Реализм в литературе 19 века. Реализм в искусстве (XIX-XX вв)

направление

Реали́зм - (от позднелат. reālis «действительный») - направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Под реализмом в узком смысле понимают позитивизм как направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму . Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму .

Появление реализма в живописи обычно связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819-1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо , Жан-Франсуа Милле , Жюль Бретон). В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм .

В любом литературном произведении различают два основных элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Отсюда возникают два литературных направления. Это реализм, ставящий задачу максимально объективного воспроизведения действительности, и идеализм, видящий предназначение в дополнении действительности и создании новых форм. В российской публицистике и литературной критике указанный смысл термина «реализм» впервые определил Дмитрий Писарев. До этого момента термин «реализм» употреблялся Герценом лишь в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846).

Реализм в театре, как реалистическая драма, представляет собой промежуточный жанр, граничащий и с трагедией и с комедией, в котором конфликт обычно не доводится до трагического конца. Его существенной чертой является острая актуальность, интерес к современности и злободневности. Стремление к точности изображения является настолько определяющим для реалистов, что даже при обращении к прошлому, они остаются столь же щепетильными к фактам, как при изображении типов и событий современной им жизни.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Википедия:

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.

Критический реализм - направление и искусстве ряда стран Европы и Америки, возникшее в середине XIX в. В то же время во Франции появился реализм как важное понятие эстетической мысли.

Критический реализм ориентирован на непосредственное изображение повседневной жизни людей, преимущественно бедных и обездоленных, противопоставляемых зажиточным и праздным слоям населения. Первые признаки критического реализма можно заметить в живописи итальянца Микеланджело Караваджо и его последователей - «караваджистов», проявлявших в конце XVI и в XVII в. острый интерес к быту низов общества - нищих, бродяг, разбойников, изображавшихся часто в увлекательном романтически-авантюрном обличий (живопись Сальваторе Розы, Алессандро Маньяско в Италии). В XVII в. голландец Ян Стен , в XVIII в. итальянцы Якопо Черути, Гаспаре Траверс пытались изобразить без прикрас неприглядные стороны будничной жизни своих современников. Художники эпохи Просвещения XVIII в. (Уильям Когарт В Англии.) критиковали с точки зрения разума и справедливости социальные устои общества тех лет. Особенно острым и бесстрашным был анализ социальных противоречий в офортах и картинах Франциско Гойи в Испании на рубеже XVIII и XIX вв. В живописи и графике 1-й половины XIX в. (Теодор Жерико , Эжен Делакруа во Франции) с энергией и страстью отражены драматические конфликты повседневной реальности. Собственно социальная критика стала доминирующим началом в творчестве графиков 2-й трети XIX в. - Оноре Домье , Поля Гаварни , Жана-Исидора Гранвиля , обратившихся к пристальному изучению и анализу глубоких общественных противоречий. Обобщенные образы социальных сил своего времени создали в XIX в. художники Александр Декан, Гюстав Курбе , Жан-Франсуа Милл е во Франции, Константен Менье в Бельгии. Адольф Менцель, Вильгельм Лейбль в Германии, Михай Мункачи в Венгрии. В России критический реализм получил распространение уже в середине XIX в. Образ «маленького человека», возникший в произведениях А. С. Пушкина, И. В. Гоголя, нашел воплощение в жанровых сценах П. А. Федотова, в карикатурах и иллюстрациях А. А. Агина, П. М. Боклевского, Н. А. Степанова, П. М. Шмелькова, А. И. Лебедева. Во 2-й половине XIX - начале XX вв. художники-передвижники сделали критический реализм основным методом своего искусства. В. Г. Перов, Г. Г. Мясоедов, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко, И. Е. Репин , А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, Л. В. Попов в своих картинах критиковали несправедливое общественное устройство, следуя за литературой (И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. А. П. Чехов). Традиции критического реализма - сатирическое обличение и анализ общественной ситуации - то и дело воскресали в советское время: в сатирической графике Кукрыниксов, Б. И. Пророкова, Л. В. Сойфертиса, в живописи Е. М. Чепцова, С. А. Адливанкина, С. В. Никритина, Г. М. Коржева, а в конце XX в. в саркастическом искусстве соц-арта .

