Каирский национальный музей. Главное здание гмии – ii

В наших путешествиях мы редко посещаем музеи, но иногда бывает. В мире есть интересные исторические музеи с невероятными экспонатами, рассказывающими истории городов и стран, людей и событий. Каирский египетский музей - один из них. Признаюсь, что, если бы мы поехали в Каир самостоятельно, то не посетили бы его. Перед поездкой я ничего не знала о музее и его коллекциях и знала только то, что там запрещено фотографировать, длинные очереди, чтобы попасть, и что на его посещение стоит выделять чуть ли не целый день. Но обстоятельства сложились так, что Каирский египетский музей стал основной достопримечательностью на ровне с пирамидами. Все фотографии, представленные ниже, сделаны мной, но до написания этой заметки я знала только единицы экспонатов. Потому пришлось проделать немалую работу, чтобы не просто показать вам коллекцию музея, но и рассказать о том, что мы видели. Так что побуду я немного гидом для своих любимых читателей:)

Второй день экскурсионной программы "Каир 2 дня" от туроператора . 15 марта 2018 года, Египет, Каир. Предыдущие и этой поездки.
01.


Второй день начался в 7 утра со столовой отеля «Катаракт» в Каире. После чего группа встретилась с гидом, погрузилась в автобус, и мы поехали на встречу первой достопримечательности - музею. В автобусе нас встретил новый гид - Ахмед - он и проведет все экскурсии. Теперь его очередь развлекать туристов рассказами о постройке пирамид, а основной наш гид Мухаммед в это время занимался только организационными вопросами. Ахмед дал название нашей группе из 20 человек и 3 маленьких детей "Алладин", на это слово мы должны будем сбегаться к гиду, если он требует своего внимания. Русский у него был похуже и, несмотря на то, что мы с мамой пересели ближе, понять его речь было сложнее. Да и по поводу пирамид Ахмед рассказывал давно устоявшиеся байки и даже не заикнулся о новом открытии - еще одном способе, как могли строить пирамиды, к которому сейчас больше склоняются ученые, но пока этот вариант в процессе поиска доказательств.

В 8:45 наш автобус подъехал к воротам музея, и мы вышли на большую и шумную от толп туристов территорию, которая встретила нас небольшим Сфинксом. Я думала, что Сфинкс в Египте один, а оказалось таких статуй и памятников довольно много.
02.

Каирский музей был открыт в 1902 году. Это крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства - около 160 тысяч экспонатов, собранный в более, чем 100 залах.
03.

Музей еще был закрыт для посещения, но очередь из желающих попасть туда тянулась на более, чем 50 метров и в 4 ряда. Ахмед сказал, что у нас есть 15 минут на погулять по территории, пока он с Мухаммедом организуют входные билеты и аудиогиды. По словам гида, все монументы, стоящие на улицы, подлинные и оригинальные, и их можно посмотреть совершенно бесплатно.
04.

05.

Мы прогулялись до общественного туалета. Запах почувствовали издалека. Туалет страшненький и не сказала бы, что чистый, хотя уборщицы мыли полы, когда мы туда вошли. Такое ощущение сложилось, что египтянки считают, что, чем больше воды на полу, тем он чище. А я боялась запачкать свои белые тапки)) Туалетную бумагу уборщица оторвала голыми руками, отставив до этого швабру и ведро. Бумажкой я не воспользовалась, хотя и не отношу себя к брезгливым. Выходя, я решила даже руки не мыть, чтобы побыстрее покинуть вонючее помещение, но уборщица больших размеров (как меня три) преградила дорогу и показала на умывальник. Надзиратель, блин)) Ладно, вымыла руки, вытерла о штаны и хочу выйти, а эта египтянка тянет руку со словами "мани-мани". Гид вроде говорил, что туалет бесплатный, но эта дама явно не хотела меня выпускать. Я достала 5 фунтов, которые специально для таких целей положила в отдельный карман, и дала ей. Она улыбнулась, очень обрадовалась и выпустила меня. А тут следом мама выходит из кабинки и африканка к ней. "Не," - говорю, - "она со мной". Уборщица махнула рукой и пропустила.

После этого приключения мы вернулись к группе, где гид раздавал всем билеты и аудиогиды. С помощью такого себе плеера-рации Ахмед сможет доносить нам полезную информацию в очень шумном музее и собирать нас кодовым словом "Алладин", если кто потеряется.

Стоимость входного билета в музей составила 120 египетских фунтов и была включена в программу экскурсии в Каир. Хотя я вот сейчас вспоминаю, что на одном из туристических сайтов Египта, видела цену в 60 фунтов и даже с надписью для туристов, хм... Если хотите фотографировать внутри, то нужен отдельный билет за 50 фунтов (3 доллара) и гид позаботится о том, чтобы приобрести его для вас. Также перед экскурсией гид рекомендовал купить диск с фото и видео из музея.
06.

Еще немного в очереди, проверка билетов, сканирование вещей и прохождение через сканирующие ворота для людей, и мы внутри.
07.

В первом зале, он же главный, мы остановились всего возле одного стенда, хотя зал очень большой и с немалым количеством экспонатов. Похоже, что Ахмед рассказывал про письменность египтян, но понять, а тем более подойти ближе было невозможно.
08.

Потому я отвлеклась на другие экспонаты.
09.

Каменный саркофаг.
10.

11.

Колоссальная статуя фараона Аменхотепа III с его женой царицей Тией и их дочерью Хенутане в главном зале музея. Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. С одной стороны, он почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы (поклонение одному богу Амону).
12.

За этими великими статуями мы поднялись по лестнице на второй этаж. Гид, молодец, повел нас в ту сторону, куда не пошли остальные туристические группы, поэтому людей пока встречалось немного.

Скульптурная диада Амона и Мут из Карнака. Найдены в храме Амона в Карнаке, бывшего на протяжении почти двух с половиной тысячелетий главным национальным святилищем страны. Голова царицы, выполненная из твёрдого, превосходного кристаллического известняка, была лишь одним из более ста обломков грандиозной диады, изображающей бога Амона и его супругу, богиню Мут. Изначальная высота памятника достигала 4,15 м. Задняя часть скульптурной группы, где находились опорные столбы статуй, увы, утеряна, так как представляла наибольшую ценность для грабителей; с ней утеряна и большая часть надписей, некогда находившихся на памятнике. В образе Амона был изображён Хоремхеб - последний царь XVIII династии, до воцарения - известный военачальник эпохи правления Эхнатона. В облике Мут - его официальная супруга Мутноджемет - царица непростой судьбы, не просто более знатная по рождению, чем её супруг, но и принадлежавшая к высшей знати: её старшей сестрой, судя по всему, была сама Нефертити.
13.

