Ваши сиятельства, их благородия — вместе на Сент-Женевьев-де-Буа. Русское кладбище в Париже: Сент-Женевьев-де-Буа Кладбище сент женевьев де буа где находится

Плаксина (ур. Снитко) Надежда Дамиановна , 28-7-1899 - 1-9-1949. Сестра милосердия, кавалер ордена Святого Георгия трех степеней

О самой Надежде Плаксиной мне удалось найти всего несколько слов. Но они стоят многого, за ними ощущается ее характер, вера и стойкость, которые она сумела передать детям. Вот маленькие отрывки из интервью актера Глеба Плаксина, сына Надежды Плаксиной, одного из "возвращенцев" послевоенной поры, когда многие русские люди по тем или иным причинам оказавшиеся на Западе решали вернуться в Советскую Россию:

— ...Откуда же у вас американские награды? Ведь во время войны вы были гражданином Франции!

— Да, это так. Мои родители русские. Папа — офицер гусарского полка, дворянин. Он родом из Нижнего Новгорода. А мама выросла в Петербурге. Она сестра милосердия, георгиевский кавалер трех степеней. Кстати, моя бабушка по линии мамы — родственница известного польского писателя Генрика Сенкевича. Помните, он получил в 1905 году Нобелевскую премию? Мои родители познакомились во время Первой мировой в госпитале города Севастополь. Так уж вышло, что и мама, и папа проходили там курс лечения после боевых ранений. Спустя короткое время поженились...

Во время революции 1917 года родители вынуждены были эмигрировать во Францию. Устроились в городе Лионе. Вы знаете что-нибудь о Лионе? Да-да, это центр французского производства шелка и бархата.

— Известно, что в эмиграции представители русской знати, как правило, работали водителями или чернорабочими. Ваших родителей постигла та же участь?

— Моим родителям просто-напросто повезло. Папа получил должность инженера в универмаге "Grand Вazar de Lyon". А мама поначалу не могла найти работу по своей медицинской специальности и шила одежду для богатых людей, как говорят, "от кутюр". Позже она устроилась в частную хирургическую клинику ассистентом хирурга. Помню, родители часто повторяли мне: "Мы русские, рано или поздно вернемся в Россию, и ты будешь служить русскому народу". Это было впитано, как здесь говорят, с материнским молоком. Я искренно хотел служить России. Мечтал гастролировать по русским городам. Ведь я музыкант, выступал с концертами с четырех лет.

- Вам довелось побывать во Франции уже после того, как обосновались в Советском Союзе?

В 1976 году. Я снова увидел любимый Париж... Знаете, мне тяжело вспоминать об этом. Ведь, с одной стороны, только там, во Франции, у меня прошло золотое время моего творчества. Только во Франции я мог свободно разъезжать по Европе, гастролировать. Вот я вам рассказываю, а у меня аж мурашки по коже... А с другой стороны, уж так я воспитан, Россия - дом родной. Помню, когда я был еще от горшка три вершка, мама часто приговаривала: "Нужно жениться на русской, пусть на крестьянке, но на своей, русской". Так и вышло, правда, моя жена не крестьянка, а инженер-химик. Мы прожили с ней 47 счастливых лет.

На одной из могил

Лосский Владимир Николаевич , 8-6-1903 - 7-2-1958, философ, богослов
Лосская Магдалина Исааковна , 23-8-1905 - 15-3-1968, его супруга

Известный философ Николай Лосский, отец Владимира Лосского, в царское время был исключен из Петербургской гимназии "за пропаганду атеизма и социализма", а при большевиках был лишен каферды в университитете за христианские взгляды. В 1922 г. семья Лосских была "навечно выслана" из России. Покидали они страну на печально известном "философском пароходе", вместе с Бердяевым, Ильиным, Красавиным, Булгаковым и еще почти двумя сотнями лучших умов России. Операция проходила под личным контролем Ленина, каждый высылаемый обязан был подписать документ, указывающий, что в случае возвращения в РСФСР он будет немедленно расстрелян.

Лосские жили сначала в Праге, затем Владимир перебирается в Париж, чтобы завершить свое образование в Сорбонне. Он вступает в Свято-Фотиевское братство, члены которого стремились объединить усилия для защиты православия от возможных еретических искажений. Вскоре на ниве Свято-Сергиевского подворья и Свято-Фотиевского братства в Париже выросла плеяда замечательных русских философов, богословов, историков Церкви - и отечественная богословская мысль начала плодотворно трудиться в эмиграции. В 1940-1944 гг. В.Лосский участвовал во французском Сопротивлении. Занимался научно-исследовательской работой и преподавал догматическое богословие и историю Церкви в Институте св. Дионисия в Париже. С 1945 по 1953 гг. декан института. Стараниями Владимира Лосского был открыт первый франкоязычный православный приход на улице Сент-Женевьев в Париже.

Среди православных богословов своего поколения Владимир Лосский был одним из тех, кто стремился показать Западу, что Православие - не историческая форма восточного христианства, а непреходящая истина. Его труды пронизаны устремлением вести диалог с христианским Западом, сохраняя при этом всю целостность Православия. Лосский был тесно связан с католическими богословами и исследователями,
которые просили его разъяснить суть православия именно католикам, - рассказывал его сын. Тогда философ прочитал им в Сорбонне курс лекций, на очень высоком уровне, при участии известных профессоров, ученых и философов. Эти лекции были объединены впоследствии в труде под названием "Очерк мистического богословия Восточной Церкви". Этот труд стал теперь классическим и переведен с французского на многие языки, в том числе русский. Владимир Лосский дает в нем систематическое изложение того, чем являлось собственно богословие и восточное Православие.

1-3-1876 - 27-3-1963

По кладбищенским табличкам видишь, как постепенно утрачивается русский язык у потомков эмигрантских семей. То "И" превратится в "Н", то букву "Я" перевернут и не исправят, то русская фамилия вдруг оказывается обратным переводом французского варианта… Это общая проблема переселенцев всех поколений и всех волн: самое трудное - это не научить детей чужому языку, а сохранить свой, родной. Как это ни печально, но к третьему поколению русский язык в эмигрантской семье обычно умирает.

8-12-1884 - 4-12-1949, подводник, писатель
Меркушова Мария Ивановна , 1887 - 28-2-1962, его жена.

