Первый урок по информатике. Тема "Урок и информация"

"Первый урок информатики"

План-конспект урока

«Человек и информация»

    ФИО (полностью): Крячко Инна Владимировна

    Место работы: МБОУ «Молочненская средняя школа»

    Должность: Учитель начальных классов

    Предмет: Информатика

    Класс: 2

    Тема и номер урока в теме: «Человек и информация.Урок№1»

    Базовый учебник «Информатика» 2 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

    Форма проведения урока – обособленная. (Имеются часы внеурочной деятельности; наличие компьютерного класса).

    Место урока в программе : Глава 1. «Виды информации. Человек и компьютер». Первый урок – «Человек и информация».

    УМК Н.В.Матвеевой.

    Основная идея урока : заинтересовать изучением нового предмета «Информатика»; сделать упор на то, что человек живёт в мире информации и очень тесно связан с ней, так как восприятие информации идёт через органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожу).

    Тип урока : урок усвоения новых знаний.

    Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

    Базовые

    Личностные УУД:

    актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с помощью чего получают информацию.

    Регулятивные УУД:

    развитие способностей к выбору, умению ставить учебную задачу, формирование навыков парной работы.

    Познавательные УУД:

    использование заданий, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты различных способов решения ситуации;

    развитие умений работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, таблицей.

    КоммуникативныеУУД:

    умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы.

    Используем: групповую дискуссию, побуждающий диалог.

    Метапредметные:

    Регулятивные универсальные учебные действия: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (поэтапное прохождение заданий);

    Познавательные универсальные учебные действия: - умение структурировать знания;- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Виды деятельности на уроке: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная;исследовательская, практическая.

    ПК, интерактивный комплекс;

    ЭОР: презентация ( ); видеоролик «Способы получения информации» (Приложение 5);

    предметы для выполнения заданий: (мяч, конфета, часы, духи, освежитель воздуха, лимон, сахар, пакет, мягкая игрушка, фольга от шоколада);

    карточки-диаграммы (расстояние, зрительная информация) (Приложение 2); (расстояние, слуховая информация) (Приложение 3);

    карточки для игры «Лото» (Приложение 4);

    Учебник «Информатика» 2 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009, 2010;

    Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 2 класс, 1 часть, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

    Школьные толковые словари.

    Цели и задачи:

    формировать представление о получении информации из окружающей среды с помощью органов чувств;

    познакомить учащихся с видами информации в зависимости от способа ее восприятия человеком;

    развивать умение работать с информацией;

    воспитание бережного отношения к органам чувств;

    формировать информационную культуру учащихся;

    формировать первоначальные элементы исследования;

    воспитывать интерес к предмету информатики, любознательность.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Новый урок!

Новый предмет!

Новая тема!

Новые знания!

Новые открытия!

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята, из эпиграфа к нашему уроку вы уже догадались, что сегодня у нас будет какой-то новый урок, мы будем добывать новые знания, делать новые открытия, а всё новое – это всегда что-то интересное.

Сегодня вы шли на урок и уже знали его название – ИНФОРМАТИКА.

Вы впервые пришли в кабинет информатики. Он очень похож на обычный школьный класс, но отличие сразу бросается в глаза: на каждом столе стоит компьютер. С сегодняшнего дня вы будете учиться работать с ним. Хочется верить, что компьютер станет вашим добрым помощником.

И сначала мы поговорим о правилах поведения в компьютерном классе.

Чтобы помощник был добрым и красивым, надо к нему внимательно относиться. Компьютер не переносит грязи. Пыль, которая всегда бывает в неубранном классе, оседает на поверхности машины, проникает внутрь и выводит из строя точные электромеханические устройства, портит электронные схемы.

Поэтому первое требование, которое надо соблюдать в кабинете информатики - чистота. (На каждом столе памятка с правилами поведения в компьютерном классе).

Нельзя приходить в грязной обуви и одежде. Почистите ваши пиджаки и портфели, прежде чем войдёте в класс.

Вы не успели пообедать на перемене перед уроком информатики? Лучше потерпите, но не приносите с собою хлеб, орешки, конфеты, семечки. Крошки навредят компьютеру больше, чем пыль. Если они попадут между клавишами, их не так легко оттуда извлечь.

Жвачка, какой бы вкусной она вам ни казалась, категорически запрещена каждому, кто сидит рядом с компьютером.

Направляясь на урок информатики, взгляните на ваши руки. Этими руками вы сейчас будете набирать сообщения машине. И если под ногтями у вас грязно, если ваши пальцы - испачканные и сальные, то такими же грязными станут клавиши вашего компьютера. А ведь за этой клавиатурой будут работать и ваши учителя, и товарищи из другого класса! Подумайте о них, подумайте о том, что ваши грязные руки испачкают, состарят и просто выведут из строя школьные ЭВМ.

Второе важнейшее требование в кабинете информатики - дисциплина. Ни одну клавишу (даже после того, когда вы узнаете, что они означают!) нельзя нажимать без разрешения учителя. Конечно, если вы нажмёте клавишу, взрыва и пожара не будет. Но если машина подготовлена к уроку, а вы, не предупредив учителя, решили побаловаться с клавиатурой, то, вероятнее всего, подготовленный материал будет испорчен.

