Алексеев "Рассказы о войне". Урок по внекласному чтению на тему: С.Алексеев "Рассказы о войне" Вопросы к рассказу о войне

Оборудование урока: выставка книг С.П. Алексеева, портрет И.И. Федюнинского, исследовательские работы детей к конкурсу “Ленинград. Война. Блокада”, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, карточки с текстом рассказа С.П. Алексеева “Генерал Федюнинский”, карточки с данными о писателе С.П. Алексееве, карточки с планом ответа о творчестве писателя, карточки со словами, обозначающими человеческие качества, карта обороны Ленинграда, блокады и прорыва блокады, красные и зелёные сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Приступаем к проверке домашнего задания. Сегодня каждый ряд получит своё задание.

1 ряд. – Когда вы готовились к уроку, вы наверняка узнали некоторые факты жизни писателя. Сегодня чтецами будет первый вариант. Возьмите на парте лист с текстом и прочтите вслух своему соседу по парте. Ваша задача запомнить самые интересные и важные факты. Приступайте.

Текст на карточках (одна на пару):

Сергей Алексеев родился в маленьком городке Плискове. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына образованным человеком и обязательно врачом. Но дома была только начальная школа и после долгих раздумий его отвезли в Москву к сёстрам матери, которые были учёными. В их доме царил образцовый порядок. Они и своего племянника Серёжу приучили к строгой дисциплине.

В старших классах Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась такой же заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище.

Наступила Великая Отечественная война. В училищах будущих лётчиков учили летать по ускоренной программе. Так как Сергей был одним из лучших, то вскоре он знал все современные самолёты. Без отрыва от лётной учёбы он окончил педагогический институт – исторический факультет.

По окончании училища надо было показать умения владеть машиной, стрелять, вести воздушный бой. Сергей отлично справился с заданием и ему предложили стать инструктором, то есть учить других. Однажды у его самолёта отказал мотор и Алексеев получил тяжёлые травмы. Врачи запретили ему летать.

Когда ему предложили стать редактором издательства “Детская литература”, он не раздумывая, согласился. А однажды он решил принять участие в конкурсе на новый учебник по истории страны и победил. По его учебнику дети учились много лет.

Прежде чем начать писать свои повести и рассказы, Алексеев долго и подробно изучал то время, о котором он хотел написать. Он мог целый год ходить в историческую библиотеку и изучать много книг, прежде чем чувствовал, что готов писать. Он как бы начинал жить в том времени. Иногда он даже ездил в те места, где происходили исторические события.

Книги С. Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.

2 ряд: - Вы, сидящие по одному, подготовите нам сообщения об особенностях творчества писателя по плану.

Особенности творчества писателя

1. Тема творчества.

2. Жанр произведений.

3. Идея произведений, главное, что хотел сказать автор.

3 ряд: - Вы расскажете своему товарищу, сидящему рядом, эпизод из одного из тех произведений, которые вы прочитали. В каждой паре выберите лучшего рассказчика.

В это время первый ряд уже справился с заданием.

Каждый из вас берёт свой листок с информацией о писателе. Ещё раз самостоятельно прочитайте про себя внимательно и подчеркните те факты, о которых вы раньше не знали. 3 минуты на работу.

Если в это время кто-то из хорошо читающих детей уже справился с заданием, учитель раздаёт им для самостоятельного чтения карточки с информацией о писателе с теми фактами, которые ранее не упоминались, но интересны для детей.

1. Племянника Сергея тётушки приучили к строгой дисциплине. Подъём в один и тот же час. Умывание, завтрак, обед - всё в отведённое для них время. Было выделено время и для игр во дворе с товарищами. Но Серёжа увлекался, забывал о времени, а часов у него не было. А звать заигравшегося племянника, крича ему из окна по примеру московских мам и нянек, тётушки считали неприличным, и тогда одна из них придумала нечто вроде военного сигнала. В условный час на открытую форточку выходящего во двор кухонного окна вывешивалось полотенце. Играя, Сергей нет-нет, да и посмотрит на окно. Увидев сигнал, он немедленно прекращал игру и спешил домой.