Выпускник Морского кадетского корпуса В.Меркушов начинает службу на Балтике, где его назначают на подводную лодку «Сиг» "для обучения подводному плаванию". После обучения получает звание офицера подводного плавания, впервые тогда введенное на флоте и присвоенное 68 человекам. В декабре 1908 года во Владивостоке, командуя подводной лодкой «Кефаль», В.Меркушов участвовал в уникальном эксперименте - погружении под лед Амурского залива.

В декабре 1912 года В.Меркушов получил в командование подводную лодку «Окунь» и на ней начал Первую мировую войну, став одним из самых известных командиров-подводников Балтийского флота. 21 мая 1915 года, находясь в Балтийском море, «Окунь» встретил соединение немецких кораблей, шедших в охранении миноносцев. Преодолев охранение, «Окунь» атаковал один из кораблей, который, обнаружив лодку, пытался её таранить. «Окунь» успел дать торпедный залп и погрузиться, хотя был сильно помят корпусом немецкого корабля. За эту атаку, вынудившую неприятельские корабли к отходу, командир лодки был удостоен ордена Св.Георгия 4-й степени, а команда - Георгиевских крестов той же степени. В июне 1915 года близ Виндавы «Окунь» атаковал немецкий крейсер «Аугсбург», за что лейтенант Меркушов был награжден Георгиевским оружием и Кавалерским крестом французского ордена Почетного Легиона.

Дальнейшей службе на подводных лодках Меркушову помешала полученная при таране «Окуня» травма позвоночника. Первая мировая война заканчивается для него 25 февраля 1918 года в Ревельском укрепленном районе, в этот день сданном немцам. Сам он после сдачи крепости остается в Ревеле, а после заключения Брестского мира перебирается в Одессу. Осенью 1918 года В.Меркушов уже в Севастополе, в составе добровольческих частей участвует в освобождении Одессы от петлюровцев, а в 1919 году участвует в десанте у Сухого лимана и взятии Одессы Вооруженными Силами Юга России. В ноябре 1920 года на пароходе «Харакс» Меркушов эвакуировал из Керчи донских казаков. В марте 1921 года в Константинополе служба 36-летнего капитана в русском военном флоте закончилась.

В ноябре 1922 года Меркушов, командуя буксиром «Скиф», принял участие в перегоне русских тральщиков и буксиров, реквизированных французским правительством, из Константинополя в Марсель. Так он попадает во Францию. Первые годы эмиграции Василий Александрович провёл неподалеку от Лиона, где был рабочим кабельного завода. Потом обосновался в Париже, жил, преодолевая прогрессирующие болезни; к концу жизни с трудом передвигался и ослеп на один глаз.

В эмиграции Меркушов написал две книги - «Подводники. (Очерки из жизни русского подводного флота 1905 — 1914 гг.)» и «Дневник подводника». О масштабах работы говорит такой факт: машинопись трех томов «Дневника подводника» насчитывала 1983 страницы, не считая карт, планов, текстовых приложений. А была еще и третья рукопись - «Агония Ревеля» (о событиях февраля 1918 г.). Но ни одна из этих книг не была издана за рубежом. В.А.Меркушов также сотрудничал с русским военно-морским журналом «Часовой», издававшимся в Париже. В нём имеется 41 его прижизненная публикация и несколько материалов, опубликованных после смерти. Кроме того, с 1927 года статьи Меркушова появлялись в парижских газетах «Возрождение» и «Русский инвалид», а с 1947-го - в «Русской мысли».

Дубенцев Петр Андреевич , 22-9-1893 - 6-9-1944. Минер, балтиец.
Дубенцева (ур. Антоновская) Елизавета Александровна , 20-10-1901 - 30-9-1983
Андро де Ланжерон Александр Алесандрович , 30-8-1893 - 14-9-1947, капитан, маркиз

Андро де Ланжерон - известный во Франции род, из которого происходил один из основателей Одессы, генерал русской армии Александр Андро де Ланжерон (1763-1861). Информацию о том, кем приходился генералу его тезка капитан, мне найти не удалось. Но стихи на могиле - о России…

Эйсмонт-Елисеева (ур. Кожина) Елена Петровна , 13-4-1901 - 3-5-1953

Еще одна могила со стихами о России. На плите высечена следующая надпись:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
____

Она была из этого большого
холоднаго города
Институтка, сиротка и
На чужой земле безропотная труженица

7-2-1889 - 27-12-1982, кубанский казак
, 1891 - 1972, его супруга

Исидор Захарьин был подхорунжим Кубанского войска, полным георгиевским кавалером. Некоторое время он служил в казачьей дивизии в Персии, о чем рассказал в своей работе "На службе у персидского шаха"

Краткая история службы российского казачества в шахских войсках такова. В 1879 году персидский шах Насер ад-Дин обратился к русскому правительству с просьбой оказать помощь в создании боеспособного воинского формирования, способного реально выполнять поставленные перед ним задачи. Подполковник российского генерального штаба Домантович вместе с казачьими офицерами создал персидский регулярный конный полк по образцу русских казачьих полков. Вскоре полк вырос до размеров бригады. Командовал Персидской казачьей Его Величества шаха бригадой российский офицер, подчинявшийся непосредственно шаху...

В годы Первой мировой войны бригада была развернута в дивизию, насчитывала более десяти тысяч человек, ее части находились во всех крупных городах страны. Под руководством русских офицеров, обучивших и вооруживших персидских казаков, бригада стала не только опорой трона, но и самым боеспособным регулярным соединением персидской армии с современной артиллерией и пулеметными взводами. Командовал ею полковник Ляхов, который фактически оказался и командующим Вооруженными силами страны, в то время как Верховным главнокомандующим был сам шах.

В бригаде все напоминало о России: командовал бригадой полковник русского Генерального штаба; личный состав обучали русские офицеры-инструкторы и урядники, а лечил русский военный врач; повседневной формой служили русские папаха, сапоги и рубаха; воинский устав был российский; русский язык подлежал обязательному изучению. Шах лично курировал бригаду, которая охраняла наиболее важные государственные учреждения. Каждый год в лагере Каср-Коджара в шести километрах к северу от Тегерана персидские казаки в присутствии шаха проходили смотр, который обычно заканчивался показательной джигитовкой. По дисциплине и боевой выучке казачья бригада наголову превосходила все воинские части в стране.

С 1916 года Казачьей бригадой командовал честолюбивый полковник Реза-хан. Именно он в феврале 1921 года организовал военный переворот, отстранил от власти тюркскую династию Каджаров, оказал сопротивление попыткам Англии учредить над Ираном протекторат и стал иранским шахом Реза-Пехлеви…

Материалов об эмигрантской жизни Исидора Захарьина мне пока обнаружить не удалось. Умер он в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа.

