Конспект занятия «Город музыкальных инструментов» к проекту «В стране музыкальных инструментов Мордовии. Тема: «Мордовские народные музыкальные инструменты Жанровое разнообразие мордовской музыки

Ухваткина Алина

В работе раскрывается история появления музыкальных инструментов мордвы, их назначение, прослежен путь их развития. На примере некоторых инструментов показана самобытность культуры мордвы, связь с природой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курташкинская средняя общеобразовательная школа»

Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия

Республиканская учебно-практическая конференция школьников

«Мордовия глазами детей»

Исследовательская работа

Народные музыкальные

инструменты мордвы: прошлое и настоящее.

Секция «Начальные классы»

Выполнила ученица 4 класса

Ухваткина Алина

Руководитель Маскайкина

Татьяна Анатольевна

2018г.

I.Введение…………………………………………………………….стр 2.

II.Основная часть…………………………………………………… стр 3-5

2.1. Возникновение музыкальных инструментов и их связь с бытом и культурой мордвы.

2.2. Ударные музыкальные инструменты - идиофоны……………

2.3. Духовые музыкальные инструменты – аэрофоны……………

III.Заключение………………………………………………………….стр 6

Библиографический список…………………..……………………….стр.7

Приложение……………………………………………………………стр.8-14

I.Введение

Весной прошлого года в нашей школе прошёл районный семинар учителей мордовских языков. Наш класс подготовил мероприятие, посвященное приходу весны. На это мероприятие мы с классом изготовили необычный посох, а наша учительница рассказала нам, что раньше он служил музыкальным инструментом. Мне стало интересно, а на каких еще музыкальных инструментах играли мордовские народы в древности. Какой материал они использовали для их изготовления?

Актуальность исследования : Исследование интересно и актуально для обучающихся, которые хотят узнать больше о культуре мордовского народа.

Проблема : Учащиеся нашей школы изучают мордовский язык, но не все знают мордовские народные музыкальные инструменты, их предназначение, происхождение инструментов, их прошлое и настоящее.

Гипотеза : Возникновение мордовских музыкальных инструментов связано с культурой и бытом мордвы.

Цель работы : Узнать историю появления музыкальных инструментов, назначение, проследить путь их развития.

Задачи: Изучить историческую, учебную, справочную литературу о мордовских народных музыкальных инструментах; систематизировать полученную информацию; на примере некоторых инструментов показать, самобытность культуры мордвы, связь с природой.

Предмет исследования : мордовские народные музыкальные инструменты, их прошлое и настоящее.

Методы исследования : анализ, обобщение, классификация, сравнение.

Структура исследовательской работы : введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

II. Основная часть.

2.1. Бережно хранит мордовский народ свою музыкальную культуру, свои песни и наигрыши, и, конечно же, народные инструменты. Ведь предки наши верили в магическую целительную силу звука. (Слайд 3)

Традиционными музыкальными инструментами мордовского народа являются как простейшие приспособления предметов окружающей природы и домашнего быта, так и более сложные и разнообразные по конструкции музыкальные инструменты специального изготовления.

Мордовские инструменты прикладного назначения со временем стали уходить в прошлое, а вот национальные музыкальные инструменты принимают новый вид.

Музыкальные инструменты изготовлялись из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев. (Слайд 4)

Некоторые музыкальные инструменты мы решили изготовить сами вместе с папой, а некоторые я нашла в нашем школьном музее.

2.2 . Существует классификация мордовских народных музыкальных инструментов.

Первая группа –ударные музыкальные инструменты (идиофоны). (Слайд 5)

К ним относятся: байдяма,кальдерьфнема, шавома, шуфтонькуцюфт.

