Конспект урока по математике на тему "Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел"

Cоставные задачки на разностное и кратное сравнение3 класс.

СОСТАВНЫЕ Задачки НА РАЗНОСТНОЕ И КРАТНОЕ Сопоставление.

Математика 3 класс. Кратное сравнение величин. Задачи на кратное сравнение 1

1) В одной квартире 9 жильцов, а в другой на 6 жильцов меньше. Во сколько раз во 2-ой квартире меньше жильцов, чем в первой?

2) Мишка стоит 20 рублей, а солдатик в 2 раза дешевле. На сколько дороже мишка, чем солдатик?

3) В первом классе 6 отличников, а во 2-м на 3 отличника меньше. Во сколько раз в первом классе больше отличников, чем во 2-м?

4) 1-ый класс посадил 3 ряда по 5 яблонь, а 2-ой - 8 яблонь. На сколько больше яблонь посадил 1-ый класс?

5) Костюмчик стоит 120 рублей, а платьице втрое дешевле. На сколько дороже стоит костюмчик, чем платьице?

6) В 3 первых классах по 4 отличника, а в 2 пятых по 3 отличника. На сколько больше отличников в первых классах, чем в пятых?

7) 5 ящиков с апельсинами весят 40 кг, а ящик с хурмой 4 кг. На сколько легче ящик с хурмой?

8) При изготовлении раствора для укладки кирпича требуется 60 кг песка, а цемента на 40 кг меньше. Во сколько раз меньше требуется цемента, чем песка?

9) С бахчи собрали 55 арбузов, а дынь на 44 меньше. Во сколько раз больше собрали арбузов, чем дынь?

10) 2 утки снесли по 8 яиц, а курица снесла 72 яичка. На сколько яиц больше снесла курица, чем 2 утки?

11) Рыбаки изловили 64 форели, а сазанов на 48 меньше. Во сколько раз меньше изловили сазанов, чем форели?

12) В магазине на 5 полках 35 кукол, а на 4 полках 32 машинки. На сколько на каждой полке больше машинок, чем кукол?

13) В первом тайме футболисты забили 3 гола, а во 2-м в 2 раза больше. На сколько больше голов забили во 2-м тайме, чем в первом?

14) В столовой за 5 дней расходуется 180 кг хлеба. На сколько кг больше расходуется хлеба за 5 дней, чем за один?

15) В саду 5 рядов вишен по 8 деревьев и 4 ряда яблонь по 5 деревьев. Во сколько раз меньше в саду растёт яблонь, чем вишен?

16) Для настилки полов привезли 42 сосновых доски, а еловых в 7 раз меньше. На сколько больше привезли сосновых досок, чем еловых?

17) 6 ящиков апельсинов весят 48 кг, а 4 ящика мандаринов 16 кг. Во сколько раз ящик апельсинов весит больше, чем ящик мандаринов?

18) 7 банок равного веса земляничного варенья весят 14 кг, а 5 банок равного веса клубничного варенья весят 20 кг. Во сколько раз банка с земляничным вареньем легче банки с клубничным вареньем?

19) Глубина колодца 30 м, а глубина оврага на 20 м меньше. Во сколько раз глубина оврага меньше, чем колодца?

21) 5 ящиков со сливами весят 35 кг, а 4 ящика с виноградом 48 кг. На сколько кг легче ящик со сливами?

Чтоб скачать материал, введите собственный email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку.

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку.

Если скачка материала не началось, нажмите снова Скачать материал.

(Лицензия на воплощение образовательной деятельности.

№3715 от 13.11.2013).

Исходные классы.

Задачки на сопоставление даются детям тяжело. В главном они путают выбор решения, когда нужно отыскать во сколько раз либо на сколько единиц. Да еще если задачки составные. Главное, отработать понятие, сможем ли мы сходу ответить на вопрос задачки, если нет, то как. Более принципиально осознать и вызубрить различие: на сколько больше, меньше и во сколько раз больше, меньше.

Вопросы в задачках можно разнообразить, что я и делаю. Тогда одни и те же задачки можно использовать пару раз, отрабатывать понятия отлично во время устного счета.

Самые низкие цены на курсы переподготовки.

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах проф переподготовки.

Оставьте собственный комментарий:

При использовании материалов веб-сайта, активная ссылка на источник неотклонима!

