Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь. Василий Семёнович Сварог: биография Сварог картины

М.-Л., Радуга, 1925. 13 с. с илл. Тираж 10000 экз. Цена 85 коп. В цв. издательской литографированной обложке. Большая редкость!

Сварог (наст. фамилия – Корочкин), Василий Семёнович (1883, Старая Русса - 1946, Москва) - русский и советский художник, иллюстратор книг, плакатист, гитарист-дилетант. Василий Семёнович Корочкин родился в бедной семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных, в которой кроме него было ещё две сестры Анна (позднее - сельская учительница) и Надежда (в будущем - швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать. Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование. В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Петербургское художественное училище технического рисования Штиглица и через четыре года успешно заканчивает его. На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» - божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать - намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении - лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу. Вот так и появился псевдоним художника - «Сварог» – имя бога неба и небесного огня в славяно-русской мифологии. После его окончания, с 1900 года, сотрудничал в петербургских иллюстрированных журналах "Живописное обозрение", "Пулемет", "Волшебный фонарь", "Солнце России" и др. Его сатирические рисунки и карикатуры печатались на страницах крупнейших иллюстрированных еженедельников. Параллельно с живописью В. Сварог серьезно занимался музыкой. Одаренный исключительными музыкальными способностями, абсолютным слухом и прекрасным голосом, он начал самостоятельно обучаться игре на гитаре, руководствуясь школой М. Высоцкого и А. Сихры. Затем перешел на шестиструнную гитару, специализировался в игре "на гитаре испанского строя" и в 1907-1908 годах выступал как гитарист-солист на концертах. Предпочитал металлические струны. Имел собственные сочинения, большая часть из которых не издана. Хорошо пел под гитару, участвовал в спектаклях. Развивался и как художник. В 1911 году В.С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала "Солнце России", за серию рисунков к "Живому трупу" Л.Н. Толстого. Решающее значение для развития и активизации реалистических начал дарования В.С. Сварога имела его встреча с И.Е. Репиным в 1915 году. Одной из известных работ И. Репина является портрет В. Сварога с гитарой в руках.



Илья Репин. Портрет художника В.С. Сварога. 1915

Частое пребывание у Ильи Репина, присутствие на его портретных сеансах оказали влияние и на направленность творчества Сварога (автопортреты 1923, 1926 г., портреты О.А. Кистеровой, Л.С. Сварог и др.). По совету и рекомен-дации И.Е. Репина Василий Сварог вступил в Товарищество передвижников и начиная с 1916 года выставлял свои работы на передвижных выставках. Лучшим произведением этого периода В.С. Сварога является "Портрет матери" (1916, холст, масло), удостоенный на весенней Передвижной выставке первой премии. В январе 1917-го года ему присвоили звание академика. Делая карьеру художника, Василий Сварог не расставался и с музыкой, как гитарист-виртуоз гастролировал по России, давал сольные концерты. В 1919 году из-за тяжелой болезни матери В.С. Сварог вернулся в родной город и по 1922 год жил в городе Старая Русса, где увлекся органи-зацией Народного дома, вокального кружка и оперного коллектива (сам исполнял на сцене труднейшие оперные партии: мельника в "Русалке", Мефистофеля в "Фаусте", Мазепы в "Мазепе" и другие), был инициатором создания местного художественного музея, самодеятельных хоровых и оркестровых кружков, художественной студии для под-ростков. По свидетельству жены художника Ларисы Сварог, на вопрос, что для него самое главное: живопись или музыка и пение, Василий Сварог отвечал:

"Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трех искусств. Если я когда-нибудь буду лишен одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником".

Вернувшись в 1922 году в Петроград, В. Сварог возобновил работу как иллюстратор и плакатист. В 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом "9 января", для которого выполнил 11 больших рисунков. Творческую работу Василий Сварог совмещал с педагогической деятельностью в качестве преподавателя художественно-промышленного техникума. В.С. Сварог был хорошо знаком с Сергеем Есениным и у них, по некоторым данным, были даже планы совместных выступлений, на которых гитарист Сварог должен был аккомпанировать есенинской декламации. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться из-за внезапной кончины С.А. Есенина.




В день трагической смерти поэта В. Сварог также находился в гостинице "Англетер" и ночью 28 декабря 1925 года ему удалось сделать в номере Есенина посмертный карандашный рисунок с изображением мертво-го Есенина (впервые опубликован: “Наше наследие”, 1990, № 3), который в настоящее время хранится в Московском государственном музее С.А. Есенина. С 1929 года постоянным местожительством В.С. Сварога становится Москва. В московский период он много работал на историко-революционную тему: написал серию картин, посвященных событиям 1905 года ("Предательство Гапона", "Тайная типография", "Гибель Потемкина"), начал писать портреты государственных деятелей Советской России (портреты С. Орджоникидзе, В. В. Куйбышева, С. М. Кирова, К. Е. Ворошилова и др.).