Магическими качествами оберега от болезней и злых сил наделяли мокшане пайгоня –это металлические колокольчики, нанизанные на шнур и висящие на поясе у женщин. Веря в их магическую силу, колокольчики вешали на посох. По преданию, посох принадлежал одному из почитаемых богов мордвы. У мокшан этот инструмент называется байдяма. Он часто использовался в различных ритуалах. (Слайд 6)

А это четырехгранная коробочка из цельного бруска берёзы называется кальдерьфнема. На веревочку прикреплен кусочек дубового сучка, который при раскачивании ударяется о коробочку. С помощью колотушки подавались сигналы сбора на обед для людей. (Слайд 7)

Инструмент шавома – это еловая или берёзовая, гладко выструганная доска. По ней можно ударять деревянными молоточками или деревянными ложками (куцюфт)- они так же служили как самостоятельный инструмент. Шавома часто использовали в ритуалах или при обряде первого дня выгона скота, который шел после долгой зимы, а также для отпугивания хищников от скота, так как ей приписывалась особая магическая сила, которая была способна отпугивать злых духов. (Слайд 8)

Рубе́ль - деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и глажения белья. Рубель - валёк использовали также в качестве музыкального инструмента. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. (Слайд 9)

2.3 .Вторая группа музыкальных инструментов – духовые (аэрофоны) (Слайд 10)

Самым распространенным инструментом из данной группы является нюди, существовавший с середины второго тысячелетия нашей эры. Это полая деревянная трубка, которая существовала в каждой мордовской семье.С появлением младенца в семьях мастерили дудочку, с язычком и одним отверстием на стволе. С каждым годом жизни ребенка на стволе появлялось отверстие, а всего их было 6, так как в семилетнем возрасте ребенок становился помощником по хозяйству. (Слайд 11)

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище». А ёщесчиталось, что звуки нюди могут остановить кровотечение.

Сюра- труба из бычьего или коровьего рога. Одну сторону катушки для ниток стачивали и вставляли в отверстие рога, а на другой делалось углубление для губ. Сюра использовали пастухи в качестве сигнального инструмента, а также ритуального, способного якобы отгонять злых духов. (Слайд 12)

Обрядовым музыкальным инструментом у мордвы был варган. Мокшане называют его цингоряма. Он представляет собой подковообразную железную пластинку с гибким стальным язычком посередине. Звук этого инструмента использовали в песнях, и танцевальных наигрышах. Почитаемым животным у мордвы является лошадь. На этом инструменте легко изобразить топот копыт. На инструменте играли преимущественно плясовые мелодии.

(Слайд 13)

На семейных календарных праздниках исполнялись наигрыши на пустотелой свистульке из обожённой глины с игровыми отверстиями «севоненьвяшкома». Свистульки чаще всего были в форме уточки, так как по преданию верховный Бог у мордвы Шкабаваз плыл по воде на камне в форме утки. Инструмент известен с начала 1-го тысячилетия н. э. (Слайд 14)

Торама- древний духовой сигнальный инструмент. Он изготавливался из колец липы, вставленных друг в друга в форме расширяющейся трубки. Внутрь вставлялся язычок из бересты. По преданию, торама принадлежал первому мордовскому царю Тюште. Во время егоправления на мордовской земле воцарились мир и благоденствие. За это мордва приравняла его к богам и наделила бессмертием. Покидая мордовскую землю, Тюштя оставил своему народу тораму и завещал он:«Вы живите, проживайте в дружбе,торама – труба моя, как прежде, будет собирать вас вместе». (Слайд 15)

С середины 19 века в быт мордвы повсеместно вошли балалайка и гармоника, заимствованных у русских. (Слайд 16)

III.Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать, что мордовские народные музыкальные инструменты возникли сначала как помощники в нелёгком быту людей леса и изготавливались из того материала, который был вокруг них. Впоследствии люди стали на них играть во время отдыха или на праздниках.

Музыкальные инструменты мордвыкак и песенное творчество создавались и развивались на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни, быта и труда. Возникновение инструментов происходило на различных стадиях эволюции культуры народа и в соответствии с общим развитием человеческого общества и во взаимосвязи народов.

В традиционной музыкальной культуре мордвы инструментальная музыка занимала важное место. Как составная часть духовного наследия народа она была неотъемлемым атрибутом быта мордвы, в том числе языческих обрядов и праздников (календарных и семейно-бытовых); инструментальной музыке придавалось магическое, лечебное и воспитательное значение.

В настоящее время многие мордовские национальные инструменты применяются народными музыкантами на праздниках песни и фольклорных фестивалях.

Библиографический список

1.Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовских народов - Саранск, 2004.-992 с.

2.Мордва: историко-культурные очерки / Ред. кол.: В. А. Балашов (отв. ред.), В. С. Брыжинский, И. А. Ефимов; Рук.авт. коллектива академик Н. П. Макаркин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - С. 463-464.

