Щипковый музыкальный инструмент - виды и история возникновения. Струнные музыкальные инструменты Трехструнный музыкальный

К группе щипковых относится довольно большое количество музыкальных инструментов. Это арфа, гитара, балалайка, лютня, мандолина, домбра и многие другие. Как появились самые знаменитые из них, дошедшие до наших дней? История многих из этих музыкальных инструментов насыщена интересными фактами.

Откуда появилась арфа?

Арфа - это щипковый музыкальный инструмент, который появился одним из самых первых на Земле. Изначально арфа была модифицирована из обычного охотничьего лука. Видимо, еще тогда древний человек попытался, кроме одной тетивы, присоединить к его основе еще несколько «струн». Интересно, что этот инструмент упоминается и в древнеегипетских иероглифах. В этом письме каждый иероглиф обозначает определенное понятие. Когда же египтяне хотели написать слово «красивый», «прекрасный», они рисовали именно арфу. Она была известна древним египтянам еще за 3 тысячи лет до н.э. Лира и арфа являются двумя самыми близкими родственницами охотничьего лука.

Игра на арфе в Ирландии

Когда-то очень почитаемы были ирландские арфисты. В далекие времена они стояли на следующем уровне иерархии после вождей. Часто арфисты были слепыми - под их игру читали стихи ирландские барды. Музыканты исполняли древние саги, используя маленькую переносную арфу. Этот щипковый музыкальный инструмент звучит очень мелодично. Его очень часто используют композиторы, когда нужно создать таинственную обстановку или представить слушателю загадочный природный образ.

Откуда берет начало современная гитара?

Исследователи истории музыки до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос о появлении гитары. Инструменты, которые являются ее прообразами, датируются несколькими тысячелетиями до нашей эры. Есть мнение, что происхождение гитары также связано с использованием охотничьего лука. Прародители современной гитары найдены геологами в раскопках поселений древних египтян. Здесь этот щипковый музыкальный инструмент появился около 4 тысяч лет назад. Предположительно, именно из Египта он был распространен по всему побережью Средиземного моря.

Кифара - прародительница испанской гитары

Древним аналогом гитары был инструмент под названием кифара. Она очень похожа на те гитары, что используются сегодня. Даже в наше время в азиатских странах можно встретить небольшой музыкальный инструмент, который называется «кинира». В древности прародители гитар имели только две-три струны. Лишь в XVI веке в Испании появляется гитара с пятью струнами. Именно здесь она получает наибольшее, по сравнению с другими европейскими странами, распространение. Гитара с этих времен стала называться национальным

История балалайки на Руси

Всем известен струнный щипковый музыкальный инструмент, который стал одним из национальных символов Руси, - это балалайка. Когда она появилась в России, никто однозначно сказать не может. Есть предположение, что балалайка ведет свое происхождение от домбры, на которой играли киргиз-кайсаки. Самые ранние упоминания о балалайке в истории датируются 1688 годом.

Однако достоверно одно - сам этот щипковый музыкальный инструмент был изобретен простым народом. Крепостные крестьяне, чтобы хоть ненадолго забыть о своей тяжелой доле, любили повеселиться и поиграть на балалайке. Использовали ее и скоморохи, разъезжавшие по ярмаркам с представлениями.

Печальная история связана с запретом на использование балалайки царем Алексеем Михайловичем. Разгневанный правитель в свое время приказал уничтожить весь щипковый музыкальный инструмент, имевшийся у населения. Если же кто посмеет ослушаться царя, будет подвергнуть жестокой порке и отправлен в ссылку. Однако после смерти самодержца запрет был отменен, и балалайка снова зазвучала в русских избах.

