Франц Шуберт: биография, личная жизнь и творчество композитора. Методическое сообщение на тему: «Франц Шуберт

В художественном мире рок-поэзии как составляющей «культуры большого города, мегаполиса» урбанистическое начало оказывало значительное влияние на формирование общей поэтической картины мира, на характер лиризма и пути постижения личности и ее места в социуме. Творчество ряда рок-поэтов (Б.Гребенщиков, Ю.Шевчук, А.Башлачев) уже изучалось в указанном направлении, и в частности в аспекте «петербургского текста» . Песенная поэзия Виктора Цоя остается пока на начальной стадии научного осмысления: намечено исследование отдельных граней «неоромантизма» в его произведениях, ключевых образов-мифологем, а также элементов автобиографической мифологии, вписывающих наследие Цоя в общий контекст художественной жизни и рок-движения 1980-х гг.
Одним из перспективных путей изучения созданной Цоем поэтической картины мира может стать рассмотрение многоликого образа города, вобравшего в себя дух бунтующего и на глазах меняющего свои очертания исторического времени и вместе с тем бытийные универсалии душевной и вселенской жизни.
Городские мотивы в стихах-песнях Цоя стали сферой воплощения интимных переживаний лирического «я» и постепенно открывали путь к созданию собирательного образа молодого современника и даже целого поколения. В стихотворениях «Просто хочешь ты знать», «Жизнь в стеклах», «Спокойная ночь», «Я объявляю свой дом» тонкая психологическая нюансировка деталей городского пространства передает неизбывное притяжение героя к лабиринтам его «темных улиц» и в то же время опасность ускользания подлинности личностной экзистенции: «Я растворяюсь в стеклах витрин. / Жизнь в стеклах витрин» . Выступая средоточием скрытых тревог «последнего героя», город прорисовывается у Цоя в оригинальных ассоциативных сцеплениях, выступает как пространство повышенной чувствительности, в котором обыденное, материальное пронизано присутствием метафизического плана, где «крыши дрожат под тяжестью дней» и «город стреляет в ночь дробью огней» (с.217).
В мозаике примет городского мира, в оглушенности его подчас агрессивными голосами («там кто-то спор ведет крутой» – с.21) все более отчетливо высвечивается напряженная саморефлексия цоевского героя – «человека духовного пути, человека преодоления препятствий, волевой личности» . Болезненно ощущая размытость жизненных ориентиров, давление обезличивающих вызовов города, мира и деструктивных сторон собственного «я», он пытается нащупать возможности собственной самоидентификации. В песенной дилогии «Бездельник» на фоне пространства суетливых улиц, круговорота суточного времени предстает «рефлексирующий герой, обнажающий философию своего безделья»: сквозь отчаянное видение себя «человеком без цели», затерянным «в толпе… как иголка в сене» (с.22), через мучительное распознание в себе пародийного двойника «с лицом нахала» он прорывается к обретению подлинности душевной жизни: «Все говорят, что надо кем-то становиться. / А я хотел бы остаться собой» (с.23).
В стихотворении «Я объявляю свой дом» по мере раскрытия семантики непрочности макро- и микроуровней городского и вселенского бытия – от квартиры, дома до улиц, города и природного космоса – обнажаются не только уязвимость внутренней жизни героя, этого «подросшего ребенка, воспитанного жизнью за шкафом» (с.110), но и акт его волевого противления тотальному обессмысливанию мироздания, попытка самозащиты в орбите домашнего пространства: «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» (с.110).
«Личная эсхатология» цоевского героя, сопряженная с мучительным чувствованием «больного мира», с тем, что «потеря себя в «безвременье» оборачивается подсознательным стремлением рок-героя к саморазрушению, растворению в мире вещей» , усиливает экзистенциальное начало в восприятии стержневых антиномий городского бытия. В стихотворениях «Город», «Прогулка романтика», «Печаль» раскрывается антиномия любви к городу как личностно освоенному пространству, предстающему в интерьере природных циклов («Я люблю этот город, но зима здесь слишком темна»), – и ужаса одиночества, передающегося в сквозном для Цоя образе мертвенного, искусственного света фонарей («Горят фонари, и причудливы тени» – с.30), в ощущении бесприютности зимнего мира, требующего от личности максимальной концентрации внутренней, самосберегающей энергии: «И теперь я занят только охраной тепла». Это пронизанное тревожной обеспокоенностью героя прозрение бытийной причастности рукотворной урбанистической цивилизации ритмам холодного, чреватого катастрофами ночного мироздания, манящего, однако, своей «далью», особенно глубоко претворилось в образном мире стихотворения «Печаль»:
На холодной земле стоит город большой,
Там горят фонари и машины гудят.
А над городом – ночь.
А над ночью – луна.
И сегодня луна каплей крови красна.
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль… (с.370)

В романтическом противостоянии героя механистическому городскому пространству замкнутости, обессмысленному круговому движению, которое угадывается в деталях бытовой повседневности («Я проснулся в метро… / Это кольцо, / И обратного поезда нет» – с.31), тупикам «страшных подворотен» на первый план выдвигается стремление утвердить путь творческого постижения действительности – и в свободной «прогулке романтика», и в самообретении через уход на просторы дальнего края, как это осуществляется в песне «Камчатка»: «Я нашел здесь руду. / Я нашел здесь любовь» (с.34).
При том что подчас романтический пафос осложняется у Цоя авторской самоиронией, это не отменяет серьезности осознанного движения лирического героя к обретению устойчивых духовно-нравственных координат индивидуальной картины мира. Этот путь получил наиболее яркое и законченное воплощение в философской балладе «Группа крови». Образный ряд строится здесь на взаимопроникновении городского, природного и космического планов. В оригинальной художественной манере одушевления городских улиц, которые «ждут отпечатков наших ног», в образах живой «травы», «звездной пыли на сапогах» и «высокой в небе звезды», в звучании диалогически обращенного к близкой душе лирического слова, на фоне динамичной картины мира, втянутого в непрестанный «бой», – выстраивается целостная аксиологическая перспектива пути, основанная на нелицеприятном знании о цене жизненных обретений и поражений, на прозрении вселенского смысла в требующих постоянного нравственного выбора земных перепутьях:
Мне есть чем платить, но я не хочу победы
X любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой.
Просто остаться с тобой.
Но высокая в небе звезда зовет меня в путь.

