Н я мясковский биография. Мясковский николай яковлевич

СССР

Никола́й Я́ковлевич Мяско́вский (8 (20) апреля , Новогеоргиевск - 8 августа , Москва) - русский композитор, педагог и музыкальный критик. Доктор искусствоведения (1940), народный артист СССР (1946), лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 - дважды , 1950, 1951 - посмертно ).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Николай Мясковский родился в Новогеоргиевске Варшавской губернии (после революции - польский Модлин , в 1961 году вошедший в состав города Новы-Двур-Мазовецки) в семье Якова Константиновича Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской (урождённой Петраковой), также происходившей из семьи военных, и был их вторым ребёнком. В 1888 году семья переехала в Оренбург , а через год - в Казань. Там Николай потерял мать (она умерла при родах). Опеку над пятью детьми взяла на себя сестра отца, Еликонида Константиновна Мясковская, она же начала учить детей музыке - Николай с детства играл на фортепиано и скрипке [ ] .

    В 1893 году, после окончания двух классов реального училища , Мясковский в соответствии с семейной традицией был определён в Нижегородский кадетский корпус , где пел в кадетском хоре. В 1895 году семья переехала в Петербург и Николай был переведён во Второй кадетский корпус . В 1899 году, после окончания кадетского корпуса, поступил в Военно-инженерное училище и в 1902 году получил диплом военного инженера .

    Между тем ещё в 1896 году, услышав в исполнении Артура Никиша Патетическую симфонию и балладу «Воевода» П. И. Чайковского , Мясковский окончательно решил связать свою жизнь с музыкой . Он начал брать уроки гармонии у Николая Казанли и вскоре сделал первые попытки сочинительства. Некоторое время Мясковский служил в сапёрной части в Зарайске , затем был переведён в Москву, где начал заниматься гармонией с Рейнгольдом Глиэром .

    В 1904 году благодаря хлопотам отца Мясковский получил назначение в девятнадцатый сапёрный батальон, располагавшийся под Петербургом. В Петербурге более двух лет занимался он у Ивана Крыжановского , изучая полифонию , фугу и инструментовку . Летом 1906 года поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию , представив на экзамене свою сонату до минор [ ] . Композиции он учился у А. К. Лядова , инструментовке у Н. А. Римского-Корсакова , музыкально-теоретические дисциплины изучал под руководством Язепа Витолса . Среди его сокурсников были Борис Асафьев и Сергей Прокофьев (дружба с последним связывала Мясковского на протяжении более чем сорока лет). Во время учёбы познакомился с учеником Никиша Константином Сараджевым , дирижёром «Вечеров современной музыки» и концертов в Сокольниках, на которых были впервые исполнены многие ранние произведения Мясковского и Сергея Прокофьева .

    Окончив консерваторию в 1911 году, Мясковский написал свои первые крупные сочинения. Тогда же он начал публиковаться как музыкальный критик: за три года в московском журнале «Музыка» под редакцией В. В. Держановского было напечатано 114 статей и заметок его авторства, посвящённых музыкальной жизни Петербурга и новинкам русской и западноевропейской музыки.

    В 1918 году, с переводом столицы из Петрограда в Москву, туда же был переведён и Военно-морской генеральный штаб, в котором служил композитор. Одновременно с работой Мясковский начал участвовать в московской музыкальной жизни: он стал членом жюри Государственного музыкального издательства и сблизился с одним из его организаторов - профессором Московской консерватории П. А. Ламмом (именно в его доме и в его переложении впервые прозвучали многие произведения Мясковского, в том числе почти все симфонии) [ ] .

    В 1919 году Мясковский был избран членом правления «Коллектива московских композиторов». В следующем году была впервые исполнена его Пятая симфония. В 1921 году он демобилизовался с военной службы и стал заместителем заведующего Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР а также профессором Московской консерватории по классу композиции.

    В 1923 году в память об отце Мясковский написал Шестую симфонию , которая имела такой успех, что о ней заговорили как о первой симфонии после Чайковского, достойной носить название Шестой. В 1925-1927 годах он сочинил Седьмую и Восьмую симфонии. В эти годы Мясковскому приходилось бороться с идеологами Российской ассоциации пролетарских музыкантов , которые проповедовали «демократизацию» академической музыки и считали, что путь к её стилевому обновлению лежит только через массовую, прежде всего пролетарскую песню

    В 1932 году Мясковский был избран в состав оргкомитета Союза советских композиторов . После ареста в ноябре 1937 года музыковеда и композитора Н. С. Жиляева , несмотря на то, что тот критиковал его раннее творчество, Мясковский написал в защиту арестованного письмо, оставшееся без ответа: Жиляев был обвинён в «создании террористической организации с целью убить товарища Сталина» и расстрелян .

    С 1939 года Мясковский был членом художественного совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР , в 1940-1951 годах - членом редколлегии журнала «Советская музыка». В 1940 году ему была присвоена степень доктора искусствоведения. В начале войны с Германией он был эвакуирован сначала на Кавказ - в Грузию и в Кабардино-Балкарию , а затем во Фрунзе . Находясь в эвакуации, он продолжал сочинять, писал марши, которые рассматривал как свой посильный вклад в борьбу с врагом [ ] .