17-3-1921 - 3-01-1949

Эти фотографии на надгробии сразу приковали мое внимание и своим необычным единством, и трагической разделенностью. Долго я не мог найти никаких упоминаний об этих людях и их могиле. А потом, совершенно случайно, мелькнуло на страницах интернета имя Георгий Орсель. И я увидел вот такую запись в мемуарах отца Бориса Старка, священника при церквах Русского дома в Сент-Женевьев де Буа:

"Молодой француз имел русскую девушку — невесту. Она училась балетному искусству у знаменитой балерины О.О.Преображенской... Какая-то размолвка, какое-то упрямство... Юноша принял все это слишком близко к сердцу и... покончил с собой. Убитая горем невеста, укоряющая себя за легкомыслие, едва не последовала за ним. Пришлось приложить много сил и стараний, чтобы жизнь пошла дальше. Мы вместе молились на свежей могиле. Теперь она давно уже замужем, имеет троих сыновей, иногда приезжает к родным в Советский Союз, и мы с ней встречаемся. Но память о Жорже так и осталась незарубцевавшейся раной".

Плачущий православный крест на французской могиле…

4-4-1932 - 29-12-1986, кинорежиссер
Тарковская (ур. Егоркина) Лариса Павловна , 1933 - 19-2-1998, его супруга

Памятник на могиле А.Тарковского создан известным скульптором Эрнстом Неизвестным. Он символизирует Голгофу, а выбитые в мраморе семь ступенек - это семь фильмов Тарковского. Православный крест изготовлен по эскизам самого режиссера.

"Пугает ли меня смерть? — размышлял Андрей Тарковский в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать".

- В этом году годовщина смерти Тарковского. Не было идеи перевезти его останки на родину?

Я отрицательно к этому отношусь: раз уж судьба привела Андрея на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, значит так и нужно. Его ведь уже однажды перезахоранивали: первый раз его тело подзахоронили в могилу есаула Григорьева, а позднее мэр Сен-Женевьев выделил под могилу Тарковскому особое место. Сначала на могиле был простой деревянный крест, что мне лично было по душе. А потом, ничего не сказав мне о своих планах, вдова Андрея создала проект памятника. Надпись на нем неправильная с точки зрения русского языка: «Андрей Тарковский. Человеку, который увидел ангела». Мне кажется, такая надпись просто недопустима на памятнике (и священник мне говорил об этом). Нельзя такие вещи писать. Даже если он его и увидел…

Неизвестный

К счастью, таких могил на кладбище немного (гораздо меньше, чем можно увидеть на старых кладбищах России), но они всё же есть…

В зимнюю субботу людей на кладбище почти не видно. Несколько наших туристов, пара французов, пара японцев (и где их только нет?)... Тем не менее, у многих могил зажжены свечи, и кладбищенская служительница активно снует туда-сюда, убирая мусор или ставя на могилы цветы. По-видимому, кто-то оплачивает уход за могилами, и тогда за этими захоронениями "смотрят", создается впечатление, что кто-то недавно приходил.

Вот здесь горит свеча. И так на многих могилах

«Дроздовцы», воины Добровольческой армии, носили на малиновых погонах вензель и на мотив марша Сибирских стрелков (хорошо известный нам по песне «По долинам и по взгорьям») пели свой, Дроздовский марш:

Из Румынии походом
Шел Дроздовский славный полк,
Для спасения народа
Нес геройский, трудный долг.

Полковник Генерального штаба Михаил Гордеевич Дроздовский (1881-1919) в декабре 1917 года в Румынии начал формировать из русских, воевавших на Румынском фронте, добровольческий отряд. В марте 1918 года отряд, называвшийся 1-й отдельной бригадой русских добровольцев, выступил из Ясс на Дон. «Впереди лишь неизвестность дальнего похода. Но лучше славная гибель, чем позорный отказ от борьбы за освобождение России!» — напутствовал своих бойцов Дроздовский. Дроздовцы совершили 1200-верстный поход, с боями заняли Новочеркасск и Ростов и в июне 1918 года присоединились к только что вышедшей из Ледяного похода Добровольческой армии генерала А.И.Деникина. Полковник М.Г.Дроздовский принял командование 3-й дивизией, основу которой составил его отряд.

В ноябре 1918 года в бою под Ставрополем Дроздовский был ранен и 14 января 1919 года умер от заражения крови в ростовском госпитале. Тело его было перевезено в Екатеринодар и похоронено в Войсковом соборе. В память М.Г.Дроздовского, перед смертью произведенного в генерал-майоры, его шефство было дано стрелковому и конному полкам. В марте 1920 года в Екатеринодар, уже занятый красными войсками, ворвался отряд дроздовцев и вывез гроб генерал-майора, — чтобы не повторилось неслыханное надругательство, какое в апреле 1918 го да в том же Екатеринодаре было учинено над прахом генерала Л.Г.Корнилова. Гроб с телом генерала М.Г.Дроздовского морем был вывезен из Новороссийска в Севастополь и там в сокровенном месте похоронен. Где — теперь этого уже никто не знает...

Дроздовские части были одними из самых боеспособных. За три года гражданской войны дроздовцы провели 650 боев. Их стихией были особые атаки — без выстрелов, во весь рост, впереди — командиры. Более пятнадцати тысяч дроздовцев осталось лежать на полях сражений братоубийственной войны, ставшей трагедией России. Последние дроздовские части закончили свое существование в Болгарии, куда попали после эвакуации галлиполийского лагеря. А на участке Сент-Женевьев-де-Буа, именуемом «дроздовским», похоронены рядом друг с другом уцелевшие в гражданскую «дрозды», как они себя называли, и на чужбине сохранившие верность своему полковому братству.