Штаб Октября. 1939. Холст, масло.

Откликом на важнейшие события в жизни страны стали картины "Арматурщики", "Днепрострой", "Кузнецкстрой" и др., двадцать четыре акварели, объединенные общим заглавием "Красная Армия на маневрах", работы "Герои-летчицы в Кремле перед полетом", "Встреча челюскинцев на Красной площади", "Седовцы на Красной площади" и другие. На протяжении 1932-1941 годов Сварог создал свои лучшие произведения советского периода: натюрморт "Гитара" (1934), "Больная" (1935), "После шторма" (1930), "Рождение поэмы" (1937), "Портрет Маяковского" (1910), "Портрет Чайковского" (1940). Среди работ В.С. Сварога множество произведений объединены важной для него темой "Живопись и музыка" (среди этих работ, в частности, картина "Гитаристка", 1940 год, на которой по свидетельству рязанского гитариста Григория Евсеевича Шишкина (1920-2000) изображена ученица П.С. Агафошина Евгения Макеева (1916-1967), и карандашный портрет Андреса Сеговии. С первых дней Великой Отечественной войны В. С. Сварог стал энергично работать над созданием воодушевляющих плакатов, рисунков, настенных картин, репродукции с которых были опубликованы во многих газетах и иллюстри-рованных изданиях. Василий Сварог хорошо пел. Находясь в Старой Руссе, он исполнял на сцене старорусской оперы сложные партии - мельника в «Русалке» Даргомыжского, Мефистофеля в «Фаусте» Гуно, Мазепы в «Мазепе» Чайковского, Карася в «Запорожце за Дунаем» Гулак-Артемовского, Алеко в «Алеко» Рахманинова. Кроме того, Сварог играл на гитаре. Сварог говорил:

«Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трёх искусств. Если я когда-нибуль буду лишён одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником».

В 1940 году Политуправление МВО объединило профессиональных военных художников в Студию военных художников имени М.Б. Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед студией поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, отображения героического боевого пути армии. Руководителем был назначен В. Сварог, который создал ряд картин на военную тематику:

«Совет командиров»

«Смольный в Октябре»

«Взятие Зимнего»

«Шлюпочный поход жён командиров».

С 1941 года - в эвакуации. Сначала в Нальчике, потом в Тбилиси. 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась выставка картин. Газета «Заря Востока» писала:

«Творческие рапорты художников. В понедельник, 25 мая, в 12 час. дня в Картинной галерее художников Грузии выступят с творческими рапортами лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств И.Э Грабарь и художник В. С. Сварог. В помещении галереи в этот день откроется выставка их картин, выполненных в Тбилиси и Нальчике в 1941 и 1942 годах».

В 1942 году В.С. Сварог закончил свою последнюю картину – сложную, многофигурную историко-патриотическую композицию "Степан Разин". В конце этого же года вследствие несчастного случая он тяжело заболел. В 1943 году за многолетнюю творческую работу В.С. Сварог был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 31 декабря 1946 года после продолжительной болезни он скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Надгробие на могиле художника исполнил его ученик – народный художник СССР скульптор Н.В. Томский. В 1948 году усилиями друзей художника и его жены Ларисы Семёновны Сварог была проведена посмертная выставка его произведений. На ней были представлены картины, портреты, этюды из экспозиций Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Центрального Дома Советской Армии, музеев А.С. Пушкина, М. Горького, Академии художеств СССР и областных музеев. Работы В. Сварога имеются в Третьяковской галерее и в Академии художеств. Около двухсот его произведений, завещанных художником родному городу, в 1974 году стали основой картинной галереи в городе Старая Русса Новгородской области.

И.В. Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей

в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве. 1939.

Холст, масло. 200х300

Историк искусства И.Э. Грабарь отмечал, что художнику Сварогу свойственна «особая исключительная любовь к сегодняшнему дню, зоркость к его явлениям, фактам, людям. На протяжении всей жизни он не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного события, откликаясь на него немедленно, молниеносно своими картинами, в которых отражал личное свое отношение к нему, отношение своего народа и времени». Название работы, несмотря на описательность, не выражает действительного ее содержания. Встреча детей и руководителей страны – И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, М.И. Калинина, В.М. Молотова, М.М. Кагановича – событие, которое могло происходить в реальности, на картине, приобретает черты мифа. Сияние озаряет не только лица и фигуры, но и пейзаж, небо, все вокруг. Происходящее будто пропущено сквозь фильтр мечты о единении власти и народа.