3.Вертков К.А. и др. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. - М., 1963; Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. - Саранск, 1983; Он же. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. - Саранск, 1988;

VII Всероссийская научно-практическая педагогическая конференция с международным участием

Этнокультурное образование: опыт и перспективы

Секция 10

Развитие этнокультурного направления в преподавании предметов образовательной области «Искусство», воспитании и дополнительном образовании детей и подростков

Алексеева Л.А,

учитель музыки «Лицей №43» г. Саранск

Мордовские народные музыкальные инструменты - памятники традиционной музыкальной культуры этноса

Понятие «музыкальный инструмент» в этнической культуре трактуется достаточно широко. В разных ситуациях таковыми могут оказаться и гребешки с протянутой между зубчиков бумагой, и лист дерева, и стручок акации, и обыкновенная швейная шпулька, бытовая пила, ложки. Среди традиционных музыкальных инструментов мордвы, упоминающийся в этнографических материалах и текстах песен, наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома - Э.), деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э), колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э), варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э), флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э), труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.

Музыкальные инструменты в традиционной культуре мордвы имели важное символическое значение, выступая показателем социального статуса, материального уровня, эмоционального состояния и т.д.. Символ власти -торама (дорама) в мордовском фольклоре в эпической поэзии отождествляется с голосом легендарного царя и воина Тюшти. В момент, когда Тюштя слагает с себя функции руководителя, он прежде всего снимает с себя дораму, которая входит в число его военных доспехов. Символом красоты, юности в традиционной культуре являются колокольчики и их звучание: красавица Марьша, которую зовет замуж русский молодец Семен, «...одета-обута... разноряжена», и среди слагаемых этого ослепительного яркого наряда с черными сапожками, саратовскими чулочками, сдвоенными платьями и лазоревыми лентами пояс с кистями бубенчатыми.

Колокольчики входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшении девушки-мордовки и были символом девичества. Звон символизировал готовность девушки создать семью, и потому после замужества женщина уже не должна была носить колокольчики. Колокольчик в свадебном обряде выполнял так же охранительную функцию оберега, чтоб никто не мог навредить жениху и невесте. Нередко в устно поэтическом творчестве мордовского народа упоминание колокола в функции глашатая очень важного события. Звон колокола слышен в момент вынимания из печки ритуального пирога «лувонькши». Со звоном колокола и бубенчиков сравнивалось ораторское мастерство свахи, подчеркивалась красота и сила ее голоса.

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. Исполнитель на нюди или печалится в момент сочинения или воспроизведения наигрыша, или на долю музыканта выпала несчастливая судьба. «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище». Если в семье были музыкальные инструменты и в роду кто-то умел играть на них, то это указывало на определенный сословный уровень.

В традиционной музыкальной культуре мордвы инструментальная музыка занимала важное место. Как составная часть духовного наследия народа она была неотъемлемым атрибутом быта мордвы, в том числе языческих обрядов и праздников (календарных и семейно-бытовых); инструментальной музыке придавалось магическое, лечебное и воспитательное значение.

Музыкальные инструменты были значимы как символы власти, красоты, девичества, оберега. Музыканты-исполнители пользовались любовью и уважением народа, у них был высокий социальный статус в обществе. В недрах народного инструментального исполнительства зарождались ростки музыкального профессионализма.

Слуховая палитра предков современной мордвы была заполнена множеством музыкальных звуков. В утренние часы далеко по селу были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. «Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо».

Среди доспехов легендарного мордовского царя и воина Тюшти - торама. В военное время голос торамы собирал войско на защиту родной земли.

Удивительно музыкальны обряды и праздники мордвы. Сохранилось множество свидетельств о разных этапах свадебного «спектакля», где упоминается инструментальная музыка. Праздник Рождественского дома - Роштуванькудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также включал ритуалы, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах.

В дни Святок молодежь в сопровождении волынщиков и скрипачей ходила из дома в дом с песнями. И на осенний праздник «Тейтерень пия кудо» (Девичий пивной дом) приглашался один из традиционных скрипачей.

Языческое поклонение покровителям Неба, Земли, Воды, стихийным силам природы, зверям и растениям проявилось в многочисленных молянах мордвы, среди составных частей которого были ритуальные угощения всех участников и духов, пение - пазморо (божественных песен) и исполнение инструментальной музыки и ритуальных плясок.