Поручик Голицын, здесь ваши березы,
Корнет Оболенский, вот ваш эполет…

Успенская церковь

В самом начале 20-х годов, когда в Париже оказалась первая волна русской эмиграции, возникла проблема: что делать с пожилыми людьми, старшим поколением, покинувшим большевистскую Россию. Русский эмигрантский комитет решил создать убежище для престарелых соотечественников. И вот 7 апреля 1927 года в местечке Сент-Женевьев-де-Буа открылся дом-приют с примыкавшим к нему красивым парком - "Русский дом". Рядом находилось коммунальное кладбище, где со временем стали хоронить не только обитателей Русского дома, но и других россиян, сначала преимущественно живших в Париже, а потом и из других городов. Незадолго до Второй мировой войны, стараниями княгини Мещерской близ кладбища был куплен небольшой участок, где по проекту Альберта Бенуа была построена церковь в новгородском стиле XV-XVI веков. Храм был расписан самим А.Бенуа и его женой Маргаритой. Освятили церковь 14 октября 1939 года. С тех пор в ней отпевали многих наших соотечественников, чьи имена вошли в историю

Успенская церковь после постройки (фото из архива о. Б.Старка)

Под нефом, в крипте, захоронен прах митрополитов Евлогия и Владимира, архиепископа Георгия и других священнослужителей. Там же покоится сам зодчий А.Бенуа и его жена Маргарита Александровна. На арочных воротах при входе на кладбище изображены архангелы Гавриил и Михаил с иконой. Сразу за воротами по обе стороны ухоженной аллеи - березы и скамейки, а по бокам ступенек, ведущих в храм и вокруг храма, - елочки, кусты. В зелени деревьев и кустов справа от храма стоит звонница с маленьким куполом над двумя арками. Говорят, это единственный в Западной Европе ансамбль, созданный в псковско-новгородском стиле.

Внутри храма - строгий двухъярусный иконостас, расписанный художниками и прихожанами Львовой и Федоровым. На левой от входа стене изображены темы из жития Пресвятой Богородицы, на противоположной - сцены из жизни Христа. Как и росписи над апсидами, это - творение рук Альберта Бенуа. Западная (входная) стена расписана иконописцем Морозовым. В храме много икон - и на стенах, и на аналоях, и в киотах. Почти все они подарены русскими эмигрантами.

"Будет ли наш прах покоиться в родной земле или на чужбине — я не знаю, но пусть помнят наши дети, что где бы ни были наши могилы, это будут русские могилы и они будут призывать их к любви и верности России".
Князь С.Е.Трубецкой

Помимо источников, указанных в тексте, использована следующая литература:

1. Grezine I. Inventaire nominatif des sépultures russes du cimetière du Sainte-Geneviève-des-Bois. - Paris, 1995.

2. Носик Б. М. На погосте XX века. - СПб.: Золотой век; Диамант, 2000.

3. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1997 в шести томах. Составитель В.Н.Чуваков. - М.: Российская государственная библиотека, 1999-2007.

Париж - С.-Петербург, 2009-2010

Коммуна и город Сен-Женевьев-де-Буа (Sainte-Geneviève-des-Bois) находится в южной части региона Иль-де-Франс в департаменте Эсон в 33 км от центральных районов Парижа.

Погружение в историю

Первый раз Сен-Женевьев-де-Буа упоминается в дарственной Гуго Капета аббатству Сен-Маглуар в Х в. Он оставался в вассальной зависимости от церкви вплоть до перехода в середине XVI в. в собственность больницы Отель-Дье-де -Париж. Причиной такого решения был легендарный лечебный источник, обнаруженный святой Женевьевой в чаще леса Секиньи. В 448 году вода из него помогла прекратить эпидемию в Эсоне.

Проходившая мимо Сен-Женевьев-де-Буа старая римская дорога к XIVв стала главной транспортной артерией, связывающей Париж с Орлеаном. Это было наравне с паломничеством к источнику важным фактором, стимулирующим развитие деревни. С 1598 года сельскохозяйственные угодья и леса вокруг неё приобретает Й. Ла Фосса и после этого Сен-Женевьев-де-Буа часто переходит из рук в руки. Последним владельцем поместья и одной из первых жертв французской революции XVIII в. был Л. де Савиньи.

В XIX в большое позитивное влияние на экономику Сен-Женевьев-де-Буа оказало строительство железной дороги до Орлеана. Для его жителей это открыло возможность искать работу в Париже. После 1840 года в посёлке появляются целые кварталы дачных коттеджей, построенных для стремящихся отдохнуть летом за пределами большого города парижан.

В 30-х годах XX в. в городе был построен большой крытый рынок и логистический центр также содействующие урбанизации и увеличению населения. Драматические события Второй мировой войны мало отразились на облике городских улиц.

В конце ХХ в. в Сен-Женевьев-де-Буа был построен один из первых в регионе Иль-де-Франс коммерческих парков, но в целом город во многих сохраняет облик сельского поселения с комфортным микроклиматом для постоянного проживания.

Грот св. Женевьевы (La grotte), которой город и обязан своим возникновением, без сомнения, его главная достопримечательность.

В ней по-прежнему бьёт ключ, вода из которого по легенде спасла жителей Эссона от болезни в 448 году. В нише на одной из стен пещеры установлена статуя св. Женевьевы, созданная в XVIII в.

Расположенный в ландшафтном парке Шато Сент-Женевьев-де-Буа (Le château de Sainte Geneviève-des-Bois) представляет собой комплекс зданий, возведённых в разные столетия. Самая старая его часть — это средневековая круглая башня, но полностью архитектурный ансамбль в современном виде сложился в XVIIIв. Кроме неё в этот комплекс входят жилой дом, конюшня и оранжерея.

Находящаяся на окраине парка городская ратуша тоже одно из самых приметных зданий городка. Использованные при её строительстве в 1936 году архитекторами Р. Гинардом и Т. Ве инновационные технологии и материалы позволили создать настолько необычное здание, что оно было включено в перечень памятников истории и культуры региона.

С русской страницей истории Сен-Женевьев-де-Буа связан дом на улице Косонери или Русский дом (Demeure de la Cossonnerie ou Maison russe), который стал одни из первых приютов для покинувших Россию в начале XX эмигрантов.

Персонал открытого в 1927 году княгиней В. Мещерской центра эмиграции помог тысячам людей обрести новую родину.

Русский некрополь (La necropole russe) на улице Лагранж возник в 1926 году, когда здесь впервые были похоронены в общей могиле несколько эмигрантов, покинувших Россию после революции 1917 года. В 1937 году по благословлению митрополита и архиепископа Русской православной церкви в Западной Европе Евлогия было начато строительство церкви Успения Божией матери. Автором проекта храма стал А. Бенуа. Среди 4 тыс. захоронений у его стен находятся могилы танцора Р. Нуриева, князя Юсупова и писателя И. Бунина.

В мае 1995 года на одной из улиц Сен-Женевьев-де-Буа появился необычный памятник, названный «Колонна мира» (Les colonnes de la paix).