Национальный музыкальный инструмент Грузии

А какой щипковый музыкальный инструмент распространен на грузинской земле? Это пандури - главный инструмент для музыкального сопровождения, под который поются песни и читаются хвалебные стихотворения. Есть у пандури и «брат» - инструмент под названием чонгури. Внешне они очень похожи, однако их музыкальные свойства различны. Чаще всего пандури встречается в восточной Грузии. Этот грузинский щипковый музыкальный инструмент до сих пор распространен в таких областях, как Кахетия, Тушети, Картли, Пшавхевсурети.

Как появилось банджо

Этот музыкальный инструмент всегда ассоциируется с американским стилем кантри. Однако банджо может гордиться намного более древней историей. Ведь оно имеет африканские корни. Считается, что впервые на банджо стали играть чернокожие невольники, которые были привезены на американские земли. Сам же музыкальный инструмент родом из Африки. Изначально для создания банджо африканцами использовалось даже не дерево, а тыква. На нее натягивали струны из конских волос или конопли.

Струнные щипковые – по определению, становиться ясно, что способ извлечения звука – щипком, при помощи пальцев, пера, медиатора и плектра. Это обширная группа инструментов, от самых древних – арфы и лиры, до современных – гитара, балалайка, мандолина, домбра (казахская), домра (русская), лютня, дутар, гусли, банджо, спинет, клавесин и множество народных инструментов, различных по форме, материалу изготовления, времени возникновения, но объединяемых по принципу извлечения звука.

Самые первые изображения арфы, дошедшие до нас, относится к третьему тысячелетию до нашей эры! В своем первобытном, простейшем виде, арфа встречается у всех народов мира. Из самых ранних, дошедших до нас, исторических сведений, арфа присутствует у египтян, финикийцев, греков, тюрков, римлян. И это естественно, потому что натянутая тетива лука, подталкивает человека зацепить за тетиву, появляется желание извлечь звук, а это уже первый музыкальный инструмент! Первые арфы и лиры имели несколько струн – от трех до одиннадцати. Лира, следующей ступенью развития которой, стала кифара, использовалась только в античные времена, позднее лира не встречается. С X по XIX век широко используется колесная лира, или органиструм, смычковая лира и далее гитара – лира. Древние наделяли арфу и лиру, магическими свойствами, семиструнная лира в древнегреческой мифологии олицетворяет собой семисложные структуры физического мира, а звуки, издаваемые лирой – высвобождение энергии материей, способ искупить грехи человека. Те же аналогии просматриваются и в других древних культурах и религиях. Фундаментальная мысль, общая для всех древних культур – на высшем своем уровне, искусство есть дифференциация первичной энергии – устроение вселенной.

АРФА. Современная академическая арфа изобретена в 1810 году во Франции С. Эраром. Это деревянная рама, треугольной формы, верхняя часть изогнута в виде волны, внутри натянуты струны разной длины и настройки. На арфе имеется педальный механизм с семью педалями, и каждая из педалей, перемещается в трех позициях. Этот механизм позволяет повышать строй арфы на пол тона или тон, тем самым перестраивать инструмент во все тональности мажора – минора. Струн обычно 44, иногда добавляют от 1 до 4 струны. Строй у арфы – диатонический, диапазон от ДО первой октавы, до СОЛЬ четвертой октавы. Тембр нежный, мягкий, серебристый. Техника игры разнообразна – арпеджио, аккорды, флажолеты, глиссандо, используется в основном как аккомпанирующий инструмент, но есть и виртуозы сольной игры на арфе.

УД – народный струнный щипковый инструмент, известен с III – XII века, распространен в странах Ближнего Востока, на Кавказе, в Средней Азии. У разных народов имеет различную историю, предшественник европейской лютни. Имеет грушевидного вида корпус, изготавливаемый из ореха, сандалового дерева, а также из тыквы, короткую шейку без ладов, отогнутую назад головку, плоскую деревянную деку с 2-3 резонаторами. Старинные уды имели 4-5 струн, современный уд – 8-11 струн. Настройка квартовая, мелодические (парные) струны располагаются в центре, а басовые по краям. Диапазон 1-2 октавы, звук извлекается при помощи плектра, тембр мягкий, негромкий, приглушенный.