Тезисы

Задачки на кратное сопоставление. Задачки по арифметике 3 класс. Задачки по арифметике на кратное сопоставление. Задачки по арифметике для 3 класса. 4 - класс; 5. Задачки на кратное и разностное сопоставление (математика 3 класс). 4 класс Означает это задачка на кратное сопоставление, и нужно большее число поделить на наименьшее. что такое кратное сопоставление. что такое кратное сопоставление? Юлия Томашевская (Дрогина) Ученик Это кратное сравнение . Составные задачи на разностное и кратное сравнение…. Составные задачи на разностное и кратное сравнение. Задачи на 2 действия. 4 - класс; 5. что такое кратное число. что такое кратное которое делиться на на что-то, например числу 4 число кратное 2, это 4. выполни кратное сравнение величин 40 мин и 20. Выполни кратное сравнение величин 40 мин и 20 мин, 4) 1 час = 60 Что ты хочешь узнать. разностное и кратное сравнение площадей. А что именно выполни разностное и кратное сравнение площадей 1 кв. Начальная школа: Семенова Е. Анимированная. Семенова Е. Анимированная сорбонка "Соотношение величин. Разностное, кратное сравнение. "Задачи на кратное сравнение". Конспект урока по математике 3 класс по теме "Задачи на кратное сравнение". Урок разработан. Задачи на кратное сравнение (3 класс). / Конспекты / Задачи на кратное сравнение (3 класс ) - А что такое «кратное.


Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел
(учебник, с. 41 ) Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи на кратное сравнение с опорой на рисунок, применять правила нахождения неизвестного числа в уравнениях, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности и осознание личностного смысла изучения
математики

м етоды и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Ход урока

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.

Показывают выполненную домашнюю работу.

2. Целеполагание.

Сообщает тему, цель урока.

Внимательно слушают.

3. Устный счет

Математический диктант.

Увеличьте в 4 раза: 5,3.
уменьшите в 4 раза: 32; 26.

Записываю только ответы по цепочке у доски.

Задача 1

Саше 12 лет, а его сестре Лене на 2 года меньше. Сколько лет Лене?

Задача 2

В коробке лежали шарики красного и зеленого цвета. Красных шариков было 9 штук, а зеленых в 8 раз больше. Сколько зеленых шариков лежало в коробке?

Задача 3

У Миши в коллекции 30 зарубежных марок, а российских в 5 раз меньше. Сколько российских марок в коллекции у Миши?

Задача 4

Лена загадала число. Если умножить это число на 8 то получится 64. Какое число загадала Лена?

Выполняют задания

III. Изучение нового материала

1. Практическая работа: работа над задачами на кратное срав-
нение.

Приводит примеры задач на кратное сравнение.

Положите в первый ряд 12 кружков,
во второй – 3 кружка.
Как узнать,
во сколько раз больше кружков в первом ряду, чем во втором?

Сколько раз в 12 кружках содержится
по 3 кружка?

Необходимо разделить
12 на 3. В первом ряду
в 4 раза больше кружков, чем во втором, а во втором – в 4 раза меньше, чем в первом

2. Работа
со статьей учебника.

Откройте учебник на с. 41.

Под руководством учителя разбирают объяснение, данное в учебнике.

3. Решение задач.

Выполните задание № 1.

10: 2 = 5 (раз).

Ответ : кружков в 5 раз больше, чем квадратов; квадратов в 5 раз меньше, чем кружков.

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки

Выполняют упражнения

IV. Практическая деятельность

    Решение задач.

    Самостоятельная работа по карточкам

2.

После чтения можно инсценировать:
вызвать к доске 5 девочек и 7 мальчиков и разделить их поровну на две
команды.

1) 5 + 7 = 12 (д.) – всего.

2) 12: 2 = 6 (д.) – в одной команде.

Ответ : 6 детей в каждой команде.

Приложение1

Составляют краткую
запись задачи, записывают решение и ответ.

V. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

Что сегодня вспомнили, повторили?

Где можно применить полученные знания?

Какое значение они имеют для вас?

Что по этой теме вам кажется непонятным?

Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задают уточняющие
вопросы

Приложение 1

Базовый уровень.

Вариант-1 (задания из учебника стр.41)

1. Найди значения выражений.

21:3*5=

24:6*5=

30:(2*3)=

9* (20:4)=

6*(50-47)=

(18+32):10=

90-6=

96-46=

2 Реши уравнения

х*4=36 20: х=4

Задача 4.

В детском саду 7 машинок, а кукол в 2 раза больше. Сколько кукол в детском саду.