Он представляет собой кирпичную колонну, на которой каждый житель и города может выгравировать своё имя, оставив таким образом «след в истории».

В торговом городе рынок по определению не может быть рядовым объектом городской инфраструктуры, тем более, если фасад его главного павильона украшает такой большой и сложной барельеф, как в Сен-Женевьев-де-Буа.

Внешне выглядящий вполне обычным городской оранжерейный комплекс в Сен-Женевьев-де-Буа (La Serre) на самом деле является уникальным для Франции сооружением из-за сложно электронного оборудования, отвечающего за поддержание необходимого микроклимата.

Построенное по канадским технологиям на месте разрушенного замка XVIII в. это сооружение из 29 т. стали и стекла стало новым чудом инженерной мысли.

Расположенный на «Зелёном меридиане» Сен-Женевьев-де-Буа утопает в зелени окружающих его парков. Это и сохранивший участки реликтового леса Séquigny парк Chantaigneraie в котором постоянно проходят общегородские события и художественные или парк Вудхол (Woods Hole) в котором сохранилось множество небольших шахт и карьеров по добыче строительного камня.

В Каменном парке (Le park Pierre) на площади в 10 га располагается ферма с домашними животными, пруд и детский центр в старинном особняке XIX в, а протянувшийся почти на 2 км вдоль берега реки Орж парк Bords de L’Orge идеально подходит для организации спортивных состязаний.

Как добраться в Сен-Женевьев-де-Буа из Парижа

По ветке RER C. Конечная остановка электрички — Gare de Sainte-Geneviève-des-Bois. Время в пути от Лионского вокзала около 25 минут. Стоимость проезда 9,50 евро. Не забываем про .

Как добраться

Адрес: Sainte-Geneviève-des-Bois, Sainte-Geneviève-des-Bois
Обновлено: 26.06.2017


Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…



Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожу по Гражданской войне…
Как же хотелось им в Первопрестольную
Въехать однажды на белом коне!..




Не было славы. Не стало и Родины.
Се́рдца не стало. А память — была…
Ваши сиятельства, их благородия —
Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.




Плотно лежат они, вдоволь познавши
Му́ки свои и дороги свои.
Всё-таки — русские. Вроде бы — наши.
Только не наши скорей, а ничьи…




Как они после — забытые, бывшие
Всё проклиная и нынче и впредь,
Рва́лись взглянуть на неё — победившую,
Пусть непонятную, пусть непростившую,
Землю родимую, и умереть…




Полдень. Берёзовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.

(Кладбище под Парижем. Роберт Рождественский)



Знаменитое Кладбище под названием «Сент-Женевьев-де-Буа» расположено во Франции, в городке Сент-Женевьев-де-Буа, в 30 км от южной части Парижа

Наряду с местными жителями там хоронили эмигрантов из России


Кладбище считается православным, хотя встречаются захоронения и других религий





Здесь нашли покой 10 тысяч представителей русских людей во Франции.
Это - великие князья, полководцы, писатели, артисты, духовенство, художники

Иван Бунин

Андрей Тарковский




В 1960 году французские власти поставили вопрос о сносе кладбища, так как вскоре истекал срок арендованной земли.
Российское правительство не осталось в стороне и выделило определенную сумму на погашение долга, а также дальнейшую аренду и содержание.
Прах некоторых могил в 2000-х годах был перезахоронен на Российских кладбищах




После массовой эмиграции во время октябрьской революции некоторые старики остались в полном одиночестве.
Чтобы как то облегчить их судьбу, эмигрантский комитет в апреле 1927 года выкупил старый замок под Парижем и устроил в нем приют для пожилых одиноких эмигрантов


Его стали называть Русским домом, в котором проживало 150 человек.
По сегодняшний день хранятся там реликвии русской культуры и быта белоэмигрантов





На самом краю парка, примыкавшего к замку, расположилось маленькое местное кладбище, которое вскоре стало пополняться русскими могилами.
А позже там нашли последний приют погибшие советские воины и русские, принимавшие участие в движении Сопротивления Франции.

Еще по пути на кладбище пришло осознание, что его посещение можно считать долгом.

Генеральным спонсором блог-тура

Франция, окрестности Парижа, кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

На этом кладбище нашли свой последний приют высший свет РОССИИ, герои военные, ученые, промышленники, элита и интеллигенция Российского общества, выброшенные из Родных просторов в результате искусственно созданного человеческого катаклизма, сломавшего судьбы миллионов честных и порядочных людей. Как результат озлобленность наша друг к другу, обнаглевшая и не признающая авторитетов молодежь, падения нравстенности, духа, морали. Разруха, бедность, разрушения, предпринятые самими жителями современной России (народа, плюющего на свою историю), нечистоплотия (посмотрите на наши дворы и обветшалые здания и разукрашенные похабщиной места общественного пользования, транспорт).

Так кто-же упокоился на кладбище:

Захоронения размещены на особых участках:

1. Захоронения в крипте Свято-Успенской Церкви

2. Захоронения на военном участке 1939-1945 Захоронения войнов, в том числе донские артиллеристы, кадеты, корниловцы, колчаковцы, дроздовцы, алексеевцы, марковцы КАЗАЧЕСТВО, деникинцы, врангелевцы.

3. Семьи РОССИЯН, разделившие на чужбине судьбу защитников Родины.

КАК ПРОЕХАТЬ (ДОЕХАТЬ, ДОБРАТЬСЯ) ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ КЛАДБИЩА СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА

Городок Сен-Женевьев-де-Буа находится примерно в 30 км к югу от Парижа.

Кладбище расположено в окресностях улицы Лео Лагранж и проспекта Жака Дюкло.

Там в своё время был открыт дом престарелых для русских эмигрантов,
1. Проезд из Парижа на общественном транспорте

Из центра Парижа доехать до кладбища можно двумя способами: метро + маршрутка или прямой автобус.
Предпочтительней (менее суетливо), ехать на автобусе.

Схема маршрута

Первый вариант . Автобус отходит от плoщади Денфер-Рошро (Denfert-Rоchereau, нужно доехать до одноименной станции метро):

Время в пути — 45-50 минут. Цена проезда — 3,90 евро. Действуют парижские проездные (кладбище находится в 5-ой тарифной зоне).

Интервал движения автобуса: каждые полчаса, с 6 час.30 мин. до 20 час. 30 мин., по выходным начало движение с 8 ча. 00 мин.

Перед посадкой следует спросить, едет ли автобус до «семетери рюс» (русское кладбище). Официальное название остановки в районе кладбища — Лир (Lier).