    После войны Мясковскому было присвоено звание Народного артиста СССР, в 1947 году он был избран депутатом Моссовета . Сочинил гимн РСФСР на стихи С. Шипачёва , но, как и гимн Д. Шостаковича , он был отклонён [ ] .

    В 1948 году имя композитора попало в список «формалистов » . Музыка Мясковского была названа мрачной и недостаточно оптимистической. В частности, лирико-ностальгическая Симфония № 25 была охарактеризована как «философские бредни, чуждые рабочему классу», а кантата «Кремль ночью» вызвала шквал критики за подачу образа Сталина и двусмысленность текста. Произведения композитора, за редкими исключениями, перестали исполняться в СССР. В конце 1948 года Мясковский представил Симфонию № 26 на темы древнерусских знаменных распевов . Она была раскритикована и более не исполнялась [ ] .

    В том же году композитор открыто встал в музыкальную оппозицию, защищая своих коллег С. Прокофьева, Д. Шостаковича и А. Хачатуряна . На заседании Союза композиторов он охарактеризовал «Постановление по борьбе с формализмом» как истерическое, что привело к его конфликту с Т. Хренниковым .

    Последние два года жизни Мясковский провёл на даче у Николиной горы , приводя в порядок свои сочинения и работая над последней, 27-й, симфонией. В конце 1949 года он уничтожил свой дневник, часть ранних фортепианных сонат и почти все романсы, написанные в 1906-1914 годах [ ] .

    Николай Мясковский умер от рака желудка 8 августа 1950 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3) рядом с могилами А. Н. Скрябина и С. И. Танеева .

    Творчество

    Стиль музыки Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В его творчестве собственные музыкальные идеи композитора органично взаимосвязаны с элементами позднего романтизма П. И. Чайковского, модернизма И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, импрессионизма Дебюсси . Также заметно влияние Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина [ ] .

    Среди симфоний Мясковского особенно выделяются лирико-трагические Вторая (1912), Третья (1914), Четвёртая (1917) и Пятая (1921), монументально-трагическая Шестая (1923), героико-драматическая Шестнадцатая (1936), задумчиво-ностальгические Двадцать первая (1940) и Двадцать пятая (1946), патриотическая Двадцать вторая (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны , а также последняя Двадцать седьмая (1950) [ ] .

    Для его ранних работ характерны мрачные, даже зловещие тона, которые переплетаются с лирическими, задушевными интонациями русского романтизма. Первые 10 симфоний (1908-1927) отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и мощным звучанием.

    Монументально-трагическая Шестая симфония, написанная в память об отце (1923), отразила трагедию русского народа, расколотого гражданской войной. Как символ нового, социального раскола XX века в России, в её финале звучит мрачный старообрядческий хор.

    В 1925-1927 годах Мясковский много экспериментировал: интонационный стиль Седьмой симфонии лежит на стыке русского романтизма и французского импрессионизма, для Восьмой симфонии применены атональные построения в духе А. Шёнберга и элементы русского и башкирского фольклора

    В начале 1930-х годов, начиная с Симфонии № 11, из-за давления, оказываемого властями, стиль Мясковского изменился на более светлый, в его музыке начали доминировать мажорные тональности, а полифония упростилась. Он написал Двенадцатую симфонию, посвящённую коллективизации, - по мнению современных критиков, она стала худшей в его творчестве. В том же духе выдержана упрощённая 14-я симфония. Единственное мрачное произведение этого периода - Симфония № 13, своего рода прощание композитора с модернизмом и авангардом . Мясковский был вынужден представить её на закрытой премьере, что аналогично ситуации, сложившейся вокруг Четвёртой симфонии Шостаковича [ ] .

    В 30-е годы, наряду с упрощенными симфониями № 12, 14, 18 и 19, в творчестве композитора встречались и такие высокие образцы симфонического искусства, как Симфония № 15, построенная на русско-украинской фольклорной интонации и величественная симфония № 17, посвящённая дирижеру Александру Гауку [ ] .

    Среди других работ этого периода выделяется Симфония № 16, посвящённая советской авиации. Её драматизм навеян катастрофой самолёта «Максим Горький », случившейся в мае 1935 года.

    Особой силой отличается Симфония № 21 (1940), которая открыла последний, завершающий период творчества Мясковского. В ней нашли своё отражение и тягостные раздумья о правильности пути страны, и искренняя вера в светлое будущее. В произведении соединяются чистая сонатная форма, мастерское сочетание мрачных и светлых тонов и философская глубина сочинения. С этой работой композитор возвращается к политональным схемам русского классического романтизма и прозрачной полифонии духовых инструментов [ ] .

    Во время войны он создал несколько струнных квартетов и три патриотические симфонии: № 22, 23 (на кабардино-балкарские темы) и 24. В Симфонии № 25 (в 3-х частях, 1946), ставшей высочайшим образцом вдумчивого классического романтизма, Мясковский достиг вершины полифонического мастерства [ ] .

    Сергей Прокофьев писал о композиторе: «В нём больше от философа - его музыка мудра, страстна, мрачна и самоуглублённа. Он близок в этом Чайковскому и думаю, что является, по сути, его наследником в русской музыке. Музыка Мясковского достигает истинных глубин выразительности и красоты» . Шостакович отзывался о Мясковском как о крупнейшем после Малера симфонисте, среди произведений которого целый ряд является просто шедеврами симфонического искусства .