Лютня – струнный щипковый музыкальный инструмент, произошел от уда, но имеет свои отличия. Форма – овальная, корпус склеенный из деревянный тонких брусочков, широкая короткая шейка с отогнутой назад головкой, верхняя дека плоская, с большим резонаторным отверстием в центре. Количество струн вначале было 6-11, первая одинарная, а со временем увеличилось до 24 (парных). Более всего были распространены лютни с 6-8 струнами, настройки кварто – терцовыми. До XVI века лютня не имела ладов, но в последствии, мастера стали добавлять лады, вначале до 4, а потом довели до 11. Звук извлекали щипком, иногда плектром, по тембру звучания лютня похожа на гитару. Широко стала известной в эпоху Возрождения, на ней играли как профессионалы, так и любители.

На ней аккомпанировали пению, играли соло, вводили в различные по составу ансамбли. Пик популярности лютни относится к XVI-XVII векам, количество различных художественных полотен, гравюр, рисунков, с изображением играющих на лютне музыкантов, свидетельствует большом распространении этого инструмента в странах Европы. Так продолжалось до середины XVIII века, пока лютню окончательно не вытеснила гитара, и другие клавишные инструменты – клавесин и клавикорд. В XIX веке интерес к лютне и музыке, написанной для лютни, возникает вновь. Но конструктивно, лютня XIX века практически не отличается от гитары, за исключением формы корпуса. Обширная музыкальная литература, созданная для лютни, записывалась при помощи табулатуры, так, как записывается современная гитара.

Гитара – струнный щипковый инструмент. Сегодня можно говорить о «семействе» гитар, настолько этот инструмент популярен и распространен в мире у разных народов. Испанская (классическая), русская, гавайская, 12- струнная, укулеле – маленькая гавайская гитара соло, электрические гитары, бас-гитара. Это не полный список инструментов, которые на сегодня существуют и «живут» в мире. Чем – же вызвана такая популярность? Во-первых – тембр и звук. Благодаря своей конструкции, современная гитара имеет яркий, умеренной силы звук, тембр, сочетающийся с человеческим голосом, множество техник и приемов игры, позволяющих, играть на ней как профессионалам, так и любителям. Во – вторых — небольшой размер и вес, универсальность, общедоступность, возможность быстро научиться элементарным аккордам аккомпанемента. В-третьих, культурная революция, захлестнувшая страны Европы и Америку в начале 60-х прошлого столетия, избрала в числе своих символом и электрическую гитару, как основной инструмент бит, а впоследствии рок-групп. Во всей современной музыке, исключая академическую, гитара — основной инструмент. В мире существует множество школ, клубов, сообществ гитаристов, периодически выпускающих свои бюллетени, журналы, устраивающие фестивали, концерты, конкурсы.

Первые упоминания относятся к XIII веку, когда она была широко распространена в Испании. Хотя можно найти сведения, что упоминания об инструменте относится к II тысячелетию до нашей эры. Но эти сведения противоречивы, инструменты, встречающиеся в древних культурах Востока, напоминают больше всего прообраз Уда. Родоначальником гитары считают кифару и лютню, и гитара стала следующим шагом в эволюции лютни. Первоначально на гитаре было четыре двойные струны, через некоторое время – пять двойных. В XVIII веке она «завоевывает» Европу, и вместо 5 двойных струн появляется 6 одинарных, креативная гитара окончательно устанавливается строй – квартовый – с одной терцией между двух групп струн. В России и Польше в это время, получает распространение русская гитара, с 7 струнами и другим строем – кварто – терцовым. Изготавливались гитары с дополнительными 3-4 басовыми струнами, а также меньшего размера, с повышенным на терцию или кварту строем – в гитарных ансамблях для сольных партий. Звук извлекается щипком, плектром, ударом, ногтями, комбинированно. Записывается в скрипичном ключе, однако звучит на октаву выше. Также существует специальная запись аккордов в виде «сетки» – табулатура. Для гитары написано множество произведений. альтернативная гитара В первой половине XIX века гитарное искусство переживает небывалый подъем, для нее пишут Вебер, Паганини, Берлиоз, выдающиеся гитаристы – виртуозы Джулиани, Сор, Агудо. В России – для семиструнной гитары – Сихра, Аксенов, Морков.

