Как создать школьный музей. Социальный проект «Создание школьного музея»

Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся" . Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие т может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.

Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.

Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Задачами школьного музея являются:

Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".

Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс .

Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.

Способствовать формированию духовных ценностей.

Для создания школьного музея необходим ряд условий:

собранные и зарегистрированные музейные предметы;

музейный актив;

помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

музейная экспозиция;

Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения .

Функции школьного музея

В сочетании "школьный музей" является слово музей. Как и любой другой музей, он обладает функциями, присущими этому социальному институту. В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Сущность документирующей функции заключается в целенаправленном отражении в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.

Документирующая функция осуществляется в трёх формах:

Комплектование фондов;

Фондовая работа;

Создание экспозиции музея;

Музейный предмет - памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания3. Главное для музейного предмета - его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Все музейные предметы обладают рядом свойств. Это информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность музейного предмета - рассмотрение музейного предмета как источника информации.

Аттрактивность - способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями или своей художественной и исторической ценностью.

Экспрессивность - выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие.

Репрезентативность (представительность) - уникальность предмета по отношению к подобным предметам.

Все музейные предметы делятся на три группы:

вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи);

изобразительные (картины, скульптура, графика);

письменные (документы на всех носителях) 5,13.

Совокупность музейных предметов составляют фонды музея. Комплектование фондов - один из главных видов деятельности музея в образовательном учреждении.

Процесс комплектования фондов школьного музея можно условно разделить на 4 основных этапа:

Планирование комплектования.

Поисково-собирательская работа.

Выявление и сбор памятников истории и культуры.

Включение памятников истории и культуры в музейное собрание.

На первом этапе осуществляется выбор темы и объектов комплектования в зависимости от профиля и возможностей музея. Существует несколько способов комплектования:

Тематическое комплектование - метод комплектования, связанный с изучением какого-либо исторического процесса, события, лица, явления природы и сбором источников информации о них;

Систематическое комплектование - метод, используемый для создания и пополнения коллекций однотипных музейных предметов: посуды, мебели, одежды;

Комплектование "по горячим следам событий" - приём собирательской работы на месте в момент какого-либо события или сразу после него;

Текущее комплектование - получение отдельных музейных предметов от дарителя, закупа, случайные находки 4,28.

Второй этап: поисково-собирательская работа. Существуют методы поисково-исследовательской деятельности:

сбор устных свидетельств (опрос населения, анкетирование, интервьюирование);

переписка с людьми;

встречи с интересными людьми;

получение даров из семейных коллекций;

работа в библиотеках, архивах;

экспедиции.

Одним из основных принципов любой поисково-исследовательской работы является принцип комплексности. Следуя этому принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Каждый краевед должен помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных памятников истории и культуры: важно сохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нём, о его истории. Также школьники должны соблюдать законодательные требования, связанные со сбором, обеспечением сохранности памятников истории и культуры, т.е., нецелесообразно брать у владельцев те предметы, которые не имеет права хранить музей: драгоценности, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Очень важно уметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех процессах, которые являются темой поисково-собирательской работы.

Комплектование фондов музея является одной из функций музея, назначение которой - накапливать социальную информацию и документально подтверждать развитие какого-либо явления или события.

Для учёта и научного описания собранных памятников истории и культуры, а также разносторонней информации о них, служат полевые документы описания и учёта. К ним относятся: "Акт приёма", "Полевой дневник", "Полевая опись", "Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов", книги учёта музейных предметов ("Инвентарная книга") 3, 12. Инвентарная книга является основным документом учёта, научного описания и охраны памятников истории и культуры школьного музея. Она может быть сделана самими школьниками из большой толстой тетради или книги в прочном переплёте. Книгу графят, прошивают по корешку прочными нитками, листы нумеруют в правом верхнем углу лицевой стороны каждого угла. В конце книги делается заверительная надпись о количестве в ней листов. Запись и прошивка книги скрепляются печатью учреждения образования, при котором работает музей.