Отношение к музыкальному инструменту было очень бережным и трепетным, о чем свидетельствует одна из мордовских загадок о гарьзе (скрипке), в которой скрипка называется ребеночком (единственным).

Волшебство инструментальной музыки простиралось и в область врачевания. Считалось, что звуки нюди могут остановить кровотечение.

Музыкант-инструменталист в народе пользовался огромным уважением и любовью. Он не просто прекрасный мастер своего дела (хорошо играет на волынке, например), но и обладает лучшими человеческими качествами, да и внешне очень привлекателен. В песне «Велеть песа окольцява пичень кудня» молодцы-нюдийщики - краше девиц-красавиц, краше невест.

Волынщик в мордовской деревне - завидный жених, и классический тому пример в песне «Аляняце вешенн тянза» («Тебя ищет батюшка»): ни за сына дьякона, который понудит молиться, ни за писаря-скрипуна, который понудит держать лучину, девушка замуж не идет. Лишь когда в качестве возможной кандидатуры предлагают пильшика-песенника, сына волынщика, в ответ звучит согласие.

Много информации о традиционной культуре мордвы содержат образные описания звучания инструментов, их «голосов». В устно- поэтическом творчестве не говорят «играть» на музыкальном инструменте, а говорят «петь». Некоторые музыкальные инструменты уже в имени своем содержат «певческое» начало, так как в каждом из названий инструментов присутствует слово «петь»: сендиень морама (М), сандеень морама (Э) - флейта из тростника (дословно «сенди», «сандей» - тростник, «морамс» - петь, а также – пяшень морама (М), пекшень морама (Э) – флейта из липы («пяше, пекше» - липа) и другие.

С самого начала процесс создания и усовершенствования музыкальных инструментов шел двумя путями: приближение к тембру человеческого голоса или стремление к точному воспроизведению голосов природы. Так, например, инструмент может «завопить девушкой», как в загадке про нюди: «Кие тейтерьке мужавты?» («Кто девушкой вопит?»). Звонкий женский голос нередко сравнивали с колокольчиком.

Музыкальные инструменты могут передать и звуки «...окружающей человека природы - пение птиц, крики и топот животных, шум ветра, раскаты грома и другие».

В устно-поэтическом творчестве мордовского народа музыкант наделен лучшими человеческими достоинствами, очень привлекателен внешне. В недрах традиционного искусства мордвы зарождался профессионализм: складывались музыкальные династии (сын волынщика - тоже волынщик), владение ремеслом передавалось по наследству (обучали игре на инструменте и изготовлению инструмента с детства), организовывались своеобразные исполнительские конкурсы, ансамблевая игра требовала репетиций, исполнители имели высокую оплату творческого труда («девицы нанимают за известную плату волынщика»), существовали наигрыши специально для слушания, а не только для сопровождения пения и танца.

Кальтеима

Кальгердема

Чакалка

Нюди

Рубель валек

Люлямо


Конспект
Тема: Мордовские народные инструменты
Цели и задачи:
Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей.
Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.
Обучающие: познакомить с мордовской народной музыкой, ее специфическими особенностями на примере календарно-обрядовых песен.

