Советского Союза. В наградном листе написано, что в одном из боев спас жизнь двум летчикам и уничтожил два немецких истребителя. Продолжая летать, Маресьев сбил еще семь самолетов противника. Всего он совершил 86 боевых вылетов. За эти заслуги в 1944 г. он был командирован в Управление высших учебных заведений ВВС, а после войны в Высшую партийную школу и аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Вскоре летчик женился; у него родился сын Виктор.

Из рассказа Виктора Маресьева

После войны отцу предложили поступить либо в Академию Генерального штаба, либо в Высшую партийную школу Он ответил: «Я считаю, что безногие генералы в мирное время не нужны. В военное время готов снова быть в строю и защищать Родину».

Первые сведения о подвиге Маресьева появились в 1943 г., когда с ним встретился военный корреспондент «Правды», писатель Б Полевой. Записав рассказ летчика, он опубликовал небольшой очерк, где назвал своего героя Алексеем Мересьевым. В многочисленных откликах читатели-просили рассказать более подробно о жизни и подвиге этого удивительного человека. Так появилась «Повесть о настоящем человеке». Затем писатель создал по этой повести киносценарий, по которому был снят фильм, вышедший на экраны в 1948 г. Главную роль в нем сыграл актер П. Кадочников. В 1954 г. Полевой написал пьесу под тем же названием, которая сразу же была поставлена на сцене Театра Советской армии в Москве, а затем не только в театрах Советского Союза, но и во многих странах мира. Образ патриота, преодолевшего невероятные препятствия и все-таки вернувшегося в строй, стал одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне.

Мирная жизнь Алексея Маресьева связана с Советским комитетом ветеранов войны, который он возглавлял с 1983 г. В 2001 г. легендарного летчика не стало. А. Маресьев был не единственным летчиком, который вернулся в строй после ампутации ног и наравне со всеми воевал. Создатели документального фильма называют следующие имена Героев Советского Союза: гвардии-капитан Г.П. Кузьмин, майор Л.Г. Белоусов, гвардии-подполковник А.И. Гриченко, гвардии-капитан З.А. Сорокин, старший лейтенант И.М. Киселев, гвардии-подполковник И.С. Любимов, старший лейтенант И.А. Маликов и английский летчик, подполковник Дуглас Бадер.

Завершая рассказ о героях Второй мировой войны, следует назвать имя еще одного летчика, который стал Героем России и вернулся в авиацию после тяжелейшего ранения в 1984 г. в Афганистане. Это полковник Сергей Александрович Соколов, получивший в 2005 г. высшую категорию «летчик-снайпер». За последние годы Соколов освоил шесть видов авиационной техники. По свидетельству его друзей, последние 20 лет летчик все делает «через не могу».

Звезду Героя России ему присвоили за участие в 1995 г. в международной экспедиции на Северный полюс. В материалах документального фильма «Возвращение в небо» (2005) из проекта Л. Кривцовой «Встань и иди» есть сюжет о реакции родных на поступок летчика. Жена говорит: «Когда видишь, как Сергей на Северном полюсе держит на фоне Российского флага два удостоверения — инвалида и офицера, — чувствуешь гордость за офицеров и свою Родину»

Знайте: русский летчик не сдается,

Даже если ног его лишить,

И пока он жив и сердце бьется,

Будет в небесах врага крушить!

Борис Полевой рассказал читателям историю лейтенанта Алексея Мересьева, который был сбит фашистами и, будучи ранен, полз к своим 18 дней. Пробираясь лесными тропами, он испытывал голод и жажду, но не терял надежды на спасение, и "все шагал, шагал, шагал, стараясь не замечать, что ноги его болят все острее". Алексей постепенно терял силы, раздробленные, израненные ступни отказывались слушаться. Через несколько дней он окончательно выбился из сил. К этому времени никакой еды у летчика не было, и питался он "молодой сосновой корой, …почками берез и лип, да еще зеленым мягким мхом". Когда Мересьева подобрали деревенские жители, он настолько ослабел, что передвигаться мог только ползком. Раненому летчику помогали всем, чем могли, а потом отправили в госпиталь.

