Отчет по самообразованию воспитателя в ясельной группе. Отчет по самообразованию "развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста"

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»

Утверждаю

Заведующий МКДОУ детский сад №1

И.С.Глотова

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Воротневой Елены Васильевны

Воспитатель

Общий стаж

Пед. стаж

Пед. стаж в данном МДОУ

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

5 года 10 мес

5 года 10 мес

Тема: «Активация словаря детей младшей возрастной группы»

2015-2016 учебный год

Дата начала работы над темой: октябрь 2015 год

Дата окончания работы: апрель 2016 год.

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Актуальность темы:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

Работа с детьми

Сентябрь

Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы.

Март-апрель

Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Работа с семьёй

Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

Папка-передвижка.

Консультация «Учим ребёнка общаться».

Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

Театрализованный показ «Наши любимые сказки».

Памятки для родителей.

Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя «Пересказ «Кто сказал «мяу»?».

Самореализация

НОД по теме «Гости из леса» с использованием метода «живой картинки».

Открытый просмотр НОД во второй младшей группе.

0000Отчёт по самообразованию

«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

В 2016-2017 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста».

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме;
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем мире.

Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Основными методами сенсорного развития детей раннего возраста являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, НОД.

Для того чтобы дидактические игры, НОД дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.

принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей;

    принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития детей, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.

    принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.
2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с.
3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007
4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.
5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

Практическая деятельность

    Сентябрь - Октябрь

Теоретический этап

Изучение методической литературы по данной теме. Используемая литер-ра Е.А. Хилтунен «Детский сад по системе Монтессори. Методические рекомендации для педагогов

Консультация для родителей на тему: Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет.

Теоретический этап

Изучение опыта воспитателей д/с Ромашка по данной теме. Рассматривание дидакт. игр, пособий, игрушек.(ясельных групп).

Консультация для родителей на тему: «Значение игр и упражнений для развития мелкой мускулатуры рук у детей.»

Практический этап

Создание предметно-развивающей среды в группе

Наличие игр и пособий для детей, по сенсорному развитию.

    Январь-Февраль

Практический этап

Обучение детей правилам игры с дидактическими игрушками (показ, объяснение, совместная и индивидуальная деятельность.) Привлечение родителей к изготовлению новых дидак. пособий, игрушек для детей.

Игры детей в дидактическом уголке, с дид. игрушкой совместно с воспитателем.

Практический этап

Обучение детей правилам дид. игр (совместная деятельность воспитателя и ребёнка). Изготовление воспитателем дидакт. игр для детей.

Игры детей в дидактическом уголке, с дид. материалом, изготовленными воспитателем.

Практическая этап

Проведение с детьми игр с песком, рисование пальчиком, (ладошками) , игры с крупами, фасолью и горохом, массажными мячиками.

Практический этап

Анализ работы по данной теме за период учебного года

Подведение итогов воспитателем о знаниях детей по развитию сенсорных способностей в возрасте 2-3 лет.

Отчёт Резвицкой Елены Ивановны по самообразованию в 1 младшей группе.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.

Набирая малышей в ясельную группу, я сразу определилась с темой самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими ребятишками. Я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации).Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения, способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками я поставила перед собой следующую цель:

Развивать коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества

Основными задачами выделила

4 привитие детям доброты, отзывчивости, трудолюбия.

Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась со следующей методической литературой:

1 «Знакомим малыша с окружающим миром».

2 Программа и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

3 М. Козырева «Говорю красиво и правильно».

4 В. Гербова «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Отбор фольклорного материала осуществляла в рамках тематических разделов Программы, учитывая возрастные особенности детей.

Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в совместно - партнёрской деятельности с детьми.

Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей к новым для них условиям. Для обеспечения вхождения нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Анечка хорошая,

Анечка пригожая.

Красные кафтанчики

Синие карманчики

На дубу они сидят

Меж собою говорят - про Никиточку, про хорошего.

Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек.

Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями.

Совушка сова, большая голова

На дереве сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит. Уф, уф, уф.

Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты

Чики, чики, чикалочки.

