Основы игры на бас-гитаре. Школа игры на бас-гитаре Обучение игры на бас

Учиться играть на бас-гитаре – отличный способ дополнить свою жизнь ритмами музыки. Несмотря на то, что освоение нового инструмента может показаться непростой задачей, вы поймёте, что это стоит того, самостоятельно изучив азы мастерства.

Шаги

Выбираем бас-гитару

    Количество струн. Бас-гитара может быть почти любых формы и цвета и в то же время звучать потрясающе. Тем не менее, важно выбрать модель с количеством струн, соответствующим вашим способностям. Новичку лучше всего начать с классической четырехструнной бас-гитары.

    Длина мензуры. Мензура – это расстояние от бриджа до верхнего порожка грифа, иными словами длина натянутых струн. Чем больше мензура, тем более глубокое и сочное звучание имеет гитара. На гитаре с маленькой мензурой будет легче научиться играть, но звучание будет уступать в глубине.

    Ладовый или безладовый бас. Лад – это пространство между металлическими порожками на грифе гитары. Лады обозначают ноты, которые можно сыграть на струне, они имеются на грифе каждой гитары. Тем не менее, если вы покупаете бас-гитару, у вас есть выбор между ладовой и безладовой гитарой.

    Материал изготовления. Бас-гитары делают из множества различных материалов, включая разные типы твердых и мягких сортов дерева, композитные и синтетические материалы. Каждый определенный материал придаёт гитаре не только отличный от других вид, но и характерное звучание.

    Усилитель для бас-гитары. Чтобы слышать себя во время игры на бас-гитаре, вам нужно будет подключать ее к усилителю. Усилительная система состоит из трёх элементов: усилитель сигнала, предусилитель и динамик. Самый удобный вариант – купить комбоусилитель. Несмотря на то, что «комбики» уступают полноценным усилительным системам в громкости, для начинающего басиста они подойдут лучше всего.

    Учимся играть на бас-гитаре

    1. Правильное положение гитары . Для наилучших результатов при исполнении важно, чтобы гитара находилась в правильном положении. Всегда используйте гитарный ремень, который будет надежно удерживать бас-гитару, в то время как вы будете сфокусированы на звукоизвлечении.

      Настройка бас-гитары. Стандартный строй четырехструнной бас-гитары - E-A-D-G, где E – нижняя струна, а G – верхняя. Вы можете научиться настраивать гитару на слух или настроить ее, подключив к электронному тюнеру, что дает более точный и быстрый результат. Для изменения высоты звучания струны используйте колковый механизм.

      Звукоизвлечение. На бас-гитаре, в отличие от других гитар, играют по большей части щипком, нежели «боем». Важно уделять особое внимание звукоизвлечению, чтобы улучшить качество исполнения. В зависимости от музыкальных предпочтений на бас-гитаре играют также перебором или медиатором, как на обычной гитаре.

      • Следите за длиной ногтей, они должны быть подстрижены коротко. Слишком длинные ногти будут задевать струны при игре, что повлияет на звучание.
      • Перебирайте струны, используя два пальца, чтобы увеличить эффективность. Поочерёдно играйте указательным и средним пальцами. Неважно, с которого из них вы начнёте, главное при этом придерживаться постоянной скорости и ритма.
      • Играйте ближе к грифу, если вам нужен более ровный, теплый звук. Играя ближе к бриджу, вы добьетесь более звонкого звука. Придерживайтесь одной зоны при игре, не перемещаясь ближе или дальше от грифа.
      • Перебирайте струны подушечками пальцев. Не дергайте и не тяните струны, это не создаст приятного эффекта. Если хотите, чтобы музыка звучала громче, увеличьте громкость на усилителе, а не пытайтесь дергать струны сильнее.
    2. Заглушайте струны, на которых не играете. Чтобы звук был чистым, а ноты, которые вы играете, не смешивались, необходимо заглушать неиспользуемые струны пальцами.