Эта плита была найдена в королевской гробнице 18-й династии, период 1356-1340 гг. до н.э. На ней изображен фараон Эхнатон, сын Аменхотепа III. Женой его была Нефертити. И считается, что Эхнатон был отцом Тутанхамона, хотя все его изображения были только с женой и дочерьми. Сюжет на плите: фараон со своей семьёй совершает подношения Атону. Атон представлен солнечным диском и лучами солнца, заканчивающиеся ладонями.
14.

Эхнатон привел свой народ к единому богу - Атону - Солнцу, отменив царившее в стране многобожие. Его можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу. Но после смерти фараона жрецы быстро вернули свое влияние и постарались уничтожить все следы строптивого правителя. Я очень удивилась, когда узнала, что личность Эхнатона стала прототипом для образа вымышленного фараона из книги Болеслава Пруса "Фараон", которая давно стоит в моем книжном шкафу на видном месте, сверкая позолоченными буквами. Придется почитать-таки:)

Оскверненный королевский гроб Эхнатона. В гробнице тела фараона не оказалось. Его саркофаг был разрушен, но восстановлен археологами.
15.

16.

17.

После зала Эхнатона мы снова спустились вниз. Гиду пришлось водить нас кругами, так как возле некоторых экспонатов уже собирались другие группы. И опять сфинкс. Вспомнилось, что гид рассказывал про женщину фараона, вроде Хатшепсут, и это сфинкс с ее изображением. Но дальше будет еще один экспонат, посвященный ей, который мы увидели, уже направляясь на выход, и гид не обратил наше внимание на него.
18.

Еще один пустой зал.
19.

21.

И вновь мы поднялись на второй этаж. Некоторые залы стояли пустынными, без людей, хотя уверена, интересных вещей они хранят тоже не мало. Если бы не группа, я бы точно сюда забрела.
22.

Вид на главный зал и центральный вход со второго этажа.
23.

Некоторые лица нашей группы во главе с дядей Муратом... кроме кошки конечно))
24.

Но это не кошка, а Анубис. Статуя Анубиса изображена в виде лежачего шакала и была прикреплена к крыше погребальной камеры Тутанхамона.

Элемент погребальной камеры. Образ этой статуи считается принадлежит Великой жене царя Тутанхамона - Анхесенамон - египетской царицы XVIII династии, сестры и главной супруги Тутанхамона, третьей дочери фараона Эхнатона и его жены Нефертити. Родилась около 1354 или 1353 года до н. э.
25.

Носилки для фараона.
26.

Ложе фараона.
27.

Туалет фараона.
28.

Этот зал полностью посвящен одному фараону - Тутанхамону. Невольное восхищение вызывает его позолоченный трон, украшенный драгоценными камнями. На спинке есть изображение фараона и его юной жены.
29.

Изображение на одной из боковых стен сундука. Гид рассказывал, что эту картину многие заказывают, чтобы повесить у себя дома, но я плохой слушатель)) Здесь также изображен Тутанхамон.
30.

Какие чудесные тапочки, действительно, произведение искусства. В них был похоронен Тутанхамон.
31.

Здесь же было два отдельных зала с вещами Тутанхамона, найденными при раскопках. Нам дали 15 минут свободного времени для их изучения. В основном это были золотые статуэтки, посуда и украшения. А самым известным экспонатом является погребальная маска фараона, которая выставлена в музее для всеобщего обозрения, но фотографировать ее запрещено (наверно потому что золотая), хотя вы без проблем найдете фотографии в интернете. Некоторые пытались фотографировать на мобильный и многим это удается. Мне же не повезло с двумя немецкими старухами, которые увидев, что я направляю смартфон в сторону маски, подняли такой крик, что все обернулись, а не только смотрящий, - фашистки, блин, надо было их сфотографировать))

Деревянный бюст мальчика-короля Тутанхамона, найденный в его могиле. Он поднялся на трон в возрасте 9-10 лет в 1333 году до н.э. Это очень интригующий артефакт. Заметили разницу между торсом и головой? По-видимому, это манекен молодого фараона, используемый для пошива одежды. Кажется странным, что это было похоронено с фараоном. Теперь он смотрит на всех проходящих мимо туристов, которым явно намного лучше, чем стоять в этой стеклянной коробке))
32.

А вот такая статуя, ее копия, стояла у нас в отеле Хилтон. Их кстати пара, были найдены в небольшой входной комнате гробницы Тутанхамона в Долине Царей. Похожи они на часовых и были идентифицированы как статуи «Ка» или представления его души или духа. Обе фигуры носят килт с очень серьезной гофрировкой.
33.

Нам дали 15 минут свободного времени еще раз обойти зал Тутанхамона и посетить зал мумий животных. Может здесь где-то был и зал царских мумий? Все наши пошли сначала в зал мумий животных, а потом просто ожидали неподалеку от гида. Или я все-таки что-то прослушала? Хотя гид показывал нам мумию человеческого зародыша, на которого, чтобы увидеть, нужно было присветить фонариком, а фотографировать со вспышкой запрещено. Может это и был зал мумий? Хотя нет, вычитала, что из уважения к умершим, экскурсии здесь не разрешаются. Но хотя бы подвести и сказать "идите туда" гид мог. Сейчас смотрю на схему расположения залов. Зал мумий животных № 53 и зал царских мумий № 56 (на некоторых картах даже не отмечен) расположены по разные стороны, совершенно не рядом. Почему карты в музее не выдают?

В общем, мы попали в зал мумифицированных животных и птиц из различных некрополей Египта. Они свидетельствуют о распространённости анималистических культов в конце языческой эры, когда их приверженцы бальзамировали всё: от быков до мышей и рыб.
35.

36.

37.

38.

Просто забавный элемент))
39.

После мы еще погуляли по второму этажу и позаглядывали на первый. В этом зале похоже проходит реставрация одного из экспонатов. Интересно, это что-то новенькое нашли...
40.