Второй вариант — метро + маршрутка. Ехать нужно RER (скоростным поездом) до станции St.Genevieve des Bois (жёлтая линия, 5-ая зона). От станции до района кладбища идёт маршрутка (nivette). Остановка та самая, что и для автобусов («семетери рюс» или «Лир»). Доехав до вокзала в Сен-Женевьев-де-Буа, вам нужно будет либо пройти пешком до кладбища (примерно полчаса), либо сесть на автобус. Вам нужен любой автобус, с 001 до 004, который идет мимо остановки Mare au Chanvre. От этой остановки тоже придется немного пройти пешком, но местные жители могут подсказать дорогу (русское кладбище по-французски — это «симетье рюс»).

Обратно ехать с того же места, но на другой стороне дороги. Обязательно спросить, куда направляется автобус. А то можно уехать совсем не в Париж, и не на станцию RER в городке. Впрочем, есть автобус и до другой станции — Massy-Palaiseau, но идёт он больше часа.

Посещение кладбища занимает, если осматривать все могилы, не менее 1,5-2 часов.

Более подробное описание маршрута .

На метро по линиям «5» или «10» надо доехать до станции «Вокзал Аустерлиц» («Gare d’Austerlitz»), затем пересесть на «электричку» (RER) линии «С4» или «С6». Линия RER в городе начинается под землей, поэтому к ней можно просто перейти со станции метро. Естественно, перед посадкой на RER необходимо приобрести билет — его ориентировочная стоимость до Сен-Женевьев-де-Буа составит 5 евро. Нужное направление определяется по конечной станции назначения поезда (direction) и шифруется четырьмя буквами, например, LARA. Расшифровать направление поезда поможет информационный щит со схемой, установленный на перроне. Уже после посадки в поезд желательно отслеживать из окна названия станций, которые вы проезжаете.

Итак, мы в Сен-Женевьев-де-Буа. Выход из «электрички» находится с левой стороны по ходу поезда. Не переходя железнодорожные пути, нужно выйти на круглую привокзальную площадь и найти остановку автобуса № 104. Автобус ходит по расписанию, с которым придется ознакомиться здесь же, а стоимость проезда до кладбища составит 1,5 евро. Билет приобретается у водителя.

Нужная остановка называется PISCINE, это 14-я остановка автобуса, если считать от вокзала. На каждой остановке есть стенд с ее названием, стенд хорошо видно из окна, а в автобусе имеется схема маршрута. Правда, некоторые остановки могут быть водителем пропущены, так что здесь нужно усилить внимание. Лучше всего написать на листке бумаги название «PISCINE» или «orthodoxe cimetiere» (православное кладбище) и показать его пассажирам (или водителю). Вам помогут выйти на нужной остановке.

После того, как вы вышли на остановке PISCINE, переходите на противоположную по диагонали часть перекрестка. Далее — по стрелке дорожного указателя нужно пройти 150-200 метров до ворот кладбища.

Остановка обратного автобуса находится ровно напротив той остановки, на которой вы выходили по дороге на кладбище. Рядом расположен щит с расписанием — не поленитесь подойти к нему и примерно сориентироваться с временем прибытия автобуса, чтобы не скучать на скамеечке, рассматривая проезжающие по шоссе машины. С «электричками» RER дело обстоит гораздо проще — они ходят с интервалом 10-15 минут.

И последнее. Если вам посчастливится встретить группу соотечественников, приехавших на экскурсионном автобусе, не исключено, что они довезут вас до Парижа.

2. Проезд на автомобиле

Как добраться на автомобиле из Парижа до кладбища Сент-Женевьев-де-Буа С учетом пробок: 51 минута
1.Направляйтесь на запад по Rue de Rivoli в сторону Rue du Renard 69 м
2. Плавный поворот налево на Rue de la Coutellerie 140 м
3. Поверните направо на Av. Victoria 32 м
4. На 1 повороте сверните налево на Rue Saint-Martin 71 м
5. На 1 повороте сверните налево на Quai de Gesvres 160 м
6. Продолжайте движение по Quai de l’Hôtel de ville 600 м
7. Продолжайте движение по Quai des Célestins, Видеоконтроль скорости на протяжении 200 м 260 м
8. Продолжайте движение по Quai Henri IV 750 м
9. Продолжайте движение по Voie Mazas 950 м
10. Продолжайте движение по Quai de Bercy 1,5 км
11. Направляйтесь по съезду в сторону A3/A6/Périphérique/Porte de Bercy/Charenton 270 м
12 На развилке держитесь левее, следуйте по знакам на Aéroport Orly/Lyon/Périphérique Interieur/Quai d’Ivry/Porte d’Italie и выезжайте на Bd Périphérique Видеоконтроль скорости через 1,2 км 2,4 км
13. По съезду выезжайте на A6B в сторону A10/Bordeaux/Nantes/Lyon/Évry/Aéroport Orly-Rungis 9,6 км
14. Плавный поворот налево на A6B/E15 (по знакам на A6/Évry/Lyon/Chilly-Mazarin) 600 м
15. Продолжайте движение по A6 Видеоконтроль скорости через 2,5 км 10,6 км
16. Сверните на съезд 7 в сторону Viry-Châtillon/Fleury-Mérogis 160 м
17. На развилке держитесь правее, следуйте по знакам на D445/Fleury-mG15/Viry-Châtillon-Plateau и выезжайте на Av. Victor Schoelcher/D445. Продолжайте движение по D445. Проезжайте 1 перекресток с круговым движением 3,2 км
18 . На круге сверните на 1-й съезд на D296. Проезжайте 1 перекресток с круговым движением 1,2 км
19. Поверните налево на Rue Léo Lagrange. 450 м
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа 91700 Sainte-Geneviève-des- Bois.

Знаменитое кладбище под названием «Сент-Женевьев-де-Буа» расположено в городке Сент-Женевьев-де-Буа, в 30 км от южной части Парижа. Наряду с местными жителями там хоронили имигрантов из России. Кладбище считается православным, хотя встречаются захоронения и других религий. Здесь нашли покой 10 000 выходцев из России. Это - великие князья, полководцы, писатели, артисты, духовенство, художники.

В 1960 году французские власти поставили вопрос о сносе кладбища, потому как истекали сроки аренды земельного участка. Однако российское правительство выделило необходимую сумму на дальнейшую аренду и содержание кладбища. В 2000-х годах некоторые могилы были направлены на перезахоронение в РФ.