Группа крови на рукаве –
Мой порядковый номер на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою… (с.219)

В призме урбанистических зарисовок в стихах-песнях Цоя вырисовывается и собирательный психологический портрет молодых современников, что «родились в тесных квартирах / Новых районов» (с.206). Выражением креативного духа, протестной энергии молодежной песенно-поэтической контркультуры и общего «пассионарного подъема восьмидесятых» , насущной «потребности исторической эпохи в романтическом герое» становятся в поэзии Цоя, воплотившейся во взрывной, ударной энергии авторской исполнительской манеры, лейтмотивы преодоления замкнутости городского пространства, ограничивающих жизненный кругозор «тесных квартир». Проницательное распознание кризисных сторон в мироощущении поколения «детей минут» передается через иносказательные образы «дождя… внутри», «друзей», что «превратились в машины» («Подросток», «Дети минут»), и контрастно сочетается с картинами «пылающего города», «пульсирующего» вселенского пространства, которое воплощает настойчивый порыв лирического «я» и его современников «видеть дальше, чем окна напротив», мучительное, подчас окрашенное в апокалипсические тона предощущение «перемен»:
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним.
На пылающий город падает тень.
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза… (с.202)

В стихотворениях «Хочу быть с тобой», «Троллейбус» через философски насыщенное изображение городского пространства выражается внутреннее самоощущение лирического героя и окружающей его социальной среды. В первом из них на основе жанровых элементов путевого очерка («мы не видели солнца уже несколько дней…») запечатлевается участь «родившегося на стыке созвездий» героя и его поколения. Это движение сопрягается с попыткой личностного противостояния космосу неустойчивости, антидома, где «нет дверей», агрессивному натиску природных стихий: «Я хочу идти дальше, но я сбит с ног дождем» (с.89). Песня же «Троллейбус», вступающая в невольные, остро полемичные смысловые связи с «Полночным троллейбусом» Б.Окуджавы, становится развернутой метафорой бытия личности в сфере всеобщей отчужденности («Я незнаком с соседом, хоть мы вместе уж год»), в духовной зависимости от изобилующей абсурдистскими лозунгами эпохи: «В кабине нет шофера, но троллейбус идет. / И мотор заржавел, но мы едем вперед» (с.102). Всеобщему дезориентированному «незнанию пути», блужданию в обезличенном городе противостоит в образном мире произведения взыскание лирическим «я» потаенного личностного родства («Все люди – братья, мы – седьмая вода»), причастности далекой вселенской гармонии: «Мы сидим не дыша, смотрим туда, / Где на долю секунды показалась звезда» (с.102). Этой психологической парадоксальности в картине мира соответствует антиномичность как принцип развития лирической эмоции, направленной на превозмогание «механистической логики существования мегаполиса» и шире – обессмыслившегося мироздания: «тонем, хотя…», «хочет уйти, но…», «мы молчим, но…».
Городские мотивы входят у Цоя и в контекст обобщающего видения вселенского бытия, его ключевых антиномий.
Традиционная еще для романтического сознания антитеза природного и рукотворного миров («Дерево») осложняется в поэзии Цоя постижением глубинного взаимопроникновения «асфальтового» пространства и природной стихии, обусловленного принципиальной деавтоматизацией привычного восприятия городских реалий: «Здесь трудно сказать, что такое асфальт. / Здесь трудно сказать, что такое машина. / Здесь нужно руками кидать воду вверх» (с.5). В стихотворениях «Следи за собой», «Пой свои песни», «Дождь для нас», «Солнечные дни» развивается сквозной параллелизм в видении микрокосма города, дома, квартиры и макрокосма небесного мироздания. Нередкая отчужденность героя от «пустой квартиры», безысходной тоски дождя, от власти самозамкнутого, неуютного мира, где «не видно стены», «не видно луны», актуализирует стремление пережить личностную, физическую причастность «одной из бесчисленных звезд»: «Стоя на крыше, ты тянешь руку к звезде. / И вот она бьется в руке, как сердце в груди» (с.13). Пересечение городской и вселенской сфер основано нередко и на пронзительном ощущении лирическим «я» бытийной хрупкости городов, легко оборачивающихся своими «руинами», неустойчивости личностных связей («Завтра скажут: «Прощай навсегда»»), что перерастает в трагедийную панораму всечеловеческого и космического бытия:
Завтра где-то, кто знает где, –
Война, эпидемия, снежный буран,
Космоса черные дыры… (с.11)