Едет Максим на палочке,

Танечка в тележке

Щёлкает орешки.

Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый тест, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.

Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.

Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.

Кисонька - мурысенька,

Где была?- На мельнице..

Курочка - рябушка,

Куда пошла?

На речку.

Курочка - рябушка

Зачем на речку пошла?

За водицей.

Курочка - рябушка, зачем тебе водица?

Цыпляток поить.

Как твои цыплята водичку будут пить?

Пи, пи, пи.

Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.

Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Идёт коза рогатая», « Этот пальчик дедушка..» ,

«Сорока ворона», « Мы капусту рубим», « Стали мы гостей созывать». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее.

Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание я обращаюсь к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички.

Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада. когда им приходилось оставаться на сончас. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось ложиться рядышком, покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.

Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая дочек спать.

Сложив руки на груди, качая куклу, они поют и про серого волчка, про котика кота, про собачку белолапу.

Заклички я начала применять только сейчас, как стали выходить на улицу. Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются,

и дети проговаривают их при любом удобном случае хором.

Солнышко - колоколнышко

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут,

По лавочкам скачут.

Дождик, дождик

Дождик лей,

Будет травка зеленей.

Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Почти каждый вечер я читаю детям сказки.

Слушая русские сказки « Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Бобовое зёрнышко» и др., дети овладевают языком своего народа.

Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку,

используя сюжетные иллюстрации,

договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему…).

Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок, проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества

Они были артистами сказок «Колобок»,

«Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси».

Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций

Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку»,

«У медведя во бору», «Колпачок», «Каравай», «Во поле берёза стояла», «Гуси - гуси» .

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи-

петушка, ёжика, собачку Жучку. Введённая игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать загадки, сопереживать персонажам, высказывать своё мнение).

За учебный год по народному творчеству я провела с детьми непосредственную образовательную деятельность по темам:

1 «Жили у бабуси 2 весёлых гуся»

2 «Сочиняем сказку»

3 «Курочка Пеструшка»

4 «В гости к лошадке».

Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды.

В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, книги - раскладушки,

атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки,

народные музыкальные инструменты.

Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.

В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.

Для родителей было проведено собрание «Как помочь неговорящим детям».

В папке-передвижке помещены консультации «Устное народное творчество - как средство развития речи», «Детский фольклор».

С родителями организован и проведён праздник Пасхи, куда были включены п/игра «Карусели» и заклички.

Перспективы на следующий год.

1 продолжить работу по развитию речи детей, раскрывая тему по самообразованию на 2015- 2016 год «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста»

2 пополнить копилку дидактических и театрализованных игр

3 изучить новинки методической литературы.

Департамент по социальной политике

Администрация городского округа Саранск

Управление образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36 комбинированного вида»

Отчет по самообразованию

2 младшая группа №7

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Панькина Е.Б

г.Саранск, 2018

Источники самообразования : интентет-ресурсы, методическая литература, журналы.

Форма самообразования:

Индивидуальная работа.

Срок реализации программы самообразования:

2017-2018 учебный год.

Представление материала :

Творческий отчет на методическом часе для педагогов детского сада.

Цель : Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи самообразования:

  1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку.
  2. Провести пальчиковые игры с детьми в различных видах деятельности.
  3. Улучшить координацию и точность движения руки и глаза, гибкость рук, ритмичность
  4. Улучшить мелкую моторику рук и пальцев.
  5. Улучшить общую двигательную активность.
  6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
  7. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками, взрослыми.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» . Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вниз» , «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках» .

Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры» , но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:

  • Игры с пуговицами
  • Игры – шнуровки
  • Игры с прищепками
  • Игры с сыпучими материалами
  • Аппликация (сначала просто рвать, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги) ;
  • Лепка (лепка из пластилина; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .
  • Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мероприятие

Дата

Место проведения

«Будут пальчики дружить»

сентябрь

МАДОУ «Д\с 36»

«Овощи и фрукты»

октябрь

МАДОУ «Д\с 36»

«Одежда и обувь»

ноябрь

МАДОУ «Д\с 36»

«Зима»

декабрь

МАДОУ «Д\с 36»

«Животные и птицы зимой»

Январь

МАДОУ «Д\с 36»

«Семья. Профессии.»