___________________________________________________________________________________________

Вариант-2 (задания из учебника стр.41)

1. Найди значения выражений.

28:7*5=

36:4*5=

8*(25:5)=

(6:2)*5=

8*(90-86)=

(18+14):8=

90-46=

96-40=

Задача 3.

Начерти ломаную линию из трёх звеньев. Длина ломаной линии равна 9 см.

2 Реши уравнения

7*х=21 х:5=3

Задача 3.

Начерти ломаную линию из четырёх звеньев. Длина ломаной линии равна 12 см.

Задача 4.

В зоопарке живут 10 обезьян, а тигров в 5 раз меньше. Сколько тигров живут в зоопарке?

______________________________________________________________________________

Повышенный уровень.

Вариант-3

1. Найди значения выражений.

7+21:(15-8)=

50-24:(11-5)=

60-(24+3):3=

(4*7-5:5):3+28=

6*6+6*7-3*4=

8*9-14:2-45:9=

2 Реши уравнения.

х:5=10 146-х= 122 25:х=5 132 +х= 178

Задача 3. В палатку привезли 45 кг груш и 4 ящика яблок по 8 кг в каждом. Сколько всего килограммов фруктов привезли в палатку?

Задача 4. Начерти ломаную длина которой вычисляется так: 2*3+4.

Используемые источники информации:

    Моро М.И. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2 ч. Ч. 1. / [М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.Б. Бельтюкова и др.] -М.: Прсвещение,2013, - (Школа России)

    Компакт – диск Планирование учебной деятельности. Математика. Рабочая программа. Технологические карты уроков. 3 класс. УМК «Школа России». Издательство «Учитель»

Тема: Упражнение в сравнении чисел и величин
Класс: 3
Цели:
УУД:

Метапредметные:






Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
1. Организация класса.
В класс крадётся тишина,
Подожди её пока,
Ну, а чтобы подождать
Надо просто замолчать.
Раз, два, смолк звонок,
Три – ротик на замок,
На четыре помолчи,
А на пять – урок начни!

Хотели бы вы сегодня узнать что-то новое? (ответы учащихся)
- Мне очень приятно это слышать.
Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!

Под таким девизом и проведём этот урок.

2) - Давайте начнем урок с физминутки (для улучшения мозгового кровообращения).
- Растираем уши вверх – вниз.
- А теперь давайте наденем шапку размышлений, и начнем урок (дети показывают, как надевают шапку).

3) Сообщение темы и задач урока.

Сегодня наш урок необычный. К нам на урок пришли Миша и Маша. У них к нам просьба. (Задача № 341. На доске фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник). Конструируя детскую площадку, у них возник вопрос: во сколько раз периметр цветочной клумбы треугольной формы больше периметра клумбы квадратной формы, но меньше периметра клумбы прямоугольной формы. Они затрудняются в решении этой задачи. Поможем им справиться с этой задачей? (да)
- А что надо знать, чтобы решить эту задачу? (как найти периметр фигуры; уметь выполнять кратное сравнение чисел)
- Значит чему же мы будем сегодня на уроке учиться? (выполнять кратное сравнение чисел и величин, находить периметр фигур)
- Итак, тема сегодняшнего урока - Кратное сравнение чисел и величин.
- А что такое кратное сравнение чисел?
- Что нужно делать при кратном сравнении чисел?
План-задачи на доске (на листах)
1. Повторить таблицу умножения и деления.
2. Решить задачи на кратное сравнение чисел и величин.
3. Повторить правило нахождения периметра квадрата, треугольника, прямоугольника.

А чтобы справиться с задачами урока, я вам предлагаю вместе Мишей и Машей отправиться в морское путешествие по стране «Математика». Хотите путешествовать? (да).
- Только я вам хочу напомнить, что в пути нам могут встретиться препятствия, которые необходимо преодолеть. У каждого из вас на столе лежат таблички с номерами заданий. Сейчас они пустые, а по ходу путешествия они заполнятся. (Красный цвет – трудно, зеленый – легко). В конце урока посмотрим, насколько трудно или легко вам было в путешествии. (В карточках таблица, где дети отмечают степень трудности предлагаемых заданий. Красный – трудно, зеленый - легко)
Маршрут путешествия.

2) Знакомство с маршрутом:
Маршрут.