Особое предупреждение: никогда не нажимайте кнопку отключения компьютера от электрической сети. Это может привести к потере работоспособности компьютера. На восстановление уйдет много часов.

Компьютеры работают от электрической сети, напряжение которой опасно для жизни. Будьте осторожны! Не трогайте провода, которые подведены к компьютеру.

Нажимая клавиши на клавиатуре, не прилагайте больших усилий. Компьютер поймёт вас и при самом нежном прикосновении. Помните, что, барабаня по клавиатуре, вы быстро выведете её из строя. Так же “нежно” нужно относиться к мышке и другим устройствам, подключаемым к компьютеру.

Не трогайте экран монитора даже чистыми пальцами - на нем все равно останутся следы.

Правила поведения в кабинете информатики не слишком сложны. Но соблюдать их нужно очень строго. Будучи внимательными к своим машинам, вы многому научитесь, много интересного увидите на экранах.


А кто знает, что такое информатика? (Ответы детей).

Чтобы ваши знания стали более точными, посмотрите на доску (слайд 1) и послушайте стихотворение:

Учить вас буду информатике,

И станем с вами мы дружить.

В огромном мире информации

Без автоматов не прожить,

А автомат – это устройство,

Что создал в помощь человек.

Я научу вас постепенно,

Как информацию хранить,

Как обработать, передать,

Я научу вас рассуждать.

Компьютер станет лучшим другом,

В ученье он незаменим,

Как книга, ручка и тетрадка,

Он станет вам необходим.

(ИНФОРМАТИКА=ИНФОРМАЦИЯ+АВТОМАТИКА)

-Может кто-то догадался о чём пойдёт речь сегодня на нашем первом уроке информатики? (Высказывания детей).

-Правильно, ключевым словом сегодня у нас на уроке будет слово «информация». А что конкретно мы узнаем, связанное с этим понятием, прочитайте в учебнике – с.7.

(Цель:

Понять, что мы живём в мире информации, которую изучаем с помощью органов чувств. Научиться анализировать сигналы, воспринимаемые с помощью органов чувств.)

3.Актуализация знаний.

Ребята, а как вы объясните, что такое «информация»?(Новости, сведения, когда кто-то говорит, смотрим телевизор, читаем книгу, газету и т.п.)

При обсуждении этого вопроса обратить внимание учащихся, что люди при разговорах передают сведения, какие-то новости. Подвести к выводу, что информация – это сведения об окружающем нас мире .

Откройте толковые словари (Ожегова) и прочитаем , что обозначает это слово:

Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и явлениях, воспринимаемых человеком или специальным техническим устройством.

    Как вы думаете, ребята, а может ли человек прожить без информации?

    На самом деле понятие «информация» несколько шире, чем мы его определили, и предполагает ощущения и восприятие каждым человеком окружающего мира с помощью мозга и органов чувств - органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Иными словами, информация – это ещё и свежесть дождя, и шум ветра, и тепло нагретого солнцем песка, и радость от увиденной в небе радуги... Всё это – информация.

    Чтобы понять, как связаны человек и информация, проведём небольшое исследование.

    В процессе всех заданий вы должны внимательно следить за тем, что происходит, что вы делаете. Это позволит вам сделать определённые выводы.

Задание 1

Ребята, попробуйте рассказать о предметах, не прикасаясь к ним (на учительском столе: мяч, конфета, часы…)

Задание 2

Закройте глаза. Вы не видите, не слышите, не трогаете руками. Расскажите про предмет (учитель распыляет духи, освежитель воздуха …)

Какой орган помог получить информацию?

Задание 3

Закройте глаза. Расскажите про предмет, не видя его, но вы можете его попробовать (учащиеся пробуют: лимон, сахар, конфета…)
– Какой орган помог получить информацию?

Задание 4

Закройте глаза. Вы не видите. Какие звуки вы услышали? (аплодисменты, скрипнула дверь…)
– Какой орган помог получить информацию?

Задание 5

Закройте глаза. Вы не видите и не слышите, но вы можете потрогать руками. Расскажите про предмет. (В руках пакет, мягкая игрушка, фольга от шоколада …)
– Какой орган помог получить информацию?

Учитель:

Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями.
С помощью чегомы получали информацию?

В получении информации нам помогают органы чувств.
– Сколько органов чувств у человека? (5)
– Какие это органы чувств?
(Глаза, уши, нос, язык, кожа).

- К какому выводу мы с вами пришли, выполнив все задания?

Человек получает информацию с помощью 5 органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.

4. Первичное усвоение материала: (работа по презентации и приложениям).

Учитель. Вспомните, с помощью какого органа чувств мы получали информацию о предметах, расположенных на столе? Правильно, мы использовали зрение. Зрение помогает различить цвета предметов, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Глаза словно окна в мир. Берегите зрение.(Слайд).