    Тем не менее, в настоящее время музыкальное наследие Мясковского не пользуется особой известностью. Работая на стыке различных течений, композитор не был полностью признан ни радикальными модернистами, ни сторонниками классического романтизма XIX века. Его работы несколько тяжеловаты, а лирическая составляющая осталась там в достаточно архаичной форме. Исследователь жизни и творчества Мясковского Д. Горбатов и дирижёр Геннадий Рождественский указывали на то, что причина невысокой популярности композитора кроется в том, что для одних он слишком тяжёл и авангарден, а для других - чересчур консервативен .

    Педагогическая деятельность

    За время преподавания в Московской консерватории Мясковский воспитал многих композиторов, среди которых Д. Кабалевский , А. Козловский , А. Локшин , Б. Мокроусов , А. Мосолов , В. Мурадели , Л. Оборин , Н. Пейко , Л. Фейгин , В. Шебалин , А. Хачатурян , Б. Чайковский , Фере . Несмотря на разность дарований и увлечений, каждый из учеников Мясковского нашёл свой стиль, жанр и интонацию [ ] .

    По воспоминаниям учеников, Николай Яковлевич был добрым, отзывчивым человеком, никогда не позволявшим себе грубости. Эрудиция, наблюдательность и точность его замечаний восхищали не одно поколение музыкантов. Дарование Мясковского-педагога, его умение услышать, «схватить» самое главное в сочинении, увидеть и достоинства, и недостатки, ценили не только ученики, но и коллеги, обращавшиеся к нему за советами - Прокофьев, Шостакович, Вайнберг и многие другие [ ] .