1. Остров «Считалкин».
2. Остановка «Айсберг».
3. Море Задачное.
4. Океан Дружный
5. Остановка «Школа».
«Большому кораблю большое плавание»

1. Остров «Считалкин»
4) - Чтобы нам было легче в дальнейшем путешествии, проведём игру-соревнование «Меткие стрелки».
Работа по вариантам.
1 вариант – примеры на умножение
2 вариант – примеры на деление

63 56:8 9
78 36:4 7
94 18:6 5
27 32:8 2
84 30: 6 4
65 14:7 3

Что повторяли во время игры? (таблицу умножения и деления).
- А для чего нам необходимо знать таблицу умножения и деления?
- Назовите пример, где нужно узнать во сколько раз 6 меньше 18?
- К этому примеру задайте другой вопрос (во сколько раз 18 больше 6)
- Задайте вопросы к другим примерам (дети задают вопросы и отвечают)

III. Самостоятельная работа
2. Остановка «Айсберг»
- Мы не натолкнёмся на айсберг, если правильно решим задания на сравнение величин.

1) № 333, 334*, 335* – на выбор.
- Что надо помнить, чтобы правильно выполнить кратное сравнение чисел и величин? (при кратном сравнении чисел, нужно большее число разделить на меньшее; при кратном сравнении величин в ответе получается какое-то число раз)

2) Проверка выполнения задания. (На слайде)
№ 333
56км:8км=7 36т:9т=4
48м:8м=6 72г:9г=8
№334
21км:7000м=3
№335
14т:2000кг=2

Физминутка (под музыку)
3. Море Задачное
- Как вы думаете, что мы будем решать здесь? (задачу)
Задание по выбору учащихся - самостоятельно:
1) № 336 – на доске (1 уч-ся), № 337
· все остальные
Карточки: Джаджиев И., Лимпаух Д.

2) Проверка. Взаимопроверка
№ 336
1) 80-8=72(см) ленты осталось.
2) 72:8=9(раз) длиннее оставшаяся часть

№337
1) 100-10=90(г) масла осталось.
2) 90:9=10(раз) меньше оставшаяся часть
Ответ: в 9 раз оставшаяся часть ленточки длиннее отрезанной части.
(раскрасить клетки на карточках)

4. Работа в «парах». Океан Дружный

1) – Решите задачу № 341 «в парах».
- Как будем решать задачу? Что нужно в первую очередь сделать? (Найти периметр фигур).
1 пара – периметр квадрата (пишут на доске длину стороны квадрата)
2 пара – периметр треугольника (пишут на доске длину сторон треугольника)
3 пара – периметр прямоугольника (пишут на доске длину сторон прямоугольника)
2) Проверка нахождения периметра фигур.
- Получив необходимые данные, ответьте на вопрос задачи. (Каждая «пара» самостоятельно)
4) Взаимопроверка. – Ответьте Маше и Мише во сколько раз периметр цветочной клумбы треугольной формы больше периметра клумбы квадратной формы, но меньше периметра клумбы прямоугольной формы?

IV. Подведение итога урока
4. Остановка «Школа»
1) - Наше путешествие подошло к концу.
- На какой остановке больше всего понравилось?
- Над выполнением какого задания затруднялись?
- Решили мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?
- Хочется ли вам ещё совершить путешествие с Машей и Мишей по стране Математика?
- Оцените свою работу на уроке.
2) Рефлексия («солнышко» и «тучка»)

V. Оценки.
Д/З с. Т. № 135 – СРАВНЕНИЕ ВЕЛИЧИН
№ 136 – ЗАДАЧА НА СРАВНЕНИЕ ВЕЛИЧИН – задание по выбору учащихся.

задание
«Меткие стрелки»

2 задание
«Кратное сравнение величин»
3 задание
«Задача 337»
4 задание
«Задача Миши и Маши»

1 задание
«Меткие стрелки»

2 задание
«Кратное сравнение величин»
3 задание
«Задача 337»
4 задание
«Задача Миши и Маши»

