Буддийские четки сколько бусин должно быть. Четки


Буддийские сандаловые четки, Классические буддийские четки на 108 бусин из сандалового дерева.

Классические буддийские четки на 108 бусин из сандалового дерева.

Такого большого размера являются очень редкими.

Четки используются последователями практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов.

Из древних санскритских и китайских текстов известно, что сандал использовался в религиозных ритуалах, из него вырезали изображения богов, строили замки. Древние египтяне использовали сандал для бальзамирования, в ритуалах и медицине. Сандал использовали как тонизирующее средство, им успокаивали нервы и лечили воспаления. Он является основным компонентом для производства благовоний.
Аромат сандала способствует расслаблению, благоприятен для духовной практики, медитации, успокаивает нервы, открывает энергетические родники творчества, личностной полноты, таланта. Сандал уплотняет и очищает энергетический слой, позволяет быстро и ровно восстановиться истонченной ауре. Он помогает при депрессии, бессоннице, страхе, тревоге, раздражении горла, насморке, тошноте, изжоге. Сандал является мягким афродезиаком, повышает чувственность, лечит фригидность и импотенцию.

В настоящее время из-за хищнического истребления сандаловых деревьев экспорт сандала из Индии запрещен. Санталовое масло больше практически не используется ни в косметике, ни в парфюмерии, ни в медицине. Все производители перешли на синтетические ароматизаторы. Стоимость сандалового дерева выросла в несколько раз и с каждым годом продолжает расти.

Буддийские чётки, мала (санскр. ???? - гирлянда) (тибет.: пренба) - культовая принадлежность, инструмент для счёта мантр выполненных ритуалов и поклонов. Однако в буддизме чётки играют ещё и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды. Известны с III века.

Конструкция
По конструкции буддийские четки близки чёткам иных религиозных и мистических практик. Состоят из бусин нанизанных на нить, концы нитей объединяются образуя кольцо. Чётки могут завершаться дополнительной большей бусиной, которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая привеска, к ней часто прикрепляют "хвост" из нитей.

Количество бусин
Чаще всего в буддийских чётках 108 зёрен, но могут применяться и чётки с иным числом бусин, обычно кратным 108: 54, 27, 21 или 18. Чётки со 108 зёрнами часто имеют разделители-привески после 36-й и 72-й бусин (либо отличающиеся от прочих 36 и 72 бусины).

Материал
Последователями тибетской ветви буддизма считается, что чётки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают чётки из красного коралла и темно-синего лазурита.
Чётки из сандалового дерева, горного хрусталя и жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.
Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг. Чётки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.
Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют чётки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.
Монахи-воины нередко носят железные чётки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.
Встречаются также чётки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.
Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) чётки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких чёток идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие чётки - большая редкость, то чаще встречаются просто костяные чётки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.

Количество бусин
Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются чётки и с другим количеством бусин. В любом случае - число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:
- желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
- по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
- к объектам внутренним и объектам внешним (2);
- три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).
Отсюда - канонические числа буддизма: 6х3 = 18; 18x2 = 36; 36х3 = 108.
Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространенная. Чётки делятся дополнительной большей бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы.

"Хвост"
Из цилиндрической бусины выходит "хвост" из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, тиб.: генен), красный цвет - начальные монашеские обеты, послух (санскр.: шраманера, тиб.: гецул), желтый - полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг). "Хвост" может быть двойной - в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая - Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности - шаматхи и Прозрения - випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины - символизирует их единство-недвойственность.
Чётки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие чётки играют ещё и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.
В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские чётки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные - 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают ещё и три главных омрачения-"яда" сознания: страсть, злобу и неведенье.
Основание четок (в районе "хвоста" или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра - как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало - практики системы Дзогчен; пурбу - посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.
Нанизываются ваджраянские чётки на шнур, сплетенный из 5-ти разноцветных нитей: белого, синего, желтого, красного и зеленого цветов. Эти нити символизируют пять аспектов Просветления, выраженных фигурами пяти Просветленных-Татхагат: Вайрочаной, Акшобхьей, Ратнасамбхавой, Амитабхой и Амогхасиддхой. Во время плетения шнура читаются слоги-биджи и производится специальная визуализация этих Татхагат. Считается что таким образом шнур заряжается их энергией. Пять нитей могут быть связанны и с практикой-мандалом того или иного йидама - в этом случае, соответственно, меняются мантры и визуализации. Иногда шнур состоит из 9-ти нитей - в этом случае они символизируют йидама Ваджрадхару и восемь главных бодхисаттв.
Кроме центрального "хвоста" ваджраянские чётки могут иметь ещё два, после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих "хвостов" продевается через пять мелких бусин или дисков. Два "хвоста" символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный "хвост".
После изготовления чётки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие чётки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти чётки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если чётки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои чётки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.
Чётки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто чётки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

БУСИНЫ НАМЕРЕНИЯ
Молитвенные бусы в Тибете и Монголии

Бусы связаны с молитвой и магией уже тысячи лет. Само слово "бусина" (английское bead) происходит от анло-саксонских слов bidden (молиться) и bede (молитва). Принято считать, что использование бусин для молитвы (четок) в Европе могло начаться после контакта с мусульманскими традициями, сами же мусульмане были вдохновлены давно существующими традициями использования молитвенных бус в индуизме и буддизме.
В Европе четки обычно называют "розарий" (от латинского rosarium, что означает сад роз). Интересно, что роза ассоциируется с молитвенными бусами как в традициях буддизма, так и индуизма. Четки у ранних индуистов назывались japamala (венок из роз) и mala, а наиболее часто используемое название в Тибете переводится с санскрита как "гирлянда цветов".

Тибетские бусы
Один из самых важных аспектов, как тибетского буддизма, так и бонпо шаманизма - повторение мантр, которые являются заклинаниями или словами силы. В течение своей жизни практикующий произносит миллионы этих мантр, некоторые из них превышают 100 слогов или слов, и чтобы уследить за общим количеством мантр, он использует четки. Их называют mala или tenwa в Тибете или shu-zhu в Китае.