Ход занятия:
I. Организационный момент.
Встреча детей:
- Добрый день, ребята!
Воспитатель.
- Кого называют композитором? (сочинитель музыки)
- Каких композиторов вы знаете?
- Есть такое высказывании композитор – это народ.
- Как это понимать?
- Народ сочиняет музыку. И такую музыку называют народной.
Воспитатель.
- Ребята, мы с вами живем в самой большой стране мира, в России!
- Как вы думаете, только русские проживают на территории России?
- Вы правы, ребята! Конечно, проживают очень много других народов.
Воспитатель. У каждого народа свои традиции, своя культура, свой язык, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.
(просмотр видео-фрагмента о России и Мордовии)
У: Обряды и праздники мордвы удивительно музыкальны.
У: Народные песни часто исполняли в сопровождении музыкальных инструментов.
У: Какие народные инструменты вы знаете?
У: Ребята, у мордовского народа, как и у всех других народов, существует множество музыкальных инструментов, которые подразделяются на три вида: ударные, струнные и духовые. Давайте послушаем, как на мордовских музыкальных инструментах играют мастера.
(Видеофрагмент - Ансамбль «Торама» играют на мордовских народных инструментах)
- Вам понравилась, ребята, музыка? А исполнители?
У: Ребята, поиграем и мы с вами на инструментах, чтобы и у нас с вами получился оркестр. Инструменты, которые у нас есть - используют и мордва, и русские.
- Сейчас мы распределим роли исполнителей музыки. Кто-то из вас будет петь музыку, а кто-то танцевать – отбивать ритмический рисунок, и, наконец, кто-то играть на инструментах.
Исполнители готовы?
В заключении исполняют произведение (часть детей исполняет ритмический рисунок; другая часть детей мелодию и несколько детей – на инструментах).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень старались! Вы были хорошими исполнителями!
- А взгляните на наши веточки! Как они преобразились! И все это благодаря вам, ребята. А помогла их такими сделать народная музыка! Ведь именно она звучала у нас на уроке.
- Соединив эти веточки, у нас получится прекрасное волшебное дерево.
Воспитатель: Ребята, глядя на это дерево, подумаем, зачем нам нужна народная музыка? И надо ли нам знать и хранить в своей памяти песни родного края?
- Народная музыка - это наши истоки. И пусть все мы разных национальностей, а музыку мы чувствуем и воспринимаем все одинаково. Поэтому сегодня мордовская песня объединяла нас, помогала нам творить.
Воспитатель: Ребята все вы были очень внимательными слушателями, побывали в роли композиторов и от души исполняли народную музыку. Молодцы!


Приложенные файлы

Роль инструментальной музыки в крестьянском быту мордвы

Народная инструментальная музыка в духовной культуре мордвы занимала важное место. Сначала ей заинтересовались этнографы, и лишь потом этномузыкологи, причем в силу разных причин и, прежде всего, несовершенства технических средств фиксации этого искусства, инструментальная музыка гораздо более позднее, чем вокальная, стала предметом научного интереса. Первые сведения по истории, этнографии, обрядам, формам культурной жизни мордовского народа с упоминанием или подробным описанием музыкальных инструментов представлены в работах «У А. Архангельского, Ф. Голицына, В. Майнова, Л. Маркелова, П. Мельникова- Печерского, А. Примерова, К. Самородова, Г. Федяновича, М. Чувашева, А. Шахматова и др.

Благодаря разработке научно-обоснованной методики собирания, классификации и каталогизации инструментальной музыки в работах К.В. Квитки и И.В. Мациевского стало возможно появление фундаментального исследования по этноинструментоведению мордвы Н.И. Бояркина (Бояркин, 1995). Интересы ученого охватывают широкий спектр проблем, связанных с бытованием инструментальной музыки, ее жанрами, формами и стилистикой.

Не менее достоверным, хотя и закодированным источником информации, может быть устное поэтическое творчество мордовского народа, в котором явления инструментальной музыкальной культуры даны в контексте быта, веками сформировавшегося уклада жизни, в контексте этнических традиций, истории, психического склада, всего особо индивидуального комплекса представлений о прекрасном, в контексте этнической системы символов добра и зла, любви и ненависти и т.д.

«Народная инструментальная музыка - это проявляемая в звукокомплексах (с помощью звуковых орудий или выполняющих их функции частей тела человека) область традиционного духовного творчества народа, которое отражает его коллективное сознание, опыт, культуру и функционирует в связи с его внутренними духовными потребностями» (Мациевский, 1987; С. 13).

Понятие «музыкальный инструмент» в этнической культуре трактуется достаточно широко. В разных ситуациях таковыми могут оказаться и гребешки с протянутой между зубчиков бумагой, и лист дерева, и стручок акации, и обыкновенная швейная шпулька, бытовая пила, ложки. Среди традиционных музыкальных инструментов мордвы, упоминающихся в этнографических материалах и текстах песен, наиболее часто встречаются колотушка (шавома –М., чавома - Э.), деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э), колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э), варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э), флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э), труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка (I, № 1).

Слуховая палитра предков современной мордвы была заполнена множеством музыкальных звуков, сообщавших посвященному (представителю этноса) информацию большой наполненности и значимости. В утренние часы далеко по селу были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. «Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо» (Бояркин, 1984 (а); С. 61).