    Награды и премии

    Память

    Произведения

    Список произведений

    Опус | Название | Жанр | Год

    1. «Размышления» 7 стихотворений Е. Баратынского для голоса с фортепиано. Вокал 1907
    2. «Из юношеских лет» 12 романсов для голоса и фортепиано на слова К. Бальмонта. Вокал 1903-1906
    3. Симфония № 1, до минор, в 3-х частях Симфонии 1908
    4. «На грани», 18 романсов на слова З. Гиппиус для среднего и низкого голоса с ф-но. Вокал 1904-1908
    5. «Из З.Гиппиус», 3 пьесы для голоса и ф-но. Вокал 1905-1908
    6. Соната № 1 для ф-но, ре минор, в 4-х частях Фортепиано 1907-1909
    7. «Мадригал», сюита для голоса с ф-но на слова К.Бальмонта. Вокал 1908-1909
    8. Три наброска на слова Вяч. Иванова для голоса с ф-но. Вокал 1908
    9. «Молчание», симфоническая притча Оркестровая музыка 1909-1910
    10. Симфониетта, ля мажор, в 3-х частях Оркестровая музыка 1910
    11. Симфония № 2, до диез минор, в 3-х частях Симфонии 1910-1911
    12. Соната для виолончели и фортепиано, ре мажор Инструментальная музыка 1911
    13. Соната № 2 для фортепиано, фа диез минор, одночастная Фортепиано 1912
    14. «Аластор», симфоническая поэма Оркестровая музыка 1912
    15. Симфония № 3, ля минор, в 2-х частях Симфонии 1914
    16. «Предчувствия», 6 набросков на слова З.Гиппиус для голоса с ф-но. Вокал 1913-1914
    17. Симфония № 4, ми минор, в 3-х частях Симфонии 1917-1918
    18. Симфония № 5, ре мажор, в 4-х частях Симфонии 1918
    19. Соната № 3 для фортепиано, до минор, одночастная Фортепиано 1920
    20. 6 стихотворений А.Блока для голоса с ф-но. Вокал 1921
    21. «На склоне дня» 3 наброска на слова Ф. Тютчева для голоса и ф-но. Вокал 1922
    22. «Венок поблекший», музыка к 8 стихотворениям А. Дельвига - тетради I и II для голоса и ф-но. Вокал 1925
    23. Симфония № 6, ми бемоль минор, в 4-х частях Симфонии 1921-1923
    24. Симфония № 7, си минор, в 2-х частях Симфонии 1922
    25. «Причуды», 6 набросков для ф-но Фортепиано 1922-1927
    26. Симфония № 8, ля мажор, в 4-х частях Симфонии 1924-1925
    27. Соната № 4 для ф-но, до минор, в 3-х частях Фортепиано 1924-1925
    28. Симфония № 9, ми минор, в 4-х частях Симфонии 1926-1927
    29. «Воспоминания», 6 пьес для ф-но Фортепиано 1927
    30. Симфония № 10, фа минор, в 1-й части Симфонии 1926-1927
    31. «Пожелтевшие страницы», 7 незатейлевых вещиц для ф-но Фортепиано 1928
    32. Серенада, ми бемоль мажор, для м. оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1928-1929
    33. Симфониетта, си минор, для струнного оркестра Оркестровая музыка 1929
    34. Лирическое концертино № 1, соль мажор, для м. Оркестра в 3-х частях Оркестровая музыка 1929
    35. Струнный квартет № 1, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1930
    36. Струнный квартет № 2, до минор, в 3-х частях Камерная музыка 1930
    37. Струнный квартет № 3, ре минор, в 2-х частях Камерная музыка 1930
    38. Струнный квартет № 4, фа минор в 4-х частях Камерная музыка 1909-1937
    39. Симфония № 11, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1931-1932
    40. Симфония № 12, соль минор, в 3-х частях Симфонии 1931-1932
    41. Симфония № 13, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1933
    42. Симфония № 14, до мажор, в 5-х частях Симфонии 1933
    43. Симфония № 15, ре минор, в 4-х частях Симфонии 1935
    44. Симфония № 16, фа мажор, в 4-х частях Симфонии 1935-1936
    45. 12 романсов на слова М.Лермонтова, для голоса с ф-но Вокал 1935-1936
    46. Симфония № 17 Соль диез минор в четырёх частях Симфонии 1936-1937
    47. Симфония № 18 До мажор в трех частях Симфонии 1937
    48. 10 очень легких пьес для ф-но Фортепиано 1938
    49. Четыре легкие пьески в полифоническом роде для ф-но Фортепиано 1938
    50. Простые вариации, ре мажор, лирическая сюита для ф-но Фортепиано 1937
    51. Концерт для скрипки с оркестром, ре минор, в 3-х частях Концерты 1938
    52. Три наброска (на слова С.Щипачева и Л.Квитко) для голоса с ф-но Вокал 1938
    53. Симфония № 19, ми бемоль мажор для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1939
    54. Две пьесы (из симфонии № 19) для струнного оркестра Оркестровая музыка 1945
    55. Струнный квартет № 5, ми минор в четырёх частях Камерная музыка 1938-1939
    56. Приветственная увертюра до мажор для б. оркестра Оркестровая музыка 1939
    57. Струнный квартет № 6, соль минор Камерная музыка 1939-1940
    58. Симфония № 20, ми мажор, в трех частях Симфонии 1940
    59. Симфония № 21, фа диез минор Симфонии 1940
    60. «Из лирики Степана Щипачева» 10 романсов для среднего голоса с ф-но Вокал 1940
    61. Два марша для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1941
    62. Симфония № 22 («Симфония-баллада»), си минор для б. Оркестра в трех частях Симфонии 1941
    63. Струнный квартет № 7, фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1941
    64. Симфония-сюита № 23, ля минор (на темы кабардино-балкарских песен), для б. оркестра в 3-х частях Симфонии 1941
    65. Сонатина, ми минор, для фортепиано в 3-х частях Фортепиано 1942
    66. Песня и рапсодия (Prelude und Rondo-Sonate), си бемоль минор, для ф-но Фортепиано 1942
    67. Струнный квартет № 8, фа диез минор Камерная музыка 1942
    68. Драматическая увертюра, соль минор, для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1942
    69. «Киров с нами», поэма-кантата для м.-сопрано, баритона, смешанного хора и симфонического оркестра, на слова Н.Тихонова, в 4-х частях Вокал 1942
    70. Струнный квартет № 9, ре минор, в 3-х частях Камерная музыка 1943
    71. Симфония № 24, фа минор, в 3-х частях Симфонии 1943
    72. Соната (№ 5) для ф-но, си мажор Фортепиано 1944
    73. Соната (№ 6) для ф-но, ля бемоль мажор Фортепиано 1944
    74. «Звенья», 6 набросков для б. оркестра Оркестровая музыка 1944
    75. Концерт для виолончели с оркестром, до минор, в 2-х частях Концерты 1944