2. Во время учёбы в училище, ему помогала привычка к порядку, годами выработанные и воспитанные точность, аккуратность, обязательность. “Разве это режим? Разве это дисциплина? Вот в Москве у моих тётушек…” Веселил Сергей товарищей, легко и чётко выполняя требования воинского распорядка.

3. Наконец закончилась учёба в училище. Все ждут отправки на фронт. К выпуску посмотреть на молодых офицеров прибыл генерал. Алексееву сказали: “Полетишь с генералом”.

Надо было показать искусство владеть машиной, стрелять по движущимся целям, вести воздушный бой. Сергей очень волновался и, посадив генерала в самолёт, он старался всё рассчитать наперёд. И он превзошёл самого себя. Стрельба была отличной, а генерал неожиданно сказал: “Будете учить других”. Так Сергей стал инструктором в учебном авиационном полку.

Стоп! Закончили работу. Слушаем друг друга внимательно.

1 ряд. – Рассказ о писателе по плану. План в тетради.

Кто хочет добавить? (Хорошо читающие ребята, успевшие прочитать дополнительные сведения о писателе, добавляют то, что показалось им наиболее интересным).

2 ряд. – Особенности творчества писателя.

3 ряд. – К доске приглашаются лучшие рассказчики от каждой пары (5 человек).

Викторина: узнай рассказ по отрывку.

Сигнализируйте, если узнали рассказ – зелёный сигнал, нет – красный. Если быстро узнали – хорошо рассказал, а вы хорошо и внимательно читали.

Выставление оценок.

3. Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы вместе прочитаем ещё один рассказ С. Алексеева “Генерал Федюнинский”. Вам что-нибудь говорит это название? (В нашем городе есть улица Федюнинского).

Поднимите руку, кто живёт на этой улице.

Предположите, почему в нашем городе улицу назвали именем этого человека.

Кем он был? Когда жил? Вам интересно это узнать?

Посмотрите на доску. Вы видите портрет этого человека. Послушайте краткую справку о нём из энциклопедии.

Федюнинский Иван Иванович родился в 1900 году. В армии с 1919 года. Герой СССР с 1939 года. Генерал армии с 1955 года. Умер в мирное время в 1977 году. Имел награды: 4 ордена Ленина, 5 орденов Красного знамени, 2 ордена Суворова 1 степени, орден Красной звезды, медаль “За службу родине в вооружённых силах СССР” 3 степени.

Прочитав рассказ, мы узнаем некоторые факты жизни этого человека. Возьмите листки с текстами. Послушайте. (Читают вслух 3 хорошо подготовленных ученика).

Если вам встретились непонятные слова, отметьте их.

Генерал Федюнинский

Генерал Иван Иванович Федюнинский был одним из героев обороны Ленинграда. Это его войска не пустили фашистов к Волхову. Это 54-я армия, которой он командовал, вместе с другими громила фашистов под городом Тихвином.

Ещё в январе 1942 года советские войска предприняли первую попытку прорвать блокаду Ленинграда.

Знали об этом в Ленинграде. Пошли по городу разговоры:

Наши идут к Ленинграду.

Скоро пробьются наши.

Но это было не так. Не смогли тогда одолеть фашистов советские войска. Не было достаточных сил у наших.

Не пробили советские армии ни зимой, ни весной 1942 года дорогу к осаждённому Ленинграду.

По-прежнему Ленинград оставался в блокаде.

Как-то после весенних боёв 1942 года генерал Федюнинский направился в одну из своих дивизий. Поехал генерал на танке. Для удобства надел ватную фуфайку, на голову простую солдатскую шапку-ушанку.

