Инженерные войска россии. Штурмовое подразделение инженерных войск

Немцы в годы Великой Отечественной войны показали себя мастерами военной инженерии. Их препятствия в блицкриге считались непреступными. Но созданные в 1943 году саперно-инженерные штурмовые части РККА взламывали самые сложные германские укрепрайоны.

Немецкие историки, говоря о войне с СССР, любят повторять, что русские в военном деле оказались прекрасными учениками и превзошли своих учителей – солдат и офицеров Вермахта. В качестве примера приводятся инженерно-саперные штурмовые батальоны РККА, взломавшие непреступные укрепрайоны Германии.

Однако использование технических решений для достижения военного преимущества имело место еще со времен Александра Невского. Взятие Казани Иваном Грозным также можно отнести в актив русской военной инженерии.

К началу Великой Отечественной войны считалось, что советские саперные войска в полной мере отвечали требованиям времени. Они были оснащены необходимыми средствами для преодоления преград, в частности, танковыми мостоукладчиками ИТ-28, понтонным парком, оборудованием для электрозаграждений. Имелся даже специальный плавательный мешок для лошадей МПК. В то же время эти батальоны являлись вспомогательными частями РККА и не были оснащены необходимым автомобильным транспортом.

Панцергренадеры из СС «Тотенкопф»

Военная инженерия в войне сыграла огромную роль. Прорвав танковыми соединениями наши фронты, фашисты в кратчайший срок сооружали вокруг окруженных советских частей полосы препятствий, в том числе и из минных полей.

Время, которое требовалось для их преодоления, оказывалось достаточным для уничтожения наступающей пехоты РККА плотным пулеметным и минометным огнем.

Советские укрепрайоны штурмовали германские спецподразделения – панцергренадеры, основу которых составляла мотопехота Вермахта.

Из числа такого рода немецких частей наиболее известной считается дивизия СС «Тотенкопф» («Мертвая голова») образца 1939 и 1942 годов, в составе которой имелся специальный саперный батальон. В арсенале вражеских саперов и штурмовиков были специальные средства для уничтожения наших дотов и дзотов, но самое главное, они были специально обучены для взятия эшелонированных оборонительных сооружений.

Начало войны

Без эффективной противопехотной обороны, оборудованной инженерными заградительными препятствиями, немецкий блицкриг представлял бы собой путешествие фашистских танков по бескрайним русским просторам. Именно поэтому попавшие в котлы армии РККА, оказавшись надежно отрезанными от тылов, сдавались после изнурительных бомбардировок и истощения ресурсов.

Наши саперные войска были обескровлены в самом начале войны, будучи занятые строительством нового укрепрайона на границе с Польшей. Одними из первых они оказались на линии огня, не имея тяжелого вооружения и автотранспорта для эвакуации.

Оставшиеся инженерные части гибли, прикрывая отходы основных частей, взрывая мосты и оставляя минные поля. Часто саперов использовали, как пехоту. Ставка отреагировала на эту ситуацию достаточно оперативно, насколько это было возможно в тех условиях, и 28 ноября 1941 года издала приказ о запрете использования саперов не по назначению. По сути дела, осенью первого года войны пришлось заново создавать саперные войска.

Сильные духом и телом

Ставка не только оперативно управляла боевыми действиями, но и вела аналитическую работу. Командование отметило, что воюющие инженерные войска, в силу своей специфики, являлись грозной силой. К примеру, знаменитый «Дом Павлова» в Сталинграде 56 суток защищали 18 саперов, которыми командовал сержант Яков Павлов. Командующего 6-й немецкой армией фельдмаршала фон Паулюса тоже пленили саперы 329-го инженерного батальона и бойцы мотострелковой дивизии.

30 мая 1943 года было завершено формирование первых 15-ти штурмовых инженерно-саперных бригад, которым ставилась задача прорыва немецких укрепрайонов. Бойцами этих подразделений становились физически сильные молодые мужчины, в возрасте до сорока лет, хорошо разбирающиеся в технике. В основном эти части формировались на базе уже воюющих саперных батальонов, хорошо показавших себя в боях. В августе 1943 года штурмовые инженерно-саперные бригады прибыли на фронт.

Тяжело в учении – легко в бою

Солдаты штурмовых инженерно-саперных бригад прежде чем попасть на фронт, проходили специальный курс. Особенно тщательно учили их метанию гранат и скрытному передвижению.