    76. Струнный квартет № 10, фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1945
    77. Струнный квартет № 11 «Воспоминания», ми бемоль мажор Камерная музыка 1945
    78. Симфониетта № 2 для струнного оркестра, ля минор, в 4-х частях Оркестровая музыка 1945-1946
    79. Симфония № 25, ре бемоль мажор, в 3-х частях Симфонии 1945-1946
    80. Соната для скрипки и ф-но, фа мажор, в 2-х частях Инструментальная музыка 1947
    81. Славянская рапсодия для б. симфонического оркестра Оркестровая музыка 1946
    82. Тетрадь лирики, 6 романсов для высокого голоса и ф-но (на слова М.Мендельсон и её переводы из Бернса) Вокал 1946
    83. «Стилизации», 9 пьес в форме старых танцев для ф-но Фортепиано 1946
    84. «Из прошлого», 6 импровизаций для ф-но Фортепиано 1946
    85. «Кремль ночью», кантата-ноктюрн (слова С.Васильева) для соло-тенора (или сопрано), смешанного хора и оркестра Вокал 1947
    86. Патетическая увертюра до минор для симфонического оркестра (к ХХХ летию Совествкой Армии) Оркестровая музыка 1947
    87. Струнный квартет № 12, соль мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1947
    88. Полифонические наброски для ф-но, в 2-х тетрадях Фортепиано 1947
    89. Симфония № 26 (на русские темы), до мажор, в 3-х частях Симфонии 1948
    90. Дивертисмент ми бемоль мажор, для б. симфонического оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1948
    91. Соната № 2 для виолончели и ф-но, ля минор, в 3-х частях Инструментальная музыка 1948-1949
    92. Соната (№ 7) для фортепиано, до мажор Фортепиано 1949
    93. Соната (№ 8) для фортепиано, ре минор Фортепиано 1949
    94. Соната (№ 9) для фортепиано, фа мажор (средней трудности) Фортепиано 1949
    95. Симфония № 27, до минор, в 3-х частях Симфонии 1949
    96. Струнный квартет № 13, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1949
    97. «За многие годы», сборник романсов и песен на слова разных авторов Вокал 1950
    98. Ф. Э. Бах Andante для флейты и фортепиано. Переложение второй части концерта для оркестра Фортепиано 1922
    99. Д. Мелких «Аладина и Паломид» симфоническая поэма - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1925
    100. М. Штейнберг «Принцесса Малэн» симфоническая поэма - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1926
    101. С. Прокофьев Третья симфония - переложение для двух фортепиано в четыре руки Фортепиано 1929
    102. М. Штейнберг Третья симфония - переложение для двух фортепиано в четыре руки Фортепиано 1930
    103. М. Мусоргский «Иванова ночь на лысой горе» - переложение для фортепиано в четыре руки Фортепиано 1931
    104. С. Прокофьев «Осеннее» - эскиз для м. симфонического оркестра - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1935
    105. С. Прокофьев «Египетские ночи» симфоническая сюита из музыки к спектаклю - переложение для фортепиано в четыре руки Вокал 1935
    106. С. Прокофьев «1941-й год» симфоническая сюита - переложение для фортепиано в четыре руки Фортепиано 1941
    107. А. Бородин Три романса и каватина Кончаковны из оперы «Князь Игорь» - переложение аккомпанементов для струнного квартета
    108. Прелюдии для фортепиано Фортепиано 1896-1898
    109. Прелюдии для фортепиано Фортепиано 1899
    110. Прелюдии для фортепиано Фортепиано 1900
    111. Прелюдия для фортепиано, до диез минор Фортепиано 1901
    112. Фантазия фа минор для фортепиано Фортепиано 1903
    113. «Тишина», романс для голоса с фортепиано на слова Мельшина Вокал 1904
    114. Идиллия фа мажор для фортепиано Фортепиано 1904
    115. Две фантазии для фортепиано: до диез минор и ре мажор Фортепиано 1904
    116. Две фантазии для голоса с фортепиано Вокал 1903
    117. Соната для фортепиано ми минор Фортепиано 1905
    118. Скерцандо для фортепиано Фортепиано 1905
    119. Два романса для голоса и фортепиано Вокал 1905
    120. «Flofion», тетрадь 1, шесть прелюдий для фортепиано Фортепиано 1899-1901
    121. «Flofion», тетрадь 2, миниатюры для фортепиано Фортепиано 1906
    122. «Flofion», тетрадь 3, миниатюры для фортепиано Фортепиано 1906-1907
    123. «Flofion», тетрадь 4, Шалости для фортепиано Фортепиано 1907
    124. «Flofion», тетрадь 5, Шалости для фортепиано Фортепиано 1907-1908
    125. «Flofion», тетрадь 6, Школьные опыты для фортепиано Фортепиано 1907-1908
    126. «Flofion», тетрадь 7, Опыты для фортепиано Фортепиано 1908-1912
    127. «Flofion», тетрадь 8, Наброски и отрывки для фортепиано Фортепиано 1917-1919
    128. Соната для фортепиано до минор одночастная Фортепиано 1907
    129. Соната для фортепиано соль мажор одночастная Фортепиано 1907
    130. 26 фуг (классных) для фортепиано Фортепиано 1907-1908
    131. 2 романса для голоса с фортепиано Фортепиано 1908
    132. «Ковыль» для хора без сопровождения на слова К.Бальмонта Вокал 1909
    133. Увертюра соль мажор для небольшого оркестра Оркестровая музыка 1909
    134. «Песня у станка» на слова А. Безыменского для голоса и фортепиано Вокал 1930
    135. Два военных марша для духового оркестра Оркестровая музыка 1930
    136. Три песни советских летчиков для хора и фортепиано Вокал 1931
    137. «Ленинская» песня для хора с фортепиано на слова А. Суркова Вокал 1932
    138. «Песня о Карле Марксе» для хора с фортепиано на слова С. Кирсанова Вокал 1932
    139. Три военно-комсомольские песни для хора с фортепиано Вокал 1934
    140. «Слава советским пилотам» четырёхголосный смешанный хор без сопровождения (слова А.Суркова) Вокал 1934
    141. Прелюдия и фугетта на имя «Сараджев», соль минор. Из 24 пьес для фортепиано (1907), для симфонического оркестра
    142. «Жить стало лучше» для голоса и фортепиано на слова В. Лебедева-Кумача Вокал 1936
    143. Четыре песни полярников для голоса и фортепиано Вокал 1939
    144. Две массовые песни для голоса с фортепиано Вокал 1941
    145. «Походная песня» для мужского двухголосного хора без сопровождения на слова М. Исаковского Вокал 1941
    146. Два эскиза к гимну РСФСР Оркестровая музыка 1946