Раны Алексея зажили, но ноги спасти не удалось. Врачи приняли решение ампутировать обе голени. После операции с летчиком случилось самое страшное. Он "замкнулся в себе, упал духом и больше не верил, что сможет летать". Товарищи пытались ему помочь, но это было безуспешно, пока Мересьеву не дали в руки газету, в которой писали о русском летчике, летавшем после ампутации ступни. Алексей снова поверил в себя, стал ежедневно тренироваться, чтобы вернуться в строй. Он терпел невыносимую боль, и, в конце концов, научился не только ходить на протезах, но даже танцевать.

Мересьев хорошо знал о том, что в авиации очень строгие требования к здоровью летчиков, но надеялся на то, что снова будет летать и бить ненавистного врага. Борису Полевому удалось удивительно точно передать все чувства, душевные переживания героя. Самым напряженным в повести показался мне эпизод, в котором описывается попытка Алексея пройти медкомиссию. Когда врач прочитал личное дело, он был изумлен, не мог поверить, что летчик собирается снова сесть за штурвал самолета. Комиссия долго совещалась, но сразу решение принять не смогла. Какое же сильное потрясение врач испытал после того, как на танцах увидел Мересьева отплясывающим "барыню"! Так решилась судьба летчика. Именно в этот момент я поняла, что такой сильный и волевой человек обязательно добьется возвращения в авиацию. Ведь небо покоряется сильным!

Книга произвела на меня очень сильное впечатление. Стойкость духа и целеустремленность главного героя показались просто необыкновенными. Неужели такое могло случиться на самом деле? Мне захотелось узнать, существовал ли на самом деле Алексей Мересьев.

Я узнал, что такой летчик действительно был, только его фамилия не Мересьев, а Маресьев. Он родился и вырос в городе Камышине, с детства мечтал об авиации. Все события, описанные в повести, в самом деле происходили с ним. Летчик сумел вернуться в строй, и уже после ампутации ног сумел сбить 7 немецких самолетов. Всего за Великую Отечественную войну он совершил 86 боевых вылетов. В одном из интервью Алексей Петрович говорил, что Борис Полевой написал обо всем очень правдиво, только придумал роман с девушкой Олей. Получается, что герой повести и настоящий, живой летчик - один и тот же человек. Он привлекает меня своей душевной стойкостью, тем, что верил в то, что кажется несбыточным - возможность быть истребителем, не имея ног.

Определить дату подвига этого человека сложно. Совершён ли он в течение 18 суток мучительного продвижения ползком к линии фронта после тяжелейшего ранения? Стало ли подвигом возвращение в лётный строй на протезах по прошествии четырнадцати месяцев? Или высшей точкой героизма является спасение в воздушном бою авиатором-инвалидом своих сослуживцев, сбившим при этом два немецких истребителя? Пожалуй, вся его жизнь - подвиг.

Алексей Маресьев родился на Волге, в Камышине. В трёхлетнем возрасте остался без отца - тот умер от ран вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей и воспитывала троих сыновей. Алексей был младшим. В детстве часто болел, в том числе малярией. Были серьёзные проблемы с суставами. Сильные боли приводили к тому, что мальчик зачастую просто не мог ходить. Страдал он и от мигреней. Другой бы сдался, опустил руки. Маресьев был не из таких.

После окончания ФЗУ Алексей работал токарем на лесозаводе и не забывал о своей мечте. Дважды подавал заявление в лётную школу, но врачи не допускали парня до приёмных экзаменов из-за ревматизма. А в 1934 году Маресьева по комсомольской путёвке направили на Дальний Восток. Поначалу он категорически отказался от этого предложения-приказа - казалось, что отъезд поставит крест на его мечте. Едва не лишился комсомольского билета, но всё обошлось. В Комсомольск-на-Амуре поехать всё же пришлось. А позже выяснилось, что и на краю земли можно стремиться в небо. Без отрыва от производства Алексей занимался в аэроклубе. С первой попытки прошёл медкомиссию - на пользу здоровью пошли труд на открытом воздухе, дальневосточный климат и регулярное обтирание снегом.