Учитель . Приведите примеры, когда человек получает зрительную информацию. ( Читаем журнал, смотрим друг на друга, рассматри ваем график или рисунок,

смотрим телевизор, рассматриваем картину в музее.) .
-- А вы знаете, что человек может определить расстояние на глаз: посмотрите карточки-диаграммы на ваших партах (Приложение 2)

    50 шагов – глаза и рот

    300 шагов – лицо

    1,5 км – горящая спичка ночью

    6 км – заводские трубы

    8 км – свет костра ночью

    Какой орган, позволил нам почувствовать запах? (Нос) Демонстрируется слайд

Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью носа. (Ответы учащихся)

Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности, например об утечке газа из газовой плиты или о том, что пища испорчена и есть её нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. При насморке человек плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды!

Учитель. Какой орган чувств помог нам определить вкус еды или напитка? Верно, это язык. Информацию, которую мы получаем с помощью язы ка, когда что-нибудь едим или пьем, называют вкусовой. Демонстрируется слайд. Какой вкус мы можем чувствовать? (Кислый, горький, невкусный, сладкий, мятный, соленый, пряный.) – На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей!
Демонстрируется слайд

    Какой орган позволил нам определить звуки? (Уши).

С помощью ушей человек слышит речь, музыку, шум. Демонстрируется слайд

Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью ушей. (Ответы учащихся)

Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже нужны нам. Эти звуки – часть окружающей нас красоты. Шум может не только мешать, но и нести полезную информацию – например, шум мотора сообщает нам о том, что приближается машина, и нужно быть внимательнее. Помните, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте в тишине.

Дальность слышимости человеческого уха: карточки-диаграммы (Приложение 3)

    Шум движущегося поезда – до 10 км

    Выстрел – до 5 км

    Автомобильный сигнал – до 3 км

    Лай собаки – до 2 км

    Крик человека – до 1,5 км

    Движение автомобиля по шоссе – до 1,5 км

    Движение автомобиля по грунтовой дороге – до 500 м

    Разговорная речь – до 200 м

    Кашель – до 50 м

    Шаги – до 20 м

Какой орган позволил нам определить гладкий предмет или шершавый? (Кожа)

С помощью кожи человек узнаёт о том, каков предмет на ощупь – тёплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый. Даже с закрытыми глазами или в темноте на ощупь можно получить информацию о размерах и форме предмета.
– Кожа – орган осязания. Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения!

5. Осознание и осмысление учебной информации.

а)Физкультминутка

А теперь немного отдохнем и проверим, внимательно ли вы слушали и смотрели, поиграем в игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная – закрываем глаза, звуковая – прикрываем ладошками ушки, если информацию получаем в виде запаха – закрываем нос, определяют на вкус – рот, распознают кожей – хлопаем в ладоши.
Итак, начнем, будьте внимательны:

  • Звонок, горячо, сладко, музыка, яркий, колется, жарко, мокрый, горький, зелёный, шершавый, радио, липкий, высокий, бензин, темный, мороз.

    Молодцы, у вас хорошо получается определять виды информации.

б)Выполнение заданий в рабочей тетради с.3-4 , по вариантам в режиме взаимопроверки.

6. Первичное закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала проводится в игровой форме.

Задание 1. Информационное лото. Установи соответствие. (Приложение 4). Работа в парах. Учитель объясняет задание: к акие органы чувств позволяют нам различить информацию? Установите соответствие. Карточки таблицы 2 (картинки с органами чувств) необходимо разложить в таблице 1 (слова) - установить соответствие.

(Таблица 1) (Таблица 2) (картинки органов чувств)

(карточки из таблицы 2 кладут на слова таблицы 1 картин кой вверх) Когда

задание выполнено, учитель выдает контрольную карточку с правильным расположением картинок и просит учеников проверить выполненное задание, затем совместно разбирают ошибки, если они были допущены.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Разобрать материал в учебнике с.9-11, пересказать своими словами материал рубрики «Главное»; с.5 –в тетради, выписать из словаря значение слова «информация».

8.Рефлексия.

а)-- Вернёмся кначалу урока, вспомним чтодолжны были понять и чему научиться. Природа одарила человека пятью органами чувств для того, чтобы он мог воспринимать информацию разных видов.
Для принятия решения человеку необходимы несколько органов чувств: это глаза, уши, язык, кожа, нос.
Зрительную, звуковую и обонятельную информацию можно получить, не прикасаясь к предмету, а осязательную и вкусовую - прикоснувшись к предмету руками или языком.
Часто для принятия решения человеку необходима информация разных видов, воспринимаемая с помощью разных органов чувств.

«Давайте обсудим»
Какие органы чувств есть у человека для восприятия информации?
Для чего человеку пять органов чувств?
Как называют информацию, получаемую с помощью глаз, ушей, носа, кожи и языка?
Какую информацию можно получить, не прикасаясь к предмету?
Для чего человеку нужна информация?

Приём «Продолжи предложение»:

Я узнал….

Я понял…

Я открыл для себя…

Я никогда не думал, что..