    Примечания

  • Иконников А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. - М., 1982.
  • Кунин Ф. Н. Я. Мясковский. - М., 1981.
  • Кудряшов Ю. Н. Я. Мясковский. - Л., 1987.
  • Ламм О. Страницы творческой биографии Н. Я. Мясковского. - М., 1989.
  • Ливанова Т. Н. Н. Я. Мясковский: Творческий путь. - М., 1953.
  • Мясковский Н.Я. С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка. - М.: 1977.
  • Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в двух томах. - М., 1964.
  • Сегельман М.Николай Мясковский - Шестая симфония. Буклет к СD - изданию. Мелодия - 2005.
  • Справочник-путеводитель по симфониям Н. Я. Мясковского / Сост. В. Виноградов. - М., 1954.
  • Цыпин Г. 15 Бесед с Евгением Светлановым. - М., 1998.
  • Patrick Zuk, "Nikolay Myaskovsky and the Events of 1948", Music and Letters, 93:1 (2012), 61-85.
  • Gregor Tassie, "The recordings of Nikolay Myaskovsky", "Classical Records Quarterly", summer 2012
  • Gregor Tassie, " Nikolay Myaskovsky", "Musical Opinion", July/August 2012
  • Gregor Tassie, Myaskovsky: the conscience of Russian music, Rowman and Littlefield, Maryland, Summer, 2014.
  • это исторически ключевая фигура всей нашей музыкальной. Художественная личность, которая сберегла для всех, кто вошел в новую послереволюционную эпоху России, самое лучшее, непреходящее. По времени рождения Николаю Яковлевичу Мясковскому суждено было соединить две эпохи. Не просто разное время - эпохи Царской и Советской России. «История наша сделала такой бросок, что между вчерашним и нынешним оказалась какая-то пустота, психологически болезненная, как раскрытая рана », – писал В. Ходасевич о событиях революции и Гражданской войны. Рану эту можно было залечивать разными способами: низвергнуть искусство «графьев», дворян и «мещанского нытика» , создавать «искусство для пролетариата». А можно было сохранить духовные ценности и приумножить их. В этом, без сомнения, - предназначение Мясковского. Сохранить для нас, потомков Октября, нечто , идущее из прежней жизни, из дореволюционных представлений и ценностей (ценностей вечных ), таким образом сглаживая разрыв между прошлым и настоящим.

    Николай Яковлевич имел большое (хотя и не громкое) влияние на атмосферу отечественной музыки. Однако ученик Николая Яковлевича Б. Чайковский говорил, что в воздухе словно висело – «Бей его!». Первые комсомольцы Московской консерватории объявили Мясковского главой «буржуазного направления в музыке», уловив внутренне свободный, независимый дух , присущий большому искусству.

    В революционную Россию Николай Яковлевич Мясковский, дворянин с либерально-демократическими взглядами, вошел вполне сложившимся 36-летним человеком (родился 8 апреля 1881 – умер 8 августа 1950). В начале Первой мировой войны Мясковский был мобилизован в саперные войска и попал на австрийский фронт. Испытал «угощение» артиллерийским огнем, смерть друзей, плен. Поймут ли Николая Яковлевича его потомки, узнав, что он имел право на освобождение от мобилизации… Поверят ли, что никогда ничего не добиваясь для себя, он всегда охотно хлопотал за других, старался помочь.

    Признание больших художников, если оно не случилось при жизни, идет вслед за их земной жизнью. Но бывает по-иному…

    Николай Яковлевич Мясковский (ученик Лядова и ) получил признание при жизни и вошел в историю музыки XX века как крупнейший русский симфонист. Причин несоответствия достоинств музыки Мясковского и весьма скромного места, которое она занимает, вероятно, несколько. Ну хотя бы та, что в творчестве композитора отсутствуют такие жанры, как опера, балет, киномузыка, которые делают композитора более доступным и известным. Широкая аудитория лишена возможности знать музыку композитора.

    Сочинения Мясковского обладают глубокой сдержанностью, большой степенью интимности высказывания. Они лишены всего внешне эффектного и, возможно, малопонятны той части публики, которая, по меткому замечанию Б. Асафьева (восторженного ценителя творчества Мясковского), привыкла, «чтобы ей подслащали пилюли». А музыканты… О них тот же Асафьев писал так: «…кто занят самим собой, кто не интересуется сложными концепциями, предпочитая мимолетное… а кто погряз в условностях и не чует ничего живого».

    В среде профессионалов (нацеленных во многом на внешнюю новизну) можно встретить равнодушие или даже пренебрежение: старомодно, скучно! К тому же музыкальный язык композитора рождает иногда ложное ощущение, что подобное уже было, ибо стиль Мясковского не ломает, не отвергает традицию, а развивает ее в самобытной форме.

    Возможно, причина нашей отдаленности, индифферентности от музы Мясковского еще и в том, что она не спорит, не воюет, не поучает, не развлекает и не оказывает агрессивного психического давления (как это случается в XX веке). Она, как определил ее суть Асафьев, «выделяется крайне острым устремлением к тому, чтобы выяснить самому себе тайны своей душевной жизни…».

    Сквозняк конца ХХ века отодвинул от нас сокровенно-хрупкое и чистое творчество Николая Мясковского чем-то «более актуальным» (порой грубым и пошлым). Художественный феномен по имени «Мясковский » оказался сокрытым. Чрезвычайно редко встретишь имя композитора в концертных программах, а ведь раньше в репертуар каждого крупного исполнителя его сочинения входили непременно. Грамзаписи сейчас скорее найдешь у музыкантов старшего поколения. Все симфонии композитора записаны в Англии Евгением Светлановым, но у нас в стране их нет. Большинство программ радио, тем более телевидения, не рискнет обратиться к художнику немодному, не имеющему ажиотажного спроса (разве что когда к его сочинениям обращается крупный исполнитель - Г. Рождественский, В. Гергиев).