Еще один зал. Экскурсовод рассказывает про украшения, принадлежащие какой-то египетской царице. Не припомню, чтобы мы сюда заходили.
41.

Зал с каменными саркофагами. Здесь мы тоже не были.
42.

Точка встречи с гидом - атриум с видом на центральный вход.
43.

Здесь же расположен зал № 48, посвященный Туйи и Иуйи.
44.

Погребальные маски Туйи и Иуйи. Туйи вместе со своим мужем Иуйи были погребены в Долине царей. Этой небывалой чести они удостоились, потому что были родителями Великой Царской супруги Аменхотепа III фараона 18 династии, а также потому, что занимали высокие посты при Эхнатоне. Погребальная маска Туйи выполнена из холста, штукатурки, золота, алебастра и стекловидного сплава. Ее высота 40 см. Изначально маску покрыли черным покровом, который можно видеть на парике. Погребальная маска Иуйи изготовлена из картонажа и позолоты.
45.

Потом мы очень быстро промчались мимо рядов с саркофагами.
46.

47.

И спустились снова на первый уровень.
48.

Фрагмент стены с рельефами. Но в этой фотографии я запечатлела нашу группу с детьми. Здесь их двое, а вообще у одной семьи было трое маленьких детей. Объясните, зачем таких малышей брать на подобные экскурсии. Я многое не поняла из того, что видела там, а что они поймут и запомнят ли. Да и сами взрослые хоть что-то вспомнят из этой поездки, кроме того, как меняли подгузники, успокаивали ревущих детей и постоянное их кормили и развлекали.
49.

Один из множества рельефных рисунков изображает похоже подношение еды фараону. А если включить фантазию, так вообще можно представить такое себе египетское меню на обед)) К примеру, первый мужчина справа несет горшок, внизу какие-то элементы и птицы - значит это куринный суп; второй несет блюдо, а внизу рыба нарисована - значит жаренная рыбка и т.д.))
50.

Этот экспонат носит название "Сидящий писец" и относится к знаменитым произведениям искусства Древнего Египта. Грамотность была доступна немногим в Древнем Египте. В целом статуя писца придерживается канонических форм, но автор решил отделить руки и торс от каменной глыбы. Чертам лица также приданы личностные характеристики. Взгляд писца устремлен вдаль. Он размышляет. Левой рукой он придерживает папирус, а в правой - палочка для письма. Статую нашли в Саккаре в 1893 году во время проведения археологических раскопок. Сделана она из известняка. Высота - 51 см. Датируется первой половиной Пятой династии (середина XXV века до н.э.).
51.

А эта статуя примечательна своими глазами. Они будто живого человека. Глаза изготовлены из алебастра, хрусталя, черного камня с медным ободком, который имитирует подводку. Это статуя жреца Каапера (Сельский староста). Изготовлена из сикоморы (один из видов рода фикус). Деревянные статуи были распространены в Древнем царстве. Материал более податливый, чем камень, но менее долговечный. Поэтому мало деревянных статуй того времени сохранилось до нашего времени.
52.

Диоритовая статуя Хафра (Хефрена). Это четвёртый фараон Египта из IV династии, строитель второй по величине пирамиды в Гизе, к которой мы скоро отправимся. Кроме того, ему приписывается сооружение Великого Сфинкса (следовательно, его лицо было прототипом изображённого на Сфинксе).
53.

Но больше всего мне понравилось, что египетские школьники приходят в этот музей делать зарисовки экспонатов. И их мы встречали очень часто и много. Вот как надо в музей ходить, а то все на смартфоны фотографируют)) Хотя так многое не покажешь, да и чтобы основное зарисовать, одного дня мало будет)
54.

Девочка делает зарисовку статуи смотрителя пирамид Ниусерра и Нефериркара, которого звали Ти. Это копия статуи, найденной в 1865 году в Саккаре.
55.

Иногда бывают интересны не только экспонаты музеев, но и сами музеи, носящие дух истории в своих каменных стенах.
56.

Сплошные сфинксы.
57.

Этот экспонат гид обошел и не прокомментировал. Но я нашла в интернете, что это голова статуи царицы Хатшепсут, женщины-фараона Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Она считается одним из самых известных египетских правителей наряду с Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII. Эта голова статуи была найдена в Дэйр-эль-Бахри в храме, который Хатшепсут построила в период своего правления. Хатшепсут предстает в виде бога Осириса с бородой и короной. Лицо статуи окрашено в красный цвет. Этот цвет использовался только на мужских статуях. Предполагается, что голову украшала двойная корона Белая Верхнего и Красная Нижнего Египта. Чуть выше мы останавливались возле сфинкса с ее лицом.
58.

Вот и всё. Беглое знакомство с историей Египта и поднятие воспоминаний со школьных учебников завершилось. Гид провёл нас мимо торговых рядов на выходе из музея без остановки, забрал у нас аудиогиды, и мы снова сели в автобус для дальнейшей поездки к следующей достопримечательности.
59.

Пока писала статью, нашла информацию по поводу стоимости билета, и таки да, вход стоит для приезжих 60 фунтов, а 120 фунтов - это стоимость входа в зал царских мумий. И вот этого точно не было в программе. Египтяне, блин, одним словом, - вруны, которых свет еще не видывал. Также совершенно не понравилось односторонне общение с гидом по средством аудиогида: звук шипел, гул в музее все-равно был слышен через наушники, а гид нарочно тараторил так, что несмотря на его вроде бы хороший русский, что-либо разобрать было невозможно. Сами представьте, когда тебе все эти незнакомые имена и даты, описанные выше, вкладывают в уши без остановки на фоне общего шума, только и слышишь "Алладин", "Тутанхамон" и всё))

На осмотр музея у нас ушло чуть больше, чем полтора часа, в 11:00 мы были на пути к пирамидам. Этого так мало для такой богатой коллекции. Обойти более, чем 100 залов даже не представляется возможным. Считается, что потребуется несколько лет, чтобы осмотреть все экспонаты Каирского музея. С экскурсией и гидом вы это сделаете намного быстрее, однако самостоятельно выйдет более осознанно, когда будет время не только сфотографировать экспонат, но и почитать таблички, и рассмотреть детали. Я смогла осознать, где была и что видела, только сейчас, когда занялась выбором фото и поискам описаний к ним. Надеюсь, кому-то поможет моя заметка заранее ознакомится с музеем и не совершить моих ошибок.