Приметы городского мира ассоциируются у Цоя с «опорными космогоническими мотивами» художественного мира поэта-певца. В стихотворениях «Война», «Звезда по имени Солнце», «Странная сказка» экспрессивный метафорический ряд, запечатлевший «дрогнувшие стены» мироздания, «город в дорожной петле», дождь, «стучащий пулеметом», «стену из кирпичей облаков», создает основу гротескного образа потрясенного, больного города-мира, ликами которого становятся «портреты погибших на этом пути». Сквозная для Цоя мифологема длящейся уже две тысячи лет «войны… между землей и небом» (с.220), гальванизированная чувством отъединенности земной реальности от стихии «солнечных дней», приоткрывает глубины онтологического трагизма в мироощущении лирического «я» и его современников, существующих в остроконфликтной плоскости бытия и противопоставляющих ей свою напряженную нравственную рефлексию, усилие по «охране тепла», сопротивлению и вселенской энтропии, и мертвенному, зачастую агрессивному электрическому свечению городов.
Итак, сквозной в песенно-поэтическом творчестве В.Цоя образ города раскрывается в триединстве изображения личности, социума и Вселенной. В системе урбанистических мотивов, в оригинальном наложении далеких образных планов здесь прорисованы ментальные черты лирического «я» и значительного слоя городской молодежи 80-х гг., во взаимопроникновении мистического и конкретно-социального планов создается собирательный образ эпохи назревающих переломов и осуществляется выход к прозрению бытийной дисгармонии всечеловеческого существования в «разрывах» между гегемонией технократической цивилизации мегаполиса и подчас иррациональной деструктивностью космических природных стихий.

© Все права защищены

В Вене в семье школьного учителя.

Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам.

В возрасте 11 лет Шуберт был — школу-пансион для солистов придворной капеллы, где помимо пения изучал игру на многих инструментах и теорию музыки под руководством Антонио Сальери.

Во время обучения в капелле в 1810-1813 годах он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В 1813 году он поступил в учительскую семинарию , в 1814 году начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время Шуберт сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Иоганна Гете "Гретхен за прялкой".

К 1815 году относятся его многочисленные песни, среди которых "Лесной царь" на слова Иоганна Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля (комическая опера с разговорными диалогами).

В 1816 году композитор закончил 4-ю и 5-ю симфонии , написал более 100 песен.

Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставил работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом).

В Желизе, летней резиденции графа Иоганна Эстерхази, он выполнял обязанности учителя музыки.

Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом Иоганном Фоглем (1768-1840), который стал пропагандистом вокального творчества Шуберта. На протяжении второй половины 1810-х годов из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни, в том числе популярные "Скиталец", "Ганимед", "Фореллен", 6-я симфония. Его зингшпиль "Братья-близнецы", написанный в 1820 году для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, но принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама "Волшебная арфа", поставленная несколько месяцев спустя в Театре Ан-дер-Вин.

Он пользовался покровительством аристократических семей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке его 20 песен, но опера "Альфонсо и Эстрелла" на либретто Франца фон Шобера, которую Шуберт считал своей большой удачей, была отклонена.

В 1820-х годах композитором были созданы инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, девятая по счету).

В 1823 году он написал вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера, оперу "Фьебрас", зингшпиль "Заговорщицы".

В 1824 году Шубертом были созданы струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта "Смерть и девушка") и шестичастный Октет для духовых и струнных.

Летом 1825 года в Гмундене близ Вены Шуберт сделал наброски своей последней симфонии, так называемой "Большой".

Во второй половине 1820-х годов Шуберт пользовался в Вене весьма высокой репутацией — его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали новые песни композитора, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-1826 годов выделяются фортепианные сонаты, последний струнный квартет и некоторые песни, среди которых "Молодая монахиня" и Ave Maria.

Творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки. 26 марта 1828 года композитор с большим успехом дал в зале общества авторский концерт.

К этому периоду относятся вокальный цикл "Зимний путь" (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием "Лебединая песнь".

19 ноября 1828 года Франц Шуберт скончался в Вене от тифа в возрасте 31 года. Он был похоронен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены рядом композитором с Людвигом ван Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 года прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

До конца XIX века значительная часть обширного наследия композитора оставалась неопубликованной. Рукопись "Большой" симфонии была обнаружена композитором Робертом Шуманом в конце 1830-х годов — впервые она прозвучала в 1839 году в Лейпциге под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона. Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850 году, а первое исполнение "Неоконченной симфонии" — в 1865 году. Каталог произведений Шуберта включает около одной тысячи позиций — шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Франц Шуберт

творчество композитор шуберт

Детство и годы учения . Франц Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах.

Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии. Отец был доволен успехами сына.

Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, его определили в конвикт - школу подготовки церковных певчих. Обстановка учебного заведения благоприятствовала развитию музыкальных способностей мальчика. В школьном ученическом оркестре он играл в группе первых скрипок, а иногда даже исполнял обязанности дирижера.

Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения - фантазия для фортепиано, ряд песен. Юный композитор пишет много, с большим увлечением, часто в ущерб другим школьным занятиям. Выдающиеся способности мальчика обратили на него внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался на протяжении года.

С течением времени бурное развитие музыкального таланта Франца стало вызывать у отца тревогу. Но никакие запреты не могли задержать развитие дарования мальчика.

Годы творческого расцвета. Три года он служил помощником учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится все сильнее. Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твердо решил посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе. В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого из своих товарищей. Некоторые из них (Шпаун и Штадлер) были друзьями композитора еще по конвикту. Душой этого кружка был Шуберт. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности.

Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название «шубертиад». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них так и остались незаписанными.

Последние годы жизни и творчества. Он пишет симфонии, сонаты для фортепиано, квартеты, квинтеты, трио, мессы, оперы, массу песен и много другой музыки. Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения.

И всё же венцы узнали и полюбили музыку Шуберта. Подобно старинным народным песням, передаваясь от певца к певцу, его произведения постепенно приобрели почитателей.

Необеспеченность, постоянные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. В 27 лет композитор писал своему другу Шоберу: «...я чувствую себя несчастным, ничтожнейшим человеком на свете...» Это настроение отразилось и в музыке последнего периода. Если раньше Шуберт создавал преимущественно светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием «Зимний путь». В 1828 году стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость и надежду на будущее. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом, и осенью 1828 года Шуберт скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши, многие сочинения пропали. Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».