Звуки силы
В традициях тибетского буддизма или бонпо шаманизма каждому существу (божеству или духу) посвящают особые мантры. Практикующий, повторяя мантры, посвященные Будде или другому существу, на работу с которым он был инициирован, полностью идентифицируется с этим существом. Он "восстает как" или действительно становится этим существом в визуализациях, сопровождающих чтение мантр.
Наверное, самая известная мантра в тибетском буддизме - это мантра Ченрези (мантра Авалокитешвары), бодхисатвы сострадания: Ом Мани Падме Хум. Другие известные мантры: мантра Падмасамбхавы (Ом Ах Нум Ваджра Гуру Падма Сиддхи Хум) и мантра Зеленой Тары (Ом Таре Туттаре Туре Сваха). Помимо использования мантр для соединения с существом, которому они посвящены, их повторяют и для других целей. Например, для наделения силой места или объекта, чтобы успокоить разозленного духа, для увеличения личной силы, жизненной энергии или богатства, чтобы справиться с трудностями или подчинить опасные силы (или духов) своей воле.
Каждый раз, когда произносится мантра, бусинки на четках продвигаются вперед на одну бусинку. Со временем, бусины изнашиваются от соприкосновений с пальцами, превращая старые четки в объект духовной и физической красоты. Многократное повторение мантр с помощью "малы" (тибетское название четок) так же усиливает намерение и силу практики, и "мала" становится объектом силы. Старые, изношенные и намоленные четки иногда кладут на больного человека как инструмент исцеления, или их используют для благословения.

Основы работы с четками
Как четки используются для чтения мантр - вполне очевидно, но в разных традициях есть свои особенности. Начнем с того, что четки держат с нежностью и уважением, обычно в левой руке. Одна бусина отсчитывается на каждое произнесение мантры, начиная с первой бусины после бусины гуру. Эта бусина обычно больше размером, богато декорирована и находится в конце четок. Первую бусину держат между большим и указательным пальцами, и с каждым счетом большой палец подтягивает следующую бусину.

Священные 108
"Мала" состоит из 108 бусинок, 108 - священное число в буддизме и других сакральных традициях Азии. Это количество имен Бога в индуизме. Как результат умножения 12 на 9, цифры символизируют 9 планет и 12 знаков зодиака, в результате умножения 27 на 4 мы обнаруживаем 4 лунные четверти в каждом из 27 лунных домов.
В пранаяна-йоге посчитано, что человек делает 21600 вдохов в 24-часовой цикл, состоящий из 60 периодов по 360 вдохов, таким образом, 12-часовой дневной цикл равняется 10800 дыханиям. В алфавите санскрита 54 буквы, каждая обладает мужским и женским аспектом, составляя всего108. Если хотите, вот еще несколько космических значений этого числа: диаметр Солнца в 108 раз больше диаметра Земли, расстояние от Солнца до Земли составляет 108 диаметров Солнца, а среднее расстояние между Луной и Землей составляет 108 диаметров Луны. Кроме того, 108 бусинок гарантируют, что мантра будет повторена, по крайней мере, сотню раз!
Для облегчения счета на многих четках стоят разделительные бусины через каждые 27 бусин, иными словами, они делят четки на четверти. Разделительные бусины обычно другого цвета и несколько больше, чем остальные 108 бусин, и их не считают в процессе чтения мантр. Так же можно встретить пару маркировочных струн, присоединенных к "мале" и служащих элементарными счетами. На каждой струне сидят по 10 маленьких бусинок, и они используются для счета завершенных циклов мантр и десятки завершенных циклов. Таким образом, в конце 108 мантр одна бусинка на первой струне (часто заканчивающейся маленьким доржи) передвигается. А когда 108 мантр повторено 10 раз, и все 10 бусинок на струне передвинуты, передвигается бусинка на другой струне (которая обычно заканчивается маленьким колокольчиком дилбру). Когда передвинуты все 10 бусинок и на этой струне, прочитано 10800 мантр.
На многих четках есть дополнительная счетная бусинка, которую можно снимать и прикреплять между основными бусинами четок. Эта бусина передвигается каждые 10800 мантр, и, зная, на сколько бусин она передвинулась, практик может посчитать общее количество прочитанных мантр, например, если она находится после 36й бусины, практик прочитал более 360000 мантр (388800, если быть точным).

Виды четок
Четки делают из разных материалов. Семена дерева бодхи хороши для любой практики и любой мантры, поскольку именно под этим деревом просветлел Будда. Так же часто рекомендуют бусины из красного сандалового дерева и семян лотоса. Другие популярные материалы для четок - стекло, полудрагоценные камни, кораллы, металлы, раковины и кости. Люди, выбирающие четки именно из этих материалов, имеют на то особые причины.
Например, четки, которые используют с мантрами для услаждения Будд, должны быть из кристаллов, жемчуга и перламутра. Мантры, читаемые с этими четками, освобождают от болезней и других проблем и очищают практика.
Четки, на которых читают мантры для увеличения жизненной энергии или богатства, часто делают из золота, серебра, меди или семян лотоса.
Для мантр, которые призваны справиться с мощными духами или демонами, должны использоваться семена дерева Рудракша и бусины из костей. В идеале, из человеческих черепов. Каждая бусина выпиливается из точки третьего глаза. Эти же материалы используются при чтении мантр для гневных существ, например, для Махакалы.
Некоторые действия нельзя делать с четками, т.к. они считаются неуважительными. К таким действиям относятся ношение четок только для демонстрации, также нельзя наступать на четки, вешать их на пояс, бросать и играться с четками, брать четки в туалет.

Волшебные четки
В тибетском буддизме и монгольском шаманизме четки используют для предсказаний. Один из традиционных методов заключается в следующем:
Визуализируйте свой вопрос и затем возьмите четки двумя руками в двух случайных точках. Считайте бусины тройками, двигаясь руками навстречу друг к другу, до тех пор, пока между ними не останется одна, две или три бусины. Запомните эту цифру и повторите весь процесс с начала. Теперь у вас будет две цифры от 1 до 3. Одна бусина называется Сокол. Это положительный знак, указывающий на удачу, успех и поддержку в деловых и юридических вопросах. Две бусины, Ворон, являются негативным знаком, указывающим на неудачу, несчастья, отсутствие поддержки и болезни. Три бусины зовут Снежным Львом, этот знак говорит, что хотя вас и поддерживают духи, вы можете ожидать только медленные, хотя и стабильные результаты, нейтральные результаты в бизнесе и некоторую слабость ваших врагов.
Итак, у вас есть две цифры, полученные по очереди. Результаты могут быть следующими:
1. Сокол после Сокола - Все благоприятно.
2. Сокол после Ворона - Все желания исполнятся, вы избежите опасности.
3. Сокол после Снежного Льва - Духи могут помочь вам, сделайте подношение духам.
4. Ворон после Сокола - Скверный знак, заразное заболевание на подходе. Если будете поклоняться богам и отгонять демонов, болезни можно избежать.
5. Ворон после Ворона - Ясное небо закроют тучи, будет потеря имущества.
6. Ворон после Снежного Льва - Посредственные результаты, возможны проблемы с законом.
7. Снежный Лев после Сокола - Рис растет в неплодородных землях, вдовы выходят замуж, бедняки становятся богатыми.
8. Снежный Лев после Ворона - Бирюзовые фонтаны орошают землю; вы неожиданно можете найти провизию и избежать опасности.
9. Снежный Лев после Снежного Льва - Благоденствие и изобилие ждет вас во всех аспектах.