СВАРОГ (наст. фамилия – Корочкин) Василий Семёнович (род. 5 (18) марта 1883, Старая Русса - ум. 31 декабря 1946, Москва) – русский художник, гитарист-дилетант. Родился в в бедной семье крестьянина и прачки. В двухлетнем воз-расте лишился отца, и вместе с двумя сестрами воспиты-вался матерью. С детских лет увлекался рисованием, и уже в городском училище привлек к себе внимание своими способностями и одаренностью. В 1896 году, в тринадцати-летнем возрасте, Василий Сварог поступил в Петербургское художественное училище Штиглица. После его окончания, с 1900 года, сотрудничал в петербургских иллюстрированных журналах "Живописное обозрение", "Пулемет", "Волшебный фонарь", "Солнце России" и др. Его сатирические рисунки и карикатуры печатались на страницах крупнейших иллюстри-рованных еженедельников. В 1900 году молодой художник взял себе псевдоним "Сварог" – имя бога неба и небесного огня в славяно-русской мифологии. Параллельно с живо-писью В. Сварог серьезно занимался музыкой. Одаренный исключительными музыкальными способностями, абсолют-ным слухом и прекрасным голосом, он начал самостоя-тельно обучаться игре на гитаре, руководствуясь школой М. Высоцкого и А. Сихры. Затем перешел на шестиструнную гитару, специализировался в игре "на гитаре испанского строя" и в 1907-1908 годах выступал как гитарист-солист на концертах. Предпочитал металлические струны. Имел собственные сочинения, большая часть из которых не издана. Хорошо пел под гитару, участвовал в спектаклях. Развивался и как художник. В 1911 году В.С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала "Солнце России", за серию рисунков к "Живому трупу" Л. Н. Толстого. Решающее значение для развития и активизации реалистических начал дарования В. С. Сварога имела его встреча с И. Е. Репиным в 1915 году. Одной из известных работ И. Репина является портрет В. Сварога с гитарой в руках.

Илья Репин. Портрет художника В.С.Сварога. 1915

Частое пребывание у Ильи Репина, присутствие на его портретных сеансах оказали влияние и на направленность творчества Сварога (автопортреты 1923, 1926 г., портреты О.А. Кистеровой, Л.С. Сварог и др.). По совету и рекомен-дации И.Е. Репина Василий Сварог вступил в Товарищество передвижников и начиная с 1916 года выставлял свои рабо-ты на передвижных выставках. Лучшим произведением этого периода В.С. Сварога является "Портрет матери" (1916, холст, масло), удостоенный на весенней Передвиж-ной выставке первой премии. В январе 1917-го года ему присвоили звание академика.

Делая карьеру художника, Василий Сварог не расставался и с музыкой, как гитарист-виртуоз гастролировал по России, давал сольные концерты. В 1919 году из-за тяжелой болезни матери В.С. Сварог вернулся в родной город и по 1922 год жил в городе Старая Русса, где увлекся органи-зацией Народного дома, вокального кружка и оперного коллектива (сам исполнял на сцене труднейшие оперные партии: мельника в "Русалке", Мефистофеля в "Фаусте", Мазепы в "Мазепе" и другие), был инициатором создания местного художественного музея, самодеятельных хоровых и оркестровых кружков, художественной студии для под-ростков. По свидетельству жены художника Ларисы Сварог, на вопрос, что для него самое главное: живопись или музыка и пение, Василий Сварог отвечал: "Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трех искусств. Если я когда-нибудь буду лишен одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником".

Вернувшись в 1922 году в Петроград, В. Сварог возобновил работу как иллюстратор и плакатист. В 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом "9 января", для которого выполнил 11 больших рисунков. Творческую работу Василий Сварог совмещал с педагогической деятельностью в качестве преподавателя художественно-промышленного техникума.

В.С. Сварог был хорошо знаком с Сергеем Есениным и у них, по некоторым данным, были даже планы совместных выступлений, на которых гитарист Сварог должен был аккомпанировать есенинской декламации. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться из-за внезапной кончины С.А. Есенина. В день трагической смерти поэта В. Сварог также находился в гостинице "Англетер" и ночью 28 декабря 1925 года ему удалось сделать в номере Есенина посмертный карандашный рисунок с изображением мертво-го Есенина (впервые опубликован: “Наше наследие”, 1990, № 3), который в настоящее время хранится в Московском государственном музее С.А. Есенина.