В самом центре Каира на площади Тахрир находится одно из крупнейших хранилищ исторических артефактов – Каирский музей. Коллекция музея размещена в более чем ста залах, в которых выставлено свыше ста тысяч археологических находок. Столь высокой концентрацией экспонатов не может похвастать ни один музей мира.

История создания музея

Основу богатейшего в мире собрания египетских древностей заложил французский учёный Огюст Мариет, основатель и первый руководитель Каирского музея. Увлёкшись египтологией под влиянием своего друга и родственника, знаменитого Шампольона, Мариет поступил на работу в Луврский музей, а в 1850 году был направлен в Египет для поисков древних рукописей.


Вместо поисков в библиотечных архивах молодой египтолог с энтузиазмом приступил к раскопкам мемфисского некрополя в Саккаре, а также в других местах. Свои находки учёный отсылал в Лувр. Ему принадлежит честь открытия Аллеи сфинксов и Серапеума, некрополя священных быков Аписов.












Вернувшись во Францию, Мариет продолжил работу в Лувре, но уже в 1858 году правитель Египта Саид-паша предложил ему возглавить египетскую Службу древностей. Приехав в Египет, Мариет повёл энергичную борьбу с расхищением древних артефактов, не забывая об археологических изысканиях. Под его руководством Большой сфинкс был окончательно расчищен от вековых песчаных наносов. В 1859 году в каирском пригороде Булаке по ходатайству учёного было построено специальное здание для археологических находок. Так было положено начало коллекции Каирского музея.


В 1878 году во время наводнения здание музея было частично затоплено, многие экспонаты пострадали. После этого было решено построить новое большое здание в более безопасном месте, а коллекция была перевезена на хранение во дворец правителя Египта Исмаила-паши.


За заслуги перед египтологией Мариет был избран членом ряда европейских академий, а египетские власти удостоили его титула паши. Умер Огюст Мариет в 1881 году. Прах учёного, согласно его завещанию, покоится в саркофаге во дворе Каирского музея.


Нынешнее здание было построено в 1900 году, а два года спустя музей принял первых посетителей.


С тех пор коллекция музея непрерывно пополняется. Однако были в его истории и чёрные моменты. Во время «арабской весны» в 2011 году в ходе народной демонстрации мародёры разгромили несколько витрин и похитили по меньшей мере 18 экспонатов. Грабёж пресекли другие участники демонстрации, после чего военные взяли музей под свою охрану.

Экспозиция музея

Чтобы осмотреть все экспонаты Каирского музея, потребуется несколько лет. Даже специалисты время от времени находят в его запасниках нечто совершенно новое для себя. Поэтому остановимся на самых интересных из хранящихся здесь артефактов.


Экспонаты музея размещены по хронологическому и тематическому принципу. У входа посетителя встречают внушительные статуи Аменхотепа III и его супруги Тии. Изображение царицы не уступает по размерам скульптуре фараона, что противоречит египетской традиции.



На первом этаже хранятся статуи всех размеров, относящиеся к периоду от Додинастической эпохи до римского завоевания. Здесь же находятся фрагменты Большого сфинкса – части накладной бороды и урея, изображения кобры с короны фараона.


Особый интерес представляют скульптурные изображения фараонов древнейшей эпохи – статуя строителя первой пирамиды Джосера, единственное сохранившееся изображение Хеопса – статуэтка из слоновой кости, а также великолепный образец древнеегипетского искусства – диоритовое изваяние фараона Хафра. Своей величественностью выделяется 10-метровая статуя Рамзеса II из розового гранита.



К эпохе Древнего царства относится погребальный инвентарь из гробницы царицы Хетепхерес, матери Хеопса. Найденная в 1925 году усыпальница оказалась нетронутой. Сделанные в ней находки, среди которых паланкин царицы, её ложе, драгоценные шкатулки и украшения, дают представление о роскоши, окружавшей семью фараона.


Незабываемое впечатление произведёт посещение «зала мумий», где посетитель оказывается лицом к лицу с владыками Египта, среди которых легендарные Сети I, Рамзес II, Тутмос III, Аменхотеп II, завоеватели и строители, оставившие после себя величественные архитектурные памятники. В зале поддерживается особый микроклимат, способствующий сохранности мумий.



Большую ценность представляют артефакты эпохи правления фараона-реформатора Эхнатона, который попытался заменить традиционную религию египтян культом единого солнечного бога Атона. Всего за несколько лет Эхнатон выстроил новую столицу, Ахетатона, которая была покинута после смерти фараона, а имя его было проклято жрецами. Всякая память о нём уничтожалась, однако в развалинах Ахетатона сохранилось множество произведений искусства эпохи Эхнатона.


Фараон был реформатором не только в сфере религии. Застывшие каноны искусства во время его царствования были нарушены, скульптурные и живописные изображения людей и животных отличаются выразительностью, естественностью, отсутствием идеализации. Это была настоящая революция в искусстве. К этому периоду относится знаменитое изображение царицы Нефертити.

Гробница Тутанхамона

Настоящей жемчужиной музея является собрание предметов из гробницы Тутанхамона, единственной царской усыпальницы, оставшейся нетронутой. Всего в гробнице было обнаружено более 3500 предметов, половина из которых выставлена в залах музея.


В усыпальнице содержалось всё, что может понадобиться фараону в загробной жизни – предметы мебели, посуда, украшения, письменные принадлежности, даже царская колесница. Шедевром мебельного искусства является вырезанный из дерева позолоченный трон, усыпанный драгоценными камнями. Здесь же выставлены статуя Тутанхамона, изображённого стоящим на спине пантеры, его охотничье оружие, даже рубашка и сандалии, в которых он был похоронен.


В музее экспонируются четыре деревянных саркофага. В них, вложенных друг в друга, находился последний, золотой, содержавший мумию фараона. Здесь же выставлены небольшие золотые саркофаги, предназначенные для внутренностей усопшего.


Главным сокровищем экспозиции, а, возможно, и всего музея, является золотая посмертная маска фараона, украшенная лазурью. Маска отлично сохранилась и прекрасно передаёт черты лица древнего владыки. Маска Тутанхамона – это своеобразная визитная карточка Каирского музея и один из символов Египта.



Несколько часов путешествия сквозь время мимо витрин Каирского музея оставят неизгладимые воспоминания. Даже после поверхностного знакомства с невероятно богатой коллекцией становится понятным, почему Каирский музей часто называют главной достопримечательностью Египта.