Реализм

«Здесь не идёт речь о поиске «абсолютной» красоты. Художник не является ни историей живописи, ни её душой... И именно поэтому он не должен считаться ни моралистом, ни литератором. Его следует оценивать просто как художника».

Томас Икинс стал самым известным художником-реалистом в Соединенных Штатах, включая фотографические исследования в свои работы и раскрывая характер сюжетов посредством тщательного наблюдения. «Клиника Гросса» (1875), портрет доктора Сэмюэля Гросса, проводящего инвазивное хирургическое вмешательство в операционной, изображается в невероятных подробностях. Его выбор современного предмета (хирургии) следует реалистическому убеждению, что художник должен быть из своего времени.

Немецкий реалист Вильгельм Лейбль встретил Курбе и увидел его работу, когда французский художник посетил Германию в 1869 году. Признавая его способности, Курбе заманил его обратно в Париж, где Лейбль достиг значительных успехов, а также познакомился с Мане до возвращения в Мюнхен, чтобы утвердить себя в качестве первого художника-реалиста своей страны. Он наиболее известен изображениями крестьянских сцен, таких как «Три женщины в церкви» (1881), которые принесли откровенный натурализм голландских и немецких Старых мастеров в современную эпоху. Хотя несколько устаревшая одежда, которая одета на этих трёх женщинах указывает их низкий экономический статус (новые тенденции города прошли мимо них), Лейбль облагораживает их терпением и скромностью.

«Мир Кристины», созданный одним из ведущих американских художников того времени, находится среди самых знаменитых американских картин середины XX века. Он изображает женщину, лежащую на поле, и смотрящую на серый дом на горизонте. Женщина на картине - Анна Кристина Олсон. Она была соседкой Уайета в Южном Кушинге, штате Мэн, и страдала от дегенеративного изменения мышечной ткани, из-за которых она не могла ходить. Уайет вдохновился на создание шедевра, когда увидел из окна, как она ползает по полю. Несмотря на то, что первый показ получил мало внимания, популярность Christina"s World росла на протяжении многих лет. Сейчас картина считается иконой американского искусства и одной из самых важных работ американского реализма.

4. «Сборщицы колосьев»

Французское название: Des glaneuses

Художник: Жан-Франсуа Милле

Год: 1857

Самыми известными работами Жана-Франсуа Милле являются его трио картин, на которых изображены скромные крестьяне в невиданной героической и сочувствующей манере. «Сборщицы колосьев» - самая известная из трёх картин, и она повлияла на нескольких более поздних художников, включая Писсарро, Ренуара, Сёра и Ван Гога. На ней изображены три крестьянские женщины, подбирающие или собирающие остатки жатвы с поля рассыпавшихся зерён после сбора урожая. Изображая наинизший слой сельского общества в сочувствующем свете, картина была сильно подвергнута критике французскими высшими классами при первом показе. Размер картины составляет 33 на 44 дюйма (84 x 112 см), и это был главный предмет спора, поскольку такой огромный размер обычно предназначался для религиозных или мифологических сюжетов.

3. «Похороны в Орнане»

Французское название: Un enterrement à Ornans

Художник: Гюстав Курбе

Год: 1850


Эта картина изображает похороны двоюродного деда Гюстава Курбе в небольшом городке Орнане во Франции. Курбе «написал тех людей, которые присутствовали на погребение, всех горожан». «Похороны в Орнане» вызвала бурю на первой выставке на Парижском салоне 1850-1851. Во-первых, это огромная работа, размером 10 на 22 футов (305 x 671 см); такой огромный масштаб традиционно предназначался для героических или религиозных сцен исторической живописи; во-вторых, его неприглядный реализм без какого-либо сентиментального повествования шокировал мир искусства. Первоначально осуждённая критиками, картина «Похороны в Орнане» была одной из главных работ, благодаря которой публика отошла от романтизма и заинтересовалась новым реалистическим подходом. Она считается одним из главных поворотных моментов французского искусства XIX века, и Курбе сказал: ««Похороны в Орнане» были в действительности погребением романтизма».

