В каких городах расположены памятники петру 1. Петры первые в скульптуре

Вот, сам хотел сделать обзор по памятникам Петру I.
На сегодня они из российких городов есть в С.-Петербурге (много), Архангельске, Астрахани, Балтийске, Бийске, Великом Новгороде, Воронеже, Выборге, Калининграде, Липецке (целых два), Москве, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Переславле-Залесском, Петрозаводске, Сочи, Таганроге, Туле, Шлиссельбурге, плюс бюсты в Махачкале, Екатерибурге.
В советское время, до "реабилитации" Петра Великого в 1937 году успели снести практически все имевшиеся, кроме Медного всадника и воронежского. Потом начали восстанавливать, ещё при Сталине.
Так, в Петрозаводске монумент открыли в 1873-м, демонтировали в 1918-м, восстановили в 1940-м.
В Архангельске памятник поставили в 1914, снесли в 1920, восстановили в 1948-м.
В Выборге и Воронеже памятники Петру были снесены иностранными оккупантами, но восстановлены в 1950е.
Но самая невероятная история с Петром случилась в Таганроге, где в довоенное время памятник сначала убрали с глаз долой, потом в 1940-м перенесли на оконечность мыса, потом в 1943 году его торжественно открыли немцы (!) в центре города, потом после освобождения демонтировали советские власти (!), но в 1948 году снова восстановили. В общей сложности, согласно исследованиям таганрогского краеведа М. С. Киричек, памятник Петру I переносили с места на место 12 раз!

Оригинал взят у mamlas в Петры Первые в скульптуре

Ещё о

Петр медный
Правители Российской империи

5 сентября 1997 года в Москве открыли памятник императору Петру I. Одна из самых скандальных скульптур в столице обошлась в $16,5 млн (по курсе 1997 — 100 млрд руб.) и вызвала протест москвичей, однако композиция до сих пор возвышается над Москвой-рекой. Другие памятники Петру I по всей России сносили и свергали, а в бельгийском Антверпене бронзовая статуя российского императора стоит вопреки запрету. Истории скульптур, посвященных последнему царю и первому императору,— в фотогалерее «Ъ». По теме: Мифы и факты о Медном всаднике

Самая известная скульптура, изображающая Петра I, установлена на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие «Медного всадника» (скульптор Этьен Фальконе) состоялось в 1782 году. В обсуждении конструкции принимали участие императрица Екатерина II, французские мыслители Вольтер и Дидро. По задумке памятник символизирует собой победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой, которую олицетворяет постамент. Для него в окрестностях Конной Лахты был выкопан Гром-камень, на его месте до сих пор сохранился водоем, названным Петровским прудом.


2. Фото: Павел Смертин

Памятник Петру I на искусственном острове на Москве-реке установлен 5 сентября 1997 года. Официальное название конструкции — «В ознаменование 300-летия российского флота». По официальным данным, на возведение гигантской скульптуры потратили $16,5 млн (по курсу 1997 — 100 млрд руб.) по курсу 1997 года. Конструкция стала одним из самых высоких памятников в России: высота мачты корабля — 98 м, стати императора — 18 м. СМИ писали, что изваяние Петра это переделанная статуя Колумба, которую Зураб Церетели не смог продать США, Испании и странам Латинской Америки. В Москве архитекторы провели несколько акций против установки скульптуры под лозунгами «Вас здесь не стояло» и «Долой царя».


3. Фото: Сергей Субботин

Памятник Петру I в Петропавловской крепости установлен в 1991 году. Скульптор Михаил Шемякин при создании вдохновлялся восковой статуей императора, которую создал итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (сейчас хранится в Эрмитаже). Голова Петра является точной копией скульптуры Растрелли, а пропорции тела увеличены в полтора раза — это создает гротескный эффект, уверен Шемякин.


4. Фото: Юрий Кавер

Памятник Петру I в Архангельске установлен в 1914 году по проекту скульптора Марка Антокольского, постамент изготовили монахи Соловецкого монастыря. В 1920 году скульптуру снесли как «металлическое изображение гидры капитализма», и он 13 лет пролежал на набережной Северной Двины. В 1948 году памятник восстановили, с 1997 года скульптура изображена на купюре номиналом 500 руб. (500 000 руб. до деноминации 1998 года).


5. Фото: Jaime Silva

В 1918-1930 годах большинство памятников Петру I в России были снесены под предлогом «незначительной художественной ценности». Однако некоторые скульптуры имели копии за границей — как статуя Царь-плотник. Оригинал памятника был установлен на набережной Невы 27 июня 1909 года, а через год аналогичный памятник по проекту скульптора Леопольда Бернштама появился в голландском Зандаме. В 1996 году благодаря этой копии скульптура царя, делающего лодку, вновь появилась в Петербурге, на старом месте.