Да сих пор, когда я кому-то рассказываю, что была в Каире на площади Тахрир (Midan al-Tahrir) , всем становится немного не по себе. Думаю, вы знаете, что площадь известна своими восстаниями, но не будем об этом. Самое главное, что меня заинтересовало – это Каирский музей, который здесь расположен. Он насчитывает множество интересных экспонатов, найденных в гробницах древних фараонов и цариц. А самое интересное в нем – это коллекция сокровищ из гробницы Тутанхамона, найденной в Долине Царей.

Важно! В скором времени коллекция Тутанхамона вместе с многими другими экспонатами будет перевезена из Каирского музея в новый Большой Египетский музей в Гизе (The Grand Egyptian Museum). Мои предположения зачем – чтобы снова привлечь туристов, которые опасаются ездить на Тахрир из-за постоянных беспорядков; плюс, новый музей расположен рядом с — можно совместить осмотр. К 2018 г. он планирует открыть новые Галереи Тутанхамона, где будут выставлены практически все экспонаты, найденные в гробнице фараона. Но Каирский музей останется действующим.

Сюда мы пришли рано, к открытию. С утра еще не так много туристов, и есть возможность аккуратно сфотографировать экспонаты. Музей расположен прямо напротив пл. Тахрир. С арабского ее название переводится как «площадь освобождения», весьма иронично.

А вот что мы увидели по дороге. Танков было несколько, везде стояла охрана. С одной стороны, чувствуешь себя в безопасности, с другой – становится не по себе… Мы поспешили ко входу.

Основанный в начале 20 в., музей является самым большим в мире хранилищем экспонатов на тему Древнего Египта, которых здесь более 150 тыс. Он охватывает 5000-летнюю древнеегипетскую историю от додинастического до греко-римского времени; в нем более 100 залов. Помимо коллекции Тутанхамона здесь есть отдельный Зал Мумий, где хранится мумия женщины-фараона Хатшепсут.

Информация:
Каирский музей (Национальный Египетский музей)
Адрес: пл. Тахрир, Каир (Midan al-Tahrir); метро «Sadat», выход в сторону знака «to Egyptian Museum»
Часы работы: ежедневно 09:00 — 19:00
Стоимость: музей – 60 LE, студенты — 30 LE, комната с мумиями — 100 LE, студенты — 50 LE
С 2016 г. введен фотопасс — разрешение на фотографирование внутри музея, кроме комнаты с мумиями и зала с маской Тутанхамона. Цена — 50 LE. Раньше это было запрещено, фотоаппарат нужно было сдавать в камеру хранения (но я не отдала Айфон).
Подпись к экспонатам — на английском и арабском.

Территория ограждена забором. Перед главным входом в музей – симпатичный дворик, где можно фотографироваться. Здесь же продаются билеты.





Внутри стоит рамка как в аэропорту, вас проверит охрана. На 1 этаже экспонаты расположены по хронологическому принципу. На 2 этаже – по тематическому; там находится коллекция Тутанхамона и комната с мумиями.

У нас было не много времени, поэтому музей мы обошли быстро. Огромные статуи, саркофаги, изделия из золота, статуэтки и украшения, найденные в гробницах и храмах – мы пришли не зря, ведь я большой любитель египетского искусства. Особое внимание мы уделили заветному 2 этажу.

Коллекция сокровищ гробницы Тутанхамона. Знаменитые экспонаты, о которых говорил весь мир, ну наконец-то! В гробнице Тутанхамона в я уже была, настала очередь посмотреть на то, чем она была наполнена. Напомню, что гробницу со всем ее содержимым – более 3500 артефактов — обнаружила команда археолога Говарда Картера и лорда Корнарвона в 1922 году.

Коллекция впечатляет, она расположена в нескольких залах. Здесь множество предметов из золота, а также украшений, статуэток, предметов быта, прямо глаза разбегаются.
В начале выставки один за другим стоят ящики, облицованные золотом, в которых располагались саркофаги. Вот как они были «запакованы» — вставлены один в другой: мумия в саркофагах, саркофаги – в ящиках (фото с сайта libma.ru) .

А вот как выглядят на самом деле. Ящики огромные, не удивительно, что самые большой их них занимал почти всю площадь погребальной камеры фараона.



В музее также можно увидеть носилки (6) , на которых лежал большой саркофаг, сами саркофаги – 2 деревянных и один золотой, и знаменитую погребальную маску Тутанхамона. Она великолепна, выполнена идеально до мельчайших деталей, действительно впечатляет.

Следующие наиболее известные экспонаты – колесница фараона и его трон , золотые сандалии . И множество других предметов, которые я когда-то видела только на черно-белых фотографиях Картера и по телевизору, а теперь смогла посмотреть на них вживую.



Коллекция много путешествовала по странам Европы и США, а некоторые экспонаты находятся постоянно в музеях этих стран. К открытию Большого египетского музея США даже добровольно отдала Египту часть своих экспонатов, хранившихся в музее в Нью-Йорке.

Комната мумий: это небольшая экспозиция, состоящая из 11 мумий. Цена, конечно, завышена, но я советую зайти, чтобы увидеть настоящие мумии прямо перед вами за стеклом. Вот подпольное фото одной из них – знаменитой женщины-фараона Хатшепсут.

Могу признаться, я испытываю гордость. Давно хотела побывать и в гробнице Тутанхамона, и в Каирском музее, не зря же я писала на эту тему школьные рефераты. Спасибо, Египет, мой план выполнен!

Байт аль-Сухайми, или просто "Дом Сухайми", - это старинный дом времен Османской империи, в наше время превращенный в музей.

Дом был построен в 1648 году в дорогой части Каира. Чуть больше столетия спустя здание купила семья шейха Ахмеда аль-Сухайми. Его семья жила здесь в течение нескольких поколений, постепенно увеличивая пространство дома путем поглощения соседних зданий.

Традиционно стены дома окружают внутренний дворик с небольшим садом. Интерьер помещений остался почти нетронутым с давних времен. Мраморный пол, деревянная мебель и расписной потолок являются свидетелями давно прошедших лет.

Музей, оборудованный здесь, дает полное представление о быте богатой городской семьи в Средние века и о чисто житейских приспособлениях для полноценной жизни в условиях радикального климата.