Например, капитан М. Цун, командир 62-го штурмового батальона 13-ой ШИСБр стрелял боевыми патронами на занятиях, на которых будущие саперы ползали по-пластунски.

В результате его бойцы не уступали самым лучшим инструкторам-пластунам. Саперов-штурмовиков также тренировали быстрым рывкам по пересеченной местности с усиленным боекомплектом гранат и взрывчатки. Конечно, обучали технике рукопашного боя.

Саперы-штурмовики освоили тактику совместных с пехотой атак. Для этого они составляли подробную карту немецкой обороны и вычисляли её слабые места. В бой солдаты этих батальонов шли в стальных нагрудниках, надевая под них ватные телогрейки. За это их иногда называли панцирной пехотой.

«Личный состав бригады - это особые саперы, штурмовики с пуленепробиваемыми жилетами, в стальных касках, все вооружены автоматами, - вспоминал начальник инженерных войск 1-го Украинского фронта генерал Галицкий, - Они предназначены для боя совместно с пехотой и должны участвовать в прорыве обороны: в уничтожении дотов, дзотов, пулеметных гнезд и НП противника...».

Помимо автоматов, многие штурмовики-красноармейцы были вооружены ранцевыми огнеметами, пулеметами и противотанковыми ружьями, которые применяли в качестве крупнокалиберных винтовок. Обязательным был и усиленный комплект гранат. Проделав проемы в линиях обороны, саперы-штурмовики немедленно выводились в резерв.

Разгром Германии

Немцы считали Кенигсберг непреступной крепостью, однако город пал в считанные дни. Бойцы из инженерно-саперных штурмовых батальонов прорывались к укрепрайонам и взрывали их мощными зарядами ВВ. Николай Никифоров в книге «Штурмовые бригады Красной Армии в бою» привел следующий пример: «… для подрыва железобетонного убежища в районе Паршау потребовался заряд в 800 кг ВВ. Гарнизон в количестве 120 человек после взрыва сдался в плен».

Вот еще одна цитата из этой же книги:

«В боях за Берлин 41-й обро сжег 103 здания. Опыт применения ранцевых огнеметов еще раз дал основания утверждать, что они являются одним из эффективных средств борьбы в городе, благодаря их легкости, возможности приблизиться к атакуемым объектам по скрытым доступам и высокой действенности огнеметания».
Ставка считала инженерно-саперные штурмовые бригады элитой РККА.

Подобно артиллерии, инженерно-саперные войска Красной Армии состояли из инженерных частей и подразделений на уровне армии и ниже, и инженерно-саперных войск РГК, используемых для усиления фронтов и армий. Инженерно-саперные войска существовали на основе одна саперная рота на стрелковый полк, двухротный саперный батальон на стрелковую дивизию, и трехротный инженерно-саперный батальон при каждом стрелковом корпусе. У танковой дивизии имелся моторизованный саперный батальон, а в состав армии входили инженерные батальоны и отдельные специализированные инженерные роты. Инженерно-саперные войска РГК состояли из отдельных инженерно-саперных и понтонно-мостовых батальонов.

Накануне войны советские инженерно-саперные войска тоже пребывали в самом разгаре структурного и технического преобразования. С февраля по май 1941 года НКО сформировал из существующих инженерно-саперных батальонов и рот РГК 18 инженерно-саперных и 16 понтонно-мостовых полков (см. таблицу 6.1). Предполагалось, что между вторым и десятым днем мобилизации эти полки численностью по 1000 бойцов в каждом будут развернуты в 156 инженерно-саперных полков, батальонов и отдельных рот. В действительности же большинство этих полков посвятили все свои силы больше строительству новых укреплений, чем поддержке действующих войск. На 22 июня все 160 корпусных и дивизионных инженерно-саперных батальонов и 9 из 10 инженерно-саперных полков в западных приграничных военных округах вместе с 41 саперным батальоном из внутренних военных округов строили пограничные оборонительные сооружения. Когда началась война, это лишило действующие войска и многие резервные силы какой-либо инженерно-саперной поддержки и в конечном итоге снизило их боеготовность. Более того, когда началась война, критически важные инженерно-саперные войска находились слишком близко к линиям фронта и были перемолоты в самых первых боях.