    Николай Мясковский

    Дмитрий Горбатов

    Мой дар убог, и голос мой негромок,
    Но я живу и на земле мое
    Кому-нибудь любезно бытие:
    Его найдёт далёкий мой потомок
    В моих стихах; как знать? душа моя
    Окажется с душой его в сношеньи,
    И как нашёл я друга в поколеньи,
    Читателя найду в потомстве я.

    В 1907 году 26-летний Мясковский издал своё сочинение, обозначенное «опус 1». Это был цикл романсов — «Семь размышлений» на стихи Евгения Боратынского: приведённое выше стихотворение открывает цикл. Это же стихотворение можно рассматривать и как эпиграф ко всему творчеству Николая Яковлевича Мясковского — одного из самых удивительных русских композиторов.

    Здесь каждая строка — предсказание. «Мой дар убог, и голос мой негромок». Боратынский ясно понимал: оказавшись в поэтическом окружении Пушкина и Лермонтова, его голос, такой отчётливо непохожий на другие голоса той эпохи, вряд ли будет внятно расслышан и по достоинству оценён современниками. С Мясковским, увы, произойдёт то же самое: на фоне Прокофьева и Шостаковича, его дар действительно покажется (и многим кажется до сих пор) «убогим».

    «Его найдёт далёкий мой потомок». Боратынский понимал также и то, что, хотя и не будучи «первым среди равных», его негромкий голос будет привлекать внимание благодарных потомков. То же произойдёт и с Мясковским. Его по-настоящему полюбят лишь подлинные ценители русской музыки, и вокруг его имени никогда не будет той низкой суеты, что до сих пор досадно омрачает имена двух его великих современников. Недостаточно широкая посмертная популярность Мясковского обернулась для него сегодня одним важным преимуществом: те, кому непонятна и неинтересна его музыка, ни за что не станут притворяться понимающими и заинтересованными. Здесь необходимо именно родство душ автора и его далёкого потомка — «душа моя окажется с душой его в сношеньи», и потому сегодня любовь к музыке Мясковского не омрачена ни глупо-никчемной модой, ни малейшим оттенком лицемерия. Потомки — немногие — действительно глубоко благодарны ему за это.

    «И как нашёл я друга в поколеньи…» Всю жизнь самым близким другом Мясковского был Сергей Прокофьев. Трудно представить себе более глубоких творческих антиподов — но так же трудно представить себе людей, более близких духовно: их почти полувековая дружба окончилась 8 августа 1950 года — в день смерти Мясковского. И нельзя забыть, что именно Прокофьев — один из самых одарённых европейских музыкантов, беспощадный критик современной музыки (брюзжавший по поводу Стравинского и почти вообще не замечавший Шостаковича), — столь упорно искал расположения Мясковского, а затем всю жизнь был самым активным и преданным пропагандистом его музыки на Западе. Изданная четверть века тому назад переписка Мясковского и Прокофьева — одна из самых ярких страниц русской эпистолярики, блещущая пленительным юмором и утончённым интеллектом.

    Мясковский — не просто один из русских композиторов (каких было очень много в то время). Он — неотъемлемая часть и, одновременно, достойнейший представитель той культурной среды, которая обусловила звёздный час всей русской культуры на рубеже прошлого и позапрошлого веков. Мясковский — эталон того, что именуется термином «школа» в его самом почётном толковании: школа — как синоним высочайшей дисциплины творческого труда. Мясковский принадлежал к поколению людей, которые, встречая и провожая гостя, подавали ему пальто, — без различия пола и возраста. (Композитор Моисей Вайнберг, юношей чудом спасшийся из польского гетто перед самой Войной, вспоминая свой первый визит на квартиру к Мясковскому, утверждал, что именно это потрясло его больше всего: «Вы представляете, он подал мне пальто! Мне, 20-летнему мальчишке!»)

    Мясковский — сын своей эпохи — композитор глубоко трагический. В Галиции ему довелось пройти фронт Первой Мировой войны поручиком сапёрного батальона (по настоянию отца, генерала русской армии, он получил образование военного инженера в кадетском корпусе). Человек, столько раз видевший вокруг себя жуткую смерть, — когда от людей оставались лишь клочья кровавого мяса, притом смерть совершенно ничем не оправданную, — наверное, и к жизни начинает относиться по-другому. Вероятно, именно поэтому Мясковский никогда не боялся репрессий. Поэтому же Союз композиторов, когда в 1948 году участвовал в кампании беспрецедентной травли самых талантливых советских музыкантов, так и не дождался от Мясковского ни одного покаянного письма (их написали тогда все ведущие композиторы, кроме него одного), — да и вообще не дождался от него ни единого слова жалобы.

    Мясковский относился именно к тому духовному типу русских людей, о котором с трагической точностью сказала Ахматова:

    Нет, и не под чуждым небосводом,
    И не под защитой чуждых крыл, —
    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был.

    Эмиграция была внутренне исключена для Мясковского — решительно и навсегда. Прокофьев, не называя своего друга по имени, напишет о нём в дневнике: «Напрасно один мудрый человек говорил: «Не убегайте от событий, события не простят вам этого: когда вы вернётесь, вас не будут понимать». Я не внял его словам».