В заголовочных данных на лицевой стороне обложки на титульном листе кроме наименования самого документа необходимо отразить название школьного музея, его принадлежность к конкретному учреждения образования, адресные данные, дату начала внесения записей в книгу. После того как книга будет заполнена записями, на обложке или титульном листе указывается номер тома и инвентарные номера музейных предметов, зарегистрированных в ней. Каждый новый том инвентарной книги должен начинаться с очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последний музейный предмет в предыдущем томе.

Все записи в инвентарной книге делаются аккуратно, чёрными или фиолетовыми чернилами, исправления, которые допускаются только в крайнем случае, вносятся красными чернилами и удостоверяются записью "исправленному верить" - и подписью руководителя музея (Приложение 2).

Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их в поисково-исследовательской работе, изучение описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству" .

Министерство образования и науки РФ рассматривает музей образовательного учреждения как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи. Воспитательная функция основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах культурно-образовательной работы музея. Музееведы выделяют следующие музейные формы:

Экскурсия;

Консультация;

Научные чтения;

Исторические и литературные вечера;

Встречи с интересными людьми;

праздники;

Концерты;

Конкурсы, викторины;

Исторические игры и т.д. .

В Положении о музее образовательного учреждения к традиционным функциям относится:

комплектование, изучение, учёт, хранение музейных предметов;

использование музейных предметов, музейных форм коммуникации как средства историко-патриотического, нравственно-эстетического воспитания . Музеи образовательных учреждений, как и государственные музеи РФ, обязаны соблюдать правила и нормы учёта, хранения и научного описания музейных предметов.

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.

Школьный музей: определение понятия

Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.

Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным подрастающего поколения.

Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.

Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:

  • исторических - порядка 2000;
  • военно-исторических - около 1400;
  • краеведческих - 1000;
  • других профилей - 300-400.

Цели работы музея при школе

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
  • Поддержка детского творчества.
  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Задачи деятельности

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
  • Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Принципы работы

Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:

  • Систематическая связь со школьными уроками.
  • Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
  • Занятие научной и исследовательской деятельностью.
  • Творческая инициатива школьников.
  • Связь с общественностью.
  • Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
  • Постоянная связь с государственными музеями.

Социальная миссия музеев при школах

Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:

  • Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
  • Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
  • Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
  • Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
  • Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
  • Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
  • Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.

Отличительные черты учреждения

Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:

  • Работа такого музея согласуется с школы.
  • Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
  • Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
  • Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
  • Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем
  • В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
  • Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и

Какие бывают школьные музеи?

У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:

  • исторические;
  • естественно-научные;
  • художественные;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • технические;
  • литературные;
  • сельскохозяйственные и проч.

Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.

Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.

Фонды музея при школе

Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:

  • Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
  • Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)

В фонде могут значится:

  • орудия труда;
  • продукция, готовые изделия производства;
  • нумизматика;
  • оружие, знаки воинской славы;
  • предметы быта;
  • изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
  • письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
  • медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
  • семейные раритеты и реликвии и проч.

Об экспозиции музея при школе

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.

В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:

  • систематический;
  • тематический;
  • ансамблевый.

Школьные музеи - особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Она способна достичь тех целей, решить те задачи, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Когда нередки попытки «переписать», исказить историю нашей страны и общества, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи, укрепления связи поколений. Мы не должны забывать горькие, но в то же время героические и славные главы нашей истории. Не должен сын забывать своего отца, а внук деда. Только памятью крепок человек. Для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) школа»

Проект

создания школьного музея

2017

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне , на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Когда нередки попытки «переписать», исказить историю нашей страны и общества, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи, укрепления связи поколений. Мы не должны забывать горькие, но в то же время героические и славные главы нашей истории. Не должен сын забывать своего отца, а внук деда. Только памятью крепок человек.

Для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности.

Обоснование необходимости проекта .

На Земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство. Он должен помнить о том, какой вклад внесла и вносит сегодня его малая родина в историю большой страны.

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота и необходим для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность учащихся и родителей МБОУ «Открытая (сменная) школа».