Когда началась война, система мобилизации инженерно-саперных войск тоже потерпела провал. В тех немногих частях, которые успели создать, отсутствовали подготовленные кадры и имелось лишь 50 процентов положенной им по штату строительной и инженерной техники. В результате такие важные боевые задачи, как минирование, восстановление поврежденных мостов, строительство новых укрепленных рубежей в глубине обороны и поддержка контратак механизированных корпусов просто не выполнялись.

Многочисленные донесения документально фиксируют то опасно уязвимое положение, в котором оказались инженерно-саперные войска в начале войны, а также трудности с обеспечением инженерно-саперной поддержки действующих войск. Доклад, подготовленный вскоре после 13 августа генерал-майором Воробьевым, начальником управления инженерно-саперных войск Западного фронта, подробно излагает трудности, с которыми столкнулись саперы фронта, и может служить типичным примером донесений с других фронтов:

«Первое. С февраля-марта 1941 года все саперные батальоны и инженерные полки Западного особого военного округа находились на специальных работах по укреплению госграницы. Из года в год привлекаемые на оборонительные строительства в отрыве от своих соединений, при отсутствии достаточного времени для боевой, а порой и политической подготовки, инженерные части превращались в рабочие команды. Саперы, в отрыве от своих соединений, не обучались инженерному обеспечению боя и взаимодействию с другими родами войск.

Второе. К моменту начала военных действий все инженерные части находились в пограничной полосе и в боях понесли большие потери убитыми и ранеными командно-политического состава и красноармейцев. Потери во всех видах материального обеспечения большие. Тяжелая инженерная техника (дорожные машины, компрессоры и другие) частью уничтожена артиллерийским огнем и авиацией противника, а частью оставлена. По состоянию на 24.6.41 г. 23-й инженерный полк в районе Сопоцкин дезорганизован и рассеян, 10-й инженерный полк основными подразделениями втянулся в бой на госгранице, командование полка со спецподразделениями при 1-м стрелковом корпусе -- Визна. По данным прибывающих с фронта военнослужащих управлений начальника строительства, все саперные батальоны стрелковых дивизий и стрелковых корпусов, работающие на границе, втянулись в бой и понесли большие потери, отдельные подразделения перемешались с другими родами войск».

Воробьев заявлял, что к 27 июня на Западном фронте остались действующими только три саперных батальона и два пон-тонно-мостовых батальона. Их использовали для строительства преград немецкому наступлению на Оршу, Витебск и далее до Днепра. Фронт собрал на помощь им гражданских рабочих, но усилия оказались тщетными -- частично потому, что у саперов не было ни транспортных средств, ни мин, а также имелось очень мало взрывчатки. После фронт создавал новые инженерно-саперные части, но слишком поздно и в недостаточных количествах, чтобы остановить немецкое наступление.

НАЧАЛО

Инженерных Войск Руси.

До XVII века слово город часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. Начавшееся в конце XII века дробление феодальной Руси на множество княжеств, привело к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск.

Первые сведения о воинах-строителях на Руси летописцы относят к 1016 году. В Древней Руси простейшие виды военно-инженерных работ выполняли ратники, а для проведения более сложных - привлекали мастеровых людей, среди которых были "городники ", занимавшиеся строительством укреплений, "мостники ", наводившие мосты и переправы, "порочных дел мастера ", строившие осадные машины - пороки. В XIV веке людей, руководивших такими работами, стали называть "розмыслами " от слова "размышлять", подчеркивая тем самым интеллектуальный характер их труда. В значении же официального титула термин "розмысл" стал употребляться в XVI веке с царствования Ивана Грозного.

В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учетом особенностей местности.

Миниатюры Никоновской лицевой летописи, XVI в. I Остермановский том.

Первым русским военным инженером считается дьяк Иван Григорьевич Выродков , руководивший военно-инженерными работами в Казанском походе Ивана Грозного в 1552 году.

Во второй половине XV века создается единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа , которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений. Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является "Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки". Его составил в начале ХVII веке воевода боярин Анисим Михайлов .

В 1692 и 1694 годах под руководством Петра I были проведены, видимо, первые инженерные учебные маневры, в ходе которых отрабатывались вопросы строительства оборонительных сооружений, используя работы наиболее известного военного инженера того периода маршала Франции Вобана .

