Музей а к толстого красный рог. Красный Рог

February 23rd, 2016 , 11:54 am

1) 21 февраля был очень насыщенным днём в плане изучения Брянской области, тем более расстояние между селом Юдиново с увиденным нами историко-краеведческим музеем и селом Красным Рог с усадьбой писателя Алексей Толстого всего 20 км, поэтому всё это было объединено в программу одного выходного дня.

2) Сама усадьба расположена в 2 км от изображённого на фото храма Успения Пресвятой Богородицы,где находится часовня-усыпальница А.К. и С.А. Толстых, построенная в 1825 году из кирпича.

3) Этот храм был выстроен в 1777 году по заказу последнего гетмана Войска Запорожского, графа Кирилла Разумовского, затем перестроен в 1880-х гг. с портиками и колокольней. Здание рублено из бревен и обшито тесом, основание кирпичное. Крестообразная в плане церковь ярусного типа - один из немногих сохранившихся в юго-западной Брянщине позднебарочных памятников украинской архитектуры XVIII века.

4) Объемно-планировочная композиция здания основана на постепенном нарастании масс к центру, имеющему подчеркнуто вертикальную направленность. Над пониженными прямоугольными в плане угловыми прирубами позднейших приделов возвышаются рукава креста. Последние примыкают к более высокому центральному четверику, который несет глухой восьмерик с узкими диагональными гранями и ложными нарисованными окнами. Над его пологой граненой кровлей поставлен еще один небольшой восьмерик, завершенный шатром со слегка вогнутыми гранями. Такая же форма венчания над алтарной частью подчеркивает продольную ось здания. Выразительность общего построения усиливает двухъярусная колокольня: примыкающий к западному рукаву четверик паперти с восьмериком звона и пологой шатровой кровлей над ним.
Скромное убранство фасадов храма с накладными досками на углах объемов, обшитых горизонтальным тесом, простыми карнизами и обрамлениями прямоугольных проемов относится к 1880 году. Главную роль в нем играют позднеклассицистические портики с фронтонами, украшающие главный, западный и боковые входы на концах рукавов креста. Западный и северный портики поддерживают две пары колонн, раздвинутых в центре, южный портик - четырехколонный с одинаковым интерколумнием.

5)

6)

7) Это воссозданная усадьба поэта в начале 1990-х гг. Изначально ещё царствование Екатерины II окрестные земли, как и сам город Почеп, относились к обширным владениям бывшего малороссийского гетмана Кирилла Разумовского и его сына Алексея. Небольшой усадебный дом называли в обиходе «охотничьим замком», поскольку сюда граф Разумовский выезжал из своей почепской резиденции на охоту. Обстоятельства его возведения неизвестны, равно как и архитектор.
Алексей Разумовский завещал Краснорогскую волость своим детям, рождённым вне брака и получившим фамилию Перовских, - Льву и Василию. В 1825 г. в усадьбах Красный Рог и Погорельцы поселился их брат Алексей - известный литератор, публиковавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский». После разрыва с мужем сюда приехала воспитывать маленького сына и его сестра, графиня Анна Толстая (1799-1857). Вслед за смертью брата она становится в 1837 г. полновластной хозяйкой Красного Рога.

8) Сын Анны Алексеевны - Алексей Константинович Толстой - своими ранними литературными опытами продолжил «готическую» традицию в русской литературе, основы которой заложил его дядя написанной в этих краях фантастической повестью «Двойник, или мои вечера в Малороссии». В 1841 г. молодой граф публикует под псевдонимом Краснорогский повесть «Упырь», где речь идёт о вампирах, избравших своим логовом дворянскую усадьбу.
Из-за натянутых отношений с матерью Толстой свил невдалеке от Петербурга собственное «дворянское гнездо» с поэтичным названием «Пустынька». Только после смерти матери и выхода в отставку (1861) он переезжает на постоянное жительство в Красный Рог. Здесь он работает над поэмами и драматическими сочинениями на исторические темы.