Среди доспехов легендарного мордовского царя и воина Тюшти - торама. В военное время голос торамы собирал войско на защиту родной земли.

Костюм женщины-мордовки удивительно красив не только зрительно, но и «на слух»: «... подвески в виде небольших колокольчиков, бубенчиков, погремушек, пластинок и цепочек к различным металлическим подвескам» при движении создавали мелодичный звон (Бояркии, 1995 (а); С.26). Не случайно говорили: «... мордовку сначала услышишь, а потом - увидишь» (Крюкова; С.22). Описание женского наряда в эрзянской песне Рождественского дома сходно с описанием звуковой звенящей партитуры (I, № 2).

Удивительно музыкальны обряды и праздники мордвы. Сохранилось множество свидетельств о разных этапах свадебного «спектакля», где упоминается инструментальная музыка (I, № 3). Праздник Рождественского дома - Роштувань кудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также включал ритуалы, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах.

В дни Святок молодежь в сопровождении волынщиков и скрипачей ходила из дома в дом с песнями (Мельников; С. 51). И на осенний праздник «Тейтерень пия кудо» (Девичий пивной дом) приглашался один из традиционных скрипачей (Чувашев; С.286).

По древним верованиям мордвы за границей человеческой смерти продолжается жизнь «потусторонняя» (B.C. Брыжинский), и все, что человек не успевает сделать в земной жизни, он достигает «там», в потустороннем мире. В мокшанской песне «Швец Феденька» дается описание необычного обряда - «свадьбы с покойником»-(I, № 4). По свидетельству неизвестного автора очерка «Мордва», похороны у мордвы «... кончаются пиром, песнями, а подчас и пляскою» (Мордва; С. 234).

Языческое поклонение покровителям Неба, Земли, Воды, стихийным силам природы, зверям и растениям проявилось в многочисленных молянах мордвы, среди составных частей которого были ритуальные угощения всех участников и духов, пение - пазморо (божественных песен) и исполнение инструментальной музыки и ритуальных плясок (Мельников; С.77-78).

Музыкальные инструменты в традиционной культуре мордвы имели важное символическое значение, выступая показателем социального статуса, материального уровня, эмоционального состояния и т.д.

Символ власти -торама (дорама) в мордовском фольклоре в эпической поэзии отождествляется с голосом легендарного царя и воина Тюшти. В момент, когда Тюштя слагает с себя функции руководителя, он, прежде всего, снимает с себя дораму, которая входит в число его военных доспехов (Бояркин, 1995 (б); С.23). Символом красоты, юности в традиционной культуре являются колокольчики и их звучание: красавица Марьша, которую зовет замуж русский молодец Семен, «... одета-обута... разноряжена», и среди слагаемых этого ослепительного яркого наряда с черными сапожками, саратовскими чулочками, сдвоенными платьями и лазоревыми лентами пояс с кистями бубенчатыми (I, № 5).

Колокольчики входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшении девушки-мордовки и были символом девичества (I, № 6). Звон символизировал готовность девушки создать семью, и потому после замужества женщина уже не должна была носить колокольчики. Колокольчик в свадебном обряде выполнял так же охранительную функцию оберега, чтоб никто не мог навредить жениху и невесте. Нередко в устно поэтическом творчестве мордовского народа упоминание колокола в функции глашатая очень важного события (I, № 7). Звон колокола слышен в момент вынимания из печки ритуального пирога «лувонь кши» (I, № 8). Со звоном колокола и бубенчиков сравнивалось ораторское мастерство свахи, подчеркивалась красота и сила ее голоса (I, № 9).

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. Исполнитель на нюди или печалится в момент сочинения или воспроизведения наигрыша, или на долю музыканта выпала несчастливая судьба (I, № 10). «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище» (Бояркин, 1995 (а); С.60).

Ирина ГАЛКИНА

Рассказать друзьям

Народные музыкальные инструменты эрзи - памятники традиционной музыкальной культуры этноса. Оказали влияние на зарождение и развитие многих форм традиционной музыки.

По признаку вибратора (источника звука) основными классами эрзянских инструментов являются идиофоны (самозвучащие), хордофоны (струнные) и аэрофоны (духовые).

Из идиофонов известны:

Кальдердема.
Распространены 4 вида.