Мне было интересно…

Мне не очень понятно…

Я ещё не совсем разобрался…

б)Просмотр видеоролика «Способы получения информации», как подготовка к материалу следующего урока.(Приложение 5).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дальность восприятия предметов с помощью органов зрения

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дальность слышимости человеческого уха

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТАБЛИЦА 1 (ИНФОРМАЦИОННОЕ ЛОТО)

Кислый

белый

шелест

Твердый

горький

резкий

блестящий

крик

шершавый

звонкий

ароматный

красивый

ТАБЛИЦА 2 (ИНФОРМАЦИОННОЕ ЛОТО)

ДЛЯ УЧЕНИКОВ РАЗРЕЗАНА НА КАРТОЧКИ, ДЛЯ УЧИТЕЛЯ КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА НЕ РАЗРЕЗАЕТСЯ

  • Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
  • Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения
  • Сформировать представление о классификации ЭВМ;
  • Ввести понятие компьютер и его основных частей;
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, умение делать выводы.

Оборудование: компьютерная презентация , интерактивная доска, компьютеры, кроссворд, карточки с заданиями.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

Прозвенел звонок!
Позвал на урок!
Будем мы рассуждать,
И друг другу помогать.

На доске не записана тема урока. Учитель предлагает учащимся отгадать загадку.

Ответ – тема урока.

Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?

Ответ: Компьютер.

Слайд 4

Молодцы! Вы справились с первым заданием. Тема нашего урока: “Компьютер”.

А теперь давайте попробуем вспомнить, где применяется компьютер и чем помогает людям.

В ходе диалога анализируются и обобщаются ответы учащихся, акцентируется их внимание на том, что компьютеры сегодня мы видим в банках (прежде всего для выполнения сложных расчетов), на вокзалах (чтобы подучить информацию о расписании поездов и ценах на билеты), в библиотеках, в больницах, школах и т.п. Учитель.

Ребята, а вы знаете, когда впервые заговорили о создании вычислительной техники?

Всё началось с идеи научить машину считать или хотя бы складывать многоразрядные целые числа. Ещё около 1500 г. великий деятель эпохи Просвещения Леонардо да Винчи разработал эскиз 13-разрядного суммирующего устройства, что явилось первой дошедшей до нас попыткой решить указанную задачу. Первую же действующую суммирующую машину построил в 1642 г. Блез Паскаль – знаменитый французский физик, математик, инженер. Его 8-разрядная машина сохранилась до наших дней.

В октябре 1945 года в США был создан первый компьютер ENIAC . В ЭВМ первого поколения использовались электронные лампы. Так, фирма IBM в 1952 году выпустила первый промышленный компьютер IBM-701, содержащий 4000 электронных ламп и 12000 германиевых диодов. Один компьютер этого типа занимал площадь порядка 30 кв. метров, потреблял много электроэнергии, имел низкую надежность. Поиск неисправности составлял 3-5 дней.

Наивысшим достижением отечественной вычислительной техники созданной коллективом С.А. Лебедева явилась разработка в 1966 году полупроводниковой ЭВМ БЭСМ-6 с производительностью 1 млн. операций в секунду.

Посмотрите, как выглядели первые компьютеры

В настоящее время ЭВМ можно классифицировать по следующим видам

Более подробно мы сегодня остановимся на изучении персональных компьютеров. ПК являются наиболее массовыми и широко используемыми ЭВМ. Несмотря на свои небольшие размеры, они вобрали в себя все черты ЭВМ и полностью отражают ее архитектуру и принципы построения. В дальнейшем при рассмотрении аппаратных и программных средств будем вести речь только о персональных компьютерах.

Чем же отличаются ПК друг от друга?

Настольные ПК

Наиболее распространёнными являются настольные ПК , которые позволяют легко изменять конфигурацию (внешнее очертание, а также взаимное расположение предметов или их частей)

Портативные компьютеры

Удобны для пользования, имеют средства компьютерной связи. Системный блок, монитор и клавиатура портативных ПК размещены в одном корпусе: системный блок находится под клавиатурой, а монитор встроен в крышку.

Карманные модели

называют "интеллектуальными” записными книжками, т.к. они позволяют хранить оперативные данные и получать к ним быстрый доступ.

Физкультминутка (музыкальное сопровождение)

Слайд 16

Зачем же, по вашему мнению, нужен компьютер? (рассуждения учащихся).

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете компьютер.

Из чего же состоит компьютер? Перед вами на столе лежит листок с заданием. На нём изображён компьютер. В пустые клетки впишите названия основных устройств компьютера. (Приложение 1) 3-4 мин. Не волнуйтесь, если вы о каком – то устройстве не знаете. Мы всё сейчас проверим.

Разберём каждое устройство отдельно.

Системный блок, звуковые колонки.

Системный блок - это главное устройство компьютера. Системный блок содержит всю электронную начинку компьютера, его “ мозг”. Основными элементами системного блока являются процессор (выполняет программы, состоящие из команд) и память (хранит данные и программы).

Звуковые колонки, с помощью этого устройства компьютер воспроизводит звук.

Монитор компьютера - это устройство для отображения информации, выводимой из компьютера. Монитор похож на телевизор. Человек получает от него несколько видов визуальной информации: текстовую, графическую, видео. Монитор так и называют - устройство вывода.

А теперь отгадайте загадку и подумайте, о каком устройстве идёт речь.

Загадка!

Эту мышку даже мама

Может смело в руки брать.

У нее на спинке кнопки,

Чтоб программы набирать.

Компьютерная мышь

Мышь - устройство ввода информации в компьютер. Мышь - это небольшая коробочка с двумя или тремя клавишами. Её легко удержать в руке. Вместе с проводом для подключения к компьютеру это устройство действительно напоминает мышь с хвостом.