Школьный музей внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего района, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену .

Таким образом, мы считаем, что в нашей школе необходимо создать собственный школьный музей.

Проект будет реализовываться в МБОУ «Открытая (сменная) школа» в 2017-2018 учебном году.

2. Цель проекта:

1. Сохранение исторической памяти и культурного наследия;

Развитие интереса обучающихся к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.

Воспитание Гражданина-патриота.

3. Основные задачи проекта:

1.Обобщить и систематизировать накопленный поисковый материал в соответствии с выбранными направлениями;

2. Создание музея;

4. Регулярное пополнение и обновление экспозиций музея;

5. Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности;

6. Приобщение учеников к общественно-полезной работе, развитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного города.

7. Привлечение к проекту учителей, родителей, учащихся и других представителей общественности.

4.Описание реализации проекта.

Для реализации поставленных цели и задач необходимо приобрести и изготовить стеллажи-витрины, материал для стендов. Необходимо систематизировать материал по направлениям и разместить его. Предметы старины после регистрации в книге будут размещены витринах. Мы считаем, что музей в школе будет способствовать повышению интереса к истории своего города; активному участию в исторических и краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах, походах, экскурсиях; формированию гражданско-патриотической позиции у школьников.

5.Планируемая деятельность.

Проект рассчитан на 1 учебный год (2017 -2018 г.) и включает 3 этапа:

I этап - подготовительный (сентябрь - октябрь 2017 г .)

III этап – заключительный (январь - февраль 2018 г.)

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2017г.)

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта.

  • Анализ состояния возможностей школы.
  • Создание нормативной базы школьного музея.
  • Актуализация проекта среди участников образовательного процесса.
  • Определение круга лиц из числа учителей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание рабочей группы.
  • Знакомство с опытом работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах.
  • Поиск и привлечение партнеров к сотрудничеству в учреждениях культуры, ветеранских организациях, учительском сообществе.

Основной этап (ноябрь – декабрь 2017 г.)

Его основной задачей является создание школьного историко-краеведческого музея.

  • Оформить интерьер музея.
  • Создать экспозиции, разделы музея.
  • Организовать работу с учащимися, родителями, общественностью города с целью пополнения школьного музея экспонатами.
  • Подготовить экскурсоводов для проведения экскурсий в школьном музее.

Заключительный этап (январь – февраль 2018 г.)

Основной задачей этого периода является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по направлениям.

Включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

  • Торжественное открытие Школьного музея
  • Подведение итогов

6. Рабочий план реализации проекта.

2.http://ipk.68edu.ru/consult/gsed/748-cons-museum.html


Никто точно не знает, когда именно появилась школа в селе Чарышское. Есть лишь информация из писем, что в 1887 году она переехала в новое здание. После этого ещё два раза переезжала - в 1952 и 1978 годах. Поэтому в кабинете, где располагается школьный музей, есть три макета, скрупулёзно воспроизводящие детали трёх зданий. Ведь каждый выпускник, приходящий в музей, хочет видеть именно свою школу.

Макеты своими руками делала Людмила Анатольевна Бушуева, руководитель и основатель музея. «Знаете, я тут такой патриотизм воспитываю», - говорит Людмила Анатольевна. «Какой - такой?» - спрашиваю. «Это очень богатое, глубокое чувство», - отвечает Людмила Анатольевна и проводит неформальную экскурсию по музею.

Людмила Анатольевна Бушуева

Учитель математики, основатель и руководитель музея «История школы». Село Чарышское, Алтайский край.

Я работала учителем математики, вела классное руководство, была завучем по учебно-воспитательной работе много лет. В 1988 году мы стали готовиться к 50-летнему юбилею средней школы (наша школа стала средней только в 1939-м, первые десятиклассники выпустились в 1941 году). Стали собирать материалы по её истории, о выпускниках и учителях, у нас появилась музейная комната. У меня была задача подготовить материал об учителях-пенсионерах. Я начала ходить по их семьям, собирать фотографии, записывать биографии и оформлять альбомы. Другие заводили переписку с выпускниками разных лет, все ведь разъезжались по Советскому Союзу. Большой материал был набран, завязаны контакты, но в 1990-е всё сошло на нет.