Новый расцвет гитарного искусства начинается в начале XX века, когда испанский гитарист Таррега утвердил значение гитары, как сольного инструмента. Из его школы выходят мастера – виртуозы – Пухоль, Льобет, Анидо. Произведения для крупнейшего гитариста современности Сеговии пишут композиторы Западной Европы – Родриго, Тансман, Торроба, Фалья, Южной Америки – Вила – Лобос, Понсе.

В наше время, наряду с огромным множеством гитарных фирм, мастера ищут альтернативные формы инструмента, экспериментируют с конструкциями, материалом, тембром звука. Это свидетельство того, что гитара живет и развивается, и найдется умелец, который шагнет дальше – родится новый инструмент…

Балалайка – народный струнный щипковый инструмент. Первые упоминания относятся к началу XVII века. Корпус склеенный из деревянных пластин, треугольной формы, гриф длинный, слегка отогнутой назад, с лопатообразной головкой. Дека плоская с одним большим или несколькими маленькими резонаторными отверстиями. Вначале у балалайки было навязано 5 ладов, дающих диатонический строй. Струн – три. Звук извлекается бряцанием указательного пальца правой руки сверху вниз и обратно по всем струнам.

Звучала балалайка звонко и весело. Широко использовалась в народе для сольной игры, в ансамблях, для аккомпанемента пению. В 1880 году, по распоряжению В. Андреева, мастера Ф. Пасербский и С. Налимов усовершенствовали конструкцию балалайки. Усовершенствованный инструмент получил лучшие резонансные свойства, более короткий гриф, на котором лады врезались, располагаясь по ступеням хроматической гаммы. Было создано семейство новой конструкции балалаечных – дискант, пикколо, прима, секунда, альт, тенор, бас и контрабас. Однако, кроме дисканта и тенора, эти инструменты не получили дальнейшего распространения. В 1896 году на всех балалайках был установлен квартовый строй. В современное время, балалайка – дискант и тенор используется в оркестрах народных инструментов.

Мандолина – струнный щипковый инструмент лютневого семейства. Возникла в Италии, где она является народным инструментом. Существует множество разновидностей мандолины, различающихся по форме корпуса, строю, количеству струн — флорентийская, генуэзская, падуанская, неаполитанская. Наибольшее распространение получила неаполитанская мандолина. Ее корпус овальный, клееный из деревянных брусков, гриф с врезными ладами, головка плоская с механическими колками. Строй как у скрипки квинтовый, парные струны, звук звонкий, чистый, яркий извлекается плектром – медиатором. Ансамбли в сочетании с гитарами называют неаполитанскими. Существуют также оркестровые разновидности мандолин – мандолина – альт, мандолина – -виолончель, мандолина – бас. Для мандолины писали Л. Бетховен, А. Вивальди.

Домбра (думбыра, думбрак)– народный струнный щипковый инструмент,домбра восточного Казахстана распространенный у народов Средней Азии. Существует две основных разновидностей домбры – западного Казахстана – грушевидной формы клееного или долбленного деревянного корпуса, длинным грифом, навязанными ладами, другой – восточного Казахстана лопатообразной или треугольной формы. Имеет две струны, одна из которых, мелодическая. Исполнение на домбре богато штриховой техникой правой руки, на западно – казахской домбре возможно исполнение виртуозных пьес. Эта домбра была реконструирована, усовершенствованы резонаторные свойства корпуса, появились врезные металлические лады, появилась механическая колковая система. В оркестрах казахских народных инструментов, домбре отводится солирующая роль.