Соударяемый идиофон - гладко выстроганная кленовая дощечка длиной 170-200 мм, шириной 50-70 мм, толщиной около 10 мм с ручкой длиной 100-120 мм, диаметром 20-30 мм. По обе стороны ручки при помощи полосок из сыромятной кожи прикреплялись 2 небольшие кленовые пластины.
Ударяемый идиофон - 4-гранная коробочка из цельного дерева (липа, клён, берёза) в среднем длиной 170-200 мм, шириной 100-120 мм с ручкой внизу длиной 100-150 мм. На суровую просмоленную верёвочку, прикреплен сверху за ремешок из кожи, снаружи подвешивался кусочек дубового сучка, свинца или железная гайка.
Ударяемый идиофон - полая, открытая с одного конца цилиндрическая или 4-, 6-, 8-гранная коробочка из цельного дерева с ручкой (размеры как у 2-го вида). В отличие от 2-го вида кусочек из дерева или железа подвешивался внутри коробочки.
Скребковый идиофон - гладко выстроган брус из клёна цилиндрической формы длиной 100-150 мм, шириной 70-80 мм с ручкой внизу и вырезам по краям цилиндра зубьями. Сверху к цилиндру и ручке прикреплялась деревянная прямоугольная рамка длиной 250-300 мм, шириной 100-150 мм или позднее - металлическая скоба несколько меньших размеров, в середине которой туго укреплялась гибкая деревянная пластина-вибратор (кель). Для того чтобы она лучше держалась и пружинила, в середине рамки приделывалась поперечная палочка, а в скобе - металлический стержень. При вращении рамки или скобы вокруг бруса (для чего исполнитель делал круговые движения над головой) пластина перескакивала с одного зуба на другой, издавая при этом сильные щелчки, при быстром темпе переходящие в треск.

Кальцяемат - 3, 5, реже 6 деревянных пластин из ясеня неодинаковой длины, скрепленные лыком или ремешком из кожи. При ударах по пластинам деревянными молоточками или ложками они издавали разные по высоте звуки. По тембру инструмент напоминал ксилофон.
Чавома - гладко выстроганная и пропитанная составом из сосновой смолы (живицы) и конопляного масла берёзовая или еловая резонированная доска, по которой ударяли деревянными молоточками или ложками. К краю доски крепились концы ремня (иногда для прочности доска охватывалась ремнём), за который её вешали либо на шею чуть ниже груди, либо на согнутую в локте руку или плечо исполнителя - чавиця («бьющий»).

Баяга - массивная деревянная доска из дуба, берёзы с закругленными углами длиной около 150 см, шириной 40-50 см, толщиной 12-15 см. Её подвешивали на воротца, устанавливаемые посреди села на пригорке, и били по ней дубовой палкой, деревянным молотом или пестом, оповещая жителей о важных событиях.

Баягинеть (встряхиваемый идиофон) - металлические колокольчики, нанизанные на шнур или свободно висящие на раме. По археологическим и этнографическим данным, известны следующие виды колокольчиков: кованые усечённо-коничные железные с полусферическим язычком, сильным звоном и богатой гаммой частичных тонов; полусферические из цветных металлов с шаровидным язычком, звоном высокого регистра; цилиндрические с низким звуком; продолговатой формы с неопределенным тембром. Инструменты применялись в ритуальных танцах, образуя своеобразную тембро-динамическую полифонию.

Люляма - стержень (палка), сверху которой вырезали фигурку в виде головы лошади и подвешивали к ней 5-7 колокольчиков и погремушек. Сопровождали различные ритуалы.

Диннема - гетероглотический варган, до наших дней сохранившийся у каратаев. Представляет собой подковообразную железную пластину с гибким стальным язычком посредине. На инструменте играли преимущественно плясовые мелодии.

Из хордофонов известны:

Гайдяма - немного согнутая, расширяющаяся к одному концу берёзовая или кленовая доска длиной 800-1 000 мм, шириной с одного конца, которым упирали в пол, 120-150 мм, с другой - 30-50 мм. На неё натягивали одну струну обычно из суровой просмоленной тонкой верёвки (толстой дратвы), овечьей или реже жильной кишки. Между доской и верёвкой на расстоянии 200-250 мм вставляли надутый бычий или свиной пузырь, служивший резонатором. Лукообразным смычком из ивового или черёмухового прута (без механизма растяжки) с натянутой просмоленной суровой ниткой извлекали один низкий звук. На инструменте исполняли плясовые наигрыши в ансамбле с другими инструментами (пувамо, кайга), где гайдяме отводилась роль басового ритмизующего инструмента. В ансамбле с нудеем она настраивалась под волыночную басовую трубку, в результате чего получалась своеобразная «трёхголосная волынка».