Как появилось русское кладбище в Париже?

Во время октябрьской революции многие эмигрировали из Франции, остались лишь люди преклонного возраста, которым некуда было бежать. В апреле 1927 года эмигрантским коммитетом был выкуплен замок под Парижем для организации дома для одиноких пожилых эмигрантов. Замок носил внегласное название «Русский дом», в котором проживало 150 человек. Сегодня здесь можно найти сохраненные реликвии русской культуры и быта белоэмигрантов.

На самом краю парка, примыкавшего к замку, расположилось маленькое местное кладбище, которое вскоре стало пополняться русскими могилами. А позже там нашли последний приют погибшие советские воины и русские, принимавшие участие в движении Сопротивления Франции.

Церковь Успенской Божьей Матери

Перед второй мировой войной русскими был выкуплен участок, где в 1939 году закончилось строительство русской православной церкви. Успенской Божьей Матери.

Церковь - работа архитектора Альберта Бенуа - брата русского художника, выбрал для застройки стиль псковской архитектуры средних веков. Жена архитектора, Маргарита Бенуа занималась росписью стен, а так же отреставрировала иконостас. Посильное участие в возведение храма так же принимала монахиня Екатерина, работавшая в Русском доме и его директор - Сергей Вильчковский, а так генеральный казначей кладбища Конрад Замен.

В последствии, архитектор церкви была захоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Упоминание кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в поэзии и песнях

Многие российские туристы считают своим долгом посетить Сент-Женевьев-де-Буа, не исключением является и творческая богема из РФ. Так, поэт и бард Александр Городницкий сочинил песню с названием кладбища; Роберт Рождественский написал о знаменитом кладбище стихотворение, а композитор Вячеслав Хрипко - музыку к нему; Марина Юденич написала роман с одноименным названием.

Громкие имена на старинных памятниках

Невероятно много знаменитых и достойных имен высечено на старинных памятниках.

Вот небольшая часть вереницы русских фамилий:

  • поэт Вадим Андреев;
  • писатель Иван Бунин;
  • архитектор Альберт Бенуа;
  • Григорий Елисеев, основатель сети магазинов его имени;
  • художники Константин Коровин и Константин Сомов;
  • генерал Александр Кутепов;
  • поэтесса Зинаида Гиппиус.

Дополнительная информация

Основной вход проходит через церковь. Там же расположен магазин, где ежедневно продают схемы кладбища и путеводители. Первый вход от остановки автобуса - это служебный вход.

Как добраться

С любой станции RER C электричка довезет вас до вокзала Сент-Женевьев-де-Буа. Время в пути займет ±30 минут. Из вокзала можно до кладбища дойти пешком, что весьма утомительно (идти около 3 км и необходимо следить за тем, чтобы не сбиться с пути… хотя современные навигаторы помогут справится с этой задачей), или сесть на автобус № 3, который довезет вас непосредственно к православной церкви.

Географическое положение достопримечательности.

Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа находится во Франции, в городе Сент-Женевьев-де-Буа (фр. Sainte-Geneviève-des-Bois). Кладбище можно найти на улице Лео-Лагранж (rue Léo Lagrange). Сам город Сент-Женевьев-де-Буа расположен в северной части центральной Франции и недалеко от Парижа, всего лишь в 23 километрах. Добраться до городка можно на электричке.

Климат в Сент-Женевьев-де-Буа.

Город располагается на севере центральной части Франции, а поэтому в Сент-Женевьев-де-Буа очень влажная и мягкая зима, редко когда температура воздуха зимой спускается ниже +3,5°С. Но хотя температура воздуха и не низкая, тем не менее, на улице часто бывает зябко, сыро и влажно. И лишь изредка в городе бывают солнечные и теплые зимние дни, в которые очень приятно побродить по тихим улочкам города и посетить совсем тихий и самый спокойный угол города - русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

История создания русского кладбища в городе Сент-Женевьев-де-Буа.

В 20-х годах прошлого века во Францию приехали первые русские эмигранты, бежавшие от и из большевистской России. Это была первая волна русской эмиграции. Конечно, стал вопрос о том, а что же будет с пожилыми людьми, которые оказались в эмиграции. Было принято решение о покупке недалеко от Парижа особняка, и переделать его в дом престарелых, где и нашли бы покой и уют, заботу и опеку пожилые русские люди. Кстати, сами русские эмигранты в возрасте называли этот дом «старческий дом». Дом был открыт в 1927 году. Основательницей дома престарелых в Сент-Женевьев-де-Буа стала великая женщина, одна из самых ярких, деятельных и милосердных русских эмигранток Франции - княгиня Вера Кирилловна Мещерская - дочь русского посла в Японии, а позже жена князя Мещерского.

История дома очень давняя. Когда-то, рядом с тем местом, на котором стоит дом, был сарай, построенный фермерами Бертье де Совиньи - владельцами усадьбы. Позже они рядом с сараем отстроили элегантный особняк - именно он сейчас и называется «Maison Russe». И вот, в 1927 году особняк и парк, прилегающий к особняку с кладбищем в конце парка, стали волею судьбы хранителями тайн и реликвий дореволюционной России.

Самыми первыми жильцами этого дома стали такие великие русские люди как Толстые, Бакунины, Голицыны, Васильчиковы… И в 30-х годах прошлого века на коммунальном кладбище в конце парка появились первые русские могилы. Умирали великолепно образованные люди, говорившие на многих языках, сумевшие выжить в то страшное время и прожить достойную жизнь в неродной Франции, оставаясь при этом в душе Русскими людьми и преданными России. В конце концов, рядом с кладбищем отстроилась и православная церквушка в новгородском стиле, в которой и сейчас проходят службы. Сейчас на кладбище около 10 тысяч русских могил.

Достопримечательности в городе Сент-Женевьев-де-Буа.

Конечно же, главной достопримечательностью города Сент-Женевьев-де-Буа является и сам Maison Russe и кладбище в глубине парка.

До сих пор в Maison Russe хранятся портреты российский императоров их бюсты, старинная антикварная мебель и царский походный трон из дерева, оббитый пурпурным бархатом и с двуглавым орлом, книги, иконы, картины, которые сумел вовремя вывезти из здания посольства в Париже посол Временного правительства во Франции Василий Алексеевич Маклаков. Многие вещи и старинные предметы привезли и сами пожилые русские эмигранты. На стенах этого дома висит одна икона, которая была подарена основательнице этого дома - Вере Кирилловне Мещерской самой императрицей - Марией Федоровной. Все эти предметы Российской истории, ее величия и гордости теперь хранятся в старом здании Maison Russe, которое уже не пригодно для жизни пожилых людей. Но в светлый день Пасхи посетить дом и пройти в церковь может каждый.