Клавиатура - устройство для ввода данных в компьютер. С помощью клавиатуры в компьютер вводят текстовую информацию и команды. Клавиатура компьютера - близкая родственница клавиатуре пишущей машинки, только клавиш у неё больше. Клавиатура имеет следующие клавиши: алфавитно-цифровые, функциональные, управляющие клавши и клавиши дополнительной клавиатуры.

Слайд 23

Пришло время разгадать кроссворд, который лежит у вас на парте. Этот же кроссворд изображён на интерактивной доске. (Приложение 2). Ответы ученики записывают в свои кроссворды. Учитель вызывает по одному ученику к интерактивной доске для записи правильных ответов. Учитель помогает.

Учитель

Итак, подведём итоги нашего урока.

Сегодня мы попытались ответить на вопросы:

Как компьютер помогает людям? Где он применяется?
Познакомились с историей создания вычислительной техники;
классификацией ЭВМ;
познакомились с устройством компьютера; решали кроссворд.

И ответили на главный вопрос:

Для чего сегодня нам нужен компьютер?

Объявляются оценки за урок, домашнее задание.

Домашнее задание.

Придумай свою весёлую историю про компьютер или про одно устройство.

Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за урок.

МОЛОДЦЫ!

Используемая литература

  • Информатика в играх и задачах. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова – М, ООО “Баласс”, 2010г.
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text
  • ttp://ru.wikipedia.org/wiki/;
  • ttp://yandex.ru/yandsearch?text=;
  • http://www.metod-kopilka.ru/page-5.html
  • http://kinderinf.narod.ru/inf.htm
  • http://zanimatika.narod.ru/Book8.htm

Клименко Наталья Николаевна
Учебное заведение: ГБПОУ КК «КМТ»
Краткое описание работы: В данном уроке обучающиеся получают практические навыки работы с электронным оглавлением: для этого они знакомятся с функцией Стили вкладка Заголовок. В результате выполнения работы обучающиеся умеют по заданному тексту создать электронное оглавление.

Таратунина Дарья Владимировна
Учебное заведение: ГБПОУ Ишимбайский профессиональный колледж
Краткое описание работы: Основной задачей данного занятия является формирование умений и навыков вставки графических объектов при создании Web-страниц средствами языка HTML. На последующих занятиях будут рассмотрены методы подготовки графики для Web-страниц и оптимизации использования графики для достижения требуемых эффектов.

Кузнецова Екатерина Васильевна
Учебное заведение: научить работать с инструментом «Распылитель» в программе «Paint».
Краткое описание работы: Технологическая карта разработана для 1 класса, по внеурочному занятию.Цель содержательная: научить работать с инструментом «Распылитель» в программе «Paint».Цель деятельностная: создать рисунок на тему: «Одуванчик» с помощью инструмента «Распылитель» в графическом редакторе «Paint».

Никитина Татьяна Васильевна
Учебное заведение: МОУ Фировская СОШ
Краткое описание работы: рок для 8 класса общеобразовательной школы. Проводится в форме лекции с элементами обсуждения. Сопровождается презентацией, что облегчает восприятие материала. Рассматриваются вопросы: основные устройства компьютера, компьютерная память, взаимодействие устройств ПК, основные характеристики устройств ПК. Домашнее задание дается в форме творческого задания.

Балибардина Наталья Николаевна
Учебное заведение: МКОУ "СШ № 7 г. Михайловки Волгоградской области"
Краткое описание работы: Обучающая: познакомить учащихся с техническими средствами мультимедиа, термином компьютерная презентация. Развивающая: развитие речи, мышления, памяти, познавательных умений, умений оценивать результаты выполненных действий.Воспитательная: воспитывать умение работать с партнером, с классом, уважать чужое мнение, дисциплинированность, привить чувство эстетического оформления делового документа.

Информатика представляет собой научную область, которая исследует методы и процессы сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий. В российских школах информатику преподают в 5-11 классах. Методические материалы по информатике (ИКТ) представлены на нашем сайте в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка […]

План-конспект урока по информатике по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по информатике. Конспект урока информационных технологий представляет собой подробный план, включающий содержание и подробное описание этапов занятия по этой учебной дисциплине.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей информатики. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения информатике в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока информатики должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по информатике являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков информатики (ИКТ) бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям информационных технологий (ИКТ) перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по информатике на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по информатике на нашем сайте Вы найдете разработки по физкультуре , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.

Конспект урока по информатике для учащихся 10 класса по теме:

«Решение задач на Машине Поста»

Цели урока:

    Образовательная:

    Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности учащихся, познаватель­ной активности и широты кругозора;

    Воспитательная:

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный, индуктивно-репродуктивный

Оборудование: учебник, карточки с самостоятельной работой

Литература:

    Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 7-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 246с.

    Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10–11 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

3. Решение задач (20 мин.)

6. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие учеников, проверка посещаемости, проверка готовности помещения к уроку

    Актуализация знаний

Учитель: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы рассматривали информационный процесс, который называется обработка информации, вспомнили свойства алгоритмов и познакомились с алгоритмической машиной.