С 1929 года постоянным местожительством В.С. Сварога становится Москва. В московский период он много работал на историко-революционную тему: написал серию картин, посвященных событиям 1905 года ("Предательство Гапона", "Тайная типография", "Гибель Потемкина"), начал писать портреты государственных деятелей Советской России (портреты С. Орджоникидзе, В. В. Куйбышева, С. М. Кирова, К. Е. Ворошилова и др.). Откликом на важнейшие события в жизни страны стали картины "Арматурщики", "Днепрострой", "Кузнецкстрой" и др., двадцать четыре акварели, объеди-ненные общим заглавием "Красная Армия на маневрах", работы "Герои-летчицы в Кремле перед полетом", "Встреча челюскинцев на Красной площади", "Седовцы на Красной площади" и другие. На протяжении 1932-1941 годов Сварог создал свои лучшие произведения советского периода: натюрморт "Гитара" (1934), "Больная" (1935), "После шторма" (1930), "Рождение поэмы" (1937), "Портрет Маяковского" (1910), "Портрет Чайковского" (1940). Среди работ В.С. Сварога множество произведений объединены важной для него темой "Живопись и музыка" (среди этих работ, в частности, картина "Гитаристка", 1940 год, на которой по свидетельству рязанского гитариста Григория Евсеевича Шишкина (1920-2000) изображена ученица П. С. Агафошина Евгения Макеева (1916-1967)*, и карандашный портрет Андреса Сеговии – см. художественное приложение "Гитара и лютня в мировой живописи и графике" к проекту "Гитаристы и композиторы").

С первых дней Великой Отечественной войны В. С. Сварог стал энергично работать над созданием воодушевляющих плакатов, рисунков, настенных картин, репродукции с которых были опубликованы во многих газетах и иллюстри-рованных изданиях. В 1942 году В. С. Сварог закончил свою последнюю картину – сложную, многофигурную историко-патриотическую композицию "Степан Разин". В конце этого же года вследствие несчастного случая он тяжело заболел. В 1943 году за многолетнюю творческую работу В. С. Сварог был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 31 декабря 1946 года после продолжительной болезни он скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Надгробие на могиле художника исполнил его ученик – народный художник СССР скульптор Н.В.Томский. Работы В. Сварога имеются в Третьяковской галерее и в Академии художеств. Около двухсот его произведений, завещанных художником родному городу, в 1974 году стали основой картинной галереи в городе Старая Русса Новгородской области.

* Эта информация сообщена нам профессором МГИМ им. А. Г. Шнитке В. А. Кузнецовым.

ЛИТЕРАТУРА:
Иванова А.Ф. Старорусская триада;
Румянцева Т.М. Старорусский государственный музей –
Интернет-альманах "Соборная сторона"

Руднев С.И. Русский стиль игры на классической гитаре. Тула, 2002.

Фомичев А. Посмертный портрет Есенина вернулся в Россию // "Литературная газета"

Л.-М., Радуга, 1926. 11 с. с илл. Тираж 8000 экз. Цена 23 коп. В цв. издательской литографированной обложке. Большая редкость!

Сварог (наст. фамилия – Корочкин), Василий Семёнович (1883, Старая Русса - 1946, Москва) - русский и советский художник, иллюстратор книг, плакатист, гитарист-дилетант. Василий Семёнович Корочкин родился в бедной семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных, в которой кроме него было ещё две сестры Анна (позднее - сельская учительница) и Надежда (в будущем - швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать. Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование. В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Петербургское художественное училище технического рисования Штиглица и через четыре года успешно заканчивает его. На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» - божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать - намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении - лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу. Вот так и появился псевдоним художника - «Сварог» – имя бога неба и небесного огня в славяно-русской мифологии. После его окончания, с 1900 года, сотрудничал в петербургских иллюстрированных журналах "Живописное обозрение", "Пулемет", "Волшебный фонарь", "Солнце России" и др. Его сатирические рисунки и карикатуры печатались на страницах крупнейших иллюстрированных еженедельников. Параллельно с живописью В. Сварог серьезно занимался музыкой. Одаренный исключительными музыкальными способностями, абсолютным слухом и прекрасным голосом, он начал самостоятельно обучаться игре на гитаре, руководствуясь школой М. Высоцкого и А. Сихры. Затем перешел на шестиструнную гитару, специализировался в игре "на гитаре испанского строя" и в 1907-1908 годах выступал как гитарист-солист на концертах. Предпочитал металлические струны. Имел собственные сочинения, большая часть из которых не издана. Хорошо пел под гитару, участвовал в спектаклях. Развивался и как художник. В 1911 году В.С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала "Солнце России", за серию рисунков к "Живому трупу" Л.Н. Толстого. Решающее значение для развития и активизации реалистических начал дарования В.С. Сварога имела его встреча с И.Е. Репиным в 1915 году. Одной из известных работ И. Репина является портрет В. Сварога с гитарой в руках.