В 1937 году Маресьева призвали в армию. Служил он в 12-м авиационном погранотряде на Сахалине. Затем был направлен в Батайское авиационное училище. В 1940 году Алексей его окончил, получил звание младшего лейтенанта и продолжил службу в Батайске инструктором. Здесь его и застала война.

Боевой путь Маресьева начался на Юго-Западном фронте. Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года на Украине, в районе Кривого Рога. В марте 1942 года Маресьев был переведён на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика 580-го истребительного авиационного полка числилось 4 сбитых немецких самолёта.

Четвёртого апреля 1942 года во время операции по прикрытию бомбардировщиков над Демянским плацдармом в Новгородской области немцы подбили самолёт Маресьева, и машина быстро устремилась вниз. Удар о землю смягчили деревья. Выброшенный из кабины лётчик упал в сугроб и потерял сознание. Прошло какое-то время, и холод заставил очнуться. Алексей огляделся, вокруг - безлюдный лес. Самолёт был сбит над территорией, занятой врагом. Значит, нужно скорее пробираться к линии фронта, к своим. Во что бы то ни стало. Попробовал встать на ноги и вскрикнул от боли: ступни обеих ног были покалечены.

Алексей голодал, страдал от холода и дикой боли - началась гангрена. Волоча обмороженные ноги, упорно двигался на восток. Когда сил уже почти не оставалось, Маресьев перекатывался со спины на живот, затем снова на спину.

Замерзавшего в лесу пилота нашли и спасли сельские мальчишки. Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Врача не было, а медицинская помощь требовалась незамедлительно. В начале мая недалеко от села приземлился самолёт, и Маресьева отправили в госпиталь. Герою пришлось ампутировать обе ноги в области голени. Ради спасения жизни.

Раненые сочувствовали лётчику, который, все были уверены, распрощался с небом навсегда. Порой безнадёга припирала инвалида к стенке похлеще испытаний в промёрзшем лесу. Но теплился и огонёк надежды: а вдруг? День ото дня в Алексее крепла решимость: человек не должен прекращать борьбу, пока в груди бьётся сердце.

Тогда, в госпитале, Маресьев вряд ли мог знать об истории русского лётчика Александра Прокофьева-Северского, который в 1915 году потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся к полноценной службе. Воспитанные на романтике боевых походов Красной армии, об этом факте наверняка не слышали и другие советские лётчики, лишившиеся на фронтах одной или двух ног. Помимо А.П. Мересьева, снова смогли подняться в воздух ещё восемь человек. Семеро из них были лётчиками-истребителями. Это гвардии подполковник А.И. Грисенко, гвардии подполковник И.С. Любимов, майор Л.Г. Белоусов, майор А.Ф. Белецкий, гвардии капитан З.А. Сорокин, гвардии капитан Г.П. Кузьмин, старший лейтенант И.М. Киселёв. Один авиатор, старший лейтенант И.А. Маликов, служил в бомбардировочной авиации. В Подмосковье Маресьев осваивал протезы. Он убедил и себя, и врачей в том, что сможет летать и воевать. Ещё в госпитале Алексей начал делать изнурительные упражнения на протезах. Затем продолжил тренироваться в санатории, куда был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и практиковался в Ибресинской лётной школе в Чувашии. Любил пошутить, мог сплясать под гармошку. Ходил, поскрипывая кожаными ботинками. Даже в крепкие морозы не обувал валенки. Тогда ещё не все знали, что этот оптимистичный парень передвигается на протезах и заново учится летать.

