Лексическая тема: Осень.

Дидактический материал для закрепления по лексической теме: "Осень".

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель: Обобщение знаний обучающихся о времени года – осени.
Задачи: Развивать связную речь, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мышление;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Воспитывать любознательность.
Описание:
Известно, что хорошее владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное впечатление на окружающих производит тот, кто является интересным собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли.
Хорошее владение родным языком, речью – это искусство, которому надо учиться.
Для чего необходимо развивать устную речь?
- Уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях
- Выражать свои мысли и чувства
- Говорить красиво, правильно и приятно для слушателей.
Речь служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться речью.
Каждый ребенок испытывает потребность в общении. Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность на основе этого анализа. И, конечно, детям хочется, чтобы их понимали. Дети часто испытывают затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже, несмотря на достаточный словарный запас, большинство детей не умеют правильно говорить, им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать в беседе, вести диалог.
Формирование связной речи является главной задачей речевого воспитания. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Предлагаемые задания направлены на закрепление материала по лексической теме: «Осень». Это своеобразное домашнее задание, которое интересно выполнять с детьми после логопедического занятия дома, на прогулке.
Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, родителям, логопедам.

Задание:

«Читай, добавляй, предложения составляй».



Задание:

«Расположи слова по порядку, составь правильное предложение».

Сапоги, резиновые сапоги, обувь. (Резиновые сапоги – это обувь)


Задание:

"Любимые стихи"

Послушай стихотворение. Найди предложения. Прочитай выразительно.
Чтобы дать детям почувствовать красоту поэтического слова, взрослый сам должен чувствовать её и уметь передать в своём исполнении. Нельзя читать произведение монотонно, невыразительно.

Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!..
(А. Н. Майков)


Задание:
Прочитай стихотворение. Придумай название.



Задание:

«Уточним признаки»

Расскажи, что характерно для каждого осеннего месяца? Чем отличается осень от лета?


Согласование прилагательного с существительными:
Задание: Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, день, погода, деревья, трава, животные, птицы, насекомые.



Задание:
Подобрать антонимы к словам: тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, сухой – мокрый, длинный – короткий.

Задание:

«Проговори скороговорку».

Сначала проговори скороговорку вслух медленно два раза. Теперь про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее. Научись быстро произносить скороговорки вслух.

«Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница!»


Задание:

«Учимся отвечать на вопросы»

В зависимости от того, какую задачу вы ставите перед ребенком, такой и требуйте ответ: полный или краткий. После прочтения текста ответы могут быть полные содержательные. Вопрос должен быть построен грамотно, четко, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние детали.
Послушай рассказ. Расскажи, о каком времени года идет речь?
Рассмотри картинки, какая из них соответствует рассказу?
Важно, чтобы текст, читаемый взрослым, был образцом правильного литературного построения предложения, был ярким, выразительным. Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Разноцветные кораблики.

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и и послезавтра. А потом кончатся кораблики. И пруд замёрзнет.
(Д. Н. Кайгородов)
Расскажи, что за кораблики плавают на пруду. В какое время года бывают такие кораблики?
Раскрась эту картинку, составь по ней рассказ.




Поделитесь своими впечатлениями об осени. Спросите, а как вы относитесь к осени? Рассказ начните с таких слов:
Я люблю осень потому что…
Мне не нравится осень, потому что…



Составь по плану рассказ: "День знаний!"


Задание: «Что нам осень подарила».
Слова – помощники: сад, фрукты, овощи, огород, уборка, урожай, грибы, корзины, лес, собирать, созрели, заготавливать.



Игра: «Что растет в огороде?»
Вспомни, что растет в огороде. А что растет в саду? Посмотри на рисунки, сначала назови все овощи, потом все ягоды и наконец все фрукты.
Ответь на вопросы и объясни, почему на один и тот- же вопрос можно дать несколько правильных ответов.



Игра: «Я готовлю сам»
Покажи и назови овощи, из которых варят суп борщ, и фрукты для компота.
Мы сварим борщ из…
Мы сварим компот из…



Игра: «Я придумываю цвет»
Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.
Салат (цвет какой?) – салатный.
Брусника (цвет какой?) – брусничный.
Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый.
Морковь (цвет какой?) – морковный.
Слива (цвет какой?) – сливовый.
Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш - …

Лексический материал по теме «Осень»

Рассказ об Осени:

Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках.

Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки. Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.

Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние - более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу.

Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые. Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Пословицы

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Лето со снопами – осень с пирогами.

Холоден сентябрь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью – гноит.

В ноябре зима с осенью борется.

Логопедическая разминка

Дует легкий ветерок - фффффф….

И качает так листок – ф-ф-ф

Дует сильный ветерок - ФФФФФФ….

И качает так листок – Ф-Ф-Ф

Осенние листочки на веточке сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – аааааа…

Рябиновый – ииииии…

Березовый – оооооо…

Дубовый – уууууу…

(садимся на пол и стучим по нему обоими ладошками)

Тихий, тихий, тихий дождик

Дождик, дождик кап-кап-кап

А потом сильнее дождик (быстрее стучим)

Дождик, дождик кап-кап-кап

Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим)

Гром,гром, гром (хлопаем в ладоши)

В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясем ими)

И тишина тсс, тсс (подносим палец ко ртуя, как-будто показываем "тише")

И вот снова дождик, тихонько. Ты слышишь? (снова стучим ладошками по полу тихо)

Закапал, закапал, закапал по крыше

Наверно сейчас барабанить он станет

Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро)

Капля раз, капля два.

Капли медленно сперва (медленно хлопаем в ладоши)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять (ускоряем темп)

Кап-кап-кап!

Зонтик над собой раскроем,

От дождя себя укроем. (поднимаем руки над головой и складываем пальцы в виде зонтика)

Ветер северный подул (подуть на пальцы),

Все листочки с липы сдул.

Полетели, закружились

И на землю опустились (ладошки обеих рук зигзагами плавно опускаются на стол)

Дождик стал по ним стучать: "Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Все листы насквозь пробил (постучать кулаками по столу)

Снег потом припорошил (плавные движения рук вперед-назад)

Одеялом их накрыл (ладошки ложатся на стол).

Закончи предложение об Осени

На смену лету пришла... (золотая осень).

Солнышко все реже и реже выглядывает... (из-за туч).

Деревья надели... (разноцветный наряд).

Листья... (красные, желтые) горят на солнышке, а затем... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

Дождик... (моросит) и заставляет прятаться... (по домам).

Птицы собираются в стаи... (и улетают в теплые края).

Зверям некогда резвиться, они делают... (запасы на зиму).

Скоро белокрылая зима вступит в свои... (права).

Поиск фактических ошибок

«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик - мед, белка - орешки, медведь - капусту, лисичка - яблоки. С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Подбери действие

Листья осенью (что делают?) - желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью - моросит, идет и т.д.

Урожай осенью - убирают.

Птицы осенью - улетают.

Деревья осенью - роняют листья.

Листья осенью (какие?) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой?) - холодный, моросящий.

Погода осенью (какая?) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие?) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки. лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).


Осень отмечена в детском саду целым рядом замечательных сезонных праздников и развлечений. Каждый из них хочется провести по-новому, свежо, необычно, превратив в яркое и запоминающееся событие. Мы рады помочь Вам в этом, предлагая в данном разделе прекрасную подборку сценариев и конспектов для каждого из осенних праздников. Ещё Вам будут полезными интересные идеи по созданию осенних поделок, коих Вы встретите на этих страницах великое множество. Обратите также внимание на положительный опыт коллег, касающийся организации игр, викторин, создания дидактических пособий на тему осени. Приглашаем полюбоваться, как украшают интерьер группы и музыкального зала в других детских садах. И присмотреть среди этого многообразия удачные идеи для собственного оформления. Не пропустите: отдельный раздел посвящён детским стихам об осени.

Сделайте осень в Вашем детском саду особенной!

Включает в себя разделы:
  • Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему
  • Осень. Консультации и рекомендации для родителей в осенний период

Показаны публикации 1-10 из 28386 .
Все разделы | Осень. Материалы на осеннюю тему для дошкольников

Цель : Создание условий для знакомства детей с сезонными изменениями в природе через изобразительную деятельность. Задачи : 1) Закреплять навык рисования кисточкой. 2) Закреплять знания сезонных изменений природы. 3) Знакомить с новыми понятиями «листопад» , «пейзаж» . 4) Повторять...


Данное мероприятие проведено с целью приобщения к природе, накопления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей у детей, а также привлечения родителей в образовательный процесс в детском саду. Во всех группах детского сада проводились занятия, беседы об осени ,...