Илья Репин. Портрет художника В.С. Сварога. 1915

Частое пребывание у Ильи Репина, присутствие на его портретных сеансах оказали влияние и на направленность творчества Сварога (автопортреты 1923, 1926 г., портреты О.А. Кистеровой, Л.С. Сварог и др.). По совету и рекомен-дации И.Е. Репина Василий Сварог вступил в Товарищество передвижников и начиная с 1916 года выставлял свои работы на передвижных выставках. Лучшим произведением этого периода В.С. Сварога является "Портрет матери" (1916, холст, масло), удостоенный на весенней Передвижной выставке первой премии. В январе 1917-го года ему присвоили звание академика. Делая карьеру художника, Василий Сварог не расставался и с музыкой, как гитарист-виртуоз гастролировал по России, давал сольные концерты. В 1919 году из-за тяжелой болезни матери В.С. Сварог вернулся в родной город и по 1922 год жил в городе Старая Русса, где увлекся органи-зацией Народного дома, вокального кружка и оперного коллектива (сам исполнял на сцене труднейшие оперные партии: мельника в "Русалке", Мефистофеля в "Фаусте", Мазепы в "Мазепе" и другие), был инициатором создания местного художественного музея, самодеятельных хоровых и оркестровых кружков, художественной студии для под-ростков. По свидетельству жены художника Ларисы Сварог, на вопрос, что для него самое главное: живопись или музыка и пение, Василий Сварог отвечал:

"Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трех искусств. Если я когда-нибудь буду лишен одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником".

Вернувшись в 1922 году в Петроград, В. Сварог возобновил работу как иллюстратор и плакатист. В 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом "9 января", для которого выполнил 11 больших рисунков. Творческую работу Василий Сварог совмещал с педагогической деятельностью в качестве преподавателя художественно-промышленного техникума. В.С. Сварог был хорошо знаком с Сергеем Есениным и у них, по некоторым данным, были даже планы совместных выступлений, на которых гитарист Сварог должен был аккомпанировать есенинской декламации. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться из-за внезапной кончины С.А. Есенина.




В день трагической смерти поэта В. Сварог также находился в гостинице "Англетер" и ночью 28 декабря 1925 года ему удалось сделать в номере Есенина посмертный карандашный рисунок с изображением мертво-го Есенина (впервые опубликован: “Наше наследие”, 1990, № 3), который в настоящее время хранится в Московском государственном музее С.А. Есенина. С 1929 года постоянным местожительством В.С. Сварога становится Москва. В московский период он много работал на историко-революционную тему: написал серию картин, посвященных событиям 1905 года ("Предательство Гапона", "Тайная типография", "Гибель Потемкина"), начал писать портреты государственных деятелей Советской России (портреты С. Орджоникидзе, В. В. Куйбышева, С. М. Кирова, К. Е. Ворошилова и др.).

Штаб Октября. 1939. Холст, масло.

Откликом на важнейшие события в жизни страны стали картины "Арматурщики", "Днепрострой", "Кузнецкстрой" и др., двадцать четыре акварели, объединенные общим заглавием "Красная Армия на маневрах", работы "Герои-летчицы в Кремле перед полетом", "Встреча челюскинцев на Красной площади", "Седовцы на Красной площади" и другие. На протяжении 1932-1941 годов Сварог создал свои лучшие произведения советского периода: натюрморт "Гитара" (1934), "Больная" (1935), "После шторма" (1930), "Рождение поэмы" (1937), "Портрет Маяковского" (1910), "Портрет Чайковского" (1940). Среди работ В.С. Сварога множество произведений объединены важной для него темой "Живопись и музыка" (среди этих работ, в частности, картина "Гитаристка", 1940 год, на которой по свидетельству рязанского гитариста Григория Евсеевича Шишкина (1920-2000) изображена ученица П.С. Агафошина Евгения Макеева (1916-1967), и карандашный портрет Андреса Сеговии. С первых дней Великой Отечественной войны В. С. Сварог стал энергично работать над созданием воодушевляющих плакатов, рисунков, настенных картин, репродукции с которых были опубликованы во многих газетах и иллюстри-рованных изданиях. Василий Сварог хорошо пел. Находясь в Старой Руссе, он исполнял на сцене старорусской оперы сложные партии - мельника в «Русалке» Даргомыжского, Мефистофеля в «Фаусте» Гуно, Мазепы в «Мазепе» Чайковского, Карася в «Запорожце за Дунаем» Гулак-Артемовского, Алеко в «Алеко» Рахманинова. Кроме того, Сварог играл на гитаре. Сварог говорил:

«Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трёх искусств. Если я когда-нибуль буду лишён одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником».