В феврале 1943 года Маресьев совершил первый после ранения пробный вылет. В конце концов, он добился отправки на фронт. В июне1943 года мужественный лётчик прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Его направили в эскадрилью, которой командовал капитан А.М. Числов. Командование полка не отпускало Алексея на боевые задания: обстановка в небе накануне Курской битвы была очень напряжённой. Но Маресьев рвался в бой и очень переживал после каждого отказа. Однополчане улетали к линии фронта, а он продолжал тренироваться, оттачивая мастерство над аэродромом. Разгоралось крупнейшее сражение на Курской дуге, и командир эскадрильи, наконец, дал Маресьеву добро на полёты. Свой новый боевой счёт Алексей Маресьев открыл уже 6 июля 1943 года. За два дня, летая на Ла-5, он сбил пять вражеских самолётов. Слава о безногом лётчике разнеслась по 15-й воздушной армии и по всему Брянскому фронту. В авиаполк начали приезжать военные корреспонденты. Был среди них и будущий автор книги "Повесть о настоящем человеке" Борис Полевой. Есть версия, что писатель не решился дать герою своего произведения настоящее имя, так как опасался, что Маресьев может совершить какой-нибудь серьёзный проступок, и повесть не напечатают. Так появился известный читателям Мересьев. События, описанные в произведении, действительно имели место, за исключением романтических отношений с девушкой, образ которой, несмотря на писательский вымысел, понравился прототипу. "Повесть о настоящем человеке" была опубликована уже после войны, через три года после того, как Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Говорят, советские идеологические работники боялись, что немцы подумают, будто в Красной Армии совсем уж плохи дела, раз сажают за штурвалы самолётов инвалидов. Впрочем, это, скорее, домыслы. Сразу после войны Борис Полевой на встрече с читателями в Доме офицеров г. Калинина сообщил, что недавно закончил рукопись повести об удивительном лётчике, а значит, в военные годы она ещё не была написана.

Эта книга стала настольной для миллионов людей. После издания в СССР в 1946 году её перевели почти на все языки мира. По ней был снят художественный фильм, а в Большом театре поставлена одноимённая опера.

В художественное произведение не вместишь все штрихи биографии настоящего человека. Об одних только воздушных боях Маресьева можно написать целую книгу. Однажды отважный лётчик спас от гибели двоих сослуживцев и сбил два вражеских истребителя. За этот подвиг 24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже он воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. На его счету - 86 боевых вылетов, 11 сбитых самолётов противника, причём 7 с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майора Маресьева назначили инспектором-лётчиком управления высших учебных заведений ВВС.

В 1946 году Алексей Петрович был уволен с военной службы и занялся обучением молодых лётчиков. Но в 50-е годы ещё лично управлял самолётами. В 1956 году А.П. Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории. С того же времени был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны. В 1960 году вышла в свет его книга "На Курской дуге". Этот человек никогда не жаловался на судьбу, жил скромно, не поддавался недугам и удивлял окружающих жизнерадостностью, обаянием и оптимизмом. В 2001 году, 18 мая, в Театре Российской армии планировался торжественный вечер, посвящённый 85-летию Маресьева. Незадолго до начала торжества Алексей Петрович скончался от инфаркта. Торжественный вечер всё же состоялся. Он начался с минуты молчания.

Полковник в отставке А.П. Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Он был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл, Стара-Загора. Его именем названы молодёжные патриотические клубы, общественный фонд, малая планета Солнечной системы. Он навечно остался в истории человечества. Вся жизнь Маресьева - настоящий подвиг. Наверное, было бы очень интересно прочитать воспоминания этого человека, но их не осталось. Он написал только небольшое произведение "На Курской дуге". Алексей Петрович Маресьев, как и многие другие герои, был очень скромным человеком и говорил, что не хотел бы становиться легендой. Даже своим сыновьям он мало рассказывал о войне. Его имя известно нам благодаря книге Полевого и снятому по ней художественному фильму. Я нашла в литературе информацию о том, что были еще летчики, сражавшиеся без ног. Это Захар Сорокин и Леонид Белоусов. Но о них мало кто знает.

"Повесть о настоящем человеке" знают во всех странах мира. В нашей стране она издавалась более 100 раз. Она никого не оставляет равнодушным, учит мужеству, жизнелюбию. Я думаю, что такая книга может возвратить к жизни того, кто потерял надежду, считает себя ненужным. Повесть Бориса Полевого помогает сохранить в памяти людей подвиг Маресьева. Сейчас эта книга хранится на моей книжной полке. Еще не раз я возьму ее в руки, чтобы перечитать ее, открыть заново и прикоснуться сердцем к подвигу.

маресьев повесть настоящий человек

Определить дату подвига этого человека сложно. Совершён ли он в течение 18 суток мучительного продвижения ползком к линии фронта после тяжелейшего ранения? Стало ли подвигом возвращение в лётный строй на протезах по прошествии четырнадцати месяцев? Или высшей точкой героизма является спасение в воздушном бою авиатором-инвалидом своих сослуживцев, сбившим при этом два немецких истребителя? Пожалуй, вся его жизнь - подвиг.