Дом престарелых продолжает действовать. И сейчас в нем живут пожилые люди, требующие ухода. Конечно, среди них уже практически нет русских людей. Они живут в соседнем современном здании с новейшим медицинским оборудованием. Старики тут тихо доживают свой век, на обед им подают вкусные блюда с бокалом красного вина, по праздникам угощают более крепкими спиртными напитками, постояльцам этого дома разрешают даже держать домашних животных. Ухаживают за стариками русские женщины, их называют нежно animatrice - вдохновительница. В Maison Russe часто звучит русская речь - вдохновительницы своим подопечным читают русские книги и русские журналы.

Пройдя по аллее парка, становится видна православная церковь, которую расписывали Альберт и Маргарита Бенуа. В церкви до сих пор проходят службы. А рядом с церковью есть маленький домик, в котором усталый путник всегда может выпить горячего чаю с булочкой и отдохнуть. Домик украшен надписью «Отдохните, укройтесь от непогоды и молитвенно вспомяните подумавшего о вас».

А дальше идет Россия, маленький уголочек России во Франции. Справа в часовне похоронена Гали Хагондокова - дочь царского генерала. В эмиграции она не потерялась - открыла свой модный дом, удачно вышла замуж за француза и открыла много больниц и дома отдыха для французских солдат.

Отличает кладбище то, что рядом с семейными могилами находятся могилы прислуги, гувернанток, челяди русской семьи. Казаки, корниловцы, донские артиллеристы, кадеты, Генерал Алексеев и его алексеевцы, все они похоронены рядом друг с другом, они не расстались даже после смерти.

Из общего фона могил выделяется могила Рудольфа Нуриева - сундук, покрытый роскошным пурпурным покрывалом с золотым рисунком. Каждый год, каждый день посетители, паломники стараются отломать кусочек этого покрывала себе на память - поэтому могилу Рудольфа Нуриева приходится часто реставрировать. А похоронили мусульманина Нуриева на православном, вернее христианском кладбище по особому разрешению.

В 1921 году на кладбище генералом Кутеповым и русскими эмигрантами был воздвигнут памятник участникам белого движения. Никто не забыт - генерал Деникин и первые добровольцы, участники донских походов, генерал Врангель, чины конницы и конной артиллерии, генерал Колчак и все матросы императорского флота, атаманы и все казачество… .

Ту похоронены Андрей Тарковский и его жена, бард и писатель Александр Галич, поэт Вадим Андреев, супруги Бенуа, которые расписывали церковь рядом с кладбищем, первый лауреат Нобелевской премии, писатель Иван Бунин, сестры Марины Влади, исследователь Арктики Александр Иванович Варнек, митрополит Евлогий, вдова адмирала Российского флота, Верховного правителя России, предводителя Белого движения Александра Колчака Софья Колчак и их сын - Ростислав Колчак, Матильда Ксешинская - балерина, Михаил Латри - внук И.К. Айвазовского, Татьяна Евгеньевна Мельник-Боткина - она была одна из последних, кто видел семью императора живыми, актеры Мозжухины, княгиня Оболенская, Романов Гавриил Константинович и его княжна, приемный сын и крестник Максима Горького Пешков Зиновий, семья Рябушинских, супруга П. Столыпина - Столыпина Ольга, семья Ставринских, семья Юсуповых и Шереметьевых, писательница Тэффи, и многие многие другие русские люди.

На сегодняшний день, слава Богу, участь кладбища уже решена. Российское правительство не так давно перечислило деньги в казну города Сент-Женевьев-де-Буа за содержание и аренду русских могил. А до этого времени муниципалитет города планировал снести русское кладбище, так как сроки аренды могил уже вышли и за захоронениями никто не ухаживает, что позволяло принять решение о сносе кладбища для удовлетворения других социальных нужд города.

Экскурсии из города Сент-Женевьев-де-Буа.

В городе стоит посетить кроме русского дома престарелых и русского кладбища еще грот Сент-Женевьев-де-Буа, парк с животными, библиотеку Оноре де Бальзака.

Посещая тихий городок Сент-Женевьев-де-Буа, конечно же, нельзя пропустить экскурсии по столице Франции, по Парижу.

В Париже стоит посетить район Монпарнаса - в нем часто встречались сливки императорского российского общества - писатели, поэты, философы, художники, актеры.

Конечно, какой Париж без Лувра и Версаля, без резиденции короля Фонтебло? Стоит посетить и замок Шантии, стоящий на островке и окруженный со всех сторон водой. Дворец знаменитого Николя Фуке - министра финансов Людовика ХIV Короля Солнце, которому позавидовал сам король, за что отправил своего министра финансов в пожизненное заключение.

Обязательно стоит пройтись по историческому центру Парижа. Посмотреть на великолепие, пышность и незыблемость готики, выраженной во дворце правосудия, часовне Сент Шапель и прославленном кафедральном Соборе Парижской Богоматери.

Для детей очень радостным будет посещение европейского Диснейленда и Аквабульвара. Но при этом нужно помнить, что в Аквабульвар дети до 3-х лет не допускаются.

И обязательно в Париже нужно увидеть все его мосты через Сену и совершить круиз на кораблике, осматривая все достопримечательности, расположенные на левом и правом берегу знаменитой реки.

Места для развлечений и шопинга в Сент-Женевьев-де-Буа.

Шопинг, естественно, стоит совершать в столице Франции в Париже. Здесь шопинг стал искусством. Здесь все подчинено желаниям гостя. Что он хочет купить? Что он хочет получить? Что он хочет увидеть?

Здесь есть отдельные торговые дома, маленькие бутики, знаменитые парижские блошиные рынки. И практически все это есть на одной улице - бульвар Осман (фр. boulevard Haussmann).

Модные дома или мода от кутюр представлена на улицах Rue du Faubourg Saint-Honoré и Avenue Montaigne, Rue du Cherche-Midi и rue de Grenelle, Rue Etienne Marcel и Place des Victoires. Что касается Елисейских полей, то да, раньше здесь было много бутиков и магазинов, но теперь здесь больше ресторанов, поэтому на Елисейские поля стоит заглянуть не только с обзорной экскурсией, но и с желанием покушать и выпить.