Домра – древнерусский народный щипковый инструмент, первые упоминания относятся к XVII веку. Изображений и описаний инструмента не сохранилось, и в 1896 – 1900 годах, Андреев совместно с мастером С. Налимовым, реконструировал древнерусскую трехструнную домру квартового строя и создал семейство инструментов – пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас. В 1908 – 1917 годах, мастерами Г. Любимовым и С. Буровым, была сконструировано семейство четырехструнных домр от пикколо до контрабаса квинтового строя, положивших начало домровому оркестру. Форма корпуса округлая, склеенная из деревянных сегментов, гриф небольшой с врезными ладами, с чуть отогнутой головкой. Дека плоская, с большим резонаторным отверстием посредине. Звук звонкий, теплый, извлекается при помощи плектра – медиатора. Благодаря квинтовому строю, техническим возможностям инструмента, домристам подходит скрипичный репертуар. Четырехструнная домра больше распространена на Украине, а в народных оркестрах группа домр аналогична скрипкам в симфоническом оркестре.

Банджо – струнный щипковый инструмент. В XVII веке из Западной Африки, вместе с рабами, был завезен в США, где получил распространение. Первые банджо имели корпус в виде плоского барабана, с кожаной мембраной, длинную шейку без ладов, на головку навязывались 4-9 струны, вначале жильных, первая была мелодической, остальные служили сопровождением. В 30-х годах XIX века банджо был реконструирован. В шейку врезали лады, увеличили количество струн 5. Современные модели изготавливаются с применением металлической или деревянной обечайки, натягивается пластиковая мембрана на открытый снизу или сверху деревянный обод металлическими болтами, на плоской головке механические колки. С возникновением джаза, банджо входило в ритм-группу. С начала 40-х годов, в ритм-группе банджо вытесняет гитара, и появляются различные комбинации банджо. Банджо-мандолина – оснащена 4 парными струнами, банджо-тенор – 4 струнами и имеет строй смычкового альта, банджо-гитара — 6 струн, строй гитары, банджо-укулеле – применяется редко. Звук у банджо резкий, острый, быстро затухающий. Играют на инструменте специальными плектрами, которые надевают на пальцы или медиатором. В данное время используется в стилях – кантри, диксиленд, традиционный джаз.

Гусли – русский народный струнный щипковый инструмент. Самые ранние сведения относятся к VI веку. Упоминаются гусли в сказаниях, былинах, народных сказках. Фрагменты нескольких экземпляров инструмента, датированные XI — XIV веком были найдены археологами при раскопках Новгорода в 1951-1962 годах. Гусли имеют различные формы – прямоугольной, крыловидной, шлемовидной, и от формы зависит количество струн. Крыловидные гусли – «звончатые» имели в старину долбленый корпус, сейчас изготавливают клееный, закрытый деревянной декой, и от 5 до 12 струн, настроенных диатонически. Исполнитель держит гусли на коленях, правой рукой бряцает по струнам, а левой глушит ненужные звуки. Звучание громкое и звонкое. В XVI веке сконструированы прямоугольные гусли, в основе конструкции шлемовидные инструменты, в корпусе с крышкой натянуто 55-66 струн, в данное время хроматической настройки. Они ставились на стол, или имели ножки, играли обеими руками, защипывая струны. Звук громкий, долго не затухающий. Репертуар их обширен, инструментальные пьесы, обработки народных песен, отрывки из опер. В наше время, прямоугольные гусли входят в состав некоторых ансамблей русских народных инструментов.

Бандура – народный украинский струнный щипковый инструмент. По конструкции и звукоизвлечению бандура родственна русским гуслям. Произошла от кобзы, первые упоминания относятся к XV веку, изображения – к XVII веку. Первые бандуры изготавливались из цельного куска дерева, корпус имеет грушевидную или овальную форму, дека плоская с звездообразными резонаторными отверстиями. Короткая шейка без ладов заканчивается небольшой головкой. В истории развития инструмента, количество струн менялось – от 7-9 до 20-33 струн. Строй у современных бандур – хроматический, звучит мягко, приглушенно, используется для сопровождения пению.