      Основной тон. Основной тон (или корневая нота) – это нота, от которой строится аккорд. Чтобы сыграть аккорд, используется сразу несколько струн, а основной тон – это нота, дающая название аккорду. Как правило, на бас-гитаре начинают играть именно корневые ноты аккордов.

      Октавы. Вся западноевропейская музыка состоит из 12 нот, каждая из которых может звучать выше или ниже. Интервал между одной и той же нотой, звучащей выше или ниже, называется октавой.

      Научитесь чередовать корневые ноты с квинтами. Когда вы освоите корневые ноты, научитесь также играть квинты. Квинта – это нота, стоящая на пять ступеней выше от основного тона. На начальном этапе при аккомпанировании другому инструменту будет полезно уметь сочетать корневые ноты и квинты. К счастью, найти квинту довольно просто.

      Держите ритм. Самая важная обязанность хорошего басиста – сохранять ритм в музыке. Бас, несомненно, придаёт любому произведению цельность звучания, но основная его задача – держать ровный ритм. Когда вы научитесь правильно извлекать ноты, поработайте над умением держать ритм.

      Занимайтесь регулярно. Лучшим советом для любого, кто пытается освоить новый инструмент, будет регулярная практика. Сложно будет достичь совершенства, уделяя упражнениям по несколько минут в неделю. А ежедневные занятия по 10-20 минут не только помогут вашим рукам привыкнуть к инструменту, но и поспособствуют улучшению качества вашего исполнения со временем.

    Продолжаем обучение

      Научитесь читать табулатуры . Табулатура – это простая система музыкальной нотации, которая будет вам полезна, если вы не умеете читать ноты. Так как многие люди не знают нотной грамоты, использование табулатур становится все более популярным.

      Начните учить гаммы. Как бы ни были скучны гаммы, они в действительности очень важны для развития серьёзного музыканта. Упражнения с гаммами помогут вам разработать скорость и подвижность пальцев, а также научиться солировать и импровизировать.

Для кого этот курс?

Этот курс отлично подойдет как абсолютным новичкам, так и тем, кто уже имеет какой-то опыт игры на гитаре (и не обязательно на басу).

Вы сможете научиться играть на бас-гитаре, даже если вы только лишь интересовались этим инструментом и никогда не пробовали играть «вживую». И даже если вы никогда не играли на гитаре (классической, акустической, электро-).

Курс сочетается с другими нашими обучающими видео. Поэтому, если вы уже учились у нас, вы обнаружите себя в легкой, непринужденной обстановке, где вам будет привычно и легко осваивать программу курса.

Что включает данный курс?

Наш курс включает в себя подробные упражнения, техники, приемы, фишки и все, что необходимо, чтобы освоить данный инструмент. Вся информация предоставлена подробно, понятным языком.

Краткое содержание :

  1. Бас-гитара: история, особенности, строение
  2. Настройка
  3. Звук бас гитары, звукосниматели, подходы к саунду
  4. Манеры игры, медиатор vs пальцы
  5. Игра на басу пальцами. Постановка руки, звукоизвлечение
  6. Игра медиатором. Штрихи. Атака
  7. Басовые риффы как основа музыкальных тем
  8. Минорная и мажорная гаммы
  9. Ритмичная игра, рисунки
  10. Блюзовые темы
  11. Чередование струн. Игра перебором
  12. Чередование струн. Игра октавами
  13. Ритмические рисунки часть 2
  14. Игра на басу в стиле регги
  15. Басовые проходы, пассажи повышенной сложности
  16. Скоростная игра на басу, правильная техника, разгонка
  17. Основы игры слэпом
  18. Аккорды в игре на басу
  19. Трюки и примеры необычного звукоизвлечения
  20. Практика: пример сочетания разных техник

Чему вы научитесь после прохождения курса?

После прохождения всех уроков курса и выполнения всех упражнений вы освоите бас-гитару с нуля и будете обладать навыками для игры в коллективе, сможете сочинять свои басовые партии, свою музыку.