Село Чарышское находится в 310 километрах от Барнаула, среди горных хребтов, считается труднодоступным. Население 3000 человек. (Фото А.М. Бушуева)

В 2007 году, выйдя на пенсию, я осуществила свою мечту - создала музей «История школы». Договорилась с директором, мне дали отдельный кабинет. Я осуществила своё желание, зная о безденежной ситуации, понимая, что сподвижников у меня немного. Но моё условие было такое: я ни к кому за помощью не обращаюсь, и пусть ко мне в душу никто не лезет. Ходить с протянутой рукой, ждать, что тебе кто-то чем-то поможет - я так не могу.

Деньги на развитие музея беру исключительно из «Фонда семьи Бушуевых» - то есть то, что мы с мужем сами зарабатываем. Я хоть и пенсионер, но продолжаю работать - веду математику в 10 классе. Два раза мы получали премии на уровне Алтайского края - вот и весь наш фонд.

Мой муж, Бушуев Алексей Михайлович - сам выпускник этой школы 1968 года, преподавал здесь математику. Сейчас на нём вся техническая часть по музею - сайт , оцифровка архивов, распечатка.

Но знаете, как хорошо: ни у кого не просим, ни перед кем не приходится отчитываться. И поэтому я для души всё делаю. Привлекаю, конечно, и учеников, и выпускников, и родителей, и жителей села - иначе где бы я материал набрала.

Слева: макеты школьных зданий на столах музея.

Справа вверху: Людмила Анатольевна демонстрирует пионерский горн.

Справа внизу: самый популярный стенд у выпускников посвящён директорам и завучам школы.

Как информацию собираю? Хожу по семьям, прошу старые фотографии, записываю воспоминания - об учителях, о выпускниках. В одну семью придёшь - там все фотографии по альбомам разложены, подписаны, документы в отдельных папочках собраны. В другую придёшь - фотографии как попало, с оборванными уголками, никто ничего не помнит. Но я ищу подход. Есть внучка одного старого учителя, он уже умер давно - она мне всё «спасибо» говорит, что его фотографии где-то выставляю, а сама о нём ничего рассказать не может.

Мне пишут воспоминания, дают фотографии - моя задача всё это систематизировать и оформить. У нас тут всё по папкам, в компьютере презентации, стенды по каждому разделу.

Вот это стенд, к которому все выпускники подходят в первую очередь - это наши директора и завучи. Каждый ищет «своего».

Другой раздел - это гордость наша, наши медалисты. Даже в элитных школах на таких стендах иногда пишут только фамилии. Я этого не люблю. Мне надо, чтобы было лицо. Как без лица говорить о человеке? Я всё так собираю - чтобы была фотография и аннотация к ней. Первая медаль была в 1965 году. До этого, я изучила по журналам, тоже на одни пятёрки заканчивали школу, но медали почему-то не выдавались.

Я стараюсь выяснить, кто из этих медалистов куда поступил и чем дальше занимался. Оправдали они медаль или не оправдали? Как устроились в жизни? И в основном у них всё хорошо.

У них у всех добрые, открытые лица - они действительно хорошие. Почти все потом поступают в вузы, находят в городе работу по специальности. Мальчишек среди медалистов теперь маловато, но, как я им всегда говорю, в школе не хотят учиться, а в Думе потом сидят.

Есть у нас ещё «Книга почёта» - в неё вносятся выпускники, которые на золотую медаль не вытянули, но имели всего 2-3 «четвёрки», например, и активно себя проявляли. Мы такую «Книгу» завели в честь одного нашего ученика, отличного парня - он и учился хорошо, и спортсменом был, но трагически погиб в автокатастрофе за полгода до выпуска.