Использование четок для молитвы и магии - древняя практика, уходящая на тысячелетия назад, задолго до появления буддизма. Работа с четками усиливает как намерение, так и силу визуализаций. Может быть, вас не очень привлекает чтение мантр, но даже без мантр четки можно использовать для простых практик.
Я сам часто использую четки в исцеляющих ритуалах. В таком ритуале я визуализирую больного человека, с которым работаю, абсолютно здоровым 108 раз, конструируя ясный ментальный образ с каждой бусиной, отпуская образ и создавая его заново с новой бусиной, и так 108 раз.
Эту технику можно применять для формирования намерения и в других областях. И формирование намерения, возможно, самая великая магия бусин силы.

Николас Бриз Вуд, главный редактор журнала Sacred Hoop.
Перевод: Анжела Сергеева

Буддийские чётки. «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Буддийские четки - ожерелье с нанизанными на него зернами, используемые для счета молитв. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен (сакральность этого числа уходит своими истоками в древнеиндийскую магическую практику).

Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики Тантры.

Четки имеют особые названия и содержат скрытый эзотерический смысл, раскрывающийся только посвященным в Учение. Четки могут быть сделаны из драгоценных камней - лазурита, коралла, опала; дерева - красного, черного, желтого сандала и плодовых косточек; из костей человека, слона или верблюда, а также из стекла.

Белые четки посвящались божеству милосердия и сострадания Авалокитешваре, красные - идаму Хаягриве, Падмасамбхаве, желтые - Гуру Цзонхаве.

Навершие (начало четок) состоит из зерен трех размеров (большие, средние, малые), которые символизируют Тело, Речь и Ум Буд­ды. При счете мантры нельзя перешагивать через них, нужно начинать отсчет в обратную сторону.

Хранить четки необходимо в чистом месте. Тантрические четки хранятся вдали от глаз, используются только при практике божества-идама.

Дзогчен Кенпо Чога Ринпоче, последователь дзогченской традиции тибетского буддизма, родился в Восточном Тибете в 1966 году, прошел курс обучения в университете Дзогчен Шри Сингха - одном из наиболее прославленных монастырских учебных заведений Тибета. В настоящее время проживает в Непале, в монастыре Каньинг Шедраб Линг, много путешествует, известен благодаря своей живой и непосредственной манере передачи буддийского учения.

По материалам журнала “Путь к себе”. Беседа с Ламой Кенпо Чога Ринпоче. Вела корреспондент Лидия Богданова.

Четки из хороших рук

Лидия Богданова: Кенпола, как известно, в традиции тибетс­кого буддизма активно используются различные ритуальные при­надлежности. В чем их предназначение?

Лама Кенпо: Я могу задать ответный вопрос: зачем, с вашей точки зрения, человеку нужна одежда? Или уж, если на то пошло, само тело? Человек не может представить себя без физического тела. У нас есть глаза, значит, мы должны видеть, есть уши, значит, мы должны слышать. Нам даны руки, значит, будет то, к чему мы будем прикасаться и чувствовать прикосновение. Так все устроено. Отсюда можно сделать вывод: поскольку нам необходимо учение, нам нужны такие вещи, относящиеся к учению. Это как ручка и бумага. Необходимо и то и другое. Если не будет бумаги, будем писать ручкой по воздуху (смеется). Аналогичную роль в буддийской традиции играют ритуальные принадлежности. Мне сложно ответить на наш вопрос по-другому. Додумайте то, что я сказал, сами. Проще говоря, ритуальные принадлежности связаны с задачами и целями буддизма, его символикой, и используются для выполнения различных духовных практик.

Л.Б.: Нужно ли рассматривать ритуальные принадлежности как святыню? Как с ними следует обращаться?

Лама Кенпо: Какое место в вашей жизни занимает духовная практика? Представьте, что фотография вашего любимого ребенка лежит на полу и ее топчут ногами, что вы при этом будете чувствовать?

Л.Б.: Мне будет очень неприятно.

Лама Кенпо: Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Если для вас что-то имеет большое значение, то и отношение будет соответствующим. К примеру, фотографию своего ребенка вы, наверное, будете хранить в подобающем месте, а газетную вырезку с фотографией незнакомого человека можно и выбросить. По крупному счету не существует никаких особых законов или предписаний, где хранить тот или иной предмет. Такого рода решение может зависеть только от вас. Если у вас есть вера в учение, если вы искренне ему преданы, то обязательно будете стремиться к тому, чтобы изображения лам и божеств, священные тексты и четки хранились в «чистом» месте (например, на алтаре или в том месте, которое вы сами считаете «чистым»), а также к тому, чтобы на них не наступали и не задевали.

Конкретный характер четок зависит от целей и особенностей выполняемой практики . Существует деление четок по цветам. Например, белые четки (сандал, хрусталь) применяются в практиках мирных божеств, а также для очищения, избавления от болезней и для устранения препятствий.
Для накопления заслуг используются желтые четки (например, янтарные) также как и для выполнения практики Дцамбалы (божества, помогающие увеличить благосостояние).
Во время посвящений применяются четки красного цвета (коралл, сандал). Они считаются «тайными», и их значение, как правило, непосвященным полностью не раскрывается.
Зеленые четки (например, из жадеита) предназначены для призыва Защитников дхармы, а также для выполнения практик гневных божеств.
В практиках гневных божеств применяются также черные четки (сандал, коралл) и с шипами (из рудракши).
Что касается непосредственно материалов, то они опять же определяются задачами конкретной практики. Например, хрустальные и золотые четки очень благоприятны для практики подношений, но лишь в том случае, если человек не привязан к вещам. Четки из семян дерева бодхи используются для принятия обетов бодхисаттв, развития в себе бодхичитты, сострадания. Коралловые четки - при выполнении практик увеличения ак­тивности (практики таких божеств, как Курукулла и Ченрезик). Многим нравятся четки, сделанные из кости яка. Я думаю, что это вызвано лишь тем, что люди считают кость ценным материалом.