6. Фото: Murray Howe

«Царь-плотник» был частью ансамбля, вторая скульптура которого «Петр I, спасающий рыбаков близ Лахты» была установлена в Санкт-Петербурге через год. Сюжет памятника основан на легенде о смерти императора — по одной из версий, Петр, возвращаясь из поездки в Шлиссельбург осенью 1724 года, увидел у Лахты севший на мель бот с рыбаками, начал их спасать и простудился, отчего и умер. Скульптура до сих пор не восстановлена, а ее модель, созданная Леопольдом Бернштамом, хранится в Петергофском музейном комплексе.


7.

В бельгийском Антверпене законодательно запрещено устанавливать памятники политикам, исключением стала только бронзовая статуя Петра I (скульптор Георгий Франгулян), которую поставили в 1998 году. Композиция из фигуры императора и диска, который символизирует карту мира, установлена напротив аббатства святого Михаила, в котором остановился Петр в 1717 году. По задумке скульптора, одна рука памятника на 20 см больше другой, что придает памятнику динамичность.


8.

В Петровском парке Выборга (Ленинградская область) установлен еще один памятник Петру I Бернштама. Открытие состоялось в июне 1910 года к 200-летию взятия города российскими войсками. После провозглашения независимости Финляндии в апреле 1918 года финские войска заняли Выборг и сбросили статую с постамента. Памятник планировали отправить на металлолом в Германию, но сделка не состоялась. В ходе Советско-финской войны 1939-1940 годов памятник императору вернули на прежнее место, однако уже летом 1941 года финны опять свергли статую — в этот раз у нее оторвалась голова. В 1954 году бронзовый памятник вернулся на место, где и стоит до сих пор.


9. Фото: Н. Козловский

В 1903 году в Таганроге был открыт памятник Петру I как основателю города (скульптор Антокольский). Скульптуру установили на пожертвования горожан, свои деньги вложил и писатель Антон Чехов. «Этот памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, о лучшем даже мечтать нельзя. Около моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уже о том, что статуя изображает настоящего Петра, и притом Великого, гениального, полного великих дум, сильного»,— писал Чехов своему другу, врачу Павлу Иорданову.

Описание

Памятник императору Петру I перед Михайловским замком является первой конной скульптурой, выполненной по канонам европейского искусства в изображении выдающихся исторических личностей. Прогуливаясь по Кленовой аллее, мы попадаем в это романтическое место, торжественная конная статуя царя-реформатора установлена на высоком и сложном по исполнению пьедестале. Далее за ней через небольшой мощеный проезд, неприступные рвы, заполненные водой и мост (изначально был разводной) перед нами вырастает громада Михайловского замка, это незабываемое зрелище.

Интересна история создания памятника Петру I. Идея воздвигнуть монумент возникла в 1716 году еще при жизни царя по его собственному пожеланию. Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли задумал установить монумент на Коллежской площади на стрелке Васильевского острова, которая в то время являлась главным административным центром Санкт-Петербурга. Работа над моделью памятника продолжалась 5 лет. Скульптора вдохновили лучшие образцы конных статуй времен античной Римской империи (конная статуя Марка Аврелия на Капитолийской площади в Риме) и эпохи Возрождения (конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата работы скульптора Донателло, воздвигнута в 1443-1453 годах в итальянском городе Падуя). Мастера разных исторических эпох достигли при изображении великих военачальников, победителей, созидателей совершенства. Гордые, знающие своей личности цену люди творили историю мира. Эти конные статуи по сей день являются примером для творчества последующих поколений мастеров.

Императору не довелось при своей жизни увидеть скульптуру. Бартоломео Карло Растрелли тоже не успел довести свое дело до конца, работу продолжил его сын Франческо Бартоломео Растрелли. В литейной форме, сделанной отцом, сын в команде с русскими и итальянскими мастерами произвел отливку статуи. Окончание отливки состоялось в 1747 году. Впереди предстояли чеканные работы, продлившиеся до конца 1750-х годов.

Судьба конной статуи на время затерялась в вихре бурных исторических событий, произошедших в Российской империи в восемнадцатом веке. Войны, смены венценосных особ отразились на состоянии памятника не в лучшую сторону.


Вскоре после восшествия на российский престол императора Павла I в 1796 году, государь повелел создать пьедестал для конной статуи и водрузить памятник Петру I перед Михайловским замком – главной резиденцией венценосной семьи.