2. Полуночники

Художник: Эдвард Хоппер

Год: 1942

Эдвард Хоппер известен тем, что раскрывает одиночество современной жизни и заставляет зрителя играть более активную роль в завершении повествования произведений. Эту картину, изображающую людей в закусочной в центре города поздно ночью, вдохновил ресторан на Гринвич-авеню, рядом с домом художника в Манхэттене. Её истолковали как иллюстрацию отрицательного влияния Второй мировой войны, и как изображение изоляции индивидуума на фоне суеты Нью-Йорка. Самая известная работа Хоппера, «Полуночники» является одной из наиболее узнаваемых картин американского искусства. Она повлияла на многих будущих американских художников и широко упоминается и пародируется в популярной культуре.

1. «Олимпия»

Художник: Эдуард Мане

Год: 1863


Эдуард Мане, хотя и часто считается импрессионистом, называл себя реалистом. Его первые работы включают некоторые из самых значительных произведений реализма, среди которых находится «Олимпия». На картине изображена лежащая обнаженная женщина, которой прислуживает служанка. Когда её впервые выставили на Парижском салоне 1865 года, она вызвала огромный спор; не из-за наготы Олимпии, а потому, что на картине есть несколько деталей, которые указывают на то, что она проститутка. К ним относятся: орхидея в волосах, браслет, жемчужные серьги и восточный платок, на котором она лежит. Кроме того, на картине есть чёрная кошка, которая традиционно символизировала проституцию. Олимпия была вдохновлена ​​«Венерой Урбинской» Тициана и несколькими другими картинами; но в отличие от этих работ он не изображал богиню или придворную даму, а проститутку высокого класса. Самый известный аспект картины - дерзкий взгляд Олимпии; который часто упоминается как вершина неповиновения патриархату. «Олимпия» Мане - самая известная картина реализма и, возможно, самая известная обнаженная фигура XIX века.



От: Шолохова Е.,   -

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

1.В центре произведения реалистов объективная действительность. В ее преломлении через мировоззрение худ-ка. 2. Автор подвергает фил-ой обработке жизненный материал. 3. идеал - это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь. 4. Реалисты идут к синтезу через анализ

5. Принцип типического:Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства

6. Выявление причинно-следственных связей. 7. Принцип историзма. Реалисты обращ-ся к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего. 8. Принцип демократизма и гуманизма. 9. Принцип объективности повеств-я. 10. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика

11. психологизм

12. .. Развитие поэзии несколько затихает 13. Роман-ведущий жанр.

13. Обострённый социально-критический пафос – одна из основных черт русского реализма – например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя

14. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности.

15. Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.

16. «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем

Писатели реалисты

Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» ещё в 1820 – 1830-х)

    М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

    Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

    И. А. Гончаров («Обломов»)

    А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

    А. И. Герцен («Кто виноват?»)

    Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

    Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

    Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

    И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

    А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. Завершение 19 века - Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература. . Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе.

Темы: Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий.

В литературе «натуральной школы» сословное положение героя, его профессиональная принадлежность и общественная функция, которую он осуществляет, решительно превалировали над индивидуальным характером.

К «натуральной школе» примыкали:Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др.

Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, вопрос об отношениях человека и общества.

В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.

Психологизм - характеристика героя при помощи анализа его внутреннего мира, рассмотрение психологических процессов, через которые осуществляется самосознание личности и выражается ее отношение к миру, - стал ведущим методом русской литературы с момента формирования в ней реалистического стиля..

Одной из замечательных особенностей произведений Тургенева 50-х годов было появление в них героя, воплощающего идею единства идеологии и психологии.

Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах

Тургеневу принадлежит заслуга создания литературных типов идеологов - героев, подход к личности и характеристике внутреннего мира которых находится в непосредственной связи с оценкой автором их мировоззрения и социально-исторического смысла их философских концепций. Слияние психологического, историко-типологического и идейного аспектов при этом в героях Тургенева столь полно, что их имена стали нарицательным обозначением определенного этапа развития общественной мысли, определенного социального типа, представляющего класс в его историческом состоянии, и психологического склада личности (Рудин, Базаров, Кирсанов, г-н Н. из повести «Ася» - «Русский человек на rendez-vous»).