Основные произведения.

Более 600 песен

  • 9 симфоний (одна из них утеряна)
  • 13 увертюр для симфонического оркестра
  • 22 сонаты для фортепиано

Несколько сборников пьес и отдельных танцев для фортепиано

  • 8 экспромтов
  • 6 «музыкальных моментов»

«Венгерский дивертисмент» (для фортепиано в 4 руки)

Трио, квартеты, квинтеты для различных составов

Франц Шуберт - знаменитый австрийский композитор. Его жизнь была достаточно коротка, он прожил всего 31 год, с 1797 по 1828 годы. Но за этот небольшой период он внес огромный вклад в развитие мировой музыкальной культуры. В этом можно убедиться, изучив биографию и творчество Шуберта. Этот выдающийся композитор считается одним из самых ярких основоположников романтического направления в музыкальном искусстве. Ознакомившись в биографии Шуберта с самыми важными событиями, можно глубже понять его творчество.

Семья

Биография Франца Шуберта начинается с 31 января 1797 года. Он родился в бедной семье в Лихтентале, предместье Вены. Его отец, выходец из крестьянской семьи, был школьным учителем. Он отличался трудолюбием и добропорядочностью. Он воспитывал детей, внушая им, что труд - основа существования. Мать была дочерью слесаря. В семье было четырнадцать детей, но девять из них умерли в младенческом возрасте.

Биография Шуберта в самом кратком изложении демонстрирует важную роль семьи в становлении маленького музыканта. Она была очень музыкальной. Отец играл на виолончели, а братья маленького Франца - на других музыкальных инструментах. Часто у них в доме устраивались музыкальные вечера, а иногда на них собирались все знакомые музыканты-любители.

Первые занятия музыкой

Из краткой биографии Франца Шуберта известно, что уникальные музыкальные способности проявились у него очень рано. Обнаружив их, отец и старший брат Игнац начали с ним занятия. Игнац обучал его игре на фортепиано, а отец - на скрипке. Через некоторое время мальчик стал полноценным участником семейного струнного квартета, в котором уверенно исполнял партию альта. Вскоре стало понятно, что Франц нуждается в более профессиональных занятиях музыкой. Поэтому музыкальные занятия с одаренным мальчиком перепоручили регенту Лихтентальской церкви Михаэлю Хольцеру. Преподаватель восхищался необыкновенными музыкальными способностями своего ученика. Кроме того, Франц обладал прекрасным голосом. К одиннадцатилетнему возрасту он исполнял в церковном хоре трудные сольные партии, а также играл партию скрипки, в том числе и сольно, в церковном оркестре. Отца очень радовали успехи сына.

Конвикт

Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, он участвует в конкурсе по отбору певчих в императорскую королевскую придворную певческую капеллу. Успешно пройдя все испытания, Франц Шуберт становится певчим. Его зачисляют в конвикт - бесплатную школу-интернат для одаренных детей из малоимущих семей. Младший Шуберт теперь имеет возможность бесплатно получать общее и музыкальное образование, что становится благом для его семьи. Мальчик живет в интернате, а домой приезжает только на каникулы.

Изучая краткую биографию Шуберта, можно понять, что обстановка, которая сложилась в этом учебном заведении, способствовала развитию музыкальных способностей одаренного мальчика. Здесь Франц ежедневно занимается пением, игрой на скрипке и фортепиано, теоретическими дисциплинами. В школе был организован ученический оркестр, в котором Шуберт играл в первых скрипках. Дирижер оркестра Венцель Ружичка, заметив необыкновенное дарование своего ученика, часто поручал ему исполнять обязанности дирижера. Оркестр исполнял самую разнообразную музыку. Таким образом, будущий композитор познакомился с оркестровой музыкой различных жанров. Особое впечатление на него произвела музыка венских классиков: симфония №40 Моцарта, а также музыкальные шедевры Бетховена.

Первые сочинения

В период обучения в конвикте Франц начал сочинять. В биографии Шуберта указано, что ему было тогда тринадцать лет. Он пишет музыку с огромным увлечением, часто в ущерб школьным занятиям. Среди его первых сочинений - ряд песен и фантазия для фортепиано. Демонстрируя выдающиеся музыкальные способности, мальчик обращает на себя внимание известного придворного композитора Антонио Сальери. Он начинает занятия с Шубертом, во время которых обучает его контрапункту и композиции. Учителя и ученика связывают не только музыкальные занятия, но и теплые отношения. Эти занятия продолжались и после ухода Шуберта из конвикта.

Наблюдая бурное развитие музыкальной одаренности своего сына, отец стал тревожиться о его будущем. Понимая тяжесть существования музыкантов, даже самых знаменитых и признанных, отец пытается уберечь Франца от такой участи. Он мечтал видеть своего сына школьным учителем. В качестве наказания за чрезмерное увлечение музыкой он запрещает сыну бывать дома по выходным и праздникам. Однако запреты не помогли. Шуберт-младший не смог отказаться от музыки.

Уход из конвикта

Не закончив обучения в конвикте, Шуберт в тринадцатилетнем возрасте решает уйти из него. Этому способствовал ряд обстоятельств, о которых повествует биография Ф. Шуберта. Во-первых, мутация голоса, которая больше не позволяла Францу петь в хоре. Во-вторых, чрезмерная увлеченность музыкой оставила далеко позади его интерес к остальным наукам. Ему назначили переэкзаменовку, но Шуберт не воспользовался этой возможностью и оставил обучение в конвикте.

Вернуться к учебе Францу все же пришлось. В 1813 году он поступил в обычную школу св.Анны, окончил ее и получил свидетельство об образовании.