Проект пьедестала принадлежит итальянцу Винченцо Бренна – главному строителю и архитектору Михайловского замка. Император Павел I проявил живой интерес и активную творческую деятельность при создании постамента. В результате творческого таланта, мастерства камнерезов и литейщиков, благородных усилий российских меценатов, вдумчивого руководства монарха родилась эта неповторимая очень интересная композиция прекрасной конной статуи на столь же прекрасном постаменте. Сердобольский гранит, белый и цветной рускольские, розовый тивдийский, черный итальянский мраморы, эти природные отделочные камни были применены при оформлении внешнего убранства пьедестала.


На лицевой стороне постамента император Павел I повелел выполнить надпись «Прадеду правнук». По боковым сторонам постамента император распорядился изобразить на бронзовых барельефах Полтавское сражение российской армии под командованием императора Петра I с армией шведского короля Карла ХII (1709 г.) и взятие на абордаж шведских кораблей при полуострове Гангут (1714 г.). Идея разместить барельефы с изображениями важнейших военно-исторических событий эпохи Петра I принадлежит архитектору Винченцо Бренна. Окончательный проект постамента разработал профессор архитектуры Ф. И. Волков. Барельефы создали скульпторы И. Теребенев, В. Демут-Малиновский, И. Моисеев под руководством М. И. Козловского. Изготовил постамент помощник архитектуры Ларион Шестиков.

Литейные и реставрационные работы по изготовлению барельефов и восстановлению пострадавших частей конной статуи произвел мастер В. П. Екимов. Французский скульптор Пьер Анжи позолотил буквы посвятительной надписи, выполнил модели воинских трофеев, орлов с коронами, расположенных в верхней части лицевой стороны постамента, венка на голове императора.


20 ноября 1800 года работы по установке памятника Петру I перед Михайловским замком были завершены. Это торжественное событие произошло при жизни императора Павла I.

Великолепная скульптура, задуманная в эпоху петровского барокко, несет на себе черты своего времени. Фигура коня, выполненная по канонам лучших классических образцов, при ее общей статичности отличается живостью в повороте головы, постановке ног, декоративной трактовке гривы и хвоста. Император Петр I изображен в праздничных воинских доспехах как и подобает царю-победителю, голова осенена лавровым венком – символом императорской власти, на плечах государя мантия. Петр I восседает на коне, гордо выпрямив спину, взор его устремлен вперед, весь образ императора полон достоинства и величественного покоя. Он понимает значение своей личности в истории мира и своего народа.

Памятник Петру I перед Михайловским замком является одним из выдающихся монументов, создающих мировую славу Санкт-Петербургу.

Где находится памятник Петру I? Описание достопримечательности Москвы. История создания.

Адрес памятника Петру I: Россия, Москва, Крымская набережная, 10.

Памятник Петру представляет уникальное по характеристикам возведение, высотой почти девяносто восемь метров. Строение является одним из самых высотных мемориалов на планете и самым высоким в Российской Федерации. Над проектированием и строительством Петра трудились почти год.

Каркасная часть сооружения изготовлена из нержавеющей стали. Стоит заметить, что сам корабль, скульптура царя и нижняя часть монумента собирались по частям, после чего устанавливались на пьедестал. Для культурного наследия страны использовалась бронза самого достойного качества. Свиток, который находится в руке царя и кресты на знаменах были позолочены. Не стоит говорить, что монумент открывает туристам поистине величественный вид.

Величие, уникальность и сравнительная молодость монумента, собирает вокруг себя множество споров: например, знатоки отмечают, что объект разногласий является почти точной копией скульптуры Колумба, которую скульптор Зураб Церетели изготовил к празднованию «500–летия Америки», но так и не смог продать.

В обсуждения подливают огонь и моряки России. Они выражают недовольство работой. По их мнению, обелиск, который создал Лев Ефимович Кербель, более точно олицетворял тематику памятника. И действительно, знатоки морской истории отмечают, что Андреевский вымпел находится не на своем месте, по обычаю он вывешивался на карме корабля. Так же, на сооружении украшены Андреевским флагом растры, которые предназначались для тарана при нападении противника и не украшались флагами.

Крупный общественный резонанс вызвала скульптура у жителей Москвы, который обусловлен местом, где нашел свое пристанище объект. В столице прошли массовые акции против бронзового царя с плакатами «Вас здесь не стояло». Впрочем, есть мнение, что подобные пикеты были спланированные заранее, и недовольство среди местного население подогревалось еще до установления монумента. Такое мнение имеет под собой почву – к примеру, политтехнолог Марат Гельман считает, что подобные настроения вокруг первого лица вся Руси были направлены непосредственно бывшего мэра Юрия Михайловича Лужкова, а вовсе не из эстетических соображений. Что примечательно, после отставки Лужкова споры вокруг мемориала несколько поутихли и на сегодняшний момент вовсе сошли на нет. Решающую точку в обсуждениях вокруг культурного достояния поставил Сергей Байдаков.