Осень. Материалы на осеннюю тему для дошкольников - Конспект НОД - заучивание стихотворения «Листопад»

Публикация «Конспект НОД - заучивание стихотворения...» Конспект НОД восприятие худ. Литературы 16.10.18 Тема: Заучивание В. Мирович «Листопад» Задачи: создать условия для - развивать умение слушать литературное произведение, выразительно повторять за воспитателем слова и фразы, чтобы помочь запомнить наизусть отрывок; - развивать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


своими руками Для удобства и быстроты выполнения предлагаю взять обычную летнюю соломенную шляпу, подходящую по размеру головы ребенка. Выбирайте шляпу с небольшими загнутыми полями. Если выбора нет, то можно либо обрезать слишком широкие поля, либо постараться и сшить...


Нетрадиционная техника рисования пеной для бритья в средней группе на тему: «Осенний лес» Для работы нам понадобиться: ватман или лист А3, пена для бритья, гуашь, емкости для размешивания пены с красителем, ватные палочки. Первоначально простым карандашом мы нарисовали контур...

Тип проекта: групповой, среднесрочный, творческо - исследовательский. Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы в осенний период времени. Задачи проекта: - расширить представления об изменениях в природе осенью; - развивать умения наблюдать...

Осень. Материалы на осеннюю тему для дошкольников - Конспект НОД по окружающему миру «Осенние изменения в природе»

Программное содержание: - Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; - Активизировать словарь по данной теме. -Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. -Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением....

Лексическая тема "Осень"

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки : ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
"Осень"

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
- Листик, листик, ты откуда?
- Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Существительные:

осень,туча,дождь,лужа,погода,непогода,листопад, сырость,зонт,сентябрь,октябрь,

ноябрь,листья,деревья, берёза,дуб,осина,рябина,ясень,липа,тополь,клён, лиственница,

ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.

Глаголы:

наступать,желтеть,краснеть,опадать,дуть,лить,вянуть, моросить,срывать(листья),

пожухнуть,расписать,хмуриться

(небо), облетать, накрапывать.

Прилагательные:

жёлтый,красный,оранжевый,разноцветный,дождливая (погода,осень),сухой,холодный,

мокрый,хмурый,осенний,

унылый,пасмурный,золотая(осень),серые(дни),проливной, моросящий.

Наречия:

мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.

Пальчиковая гимнастика

Разбросалаосеньлистья,

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдём,

В букеты листья соберём.

Лист кленовый,лист с осинки,

Лист дубовый,лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

И. Михеева

(Делаютволнообразные движенияладонями.)

(Делаютплавныевзмахи ладонями вверх-вниз.)

(«Шагают» пальцами обеих рук.)

(Скрещиваютладонис растопыриванием пальцев.)

(Поочерёднозагибают пальцы,начинаяс большого,

наобеихруках

одновременнонакаждый

лист.)

(Звонкохлопаютв ладони.)

Пальчиковая гимнастика

Координацияречисдвижением « Леса- чудеса»

Цели:учить координировать речь с движением,развивать мелкую моторику, творческое воображение,

Закреплять в речи названия деревьев.

В леса-чудеса

Мы поедем,

Там встретимся

С умным медведем.

Рассядемся

Я, и ты, и медведь

И будем песню

Лесную петь:

Про ель, про берёзу,

Про дуб, про сосну,

Про солнце и звёзды

И про луну.

Про дуб, про сосну,

Про берёзу и ель,

Про солнце и дождик

И про метель.

Г.Сати

(Идут по кругу, держась за

руки.)

(Усаживаются на колени

на ковёр.)

(Ритмично соединяют

дый палец с большим

пальцем

на правой руке.)

(То же на левой руке.)

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной

выразительностью речи.

Солнце, солнце, Ты откуда?

Я из тучки золотой.

Дождик, дождик, Ты откуда?

Я из тучи грозовой.

Ветер, ветер,

Ты откуда?

Я из дальней стороны.

Из пособия Г.

Быстровой, Э.

Сизовой, Т. Шуйской

Закличка

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

ОСЕННЯЯ

Осень, осень,

В гости просим.

Погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Игра «Какие листья спрятались на картинке?»

Цели: развиватьзрительноевнимание,учитьузнавать изображения, наложенные друг на друга, развивать

грамматический

стройречи(образованиеотносительныхприлагательныхот существительных).