Герои Достоевского находятся во власти идеи. Как рабы, они влекутся за нею, выражая ее саморазвитие. «Приняв» в свою душу определенную систему, они подчиняются законам ее логики, проходят с нею все необходимые стадии ее роста, несут на себе гнет ее перевоплощений. Так, Раскольников, концепция которого выросла из неприятия социальной несправедливости и страстного желания добра, проходя вместе с идеей, овладевшей всем его существом, все ее логические стадии, принимает убийство и оправдывает тиранию сильной личности над безгласной массой. В одиноких монологах-размышлениях Раскольников «укрепляется» в своей идее, подпадает под ее власть, теряется в ее зловещем порочном круге, а затем, совершив «опыт» и потерпев внутреннее поражение, начинает лихорадочно искать диалога, возможности совместной оценки результатов эксперимента.

У Толстого система идей, которую в процессе жизни разрабатывает и развивает герой, является формой его общения со средой и производным от его характера, от психологических и нравственных особенностей его личности.

Можно утверждать, что у всех трех великих русских реалистов середины века - Тургенева, Толстого и Достоевского - психическая и идеологическая жизнь человека рисуется как общественное явление и предполагает в конечном счете обязательный контакт между людьми, без которого невозможно развитие сознания.

Введение

Новый тип реализма складывается в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Дикенса, Теккерея в Англии, в России - А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм одновременно становится психологическим.

Развитие русского реализма

Особенностью исторического аспекта развития России середины XIX века является обстановка после восстания декабристов, а также возникновение тайных обществ и кружков, появление произведений А.И. Герцена, кружка петрашевцев. Это время характеризуется началом разночинного движения в России, а также ускорением процесса формирования мировой художественной культуры, в том числе и российской. реализм русский творчество социальный

Творчество писателей - реалистов

В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Богатство и многообразие русского реализма позволяют говорить о разных его формах.

Формирование его связано с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития русской литературы Пушкин как бы навёрстывает её прежнее отставание, прокладывает новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни талантам Возрождения.

Грибоедов и Пушкин, а вслед за ними Лермонтов и Гоголь всесторонне отразили в своем творчестве жизнь русского народа.

Писателей нового направления роднит то, что для них нет высоких и низких предметов для жизни. Все, что встречается в действительности, становится предметом их изображения. Пушкин, Лермонтов, Гоголь заселили свои произведения героями « и низших, и средних, и высших сословий». Они правдиво раскрыли их внутренний мир.

Писатели реалистического направления увидели в жизни и показали в своих произведениях то, что «человек, живущий в обществе, зависит от него и в образе мыслей и в образе своего действования».

В отличие от романтиков писатели реалистического направления показывают характер литературного героя не только как индивидуальное явление, но и как результат определенных, исторически сложившихся общественных отношений. Поэтому характер героя реалистического произведения всегда историчен.

Особое место в истории русского реализма принадлежит Л. Толстому и Достоевскому. Именно благодаря ним русский реалистический роман приобрёл мировое значение. Их психологическое мастерство, проникновение в «диалектику» души открывали путь художественным исканиям писателей XX века. Реализм в XX веке во всём мире несёт на себе отпечаток эстетических открытий Толстого и Достоевского. Важно подчеркнуть, что русский реализм XIX века не развивался изолированно от мирового историко-литературного процесса.