Ещё один раздел музея - «Знаменитые выпускники школы». Здесь разных годов выпускники, мы разыскиваем их, общаемся. Вот Хабаров Станислав Николаевич - знаменитый академик, садовод. Это его книжка - «Почвозащитные работы», - а другая книжка уже о нём. Был у нас один артист кино, выпускник 1948 года, Лемар Бурыкин, он в «Педагогической поэме» снимался. Нина Ивановна - доцент в Череповце. Умерла вот месяц назад. Николай Алексеевич Епанчинцев - лётчик гражданской авиации. Заслуженный строитель Российской Федерации - Евгений Москвин, он проектировал и строил здание кинотеатра в Чарыше. Да, у нас был кинотеатр, здание до сих пор стоит.

Вот книги Тимура Назимкова. Это печальная история. Он сын нашей выпускницы, вон она, четвёртая в «Знаменитых выпускниках». Он мало прожил, всего 23 года. Был творческой натурой, писал стихи и прозу. У него был сложный характер и мироощущение такое, знаете… Всё видел в чёрном свете. И в конце концов наложил на себя руки. А мать все его произведения собрала и издала несколько книг. Это в 80-е годы было, как раз период, когда началась вся эта политика, когда к распаду всё шло.

А это воспоминания выпускницы 1943 года, отличницы, Клары Иосифовны Шутто. Они потом были изданы отдельной книгой к 75-летию края. В 1988 году Клара Иосифовна передала нам много экспонатов - письма одноклассников, например, которые она хранила.

Людмила Анатольевна Бушуева

Вот, любовь. Люди смеются надо мной, а мне это интересно - что люди в школе дружили и до сих пор вместе. Нахожу эти семейные пары, как их жизнь сложилась.

А бывает так, что дети, которые сейчас учатся в школе, открывают что-то о своей семье именно в музее. Ведь во многих семьях не всегда идут на разговор, всё некогда и некогда. А здесь есть возможность поговорить не спеша.

Я сама из села Сростки, это родина Василия Шукшина. Моей учительницей была его троюродная сестра, Надежда Алексеевна Ядыкина, которая после смерти писателя организовала в сельской школе первый музей в его честь. И вот как-то я приехала в родную школу и озадачилась: почему здесь только о Василии Макаровиче информация и ни слова о нас, других выпускниках? И подумала, что в Чарышской школе должно быть хоть что-то о каждом.

Я решила, что надо вывесить в коридоре фотографии всех выпусков нашей школы, чтобы все тут были. Сначала боялась - а вдруг ребятишки начнут рисовать на них, портить? Но всё оказалось нормально.

Я с открытием музея стала замечать в ребятишках гордость за свою школу, за свою семью. Они, знаете, как гордятся, что их родители здесь учились. Когда мы фотографии вывесили в коридоре, они ищут: где там мама, где папа. Здесь всё, начиная с 41 года, и до нашего времени. В этом году выпустятся дети - и тоже окажутся в нашей летописи.

Когда мы начали музей оформлять, к нам люди заходили и говорили: «Ничего себе! Сроду не думал, что у нас такая хорошая школа, такие у нас учителя!»

Когда всё обыденно - мы привыкаем к этому и ничего не замечаем. А здесь-то хотя бы в единицах я выношу тот, другой портрет, они почитают - и у них уже складывается образ. И вот эта гордость за школу - у них она сейчас очень хорошо воспитывается. Не надо слов никаких лишних.

Я потом различные беседы и классные часы провожу именно на основе местного материала. Мне не надо идти в интернет. В 2013 году мы стали инициаторами проведения акции «Бессмертный полк» в Чарышском. Это в городе каждая семья сама печатает портреты своих дедов, а у нас тут, я понимала, нужно мне всё организовать. У нас богатый материал собран по всем участникам войны из села - это отдельная часть экспозиции. И вот мы с Алексеем Михайловичем сами фотографии распечатали, сами заламинировали (ламинатор пришлось купить, вот так у нас постепенно техника появляется), раздали ученикам-потомкам. И вот уже четвёртый год «Бессмертный полк» когда проходит - на следующий день в актовом зале мы детей собираем и показываем фотографии с этого шествия. И они смотрят на себя во всём этом действии, на свою семью, гордятся.