Алексей Маресьев родился на Волге, в Камышине. В трёхлетнем возрасте остался без отца - тот умер от ран вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей и воспитывала троих сыновей. Алексей был младшим. В детстве часто болел, в том числе малярией. Были серьёзные проблемы с суставами. Сильные боли приводили к тому, что мальчик зачастую просто не мог ходить. Страдал он и от мигреней. Другой бы сдался, опустил руки. Маресьев был не из таких.
После окончания ФЗУ Алексей работал токарем на лесозаводе и не забывал о своей мечте. Дважды подавал заявление в лётную школу, но врачи не допускали парня до приёмных экзаменов из-за ревматизма. А в 1934 году Маресьева по комсомольской путёвке направили на Дальний Восток. Поначалу он категорически отказался от этого предложения-приказа - казалось, что отъезд поставит крест на его мечте. Едва не лишился комсомольского билета, но всё обошлось. В Комсомольск-на-Амуре поехать всё же пришлось. А позже выяснилось, что и на краю земли можно стремиться в небо. Без отрыва от производства Алексей занимался в аэроклубе. С первой попытки прошёл медкомиссию - на пользу здоровью пошли труд на открытом воздухе, дальневосточный климат и регулярное обтирание снегом.

В 1937 году Маресьева призвали в армию. Служил в 12-м авиационном погранотряде на Сахалине. Затем был направлен в Батайское авиационное училище. В 1940 году Алексей его окончил, получил звание младшего лейтенанта и продолжил службу в Батайске инструктором. Здесь его и застала война.

Боевой путь Маресьева начался на Юго-Западном фронте. Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года на Украине, в районе Кривого Рога. В марте 1942 года Маресьев был переведён на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика 580-го истребительного авиационного полка числилось 4 сбитых немецких самолёта.

Четвёртого апреля 1942 года во время операции по прикрытию бомбардировщиков над Демянским плацдармом в Новгородской области немцы подбили самолёт Маресьева, и машина быстро устремилась вниз. Удар о землю смягчили деревья. Выброшенный из кабины лётчик упал в сугроб и потерял сознание. Прошло какое-то время, и холод заставил очнуться. Алексей огляделся, вокруг - безлюдный лес. Самолёт был сбит над территорией, занятой врагом. Значит, нужно скорее пробираться к линии фронта, к своим. Во что бы то ни стало. Попробовал встать на ноги и вскрикнул от боли: ступни обеих ног были покалечены.

Алексей голодал, страдал от холода и дикой боли - началась гангрена. Волоча обмороженные ноги, упорно двигался на восток. Когда сил уже почти не оставалось, Маресьев перекатывался со спины на живот, затем снова на спину.

Замерзавшего в лесу пилота нашли и спасли сельские мальчишки. Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Врача не было, а медицинская помощь требовалась незамедлительно. В начале мая недалеко от села приземлился самолёт, и Маресьева отправили в госпиталь. Герою пришлось ампутировать обе ноги в области голени. Ради спасения жизни.
Раненые сочувствовали лётчику, который, все были уверены, распрощался с небом навсегда. Порой безнадёга припирала инвалида к стенке похлеще испытаний в промёрзшем лесу. Но теплился и огонёк надежды: а вдруг? День ото дня в Алексее крепла решимость: человек не должен прекращать борьбу, пока в груди бьётся сердце.

Тогда, в госпитале, Маресьев вряд ли мог знать об истории русского лётчика Александра Прокофьева-Северского, который в 1915 году потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся к полноценной службе. Воспитанные на романтике боевых походов Красной армии, об этом факте наверняка не слышали и другие советские лётчики, лишившиеся на фронтах одной или двух ног. Помимо А. П. Мересьева, снова смогли подняться в воздух ещё восемь человек. Семеро из них были лётчиками-истребителями. Это гвардии полковник А. И. Грисенко, гвардии подполковник И. С. Любимов, майор Л. Г. Белоусов, майор А. Ф. Белецкий, гвардии капитан З. А. Сорокин, гвардии капитан Г. П. Кузьмин, старший лейтенант И. М. Киселёв. Один авиатор, старший лейтенант И. А. Маликов, служил в бомбардировочной авиации.