Игра « Четвёртыйлишний»

Цели: учитьотличатьпризнакиосениотпризнаковдругих времёнгода,развиватьсвязнуюречь(употребление

сложноподчинённыхпредложений),развиватьзрительное внимание.

Ходигры. Воспитательпомещаетнанаборноеполотно четырекартинки,натрёхиз

которых изображено одновремя года,а на четвёртой -другое.Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесьлишняявтораякартинка,потомучтонаней нарисованолето,анаостальныхкартинках

изображена осень. И т. п.

Игра «Три листа»

Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формироватьграмматическийстройречи(образование

относительных прилагательных,согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки сизображениемтрёхразныхлистьев.

Ребёнокдолжених назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Дубовый лист - между кленовым и берёзовым.

Или: Кленовый лист - справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

Повторение названий осенних месяцев

Цели: закрепитьвречиназванияосеннихмесяцев,учить связному монологическому высказыванию.

Воспитательпредлагаетдетямпрослушатьстихотворение «Двенадцатьмесяцев».

Проводитбеседупостихотворению,

разучивает его с детьми.

На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл листву снежком ноябрь.

Вопросы и задания:

Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?

Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.

Перечислите осенние месяцы по порядку.

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развиватьречевойслух,слуховуюпамять, грамматическийстройречи(умениеподбиратьоднокоренные

слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.

После этого дети должны назвать,

какое слово лишнее и почему.

Например:

осень, осенний, сено;

листья, лиса, листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов - названий деревьев.

Ходигры. Детивстаютвкруг,воспитательбросаетмяч одномуиздетей,произнося

название дерева.Ребёнокловит мячи,бросаяеговоспитателю,произноситэтожеслово

по слогам и называет количество слогов в слове.

Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.

Игра «Назови первый звук»

Цели: развиватьфонематическийслух,учитьопределять первый звук в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ

выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.

Слова: осень,погода,дождь,ива, тополь,сосна,дуб,клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.

Игра «Сколько звуков?»

Цели: развиватьфонематическийслух,совершенствовать навыкизвуковогоанализаисинтеза,

учитьопределять количество и последовательность звуков в слове.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямсосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

Назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

Назвать звук перед или после заданного;

Назвать звук между заданными.

Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.

Игра «О чём плачет тучка?»

Цели: развиватьзрительноевнимание,совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.

Ходигры. Воспитательпомещаетнафланелеграфе изображения тучки и капелек,

на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.

Например: дуб.

Материалы для чтенияизаучиваниянаизусть

* * *

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, - только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета.

Посмотрите - роща золотом одета».

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Наша осень правда золотая,

Как её иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет жёлтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Яблоки, скуластые, крутые,

То и дело шлёпаются вниз,

И зерна потоки золотые

Из колхоза морем разлились.

Е. Благинина

КЛЁН

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клёна кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Такой разноцветный, нарядный, весёлый -

Чудесно, что клёны растут возле школы!

Осенние клёны - цветов хороводы,

И жёлтый, и красный среди непогоды.

Найду я зелёного капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета.

С. Васильева

Загадки

Цели: развиватьслуховоевнимание,учитьсвязному монологическомувысказыванию

(толкованиезагадки).

Ходигры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.

Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(Осень)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(Дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

Тексты для пересказа

* * *

Лето кончилось.Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липадрожала под его порывами.

Издупла липы

Пришла осень.Всё перелётное населениеулетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.

Дождь

хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.

По В. Бианки

Вопросы:

Какое время года наступило после лета?

Какиеприметыосениописываютсяврассказе?

Почему кукушонок остался один?

Как жилось кукушонку в дупле?

ОСЕНЬ

Пришёлсентябрь.Послезнойноголета,после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут подосиновики,сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях

жмутся друг к

дружке тонконогие опёнки...

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетелиласточки,быстрокрылыестрижи...

Вшумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы...

По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

О каком времени года говорится в рассказе?

Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?

Какие птицы улетели первыми?

Какие ещё птицы готовятся к отлёту?

Текст для пересказа

ЛИСТОПАД

Вот изгустых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти

на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.

Вот он остановился, прислушался... Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле

это листья с деревьев падают, шелестят. Можно,конечно,набратьсязайцухрабростиине

оглядываться.Номожетслучитьсятак:неподдастсязаяц обману падающих листьев,

а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.

По М. Пришвину

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Кто вышел из густых ёлок?

Почему заяц прислушался?

Правильно ли заяц осторожничает?