Начало самостоятельной жизни

Биография Шуберта повествует о том, что в последующие четыре года он работает помощником школьного учителя в школе, где работает и его отец. Франц обучает детей грамоте и другим предметам. Оплата труда была чрезвычайно низкая, что заставляло молодого Шуберта постоянно искать дополнительный заработок в виде частных уроков. Таким образом, времени на сочинение музыки у него практически не остается. Но увлечение музыкой не проходит. Оно только усиливается. Огромную помощь и поддержку получал Франц от своих друзей, которые организовывали ему концерты и полезные знакомства, снабжали его нотной бумагой, которой ему вечно не хватало.

В этот период (1814-1816 год) появляются его знаменитые песни «Лесной царь» и «Маргарита за прялкой» на слова Гете, свыше 250 песен, зингшпили, 3 симфонии и многие другие произведения.

Образный мир композитора

Франц Шуберт - романтик по духу. В основу всего существования он ставил жизнь души и сердца. Его герои - это простые люди с богатым внутренним миром. В его творчестве появляется тема социального неравенства. Композитор часто обращает внимание, как несправедливо общество к обычному скромному человеку, не имеющему материальных благ, но богатому духовно.

Излюбленной темой камерно-вокального творчества Шуберта становится природа в различных ее состояниях.

Знакомство с Фоглем

После ознакомления (краткого) с биографией Шуберта самым важным событием представляется его знакомство с выдающимся венским оперным певцом Иоганном Михаэлем Фоглем. Оно произошло в 1817 году стараниями друзей композитора. Это знакомство имело огромное значение в жизни Франца. В его лице он приобрел преданного друга и исполнителя своих песен. Впоследствии Фогль сыграл огромную роль в пропаганде камерно-вокального творчества молодого композитора.

«Шубертиады»

Вокруг Франца со временем складывается кружок творческой молодежи из числа поэтов, драматургов, художников, композиторов. В биографии Шуберта упоминается, что нередко собрания посвящались его творчеству. В таких случаях их называли «шубертиадами». Собрания проводились в доме кого-либо из членов кружка или в кофейне «Венская корона». Всех участников кружка объединяли интерес к искусству, увлеченность музыкой и поэзией.

Поездка в Венгрию

Композитор жил в Вене, редко покидая ее. Все поездки, которые он совершал, были связаны с концертами или преподавательской деятельностью. В биографии Шуберта кратко упомянуто, что в течение летнего периода 1818 и 1824 года Шуберт жил в имении графа Эстергази Желиз. Композитор был приглашен туда для того, чтобы обучать музыке юных графинь.

Совместные концерты

В 1819, 1823 и 1825 годах Шуберт и Фогль путешествуют по Верхней Австрии и одновременно гастролируют. У публики такие совместные концерты пользуются огромным успехом. Фогль стремится познакомить слушателей с творчеством своего друга-композитора, сделать его произведения известными и любимыми за пределами Вены. Постепенно слава Шуберта растет, все чаще о нем говорят не только в профессиональных кругах, но и среди обычных слушателей.

Первые издания

Биография Шуберта содержит факты о начале публикаций произведений молодого композитора. В 1921 году, благодаря заботе друзей Ф.Шуберта, был издан «Лесной царь». После первого издания начинают публиковаться и другие шубертовские произведения. Его музыка становится известной не только в Австрии, но и далеко за ее пределами. В 1825 году песни, фортепианные произведения и камерные опусы начинают исполняться и в России.

Успех или иллюзия?

Песни и фортепианные произведения Шуберта приобретают большую популярность. Его сочинения были высоко оценены Бетховеном, кумиром композитора. Но, наряду со славой, которую обретает Шуберт благодаря пропагандистской деятельности Фогля остаются и разочарования. Симфонии композитора так и не были исполнены, оперы и зингшпили практически не ставятся. До наших дней 5 опер и 11 зингшпилей Шуберта находятся в забвении. Такая участь постигла и многие другие сочинения, редко исполняемые в концертах.

Творческий расцвет

В 20-х годах у Шуберта появляются циклы песен «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на слова В. Мюллера, камерные ансамбли, сонаты для фортепиано, фантазия «Скиталец» для фортепиано, а также симфонии - «Неоконченная» № 8 и «Большая» № 9.

Весной 1828 года друзья композитора организовали концерт из шубертовских произведений, который состоялся в зале Общества любителей музыки. Полученные от концерта деньги композитор потратил на приобретение первого в его жизни собственного фортепиано.

Смерть композитора

Осенью 1828 года Шуберт неожиданно тяжело заболел. Его мучения длились три недели. 19 ноября 18128 года Франца Шуберта не стало.

Прошло лишь полтора года с того времени, когда Шуберт принимал участие в похоронах своего кумира - последнего венского классика Л. Бетховена. Теперь же на этом кладбище похоронили и его.

Ознакомившись с кратким содержанием биографии Шуберта, можно понять смысл надписи, которая была высечена на его надгробии. Она повествует о том, что в могиле похоронено богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды.

Песни - основа творческого наследия Шуберта

Говоря о творческом наследии этого замечательного композитора, обычно всегда выделяют его песенный жанр. Шуберт написал огромное количество песен - около 600. Это не случайно, поскольку одним из самых популярных жанров композиторов-романтиков становится именно вокальная миниатюра. Именно здесь Шуберт в полной мере смог раскрыть основную тему романтического направления в искусстве - богатый внутренний мир героя с его чувствами и переживаниями. Первые песенные шедевры были созданы молодым композитором уже в семнадцатилетнем возрасте. Каждая из песен Шуберта - это неподражаемый художественный образ, рожденный от слияния музыки и поэзии. Содержание песен передается не только текстом, но и музыкой, которая точно следует за ним, подчеркивая самобытность художественного образа и создавая особенный эмоциональный фон.