Музей Египетского географического общества

Музей национального географического общества Египта включает в себя небольшую историческую библиотеку, зал заседаний и собственно этнографический музей. Это не самый известный музей Каира, но он не менее интересен, чем другие.

В коллекции музея – экспонаты с 18 до начала 20 века. Здесь можно увидеть реконструкцию быта и обычаев коренного населения Египта. Внимания заслуживают воссозданная парикмахерская и повозка новобрачных. Иногда в музее проходят исторические реконструкции сцен из жизни аборигенов, посетителей угощают национальными блюдами, которые готовят тут же.

В одном из залов музея собраны экспонаты, привезенные из экспедиций по Африканскому континенту: копья и щиты воинов местных племен, слоновьи бивни, чучело крокодила.

В библиотеке можно увидеть старинные карты, данные переписей населения Египта, состоявшихся в 20 веке, фотографии египетской пустыни.

Этнографический музей

В Этнографическом музее Каира представлены традиции и повседневная жизнь города и Египта. Экспозиция музея состоит из четырех категорий, демонстрируемых в отдельных выставочных залах.

В первом зале размещены экспонаты, представляющие подлинные ремесла, промышленные товары, работы мастеров, выполненные из дерева, железа, меди, стекла, кожи и прочих материалов.

Во втором зале показаны старинные африканские этнографические реликвии. Здесь можно увидеть оружие, музыкальны инструменты и снаряжение дервишей из Бахр-эль-Газали, Дарфура, Абиссинии, Северной Уганды и Сомалийских земель.

Третий зал располагает большой коллекцией предметов, которые связаны с обычаями и традициями Египта - свадебными обрядами, обрезанием, общественными банями, курением и другими. Наиболее ценные из них - цветные стекла из старинных исламских сооружений, чересстрочная лепнина.

Четвертый зал рассказывает о Суэцком канале. Самым заметным объектом здесь является диорама, изображающая императорский корабль на открытии канала в 1869 году.

Музей "Панорама Октябрьской войны"

Музей "Панорама Октябрьской войны", построенный в 1989 году, находится в районе гелиополиса в Каире. Он рассказывает о событиях великой победы Египта над Израилем в 1973 году.

Музей представляет собой круговое здание, центральное место в котором занимает панорамная живопись, изображающая военные события между египетскими и израильскими вооруженными силами.

Вся панорама состоит из трех отдельных шоу, каждое из которых длится около 20 минут: первое начинается с документального фильма "Путь к Победе", второе шоу представляет собой небольшое театральное представление, и третье - круговая 3D диорама батальной сцены на вращающейся платформе, включающая множество спецэффектов: от столбов дыма до роя самолетов, летящих прямо в зрительный зал.

Хелуанский музей восковых фигур

Хелуанский музей восковых фигур располагается в пригороде Каира, недалеко от станции метро "Айн Хелуан". Экспонатами этого небольшого общественного музея являются скульптуры из воска, которые демонстрируют важные фигуры из египетской истории и идеализированной традиционной египетской культуры.

Здесь можно увидеть фигуры Салаха Эль-Дин аль-Айюби (Саладина), короля Англии Ричарда «Львиное Сердце», Амра ибн аль Асса, Клеопатры, президента Гамаль Абдель Насера и многих других исторических личностей.

Музей был основан известным египетским живописцем и скульптором Бикар Хусейном.

Египетский геологический музей

Египетский геологический музей, открытый в 1904 году, является частью национального геологического исследовательского центра.

Экспозиция демонстрирует геологическую историю страны, ее растительный и животный мир. В музее имеются представляющие большой научный интерес коллекции окаменелостей беспозвоночных и позвоночных, минералов, руды, горных пород, а также метеоритов. Экспонаты размещены в тематических залах трех галерей.

На территории музея работают специализированные лаборатории для исследований в области минералогии, палеонтологии и петрологии. А также здесь имеется собственная библиотека, доступная для ученых и общественности. Библиотечный фонд включает свыше 10000 изданий, карт, летописей.

Музей Ахмеда Шауки Кармат Ибн Хани

Музей Ахмеда Шауки – нетрадиционный музей, в котором вместо привычных скульптур и других артефактов находится 713 рукописей, в которые входят черновики со стихами и другими произведениями великого арабского поэта. Также в музее можно найти впечатляющую коллекцию картин, фотографий поэта и его семьи, его наград и других ценных подарков. В доме-музее эмира (принца) арабской поэмы находятся спальня и кабинет поэта. Музей открыли для широкой публики 17 июня 1977 года.

Ахмед назвал свой дом «Кармет Ибн Хани», что переводится как «Виноградник Ибн Хани». Влияние Ахмеда на арабскую литературу было таким большим, что его дом превратился в особо чтимый и охраняемый национальный музей. Шауки был последователем аль-Баруди, который в своих стихах-панегириках возвеличивал пророка Мухаммада и воспевал былую славу Египта. За гневные стихи против британского протектората он был выслан английскими властями из страны.

Музей Гайер-Андерсона

Музей Гайер-Андерсона располагается в южной части старого мусульманского района Каира, рядом с мечетью Тулун. Музей состоит из 2 зданий, соединенных галереей – Бейт-аль-Киритилия и Бейт Амна Бент Салим. Одно из зданий построено в 1540 году, второе – в 1631. В 1934 году дома были проданы правительству, которое, в свою очередь, передало их английскому военному врачу майору Гайер-Андерсону.

Англичанин отреставрировал оба дома, сохранив средневековый интерьер и разместив здесь богатую коллекцию произведений искусства, антиквариата, одежды и безделушек разных исторических эпох.

В залах музея можно увидеть антикварную мебель, арабские костюмы, ковры, посуду из стекла и хрусталя. Вниманию посетителей представлены статуи царицы Нефертити и богини Бастет, деревянный потолок, украшенный сценами из Корана, мраморный фонтан в гостиной. В кабинете Гайер-Андерсона ничего не меняли с его смерти, на стенах кабинета до сих пор висят фотографии родных англичанина.

В интерьерах музея снимали одну из серий Бондианы – «Шпион, который меня полюбил».

Египетский музей текстиля

Египетский музей текстиля – первый специализированный музей на Ближнем Востоке и третий музей текстиля в мире. Здесь представлены дошедшие до наших дней образцы всех тканей, изготавливавшихся в Египте с древних времен: льна, в обработке которого древние египтяне были очень искусны, тонкой шерсти, образцы вышивки и золотого шитья.