Вы освоите всю технику, необходимые приемы игры. Вы освоите игру пальцами и медиатором, сможете играть ритмично, чисто, разовьете скорость. Вы научитесь взаимодействовать с ударными, сможете украшать свои партии, отталкиваясь от аккомпанемента.

Кто автор?

Привет, меня зовут Якуб Агишев и я автор этого курса. Я играю на электрогитаре с 2004 года. Около 7 лет играю в группах. Преподавать начал с 2008 года. Провожу индивидуальные занятия с учениками (как лично, так и онлайн).

За время преподавания у меня накопился довольно большой опыт в плане обучения игре на электрогитаре.

Как получить курс?

Курс предоставляется в электронном виде (получаете ссылку на архив и скачиваете себе на компьютер).

Вам остается сделать лишь 3 простых шага :

  1. Кликните по желтой кнопке ниже
  2. Оплатите удобным способом
  3. Скачайте курс себе на компьютер

Важно! В процессе оформления заказа вам будут предложены другие наши курсы со скидкой. Если вам интересны темы других наших курсов, то вы можете воспользоваться этим предложением и получить курсы с максимальной выгодой.

В детстве сотни мальчиков и девочек по всему миру мечтают о славе рок-музыкантов. Для многих это так и остается мечтой или попросту забывается. Для других – увлечение музыкой превращается в профессию или остается занятием для души, становится хобби.

Людям, сердцу которых близки гитарные риффы, а желание освоить инструмент стоит на первом месте, прописана школа игры на бас-гитаре.

Предложенный видео-курс под руководством известного студийного бас-гитариста Луиса Джонсона раскроет секреты виртуозного владения инструментом.

Видео-обучение «Школа игры на бас-гитаре»

Бас-гитара

Ошибочным будет мнение, что обучение игры на гитаре и бас-гитаре выглядит одинаково. Конечно, принцип один, но не зря это самостоятельный инструмент со своим уникальным звучанием и функциями.

Бас-гитара предназначена для извлечения низких, резких, схожих с ударными, звуков, то есть басов. Ее звучание всегда будет на порядок ниже, чем у классической гитары. Да и количество струн другое. Как правило, их четыре.

На бас-гитаре играют, в основном, пальцами. Иногда медиатором.

Основная техника игры на бас-гитаре называется слэп. Построена она на комбинации ударов и щипков пальцами правой руки. Издаваемый при этом громкий звенящий звук практически выполняет функцию барабана. Яркость и четкость звучания позволяет воплощать самые ритмичные композиции.

Мастерство

Новичкам нужно усвоить одну истину: мастерство музыканта зависит от его стиля и техники. Это значит, что в процессе обучения нужно не только зубрить классические приемы игры на бас-гитаре, но и параллельно вырабатывать своей собственный стиль. Техника игры придет с практикой. С ней же появится скорость. Разработаются пальцы.

Будущим бас-гитаристам нужно быть готовым к многочисленным мозолям. Да-да, именно такой побочный эффект имеет любимое занятие. Не сложно догадаться, почему: бить по металлическим струнам по несколько часов в день не могут пройти бесследно. Но результат того однозначно стоит.


      Дата публикации: 27 октября 1999 г.

П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант - четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется - ключ Фа . Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа . Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

Итак, четыре басовые струны: G (соль ) - первая струна, D (ре ) - вторая, A (ля ) - третья и E (ми ) - четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня "продвинутые"!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые "басисты" (сокращение от "бас-гитаристы" - прим. автора ). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего - на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ - это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am . Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень - пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым "боем" (мне больше нравится - "чёсом"), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально - половинными длительностями. На каждый первый удар метронома - первая ступень аккорда, на каждый третий - пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.

Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами - номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием - опорным.

Следующий этап - добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями - интервал 2 тона (большая терция), а в минорных - полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.

Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey - все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля - это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer - яркий тому пример.

И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения - и вперед.

Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.

Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника - передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре "три ноты на одной струне через лад", рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо "молоточком", т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы "втыкается" в нее.

Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.