В своем камерно-вокальном творчестве Шуберт использовал как тексты знаменитых поэтов Шиллера и Гете, так и поэзию своих современников, имена многих из которых стали известны благодаря песням композитора. В своей поэзии они отражали духовный мир, присущий представителям романтического направления в искусстве, который был близок и понятен молодому Шуберту. При жизни композитора были изданы лишь некоторые из его песен.

Творческий путь. Роль бытовой и народной музыки в художественном формировании Шуберта

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале, предместье Вены, в семье школьного учителя. Демократическая среда, окружавшая его с детских лет, оказала большое влияние на будущего композитора.

Приобщение Шуберта к искусству началось с домашнего музи­цирования, столь характерного для австрийского городского быта. По-видимому, с юных лет Шуберт начал овладевать и многона­циональным музыкальным фольклором Вены.

В этом городе, на границе востока и запада, севера и юга, столице «лоскутной» империи, смешивались многие национальные культуры, в том числе и музыкальные. Австрийский, немецкий, итальянский, славянский в нескольких разновидностях (украинский, чешский, русинский, хорватский), цыганский, венгерский фольклор звучал повсеместно.

В произведениях Шуберта, вплоть до самых последних, ощути­мо родство с многообразными национальными истоками бытовой музыки Вены. Бесспорно, господствующая струя в его творчест­ве - австро-немецкая. Будучи австрийским композитором, Шуберт много взял и от немецкой музыкальной культуры. Но на этом фо­не особенно устойчиво и рельефно проявляются черты славянского и венгерского фольклора.

В разностороннем музыкальном образовании Шуберта (он уже дома познакомился с основами композиции, с хоровым искусством, игрой на органе, клавире, скрипке) не было ничего профессиональ­ною. В эпоху зарождающегося эстрадно-виртуозного искусства оно оставалось патриархальным и несколько старомодным. Дейст­вительно, недостаточность виртуозной тренировки на фортепиано являлась одной из причин отчужденности Шуберта от концертной эстрады, которая в XIX столетии стала самым мощным средством пропаганды новой музыки, в особенности фортепианной. Впослед­ствии ему приходилось преодолевать свою робость перед больши­ми публичными выступлениями. Однако отсутствие концертного опыта имело и свою положительную сторону: оно компенсирова­лось чистотой и серьезностью музыкальных вкусов композитора.

Произведения Шуберта свободны от нарочитой эффектности, от стремления угодить вкусам мещанской публики, ищущей в искусстве прежде всего развлечения. Характерно, что из общего числа - примерно полторы тысячи произведений - он создал только два собственно эстрадных сочинения («Концертштюк» для скрипки и оркестра и «Полонез» для скрипки с оркестром).

Шуман, один из первых ценителей венского романтика, писал, что последнему «не было нужды предварительно преодолевать в себе виртуоза».

Существенна и неизменная творческая связь Шуберта с народ­но-бытовыми жанрами, которые культивировались в его домашней среде. Основной художественный жанр Шуберта - песня - искус­ство, бытующее в народе. Свои наиболее новаторские черты Шуберт черпает из традиционной народно-бытовой музыки. Песни, четырехручная фортепианная пьеса, обработка народных танцев (вальсы, лендлеры, менуэты и другие) - все это имело перво­степенное значение в определении творческого облика венского романтика. В продолжение всей жизни композитор сохранял связь не просто с бытовой музыкой Вены, но с характерным стилем вен­ского предместья.

Пятилетнее обучение в Конвикте *,

* Закрытое общеобразовательное учебное заведение, бывшее одновременно и школой придворных певчих.

с 1808 по 1813 год, значи­тельно расширило музыкальный кругозор юноши и на долгие годы определило характер его идейных и художественных инте­ресов.

В школе, играя в ученическом оркестре и дирижируя им, Шу­берт познакомился с рядом выдающихся произведений Гайдна, Моцарта, Бетховена, которые оказали глубокое воздействие на формирование его художественных вкусов. Непосредственное участие в хоре дало ему отличное знание и ощущение вокальной культуры, столь важные для его будущего творчества. В Конвикте же с 1810 года началась напряженная творческая деятельность композитора. И, кроме того, именно там, среди учащихся, Шуберт нашел близкую ему среду. В отличие от Сальери, официального руководителя по композиции, стремившегося воспитать ученика в традициях итальянской opera seria, молодежь сочувствовала исканиям Шуберта, приветствовала в его произведениях тяготение к национально-демократическому искусству. В его песнях и бал­ладах она чувствовала дух национальной поэзии, воплощение ху­дожественных идеалов нового поколения.

В 1813 году Шуберт ушел из Конвикта. Под сильным давле­нием семьи он согласился стать учителем и, вплоть до конца 1817 года, преподавал азбуку и другие элементарные предметы в школе своего отца. Это была первая и последняя служба в жиз­ни композитора.

В годы, связанные с тяготившей его педагогической деятель­ностью, творческий талант Шуберта развернулся с изумительным блеском. Несмотря на полное отсутствие связей с профессиональ­ным музыкальным миром, он сочинял песни, симфонии, квартеты, духовно-хоровую музыку, фортепианные сонаты, оперы и другие произведения. Уже в этот период в его творчестве ясно обозначи­лась ведущая роль песни. За один только 1815 год, Шуберт сочи­нил более ста сорока романсов. Он писал с жадностью, используя каждую свободную минуту, едва успевая заносить на бумагу обуревавшие его мысли. Почти без помарок и изменений он соз­давал одно законченное произведение за другим. Неповторимое своеобразие каждой миниатюры, поэтическая тонкость их настрое­ний, новизна и цельность стиля возвышают эти произведения над всем, что было создано в песенном жанре предшественниками Шу­берта. В «Маргарите за прялкой», «Лесном царе», «Скитальце», «Форели», «К музыке» и многих других песнях этих лет уже пол­ностью определились характерные образы и выразительные при­емы романтической вокальной лирики.