Клавесин – клавишный щипковый музыкальный инструмент. Первые упоминания относятся к 1515 году. Конструироваться начал в XIV веке. Струны в клавесине разной длины, в отличие от спинета и клавикорда, приводятся в колебание щипком, при помощи птичьего пера, укрепленного на стерженьке – толкачике. Первые клавесины имели прямоугольную форму, а с XVII века приобретает треугольную крыловидную форму с продольным расположением струн. В XVII-XVIII веке для передачи разных динамических оттенков, начинают изготавливать клавесины с двумя и даже с тремя клавиатурами, расположенных террасообразно – одна над одной, а также с регистровыми переключателями. Третья клавиатура – имела свой тембровый окрас, чаще напоминавший лютню. Они так и назывались – лютневая клавиатура.

С целью усиления звучности в клавесинах применяли двойные, тройные и, есть экземпляры, с четырьмя спаренными струнами. Все эти «ухищрения» делались с одной целью – изменить тембр звука, который на клавесинах блестящий, но мало певучий, и не поддающийся динамическим изменениям. Интересно, что сила или скорость удара по клавише ни как не отражается на звуке. Применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент. Интерес к клавесину существует до сих пор. Многочисленная нотная литература, написанная гениальными композиторами XVI-XVIII веков, исполняется и сегодня. Некоторые именитые фабрики на заказ изготавливают клавесины двух клавиатурные с регистровыми переключателями.

Ситар – индийский струнный щипковый инструмент, относится к семейству лютневых. Родился инструмент от соединения арабского сетара и индийских народных инструментов в XIII-XIV веке. Первым мастером игры на инструменте был Амир Хусроу, объеденивший традиции индийской раги и арабо-персидского макама. Изготавливают корпус ситара из пустотелой тыквы, являющейся резонатором, на некоторые модели добавляют еще 1-3 резонатора, размещая их под грифом. Гриф – широкий и длинный, из тикового дерева, с подвижными металлическими дугообразными ладами 19-21, которые крепятся к грифу воском или привязываются шелковой нитью. Эта система передвижных ладов позволяет говорить об уникальности инструмента, на котором возможно перестроить звукоряд соответственно звукоряду данной раги. Струн у ситара 21, из них 5 мелодических, 2 бурдонные и 9-13 резонансных. Звучит ситар звонко, ярко. Сегодня, благодаря звукоряду и специфическому звуку ситар используется в современной музыке, в основном, как солирующий инструмент, для приданния трекам национального колорита и красок.

3 0

    Инструменты - получить на Академике актуальный промокод на скидку PrintBar или выгодно инструменты купить с дисконтом на распродаже в PrintBar

    - (хордофоны) по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно клавишные (фортепиано), щипково клавишные (клавесин) … Большой Энциклопедический словарь

    - (хордофоны), по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (например, скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), а также ударно клавишные (фортепиано), щипково клавишные (клавесин). * *… … Энциклопедический словарь

    Хордофоны, музыкальные инструменты, источником звука которых являются натянутые струны (См. Струна). Изменение высоты звуков в С. м. и. достигается либо укорачиванием струн (например, на скрипке), либо с помощью имеющихся в инструментах… …

    струнные музыкальные инструменты - ▲ музыкальный инструмент щипковые инструменты. лира. арфа. органиструм (стар). гитара. виуэла. балалайка. мандолина. домбра. тамбур. бандура. лютня. теорба. гусли. канклес. кифара. кобза. кантеле. дутар. банджо. цитра. вина. сямисэн. клавишные… … Идеографический словарь русского языка

    Музыкальные инструменты Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

    Музыкальные инструменты, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами или плектром. К С. щ. м. и. принадлежат арфы, гусли, гитары, домбры, балалайки и др. инструменты. См … Большая советская энциклопедия

    Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

    Инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими… … Большая советская энциклопедия

    Инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Предметы, издающие неорганизованное звучание и шумы (колотушка ночных сторожей, трещотка… … Музыкальная энциклопедия

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне... И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые , а еще язычковые . Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные . Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей - клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон - примеры свернутых труб.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль . Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи...