В 1700 году, в ходе Северной войны при осаде Нарвы, действовали и минеры . Это первое упоминание о них в исторических материалах. В составе артиллерийского полка, в котором тогда была объединена вся полевая артиллерия действующей армии, в 1702 году сформировали минерную роту, а в 1704 - в штат этого полка ввели понтонную команду, штатная численность личного состава которых тогда еще не была определена. Вместе с тем, кадровые специалисты для них готовились в инженерной школе , открытой при Пушечном дворе в Москве по указу Петра I от 10 (21) января 1701 года.

Создавая регулярную армию, Петр I уделял особое внимание развитию артиллерии и инженерных войск. Он придал им стройные организационные формы, которых ещё не было на Западе. Все дело организации, вооружения и боевой подготовки было поставлено на научную основу.

8 (19) февраля 1712 года указом Петра I утверждена организационно-штатная структура инженерных войск; в штат артиллерийского полка введены три инженерных подразделения общей численностью 148 человек. Минерная рота в составе 3 офицеров и 72 нижних чинов предназначалась для возведения укреплений на артиллерийских позициях и выполнения инженерных работ при атаке и обороне. Понтонная команда обеспечивала переправы артиллерии через водные преграды из подручных средств и состояла из 2 офицеров и 34 нижних чинов . Инженерная команда в количестве 8 офицеров и 29 нижних чинов предназначалась для организации всей инженерной службы артиллерийского полка , а в случае необходимости ее специалисты направлялись и в пехотные подразделения для руководства военно-инженерными работами, проводившимися силами их личного состава.

Таким образом, Петр I законодательно оформил создание в русской армии инженерных войск и 8 (19) февраля отмечалось как День инженерных войск Российской армии .

Для подготовки инженерных кадров создаются инженерные школы . Первая в 1708 в Москве, в 1712 она дополнительно расширяется, но этого оказалось недостаточно и 17 марта 1719 года учреждается инженерная школа в Петербурге. В каждой из указанных школ ежегодно обучалось 100 − 300 человек, срок обучения колебался от 5 до 12 лет. Военные инженеры пользовались в армии большими преимуществами, их оклады отличались от окладов армейских офицеров, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины.

Откуда есть Саперы пошли...

Саперы (франц. sapeur - вести подкоп) - с начала XVII в. Название солдат французского войска, занимавшихся устройством подкопов под крепостные сооружения противника и их разрушением. Впоследствии наиболее общее название личного состава инженерных войск.

Из "Устава ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки",

подготовленном в 1621 году Онисимом Михайловым

на основе "иностранных военных книг".

…для обеспечения боевых действий осадной армии иметь четыре прапора по 406 человек шанцекопов , сотню горокопов и команду переправочного парка с 5 стругами (плоскодонными деревянными судами, возимыми на телегах). Организационно эти формирования должны были входить в состав артиллерии.

Прапор (старославянск. - стяг, знамя) - знамя дружины, отряда и других формирований русского войска в XV-XVII вв. По числу прапоров определялось количество формирований. Здесь прапор означает отряд.

Шанцекопы (немецк. Schanze - окоп, укрепление; название полевых и временных укреплений XVII-XVIII вв.) - воины, сооружавшие подобные укрепления.

Горокопы - наименование воинов русского войска XVI-XVII вв., выполнявших подземно-минные работы для разрушения стен осажденной крепости противника.

Нижние чины - категория военнослужащих в русской армии до 1917 г., включавшая лиц, имеющих унтер-офицерские чины и рядовых.

Корпуса инженеров эпохи Наполеоновских войн.

Инженерные войска Вооружённых Сил Российской Федерации—формирование (специальные войска) вооружённых сил Российской Федерации , предназначенные для инженерного обеспеченья (оборудования территории военных (боевых) действий , инженерной разведки и сопровождения войск (сил) в наступлении и так далее).

В состав инженерных войск входят органы управления, учреждения, предприятия, инженерно-сапёрные , инженерно-дорожные, понтонные и другие соединения , воинские части и подразделения .

Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX века их численность превысила 21 тысячу человек, что составляло около 2,3 % всего состава вооружённых сил. В 1873 году в России было учреждено Особое совещание по стратегическому положению страны, которое на основе плана, разработанного Эдуардом Ивановичем Тотлебеным, постановило провести комплекс военно-строительных работ.

За 35 лет военными строителями были построены крепости Новогеоргиевск , Варшавская цитадель , Зегрис, Брест-Литовск , Осовец, Ковно, Ивангород , застава Дубро и различные укрепления и сооружения.