Положение провинциального учителя становилось для композитора невыносимым. В 1818 году произошел болезненный разрыв с отцом в связи с тем, что Шуберт отказался от службы. Он начал новую жизнь, всецело посвятив себя творчеству.

Эти годы отмечены тяжелой непрекращающейся нуждой. Никакого источника материального дохода у Шуберта не было. Его музыка, получавшая постепенное признание среди демократиче­ской интеллигенции, исполнялась почти исключительно в частных домах и преимущественно в провинции, не привлекая внимания влиятельных лиц в музыкальном мире Вены. Так продолжалось десять лет. Только накануне смерти Шуберта издатели начали покупать у него мелкие пьесы, да и то за ничтожную плату. Не имея средств на наем квартиры, композитор большую часть време­ни жил у своих друзей. Оставшееся после него имущество было оценено в 63 флорина.

Два раза - в 1818 и 1824 годах - под давлением крайней нужды Шуберт ненадолго уезжал в Венгрию, в качестве учителя музыки в семействе графа Эстергази. Относительная обеспечен­ность и даже привлекавшая композитора новизна впечатлений, особенно музыкальных, которые оставили ощутимый след в его творчестве, все же не искупали тяжести положения «придворного слуги» и духовного одиночества.

И, однако, ничто не могло парализовать его душевные силы: ни нищенский уровень существования, ни болезнь, постепенно разрушавшая здоровье. Его путь был непрерывным творческим вос­хождением. В 20-х годах Шуберт жил особенно напряженной духовной жизнью. Он вращался в среде передовой демократиче­ской интеллигенции *.

* К шубертовскому кружку принадлежали И. фон Шпаун, Ф. Шобер, выдаю­щийся художник М. фон Швинд, братья А. и И. Хюттенбревнер, поэт Е. Мейергофер, поэт-революционер И. Зенн, художники Л. Купельвизер в И. Тельчер, студент Э. фон Бауернфельд, знаменитый певец И. Фогль и другие. В последние годы к нему примкнул выдающийся австрийский драматург и поэт Франц Грильпарцер.

Общественные интересы и вопросы полити­ческой борьбы, новейшие произведения литературы и искусства, современные философские проблемы находились в центре внима­ния Шуберта и его друзей.

Композитор остро ощущал гнетущую атмосферу меттерниховской реакции, особенно сгустившуюся в последние годы его жизни. В 1820 году весь кружок Шуберта получил официальное осуж­дение за революционные настроения. Протест против существовав­шего порядка откровенно выражен в письмах и других высказы­ваниях великого музыканта.

«Просто несчастье, как все теперь костенеет в пошлой прозе, и многие люди равнодушно взирают на это и даже чувствуют себя вполне хорошо, преспокойно катясь по грязи в пропасть», - пишет он другу в 1825 году.

«...Уж мудрое и благотворное государственное устройство позаботилось о том, чтобы художник всегда оставался рабом вся­кого жалкого торгаша», - говорится в другом письме.

Сохранилось стихотворение Шуберта «Жалоба народу» (1824), по признанию автора, сочиненное «в одну из тех мрачных минут, когда я особенно остро и болезненно почувствовал бесплодность и ничтожество жизни, характерные для нашего времени». Вот строки из этого излияния:

О юность наших дней, промчалась ты!
Растрачена впустую мощь народа,
И яркого все меньше год от года,
И жизнь идет дорогою тщеты.
В страданиях все тяжелее жить,
Хотя во мне еще остались силы.
Потерянные дни, что мне постылы,
Могли б великой цели послужить...
И лишь тебе, Искусство, суждено
Запечатлеть и действие и время,
Чтобы умерить горестное бремя...*

* Перевод Л. Озерова

И в самом деле, всю свою нерастраченную духовную энергию Шуберт отдал искусству.

Высокая интеллектуальная и духовная зрелость, достигнутая им в эти годы, отразилась в новом содержании его музыки. Большая философская углубленность и драматичность, тяготение к крупным масштабам, к обобщающему инструментальному мышле­нию отличают творчество Шуберта 20-х годов от музыки раннего периода. Бетховен, который еще несколько лет тому назад, в пе­риод безграничного преклонения Шуберта перед Моцартом, иног­да отпугивал молодого композитора своими исполинскими стра­стями и суровой, неприкрашенной правдивостью, теперь стал для него высшим художественным мерилом. Бетховенское - в смысле масштабов, большой интеллектуальной глубины, драма­тической трактовки образов и героических тенденций - обогатило непосредственный и эмоционально-лирический характер ранней шубертовской музыки.

Уже в первой половине 20-х годов Шуберт создает инструмен­тальные шедевры, которые впоследствии заняли место в ряду самых выдающихся образцов мировой музыкальной классики. В 1822 году была написана «Неоконченная симфония» - первое симфоническое произведение, в котором романтические образы по­лучили свое законченное художественное выражение.

В раннем периоде новые романтические темы - любовная ли­рика, картины природы, народная фантастика, лирическое настрое­ние - воплощались Шубертом в песенном творчестве. Его инстру­ментальные произведения тех лет были еще очень зависимы от классицистских образцов. Теперь же сонатные жанры стали у него выразителями нового мира идей. Не только «Неоконченная симфо­ния», но и три замечательных квартета, сочиненные в первой поло­вине 20-х годов (неоконченный, 1820; ля-минорный, 1824; ре-минорный, 1824-1826), соперничают с его песней новизной, красотой и законченностью стиля. Поразительной кажется смелость мо­лодого композитора, который, безгранично преклоняясь перед Бетховеном, пошел по своему пути и создал новое направление роман­тического симфонизма. Столь же самостоятельной в этот период оказывается его трактовка камерной инструментальной музыки, которая уже не следует ни по пути квартетов Гайдна, служивших ему ранее образцами, ни по пути Бетховена, у которого в эти же годы квартет превратился в философский жанр, значительно отличающийся по стилю от его демократических драматизирован­ных симфоний.