Л.Б.: А что Вы скажете о количестве косточек на четках? Должно ли их быть какое-то определенное число?

Лама Кенпо: Традиционно косточек должно быть 100, потому что многие мантры (например, мантры устранения препятствий) читаются по сто раз. Но поскольку мы можем ошибаться, захваты­вая по две косточки вместо одной, то добавили еще 8 (смеется). На самом деле число 108 связано с астрологией, традицией, пришедшей на Тибет из Китая. Вообще число 8 имеет большое значение в традиции тибетского буддизма (Восьмеричный путь, восемь бодхисаттв, восемь благих эмблем). Бывают четки и других разме­ров, например, для чтения мантры Авалокитешвары (ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ) хорошо иметь четки из 6 косточек, для выполнения практики богини Сингхамукхи - из 14 косточек. Что касается маленьких четок, используемых при выполнении простираний, то здесь количество косточек может быть любым, лишь бы это было удобно для вас.

Л.Б: Как следует носить четки?

Лама Кенпо: Здесь нет каких-то особых правил. Обычно практики носят их под одеждой. Но если ваши четки богато разукрашены и вы хотите показать их другим, то можете носить поверх платья или на запястье (смеется).

Л.Б.: А зачем четки освящают?

Лама Кенпо: Вам, наверное, известно о существовании хороших и плохих энергий. Все явления и предметы имеют свои вибрации. Определенные волны исходят и от человеческой мысли. Большинство людей знают это на собственном опыте. Бывает, встречаешь незнакомого человека, и возникает приятное ощущение. Это может быть вызвано тем, что вы почувствовали радостный настрой его ума. Или, если мы будем носить одежду дурного человека, то вполне вероятно заболеем. Все это связано с тонкими энергиями. Почему четки благословляются ламами? Если лама достиг высокой ступени развития и находится в состоянии пробужденности, то, прикасаясь к четкам, дуя на них, он передает им свою благую энергию. При этом имеет значение начитывание им благоприятных мантр (я хочу здесь выделить слово «благоприятных», потому что не всем известно, что бывают и дурные мантры, используемые, например, для убийства человека). В то же время, если плохой че­ловек дотронется до четок или вы положите их в неудачное место, то энергия благословения уйдет. Правда, если мастер, проводивший освящение, достиг состояния изначальной мудрости, то его благословение никогда не покинет четки.

Л.Б.: А как следует приобретать четки? Можно ли принимать их в подарок?

Лама Кенпо: Это зависит от вас. Главное, чтобы они пришли к вам из хороших рук.

Лама Кенпо Чога Ринпоче. Четки из хороших рук.

[Интервью с Ламой Кенпо Чога Ринпоче / Вела Л. Богданова] //Путь к себе. - 2006. - № 6. - С.10 -11.

Четки используются последователями практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Однако, в буддизме четки играют еще и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды.

Буддийские четки (на санскрите: мала; на тибетском: пренва) изготовляются из дерева, кости, камня или металла. При этом материал часто выбирается в связи с теми или иными его энергетическим или мистическим влиянием на человека или окружение.

Так, например, четки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают четки из красного коралла и темно-синего лазурита.

Четки из сандалового дерева, горного хрусталя в жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.

Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг.

Четки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.

Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.

В прошлом монахи-воины нередко носили металлические (бронзовые, железные или серебряные) четки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.

Встречаются также четки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) четки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких четок идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие четки - большая редкость, то чаще встречаются просто костяные четки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.

Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются четки и с другим количеством бусин. В любом случае - число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:

А) желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
б) по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
в) к объектам внутренним и объектам внешним (2);
г) три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).

Отсюда - канонические числа буддизма:
- 6х3 = 18;
- 18x2 = 36;
- 36х3 = 108.

Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространенная. Четки делятся дополнительной большей бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы. Из цилиндрической бусины выходит "хвост" из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, таб.: генен ), красный цвет - начальные монашеские обеты, послух (санскр.: шраманера, тиб.: гецул ), желтый - полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг ). "Хвост" может быть двойной - в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая - Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности - шаматхи и Прозрения - випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины - символизирует их единство-недвойственность.

Четки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие четки играют еще и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.

В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские четки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные - 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают еще и три главных омрачения-"яда" сознания: страсть, злобу и неведенье.

Основание четок (в районе "хвоста" или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра - как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало - практики системы Дзогчен; пурбу - посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.

Нанизываются ваджраянские четки на шнур, сплетенный из 5-ти разноцветных нитей: белого, синего, желтого, красного и зеленого цветов. Эти нити символизируют пять аспектов Просветления, выраженных фигурами пяти Просветленных-Татхагат: Вайрочаной, Акшобхьей, Ратнасамбхавой, Амитабхой и Амогхасиддхой. Во время плетения шнура читаются слоги-биджи и производится специальная визуализация этих Татхагат. Таким образом шнур как бы заряжается их энергией. Пять нитей могут быть связанны и с практикой-мандалом того или иного йидама - в этом случае, соответственно, меняются мантры и визуализации. Иногда шнур состоит из 9-ти нитей - в этом случае они символизируют йидама Ваджрадхару и восемь главных бодхисаттв.

Кроме центрального "хвоста" ваджраянские четки имеют еще два - после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих "хвостов" продевается через пять мелких бусин или дисков. Два "хвоста" символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный "хвост".

После изготовления четки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие четки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти четки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если четки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои четки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Четки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто четки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

Дополнение с сайта сангхи Чокьи Ньима Ринпоче (http://rangjungyeshe.ru/):

Гуру Ринпоче сказал:
«Лучшим видом малы считается мала изготовленная из драгоценностей (ринчен).
Посредственный тип малы изготовляется из семян дерева или плодов, а низший из дерева, земли, камня или лекарства.»
Мала сделанная из раковин, земли, дерева, семян дерева или плода используется для выполнения мирных садхан.
Мала, сделанная из семян бодхи, завершает все дхармы.
Мала из дерева бодхи осуществляет умиротворяющую активность
Мала из тутового дерева осуществляет подчиняющую активность.
Мала из красного дерева используется для гневных практик.
Малы из бивней слона будут осуществлять любую заботящуюся активность.
Бусины малы сделанные из камня хороши для увеличивающих практик.
Бусины сделанные из лекарства хороши для гневных практик.
Белый цвет малы связан с восточным направлением(?),что в свою очередь обладает успокаивающим действием.
Жёлтый цвет малы на пример сделанный из семян prunus, золота, семян абрикоса – повышает энергию, используют для приумножения богатства, успехов и сознания.
Держим на среднем пальце на уровне пупка сидя лицом на юг.
Янтарная мала очень хороша для лечения глаз.