Мне кажется, что бесполезно о величии Родины рассказывать, перечисляя исторические вехи. Надо привязывать своё: а как твоя семья через это прошла? А что в твоём селе в это время происходило?

Не надо слов. Без слов, дети видят вот эти вот все фотографии в коридоре, сюда они придут - они понимают, что это надо ценить и что надо это пополнять и самому вносить вклад.

И вносят. Участием в различных конкурсах, спортивной жизнью, хорошей учёбой. Они тоже хотят попасть в музей.

Вот интересный экспонат: это вещи выпускника 1956 года, Малахова Сергея Васильевича. Проживает в Курске. Мастер спорта - лёгкая атлетика и лыжи. Очень жизнелюбивый человек. Ему под восемьдесят, так он только год как не ведёт уроки физкультуры - до этого работал в интернате для «трудных подростков». Но с каждой пенсии откладывает помаленьку, чтобы летом сюда приехать. Друзья его, более состоятельные, поедут в Италию, в Венецию - а он сюда.

Привёз в 2012 году о себе материал - все награды, грамоты. «Зачем?» - спрашиваю. Он говорит: «Пока я живу, в Курске хоть маленько кто-то меня знает. А умру - уже никому никакого дела не будет. А здесь ты постоянно проводишь экскурсии, хоть на минуточку сюда заглянешь - и про меня вспомнишь». Оно, правда, так и получается.

Фотографии: Екатерина Толкачёва, село Чарышское, март 2017

Рано или поздно такой вопрос встает в каждой школе, в которой директор и учительский коллектив стремятся подходить к работе не формально, а с любовью к своим ученикам. Конечно, можно сделать музей. .для галочки. в плане мероприятий для отчетности, а можно вложить в него душу и сделать. для всех учеников и родителей одним из любимых мест посещений.

Итак, не спешите приобретать оборудование для музеев , пока не определитесь с тематикой школьного музея. Хотя на первый взгляд. это очень просто, на второй. можно использовать столько вариантов и возможностей, что вы просто растеряетесь с выбором.

Ну, во-первых, традиционно. можно сделать музей истории школы. Такой вариант подойдет для школы, у которой эта самая история уже, конечно, имеется. То есть школе уже минимум лет 20. Для сбора исторического материала можно привлечь учителей истории и самих детей. Это и оценки, и заинтересованность. тем более сейчас есть интернет и найти бывших учащихся не так сложно. Это уже большое отдельное направление. Его можно дополнить или расширить этносом. То есть историей региона, в котором находится школа. В этом случае музейное оборудование может понадобиться для каких-то уникальных изделий, к примеру, народного промысла или же для выставки изделий, изготовленных учениками, скажем, на уроках творчества.

Другой вариант. это выделение помещения под временные тематические экспозиции с последующим отбором лучших экспонатов в постоянно действующий будущий музей. Это вообще очень интересное направление, поскольку дети будут сами творить историю своей школы. А темы для экспозиций. они бесконечны. Можно взять просто каждый предмет и выйти за его рамки, добавив ноту творчества. К примеру, в течение пары месяцев собирать материалы для экспозиции по истории. Это могут быть картины, фотографии, поделки. И каждый будет рассказывать о своем экспонате сам. к примеру, на открытии экспозиции: это уже будет целый праздник истории. Постепенно музейные витрины будут наполняться самыми интересными экземплярами и сохранять историю школьных событий для будущих поколений.

История. это только один предмет. А ведь есть биология, физика, химия, даже физкультура. по любому из предметов можно придумать тему и подготовить увлекательнейшую экспозицию, в которой будут принимать участие работы всех желающих учеников. Главное. начать и подойти к этому с ответственностью и любовью. И тогда ваш школьный музей может даже стать центром детского творчества.