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган . К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника .


губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа .

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами . Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже... играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. :)

Разделение инструментов на эти группы - всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные... Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

К группе щипковых музыкальных инструментов относят: гитары, балалайки, домры, мандолины. В этих инструментах звук извлекается путем защипывания струн пальцами или упругой пластинкой - медиатором.

Гитара. Основными узлами гитары (рис.) являются корпус, гриф и колковый механизм. Корпус гитары напоминает форму восьмерки и состоит из деки, дна и обечайки. Наиболее важной деталью является дека. Через приклеенный к ней порожек дека воспринимает колебания струн и совместно с корпусом усиливает звук и придает ему специфический тембр. Контур деки украшают окантовкой, а резонаторное отверстие - розеткой. На грифе гитары установлены ладовые пластины и головка с колковым механизмом для натяжения струн.

Рис. Гитара (разрез):

I - корпус, II- гриф, III - соединительный винт. 1 - резонансная дека; 2 - рамка корпуса; 3 - подставка; 4 - кнопка; 5 - дно; 6 - обкладка (обечайка); 7 - указатели ладов; 8 - ладовые пластины; 9 - порожек; 10 - головка; 11 - ручка; 12 - наклейка; 13 - пятка

Длина струны между верхним и нижним порожком называется мензурой. Гитары с мензурой в 620 мм называются нормальными. Если величина мензуры составляет 650 мм, то такие гитары называются большими концертными. Гитары уменьшенных размеров (для детей) имеют мензуры 585 мм (терц-гитара, 540 мм (кварт-гитара) и 485 мм (квинт-гитара). По количеству струн гитары бывают шести- и семиструнные.

Разновидностью шестиструнной гитары является гавайская гитара, которая отличается от обыкновенной отсутствием ладов на грифе.

По качеству звучания и отделке различают гитары обыкновенного, повышенного и высшего качества.

Обыкновенные гитары изготовляют из лиственных пород древесины (березы, бука) и покрывают лаком. Корпуса гитар повышенного качества облицовывают древесиной ценных пород, покрывают лаком, с последующей располировкой. Гитары высшего качества изготовляют с измененным контуром верхней части (для удобства исполнения) и двумя резонаторными отверстиями - эфами, как у скрипки. Такие гитары инкрустируют перламутром, металлические детали никелируют.

Балалайка. Корпус балалайки имеет треугольную форму и состоит из деки, задинки и дна, склеенного из клепок. В том месте, где ударяют пальцами по струнам, врезается панцирь, предохраняющий деку от ударов пальцами. Балалайка - трехструнный инструмент, но некоторые струны могут быть сдвоенные.

По количеству клепок балалайки могут быть пяти-, шести-, семи- и даже девятиклепочными. Чем больше клепок, тем ценнее балалайка.

В зависимости от назначения балалайки подразделяют на обыкновенные, оркестровые и сольные. К оркестровым относятся балалайки: прима, секунда, альт, бас и контрабас.

Мандолина. Мандолина - четырехструнный музыкальный инструмент со сдвоенными струнами. В зависимости от формы корпуса различают мандолины трех видов: овальные, полуовальные и плоские. Звук на мандолине извлекают медиатором.

Домра. Домра в отличие от мандолины имеет корпус полушаровидной формы, гриф заканчивается головкой с завитком. Струны у домры одинарные. Домры могут быть трех- и четырехструнные. Используются домры только в составе оркестра струнных инструментов под названиями: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас.