Взгляд, устремлённый в вечность. Фараон Хефрен

Хафра (в иной транскрипции Хефрен), а согласно греческой традиции - Суфис II, правитель Египта, четвертый по счету в IV династии фараонов.

В Туринском папирусе говорится, что Хафра царствовал 24 года (ориентировочно - с 2558 по 2532 до нашей эры). Возможно был братом Хеопса, и его наследником. По другим сведениям, Хафра - сын Хуфу, и унаследовал трон Джедефры. Здесь ничего нельзя сказать точно, это “белое пятно” в той эпохи. До начала периода Позднего царства, Хафра почитался египтянами, как один из богов.

Хафра строитель

В период правления Хафра, в Гизе была возведена вторая по размерам . Ее габариты - 215, 3 х 215, 3 метра, при высоте 143 с половиной метра. Пирамида была названа - Урт-Хафра, что в переводе с древнеегипетского означает: «Великий Хафра», или «Хафра высокочтимый». Несмотря на то, что пирамида Хафры ниже, чем великая пирамида Хуфу, ее крутизна и расположение на возвышенности, практически свели на нет преимущество «соперницы».

Светлая облицовка, сохранившаяся на верхушке пирамиды, делает ее на сегодняшний день одной из самых узнаваемых, возможно именно поэтому туристы часто принимают ее за пирамиду Хеопса (самую прославленную).

Некоторые специалисты считают, что помимо пирамиды, Хафра воздвиг « ». Это одно из самых грандиозных скульптурных изваяний, когда-либо созданных человеком из камня - 57, 3 мертра длиной, и 20 метров высотой. Египтологи предполагают, что лицо Сфинкса - это портретная копия лица Хафры, но прямых доказательств этому нет.

Есть и другое мнение, будто бы прообразом Сфинкса послужил фараон Хуфу, а воздвиг статую сын Хуфу - Джедефра, желавший увековечить память об отце.

В то же время, известно, что Хафра построил «храм Сфинкса» - монументальное каменное сооружение, в котором совершался культ поклонения «Великому Сфинксу», как божеству. Это единственный храм, целиком сохранившийся до наших дней со времен Древнего царства. Археологами было найдено и несколько статуй самого Хафры, чего, к сожалению, нельзя сказать о статуях даже его знаменитого отца, Хеопса.

Имя Хафры

Транскрипция имени Хафры разнится в зависимости от культурной традиции прочтения. По-гречески оно читается, как Хафрен (Chephren), однако египтологи произносят иероглифы имени, как Хафра (Chaefre). В переводе это имя означает - «Подобный Ра», или «Воплощение Ра». Однако есть данные о том, что древние египтяне произносили это имя по-другому - Рафах (Rachaef), или - «Ра-воплощающий». Это связано с тем, что в имени фараона присутствует символ бога солнца - Ра, и по религиозной традиции этот символ следует читать, предваряя все остальные символы имени.

Хафра в греческой традиции

Древнегреческие источники немногое говорят о Хафре. В «Истории» Геродота есть лишь небольшое упоминание о нем. Немного так же и у Гекатия Абдерского. Другие авторы почти не касались этой темы, оставив только фрагментарную информацию. В целом Хафра, как и его легендарный отец, Хеопс, охарактеризован греческими авторами в качестве жестокого тирана. Так же упомянуто, что он длительное время был культовым символом религиозного поклонения среди египтян. Однако у Диодора можно прочитать, что египтяне, не смотря на поклонение, ненавидели его куда сильней, чем почитали. Поэтому настоящие гробницы Хафрена и его родни пришлось скрыть от народа, в опасении за их сохранность.

Статуя фараона Хафры

Монументальная статуя фараона Хафры была обнаружена в Гизе, в его заупокойном храме. Ее стилистика полностью соответствует всем канонам древнеегипетской скульптурной традиции, в основе которой лежит строгая симметрия и ярко выраженная фронтальность. В скульптурных воплощениях фараонов всегда подчеркивались такие свойства, как величие, торжественность и могущество.

Статуя Хафры изображает фараона сидящим на троне. В изгибах тела соблюдены совершенно прямые углы. Руки фараона плотно, без зазоров прилегают к бедрам. Бедра слегка разведены, и составляют строгую параллель с босыми ступнями фигуры. Из одежды на Хафре только плиссированная юбка, а на его голове клафт - царский головной убор, полосатый, и спускающийся на плечи. Стилизованное изображение богини-кобры, Урей - укреплено в центре лба фараона. Бог Гор, в образе сокола, крыльями защищает голову правителя со стороны затылка. Эта защита свидетельствует о божественном статусе фараона. Статую сейчас можно посмотреть в


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Отсутствие необходимого высокоточного оборудования, с помощью которого могли быть созданы многочисленные древнеегипетские артефакты, а также отсутствие следов промышленной инфраструктуры для его производства в самом Египте и за его пределами свидетельствуют о том, что высокие технологии были привнесены извне. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду».

На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов - гранита, диорита, обсидиана, кварца... Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария. Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают...

Три гранитных статуи фараона Сенусерта III. Британский музей. Лондон



СТРАННОЕ СОСЕДСТВО

Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой - отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.

Саркофаги разного качества обработки

Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.

Но вот незадача - в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.

Диоритовая статуя Хафра. Египетский музей



И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, - это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.

Колоссы Мемнона представляют собой уникальную скульптурную композицию времен Древнего Египта.



Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума - поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.

Гранитная статуя в Рамессеуме



А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.

Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями - необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.

Такое несообразное соседство можно объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.

Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. XII династия. 19 в. до н. э. Собр. Гюльбенкян.



ГЛАЗА СТАТУИ

С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.

Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.



Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение - кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ БОГИ?

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал" со слов египетских жрецов, что смертные управляли Египтом менее 5 тысячелетий. Царству людей предшествовала власть богов и героев, которые правили невероятные 18 тысяч лет. Древнеегипетский жрец и историк Манефон также начинает свой список правителей Египта с династии богов и полубогов.

Если сопоставить утверждения античных авторов и факты, которыми мы располагаем в настоящий момент, получается, что никакого технологического рывка не было. Просто начиная с III тысячелетия до н. э. в Египте стали всплывать артефакты, оставшиеся от первых божественных династий. Не исключено, что фараоны целенаправленно искали, пытались освоить и попутно присвоить сохранившиеся фрагменты этого наследия.

О внешнем облике подлинных создателей древних шедевров могут поведать скульптурные изображения дочерей фараона-реформатора Эхнатона. Первое, что бросается в глаза, - неестественно вытянутая форма черепа, характерная, к слову, и для других произведений амарнского периода. Этот феномен породил гипотезу о врожденном заболевании семьи фараона. Однако ни о каких психических отклонениях в семье правителя, которые неизбежно должно вызвать подобное заболевание, нигде не упоминается.



Если фараоны действительно были отдаленными потомками богов, не исключено, что время от времени у них могли проявляться «божественные» гены. Не с этой ли анатомической особенностью богов связан распространенный у различных народов обычай деформации головы?

Еще одна важная и загадочная деталь древнеегипетского скульптурного канона - абсолютная симметрия пропорций лица. Как известно, в природе не существует симметричных объектов. Это правило относится и к человеческому телу. Более того, эксперименты показали, что фотографии, составленные из строго симметричных половин одного и того же лица, вызывают у человека инстинктивное отторжение.

Сквозит в них что-то неестественное и чуждое людской натуре. Но, может быть, в том мире, откуда пришли боги, царили иные природные условия, благодаря которым «аномалия» стала нормой? Как бы то ни было, нам следует внимательно прислушаться к словам Плутарха: «В большее кощунство впадает не тот, кто отрицает существование богов, а тот, кто признает их такими, каковыми считают их суеверные».

Алексей КОМОГОРЦЕВ

Высота пирамиды Хефрена - 136,4 метра, и египтяне называли её "Хафра велик". Именно так будет звучать имя Хефрена, если читать иероглифы. Значение имени - "Подобный Ра", "Являющийся воплощением Ра". Сейчас пирамида Хефрена только на 2 метра ниже Великой. Она выстроена из местного серовато-желтого известняка и была облицована светлым известняком из Туры. На её верхушке частично сохранилась облицовка из белого известняка. Это отличительная примета пирамиды Хефрена, как и Сфинкс рядом с ней. Вторая пирамида комплекса в Гизе в первую очередь поражает своей неприступностью. Говорят, что даже опытным альпинистам понадобится не менее часа, чтобы подняться на её вершину, которая заканчивается небольшой площадкой. Отсюда открывается просто изумительный вид на пирамиду Хеопса.

Я уже упоминала, что египтологи не соглашаются с Геродотом и утверждают, что Хефрен никакой не брат, а второй сын строителя Великой пирамиды. Старший умер, и Хефрен занял трон. По тексту папируса, хранящегося в Турине, он правил 25 лет, по Геродоту - 56, а если следовать сочинению жреца-историка Манефона, то все 66! Что-то не особенно верится двум ученым древним мужам. Геродот к тому же, добавляет, что Хефрена египтяне ненавидели так же сильно, как и предшественника Хеопса. Народ по-прежнему бедствовал, трудясь в поте лица, святилища тоже оставались закрыты. Хефрен и члены его семейства заранее боялись за свои мумии и гробницы. Возможно, они пожелали, чтобы их мумии и сокровища погребли в тайных гробницах. Пирамида Хефрена также пуста, как и пирамида Хеопса.

Пойдёмте дальше. С восточной стороны к пирамиде Хефрена ведёт дорога, оставшаяся от крытого коридора, ведущего к заупокойному храму. Этот храм расчищен от песка. Когда-то в его зале стояли 23 статуи Хефрена, и свет падал на них через окна-щели, расположенные в потолке. Остаётся только представлять феерию солнечного света, отражавшегося в глазах статуй. Увы, уцелеть удалось только одной. Это сам фараон Хефрен с богом Гором за плечами. Выполнена статуя из диорита - очень прочного, тёмно-зелёного, почти черного камня, со светлыми прожилками. Диорит трудно обрабатывать, но зато он отлично полируется.

Вот, полюбуйтесь!

Статуя Хефрена с Гором

Владыка уверенно восседает на своём троне. Одна рука лежит на колене, другая сжата. Рядом с босыми ступнями фараона высечен картуш с его именами. Он одет в короткий набедренник - схенти, на голове ритуальный полосатый платок - немес. За головой фараона - сокол, символ бога Гора. Сокол Гор своими крыльями обнимает владыку, охраняя от враждебных сил.

Лицо фараона спокойно и бесстрастно. Взгляд словно устремлён в вечность.

Эта скульптура, выше человеческого роста, безусловно. шедевр безымянного древнеегипетского художника. Ныне она хранится в Каирском музее древнего египетского искусства.

Между прочим, Геродот сообщает, что сам измерил пирамиду Хеопса и под ней нет подземных покоев. Современные ученые также не обнаружили в пирамиде Хефрена никаких скрытых пустот. Они воспользовались просвечиванием с помощью космических лучей. Насыщенные энергией атомных частиц лучи из мирового пространства способны проникать сквозь любые, даже плотные материалы. Пронизывая камень, они теряют больше энергии, чем проходя через атмосферу. Это значит, если одни лучи встретят на своём пути в каменной кладке пустоты, то они потеряют меньше энергии, чем те, которые проходили сквозь гранит.

Ещё о Великом Сфинксе.

Хефрену приписывается сооружение этого колосса, хотя существуют и другие гипотезы. И та, что Сфинкс древнее, чем пирамиды, и та, которая утверждает, что сотворили его не люди, а боги, или инопланетяне. Есть и ещё одна догадка: Великого Сфинкса воздвиг старший сын Хеопса - Джедефра, и это единственное, что он успел сделать.

Хефрен (Хафра) - четвёртый фараон Египта IV династии правил около 2558 - 2532 гг. до н. э. Хефрен был сыном фараона Хеопса (Хуфу) от жены Мерититес I, на что дают основания надписи, которые свидетельствуют, как он соблюдает ее память, но есть и предположения, что Хафра сын Хеопса от жены Хенутсен. По возрасту среди сыновей Хеопса Хефрен следовал за Джедефра. Хафра - древнеегипетское звучание имени, в настоящее время более известно греческое чтение имени - Хефрен. Примерное значение имени: "Являющийся (воплощением) Ра". Однако грамматика древнеегипетского языка имела особую последовательность знаков в случае, если в имени фараона встречался символ бога Ра, который должен был читаться перед всеми другими символами имени фараона. В таком случае правильным будет следующее прочтение имени Хафра - "Ра-воплощающий". Почитание Хафры как бога просуществовало до периода Позднего царства.

У Хефрена было несколько жен. Двумя главными женами Хефрена были царица Мерисанх III, мастаба которой расположена в Гизе, и царица Хамерернебти I, которая, предположительно, была дочерью фараона Хеопса, сводной сестрой Хефрена, основной царицей и матерью их сына и наследника - Менкаура (Микерина). Царица Мерисанх III была дочерью Каваба и Хетепхерес II и, таким образом, племянницей Хафры. Она была матерью его сыновей: Небемахета, Дуаенра, Ниусерра и Хентерка, а также дочери по имени Шепсетко. Известны также жены Хефрена Хекенухеджет, имя которой упомянуто в могиле ее сына Сехемкара, и Персенет, которая была матерью Никаура. Известны и другие дети Хафры: сыновья Анхмара, Ахра, Иунмин и Иунра, а также две дочери по имени Рехетр и Хеметр, матери которых не идентифицированы.

Хефрен - строитель второй по величине пирамиды в Гизе . Его пирамида, имеющая размер основания 215,3 x 215,3 м и высоту 143,5 м, получила название Урт-Хафра ("Почитаемый Хафра"). Сооружение пирамиды Хефрена на более высоком холме и её более крутой склон сделали её достойной соперницей Великой пирамиды Гизы , несмотря на меньшие размеры относительно пирамиды Хуфу.

Хефрену приписывается сооружение Великого Сфинкса, остающего по сей день самой большой статуей в мире. Некоторые египтологи считают, что Хафра распорядился придать лицу Сфинкса свои черты, но это весьма спорно, так как прямых свидетельств этому не существует. Однако в последнее время появились доказательства, что Великого Сфинкса воздвиг фараон Джедефра, в память об отце Хуфу. Хафра же хотел увековечить культ бога Великого Сфинкса, посвятив ему большое каменное здание, известное как "храм Сфинкса". Это единственный храм периода Древнего царства, полностью дошедший до нашего времени. В отличие от Хеопса найдены и скульптурные изображения Хафры.

В древнее время его имя читалось вслух, чтобы чтить высшего бога Ра.

Древнейшая египетская цивилизация много лет привлекает внимание исследователей, вызывая многочисленные споры. Хранящая множество неразгаданных тайн культура преподносит множество сюрпризов.

Уникальные пирамиды, построенные в III тысячелетии до нашей эры, удивляют даже современных профессионалов непревзойденным мастерством и удивительной обработкой цельного камня. Не меньшей загадкой являются высеченные из прочных материалов египетские изваяния, дошедшие до наших дней.

Выполненная из диорита статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе всегда интересовала ученых. Загадка ее состоит в том, что у местных мастеров не было никаких инструментов, которые позволили бы им обработать прочнейшую горную породу. Как говорят археологи, потрясающие исторические памятники Древнего Египта выполнены при помощи технологий, превосходящих в несколько раз современные.

Погребальный комплекс

Туристы со всего мира приезжают на плато Гиза, представляющее собой огромный город, хранящий погребальные сооружения египетских фараонов и цариц. Это достаточно интересный для всех путешественников комплекс, позволяющий приблизиться к тайнам пирамид и прикоснуться к ушедшей цивилизации. Работающие на его территории исследователи объясняют, что плато Гиза - это не только археологический памятник, но и религиозный.

Кроме всем известной пирамиды Хеопса, здесь расположена гробница фараона Хефрена, или Хафры, немного уступающая по размерам самому известному сооружению. Это целый ритуальный комплекс, возведенный по заказу и многие туристы считают его одним из самых красивых.

Немного исторических фактов о загробной жизни

В невероятно почитали, сравнивая его с Богом. Облеченные огромным могуществом правители были образованными людьми, участвовавшими во всех важнейших делах страны. Представления местных жителей о загробной жизни оказали большое влияние на развитие и строительство пирамид, фактически являющихся гробницами.

Придававшие большое значение культу смерти фараоны заранее возводили свои усыпальницы. Египтяне верили, что загробная жизнь - это продолжение существования на земле, и главным условием перехода в стало обязательное сохранение телесной оболочки человека.

Право на бессмертие

Не случайно египтяне так тщательно бальзамировали тела умерших и снабжали покойника всем необходимым, заполняя гробницу различными предметами, которые могли понадобиться. По первоначальным верованиям, только фараоны вели загробную жизнь, но впоследствии египетские правители наделялись возможностями одарить бессмертием своих близких и знать.

Конец Древнего Царства ознаменовался признанием права каждого человека на загробную жизнь.

Правитель Египта Хефрен

Фараон Хафра, статуя которого вызывает невероятный интерес, был правителем IV династии Древнего Царства. Слишком мало памятников того времени дошло до нас, поэтому многие факты его биографии не являются достоверными, и даже годы жизни вызывают разночтения. Египтологи считают, что Хафра правил государством около 25 лет.

В наши дни Хефрен известен прежде всего возведением второй по величине пирамиды на плато Гиза. Облик фараона, являющегося сыном известного Хеопса (Хуфу) и взявшего в свои руки власть после отца и брата Джедефра, восстановлен по хорошо сохранившимся статуям усыпальницы.

Священное плато

Плато изначально считалось священным, и поэтому на нем строились погребальные комплексы. Фараон Хафра, заранее задумываясь о переходе в загробный мир, повелел возвести пирамиду рядом с усыпальницей Хеопса.

Изначально высота пирамиды составляла 144 метра, но со временем она немного уменьшилась, что не сказалось на ее хорошем состоянии. Известняк стал основным строительным материалом для нее, а основание выложено розовым гранитом.

Пирамида, ставшая канонической

Фараон Хафра пожелал, чтобы его усыпальница превосходила размерами пирамиду отца, однако во время строительства выяснилось, что возведение огромного комплекса невозможно в силу разных причин.

Считается, что конструкция пирамиды и ее планировка с внутренним двориком, галереей и специальной нишей для ритуальных сосудов в усыпальнице стала канонической. По своеобразному эталону стали возводиться все остальные погребальные комплексы.

Что включал заупокойный комплекс?

Изначально рядом с пирамидой Хефрена находилось погребальное сооружение меньших размеров, от которого в наши дни ничего не осталось. Скорее всего, там была погребена жена фараона.

Заупокойный храм, возведенный из огромных гранитных глыб, удивлял своей мощью: длина блоков составляла 5 метров, а вес каждого из них доходил до сорока тонн. До XVIII века он находился в удовлетворительном состоянии, пока местные жители не разрушили стены постройки. Внутри него располагались многочисленные скульптуры фараона.

В комплекс входила оградительная стена между сооружениями, дорога и нижний храм, в котором была обнаружена диоритовая статуя фараона. Хафра, мечтавший о величественной конструкции, задумывался о компактности культового строения. Работавшие в погребальном комплексе археологи установили, что при его огромной площади свободного пространства не так уж и много - менее 0,01 процента.

Что находится внутри пирамиды?

Внутренняя конструкция пирамиды состояла из двух камер и входов. Имеется небольшой отвод в помещение, которое осталось незавершенным, и его предназначение неизвестно. В погребальной камере, вытесанной внутри скалы, покоится пустой гранитный саркофаг с разбитой крышкой.

По вырытому тоннелю грабители пробрались внутрь, и все, что осталось археологам, - несколько оброненных жемчужин и пробка ритуального сосуда, на котором высечено имя наместника Бога. Больше никаких помещений внутри пирамиды нет.

Постепенно вокруг нее вырос настоящий некрополь, в котором покоились тела всех членов семьи Хефрена.

Гробница жреца и его родственников

Шесть лет назад археологи обнаружили недалеко от всех захоронений гробницу жреца фараона, который во времена его правления возглавлял заупокойный культ. Он смог подарить бессмертие всем своим родственникам, и это сооружение стало свидетельством того, что обычные египтяне получили право вести загробную жизнь.

Многочисленные статуи фараона

На священном плато были захоронены многие правители Египта и их родственники, но от некоторых не осталось ни одного артефакта. Зато на многочисленных изваяниях, найденных археологами, представал наместник Бога Хафра. Фараон Древнего Египта изображался с накладной бородкой и платком на голове, и ни одна его статуя не была похожа на другую. Исследователи полагают, что в те времена было запрещено изготавливать одинаковые фигуры.

Скульптуры, изначально покоившиеся в ямах в одном из залов пирамиды, позднее были из них выброшены, и их обломки нашла исследовательская группа в 1860 году. К сожалению, некоторые изваяния лишились головы и туловища.

Известна неплохо сохранившаяся алебастровая статуя фараона Хефрена, хранящаяся в Каирском музее. Среди экспонатов частного коллекционера находится голова фараона с надетой короной белого цвета. гордится изображениями правителя в праздничных одеждах, веки которого украшены медными пластинами.

Самое известное изваяние из диорита

Но знаменитой на весь мир стала выполненная в полный рост темная, со светлыми прожилками, диоритовая статуя фараона. Хафра, правивший Древним Египтом, гордо восседает на своем троне, внизу которого виднеются эмблемы цветка лотоса и папируса. Лицо царя безмятежно и не выражает никакой тревоги.

Физически развитый наместник Бога на Земле, одетый в короткую воплощает совершенное умиротворение, а его взгляд как будто устремлен в вечность.

Статуя фараона Хефрена из храма в Гизе

За покрытой ритуальным платком головой находится сокол, обнимающий и защищающий великого фараона распростертыми крыльями. Так изображали символ бога Гора - главную небесную силу, хранившую всех царей Египта и их землю. Одна рука Хафры расслабленно лежит на колене, а другая твердо сжата. Внизу трона, рядом с босыми ногами правителя, выбиты его имена.

Отполированная статуя фараона Хефрена, описание которой вызывает многочисленные споры среди ученых, хранит неразгаданные тайны по сей день. Считается, что такое реалистичное изображение подчинено традициям древних канонов: чтобы душа умершего могла войти в статую, ей необходимо было опознать изваяние. И только тогда дух правителя исполнял просьбы и принимал все жертвоприношения.

Мировой шедевр

Можно сказать, что стала настоящим мировым шедевром и выдающимся историческим памятником диоритовая статуя фараона. Хафра (фото изваяния представлено в статье) изображен безучастным правителем, находящимся вне человеческих страстей. Кажется, что душа вершителя судеб парит где-то высоко, не обращая внимания на житейское море.

Кто тот неизвестный скульптор, мастерски обработавший прочнейшую горную породу и великолепно передавший мельчайшие черты лица, неизвестно до сих пор. И человек ли это был?

Статуя фараона Хефрена, найденная в 1860 году в Гизе, является одним из самых ценных экспонатов Каирского музея. Это яркий пример высочайшего уровня развития древнеегипетской культуры и искусства.

Тайны скульптуры Хефрена и Сфинкса

Огромный интерес не только обычных любителей древней истории, но и исследователей всего мира вызывает статуя фараона. Хафра, считавшийся среди египтян почитаемым божеством, повелел высечь свое лицо еще на одной грандиозной статуе, окончательно раскопанной под тысячелетним слоем песка в XX веке.

Речь идет о самой загадочной и монументальной скульптуре, волнующей умы ученых, творческих людей и всех путешественников. Выдающееся изваяние, вырубленное из известняковой породы, вызывает множество споров. Величайшее чудо Египта рассматривается как единая композиция с погребальным комплексом Хефрена, а лицо Сфинкса напоминает облик фараона

Стражник пирамид

Высеченный из скалы стражник пирамиды, расположенный у ее подножия, по версиям ученых, построен в период правления Хафры. Египтяне изображали его в виде льва, глядящего на Восток, а третьим глазом он следил за восходом и закатом светил.

Царский символ, по преданиям, всегда бодрствует, чтобы не нарушался установленный ход Солнца. Древние египтяне верили, что изображенные дикие кошки прекрасно видят и ночью, не смыкая ни на секунду глаз. Сфинксов возводили перед пирамидами, стремясь защитить останки своего божественного правителя от нападений разбойников.

У статуи, дублирующей лицо фараона, нет носа, что вызвало множество теорий, как такое могло случиться. Некоторые ученые склоняются к мнению, якобы его отбило во времена войны Наполеона с турками, однако многие уверены, что этой части лица уже не было несколько столетий до произошедшего события.

Загадки, волнующие ученых

Нет ни одного сохранившегося древнего документа тех времен, в котором бы упоминалась огромная статуя высотой двадцать метров и длиной более пятидесяти пяти. Часть исследователей уверена, что Сфинкс с лицом льва был построен некой цивилизацией еще задолго до древних египтян, а правивший Хафра пожелал оставить о себе память и повелел переделать изображение, вырубив в нем свой образ.

К версии, что возведение пирамиды тесно связано с инопланетным вмешательством, склоняются многие исследователи, считая двадцать лет строительства уникального памятника слишком малым сроком для возведения столь монументальной постройки.

А ученый Р. Хоглэнд, долгое время занимавшийся изучением снимков поверхности Марса, обнаружил там пирамиды и статуи с симметричными человеческими лицами, напоминающими египетские.

Исходящая от изваяния энергия

Запечатленная в камне статуя фараона Хефрена с соколом Гором поражает современников особым величием и ювелирной точностью передачи выражения лица могущественного царя. Отмечается «живая» энергия, исходящая от диоритового изваяния.

На каждого человека оказывает глубокое впечатление высеченная статуя фараона. Хафра, изображенный максимально реалистично, не обращает никакого внимания на земной мир, устремив свой гордый взор в будущее.

Древняя египетская цивилизация не спешит раскрывать все свои тайны. Ученые, занимающиеся исследованиями пирамид, предупреждают, что новые открытия наверняка станут настоящим потрясением для человечества. А нам остается только ждать…