Конспект урока "рисуем русский народный костюм". Конспект урока к презентации русский народный костюм Путешествие на север и юг России
Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: Рисуем русский народный костюм.
Невского района Санкт-Петербурга
Цель :
Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.
Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.
Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над созданием своего костюма.
Оборудование и ресурсы: компьютер, презентация, фото народных костюмов.
Межпредметные связи на уроке: история, география, технология.
Ход урока:
Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.
Ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества.
Сегодня у нас встреча двух предметов – изобразительного искусства и технологии.
Беседа и работа с презентацией.
Каким же он был, русский национальный костюм?
Важною «павой», «душой голубицей»Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
По одежде можно было определить, из какой губернии этот человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской).
Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Узор изображался из стилизованных растений, цветков, веток.
Женская одежда состояла из:
Рубаха -основа женского народного костюма, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол, оберегающий женщину от «сглаза».
Сарафан – одевали поверх рубахи, украшали спереди и снизу узорной полосой, тесьмой, кружевом.
Душегрея – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
Понева – домотканая клетчатая юбка, украшенная лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды. Он оберегал живот.
III. Практическая работа.
Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует ОБУП в 1-х классах (1-4).
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе
Цели преподавания дисциплины
содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности с различными материалами;
способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
1.2.Задачи изучения дисциплины
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать
значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения;
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
уметь
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учетом замысла;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок», «травка», «усики», «завиток»);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
проявления положительного отношения к процессу труда и к результатам своего труда и других людей.
^
Искусство (ИЗО). Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Ершова Л.В. 1 класс. УМК «Перспектива»
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Практическая работа | ^ Тип урока | Информационное сопровождение | Календарные сроки
|
|
планируемые | фактические |
|||||
^ I четверть. Уроки 1-8 Тема четверти: Осень золотая
|
||||||
1 | Какого цвета осень? Творчество И.И.Левитана | Изображение золотой осени (акварель, гуашь) | Урок - путешествие | Какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Творчество И.И.Левитана | ||
2 | ^ Земля-кормилица. Натюрморт с натуры | Натюрморт из овощей и фруктов (акварель, гуашь) | Урок - сказка | Сочинение сказки про осень | ||
3 | ^ Щедра осенью земля-матушка. Композиция по представлению | Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь) | Урок- импровизация | Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки | ||
4 | ^ Природа-художница. Техника отдельного мазка | Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь) | Урок- игра | Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка | ||
5 | ^ В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен | Рисование с натуры ветки рябины (акварель, гуашь или аппликация из цветной бумаги) | комбинированный | Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение | ||
6 | ^ Осенью капуста - барыня | Рисование с натуры или представлению сечки (акварель, гуашь) | комбинированный | Понятие о силуэте и симметричном изображении | ||
7 | ^ | Рисование золотого петушка (гуашь) | Урок - сказка | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома | ||
8 | ^ В золоте Хохломы - золото осени | Рисование кистью элементов травного узора Хохломы (гуашь черная, красная) | Урок - сказка | Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы | ||
9 | ^ В золоте Хохломы - золото осени | Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы (гуашь) | Урок - сказка | Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома | ||
^ Рекомендуемые для ознакомления в I четверти: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); |
||||||
^ II четверть. Уроки 10-16 Тема четверти: Зимняя сказка
|
||||||
10 | В золоте Хохломы - золото осени | Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь) | Урок - сказка | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла | ||
11 | ^ Краски природы в наряде русской красавицы | Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры) | комбинированный | Ансамбль русского народного костюма | ||
12 | ^ В гостях у зимней сказки | Изображение дома Деда Мороза (графические материалы) | Урок - сказка | Изображение по памяти фигуры человека | ||
13 | ^ Герои русских народных сказок. Творчество В.М.Васнецова | Изображение героев зимних сказок (гуашь) | Урок - сказка | Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова | ||
14 | ^ Снежный пейзаж | Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы) | комбинированный | Основы изобразительного языка графики | ||
15 | ^ Цвет зимы - белый | Рисование снежных цветов на окне (акварель) | комбинированный | Линия и мазок в художественном изображении | ||
16 | ^ В гостях у мастеров каргопольской игрушки
| Роспись силуэтов игрушек (гуашь) | комбинированный | Знакомство с каргопольской игрушкой | ||
^ Рекомендуемые для ознакомления во II четверти: произведения изобразительного искусства:
Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; |
||||||
^ III четверть. Уроки 17-25 Тема четверти: Весна-красна
|
||||||
17 | В гостях у мастеров каргопольской игрушки | Роспись глиняных игрушек (гуашь) | комбинированный | Импровизация на тему каргопольских игрушек | ||
18 | ^ Богатыри земли Русской | Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер) | комбинированный | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников | ||
19 | ^ Богатыри земли Русской | Портрет русского богатыря (гуашь) | комбинированный | Образ богатыря в живописи и графике | ||
20 | Конь-огонь | Декоративная композиция по представлению (гуашь) | Урок- игра | Изображение по воображению животных. Конь | ||