Большую роль в реалистическом познании социальной действительности, сыграло революционно-освободительное движение. До первых мощных выступлений рабочего класса сущность буржуазного общества, его классовая структура во многом оставались загадочными. Революционная борьба пролетариата позволила снять с капиталистического строя печать таинственности, обнажить его противоречия. Поэтому вполне закономерно, что именно в 30-40-е годы XIX века в Западной Европе происходит утверждение реализма в литературе и искусстве. Обличая пороки крепостнического и буржуазного общества, писатель-реалист находит прекрасное в самой объективной реальности. Его положительный герой не вознесён над жизнью (Базаров у Тургенева, Кирсанов, Лопухов у Чернышевского и др.). Как правило, он отражает чаяния и интересы народа, взгляды передовых кругов буржуазной и дворянской интеллигенции. Реалистическое искусство ликвидирует разрыв идеала и действительности, характерную для романтизма. Конечно, в произведениях некоторых реалистов имеют место неопределённые романтические иллюзии там, где речь идёт о воплощении будущего («Сон смешного человека» Достоевского, «Что делать?» Чернышевского …), и в этом случае можно с полным правом говорить о наличии в их творчестве романтических тенденций. Критический реализм в России явился следствием сближения литературы и искусства с жизнью.

Критический реализм сделал шаг вперёд по пути демократизации литературы также в сравнении с творчеством просветителей XVIII века. Он значительно шире захватил современную ему действительность. Крепостническая современность вошла в произведения, критических реалистов не только как самоуправство крепостников, но и как трагическое положение народных масс - крепостного крестьянства, обездоленного городского люда.

Русские реалисты середины XIХ века изображали общество в противоречиях и конфликтах, в которых, отражалось реальное движение истории, они раскрывали борьбу идей. В результате действительность представала в их творчестве как «обыкновенный поток», как самодвижущаяся реальность. Реализм раскрывает свою подлинную сущность лишь при условии, если искусство рассматривается писателями как отражение действительности. В этом случае естественными критериями реалистичности выступают глубина, истинность, объективность в раскрытии внутренних связей жизни, типические характеры, действующие в типических обстоятельствах, а необходимыми детерминаторами реалистического творчества - историзм, народность мышления художника. Для реализма характерно изображение человека в единстве с окружающей его средой, социальная и историческая конкретность образа, конфликта, сюжета, широкое использование таких жанровых структур, как роман, драма, повесть, рассказ.

Критический реализм ознаменовался небывалым распространением эпоса и драматургии, которые заметным образом потеснили поэзию. У эпических жанров наибольшую популярность приобрёл роман. Причина его успеха главным образом в том, что он позволяет писателю-реалисту с наибольшей полнотой осуществить аналитическую функцию искусства, обнажить причины возникновения социального зла.

У истоков русского реализма XIХ века стоит Александр Сергеевич Пушкин. В его лирике видна современная ему общественная жизнь с её социальными контрастами, идейными исканиями, борьбой передовых людей против политического и крепостнического произвола. Гуманизм и народность поэта наряду с его историзмом - важнейшие определители его реалистического мышления.

Переход Пушкина от романтизма к реализму проявился в «Борисе Годунове» главным образом в конкретной трактовке конфликта, в признании решающей роли народа в истории. Трагедия проникнута глубоким историзмом.

Дальнейшее развитие реализма в русской литературе связано прежде всего с именем Н.В. Гоголя. Вершина его реалистического творчества - «Мёртвые души». Гоголь с тревогой наблюдал за тем, как исчезает в современном обществе всё подлинно человеческое, как мельчает, опошляется человек. Видя в искусстве активную силу социального развития, Гоголь не представляет себе творчество, не озарённого светом высокого эстетического идеала.

Продолжением пушкинских и гоголевских традиций явилось творчество И.С. Тургенева. Тургенев приобрёл популярность после выхода в свет «Записок охотника». Огромны достижения Тургенева в жанре романа («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»). В этой области его реализм приобрел новые черты.

Реализм Тургенева выразился наиболее ярко в романе « Отцы и дети ». Его реализм сложен. В нём налицо историческая конкретность конфликта, отражения реального движения жизни, правдивость деталей, «вечные вопросы» бытия любви, старости, смерти, - объективность изображения и тенденциозность, проникающий в душу лиризм.

Много нового внесли в реалистическое искусство писатели - демократы (И.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Их реализм получил название социологического. Общее в нём - отрицание существующего крепостнического строя, показ его исторической обречённости. Отсюда резкость социальной критики, глубина художественного исследования действительности.