Что понимают под обработкой информации?

Ученик: Обработка информации – это процесс изменения вида (формы), смысла, объема информации.

Учитель: В чем заключается модель обработки информации?

Ученик:

Учитель: Какие варианты обработки информации вы знаете?

Ученик: Получение новой информации, новых сведений, изменение формы представления информации, систематизация, структурирование данных, поиск информации.

Учитель: Какая новая наука появилась в 30-х гг. XX в.?

Ученик: Теория алгоритмов.

Учитель: Хорошо, а теперь открываем вопросы в конце §9 и отвечаем на вопросы 1-2, 4-6.

Учащиеся отвечают на вопросы

    Решение задач

Учитель: Какие алгоритмические машины вы знаете?

Ученик: Машины Тьюринга и Поста.

Учитель: Сегодня на уроке, мы будем изучать, как работает машина Поста и как решать на ней задачи. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Решение задач на машине Поста».

Запись в тетради: Число

Классная работа

Тему урока «Решение задач на машине Поста»

Учитель: Алгоритм, по которому работает машина Поста, будем называть программой. Программа - алгоритм, записанный по строгим правилам языка команд исполнителя. Что же представляет из себя машина Поста? Машина Поста представляет собой бесконечную информационную ленту, разделенную на позиции-клетки. В каждой клетке может либо стоять «метка» (некоторый знак), любо отсутствовать (пусто). Вдоль ленты движется каретка – считывающее устройство. Каретка может передвигаться шагами: один шаг – смещение на одну клетку вправо или влево. Клетку, под которой установлена каретка будем называть текущей .

Запись определений в тетрадь

Учитель: Каретка является ещё и процессором машины. Она может:

1)распознавать, пустая клетка или помеченная знаком;

2) стереть знак в текущей клетке;

3)записать знак в пустую текущую клетки.

Главное отличие каретки-процессора машины Поста от процесса компьютера - в компьютере возможен доступ процессора к ячейкам памяти в произвольном порядке, а в машине Поста - только последовательно.

Назначение машины Поста - производить преобразования на информационной ленте.

Запись в тетрадь

Учитель: Так как машина Поста работает по определенному алгоритму, следовательно, она имеет свою систему команд, к рассмотрению которой мы с вами переходим. Запись любой команды начинается с ее порядкового номера в программе - n. Далее следует код операции и после него - номер следующей выполняемой программы - m. Рассмотрим систему команд машины Поста более подробно. Открываем учебники на странице 51, находим таблицу, по цепочке зачитываем команду и действие.

Учащиеся по очереди зачитывают

Учитель: Разберем более подробно на следующем примере.

Пример из учебника

Учитель: А теперь вместе с вами рассмотрим пример 2. Исходное состояние показано на рисунке:

Выполнить на машине Поста программу:

1 →2
2 ? 1;3
3 ← 4
4 V 5
5 !

Учитель:

Ученик: Сдвинем каретку вправо и перейдем к команде 2.

Учитель: В чем состоит суть второго шага?

Ученик: Смотрим, если следующая ячейка пустая, то выполняем команду 1, иначе 3. Она пустая, следовательно, выполняем команду 1 и сдвигаем вправо на один шаг.

Ученик: Второй шаг. Здесь следующая ячейка пустая, значит выполняем команду 1: сдвигаем вправо на 1 шаг.

Учитель: Следующая команда, о чем нам говорит?

Ученик: Мы видим, что клетка непустая, значит, мы сдвигаем влево на 1 шаг.

Учитель: Следующая команда?

Ученик: Дописываем метку и останавливаем команду.

Учитель: Делаем вывод о том, что программа выполнилась на 5 шагов.

Учитель: Давайте рассмотрим задачу 1.

К доске вызывается ученик.

Ученик:

Учитель: Что мы выполним первым шагом?

Ученик: Первым шагом выполним запись метки, в пустую клетку.

Можно сделать вывод: данная программа выполнилась за 2 шага.

Учитель: Давайте задачу 2, выполним самостоятельно в тетрадях.

Исходное состояние:

Ученики выполняют самостоятельно в тетрадях

Учитель: Давайте проверим у вас получилось.

Учитель: Переходим к следующей задаче.

К доске вызывается ученик.

Ученик: Исходное состояние информационной ленты выглядит следующим образом:

Учитель: Что мы выполним первым шагом?

Ученик: Первым шагом выполним стирание метки.

Вторым шагом выполняем сдвиг каретки на шаг вправо.

Конечное состояние выглядит следующим образом:

Учитель: Переходим к следующей задаче. Обратите внимание, в данной задаче заданы начальное и конечное состояния, нам необходимо составить программу.

К доске вызывается ученик.

Ученик: Первым шагом выполняется сдвиг каретки на шаг влево. Запишем это: 1 2.

Вторым шагом происходит запись метки: 2 v 3.

Третьим шагом выполняется сдвиг каретки на шаг влево: 3 4.

Четвертым шагом происходит стирание метки: 4 5.

Пятым шагом выполняется сдвиг каретки на шаг влево: 5 6.

Шестым шагом происходит запись метки: 6 v 7.

Седьмым и восьмым шагами выполняется сдвиг каретки на шаг влево:

Конечное состояние получено, значит программа выполнена. 9 !