9) В 1875 г. граф Толстой, страдавший от страшных головных болей, умер в Красном Роге от передозировки обезболивающего и здесь же, в сельском храме, был похоронен. Его вдова Софья Андреевна вернулась в столицу. А ещё через 2 года в 1877году в опустевшем имении побывал философ В. С. Соловьёв.
Сам же «охотничий замок» (главное здание усадьбы) сгорел во время войны, в ночь на 1 января 1942 года. Брянский архитектор В. Городков (автор Кургана Бессмертия и Партизанской Поляны в Брянске) в 60-е гг. подготовил проект реставрации, который был реализован в 1988-1993 гг. при поддержке брянского писателя Николая Грибачёва.

10) От исторических построек сохранился только флигель, где писатель Алексей Толстой и работал. Тут и был открыт мемориальный музей в 1967 году. К сожалению, его собственных вещей почти не сохранилось, вы увидите копии различных картин и мебель того времени.
Давайте заглянем.

11) Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863 году), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Автор проникновенной лирики, с ярко выраженным музыкальным началом, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»).
В 1898 году постановкой драмы А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр (МХаТ).

12) Раннее детство Алексей провёл на Украине, в имении дяди в селе Погорельцы. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 года он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II, вместе с которым в 1838 году ездил на озеро Комо. Впечатления этой поездки были использованы при работе над повестью «Упырь».

13) В 1834 г. Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе, в 1843 г. - придворное звание камер-юнкера.
В конце 1830-х - начале 1840-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести В. Г. Белинский, увидевший в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования»

14) Зимой 1850-1851 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827-1892). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.

15) После отставки со службы в 1861 году жил периодически в Европе и в усадьбе Красный Рог. Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. Сборник стихотворений вышел в 1867 году.

16)

17) Он создал пародийный образ Козьмы Пруткова, который был литературной маской, издаваемый в журналах «Современник», «Искра», под которым выступали в 50-60 гг. XIX в. сам Алексей Толстой, братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир и Александр), возможно ещё штабс-капитан Александр Аммосов, сын изобретателя системы парового отопления для Зимнего Дворца, т.н. "Аммосовских печей". Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное подражательство.
На фото- бюст Козьмы Пруткова скульптора А. Зубарева.

18) Ему создали даже отдельную биографию, генеалогическое древо Прутковых.
Из «Биографических сведений о Козьме Пруткове»: Козьма Петрович Прутков провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Он родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой близ Сольвычегодска, скончался 13 января 1863 года.
Имел поместье в хуторке «Пустынька» вблизи ж/д станции Саблино.
В 1820 году он вступил в военную службу, только для мундира, и пробыл на этой службе всего два года с небольшим, в гусарах. В это время и привиделся ему сон. Именно: в ночь с 10 на 11 апреля 1823 г., возвратясь поздно домой с товарищеской попойки и едва прилегши на койку, он увидел перед собой голого бригадного генерала, в эполетах, который, подняв его с койки за руку и не дав ему одеться, повлёк его молча по каким-то длинным и тёмным коридорам, на вершину высокой и остроконечной горы, и там стал вынимать перед ним из древнего склепа разные драгоценные материи, показывая их ему одну за другою и даже прикидывая некоторые из них к его продрогшему телу. Прутков ожидал с недоумением и страхом развязки этого непонятного события; но вдруг от прикосновения к нему самой дорогой из этих материй он ощутил во всём теле сильный электрический удар, от которого проснулся весь в испарине. Неизвестно, какое значение придавал Козьма Петрович Прутков этому видению. Но, часто рассказывая о нём впоследствии, он всегда приходил в большое волнение и заканчивал свой рассказ громким возгласом: «В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где и останусь навсегда!» - Действительно, вступив в Пробирную Палатку в 1823 г., он оставался в ней до смерти, то есть до 13 января 1863 года".

19) Начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой Палатке, он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и наивысшую должность: директора Пробирной Палатки; а потом - и Орден Святого Станислава 1 степени., который всегда прельщал его, как это видно из басни «Звезда и брюхо».
Вообще он был очень доволен своею службою. Только в период подготовления реформ прошлого царствования он как бы растерялся. Сначала ему казалось, что из-под него уходит почва, и он стал роптать, повсюду крича о рановременности всяких реформ и о том, что он «враг всех так называемых вопросов!».
Однако потом, когда неизбежность реформ сделалась несомненною, он сам старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти проекты его браковали по их очевидной несостоятельности. Он объяснял это завистью, неуважением опыта и заслуг и стал впадать в уныние, даже приходил в отчаяние. В один из моментов такого мрачного отчаяния он написал мистерию: «Сродство мировых сил».
Вскоре, однако, он успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу, а под собою - прежнюю почву. Он снова стал писать проекты, но уже стеснительного направления, и они принимались с одобрением. Это дало ему основание возвратиться к прежнему самодовольству и ожидать значительного повышения по службе. Внезапный нервный удар, постигший его в директорском кабинете Пробирной Палатки, при самом отправлении службы, положил предел этим надеждам, прекратив его славные дни.