Мала может быть красного цвета , на пример из коралла или красного сандала – красный это цвет контроля над другими. Держим на уровне гениталий на безымянном пальце сидя лицом на запад.

Чёрная, металлическая,бирюзовая – используются когда надо применить разрушающую активность (я думаю, что разговор в большей степени идёт о железной мале). Сидим лицом на север, малу держим на мизинце в правой руке кисть лежит на колене.
Есть вариант,что стальная мала увеличивает добродетель.

Костяная мала - очень мощная и требует от практикующего высокого уровня способностей.
Синяя мала связанна с пространством.
Лучше всего использовать малы из драгоценных камней. Они используются при выполнении любых кармических активностей, производимых Вами.

Мала из семян рудракши – распространена среди индуисских садху. Такая мала считается опасной, потому что она обладает огромной силой и практикующий, который ей пользуется должен иметь высокие способности. Для сравнения – пользоваться такой малой всё равно – что объезжать дикого жеребца… Для того что бы по достоинству оценить качества дикой лошади надо быть хорошим наездником.

Голова малы или ступа – состоит из трёх бусин. Символ союза трёх Кай.
Самая маленькая, верхняя-считается источником звука. Она синего цвета - символ неизменного ума абсолютной истины.
Две завершающие (размер по возрастающей к нижней бусине) – представляют собой два типа энергии –мужскую и женскую,т.о. это символ союза мужского и женского принципа. Они очень важны в мале, без них мала не будет работать.
Есть ещё вариант трактовки бусин-ступы - Средняя бусина – красного цвета – так же символ ваджарной речи.
Последняя бусина – белого цвета, она считается сокровенной, т.к.символизирует ваджарное тело.
Нитей в мале должно быть –три, пять или девять. Три нити символизируют – три Каи, пять нитей символизируют – пять Будд, девять нитей – девять колесниц.

Для Практики Белой Тары и Белого Махакалы нужна мала из Жемчуга.
Для практики Зелёной Тары – Жадеит.
Для практики Будды Медицины – Ляпис Лазурит или Бирюза.
Для практики Амитабхи – красная Яшма.
Для практики Шакьямуни – Янтарь.
Практика гуру Ринпоче в форме Падмасамбхавы – косточки животных или бисер в ыорме черепов.
Практика Ваджрасаттвы и Ченрезига – Горный хрусталь.

При начитывании мантр используют правую руку, но в практиках с визуализацией – только левую.
При начитывании мантр важно правильное положение пальцев. Большинство мантр начитывают левой рукой, держа мала между большим и указательным пальцем, перебирая бусины «внутрь ладони». Большой палец собирает бусины внутрь, а другое направление – рассеивает энергию. Дойдя до «головы мала», направление меняют, чтобы не рассеивать энергию.

1). Мирные мантры читают на уровне сердца.
2). Мантры умножения силы, ума и богатства – чётки перебирают на уровне пупка через средний палец. Это мантры Манжушри, Дзамбалы, Амитаюса и др.
3). Гневные мантры подчиняющей активности – через безымянный палец на уровне полового центра. Это мантры – Гаруды, Хаягривы, Гуру Драгпо и др.
4). Устрашающие мантры – через мизинец на уровне левого колена. Это мантры Ваджракилаи, Ваджракумары, Львиноголовой Дакини. Тут же – можно перебирать правой рукой через безымянный палец на уровне правого колена.

Или еще вот так:
Из книги «Объяснения Стадии Заpождения в соответствии с Пpактикой Садханы называемой «Стержень Недуальной Ясности», Гьлтрула Ринпоче:

Далее, в тексте обсуждается подсчет мантр при помощи малы. Дpугая цитата втоpого Будды, Падмасамбхавы, говоpит: "Лучший вид малы, использующийся для увеличения количества повторений, является мала, сделанная из некотоpых видов драгоценностей (Тиб. ринпоче). Посpедственный тип малы делается из семян деpева или плодов, и низший тип малы делается из деpева, земли, камня или лекарства."

Мала, сделанная из морских раковин, земли, деpева или семян деpева или плодов используется для выполнения миpных садхан и миpных действий.
Мала, сделанная из золота – для выполнения обширных действий.
Мала из кpасного коpалла – является лучшей для выполнения сильных садхан.
Стальная или биpюзовая мала – хоpоша для гневной активности.
Мала, сделанная из камня "зи" или дpугих дpагоценных камней, может использоваться пpи выполнении любых каpмических активностей, пpоизводимых вами.
Мала, сделанная из косточек абpикоса , будет выполнять обширную активность.
Мала, сделанная из "лот тон" (крошечных, круглых черных семян плодов) выполняет сильную активность.
Мала, сделанная из бусинок pакши , пpименяется пpи гневных пpактиках.
Мала, сделанная из семян бодхи , исполняет все дхаpмы.
Мала из дpевесины деpева бодхи , исполняет мирные кармы.
Мала из бусинок mulberry исполняет силные кармы.
Малы из дpевесины mahogany используется в гневных практиках.
Малы, сделанные из костей слон а, особенно его бивней, будут выполнять всякую заботящуюся активность.

Бусины сделанные из камня – хоpоши для обшиpных пpактик. Бусины сделанные из лекарства – хоpоши для гневных пpактик. Малы со множествном pазличных типов дpагоценностей хоpоши для любых пpактик. Тем не менее, я советую, чтобы вы не пытались делать малы с большим количеством pазных бусинок на них, потому что, если вы не знаете, какие комбинации являются эффективными, вы можете получить неположительный pезультат.