    Самостоятельная работа

    Самостоятельная работа

    Задание 1: Пусть задано исходное состояние головки и требуется на пустой ленте написать две метки: одну в секцию под головкой, вторую справа от нее.

    Решение:

    Задание 2: На ленте имеется некоторое множество меток (общее количество меток не менее 1). Между метками множества могут быть пропуски, длина которых составляет одну ячейку. Заполнить все пропуски метками.

    Решение :

  1. Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке мы решали задачи на машине Поста двух типов, когда вам была дана готовая программа и начальное состояние информационной ленты и когда даны начальное и конечное состояния информационной ленты, необходимо составить программу.

    Домашнее задание

Учитель: §10, вопросы в конце §10.

Самоанализ урока информатики

Урок информатики по теме «Решение задач на машине Поста» был проведен мной, Дорониной Натальей Юрьевной в 10 «А» классе МОУ «Средняя школа №37» г. Саранска.

Цели урока:

Образовательная: закрепление полученных знаний при решении задач на машине Поста;

Развивающая: развивать познаватель­ную активность и широту кругозора; способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности учащихся;

Воспитательная: прививать аккуратность в работе, воспитать у учащихся положительное отношение к предмету.

Урок проводился в компьютерном классе. Все санитарно-гигиенические нормы и правила работы в кабинете вычислительной техники были соблюдены. Тип урока – комбинированный урок. В соответствии с типом были выделены следующие этапы урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Актуализация знаний (5 мин.)

3. Решение задач (20 мин.)

4. Самостоятельная работа(15 мин.)

5. Подведение итогов урока (2 мин.)

6. Домашнее задание (1 мин.)

Подготовка к уроку была продуктивной: были поставлены цели урока путем ознакомления с программой и методическими указаниями по теме; ознакомилась с поурочными разработками для проведения урока; консультировалась с методистом по информатике и учителем-предметником, изучила содержание учебного материала по теме в учебнике, выделила основные научные и воспитательные идеи, понятия, навыки, умения, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными целями; выбрала методы и средства обучения; определила темп обучения на уроке.

Учащиеся в свою очередь были хорошо подготовлены к уроку: рабочее место соответствовало уроку.

Этапы были определены четко, на каждом из них было выделено главное, основное. На первом этапе необходимо было установить следующее, помимо взаимного приветствия учителя и учащихся: готовность помещения и рабочих мест к уроку. Этап актуализации знаний был проведен в форме фронтального опроса. Основная цель третьего этапа – решение задач. Были рассмотрены различные типы задач на машине Поста. Следующий этап был реализован таким образом: учащимся была предложена самостоятельная работа. Далее был подведен итог урока. Заключительный этап - постановка домашнего задания. Считаю, что все этапы урока были успешно реализованы.

Объем фактического материала, используемого на уроке большой. Материал полностью соответствовал программе и уровню знаний учащихся.

Задачи я стремилась подобрать в соответствии с теоретическим материалом в учебнике. Считаю, что сделать это мне удалось.

На уроке использовались следующие методы: дедуктивно-репродуктивный, индуктивно-репродуктивный.

Во время урока, старалась объяснять понятно и доступно ученикам. Главная информация подчеркивалась.

Активность учащихся на уроке была хорошая. Дисциплина была на должном уровне. Подводя общий итог, можно сказать, что в целом, урок прошел успешно. Все поставленные мной цели были достигнуты.

Считаю, что проведенный мною урок был эффективным: поставленные цели были достигнуты, все этапы реализованы, временные рамки были соблюдены.

План конспект урока с применением метода проектов.

Тема: «Графический редактор».

Класс: 5 класс.

Цели урока:

- воспроизводит понятия мультимедиа технологии и мультимедиа презентации, компьютерная графика.

Определяет виды компьютерной графики.

- работает в группе

Задачи урока:

Образовательные: обобщить знания по теме «Графический редактор » .

Развивающие: развивать умения анализировать, выделять главное, развить творческую активность учащихся, познавательный интерес, развивать информационно-коммуникационную компетентность.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группах и качественно взаимодействовать с одноклассниками.

Тип урока: Урок практического применения знаний.

Вид урока: урок с применением метода проекта.

Оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор, карточки с опорными фразами для составления мини-доклада.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к усвоению материала(активное целепогагание).

3.Практическая часть(создание проектов.):

Учащиеся делятся на группы.

В каждой команде распределяются роли:историка,редактора,художника.

Создание проекта.

Защита проектов.

4.Рефлексия.

5.Подведение итогов урока.

Ход урока.

    Организационный момент:

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами посвятим наше занятие повторению темы «Графический редактор». По истечении этого занятия вы, ребята, создадите проекты, которые затем представите аудитории. Проекты вы представите в виде презентаций, которые будут содержать информацию о видах компьютерной графики.

Вся группа разделится на три команды. Каждая команда будет создавать проект посвящённый своему виду компьютерной графики. Информацию вы будите искать в сети Интернет, но пользуясь только определёнными web-ресурсами.

    Подготовка учащихся к усвоению материала:

Вы будите создавать ваш проект по средствам мультимедийной презентации, значит вам необходимо вспомнить, а что же такое мультимедиа технологии и в частности мультимедиа презентации?