20) Его известные цитаты:
- Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок.
- Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
- Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
- Бди!
- Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
- Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
- Никто не обнимет необъятного.
- Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!
- Если хочешь быть счастливым, будь им.
- Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
- Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
- Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
- Усердие всё превозмогает!
- Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
- Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц - ночью.
- Где начало того конца, которым оканчивается начало?
- Лучше скажи мало, но хорошо.
- Легче держать вожжи, чем бразды правления.
- Не всё стриги, что растет.
- Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти.
- Опять скажу: никто не обнимет необъятного!
- И устрица имеет врагов.
- Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так от курящего табак нередко пахнет духами.
- Держаться партии народной и современно, и доходно.
- Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!
- Не в совокупности ищи единства, но более - в единообразии разделения.


26)

Адрес: 103001, Москва, ул. Спиридоновка, 2, стр. 1
Телефон: 8 495 690-09-56
Электронный адрес:

График работы:

  • Вт, Пт, Сб, Вс - с 11:00–18:00 (касса до 17:30)
  • Ср, Чт - с 11:00–21:00 (касса до 20:30)
  • Пн - выходной день

Проезд:

Пешком три варианта пути, каждый занимает около 15 минут:

  • от метро «Пушкинская» по Тверскому бульвару до площади Никитских ворот, затем по четной стороне улицы Малая Никитская до улицы Спиридоновки;
  • от метро «Баррикадная» по ул. Баррикадная до Садового кольца, переход через Садовое кольцо, далее по четной стороне ул. Малая Никитская до ул. Спиридоновки;
  • от метро «Арбатская» по четной стороне Никитского бульвара до площади Никитских ворот, затем переход через площадь на улицу Малая Никитская и по четной стороне это улицы до ул. Спиридоновки.

На машине: въезд с бульварного кольца на ул. Спиридоновку; въезд с Бульварного кольца от площади Никитских ворот на Малую Никитскую улицу, поворот на ул. Спиридоновку.

Здание, экспозиция и коллекция

Мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого был открыт 20 октября 1987 года. В создании экспозиции принимали участие старейшие сотрудники ГЛМ Е. Е. Миропольская и Е. Д. Михайлова.

Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором О. Ф. Шехтелем в 1901–1903 гг. По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором - комнаты для прислуги Рябушинских. В годы, когда в особняке жил Горький, во флигеле располагались редакции созданных им журналов «На стройках СССР», «Наши достижения» и издательство «История фабрик и заводов». С августа 1941 г. до последних дней своей жизни в этом доме жил писатель Алексей Николаевич Толстой и его жена Людмила Ильинична Толстая.

Экспозиция музея-квартиры была создана на основе мемориальной коллекции А. Н. Толстого, переданной в Государственный литературный музей после смерти вдовы писателя Л. Н. Толстой.

Коллекция А. Н. Толстого - одна из наиболее ценных в составе фондов Государственного Литературного музея. Часть этой коллекции представлена в экспозиции, часть находится в фондах ГЛМ и является основой для многочисленных выставочных проектов. В составе собрания: коллекция русской и западноевропейской живописи XVI–XX вв., предметы декоративно-прикладного искусства (фарфор, кость, металл, осветительная техника и др.), мебель работы русских и западноевропейских мастеров. Значительную часть коллекции составляет библиотека писателя, включающая редчайшие издания петровского времени, книги из масонской библиотеки предков писателя - Тургеневых, редкие прижизненные зарубежные издания писателя.

У нас работают

Инна Георгиевна Андреева - заведующая отделом с 2001 года, работает в Государственном Литературном музее с 1989 года. Окончила филологический факультет МГПУ имени М. Шолохова и искусствоведческий факультет МГУ. Окончила аспирантуру ИМЛИ АН СССР. Работала в ИМЛИ младшим научным сотрудником. Автор более 50 печатных работ.