Далее, текст упоминает pазличные виды пользы, котоpая извлекается из использования pазличных типов мал.
Железная или стальная малы умножают добродетель, котоpая накапливается с каждым повтоpением обычным способом. Медная мала умножает каждое повтоpение в четыpе pаза. Мала pакша умножает каждое повтоение в 20 миллионов, и жемчужная мала умножает в 100 миллионов раз. Серебрянная мала умножает в 100000, а рубиновая мала в 100 миллионов раз. Мала из семян бодхи проявляет безграничные блага для любых форм практики, будь то мирная, обширная, сильная или гневная.
Вы должны все знать о значении малы и о лучшем способе их связывания. Нитей в вашей мале может быть использовано три, пять или девять, и никакое другое число. Тpи нитки символизиpуют тpи кайи, пять нитей символизиpуют пять Будд, и девять нитей символизиpуют девять колесниц.

Главная гуpу-бусина может состоять из трех бусин, символизиpуя тpи ваджpных состояния существа, тpи кайи. Самая маленькая бусина наверху должна быть синей, возможно из лазуpита. Голубой цвет символизиpует неизменный ум абсолютной истины. Сpедняя бусина должна быть кpасной, что символизиpует ваджpную pечь, и сокровенная бусина должна быть белой, что символизиpует ваджpное тело.

Ваша мала должна быть благословлена ламой, и вы должны постоянно благословлять вашу малу сами насыщая ее энергией. Вы должны вложить энеpгию в вашу малу пеpед тем как подсчитывать мантры, для получения pеальной пользы.
Вы должны очистить ваш pот и pуки, и затем вашу малу, пеpед тем ка ее испоьзовать. Вы можете также пропитать ее сандаловым маслом.
Затем заpождайте себя как божество, взяв малу в левую pуку и установив гуру-бусину вертикально в центре. Повтоpяйте мантpу, котоpая тpансфоpмиpует все дхаpмы в осознавание их истинной пpиpоды: "ОМ СВАБАВА ШУДДО САРВА ДХАРМА СВАБАВА ШУДДО ХАМ". Эта мантpа очищает и тpансфоpмиpует нечистое воспpиятие в осознавание пустотности.

Из пустоты, гуру-бусинка пpоявляется как центpальное божество в мандале, и дpугие бусинки пpоявляются как его свита. Эта часть пpактики является медитацией на самаясаттву. Далее, пpизывайте джнянасаттву. Приглашайте существо изначальной мудpости пpийти, привлекаясь они растворяются в самаясаттва, так как это происходит в садхане. Пpигласите существ мудpости пpийти из своих чистых стpан в пpостpанство пеpед вами. Затем они pаствоpяются в вашей мале и остаются там. Таким обpазом, каждая часть вашей малы является полной мандалой. Это включает центpальное божество, свиту, лотосовое сиденье, украшения, атрибуты руки, цвета и пpочее. Ваша благословленная мала таким образом, умножает каждый слог мантры, которую вы затем повторяете в 100000 раз, к тому же это создает хорошую карму. Поэтому очень важно делать именно так.

Ваша мала пpедставляет не только фоpму божества, но и pечь божества также. Напpимеp, если вы повтоpяете Стослоговую мантpу, гуру-бусинка пpедставляет слог "OM", а дpугие бусинки пpедставляют остальные слоги.

Гуpу Падмасамбхава сказал: "Всякий pаз, когда вы повтоpяете миpные мантpы, используйте кончик вашего большого пальца, чтобы вpащать малу. Когда повтоpяете обшиpные мантpы, используйте средний палец. Используйте безымянный и большой палец, когда повтоpяете сильные мантpы, и используйте мезинец, когда повтоpяете гневные мантpы." Используйте только вашу левую pуку для подсчета мантp. Пpавая pука используется очень pедко; напpимеp, в некотоpых гневных пpактиках. Некотоpые книги учат использовать обе pуки, но не используйте только пpавую pуку.
Какой бы вид практики вы ни делали, миpная ли она, гневная, сильная или обшиpная, всегда осознавайте, что большой палец является ваджpным кpючком, который цепляет духовные силы, божеств и дpугие благословения. Также, очень легко передвигать бусины именно большим пальцем.

Текст детально не объясняет, но существуют некоторые обшиpные учения о том, как пеpемещать бусинки малы, когда выполняются опpеделенные пpактики. В некотоpых гневных пpактиках вы деpгаете бусинки обеими pуками, и т.д.
Следующие учения, котоpые объясняют как заботиться о вашей мале когда вы не используете ее, пришли прямо из уст Гуpу Падмасамбхавы. Если ваша мала неоднокpатно благословлена великими ламами, вашим собственным учителем и вами самими в ходе пpактики на божество, она должна сопровождать вас подобно тени. Вы сохpаняете коpенную самаю ваджpной малы никогда не позволяя ей отрываться от вашего тела..

Много разных рекомендаций относится к пpавильному уходу и использованию малы, но только немногие упомянуты здесь. Никогда не позволяйте ей остывать от тепла вашего тела. Никогда не показывайте вашу секpетную ваджpную малу дpугим людям. Никогда не отдавайте вашу малу в pуки дpугих людей. Ни куда ее не отправляйте и не поpучайте заботу о ней дpугим. И никогда не отдавайте вашу малу в pуки тем, кто нарушил свои обеты, или тем чьи духовные взгляды pезко отличаются от ваших собственных.
Деpжите в руках вашу малу, только когда делаете повтоpения мантpы. Не игpайте и не теребите ее попусту. Не гадайте на ней и не используйте как счеты.

Сохpаняйте вашу малу скpытой и имейте к ней почтительное отношение. Не старайтесь, чтобы все обращали на нее внимание. Никогда не ложите ее в низких местах, и конечно не на землю. Не нанизывайте бусины на вашу малу, если в этом нет смысла и не пользуйтесь ею как украшением. Если вы придерживаетесь этих слов в отношении к вашей мале, вы достигните всего, чего желаете


Буддийские четки используются для подсчета прочитанных мантр, молитв и простираний.
Буддийские четки чаще всего состоят из 108 бусин. Минимальное число бусин на буддийских четках для подсчета прочитанных мантр 21, а максимальное 111. Для подсчета простираний удобны четки с 21 бусиной.

Буддийские четки должны быть изготовлены определенным образом. Существуют тексты с наставлениями о том, из какого материала они должны быть изготовлены. Правильно сделанные четки помогают в буддийской практике, увеличивают эффект от повторения мантр. Например, в наставлениях Гуру Падмасамбхавы говорится, что четки из железа увеличивают благо от начитывания мантры в два раза, из рудракши в двадцать миллионов раз, из жемчуга в сто раз, из серебра в сто тысяч раз, а из рубина в один миллиард раз.