Мультимедиа технологии – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Мультимедиа презентации – это электронные презентации, которые состоят из отдельных частей, слайдов, и могут содержать в своей структуре тексты, видео, аудио, изображения, фотографии, схемы и т.д. Обычно мультимедиа презентации используют для наглядного представления информации определённому кругу людей с применением аппаратных и программных средств. Мультимедиа презентации создаются с применением программы MS PowerPoint, в нашем случае мы будем использовать программу MS PowerPoint 2007.

Так как тема проекта компьютерная графика, значит необходимо вспомнить, что же это такое и какие виды компьютерной графики существуют.

Компьютерная графика – это область деятельности, в которой используются в качестве инструмента, как для создания , так и для обработки , полученной из реального мира.

Виды компьютерной графики: растровая – изображения, состоящие из пикселей; векторная – изображения, которые состоят из простейших геометрических фигур; фрактальная – изображения, созданные с помощью языков программирования. В основе лежит принцип повторения отдельных частей, которые складываются в единое целое; трёхмерная – изображения, которые имеют визуальный объём и могут быть в писаны в трёхмерное пространство.

    Практическая часть занятия (создание проектов):

Теперь, когда мы вспомнили, что такое компьютерная графика, виды компьютерной графики, мультимедиа технологии и презентации, пора приступить к созданию проектов. Для этого вы разбились на три команды. Каждая команда создаёт проект по своему виду компьютерной графики:

1 команда выполняет проект по растровой графике;

2 команда выполняет проект по векторной графике;

3 команда выполняет проект по трёхмерной графике.

Распределите роли каждому участнику команды. У вас должен быть историк , который будет осуществлять поиск информации в сети, используя определённые web-ресурсы; редактор , который, получая информацию от историка, компаниею её и оформляет готовую презентацию; художник , который создаёт примерное изображение вида графики своей команды.

В процессе создания вы будите использовать руководство по созданию проекта ( ). В руководстве п одробно прописано, какие вопросы необходимо раскрыть в рамках темы вашего проекта.

Теперь, когда мы всё обсудили пока приступить к непосредственному выполнению проектов. Прошу команды пройти за компьютеры (обучающиеся рассаживаются за компьютеры). На Рабочих столах ваших компьютеров найдите текстовый документ под именем Ссылка на руководство.txt . Откройте этот документ и скопируйте ссылку из него. Затем закройте документ и откройте браузер Mozilla Firefox, который располагается на Рабочем столе. В адресную стоку браузера вставьте ссылку на руководство и нажмите клавишу «Enter». Теперь вы находитесь на главной странице руководства. Внимательно ознакомьтесь с заданием для каждого участника команды, с вопросами, которые нужно раскрыть в проекте, с требованиями к оформлению проекта, со списком информационных ресурсов, которыми вы можете пользоваться при создании проектов.

После того, как ваши проекты будут готовы, каждая команда составляет мини-доклад по своему проекту. В качестве шаблона у вас есть список опорных фраз, которые можно использовать в докладе (обучающиеся знакомятся с руководством, задают вопросы учителю, приступают к выполнению проектов).

    Защита проектов:

Проекты команд готовы. Теперь ваша задача, используя опорные фразы, составить мини-доклад по вашим проектам, другими словами, защитить их перед аудиторией. У вас на столах лежат распечатки с этими опорными фразами. У вас 7 минут на составление доклада (обучающиеся приступают к составлению докладов).

Опорные фразы для составления мини-доклада

Наша команда выполняла проект по теме ________________________________________.

В группе ИСТОРИКОМ был ___________________________, РЕДАКТОРОМ был ______________________________ и ХУДОЖНИКОМ был _________________________.

В рамках данной темы нами были рассмотрены следующие вопросы:

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

Обработав найденную информацию, мы выяснили, что ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Работая над проектом в рамках темы ________________________________________ мы открыли для себя новые факты, которые не были нам известны до настоящего момента: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В процессе создания проекта нами использовались следующие методы работы с информацией (нужное подчеркнуть) : поиск, анализ, синтез, выделение главного, обобщение, аналогия, сравнение, классификация, систематизация.

ХУДОЖНИКОМ нашей команды было создано следующее изображение в _________________ редакторе _____________________. Этот редактор предназначен для ________________________________________________________________ изображений.

Благодарим за внимание!

Доклады составлены. Пора представить свои проекты публике. Приглашаем первую команду представить свой проект (команды по очереди показывают созданные проекты аудитории и читают по ним доклады).

    Рефлексия:

Все команды очень хорошо поработали и подготовили замечательные проекты по своим темам. И в завершении нашего занятия я бы хотела услышать от каждой команды их мнение о проектах своих оппонентов (что понравилось, что не понравилось, что следует доработать и т.д.) (обучающиеся высказывают своё мнение о проектах каждой команды).

    Итог занятия. Заключительное слово учителя:

Наше занятие подошло к своему концу. Я надеюсь, что вам было интересно работать в группах, создавать проекты и взаимодействовать друг с другом. Думаю, что этот опыт не пройдёт для вас даром. Благодарю всех за активную работу, наше занятие закончено. До свидания!