Подробнее смотрите на сайте: Шпоры по “ ОВС “ - Организация ВС - Создание ЖДВ России.

Воздухоплавание постепенно занимало своё место в русской армии. Во второй половине XIX века на вооружении состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На маневрах 1902—1903 гг. в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в артиллерии и для воздушной разведки (наблюдения).

Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве , Новгороде , Бресте, Ковно , Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров. К изготовлению дирижаблей в России приступили в 1908 г. в то же время, Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиации в военных целях.

Лишь в 1909 г. оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолётов Райта и Фармана. Между тем в России возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов. С 1909 по 1917 гг. в России возникло более 20 авиационных предприятий.

Проблема связи в военном деле приобрела в XX столетии большое значение. Первые начинания по внедрению телеграфа имели место во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., принёсших громадную пользу при управлении войсками, они привели к более широкому использованию технических средств связи. Телеграф и телефон заняли ведущее место в управлении войсками. Наиболее широкое развитие получили передвижные линии, предназначенные для руководства войсками непосредственно на театре войны. В конце XIX века число телеграфных парков, состоявших в ведении Главного инженерного управления, равнялось в Центральной России 17 (975 вёрст) и на Кавказе 2 (130 вёрст). Кроме того, в крепостях было создано 55 узлов связи (423 версты).

В 1912 г. были установлены нормы снабжения корпусов средствами связи. Каждый корпус, состоящий из двух пехотных дивизий (8 пехотных полков), одного сапёрного батальона (одна телеграфная и три сапёрные роты) и одного отделения полевого инженерного парка, был снабжён 20 телеграфными, 193 телефонными аппаратами и 333 вёрстами кабеля.

Автомобильные войска.

Одна из причин медленного внедрения автомобилей в военное хозяйство заключалось в слабом развитии сети шоссейных дорог. В 1884 г. строительство шоссейных дорог было поручено Военному министерству. Благодаря его усилиям с 1885 по 1900 г. были сооружены шоссейные дороги Петербург — Псков —Варшава с ответвлениями на Ригу и Мариуполь , Москва — Брест — Варшава с ответвлениями на Калиш и Познань , Киев — Брест, рокада Псков — Киев и некоторые другие. В 1880-е годы под Красным селом была построена первая взлётная полоса (в виде деревянного настила или деревянных рельсов) для испытаний самолёта Можайского . Значительное развитие аэродромное строительство получило в 1905—1910 годах, когда строятся первые аэродромные комплексы в ряде городов страны.

Возросшую роль инженерных войск, показала Русско-японская война . В начале войны инженерные формирования Маньчжурской армии имели всего 2800 чел. — к концу войны они насчитывали уже 21 тысячу.

К этому времени на Дальнем Востоке находилось:

· инженерно-сапёрных батальона — 20;

· понтонных батальонов — 4;

· воздухоплавательных батальонов — 3;

· телеграфных батальонов — 2;

· крепостных сапёрных рот — 4;

· минных рот — 5;

· воздухоплавательных рот — 1;

· искровых рот — 2;

· крепостных телеграфов — 1 (Бескровный Л. Г., 1986)

Дальнейшее развитие и техническое оснащение инженерных войск, особенно в ходе Первой мировой войны , а также невероятная перегрузка управленческих органов инженерных войск в связи с резким ростом численности авиации, автомобильных частей, подразделений бронемашин привела к выделению в самостоятельные рода войск авиации, и автомобильных частей.

Численность инженерных войск к началу 1917 года составляла до 6 % общей численности армии.

Памятник сапёрам Великой Отечественной войны перед Измайловской гимназией № 1508 в Москве

Как во времена СССР, так и в настоящее время, основным назначением Инженерных войск является инженерное обеспечение боевых действий. Инженерное обеспечение боевых действий войск организовывалось и осуществлялось с целью создания войскам необходимых условий для своевременного и скрытного выдвижения, развёртывания, манёвра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника.

· уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;

· проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;

· устройство проходов через препятствия;

· разминирование местности и объектов;

· подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;

· оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;

· инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;

· инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;

· добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.

Инженерные войска выполняли задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и инженерных боеприпасов. Кроме того, в их задачи входит поражение техники и живой силы противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами.