Самоанализ урока математики в 3 классе
Тема: Кратное сравнение чисел и величин.
Цели:
УУД
Личностные: учебно - познавательный интерес к учебному материалу, к способам решения учебной задачи; способность к самооценке.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнёра.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; использовать знаково – символические средства (схемы, модели); выполнение логических операций: сравнение, анализ; строить рассуждения, обобщения.
Предметные: создать условия для развития навыков кратного сравнения чисел и величин; повторить правила нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника; совершенствовать устные вычислительные навыки табличного умножения и деления.
Тип урока: урок закрепления знаний
Техническое обеспечение: компьютер.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word
Данный урок математики является закреплением пройденного материала. При планировании учитывались возрастные особенности, уровень ЗУН учащихся, их отношение к предмету, различным видам и формам учебной деятельности. Содержание соответствует принципам обучения и воспитания: научности, доступности с достаточно интенсивным трудом учащихся, повторения ранее изученного, связи с жизнью.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся использовалась нестандартная форма проведения урока: урок – путешествие «Морское путешествие по стране Математика». На уроке применялись ИКТ (компьютер) с целью формирования мотивации, интереса к процессу обучения, создания положительного эмоционального климата на уроке, реализации принципа наглядности, что повышает эффективность обучения.
Для создания психо-эмоциональной комфортности детей на уроке использовалась ситуация «вхождения в урок» (стихи).
На первом этапе урока были поставлены цели и задачи, для реализации которых детям был предложен план действий (маршрут путешествия).
Этап повторения пройденного материала был осуществлён в форме игры «Меткие стрелки», в которой учащиеся совершенствовали вычислительные навыки табличного умножения и деления. Все дети показали владение ранее изученной темой.
Совершенствование решения задач на кратное сравнение осуществлялось на последующих этапах на практическом уровне: самостоятельная и индивидуальная работа (при этом школьники сами осуществляли выбор задания), работа в парах. Задания на выбор во время этой работы позволили реализовать личностно-ориентированную направленность, т.к. дети выбирали уровень сложности заданий, посильный для них. При этом они участвовали в проверке других заданий, что позволило поработать и над ними.
В течение всего урока учащиеся высказывали мнения об ответах и выполненных заданиях своих товарищей, давая возможность им самим исправить свои ошибки. А также дети оценивали свои знания и умения, осознавая и анализируя выполненные ими задания. Такая работа позволяет учащимся увидеть свои успехи и проблемы, понять, над чем следует поработать.

Кратное сравнение чисел и величин. Задачи на кратное сравнение

В этом уроке познакомимся с кратным сравнением чисел, выясним особенности такого сравнения величин и научимся решать задачи, используя кратное сравнение.

Рассмотрим такое задание:

Определите, на какое число нужно разделить число 20, чтобы уменьшить его в 4 раза?

Для решения задания нужно выполнить действие - деление. Запишем это выражением:

20: 4 = 5 и рассмотрим его.

Выражение 20: 4 называется частным, 20 - это делимое, 4 - делитель, 5 - значение частного.

Для уменьшения числа 20 в 4 раза мы разделили его на 4, получилось 5, значит, число 5 в 4 раза меньше числа 20, а число 20 в 4 раза больше числа 5.

Число 5 содержится в числе 20 четыре раза. Это тоже можно записать действием - делением 20: 5 = 4. Число 4 здесь является значением частного 20 и 5.

Таким образом:

Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее. Значение частного и показывает, во сколько раз одно число отличается от другого. Такой способ сравнения называется кратным сравнением.

Дадим определение.

Кратное сравнение чисел - это сравнение чисел действием деления одного числа на другое. Кратное сравнение - выявление того, сколько раз делитель содержится в делимом, во сколько раз делимое больше делителя (или делитель меньше делимого).

Выражение, с помощью которого мы узнаем во сколько раз одно число больше или меньше другого, называется частным.

С помощью действия деления можно выполнять кратное сравнение не только чисел, но и величин. Например, решим задачу:

Длина прямоугольника - 10 м, ширина - 5 м. Во сколько раз длина больше ширины?

Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно выполнить действие деление 10: 5 = 2, значение частного 2, значит, в 2 раза длина больше ширины. 10 м в 2 раза больше 5м, 5 м в 2 раза меньше 10 м. Мы выполнили кратное сравнение величин.

Чтобы узнать, во сколько раз одна величина отличается от другой, нужно большую величину разделить на меньшую. Заметим, что при этом величины должны быть выражены в одних единицах измерения. Например, во сколько раз 1 т больше 1 кг? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно 1 т перевести в килограммы 1 т = 1000 кг.

А теперь выполним кратное сравнение: 1000 кг: 1 кг = 1000. Значит, 1 т больше 1 кг в 1000 раз.

Перейдем к задачам. Рассмотрим две задачи.

В одном букете - 15 тюльпанов, в другом - 5. На сколько роз больше в первом букете?