Здесь можно увидеть погребальные одежды из гробниц фараонов, коптские вышивки, окрашенные ткани царских одеяний, набедренные повязки и рубашки, мусульманские молитвенные коврики. Также в музее представлены орудия труда прях и швей, ткацкие станки.

Экспозиция музея дает представление не только о древнеегипетской текстильной промышленности, но и об истории костюма.

В музее 2 этажа, здесь поддерживается особый микроклимат, необходимый для сохранности тканей и изделий из них. Впервые экспозиция была открыта для публики в 2010 году.

Музей Умм Кульсум

Музей Умм Кульсум размещается во дворце Монастирли 1851 года постройки, расположенном на берегу Нила. Небольшой музей посвящен знаменитой египетской певице и актрисе, прославившейся великолепным исполнением прекрасных арабских песен и удостоенной высшей награды от короля Египта.

Экспозиция демонстрирует личные вещи, сувениры, одежду певицы. Например, здесь можно увидеть ее блестящее концертное платье, подписанные автографом примадонны очки. В музее имеется мультимедийный зал, где посетителям предлагается послушать ее песни, просмотреть короткий документальный фильм о биографии певицы – с того времени, когда маленькая Фатима выступала перед зрителями, переодевшись в мальчика-бедуина, до пышных похорон Умм Кульсум с участием лидеров арабских стран и 4 миллионов каирцев.

Каирский музей парфюмерии

Каирский музей парфюмерии находится в столице Египта. В этом уникальном музее собрана большая коллекция ароматов, позволяющих проследить тысячелетнюю историю производства духов на территории этой древней и загадочной страны.

Берега Нила издавна были местом, где выращивали масличные растения, экстракты которых применялись мастерами для производства неповторимых ароматов. Доподлинно известно, что при дворе египетских фараонов содержались парфюмеры, поставлявшие для венценосных правителей уникальную парфюмерию.

Особого внимания заслуживают сосуды, выполненные вручную высококлассными мастерами-ювелирами. При изготовлении сосудов использовались драгоценные камни и металлы, позволявшие духам долгое время сохранять свои первоначальные качества.

Традиционно для производства духов в Египте использовались лишь натуральные материалы – масла, экстракты трав и специи. В музее также расскажут о древних технологиях получения ароматов и предложат продегустировать некоторые из них.

Музей исламского искусства

Коллекция Музея исламского искусства в Каире насчитывает несколько десятков тысяч экспонатов, иллюстрирующих все периоды развития мусульманского искусства. Здесь выставлены образцы не только из Египта, но и из других исламских стран: Ирана, Армении, Турции.

Посетители музея могут увидеть здесь мраморные фонтаны, резные решетки машрабия, персидские ковры, образцы арабской каллиграфии. В музее выставлены ткани, арабское оружие, изделия из серебра, стекла и дерева, золотые и бронзовые украшения, металлическая посуда. Есть также образцы резьбы по дереву с запрещенными исламом изображениями людей.

В одном из залов музея выставлены многочисленные копии Корана. Также здесь можно увидеть зал исламской керамики, мозаичное панно с видами Мекки и Каабы, огромный папирус 8 века.

На территории музея исламского искусства расположены также сувенирный магазин, кафе, лекционный зал, библиотека. Есть условия для посетителей с ограниченными возможностями. Фотографировать в музее разрешено только без вспышки.

Коптский музей

Коптский музей в Каире посвящен культуре и истории коптов – исповедовавших христианство египтян. Здесь находится самая большая в мире коллекция коптского искусства. Музей основан в 1910 году. Его основатель Маркус Симайка Паша был одним из руководителей Совета коптской общины. Основу музея составила его личная коллекция.

Интерьер музея содержит элементы, общие для коптской и мусульманской культур. Фонды музея содержат около 16 тысяч экспонатов, в постоянной экспозиции выставлены 1200 образцов коптского искусства: резьба по дереву и камню, иконы, фрески, фрагменты тканей, украшенных вышивкой и золотым шитьем, монеты. В Коптском музее есть отдельный зал, посвященный древним христианским монастырям.

Особый интерес как для туристов, так и для исследователей представляет собрание произведений коптской письменности – около 6 тысячи рукописей на папирусе. Гордость музея – единственная в мире полная копия псалмов Давида, датируемая 6 веком, а также 13 папирусных листов так называемого "Евангелия от Иуды", найденного в 1970-х годах и незаконно вывезенного за пределы Египта.

Музей современного искусства Египта

Музей современного искусства в Каире найти легко – он располагается прямо напротив Каирской Оперы. Он открылся вновь совсем недавно – в 2005 году, этому предшествовала длительная реконструкция. Здесь находятся работы египетских художников 20 и 21 веков.

Самая значительная выставка музея – «Искусство сегодня» - расположена на первом этаже. Здесь выставлены работы 95 художников, выполненные с 1975 года и до сегодняшнего дня.

Самые заметные экспонаты музея - бронзовая статуя скульптора Махмуда Мухтара «Невеста Нила», картины Махмуда Саида «Город» и «Свидание» Рахгеба Айяда.

Для посетителей музея работают кафе и сувенирный магазин с открытками и постерами, расположенные на верхнем этаже трехэтажного здания музея.

Музей Имхотепа

Музей включает в себя шесть галерей, в которых на всеобщее обозрение представлены экспонаты, раскрывающие историю Саккары. Перед входом стоит статуя Джосера, содержащая надписи - имена и титулы Имхотепа. Экспозиция музея содержит разнообразные медицинские инструменты, изваяния божеств и керамическую посуду - все это было обнаружено в результате многолетних археологических исследований.

Кроме того, посетителям этого музея предоставлена возможность осмотреть усыпальницу, специально сконструированную для более полного представления о гробницах, входящих в состав некрополя.

Железнодорожный музей

Железнодорожный музей в Каире был основан в 1933 году. В его коллекции - около 700 экспонатов. Здание этого небольшого музея располагается недалеко от Центрального железнодорожного вокзала Каира.

В экспозиции музея 5 разделов. В первом – транспорт до эпохи паровых двигателей, от колесниц фараонов до водного транспорта.

Второй, самый важный раздел, посвящен собственно поездам: от самых первых поездов до самых современных. Здесь есть модели паровых двигателей, локомотивов и вагонов, некоторые из них выполнены в натуральную величину.