Дина Анатольевна Федина - специалист по организации мероприятий. В отделе работает с 2014 года. Сотрудник Государственного Литературного музея с 2006 года. Окончила библиотечный факультет Московского государственного института культуры. Имеет большой опыт музейной работы. С 1980 г. работала в музеях Орла и Москвы.

Людмила Юрьевна Папенина - научный сотрудник отдела с 2012 года. Сотрудник Государственного Литературного музея с 2011 года. Окончила МСХА им. Тимирязева и Высшую Школу культурологи при МГУКиИ. Имеет опыт методической работы.

Елена Александровна Фролова - методист по работе с детьми. Работает в отделе с 2013 года. Окончила филологический факультет Красноярского государственного педагогического университета и Московский институт современного искусства по специальности - «актриса театра и кино». Имеет дипломы курсов Российского Этнографического Музея (Санкт-Петербург) по специальности «Музейная педагогика» и Государственного Центра «Надежда» - «Организация культурно-досуговой работы с людьми с ограниченными возможностями». Имеет опыт музейной работы с детьми более 7 лет (2008-2012, музей-заповедник «Коломенское»).

Наталья Анатольевна Стефани — методист по музейно-образовательной деятельности Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля с апреля 2017 года. Окончила исторический факультет Бурятского государственного университета в 1992 году. Работала менеджером культурно-просветительских проектов Национальной библиотеки Республики Бурятия. С ноября 2015 по декабрь 2016 вела программу «Литературный перекрёсток» на канале ГТРК «Бурятия». Член Союза журналистов России с 2007 года.

Экскурсии и лекции

В отделе происходит постоянное обновление тематики экскурсий и лекций. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются приведенные ниже циклы:

Выставки и научные мероприятия

Наиболее значимые выставочные проекты 2014 года

  • Выставка «Детство Никиты». Иллюстрации к повести А. Н. Толстого художника Виктора Гоппе (20.11.2013–02.03.2014).
  • Выставка «Острова самиздата. Из собрания Е. А. Ламихова» (02.10.2014–06.11.2014).

Наиболее значимые научные мероприятия 2014 года

  • «Творческое наследие Дурылина». II-я научно-практическая конференция (26.09–27.09.2014).
  • Международная научная конференция «Алексей Толстой: личность в контексте эпохи» (20.11.-22.11.2014).
  • Круглый стол «Я - пленник песни. Я - посланник песни». Отражение жизни и творчества В. Д. Берестова в кино и музыке (16.04.2014).

Научные и методические мероприятия, запланированные на 2015 год

  • Берестовские чтения - 2015 (апрель).
  • Круглый стол, посвященный творчеству С. Н. Дурылина (сентябрь).
  • «Учительские мастерские» (сентябрь-октябрь).

Вам, уважаемые читатели, о праздновании двухсотлетнего юбилея нашего земляка, великого русского поэта Алексея Константиновича Толстого, в его мемориальной усадьбе Красный Рог. Но старинная брянская земля связана и с другими яркими страницами нашей истории, со многими выдающимися деятелями политической и культурной жизни России.

Cело Красный Рог находится в Почепском районе нашей Брянской области, до середины 17 века оно называлось Вышним Рогом. Вышний – верхний, высокий, наиболее выдающийся, а рог имеет такое объяснение: в окрестных лесах водилось много рогатой дичи – оленей, лосей, косуль и уже исчезнувших благородных туров. Однако существует и другое объяснение, с моей точки зрения, более правдоподобное: село стоит на излучине реки, выдающейся на местности углом или рогом, отсюда название и самой реки – Рог, и села, стоящего на её берегу, — Красный Рог. Красный – красивый, так село, видимо, было названо позже из-за красоты пейзажей. Сейчас река обмелела, и ее зовут уже не Рог, а Рожок.

Землями в Почепе и вокруг него, куда входил и Красный Рог, владели сначала родственники царя Петра I Нарышкины, потом сподвижник царя, знаменитый Александр Меншиков, а затем они отошли к роду Разумовских, последних малороссийских гетманов. Наследником Разумовских стал внебрачный сын Алексея Разумовского Алексей Перовский. Он был образованным человеком и известным в начале позапрошлого века писателем. Им написан и издан под псевдонимом Антоний Погорельский ряд книг, и некоторые из этих произведений созданы в Красном Роге. Перовский приходился дядей по материнской линии Алексею Константиновичу Толстому, которому и завещал усадьбу. Для маленького Алеши Толстого его дядей была написана сказочная повесть «Черная курица», которую многие из нас читали в детстве.