Кайга - лютня (скрипка), имеющая общую длину 615 мм, длина резонаторной коробки - 370 мм, ширина у нижнего конца - 180 мм, верхнего - 155 мм. На верхних и нижних досках инструмента находились 3 отверстия треугольной или круглой формы. Инструмент имел 3 струны из конских волос, смычок без механизма натяжки волоса. Для него был характерен квинтовый или квинто-октавный строй. Детские инструменты составляли 2/3 величины обычной кайги.

Аэрофоны
- самый многочисленный класс эрзянских инструментов.
Сезонные изготавливались преимущественно летом из стеблей растений, листьев деревьев (лопа, килей цёков, сандеень морама, олгонь морама, зундерь и др.).

Вешкема - флейта из липовой или ивовой коры, дерева, а также тростника, реже - птичьей кости. Бытовали 2 вида.
Кувака вяшкема (длинная флейта) длиной 500-700 мм. На ней вырезалось обычно 6 грифных отверстий (вайгель варят). Инструмент без свисткового устройства.
Нурькине вяшкема (короткая продольная флейта) с 2-3 грифными отверстиями или без них со свистковым устройством. Флейта известна эрзянам с эпохи бронзы.

Кевень тутушк а - глиняная пустотелая свистулька из обожженной глины с 2 игровыми отверстиями или без них в форме птиц, домашних и диких животных. Применялась во время календарных и семейных праздников для интонирования программных наигрышей. Инструмент известен с начала 1-го тысячилетия н. э.

Нудей - кларнет из 2 полых тростниковых трубок длтной около 200 мм, диаметром 6-8 мм с вырезными на них язычками-вибраторами длиной около 20 мм и 3 грифными отверстиями на каждом стволе. Обе трубки обычно монтировались в деревянной ложе, которое вставлялось в коровий или бычий рог, служивший резонатором (иногда в качестве резонатора использовали конусообразную бересту). Инструмент обладал сильным звуком с небольшим носовым оттенком, отличался разнообразной динамикой. На нём извлекались развёрнутые 2-голосные протяжные мелодии и быстрые танцевальные наигрыши. Тип нудея существовал у эрзян в середине 2-го тысячелетия н. э.

Пувамо
- волынка.
Известны 2 вида.
Первый имел 2 мелодичные трубки из тростника, по конструкции и названию соответствовавшие нудею, и 2 басовые трубки для извлечения низких бурдонов.
Второй - озкс пувамо - применялся на молянах для исполнения обрядовых наигрышей. В отличие от первого вида он не имел басовых бурдонов. Полифоны нудея и пувамо оказали большое влияние на становление развитых форм эрзянского народного многоголосия.

Дорама - сигнальный инструмент.
По технологии изготовления выделяются 2 вида. Первый изготавливался из ветви берёзы или клёна длиной от 800 до 1 000 мм, которая раскалывалась продольно и из каждой половины выдалбливалась сердцевина. Затем обе половины прикладывались и обматывались берестой. При этом одну сторону трубки делали шире, другую уже. Второй вид представлял собой кольца липовой коры, вставленные друг в друга и заклеенные столярным клеем в форме расширяющейся трубки. Для исключения зазоров швы трубки обливались варом. Длина инструмента колебалась от 500 до 800 мм. С узкой стороны делали небольшое чашеобразное углубление или в более поздних вариантах - изредка вставляли металлический мундштук. Оба вида не имели голосовых отверстий. На них извлекались звуки обертонного ряда.

Сюро - труба из бычьего или коровьего рога. Мундштук либо вырезался в форме небольшого углубления, либо делался из катушки для ниток. В последнем случае одна сторона катушки стачивалась, вставлялась в отверстие рога, а на другой делалось углубление для губ. Сюро использовали в качестве сигнального инструмента (пастухи), а также ритуального, способного якобы отгонять злых духов.

С середины 19 века в быт эрзян повсеместно вошли балалайка и гармоника, заимствованных у русских.