Есть здесь и подлинные детали паровозов. Туристам предлагается осмотреть личный поезд Мухаммеда али-Паши, который выглядит так, будто только что покинул депо и готов отправиться в путь.

В двух других отделах музея можно увидеть модели железнодорожных мостов и станций со всего Египта. Последний раздел экспозиции посвящен самолетам – от изобретений братьев Райт до наших дней. Также в музее находятся статистические данные о развитии транспортной сети в Египте, фотографии, карты и документы.

Музей Махмуда Мухтара

Музей Махмуда Мухтара, посвященный выдающемуся египетскому скульптору, располагается в Каире, на острове Гезира. Оригинальное здание музея, отделанное бронзой, камнем, базальтом, мрамором и гранитом, было построено по проекту архитектора Египта Рамзеса Осью Вассефа.

Открытие музея состоялось в 1962 году. В 2003-м году здесь были произведены масштабные восстановительные работы.

В экспозиции музея представлены 85 скульптур Мухтара, материалы, знакомящие посетителей с его жизнью и блистательным творчеством, оказавшим значительное влияние на искусство страны.

В сооружении размещается также и мавзолей знаменитого мастера, где он был похоронен.

Музей дворца Абдин

Музей дворца Абдин располагается в бывшем королевском дворце, построенном по образцу резиденций европейских монархов. Это один из самых роскошных дворцов в мире, здесь 500 комнат. В 80-х годах 20 века президент Египта Хосни Мубарак распорядился открыть в здании дворца музей.

Для посещения открыты нижние этажи, где находятся Музей оружия, Королевский семейный музей, Президентский музей подарков и другие. Верхние этажи, где жила королевская семья, предназначены для размещения иностранных гостей.

Особого внимания заслуживает богатейшая коллекция Музея оружия с уникальными экспонатами – такими, как, например, меч российских императоров в золотых ножнах с украшениями из эмали и драгоценных камней.

Отдельный зал музея занят наградами правителей Египта. Здесь также можно увидеть коллекцию изделий из серебра и уникального фарфора, редкие картины и ювелирные украшения исключительной работы, короны фараонов Древнего царства, бюсты правителей.

Здание дворца Абдина используется для церемоний и приемов глав государств.

Детский музей

Детский музей в Каире был открыт в 2011 году в рамках сотрудничества страны с Британским музеем. Это самый крупный в Африке и арабском мире музей для детей. Он располагается в лесопарке Гелиополя.

Музей создавался по инициативе Сюзанны Мубарак, супруги прежнего президента страны. На 2-м этаже музея размещена её статуя, которую подарил Британский музей в качестве признания вклада Сюзанны Мубарак в заботу о детях Египта. Рядом имеется обращение к детям, призывающее обогащать собственные знания.

Экспозиция музея иллюстрирует историю Египта с древнейших времен: одеяние, процессы ткачества и прядения, систему орошения, древнее судостроение, внутреннее устройство пирамид, расшифровку иероглифов с Розеттским камнем.

В зале, посвященном Красному морю, посетители могут узнать о морской флоре и фауне, ознакомиться с описанием имеющихся экологических проблем. Зал, посвященный обитателям пустыни, рассказывает о способах приспособления растений и животных к суровым природным условиям. Также в музее имеются такие залы, как ремесленный, информационный, о строении человека.

Музей под открытым небом в Мемфисе

Мемфис – старейший город Египта, крупный административный центр древности. В 3 тысячелетии до нашей эры здесь располагалась столица Древнего царства. Сейчас на этом месте находится своеобразный музей под открытым небом.

В Мемфисе по сей день идут раскопки, но они затруднены близким залеганием подземных вод и тем, что часть территории древнего города находится под частными пальмовыми рощами. Целых зданий в городе практически не сохранилось – до наших дней город дошел полностью покрытым илом.

В Мемфисе можно увидеть знаменитый колосс фараона Рамзеса II, достигающий 10 метров в высоту, большой алебастровый стол, где бальзамировали священных быков, посвященных богу Апису, алебастрового сфинкса весом в 10 тонн.

Также здесь можно увидеть гранитные надгробия, остатки древних храмов и гранитных статуй фараонов.

Музей открыт ежедневно, вход на территорию платный.

Египетский Музей

Египетский музей расположен в Каире, столице Египта. Это поистине необыкновенное место, в котором хранятся многочисленные экспонаты, рассказывающие нам об истории и искусстве Египта разных эпох. Эти сокровища музея могут удивить любого и заинтересуют даже тех людей, которые никогда не увлекались историей Египта.

Египетский Музей хранит не просто экспонаты, но время и историю. Ведь некоторым манускриптам и свиткам, бытовым предметам и предметам искусства уже более пяти тысяч лет! Вы также можете найти в нем сохранившиеся мумии фараонов, саркофаги жрецов, сокровища гробницы Тутанхамона, которые были захоронены вместе с правителем.

Один из самых известных экспонатов – это посмертная маска Тутанхамона. Также небезызвестны скульптуры Аменхотепа III и Тии, его жены, мимо которых невозможно пройти. Необыкновенные статуэтки, скульптуры, росписи и украшения, которые носили в Древнем Египте... Посетителей Египетского музея ждет немало загадочного: предназначения многих артефактов до сих пор не известны, а воздействие некоторых из них считается благотворным на человеческий организм.

В Египетском Музее, хранителе множества старинных экспонатов, царит атмосфера древности и таинственности. Посетителям его представлена возможность глубоко окунуться в историю и культуру Египта разных эпох.

Военный музей

Египетский Национальный Военный музей расположился в каирской Цитадели – это укрепленный район, с возвышения которого виден почти весь город. Музей размещен во дворце Мухаммеда Али. Коллекция музея отражает все этапы развития и становления египетской армии, а также периоды военной истории страны.

Среди экспонатов военного музея – различные виды оружия, в том числе военные трофеи, портреты знаменитых полководцев. Интерес представляет коллекция советских танков. Обширная экспозиция посвящена войне с Израилем.

Также посетителям музея могут быть интересны манекены, одетые в военную форму разных исторических периодов, знамена, знаки отличия, разнообразные транспортные средства, применяющиеся египетской армией.


Достопримечательности Каира

Ресторан "Фелфела", Каир, Египет
Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.


Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции . Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.

Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).


Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.



Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи - жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.



Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.