Танк шёл по железнодорожной насыпи. Распутица. Размокла, раскисла кругом земля. Лишь насыпь одна пока сохраняла твёрдость. Неважное настроение у Федюнинского. Не пробились наши войска к Ленинграду. По дороге в дивизию и повстречал генерал солдата. Солдат был из пожилых. Хитринка в глазах играет. Бывалый, видать, солдат. Посмотрел на него Федюнинский. Ватная фуфайка на солдате - точь-в-точь такая, как на самом Федюнинском. Шапка-ушанка на голове - простая, солдатская, такая же, как на голове генерала Федюнинского.

Остановились генерал и солдат.

Здравствуй, земляк,- произнёс солдат. Не думал, что по шпалам шёл генерал.

Здравствуй,- ответил Федюнинский.

Решил Федюнинский закурить. Полез в карман. Достал пачку папирос, протянул солдату.

Ну и даёшь! - произнёс солдат. Папиросы в то время, особенно здесь, на фронте под Ленинградом, были почти как чудо. Покрутил папиросу в руке солдат, посмотрел на Федюнинского, на фуфайку, на шапку солдатскую, сказал:

Ты, видать, земляк, близко к начальству ходишь. Ясно Федюнинскому: не признал за генерала его солдат.

Бывает,- усмехнулся Федюнинский.

В ординарцах небось гоняешь?

Да так...- смутился, не знал, что ответить ему, Федюнинский.

Понравился солдат генералу. Разговорились они. О том, о сём, какие вести идут из дома.

Затем речь пошла о недавних боях.

Не получается что-то,- сказал солдат. И тут же: - Ничего, не сразу оно, земляк. Сегодня не удалось, завтра удастся. Помяни: лёд под напором всегда проломится.

Поднял глаза Федюнинский.

Это уж точно скажу, земляк. Слову поверь. Сил не жалей - проломится. А что там начальство думает?

Улыбнулся Федюнинский:

Считает, проломится. Считает, получится.

Вот видишь,- сказал солдат.

Возвращался Федюнинский в штаб, всё о солдате думал.

Сил не жалей. Проломится,- повторял генерал Федюнинский.

4. Словарная работа.

Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Найдите их, попробуем объяснить.

Посмотрите на доску. Вот эти слова.

распутица

ординарец

Предположите, что означает это слово.

А вот как объясняет словарь Ожегова. (Читает учитель).

5. Анализ прочитанного.

В какое время происходят описываемые события?

Посмотрите, на доске карта. Я покажу вам те места под Ленинградом, где происходили описываемые события.

Кто герои рассказа?

Что вы поняли, прочитав этот рассказ?

Какие мысли и чувства у вас вызвал рассказ? (Доказательства текстом: найди и прочитай).

Прочитайте ещё раз последнюю часть.

Найдите предложение, где выражена главная мысль. Посмотрите, я записала её на доске.

Что имел в виду солдат?

Какие ещё качества помогли ленинградцам выстоять в блокаду?

Я обойду всех, а вы возьмите каждый по одной полоске бумаги с написанными на ней качествами характера человека. Прочитайте про себя.

Встаньте те, кто считает, что качество, написанное на его листке, могло помочь людям блокадного Ленинграда. Назовите это качество вслух.

Защищать свою Родину, воевать, можно и не имея оружия в руках. Мы читали с вами о стариках, женщинах и детях, которые своим трудом и своими поступками демонстрировали свою силу духа, любовь к Родине, храбрость, смелость, взаимопомощь. Встречаете ли вы сегодня людей, обладающих этими качествами?

У нас в гимназии работали и сейчас работают учителя – жители блокадного Ленинграда. Это Матвеева Лидия Николаевна, учитель математики. Дедова Александра Алексеевна – учитель немецкого языка и педагог театральной студии.

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы могли бы проявить эти качества? (Рассказы детей).

Много блокадников живёт и в ваших семьях. В своих работах, представленных на конкурс “Ленинград. Война. Блокада”, многие из вас описывают события из их жизни. Вы можете ознакомиться с выставочными работами, которые мы подали на городской конкурс.

Чтобы лучше представить жизнь детей в блокадном Ленинграде, мы посмотрим фрагмент художественного фильма “Жила-была девочка”.

6. Просмотр фрагмента художественного фильма.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №15 г. Феодосии Республики Крым»

Сценарий урока внеклассного чтения во 2-А классе

Тема. Писатели – детям. Рассказы о войне. Сергей Алексеев «Выходное платье».

Цель деятельности учителя. Создать условия для ознакомления с биографией и творчеством С. П. Алексеева, его произведением «Выходное платье»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух, умения определять главную мысль произведения.

Тип урока. Решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; получат возможность научиться : характеризовать героев произведения на основе их поступков, составлять план произведения, пересказывать текст на основе плана.

Метапредметные: познавательные: пользуются дополнительной и справочной литературой для нахождения необходимой информации; используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с задачами и целями; регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию; строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для

передачи своего впечатления.

Личностные: имеют представление о событиях ВОВ 1941-1945 г.; проявляют любовь к Родине, стремление защищать и беречь ее.

Методы и формы обучения. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая; методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для групповой работы, фишки для самооценки.

I МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1. Эмоциональная, психологическая подготовка к усвоению изучаемого материала.

Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Руки? (На месте!)

Ноги? (На месте!)

Локти? (У края!)

Спина? (Прямая!)

Чтобы узнать тему урока, вспомните, какой приближается праздник? Кого мы поздравим в первую очередь 9 мая?

Майский праздник – день Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

2. Организация проблемной ситуации.

Сколько лет со дня Великой победы исполняется в этом году? А что вы знаете об этой страшной войне?

1 ученик :

на рассвете немцы напали на нашу землю. Началась Великая Отечественная война.

2 ученик: - Она была очень жестокой, продолжалась долго –

1418 дней и ночей

3 ученик: - Закончилась война победой русского народа

(Карточки остаются на доске под записью «Важные даты»)

В этом году мы отмечаем 70-летие Победы. Мы рождены в послевоенное время, откуда мы узнаем о войне?

Как далеко от нас война, о ней узнаем мы теперь из книг…

Возьмите карточку. Вычеркните в ряду все буквы И , и вы прочитаете тему урока.

ИР ИАСС ИИКАЗ ИЫ О В ИОЙН ИЕ СЕ ИРГЕ ИЯ АЛ ИЕК ИСЕЕВА

(Рассказы о войне Сергея Алексеева)

3. Постановка учебной цели.

Прочитайте тему урока. Попробуйте сформулировать цели урока, спрогнозировать его содержание. Воспользуйтесь словами для справок.

Слова для справок: узнаем, познакомимся, научимся, будем учиться; биографию писателя, составлять план, с рассказами писателя, пересказывать по плану.

II РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

1. Определение пути достижения учебной цели.

План работы

    Биография С. П. Алексеева.

    Обзор книг писателя.

    Чтение рассказа «Выходное платье».

2. Решение учебной задачи.

2.1. Биография С. П. Алексеева.

Алексеев Сергей Петрович родился в 1922 году на Украине в маленьком селе Плискове в Винницкой области. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына образованным человеком и обязательно врачом. В старших класса Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась такой заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище в г. Поставы в Западной Белоруссии. Война застала его близ границы в полевом лагере. С группой товарищей он был откомандирован в Оренбургское лётное училище. Без отрыва от учёбы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского пединститута, полный курс которого прошёл за год и пять месяцев, получив диплом в 1944 году. По окончании лётного училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны учил молодых лётчиков. С авиацией расстался в конце 1945 года. Однажды у его самолёта отказал мотор и Алексеев получил тяжёлые травмы. Врачи запретили ему летать.

В литературную жизнь Алексеев вошёл сначала как редактор и критик, а потом уже и как писатель. Умер Сергей Петрович Алексеев в 2008 году.

2.2. Викторина по рассказам С. Алексеева.

Писатель создал целую историческую библиотеку для младших школьников и продолжал её пополнять всю жизнь. Одна за другой выходят книги Сергея Петровича Алексеева:

«Рассказы о Суворове и русских солдатах» - о славных победах великого полководца Александра Васильевича Суворова и героизме русских солдат - «чудо-богатырей»;

«Птица-слава» - рассказы об Отечественной войне 1812 года;

Сергей Петрович Алексеев написал «Историю крепостного мальчика». О крепостном праве маленькие читатели узнают из удивительной, необычайной истории жизни Мити Мышкина - мальчика, которого продали.

«Братишка», «Красные и белые» - рассказы о Гражданской войне;

Произведения Сергея Алексеева выдержали огромное количе­ство изданий и переизданий и были переведены на многие языки мира.

Среди книг Сергея Алексеева особо место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Какие рассказы Сергея Алексеева вы прочитали?

Краткие отзывы ребят о прочитанных произведениях.

Вопросы викторины:

    Как называется рассказ, в котором фашистов расстреляли из их же фашистских танков? «Дерзость»

    Какое боевое оружие называли «Раисой», «Марией Ивановной»? «Катюша»

Катюша – реактивная минометная установка, обладает огромной разрушительной силой.

    О чем мечтали фашисты в рассказе «Московское небо»?

    Какой гостинец приготовили для фрицев в рассказе «Тульские пряники»?

Подведение итогов викторины.

2.3. Чтение рассказа «Выходное платье».

    Чтение рассказа учителем.

Понравился вам рассказ? Понравилась ли вам героиня рассказа?

    Словарная работа.

Группа «Учителя» работают с толковым словарем:

шелк мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда;

гранаты – 1. Гранаты – это минералы, состоящие из силикатов алюминия, магния, марганца и железа. 2. Гранат – это ягода. Гранатовые кустарники цветут красными, белыми или розовыми цветами, а потом из завязей образуются ягоды – всем знакомые плоды.

Остальные играют в «Заморочки из бочки» (предугадать правильный ответ):

миномёты - орудие для стрельбы минами;

мины – крупные, разрывные снаряды;

гранаты - боеприпас взрывчатого характера;

порох – взрывчатая смесь.

    Чтение рассказа детьми и анализ произведения.

Блиц-опрос.

Назовите имя главной героини рассказа?

В каком городе происходили события, описанные в произведении?

Где стала работать Катя Извекова во время войны?

Что выпускал завод?

Куда засыпали порох для взрывателей?

Какая проблема возникла на заводе?

Из чего пошили мешочки для пороха?

Определите главную мысль произведения. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

    Работа над планом рассказа. Работа в парах.

Прочитайте план произведения. Найдите и исправьте ошибки (восстановление плана по содержанию).

План.

1. Дорогой подарок.

2. Тяжелое время.

3. Город под землей.

4. Трудная задача.

5. Спасибо, Катя!

3. Закрепление знаний и способов действий.

3.1. Работа в группах. «Метод взаимных вопросов».

Разбейтесь на группы. Придумайте и запишите два вопроса по содержанию рассказа «Выходное платье». Время работы 2 минуты.

Проверка работы в группах.

3.2. Работа с пословицами.

Без корня и трава не растет.

III ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

С творчеством, какого писателя познакомились сегодня на уроке? Какое из произведений автора запомнилось больше всего? Какие чувства вы испытываете сейчас? Довольны ли вы своей работой на уроке? Оцените её фишкой.

Дайте оценку уроку, пользуясь таблицей.

Я считаю… интересный

Я думаю… эмоциональный

По моему мнению,… неинтересный, сдержанный

Книги Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Выходное платье», пересказать текст.

Приложение.

Работа в группах

1. Придумайте и запишите два вопроса по содержанию рассказа «Выходное платье». Время работы 2 минуты.

1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________

2. Работа с пословицами.

Какая из предложенных пословиц выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свой выбор.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

Без корня и трава не растет .

ВЫХОДНОЕ ПЛАТЬЕ

Было это ещё до начала войны с фашистами. Кате Извековой подарили родители новое платье. Платье нарядное, шёлковое, выходное.

Не успела Катя обновить подарок. Грянула война. Осталось платье висеть в шкафу. Думала Катя: завершится война, вот и наденет она своё выходное платье.

Фашистские самолеты, не переставая, бомбили с воздуха Севастополь.

Под землю, в скалы ушёл Севастополь.

Военные скла ды, шта бы , школы, детские сады, госпитали, ремонтные мастерские, даже кинотеатр, даже парикмахерские - всё это врезалось в камни, в горы.

Под землёй организовали севастопольцы и два военных завода.

На одном из них и стала работать Катя Извекова. Завод выпускал миномёты, мины, гранаты. Затем начал осваивать производство авиационных бомб для севастопольских лётчиков.

Всё нашлось в Севастополе для такого производства: и взрывчатка, и металл для корпуса, даже нашлись взрыватели. Нет лишь одного. Порох, с помощью которого подрывались бомбы, должен был засыпаться в мешочки, сшитые из натурального шёлка.

Стали разыскивать шёлк для мешочков. Обратились на различные скла ды.

На один:

- Нет натурального шёлка.

На второй:

- Нет натурального шёлка.

Ходили на третий, четвёртый, пятый.

Нет нигде натурального шёлка.

И вдруг... Является Катя. Спрашивают у Кати:

Ну что - нашла?

- Нашла, - отвечает Катя.

Верно, в руках у девушки свёрток.

Развернули Катин свёрток. Смотрят: в свёртке - платье. То самое. Выходное. Из натурального шёлка.

Вот так Катя!

Спасибо, Катя!

Разрезали на заводе Катино платье. Сшили мешочки. Засыпали порох. Вложили мешочки в бомбы. Отправили бомбы к лётчикам на аэродром.

Вслед за Катей и другие работницы принесли на завод свои выходные платья. Нет теперь перебоев в работе завода. За бомбой готова бомба.

Поднимаются лётчики в небо. Точно бомбы ложатся в цель.


▫ Людмила Николаевна, если сможете, то и мне перекиньте. Заранее благодарна. Светлана Николаевна, зайдите к Наталье Терентьевне Морозовой. У неё есть вариантов десять.
▫ А почему же это `Верхи потеряли берега, а низы всё ещё надеются выкарабкаться своими силами`? Что же причиной? ... Ломаю голову в неведении...
▫ Инна Викторовна, а вот за разумную мзду (пожертвование, следует полагать... Оно ж налогом не облагается?) - можно даже на яхточке (речь о небезызвестной `Палладе`) позависать. Даже с деУшками (прихожанками, следует полагать). А вырученные средства пойдут непременно на хлебушко. В дальнюю и бедную епархию. Следует полагать... `... секцию рукопашного боя...` - а потом такой в сквере: - Я за веру, ....! ...
▫ Белгородская область, сегодня плюс 7...
▫ Такой вариант хорош, если есть накопленные деньги. Что недостаточно--пошёл купил. Что трудно -- не сделал и всё, а так же пошёл и купил. Если же сделал -- то это будет как добровольное дополнение. При таких условиях конечно можно в деревне жить. А гектар земли может пустовать и зарастать бурьяном и использовать место можно просто для `сбора одуванчиков`. Крышу в доме залатать -- да не проблема. Заплатил мастеру и залатает. Дров наготовить -- попросил местных жителей и наготовят. И т.д. За деньги согласятся. А сам хозяин в это время может просто телевизор смотреть и готовое в магазине покупать. С деньгами не проблема и в деревне прожить. За исключением глухих деревень, где соседскому мужику деньги ни к чему и магазины пустуют. А вот если взять гектар не имея накоплений или имея недостаточные накопления, то немало шансов, что хозяин на этом гектаре умается и назад в город сбежит. Потому что придётся делать всё самому и обрабатывать целый гектар. Да ещё и налоги платить. А если нанимать помощников, то и деньги быстро улетучатся. А если часть земли оставить пустовать, то придётся сводить концы с концами, при этом не посматривая телевизор, а работая в три пота вручную. Кроме того выращенный урожай не даёт гарантии, что его купят. Поэтому придётся его использовать самому: делать различные заготовки в большом количестве. А это дело хлопотное: не три банки огурцов закатать. И получится ситуация что хозяин гектара весь в работе, без денег, без нормальных вещей и питается лишь собственноручно выращенным урожаем. И мечтать о молочных реках при таких условиях ему не приходится. Да он скорее всего бросит этот гектар или продаст богатым предпринимателям, которые будут использовать этот участок как территорию собственного обогащения за счёт дешёвой рабочей силы. И при этом нет гарантии что не будет враждующей конкуренции и вытеснения нормальных собственников-соседей с их гектара по причине, что участок ушлым предпринимателям понравился. Поэтому такой вариант семейного гнезда похож на утопию. Другое дело дача в 6 соток в для городских жителей. Хоть и дохода почти нет, но зато легче обрабатывать. Это как собственный минискверик для любителей природы.

Добрый день, друзья!

И взрослые, и дети знают книги этого писателя. Особенно те, кто любит историю.

1 апреля исполнилось 95 лет со дня рождения Сергея Петровича Алексеева.

«Рассказать детям о том великом, что было в истории их страны, рассказать не откладывая, сегодня – в этом я вижу своё призвание, свою обязанность, свой долг писателя….» С.П. Алексеев

На презентации книг Сергея Петровича Алексеева побывали гимназисты 5/4 и 6/2 классов.

Данилова Ольга Викторовна, заведующая библиотекой им. Чернышевского рассказала ребятам, как Сергей Петрович стал писателем, о его большой любви к истории нашей страны. В своих книгах он писал о разных периодах российской истории, о полководцах России, о её царях. Особое место в его творчестве занимают рассказы о войне. Вот о них был особый разговор. Ребята услышали отрывки из рассказов «Данко», узнали о нелёгком детстве мальчика по имени «Геннадий Сталинградович»…

В нашей библиотеке немало книг С.П. Алексеева. Познакомьтесь с ними и почитайте. Возможно, один из рассказов вы выберете для чтения в акции «Читаем детям о войне» .
Писатель создал целую библиотеку книг по отечественной истории, адресованную школьникам. В своих произведениях он не только отражает основные вехи истории нашей родины, но и описывает повседневную жизнь людей на фоне великих исторических событий. Именно благодаря этому повествование становится объёмным и художественно правдивым. "Сергей Петрович Алексеев рисует живые картины истории различных её периодов так, как будто он сам жил во все времена, которым посвящает свои книги", - пишет Т.Д. Полозова. Книги писателя удачно сочетают в себе научно-познавательный материал и высокохудожественную прозу. Его повести и рассказы близки к народному сказу, для них характерна напевность народной речи, нередко написаны ритмической прозой. Всё это делает произведения С.П. Алексеева легко узнаваемыми.

«Смелый автор, смелое издательство! — подумалось мне, когда я раскрыл книжку Сергея Алексеева «Небывалое бывает», — Пётр!.. Исполинская личность русской истории. И вдруг — для ребят, да ещё «младшего школьного»! Посмотрим, посмотрим!.. И — зачитался...»

Алексей ЮГОВ


«Я тоже зачитался историческими повестями Сергея Алексеева. Зачитался, как мальчишка. И спасибо за это автору!»

Сергей МИХАЛКОВ

Первая книга Сергея Петровича Алексеева — «Небывалое бывает» — вышла в Детгизе в 1958 году. Это было увлекательное повествование об эпохе петровских преобразований, времени, когда Россия совершала героические усилия, чтобы «ногою твёрдой стать при море» (А. Пушкин).

В центре книги — образ Петра Великого, рассказ о четырёх годах петровского правления: от 1700 года — разгрома шведами русских под Нарвой — до взятия Нарвы войсками Петра I и выхода русских к берегу Балтийского моря в 1704 году.

Книга сразу полюбилась юным читателям, как и множество других рассказов и повестей, раскрывающих события четырех веков российской истории — с середины XVI до середины XX века.

Писатель создал целую историческую библиотеку для младших школьников и продолжал её пополнять всю жизнь. Одна за другой выходят книги Сергея Петровича Алексеева:


«Сын великана» — о событиях, которые происходили в нашей стране весной, летом и осенью 1917 года, о судьбе петроградского мальчика Леши Митина, свидетеля и участника революционных событий.


«Рассказы о Суворове и русских солдатах» — о славных победах великого полководца Александра Васильевича Суворова и героизме русских солдат — «чудо-богатырей» Читать

«Птица-слава» — рассказы об Отечественной войне 1812 года
Читать

«Лебединый крик» (в соавторстве с Валентиной Алексеевой) — о монголо-татарском нашествии и Куликовской битве; о смутном времени.


«Велика наша Родина. Много сложного и нелегкого было в её истории. Много прекрасного и великого. У нас есть что вспомнить и чем гордиться. Перед вами рассказы о том, что было. О нашем Отечестве и народе».

С. Алексеев

О крепостном праве вы узнаете из повести «История крепостного мальчика». Вы познакомитесь с Митей Мышкиным — мальчиком, которого продали, — с его удивительной необычной судьбой. Вместе с ним вы побываете у барыни Мавры Ермолаевны; попадете к графу Гущину, познакомитесь с девочкой Дашей, поедете на войну.

"Рассказы о русских царях"
Эта книга познакомит маленького читателя с личностями великих русских царей: Ивана Грозного, Петра Великого, Екатерины Великой и Александра Освободителя. Для младшего школьного возраста





Среди книг Сергея Алексеева особое место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

"Рассказы о полководцах" - книжка полководцах Великой Отечественной войны Георгии Константиновиче Жукове, Константине Константиновиче Рокоссовском, Иване Степановиче Коневе

«Трудным был путь к победе. Вся страна сражалась с фашистами. Шли бои на земле, в небе, на море…Мне очень хотелось написать книгу для детей о войне с фашистами…Писал книгу долго, мучительно. Годами и годами. Рассказ за рассказом.Каждый рассказ — ещё один штрих войны.
Ещё одна боль.Ещё одна радость наших военных успехов.
Ещё один поклон победителям.
Итак, перед вами книги о бессмертном подвиге нашего народа. Переверните страницу, и вы уже на полях сражений, среди битв и героев великой войны с фашистами»


Приложение к журналу "Школьная библиотека". Вып.3. 2011. - 8 л. цв. ил.
Текстовая часть выпуска содержит:
  • краткую биографическую справку;
  • методические материалы для работы с книгами С.П. Алексеева: - сценарий мероприятия "Гроза двенадцатого года": путешествие по страницам книги С. Алексеева "Птица-слава"; - викторину "История в лицах"; - кроссворды "25 рассказов из русской истории" и "Рассказы Алексеева"; - Алексеевские чтения "По страницам истории" (Цикл бесед по книгам "Грозный век", "Небывалое - бывает", "Великая Екатерина"); - схемы книжных выставок "История близкая и далёкая", "Чтобы дети знать могли о делах родной земли", "Из истории родной земли: читаем исторические книги";
  • библиографию книг и статей о писателе.