И в фортепианной музыке в эти годы Шуберт создает высокие художественные ценности. Фантазия «Скиталец» (ровесница «Нео­конченной симфонии»), немецкие танцы, вальсы, лендлеры, «Му­зыкальные моменты» (1823-1827), «Экспромты» (1827), множество фортепианных сонат можно без преувеличения оценить как новый этап в истории музыкальной литературы. Свободная от схема­тического подражания классицистской сонате, эта фортепианная музыка отличалась небывалой лирико-психологической выразительностью. Выросшая из интимной импровизации, из бытового танца, она основывалась на новых романтических художественных средствах. Ни одно из этих творений не прозвучало с концертной эстрады при жизни Шуберта. Слишком резко расходилась глубо­кая, сдержанная фортепианная музыка Шуберта, проникнутая тонким поэтическим настроением, с развивающимся в те годы пианистическим стилем - виртуозно-бравурным, эффектным. Да­же фантазия «Скиталец» - единственное виртуозное фортепиан­ное произведение Шуберта - была настолько чужда этим требо­ваниям, что только аранжировка Листа помогла ей достигнуть популярности на концертной эстраде.

В хоровой сфере появляется месса As-dur (1822)-одно из самых оригинальных и сильных произведений, созданных в этом старинном жанре композиторами XIX века. Четырехголос­ным вокальным ансамблем «Песнь духов над водами» на текст Гёте (1821) Шуберт открывает совсем неожиданные красочно-выразительные ресурсы хоровой музыки.

Он вносит изменения даже в песню - область, в которой чуть ли не с первых шагов Шуберт нашел законченную романтическую форму. В песенном цикле «Прекрасная мельничиха» (1823) на тексты поэта Мюллера ощущается более драматическое и углуб­ленное восприятие мира. В музыке на стихи Рюккерта, Пиркера, из «Вильгельма Мейстера» Гете и других заметны большая свобо­да выражения и более совершенное развитие мысли.

«Слова скованы, но звуки, к счастью, еще свободны!» - сказал про меттерниховскую Вену Бетховен. И в творчестве последних лет Шуберт выразил свое отношение к мраку окружающей его жизни. В ре-минорном квартете (1824-1826), в песенном цикле «Зимний путь» (1827), в песнях на тексты Гейне (1828) с поражающей силой н новизной воплощена трагедийная тема. Насыщенная страстным протестом, шубертовская музыка этих лет одновремен­но отличается небывалой психологической глубиной. И все же ни разу ни в одном из поздних произведений трагическое мироощуще­ние композитора не перешло в надломленность, в безверие, в нев­растению. Трагическое в искусстве Шуберта отражает не бессилие, а скорбь о человеке и веру в его высокое назначение. Говоря о духовном одиночестве, оно выражает и непримиримое отношение к мрачной современности.

Но наряду с трагедийной темой в искусстве Шуберта послед­них лет отчетливо проявляются героико-эпические тенденции. Именно тогда он создал свою наиболее жизнеутверждающую и светлую музыку, проникнутую пафосом народности. Девятая сим­фония (1828), струнный квартет (1828), кантата «Победная песнь Мириам» (1828) - эти и другие произведения говорят о стремле­нии Шуберта запечатлеть в своем искусстве образы героики, обра­зы «времени могущества и деяний».

Самые поздние произведения композитора открыли новую не­ожиданную сторону его творческой индивидуальности. Лирик и миниатюрист начал увлекаться монументально-эпическими полот­нами. Захваченный открывавшимися перед ним новыми художест­венными горизонтами, он думал целиком посвятить себя крупным, обобщающим жанрам.

«Я более ничего не желаю слышать про песни, я теперь оконча­тельно принялся за оперы и симфонии», - заявил Шуберт по окон­чании своей последней, С-dur"ной симфонии, за полгода до конца жизни.

Его обогащенная творческая мысль находит свое отражение в новых исканиях. Теперь Шуберт обращается не только к венско­му бытовому фольклору, но и к народной тематике в более широ­ком, бетховенском плане. Возрастает его интерес и к хоровой музыке, и к полифонии. В последний год жизни он сочинил четыре крупных хоровых произведения, в том числе выдающуюся мессу Es-dur. Но грандиозные масштабы сочетались у него с тонкой де­тализацией, а бетховенский драматизм - с романтическими обра­зами. Никогда прежде Шуберт не достигал такой многогранности и глубины содержания, как в своих самых последних творениях. Композитор, сочинивший уже более тысячи произведений, стоял в год смерти на пороге новых грандиозных открытий.

Конец жизни Шуберта был ознаменован двумя выдающимися событиями, происшедшими, однако, с роковым опозданием. В 1827 году Бетховен высоко оценил несколько песен Шуберта и выразил желание познакомиться с произведениями молодого автора. Но когда Шуберт, преодолев застенчивость, пришел к ве­ликому музыканту, Бетховен уже лежал на смертном одре.

Другим событием был первый авторский вечер Шуберта в Вене (в марте 1828 года), прошедший с огромным успехом. Но через несколько месяцев после этого концерта, который впервые привлек к композитору внимание широкой музыкальной общественности столицы, его не стало. Смерть Шуберта, наступившая 19 ноября 1828 года, была ускорена длительным нервным и физическим истощением.