Конечно, одна из улиц Красного Рога по-другому называться не может! Именно по ней гости презжают в усадьбу

Сама усадьба, в том виде, как она дошла до нас, была основана Разумовскими во второй половине XVIII века в двух километрах от села. Главным зданием усадьбы был Охотничий замок, который сгорел в годы Великой Отечественной войны в 1943 году и был восстановлен в 1990-м. На территории парка-музея расположен ряд мемориальных построек, сохранившихся со времен А.К.Толстого: флигель, сторожка, контора управляющего, птичник, погреб. Усадьбу окружает парк площадью около девяти гектаров.

Алексей Константинович Толстой, унаследовав усадьбу, впоследствии поселился там и прожил в ней постоянно с 1861 по 1875 год, до самой своей смерти.

С 1967 года эта усадьба объявлена Литературно-мемориальным музеем А.К.Толстого. Семейный склеп Толстых находится в деревянной Успенской церкви конца XVIII века. Она выполнена в традициях малороссийской архитектуры.


Склеп, где захоронен А.К.Толстой и его супруга, С.А.Толстая

Музей расположен в восстановленном здании Охотничьего замка. В экспозиции музея представлены личные вещи Толстого, предметы мебели, книги, портреты писателя и его современников.

Мы побывали в этом музее в день юбилея, когда там было много посетителей. Надеюсь, что и наши читатели смогут получить представление об этом мемориальном памятнике.

Люди, интересующиеся историей усадьбы, наверняка помнят, что после смерти А.К.Толстого его управляющий, родом из Новозыбкова, похитил оттуда немало ценных вещей, как предметов мебели, так и разных других: посуды, подсвечников, белья, всего того, что создавало неповторимый уют этого дома. Куда это все потом подевалось, не особенно известно. Так что часть мебели и других предметов интерьера в Охотничьем замке, который и сам является новоделом, не подлинные. Они просто относятся к тому времени, когда жил Толстой и попали в усадьбу из разных других мест.

Однако же, и пусть читатели отнесутся к этой истории снисходительно, хранятся в нашей семье парные подсвечники, изображающие кавалера и барышню галантного века, которые я считаю предметами толстовской усадьбы. Моя прабабушка приобрела их у одного городского жителя еще в конце 19 века, история происхождения их неизвестна. Почему бы мне не сочинить, что они могли стоять в кабинете графа Толстого? Искусствоведы, правда, не считают такие изделия особо древними или ценными. Так, рядовые предметы быта середины позапрошлого века. Возможно, изготовленные по более ранним образцам. Но мне нравится воображать, что когда-то они стояли в Охотничьем замке Красного Рога.

И еще мне хочется написать об одном жителе этой усадьбы, теперь мы назвали бы его виртуальным, а тогда он был знаменит и известен, имел собственную биографию, род занятий и остался в памяти людей непревзойденным мудрецом, хоть и высказывал он мысли благонамеренные и заурядные, но умел их облечь в такую форму, что они расходились по России и становились частью фольклора. Речь идет, конечно же, о несравненном Козьме Петровиче Пруткове, директоре Пробирной палатки. Мать его неизвестна, а «отцов» было несколько. Его создателями были три брата Жемчужниковых и их двоюродный брат Алексей Толстой. Они придумали ему биографию, внешность, наделили личностными качествами и довольно долго мистифицировали «почтенную публику», печатая его афоризмы, стихи и истории «на случай». Это, конечно, самая удачная и талантливая мистификация в истории отечественной литературы! И Козьма Прутков остается в наше время востребованным даже больше, чем среди современников. Откройте любую газету, журнал и вы наверняка найдете там афоризмы Козьмы Петровича. Давайте вспомним самые известные.