21 | ^ Весна-красна - праздник света и тепла | Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь) | комбинированный | Использование в своей работе разных приёмов живописи | ||
22 | ^ Дымковская игрушка | Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь) | комбинированный | Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства | ||
23 | ^ Дымковская игрушка | Вариация дымковских узоров (гуашь) | Урок - сказка | Передача настроения ярмарки в декоративной композиции | ||
24 | ^ Красота весенней природы | Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь) | комбинированный | Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте | ||
25 | ^ Вешней воды никто не уймет | Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь) | комбинированный | Использование разных технических приёмов при работе с красками | ||
^ Рекомендуемые для ознакомления в III четверти: произведения изобразительного искусства:
Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; |
||||||
^ IV четверть. Уроки 26-33 Тема четверти: Разноцветное лето
|
||||||
26 | «У лукоморья дуб зеленый...» | Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь) | Урок - сказка | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой | ||
27 | ^ Красуйся, красота, по цветам лазоревым | Рисование с натуры весенних цветов (акварель) | комбинированный | Пропорции и форма различных садовых цветов | ||
28 | ^ Образ приближающегося лета | Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь) | комбинированный | Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне | ||
29 | ^ Превращение красочного пятна в дерево | Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь) | комбинированный | | ||
30 | ^ Какого цвета страна родная | | комбинированный | | ||
31 | ^ Пейзаж в разное время дня | Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору) | комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея | ||
32 | ^ Найди краски ясного дня и теплого вечера | Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору) | комбинированный | Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков | ||
33 | Изовикторина | Актуализация знаний | урок- игра | |||
^ Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти: произведения изобразительного искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками; произведения народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову. |
красавицы. Народный костюм (1 ч )
Восприятие русской женщины в нацио- нальном русском наряде на пахоте в живо- писи А. Венецианова, фотоизображений народных женских праздничных костюмов
Рассматривать произведения художника-живописца, посвящённые весенней пахоте и русской красавице в на- родном традиционном костюме, и произведения народ- ного и декоративно-прикладного искусства (народных
Продолжение
Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Архангельской, Вологодской, Рязанской гу- берний.
Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Пред- ставления о богатстве и разнообразии худо- жественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традици- онной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, пес- нях.
Диалог об искусстве. Особенности кроя и орнамента народного костюма разных реги- онов России. Элементы народного костюма Русского Севера и значение набивных и вы- шитых орнаментов в нём.
Творческое задание с учётом собственных представлений о красоте народного женско- го костюма, с использованием известных приёмов и техник, в том числе в технике аппликации.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши (на выбор).
Советы мастера.
костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия.
Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Опре- делять , из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять , в каких местах костю- ма располагается орнамент и каково его значение в де- коре костюма.
Участвовать в обсуждении состава традиционного на- родного костюма северорусского сарафанного комплек- са и южного (отсутствие сарафана) комплекса, их отли- чительных особенностей в крое и декоре.
Выбирать художественные приёмы для осуществле- ния своего замысла творческой работы. Рисовать по- своему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму.
Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи. Оборудование: для учителя - методические таблицы, детские работы, компьютер, презентация «Русский народный костюм». Для учащихся: графические материалы, гуашь, тушь, акварельные Краски. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка»,»Три девицы подземного царства», Ф.Малявин «Вихрь», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна . На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки .
Ход урока 1.Организация класса. 2.Беседа по теме урока. Учитель. Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе: Заговор-заклятье Пойду ль я во чисто поле- Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чисто поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами- От всякого злого недуга.
Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»? -Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.
История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19-20 века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева - юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты. Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна . На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова». (Идет беседа по произведениям). Звучат попури русских народных песен и наигрышей. Слова – «рубаха», «сарафан», «епанечка» (короткая клешеная кофточка без рукавов), «понева»- домотканая клетчатая юбка из шерсти. Просмотр презентации «Русский народный костюм».
Русские народные костюмы(мужские) Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки - вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой - овчинные нагольные шубы. Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборами.
Русские народные костюмы(женскиие) Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русский народный крестьянский костюм
Практическая работа. Задание первого урока: выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный - мужской и женский. При рисовании можно использовать шаблоны - силуэты. Фигуры должны быть крупными, во весь лист, располагаться по центру листа, вертикальное положение. На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Показ работ учащихся) 4.Итог первого урока. Экспресс – просмотр завершенных работ. Уборка рабочих мест.