февраль

МАДОУ «Д\с 36»

«Весна. Приметы весны.»

Март

МАДОУ «Д\с 36»

Одежда. Дикие и домашние животные

Апрель

МАДОУ «Д\с 36»

Труд весной

май

МАДОУ «Д\с 36»

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1.Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, пальчиковый театр.

2.Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3.Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Основные этапы:

1. Информационно-аналитический.

Изучение литературы по теме.

2. Практический. Использование различных форм работы с детьми.

Формы работы с детьми:

Совместная работа с детьми;

Индивидуальная работа.

Методы и приёмы работы:

Пальчиковые гимнастики;

Изготовление дидактических игр, шнуровок;

Лепка из пластилина;

Игры с кубиками, конструкторами;

Рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

3. Предоставление отчета о работе.

Форма отчетности:

Консультации:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников» ;

«Почему так важно рисовать ребенку?»

Составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

Организовала выставку:

«Игры, способствующие развитию мелкой моторики» .

Предполагаемый результат :

У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Литература.

1. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

2. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

3. Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.

4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

5. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

6. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

7. Журналы : «Дошкольное воспитание» ; Интернет-журнал «Развитие» .


Дата публикации: 03.05.17

Отчет по теме самообразования « Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте».

Всем добрый день, уважаемые коллеги!

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник .

Китайская пословица гласит :

Так и ребенок усваивает все проч «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . но и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания , тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Актуальность моей темы:
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними, позволяют узнать их свойства, качества, возможности, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель : создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создавать условия для исследовательской активности детей .

3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость , изобретательность, творческую активность ; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования , развивать познавательные способности .

4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

) Этапы работы:

ØИзучить теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

ØСоздать картотеку опытов и экспериментов .

ØРазработать перспективный план по второй младшей группе на год

ØСоздать условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

ØОформить и провести консультации для родителей по данной теме.

ØОформить папки-передвижки в родительский уголок.

ØСоздать и оформить живой уголок в группе

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир» ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи : «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах : maam.ru, nsportal.ru.

Я старалась так организовать детскую деятельность , в том числе самостоятельную , чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал , и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам : ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности для нашей « младшей группы №3 . «Центр детского экспериментирования» и открыли в этом центре «Мини-лабораторию» .

«Среда, окружающая ребенком в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду.»
Костина Элеонора Павловна

«Мини-лаборатория» оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

-приборы-помощники : лупа, песочные часы, магниты;

-природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;

- медицинские материалы : пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;

-прочие материалы : зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал : кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность . Это способствует поддержанию познавательного интереса детей .

Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме , ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Я знакомила детей со свойствами снега, песка, воды, воздуха, тканей, камней, земли :

Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы :

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы : анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент ;
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только воспитанников нашей группы , но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества . Использую различные методы взаимодействия с семьей :

  • наглядные,
  • словесные,
  • практические .

С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам :

Консультации «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Эксперименты на кухне»; «Познаем природу»; «Организация детского экспериментирования дома» ; «Игры с водой и песком. Это интересно!»; «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»;
Выпустила папки-передвижки по данному вопросу. Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Привлечение родителей к дальнейшему пополнению атрибутами, коллекциями нашей «Мини-лаборатории».

Совместно с родителями в нашей группе создали «Наш огород»

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желаниевникнуть в сущность предметов, явлений рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

Наши родители участвовали в конкурсах поделок из природного материала, пополняя наш природный уголок.

В результате работы за год я:

  • Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
  • Создала картотеку опытов и экспериментов .
  • Разработала перспективный план по второй младшей группе на год
  • Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
  • Провела консультации для родителей по данной теме.
  • Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Познавательно - исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребенка - дошкольника, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности!

Такой метод обучения как экспериментальная деятельность , достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Я считаю, что моя деятельность по теме самообразования прошла успешно, достигнуты определенные результаты в области «Познание».

В перспективе планирую продолжить в следующем году в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и различных режимных моментах.

Спасибо за внимание!



Популярное