В 1940 году Политуправление МВО объединило профессиональных военных художников в Студию военных художников имени М.Б. Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед студией поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, отображения героического боевого пути армии. Руководителем был назначен В. Сварог, который создал ряд картин на военную тематику:

«Совет командиров»

«Смольный в Октябре»

«Взятие Зимнего»

«Шлюпочный поход жён командиров».

С 1941 года - в эвакуации. Сначала в Нальчике, потом в Тбилиси. 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась выставка картин. Газета «Заря Востока» писала:

«Творческие рапорты художников. В понедельник, 25 мая, в 12 час. дня в Картинной галерее художников Грузии выступят с творческими рапортами лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств И.Э Грабарь и художник В. С. Сварог. В помещении галереи в этот день откроется выставка их картин, выполненных в Тбилиси и Нальчике в 1941 и 1942 годах».

В 1942 году В.С. Сварог закончил свою последнюю картину – сложную, многофигурную историко-патриотическую композицию "Степан Разин". В конце этого же года вследствие несчастного случая он тяжело заболел. В 1943 году за многолетнюю творческую работу В.С. Сварог был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 31 декабря 1946 года после продолжительной болезни он скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Надгробие на могиле художника исполнил его ученик – народный художник СССР скульптор Н.В. Томский. В 1948 году усилиями друзей художника и его жены Ларисы Семёновны Сварог была проведена посмертная выставка его произведений. На ней были представлены картины, портреты, этюды из экспозиций Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Центрального Дома Советской Армии, музеев А.С. Пушкина, М. Горького, Академии художеств СССР и областных музеев. Работы В. Сварога имеются в Третьяковской галерее и в Академии художеств. Около двухсот его произведений, завещанных художником родному городу, в 1974 году стали основой картинной галереи в городе Старая Русса Новгородской области.

И.В. Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей

в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве. 1939.

Холст, масло. 200х300

Историк искусства И.Э. Грабарь отмечал, что художнику Сварогу свойственна «особая исключительная любовь к сегодняшнему дню, зоркость к его явлениям, фактам, людям. На протяжении всей жизни он не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного события, откликаясь на него немедленно, молниеносно своими картинами, в которых отражал личное свое отношение к нему, отношение своего народа и времени». Название работы, несмотря на описательность, не выражает действительного ее содержания. Встреча детей и руководителей страны – И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, М.И. Калинина, В.М. Молотова, М.М. Кагановича – событие, которое могло происходить в реальности, на картине, приобретает черты мифа. Сияние озаряет не только лица и фигуры, но и пейзаж, небо, все вокруг. Происходящее будто пропущено сквозь фильтр мечты о единении власти и народа.

Василий Семёнович Корочкин родился в семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных, в которой кроме него было ещё две сестры Анна (позднее - сельская учительница) и Надежда (в будущем - швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать.
Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование.
В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Петербургское художественное училище технического рисования Штиглица и через четыре года успешно заканчивает его. Именно во время обучения и появился псевдоним художника - «Сварог».

  • С 1900 года Сварог сотрудничает с петербургскими иллюстрированными журналами «Живописное обозрение», «Волшебный фонарь», «Солнце России».
  • В 1911 году В. С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к произведению Льва Толстого «Живой труп».
  • В 1915 году В. С. Сварог знакомится с Юрием Репиным и пишет его портрет, который привёл в восторг его отца, известного художника Илью Репина . Эта работа позволяет Сварогу сблизиться с мастером, присутствовать на его портретных сеансах.
  • В 1916 году по рекомендации Репина он вступает в Товарищество передвижников и выставляет свои работы на передвижных выставках.
  • В 1916 году Сварог пишет «Портрет матери» (холст, масло). Картина была удостоена первой премии на весенней Передвижной выставке.
  • В 1918 году Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». В это время он создаёт портреты Карла Маркса , Фридриха Энгельса , В. И. Ленина , М. С. Урицкого , В. В. Володарского .
  • С 1919 по 1922 годы в связи с тяжёлой болезнью матери Сварог проводит в Старой Руссе. Здесь он организует Народный дом, создаёт самодеятельные хоровые и оркестровые кружки, художественную студию. В этот период Сварог создает много картин, посвящённых городу и его жителям - «Портрет Васи Ушакова», «Дети» (экспонировалась в Третьяковской галерее), «Портрет Валентины Казариной», «Рогачёвка» и другие.
  • В 1923 году вступил в Ассоциацию художников революционной России.
  • В 1925 году В. С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков.
  • После Великой Октябрьской революции творчество Сварога приобретает яркую политическую направленность. Сам художник называет свой жанр «политической композиции». Одни картины выполнялись на основе личных впечатлений, другие на основе газетных сообщений:
  • Увлекаясь музыкой, В.Сварог создал ряд работ, объединённых этой темой:
Андреса Сеговии
  • Писал Сварог и портреты руководителей партии и правительства - В. И. Ленина, И. В. Сталина , К. Е. Ворошилова , В. В. Куйбышева .
  • В 1940 году Политуправление МВО объединило профессиональных военных художников в Cтудию военных художников имени М. Б. Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед студией поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, отображения героического боевого пути армии. Руководителем был назначен В. Сварог, который создал ряд картин на военную тематику:

Светлана Лучкина

Двойные рисунки - двойные стандарты…


Обладает ли художник способностью оценивать и анализировать увиденное точнее и вернее, нежели простой обыватель?.. Дано ли Мастеру умение схватывать профессиональным оком характерные черты и детали?.. Скорее всего, Вы ответите утвердительно. Ведь именно визуально полученный образ преображается на бумаге в произведение искусства. А иногда и в… непреложное доказательство.
Русский художник Василий Семенович Курочкин, более известный под псевдонимом «Сварог» (- имя бога неба и небесного огня в славяно-русской мифологии), как и любой состоявшийся мастер, знал цену своей наблюдательности и верности линий.
Сварогу довелось жить в такое время, когда от точности линий и общего видения мастера зависели не только его профессиональная репутация и признание публики, но и сама жизнь. После окончания училища, в 1900-е гг. Сварог много работал в жанре пейзажа и портрета. Однако самые известные его произведения дореволюционного периода связаны с плакатами и журнальной сатирической графикой, публиковавшейся в таких петербургских изданиях, как «Живописное обозрение», «Пулемет», «Зритель», «Нива», «Солнце России». В сатирических рисунках и карикатурах еще совсем молодого человека ощущалась рука проницательного мастера психологического портрета. Первым признанием стала премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России» за серию иллюстраций к роману «Живой труп» Льва Толстого. В 1920-1930-е Сварог публиковал многочисленные рисунки в крупнейших органах печати: «Ленинградской правде», «Красной газете», затем в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде» и других изданиях. Сухие факты официальной биографии вполне красноречиво говорят о блестящей карьере Василия Семеновича Сварога в качестве художника, идеологически созвучного революционной России. Он исполняет портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина, их ближайших соратников. Вот некоторые названия его произведений: «Красногвардейцы с пулеметами у Смольного» (1918), «Волховстрой» (1924), «Ленинград» (1925), «К. Е. Ворошилов и А. М. Горький в тире ЦДКА» (1933), «Встреча челюскинцев у Белорусского вокзала» (1934), «Чапаев в бою» (1936), «Ворошилов на байдарке» (1940), «И. В. Сталин и дети» (1937), «И. В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького» (1939), «Штаб Октября» (1940). «Степан Разин» (1941) и т.д.



И. В. Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве. 1939 год.


Однако, обладая истинным дарованием, Сварог, как и многие другие мастера того времени, которых сейчас можно было бы назвать «ангажированными», с вдохновением творил и в официально не поощряемых жанрах…
Мы выбрали для демонстрации профессиональной зоркости художника произведение, которое вряд ли можно назвать самым популярным из его полотен с точки зрения академического искусства... Сложно описать эстетически выдержанным языком, что конкретно мы видим перед собой и какую гамму чувств должны испытывать. И все же смотрите!


Чтобы нарисовать это свое произведение, 42-летний художник, прибежал ранним декабрьским утром 1925 года в гостиницу «Интернационал» (быв. «Англетер»). К сожалению, нет точных сведений кто, зачем и при каких обстоятельств вызвал художника в гостиницу и каким образом ему стало известно о происшедшей трагедии. В Пятом номере он и сделал несколько рисунков-портретов Сергея Есенина, лежащего на полу, у ног участкового надзирателя, карябающего огрызком карандаша безграмотный Протокол, который он окрестил «актом».