Усадьба «Красный Рог» (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В усадьбе «Красный Рог» рос известный писатель А. К. Толстой, когда его мать переехала сюда к родственникам из Санкт-Петербурга . С матерью литератор не ладил, поэтому предпочел уехать из дома, а вернулся только после ее смерти в 1861 г. Нельзя сказать, что Толстой жил в усадьбе постоянно - очень много времени он проводил в Европе, но здесь были написаны многие исторические произведения: «Царь Борис», «Царь Федор Иоанович» и поэмы «Дракон», «Портрет». В «Красном Роге» писатель умер, тут находится его могила.

В 1967 г. в уцелевшем флигеле открылся Литературно-мемориальный музей А. К. Толстого, а через 5 лет рядом с ним установили бюст писателя. С 60-х гг. планировалось восстановление основного здания усадьбы, сгоревшего во время Второй Мировой войны и прозванного «охотничьим замком». Реализован этот проект был только в 1993 г. С 2014 г. ведутся работы по воссозданию интерьеров дома: организаторы покупают и реставрируют старинную мебель.

Что посмотреть

«Красный Рог» - это настоящая дворянская усадьба с лужайками и прогулочными дорожками. Обширный парк состоит из двух частей: регулярной и ландшафтной. Здесь очень зелено, много деревьев, помнящих писателя и его известных гостей.

С того времени, когда в усадьбе жил А. К. Толстой, сохранились флигель, хозяйственный домик, где раньше была прачечная, и церковь 1777 г. в стиле позднего украинского барокко. Все остальные здания, которые сейчас видят посетители, построили наследники уже после смерти писателя.

Основная экспозиция музея и сейчас находится во флигеле, занимая две комнаты и просторную прихожую. Здесь очень много портретов: в прихожей - преимущественно царских особ, а в комнатах - самого писателя и его близких. Дополняют обстановку мебель, охотничьи трофеи и прочие предметы интерьера, характерные для усадьбы 19 века. Часть экспозиции перемещена в основной дом, но в нем до сих пор продолжаются ремонтные работы, реставрируют мебель, поэтому он не всегда открыт.

В музее проводятся тематические экскурсии, посвященные жизни и творчеству Толстого и персонажа, в создании которого он участвовал - Козьмы Пруткова, прогулки по аллеям старинного парка. Отдельная экскурсия - в церковь Успения Пресвятой Богородицы, внутреннее убранство которой сохранилось с начала 20 века. Рядом с ней находятся усыпальницы писателя и его супруги.

Практическая информация

Адрес: Брянская область, Почепский район, с. Красный Рог. Координаты GPS: 52°57"17.2"N 33°44"59.8"E. Веб-сайт .

От Брянска на машине нужно ехать по трассе А-240 до с. Красный Рог, затем по указателям к поселку Дом Отдыха еще около 1 км. В общей сложности дорога займет около часа.

Часы работы: вторник-пятница: с 9:00 до 18:00, суббота: с 9:00 до 21:00 в летний период и с 9:00 до 19:00 в остальное время. Воскресенье - с 9:00 до 18:00 час. Понедельник - выходной. Цена билета - 150 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

«Красный Рог не Рим, но очень красив», – писал Алексей Константинович Толстой. Дворянская усадьба в Красном Роге была основана во второй половине XVIII века графом Кириллом Григорьевичем Разумовским, прадедом писателя.

Алексей Толстой часто бывал в Красном Роге, а после ухода с государственной службы эта усадьба становится его основным и любимым местопребыванием. Здесь написаны исторические баллады, многие лирические стихотворения, драмы «Царь Борис», «Посадник».

Сегодня в Красном Роге можно увидеть усадебный дом (восстановлен в 1993 году по проекту А.В. Городкова) и мемориальный флигель, где останавливались гости усадьбы.

Строения окружены парком, сохранившим старинные аллеи и очаровательные липовые беседки-боскеты.

В нескольких минутах ходьбы от парка находятся уникальная деревянная церковь и усыпальница, в которой покоится прах Алексея Константиновича и его жены Софьи Андреевны.

В главном усадебном домеБольшой дом» – так называл его А.К. Толстой) размещена литературно-мемориальная экспозиция, в которой представлены подлинные предметы из дома Толстых. Это письменный стол и кресло поэта, настольные часы, комод и столик для рукоделия Софьи Андреевны, бокал с выгравированным гербом рода Толстых. В экспозиции музея также представлены типологические предметы мебели, скульптуры, картины, гравюры, редкие книги.