Жители города относятся к обелиску императора довольно скептически. Но, несмотря на скептицизм населения, бронзовый Петр является одним из самых значимых и посещаемых строений столицы. Шквал негодования в сторону скульптуры вызвал огромный интерес среди туристов. Сегодня гости из разных стран спешат увидеть это величественное строение и запечатлеть себя на его фоне.

Важная информация о памятнике Петру I в Москве: часы работы, цена, валюта.

Режим работы:

без выходных

Цены на билеты:

Бесплатно для всех граждан.

Посмотреть на карте Памятник Петру I (как добраться):

Информация: Россия, Москва Памятник Петру I официальный сайт.

Память об этом великом человеке увековечена не только , но и по всей Европе. Главным напоминанием о существовании этой культовой личности являются величественные памятники, некоторые из которых заслуживают особого внимания. Ниже перечень, в котором подробно описано - в каких городах стоят памятники Петру I:

  1. «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Это один из наиболее старых и известных на весь мир монументов, возведение которого заняло более десяти лет. Открытие этого знаменитого памятника состоялось 7 (18) августа 1782 года. Он расположился на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Свое красноречивое название памятник получил благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Модель великолепного полководца была разработана скульптором Этьеном Фальконе в 1768 - 1770 гг. Голову монумента создала талантливая ученица скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, создал Фёдор Гордеев. Отливание происходило под зорким оком мастера Василия Екимова и было закончено в 1778 году. Все остальные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
  2. Конный памятник на территории Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Он был отлит из бронзы итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли, который создал его еще при жизни этого великого императора. Возведение было завершено в 1747 году, но он так и не был установлен на свое место. Позднее Мартелли представил собственный проект, а окончательно он был воздвигнут на пьедестал только в 1800 году.
  3. Памятник в Таганроге. Величественная скульптура талантливого мастера Марка Матвеевича Антокольского, которая была установлена в 1903 году. Это единственный ныне экземпляр, который был отлит под пристальным руководством мастера. Он является одним из наиболее значимых и запоминающихся во всей Ростовской области.
  4. Монумент в Москве «В ознаменование 300-летия российского флота». Он был поставлен на постамент в 1997 году по официальному приказу Правительства столицы на искусственно созданном острове, насыпанном у разъединения Москвы-реки и Водоотводного канала. Один из наиболее внушительных в России объектов. Высота - 98 метров, рост фигуры Петра - 18 м. Уникальнейшее строение, каркас которого создан из прочной стали, с навешенными бронзовыми элементами облицовки. Каждая из его частей собиралась отдельно. Для этой скульптуры использовалась бронза наивысшего качества. Памятник был торжественно открыт 5 сентября 1997 года в рамках всероссийского празднования 850-летия столицы.
  5. Памятная фигура в Сочи. Скульптура великого российского императора возвышается над одним из красивейших городов Краснодарского края - Сочи. Памятник был открыт 1 мая 2008 года на площади у мелководного причала морского порта. Высота этого величественного бронзового монумента с постаментом - примерно 5,5 м (сама фигура царя-реформатора - 3,4 м), он был создан на заводе в Минске (Беларусь). Вес - 5 тонн. Спонсировал проект - Э. Кагосян. Авторы гениального сооружения - скульпторы из Сочи А. Бутаев и В. Звонов, они работали над композицией в течение четырёх месяцев.

  6. Монумент в Нижнем Новгороде. Он был открыт 24 сентября 2014 года напротив Зачатьевской башни Кремля. Авторами этого сооружения являются Алексей Щитов и Сергей Шорохов. Скульптура была создана из бронзы. Общая высота данного сооружения составляет примерно 6,7 м. Памятник Петру представляет собой горделивую фигуру со злым и угрожающим взглядом в натуральную величину.
  7. Статуя в Воронеже. Создана Антоном Шварцом и открыта 30 августа в далеком 1860 году. В свое время он был одним из величественных памятников Петру I. При работе была использована посмертная маска Петра I. Авторы тщательно проработали все мельчайшие детали лица и костюма.
  8. Памятник в Архангельске. Поставлен в 1914 году в Петровском парке и является значимым фрагментом искусства. Памятник был сооружен по инициативе архангельского губернатора Ивана Васильевича Сосновского. Он был отлит по эскизам М.М. Антокольского родным племянником покойного скульптора во французской столице в 1909 году.
  9. Скульптура в городе Туле. Она установлена на улице Советской перед зданием управления Тульского оружейного завода, основание которого связано с именем первого российского императора. Торжественное открытие состоялось в 1912 году. Автором является известный Роберт Романович Бах.