В одном букете - 15 тюльпанов, в другом - 5. Во сколько раз в первом букете роз больше, чем во втором?

Данные задачи имеют одинаковое условие и отличаются требованием. В перовой задаче нужно найти разницу между числами 15 и 5. Задача решается действием вычитанием 15 - 5 = 10. Это задача на разностное сравнение.

Вторая задача решается действием делением 15: 5 = 3, так как в этой задаче нужно выполнить кратное сравнение чисел 15 и 5, то есть выяснить сколько раз по 5 содержится в числе 15. Это задача на кратное сравнение.

Задачи, в которых нужно узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, являются задачами на кратное сравнение. Естественно, такие задачи решаются действием - делением.

У р о к 27
ЗАДАЧИ НА КРАТНОЕ СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. КРАТНОЕ
СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ
(учебник, с. 42; рабочая тетрадь, с. 23; диск)
Цель деятельности
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
етоды и формы
обучения
Образовательные
Оборудование
Основные понятия
и термины
Способствовать развитию умений различать задачи на разностное и кратное сравнение чисел, решать их,
опираясь на схематические рисунки, чертежи, обосновывать выбор арифметического действия
Закрепление знаний и способов действий
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять способы решения задач
на разностное и кратное сравнение, обосновывать выбор арифметического действия, применять правила
нахождения неизвестного числа (слагаемого, уменьшаемого или вычитаемого), соблюдать порядок выполнения
действий в выражениях.
Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют
умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных
дисциплин
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
1 электрон. опт. диск (CD­ROM); http://develop­kinder.com/logic­problems/zadacha­demo­321.html
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Задачи на кратное сравнение чисел
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а (с ц е н а р и й) у р о к а
Этапы
Мотиваци
Обучающие
и
развивающие
компо­ненты,
задания и
упражнения
2
Эмоциональна
я,
психологичес
кая
и
мотивационна
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
3
Приветствует учащихся, проверяет
готовность класса и оборудования;
эмоционально настраивает на учебную
деятельность.
На уроке будь старательным,
4
Слушают учителя.
Демонстрируют
готовность к уроку,
организуют рабочее
место
Формы
органи­
зации
совзаимо
дей­
ствия
5
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Формируемые умения
Промежу
(универсальные
учебные действия)
контроль
6
К – планируют учебное
сотрудничество.
Л – понимают значение
знаний для чело­века;
имеют желание учиться;
проявляют интерес к
Наблюде
ние
учителя
за
организа
цией

к учебной
деятель­
Актуализа
я под­
готовка
к усвоению
изучаемого
материала
1. Проверка
домашнего
задания.
2.
Целеполагани
е.
3. Устный
счет
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори четко, внятно,
Чтобы было все понятно
Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.
– Откройте учебник на с. 42, определите
тему, цель урока.
« К р у г о в ы е п р и м е р ы » .
9 ∙ 2 40 – 31 6 ∙ 5
8 ∙ 5 18: 3 30 – 22
Показывают
выполненную домашнюю
работу.
Формулируют тему, цель
урока.
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Выполняют задания
рабо­
чего
места
Устные
ответы,
наблюде
ния
учителя,
выполне
нные
задания
изучаемому предмету
П – осуществляют
анализ, синтез, срав­
нение, обобщение,
извлечение
необходимой
информации из текстов;
проводят несложные
обобщения
и используют
математические знания
в расширенной области
Продолжение табл.
2
3
– Заполните таблицы.
4
5
Слагаемое
Слагаемое
Сумма
Уменьшаемое
Вычитаемое
Разность
18
30
56
20
24
100
48
24
89
89
32
32
5 ∙ 6 – 35: 7
7 ∙ 5 – 45: 5
– Решите примеры.
4 ∙ 5 + 15: 3
8 ∙ 5 + 5 ∙ 5
раз больше ласточек, чем воробьев,
а воробьев меньше, чем ласточек?
Решение:
6: 2 = 3 (раза).
О т в е т: в 3 раза больше ласточек,
чем воробьев; в 3 раза меньше воробьев,
чем ласточек.
1. Решение
задач.
Изучение
материала
Записывают решение
и ответ задачи.
Делают обобщающий
в ы в о д:
– Чтобы узнать, во сколько
раз одно число боль­
6
применения;
осмысленно читают
тексты
математического со­
держания в
соответствии с
поставленными целями
и задачами.
Р – ориентируются
в учебнике;
контролируют учебные
действия; замечают
допущенные ошибки;
осознают правило
контроля и успешно
исполь­зуют его в
решении учебной
задачи.
К – умеют слушать друг
друга, строить
понятные для партнера
по коммуникации
речевые высказывания,
задавать вопросы с