Продолжая эксперимент по изучению современной российской армии, вчера я побывал в 45 инженерно-маскировочном полку . После визита блоггеров в экспериментальную 5-ю мотострелковую бригаду, вызвавшего много обвинений в показухе и "ненатуральности" происходящего, пресс-служба Министерства Обороны пригласила блоггеров в самую обычную подмосковную часть, в которую может попасть служить любой житель России.

Для меня (как для человека, сильно далекого от армейской действительности) сфера применения инженерных войск была загадкой. Максимум, что я мог припомнить из фильмов - наведение понтонных мостов через реки. А на самом деле оказалось, что инженерные войска всегда идут в авангарде: разминируют территорию перед проходом войсковых колонн, обеспечивают военных чистой питьевой водой, а также занимаются множеством проблем жизнеобеспечения военных в походах.

Въезд в воинскую часть (она находится всего в 15 километрах от МКАДа по Новорижскому шоссе) обозначен страшными инженерными машинами. Сама распространенная (мы видели их 3 штуки на постаментах) - УР-77, она же "Змей Горыныч". За 3 минуты эта техника проделывает на минном поле проход длиной в 100 и шириной в 6 метров.

На Ютьюбе есть интересный сюжет про нее.

Основа инженерных войск - саперы. Их занятия нам показали первыми. Этой группе бойцов была поставлена задача провести инженерную разведку и разминирование дороги. Все - солдаты "срочники", за исключением 2 водителей-механиков Инженерно-Разведывательной Машины (ИРМ).

Основа инженерных войск - саперы. Их занятия нам показали первыми. Этой группе бойцов была поставлена задача провести инженерную разведку и разминирование дороги. Все - солдаты "срочники", за исключением 2 водителей-механиков Инженерно-Разведывательной Машины (ИРМ).

Без подобной инженерной разведки невозможно продвижение войск вперед. Каждое утро инженерные подразделения в Чечне проходили подобным образом и разминировали 15-25 километров дороги, очищая путь войскам.

Первыми по разным сторонам дороги идут бойцы с собаками, натасканными на поиск мин.

Собачий нюх почти идеален, поэтому Натренированные лабрадоры и немецкие овчарки (именно 2 этих породы используются в инженерных войсках) здесь просто незаменимы. Собака ложится на землю при обнаружении взрывчатого вещества.

Солдат ставит флажок "Мина" и весь расчет возвращается под прикрытие ИМР (оставляя вешки на местах, где закончена разведка местности).

Сапер должен обезвредить мину. Щупом обнаруживается ее корпус, мина откапывается руками.

Раскопанную мину нельзя просто вынуть. Опасаясь наличия там "Мины-Сюрприза", которая может находиться под основной миной и сработать при ее извлечении, саперу необходимо сдернуть мину "кошкой".

"Кошка" зацепляется за мину, сапер отползает на безопасное расстояние, держа "кошку" за длинную веревку.

Под миной действительно была вторая мина и произошел взрыв. 800 граммов тротила, взрывающиеся в 100 метрах от тебя, оставили у блоггеров незабываемые впечатления... Главное было - не закрывать рот:)))))

После подрыва мины группа продвигается дальше. Так было обнаружено и подорвано еще несколько взрывных устройств, но я не буду напрягать вас фотографиями каждого взрыва. Покажу лишь, как ликвидируют подозрительную коробку, найденную на стволе дерева.

Командир группы стреляет по ней из автомата (меткий оказался парень!).

Бомба в коробке разлетается на мелкие куски. Занятие окончено, задача выполнена.

А блоггерам уже пора в городок минно-розыскных собак.

Собакам тут живется вольготно. У каждого пса большой вольер и личный рядовой - вожатый.

В вольере есть летняя и зимняя часть. Зимняя утеплена, с удобной конурой. Лабрадор Хайнс участвовал уже в нескольких реальных спецоперациях.

На территории городка для собак есть и учебные классы. Вожатые учатся ухаживать за собаками, тренируют их, и т.д.

В классах большое собрание взрывчатых объектов, как армейских мин, так и самодельных.

Полосу препятствий местные собаки проходят "на ура". 2-метровый глухой забор - не помеха.

А вот это упражнение уникальное. Мало где в мире есть собаки, умеющие залезать по почти вертикальной лестнице. Никак не могу понять, как учат собак таким фокусам.

После собак мы приехали на стрельбище, где проводились занятия по стрельбе из АК-74М.