  10. Царь-плотник на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге. Он был установлен в 1996 году по проекту скульптора Леопольда Адольфовича Бернштама.
  11. Памятник в городе Азове Ростовской области. Он был установлен в 1996 году в начале Петровского бульвара. Сама идея данного монумента рассматривалась еще в 1947 году, и именно тогда архитекторы Азова, разрабатывающие генеральный план города, намеревались установить памятник Петру I на Рыночной площади города (ныне площадь III Интернационала). Он был открыт 19 июля 1996 года во время отмечания 300-летия российского флота. Расположен в красивейшей части Петровского бульвара перед Московской улицей.

Историческая ценность монументов, посвященных Петру I

Выше указано, в каких городах стоят памятники , которые имеют наибольшую историческую ценность. Среди них есть наиболее старые, которые были установлены несколько веков назад. Лишь только один из них был создан при жизни великого правителя, поэтому он поражает своей богатой историей. Над всеми из них трудились наиболее талантливые скульпторы, которые заслуживают внимания.

В сутки!

Медный всадник — это памятник в Санкт-Петербурге, посвященный великому реформатору Петру Первому (Великому).

История памятника Петру Первому

История возникновения памятника началась в начале 60-х годов 18 века во времена правления Екатерины Второй. Будучи очень преданной петровским заветам, Екатерине II приходит мысль о создании памятника. Её друг Д. Дидро советует ей пригласить Этьена Фалькона — скульптора из Франции. После его прибытия в Петербург осенью 1766 начинается кропотливая работа по созданию монумента Петру.

Внешний облик будущего памятника по-разному представлялся как императрице, так и скульптору. Однако, последнему удалось отстоять свое видение и убедить правительницу прислушаться к его варианту построения композиции. Замысел французского скульптора состоял в том, чтобы монумент символизировал не только грандиозного стратега, сумевшего одержать множество побед, но и человека, умеющего создавать реформы и законы.

Изображенный в виде всадника, Петр Великий облачен в скромную одежду, которая характерна всем героическим особам. Вместо седла на вздыбленном коне находится медвежья шкура. Это является символом победы государства над варварами и становление цивилизованной России. Постамент в виде скалы свидетельствует о трудностях, которые приходилось преодолевать на пути к успеху, а змея под ногами — изображение врагов. Известно, что во время работы над созданием фигуры Петра, скульптору никак не удавалось создать голову императора. Эту задачу блестяще выполнила одна из его учениц. Создание змеи также принадлежит не Фальконе — над ней работал русский скульптор Федор Гордеев.

Грандиозный замысел Екатерины Второй требовал соответствующего постамента.

Долгое время продолжались поиски подходящего камня. В результате, после обращения к населению с просьбой о помощи через газету, был найден «Гром-камень» . Он получил свое название из-за неоднократного попадания молний. Находящийся всего в 15 км от Петербурга, монолит из гранита весом в полторы тысячи тонн требовал поиска способов перевозки. Транспортировка началась осенью 1769 года и в ней принимали участие сотни людей.

Медный всадник обладал таким грандиозным масштабом, что приглашенный из Франции мастер Эрсман отказался от участия в отливке монумента. Это была непростая задача, так как скульптор имел всего три точки опоры. При этом, важно было создать переднюю часть максимально легкой. В этой работе скульптору помогал литейщик Емельян Хайлов. Повторная отливка была проведена через три года. Несмотря на успешное завершение проекта, скульптор покинул Россию, не дождавшись установки своего творения. По некоторым данным причиной были напряженные отношения императрицы Екатерины и Фальконе.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах.

Монумент сразу понравился петербуржцам. Свое нынешнее название он получил после появления поэтического произведения Пушкина «Медный всадник».

Описание памятника Петру «Медный всадник»

«Медный всадник» расположен в сердце города Санкт-Петербурга — на Сенатской площади. Данная достопримечательность окружена зданиями Синода и Сената, рядом с памятником можно увидеть Амералтейство и Исаакиевский собор. Практически каждый турист, посещающий город, считает своим долгом сделать фото Медного всадника.

Название памятник Петру «Медный всадник» получил благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле памятник сделан из бронзы.

На постаменте выполнена надписи с одной стороны на русском и с другой стороны на латинском:

«ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.»
«PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.»

Характеристики памятника Петру

Характеристики «Медного всадника»:

  • вес — 8 тонн,
  • высота — более 5,
  • вес гром-камня — около 1500 тонн.