В Подмосковье Маресьев осваивал протезы. Он убедил и себя, и врачей в том, что сможет летать и воевать. Ещё в госпитале Алексей начал делать изнурительные упражнения на протезах. Затем продолжил тренироваться в санатории, куда был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и практиковался в Ибресинской лётной школе в Чувашии. Любил пошутить, мог сплясать под гармошку. Ходил, поскрипывая кожаными ботинками. Даже в крепкие морозы не обувал валенки. Тогда ещё не все знали, что этот оптимистичный парень передвигается на протезах и заново учится летать.

В феврале 1943 года Маресьев совершил первый после ранения пробный вылет. В конце концов, он добился отправки на фронт. В июне1943 года мужественный лётчик прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Его направили в эскадрилью, которой командовал капитан А. М. Числов. Командование полка не отпускало Алексея на боевые задания: обстановка в небе накануне Курской битвы была очень напряжённой. Но Маресьев рвался в бой и очень переживал после каждого отказа. Однополчане улетали к линии фронта, а он продолжал тренироваться, оттачивая мастерство над аэродромом. Разгоралось крупнейшее сражение на Курской дуге, и командир эскадрильи, наконец, дал Маресьеву добро на полёты.

Свой новый боевой счёт Алексей Маресьев открыл уже 6 июля 1943 года. За два дня, летая на Ла-5, он сбил пять вражеских самолётов. Слава о безногом лётчике разнеслась по 15-й воздушной армии и по всему Брянскому фронту. В авиаполк начали приезжать военные корреспонденты. Был среди них и будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой. Есть версия, что писатель не решился дать герою своего произведения настоящее имя, так как опасался, что Маресьев может совершить какой-нибудь серьёзный проступок, и повесть не напечатают. Так появился известный читателям Мересьев. События, описанные в произведении, действительно имели место, за исключением романтических отношений с девушкой, образ которой, несмотря на писательский вымысел, понравился прототипу.

«Повесть о настоящем человеке» была опубликована уже после войны, через три года после того, как Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Говорят, советские идеологические работники боялись, что немцы подумают, будто в Красной Армии совсем уж плохи дела, раз сажают за штурвалы самолётов инвалидов. Впрочем, это, скорее, домыслы. Сразу после войны Борис Полевой на встрече с читателями в Доме г. Калинина сообщил, что недавно закончил рукопись повести об удивительном лётчике, а значит, в военные годы она ещё не была написана.

Эта книга стала настольной для миллионов людей. После издания в СССР в 1946 году её перевели почти на все языки мира. По ней был снят художественный фильм, а в Большом театре поставлена одноимённая опера С. С. Прокофьева.
В художественное произведение не вместишь все штрихи биографии настоящего человека. Об одних только воздушных боях Маресьева можно написать целую книгу. Однажды отважный лётчик спас от гибели двоих сослуживцев и сбил два вражеских истребителя. За этот подвиг 24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже он воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. На его счету - 86 боевых вылетов, 11 сбитых самолётов противника, причём 7 с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майора Маресьева назначили инспектором-лётчиком управления высших учебных заведений ВВС.
1946 году Алексей Петрович был уволен с военной службы и занялся обучением молодых лётчиков. Но в 50-е годы ещё лично управлял самолётами. В 1956 году А. П. Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории. С того же времени был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны. В 1960 году вышла в свет его книга «На Курской дуге».
Этот человек никогда не жаловался на судьбу, жил скромно, не поддавался недугам и удивлял окружающих жизнерадостностью, обаянием и оптимизмом. В 2001 году, 18 мая, в Театре Российской армии планировался торжественный вечер, посвящённый 85-летию Маресьева. Незадолго до начала торжества Алексей Петрович скончался от инфаркта. Торжественный вечер всё же состоялся. Он начался с минуты молчания.

Полковник в отставке А.П. Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Он был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл, Стара-Загора. Его именем названы молодёжные патриотические клубы, общественный фонд, малая планета Солнечной системы. Он навечно остался в истории человечества.