Получив рожок с патронами в "пункте боепитания", бойцы бегом занимали позиции для стрельбы.

Стреляли по 3 патрона и тут же получали оценки.

Пострелять дали и блоггерам. zuhel получает свой рожок.

sapovich поразила 3 мишени за 3 выстрела и была удостоена оценки "отлично". Берите теперь у нее уроки стрельбы! Сам я попал лишь дважды:)

Все-таки есть какая-то необъяснимая эстетика в оружии...

Вместе с солдатами off_topus вспоминал срочную службу, разбирая автомат.

А рядовой Анатолий из Тулы писал свой домашний адрес, куда просил выслать маме его фотографии.

Мы, было, обрадовались - делов на 3 минуты! Ан нет, адрес оказался простым почтовым. Придется фотографии теперь распечатывать и посылать обычной почтой. Но мы справимся даже с этим:)

Мы было обрадовались - делов на 3 минуты! Ан нет, адрес оказался простым почтовым. Придется фотографии теперь распечатывать и посылать обычной почтой. Но мы справимся даже с этим:)

По дороге на полигон маскировки была обнаружена настоящая ракета. Оказывается, именно в этом месте академик Королев запускал первые советские жидкостные ракеты!

Перед пресс-туром нам обещали показать надувную технику. У меня это скорее вызывало смех, чем интерес. Как я ошибался... Буквально с 200 метров этот надувной комплекс С-300 не отличить от настоящего. Трехслойный материал отражает и радиосигналы во всех нужных спектрах, создавая на радарах полное ощущение боевой машины. Бензогенератор, нагнетающий воздух в корпус, выводит выхлопные газы прямо под капот этого надувного монстра. Т.е. и тепловые сенсоры покажут, что машина работает.

Это не ржавчина, это специальная маскировочная пена, помогающая боевой машине стать невидимой для радаров.

Старенькие СУ стоят тут как макеты для отработки задач по их полевой маскировке. Над ними ставятся зонты, и натягивается маскировочное полотно.

Такая бутафорская пушка делается силами солдат и пугает противника чуть надломанным стволом:)

После Таманской бригады мы не могли пройти мимо казарм. Там все было экспериментальным, а тут - реальная жизнь обычной воинской части.

Сушильная комната с кучей сапог и портянок. Бойцы утверждают, что ботинки ("берцы") им неудобны, сапоги намного лучше. По казармам нас водил лично командир части. Человеком он оказался жестким, но правильным. Солдатам спуску не дает, за часть родную болеет душой.

"Бытовая" комната, где солдаты гладят форму, ремонтируют сапоги, стригутся, а также пришивают к форме подворотнички. Новая форма есть только на офицерах, да и те ее приобретают по большей части за свой счет.

Казарма. 2-ярусные кровати, чисто и опрятно. Не думаю, что тут есть хоть грамм показухи. С таким командиром тут каждый день такая чистота и порядок. Удивила икона в углу. Интересное у нас светское государство.

В канцелярии компьютеров еще не придумали. Все пишется по-старинке, руками.

Перед отъездом - обязательный обед! onepamop , как самый голодный, шел впереди:)

Меню тут более скудное, чем в Таманской бригаде. Зато готовят его не гражданские специалисты, а сами солдаты. И этим солдатам вечером надо будет возвращаться в казарму к сослуживцам. Тут не забалуешь:) Кстати, в августе блоггерам обещали устроить пресс-тур в школу военных поваров. Очень хочу!

Еды выдают много, хлеб в неограниченных количествах стоит отдельно. Из 200 новобранцев 40 имеют недобор по весу. Откармливают.

Лично видел, как бойцы несут подносы с недоеденной едой на мойку. Похоже, что кормят тут действительно неплохо.

Нас тоже покормили, хоть и в отдельном зале (для офицеров). Но еду принесли ровно ту, что ели и солдаты за стенкой. Суп, тушеное мясо с пюре, компот. Было действительно вкусно. Намного вкуснее, чем в Таманской бригаде. Даже sapovich оставила пустую тарелку!

Часть мы покидали уже под вечер, проведя в ней больше 7 часов. Сопровождавший нас офицер из пресс-службы Московского Военного Округа был дружелюбен, открыт, рассказывал много интересного. У нас даже возникла идея организовать футбольный матч между блоггерами и солдатами в августе. Можно прямо в этой же воинской части. Соберемся на футбол? :)