Самыми ценными в буддизме считаются четки из семян дерева путраньдживы, или бодхи. Считается, что благо от начитывания на четках из семян бодхи увеличивается бесконечно. Лучше если материал, из которого сделаны чётки соответствует семейству божества, практика которого выполняется. Однако буддийские чётки из бодхи подходят для любых мантр и практик. Чётки из семян лотоса идеально подходят для практик лотосового семейства, к которому принадлежат Будда Амитабха, Авалокитешвара, Хаягрива, Гуру Падмасамбхава, Тара и другие.

Считается, что хорошо использовать для изготовления четок драгоценные и полудрагоценные камни.
Хорошим материалом для изготовления буддийских четок является агат, жемчуг, кахалонг, сердолик и другие полудрагоценные и драгоценные камни. Применяются в буддизме четки, изготовленные из бусин Дзи (камней Зи). При этом четки из бусин Дзи и агата хороши для любых буддийских практик. Бусины Дзи (камни Зи) считаются в Тибете драгоценными и представляют собой агат или халцедон с естественным или вытравленным рисунком.
Четки из горного хрусталя и кахалонга хороши для практики мирных божеств. Жадеит подходит для практики Зеленой Тары.

Драгоценные материалы применяют для изготовления как бусин четок, так и для разделительных колец украшающих четки и счетчиков. Счетчики служат для подсчёта сотен и тысяч повторений мантр. Для счётчиков буддийских четках тибетской традиции чаще используют золото, серебро или медь. Часто счетчики украшены миниатюрным атрибутами божества, такими как колокольчик и ваджра. Для разделителей используют серебряные кольца и более крупные бусины из бирюзы, коралла, жадеита, сердолика. Можно использовать в качестве разделителя и более крупные бусины из материала из которого изготовлены сами четки, например семена бодхи или лотоса. Бусины Дзи (камни Зи) также очень хорошо использовать в качестве разделителя. Передвижные счетчики для буддийских четок могут быть сделаны в виде символов семейств будд, таких как: драгоценность, ваджра, дхармачакра и лотос. Такие счетчики делают из серебра и нередко украшают кораллом и бирюзой.

Важное значение имеет и шнур, на который нанизаны бусины четок. Существуют наставления о том из скольки нитей должен быть свит шнур для буддийских четок. Чаще для буддийских четок используют шнур, свитый из трех или девяти нитей. Конец шнура на четках часто украшают сложными защитными узлами.

В нашем магазине можно купить буддийские четки, изготовленные со строгим соблюдением традиции.

Уже несколько тысяч лет одним из символов буддизма и некоторых других индокитайских религий считаются четки. Они - обязательный атрибут каждого верующего буддиста, символ, почти как крест в христианстве.

Из Северной Индии буддийские четки перешли на Ближний Восток, оттуда попали в Европу и распространились по миру, в том числе среди представителей многих других религий, включая христианство и ислам. Но, в отличие от других религий, буддизм вкладывает в четки свой собственный смысл. Для последователя Будды это не просто религиозный атрибут - в оригинальных буддийских четках 108 бусин, и это количество соответствует числу мантр, которое буддист должен прочесть во время медитации.

Помимо буддизма, четки используют последователи Шивы, Кришны, сторонники разных течений в индуизме, да и состав самих последователей Будды далеко не однороден. Мы познакомимся с сакральным значением четок, их применением, и узнаем, как сделать буддийские четки своими руками.

Количество бусин в классических четках, и что они означают

На самом деле вопрос, сколько бусин в буддийских четках, неоднозначен. Все зависит от религиозной традиции, которой следует конкретный человек. В традиционных буддийских четках количество бусин равно 108 либо кратно этому числу - 54, 36, 27, 9. Число 108 - сакральное, оно состоит из перемноженных между собой 12 и 9. По легенде, священным это число нарек сам Будда, и оно означает многомерность мира.

Существует несколько объяснений тому, почему в буддийских четках 108 бусин (на самом деле 109, но 109-я бусина - это бусина Бога, она скрепляет четки и считается «нулевой»). По основной из них ведическая астрологическая школа включает в себя 9 планет и 12 домов - в Европе их привыкли называть знаками Зодиака. Кроме того, в буддизме:

  • у Бога есть 108 главных Имен;
  • существует ровно 108 Упанишад - основных религиозных книг;
  • существует 108 танха - греховных желаний человека, потворство которым отягощает карму.

9 - это число месяцев беременности - от зачатия до рождения. А 12 трактуется как составное число, включающее в себя 5 и 7. Семерка означает 7 цветов радуги, 7 основных нот, 7 дней недели, 7 звезд в Большой Медведице, а 5 - число основных первоэлементов в ведической школе - огонь, вода, воздух, земля и пятый - эфир.

В некоторых других традициях существуют четки с иным количеством бусин - в зависимости от числовых значений, характерных для этих школ.

Материалы, из которых изготавливают буддийские четки

Буддийские четки делаются практически из любых материалов - камня, кости, металла, дерева. В качестве бусин могут использоваться крупные семена лотоса или рудракши. В тибетской традиции Ваджраяны самыми ценными считаются четки, бусины которых вырезаны из лобных костей 108 человеческих черепов. В дело идут черепа умерших своей смертью людей, тела которых были погребены по-тибетски - отданы на расклевание грифам.

В Китае очень распространены четки из нефрита. Считается, что характерный нефритовый цвет несет успокоение.

Основные значения:

  • буддийские четки из нефрита символизируют умиротворение и умеренность;
  • четки из железа носят монахи-воины;
  • кости, в т.ч. человеческие - переосмысление жизни;
  • светлые четки (из горного хрусталя или белого сандала) означают холодный разум;
  • темно-коричневые или красноватые четки (красный сандал, семена рудракши) означают концентрацию энергии, силу и огонь.

Разновидностей этого сакрального символа очень много. У каждого вида четок, в зависимости от материала изготовления, есть свое назначение. Имеет значение даже узел, которыми связаны концы, пропущенные сквозь «нулевую» большую бусину - у некоторых четок он есть, у других - нет. Финальный узел на буддийских четках, выходящий из бусины Бога, в зависимости от формы и длины может означать принятый человеком обет, по нему может определяться статус - мирянин, послушник, посвященный монах, и т. п.

Использование

Как пользоваться буддийскими четками? Их перебирают, читая мантры или молитвы. Одна прочитанная мантра - одна пропущенная в пальцах бусина. Мантры в ведических практиках читаются строго определенное число раз, оно зависит от текущей ситуации, учения отдельной школы и других вещей, но обычно кратно 108 по указанным выше причинам.

Откидывать число мантр на подручных «счетах» необходимо для того, чтобы не отвлекаться при чтении, не держать в памяти число, что отвлекает от медитации.

Изготовление

Как сделать буддийские четки самостоятельно? Сначала определитесь, какой традиции они должны соответствовать, и что символизировать. Четки своими руками из первых попавшихся материалов делать не стоит - не забываем, что необходимо соблюдать определенный канон.

Сначала из выбранного материала выточите нужное вам число одинаковых бусин - 108 или кратное 108. Отдельно сделайте бусину Бога (или бусину Гуру) - она обычно больше по размеру, либо имеет другую форму (цилиндр, капля и др), позволяющую отличать ее на ощупь. После этого навяжите на капроновую или нейлоновую нить первый узел, нанижите бусину так, чтобы узел служил ей ограничителем, завяжите следующий. Так постепенно, чередуя с узлами, нужно нанизывать все бусины.

Делая четки своими руками, помните, что меж ними должно четко ощущаться расстояние. Скрепите их большой бусиной, и выпустите из нее «хвост» нужной формы и размера.

Точно так же, как и во многих других религиозных направлениях, четки в буддизме играют важную роль. Их используют для отсчитывания количества проговоренных молитв и мантр, выполненных поклонов и различных ритуалов. Кроме того, в них закодирована важная информация, несущая посыл всем последователям философского учения. Итак, сколько бусин в буддийских четках, а также какое этому придается значение? Рассмотрим далее.

Буддийские четки и их значение в религиозном плане

Буддийские четки на тибетском произносятся как «пренва», на санскрите – «мала». Являясь культовой принадлежностью , они могут выполнять несколько функций одновременно:

  1. Напоминание о религиозном ритуале, молитве . В некоторых случаях четки помогают читать слова молитвы в определенной последовательности.
  2. Приспособление для счета . Читая молитву или выполняя определенное религиозное действие, выполняется откладывание бусин. Это дает возможность не запутаться в количестве выполненных ритуалов.
  3. Использование четок как символа . Известно, что четки изготавливаются из конкретного материала и имеют определенное количество бусин. В это вкладывается особый смысл. В зависимости от традиций школы и желания достичь какой-то цели делается выбор в пользу определенных четок.
  4. Четки как отличительный знак . Эта функция плавно вытекает из предыдущего пункта. По внешнему виду и особенностям этого атрибута можно сделать вывод о принадлежности его владельца к определенной школе буддизма и степени его подготовки.
  5. Отсчитывание ритма . Некоторые ритуалы, мантры и молитвы требуют поддержания ритма, с чем помогает справиться перебирание бусин четок.
  6. Поддержание концентрации, борьба со сном . Считается, что перебирание каждой бусины четок возвращает внимание и сосредоточенность на молитве или выполнении ритуальных действий.
  7. Лечебные свойства . Есть мнение, что четки из определенных материалов способны излечивать от разных телесных недугов.

Например, буддийские татуировки и их значение носят необычайно глубинный характер. Иногда можно встретить нанесенные на тело изображения ладоней, сложенных в молитве и с четками на запястье. Также тату может быть представлено в виде монаха или самого Будды, пребывающего в позе лотоса и состоянии молитвы, при этом удерживающего в руке эту неотъемлемую принадлежность последователя философского учения. И это неспроста: являясь важным культовым атрибутом буддийской религии, четки считаются спутником не только верных последователей буддизма, но и обычных поклонников его идей.


Стоит также отметить и то, что некоторые культовые сооружения буддизма могут стать хранилищем священных реликвий разного значения. Например, не такая уж редкость, когда четки, принадлежащие Учителям-ламам, замуровываются в фундаменты или в , или размещаются на алтаре.

Количество бусин в буддийских четках

Почему часто в буддийских четках 108 бусин и как это можно объяснить? Дело в том, что эта цифра в буддизме считается священной, так как это установил сам Будда. Четки с таким количеством бусин по каноническим традициям учения составляются из 9 зерен 12 раз. Истолковывается это следующим образом:

  • каждый лама (буддийский монах), отправляясь в странствие, может взять с собой не более 9 предметов;
  • в числе 12 заключена семерка и пятерка;
  • семерка олицетворяет семь дней недели, семь звезд Большой Медведицы, семь цветов радуги, семь нот;
  • пятерка символизирует первоэлементы природы.

Есть и другие толкования чисел 9 и 12. Например, девять – это количество месяцев, которые должны продлиться от зачатия до рождения человека . При этом девятка повторяется 12 раз, то есть проходит такое количество циклов (так называемые «зодиаки» или «ветви» в восточных культурах).

Кроме того, встречаются четки и с другим количеством бусин: 19, 21, 27, 33, 41, 50, 98, 143, 159. Так или иначе, все четки являются олицетворением многомерности мира.

Какой смысл имеет цвет и материал четок

Неспроста особое значение отводится материалу и цвету бусин, из которых состоят четки. Буддисты верят, что определенный материал четок способен нести особый энергетический и эмоциональный посыл :

  • горный хрусталь (кварц) – способствует очищению разума и тела;
  • белый сандал – наиболее «чистый» материал, олицетворяющий умиротворение, «холод» разума;
  • красный сандал – концентрация энергии, активность, согревание (применяются в тантрических практиках);
  • рудракши (сушеные плоды дерева) – пробуждают мощную энергию, силу, способность подчинять волю живых существ согласно благим целям;
  • семена дерева бодхи – такие четки особо священны, так как олицетворяют этап Просветления Будды, что состоялось под деревом бодхи;
  • дерево ним – обладает исцеляющими свойствами;
  • можжевельник – защищает от злых духов, привлекает положительную энергию;
  • кости – переоценка жизни, получение радости от каждого мгновения;
  • семена лотоса – четки из этого материала используются в основном для поклонения божеству Лакшми и Божествам лотосового семейства;
  • жемчуг – несет женскую энергию, охлаждает разум, устраняет сомнения, очищает все семь чакр;
  • нефрит – устраняет негатив, умиротворяет, пробуждает любовь.

У каждой школы буддизма есть особые предпочтения относительно материала четок. Например, в тантризме и шиваизме чаще выбирается кость (бусины в виде человеческих черепов) или рудракша; вайшнавизме – ним, туласи; шактизме – металл, кристалл, рудракша. Также вы можете почитать более .