целью получения
необходимой для
решения проблемы
информации; могут
работать в коллекти­ве;
уважают мнение

2
3
4
5
6
Продолжение табл.
2. Работа
по учебнику.
№ 1.
– Каким действием узнать, во сколько
раз меньше израсходовали муки, чем
крупы, и во сколько раз больше израс­
ходовали крупы, чем муки?
ше или меньше другого,
надо большее число
разделить на меньшее.
Записывают условие,
решение и ответ задачи.
других участников
образовательного
процесса.
Л – осознают свои
возможности в учении
Решение:
24: 8 = 3 (раза).
О т в е т: в 3 раза больше.
Задание внизу страницы учебника.
– Можем ли мы сразу ответить на
главный вопрос задачи? Почему?
– Мы можем узнать длину второго
отрезка?
– После этого мы сможем ответить
на вопрос задачи? Каким действием?
– Нет. Мы не знаем длину
второго отрезка.
– Да. Надо из 12 вычесть 8,
потому что он на 8 см
короче первого.
– Делением. Надо будет
длину первого отрезка
разделить на длину
второго отрезка.
Учащиеся
самостоятельно чертят
отрезки,

2
3
4
5
6
Продолжение табл.
Физкультмин
утка
Организует проведение
физкультминутки
1. Решение
задач.
Практичес
деятельно
2.
Самостоятель
ная
работа.
3.
Занимательна
я задача на
развитие
мышления
«Сколько
драко­
нов?».
№ 3 (под руководством учителя).
1) 45 – 30 = 15 (кг) – расфасовали.
2) 15: 5 = 3 (кг) – в пакете.
О т в е т: по 3 килограмма картофеля
в каждом пакете.
– Самостоятельно выполните задание №
4.
– 2­головые и 7­головые драконы
собрались на митинг.
В самом начале митинга Король
Драконов –7­головый дракон –
пересчитал всех собравшихся по
головам. Он огляделся вокруг своей
украшенной короной средней головы и
увидел 25 голов. Король остался
доволен результатами подсчетов и
поблагодарил всех присутствующих за
их явку на митинг.
– Сколько всего драконов пришло
на митинг?
а) 7; б) 8; в) 9; г) 10; д) 11.
записывают решение
и ответ задачи.
Выполняют упражнения
согласно инструкции
учителя
Самостоятельно
записывают решение.
По таблице составляют
примеры на сложение
и вычитание.
Решают задачу.
Фронталь
ная,
индивиду
альная
– 8 драконов.
Устные
ответы,
записи
в тет­
ради
П – осуществляют
анализ, синтез, срав­
нение, обобщение,
сериацию,
классификацию,
выдвижение гипотез и
их обоснование;
устанавливают
причинно­следственные
связи; осознанно и
произвольно строят
речевые высказы­
вания.
Р – осуществляют
оценку, волевую
саморегуляцию при
возникновении
затруднений.
К – выражают свои
мысли с достаточной
полнотой и точностью;
используют кри­терии
для обоснования своего
суждения.

2
4. Работа
в тетради
на печатной
основе.
5*. Задания
из
электронного
при­
ложения
к учебнику
Обобщение
полученных
на уроке
сведений.
Заключительн
ая беседа.
Выставление
оценок
Инструктаж
по
выполнению
домашнего
задания
V. Итоги
Рефлекси
я деятель­
Домашнее
3
4
5
6
Окончание табл.
– В рабочей тетради выполните задания
№ 48–49 на с. 23
Выполняют задания
– Какие знания вам понадобились
на этом уроке?
– Определите, какой момент на уроке
для вас был самым удачным?
– Где испытали трудности?
– Какие подобные задания вам хочется
еще раз выполнить?
Отвечают на вопросы.
Делают выводы и
обобщения
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Учебник, с. 42, № 2
Задают уточняющие
вопросы
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Л – осуществляют
смыслообразование,
нравственно­этическое
оценивание
усваиваемого
содержания; осознают
ответственность за
общее дело
П – ориентируются
в своей системе
знаний.
Р – оценивают
собственную
деятельность
на уроке.
Л – проявляют интерес
к предмету
Р – принимают
и сохраняют учебные
задачи
Устные
ответы