В отличие от новичка-участкого Василий Семенович на тот момент был уже известным мастером с солидной художественной практикой. В том же 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого выполнил 11 больших рисунков. Помимо партийной элиты, его дар высоко ценило художественное сообщество. К тому времени за его плечами было благословление великого русского художника Ильи Ефимовича Репина и его рекомендация в Объединение передвижников. За 10 лет до трагического рисунка в «Англетере» Сварогу посчастливилось услышать восторженный возглас Ильи Ефимовича Репина: «Какие богатыри у нас появляются!» Знаменитый русский художник пришел в полный восторг, когда увидел портрет своего сына, Юрия Репина, написанный Сварогом. Вряд ли Николай Горбов, прихотью случай оказавшийся в Пятом номере в роли участкового надзирателя, слышал подобные отзывы в свой адрес. А вот не признававший дилетантства Сварог свою миссию в «Англетере», скорее всего, осознавал предельно ясно.
Чем же нам следует считать набросок из «Англетера»?.. Фактом? Доказательством? Документальным свидетельством? Сложно отмахнуться от некоторых подробностей рисунка, которые нет оснований трактовать как буйную фантазию автора. Мы говорим о скрещенных ногах, которые вряд ли могли оказаться в подобном положении у тела, только что вынутого из петли; о разорванной, расхристанной одежде, которая носит следы жестокой борьбы… Однозначное понимание того, что рисунок слабо вяжется с официальной версией гибели Сергея Есенина, появилось сразу же. И не только у тех, кто догадывался об убийстве, но и у тех, кто знал истинное положение вещей. И как следствие «официальной версии гибели поэта» появилась «официальная версия рисунка Сварога». Именно эту «приглаженную», «застегнутую» версию и знали до определенного момента многие читатели и поклонники творчества Есенина. Вот она:


Подобная вариативность прослеживается и на втором наброске Василия Семеновича, сделанном при тех же обстоятельствах. Речь идет о рисунке головы Сергея Есенина. До недавнего времени мы могли видеть только такой вариант наброска:

И лишь совсем недавно, в 2008 году, Московскому Государственному Музею С.А. Есенина был подарен подлинный посмертный рисунок-портрет Сергея Есенина, выполненный художником Сварогом 28 декабря 1925 года. Рисунок подарил музею профессор Брюссельского университета, академик Жан Бланков. По словам бельгийского ученого, Сварог передал рисунок французскому писателю Анри Барбюсу, который был горячим поклонником СССР.
Под рисунком сохранилась подпись на французском языке: «Сергей Есенин. Первый набросок, сделанный после его смерти».


Рисунок отличается от советского варианта тем, что на виске поэта изображены черные пятна округлой формы - либо запекшаяся кровь, либо следы ран. На оригинале рисунка пятна носят явный характер и не являются ни дефектом изображения, ни случайными «кляксами».
Значение рисунков Сварога трудно переоценить, ведь это уникальные документы, показывающие состояние тела Сергея Есенина сразу после его обнаружения. Именно Сварог отразил то, как выглядел поэт до растиражированных снимков, фотохудожника Моисея Наппельбаума. На снимках «короля ретуши» одежда Есенина уже приведена в порядок, кровь смыта, тело перенесено на кушетку и т.д.
К сожалению, для официального следствия рисунки художника - это всего лишь рисунки художника. Они не могут считаться носителями информации, пригодной для дознания или следственных выводов. «Официальная версия» сделала всё, чтобы живые, кричащие, жуткие наброски Василия Сварога стали молчаливыми, обезличенными свидетельствами присутствия некоего рисовальщика в некоем номере. И у «официальной версии» был бы блестящий шанс объяснить все эти пятна на висках, рваные рукава, расстегнутые брюки, скрещенные ноги просто… художественным вымыслом. Графической метафорой. Эмоциональным восприятием действительности впечатлительным человеком «от искусства». Блестящий был бы шанс, если бы Василий Семенович не объяснил всё сам!
Свои впечатления о том утре, свои заключения о том, что именно он увидел в номере «Англетера» он поведал своему другу, журналисту И. С. Хейсину:
«Мне кажется, что этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну... может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он «забыл» свой портфель в номере Есенина. И домой он «спать» не ходил - с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря все время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах. Обстановка была нервозная, в Москве шел съезд, в «Англетере» всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, поэтому все было так неуклюже, и осталось много следов. Перепуганный дворник, который нес дрова и не вошел в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту Назарову... А где теперь этот дворник? Сначала была «удавка» - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась... Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой «Жиллет» по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли... Очень спешили... «Вешали» второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве... Он же и положил на стол, на видное место, это стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья»... Очень странное стихотворение...» (Опубликовано в газете «Вечерний Ленинград», 28.12.90 г.).
После этого рассказа хотелось бы привести только одну цитату историка искусства И. Э. Грабаря. Цитату, довольно исчерпывающе отвечающую на наш вопрос, заданный в начале статьи об адекватности восприятия художником увиденного.

«Сварогу свойственна «особая исключительная любовь к сегодняшнему дню, зоркость к его явлениям, фактам, людям. На протяжении всей жизни он не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного события, откликаясь на него немедленно, молниеносно своими картинами».

Он откликнулся на смерть поэта. Вы верите его отклику?..

Журнал «Н.Л.О. Невероятное. Легендарное. Очевидное», март, 2010 г.