    Всю жизнь Мясковский был замкнутым, погружённым в себя человеком. В девять лет он потерял мать — её портрет висел над столом у него в кабинете до последнего дня (там же он висит и сейчас). Личная жизнь Мясковского не сложилась — женат он не был ни разу. Тщательно сторонившийся шумной советской композиторской тусовки, он жил особняком, полностью сосредоточенный на преподавании и творчестве. Мясковский — автор двадцати семи симфоний: случай уникальный со времён Гайдна. Двадцать семь симфоний — двадцать семь жизней; все они прожиты Мясковским абсолютно честно — так же, как прожил он свою «внешнюю» жизнь. Среди всех его симфоний особое место занимает Шестая — звёздный час композитора и, одновременно, первый настоящий триумф русской музыки после революции. В 1923 году именно Шестая симфония принесла Мясковскому мировую славу.

    "Молчание". Портрет композитора Н.Я.Мясковского. 2008, Художник Юрий Никитин

    Это был единственный период, когда Мясковский как бы «вышел из тени». В юности его заслонял гений Скрябина (у которого он очень многому научился). Когда Мясковский стал молодым человеком, вперёд уверенно вышел Стравинский. Не успел Стравинский покинуть Россию, как о себе громогласно заявил Прокофьев. И вот настали 20-е годы: Стравинский в эмиграции, Прокофьев в «продолжительной творческой командировке» (выражение наркома Луначарского), а Шостакович — пока ещё только талантливый подросток. Мясковский находится в зените творческой зрелости: ему исполнилось сорок, и в русской музыке на родине именно он — самый крупный композитор, самая авторитетная музыкально-общественная фигура.

    20-е годы — историческая концовка Русской Революции, эпоха её выстраданного осознания. Шестая симфония Мясковского — это симфония о революции, о любой Революции вообще. В этом музыкальном произведении диалектика Революции явлена гораздо глубже и откровеннее, чем в ином историческом или философском романе. Всё своё глубочайшее понимание Революции Мясковский безошибочно вложил в обобщённые музыкальные символы. Грандиозный финал симфонии открывается темами весёлых уличных песен Французской революции — знаменитых в то время «Карманьолы» и «Ça ira». Сначала их мелодии исполняются попеременно, затем накладываются друг на друга, всё быстрее закручиваясь в безумном вихре. Но в какой-то момент они уже перестают звучать как песни: начинается дикая вакханалия — вакханалия Революции, — от которой становится по-настоящему страшно… и которая закономерно сменяется средневековой секвенцией «Dies irae» — традиционным лейтмотивом смерти в европейской музыке.

    Среди всех вокальных жанров Мясковский предпочитал романс: при такой замкнутости и самоуглублённости композитора, хоровая музыка была для него чересчур публична. Финал Шестой симфонии — единственное исключение: после темы «Dies irae» Мясковский вводит архаический заупокойный раскольничий стих «О расставании души с телом», который звучит в исполнении хора низких голосов. Именно этот скорбный текст завершает самую трагическую русскую симфонию ХХ века:

    Что мы видели?
    Диву дивную,
    Диву дивную
    Телу мёртвую.
    Как душа-то с телом
    Расставалася,
    Расставалася
    Да прощалася.
    Как тебе-то, душа,
    На суд Божий идить
    А тебе-то, тело,
    Во сыру мать землю.

    Ни до, ни после Мясковского ни один русский композитор не посвящал Революции столь эпохального и безысходно трагического полотна. И, конечно же, кроме Мясковского, ни один советский композитор никогда не осмелился бы ввести в свою симфонию тему заупокойного католического песнопения одновременно с темами уличных революционных песен…

    Счастье, что Мясковский успел обнародовать свою симфонию в первой половине 20-х годов, — иначе не сносить бы ему головы! Это инакомыслие ему припомнили лишь четверть века спустя, в 1948-м: по мнению руководства Союза советских композиторов, Мясковский «в своём симфоническом творчестве уделял недостаточное внимание русской народной песне»(!)… У смертельно больного Мясковского уже не было сил реагировать на эту Пошлость — и он просто погрузился в молчание. А тогда, в 1923-м, на премьере Шестой симфонии московская публика провожала её стоя. Четверть часа Мясковского вызывали кланяться, но вышел он нехотя, всего один раз. (Он всю жизнь стеснялся поклонов и оваций.)

    …Писать о Мясковском сегодня — неблагодарный труд: у нынешнего поколения «модных» композиторов и критиков его имя вызывает почему-то лишь небрежную ухмылку. Кроме того, никакие слова всё равно не способны передать того удивительного ощущения, которое неизменно сопровождает каждый личный контакт вдумчивого, обладающего вкусом слушателя с музыкой Мясковского. И в том, как именно располагал он звуки в каждом своём аккорде, и в том, как он, 60-летний профессор Московской консерватории, подавал пальто своим 20-летним студентам, — с равною силой просвечивает один и тот же внутренний аристократизм, недолговечный и хрупкий в любой культуре. Всё, к чему прикасался Мясковский, неизменно обретало самые благородные черты: даже поверхностная советская лирика Степана Щипачёва выглядит в романсах Мясковского изящной классической поэзией.

    Мясковский - Симфония №17 соль минор, Op. 41 - IV Andante

    Мясковский — это, в сущности, и есть Россия, которую мы потеряли. Она, конечно, продолжает существовать рядом с нами, но, увы, только «виртуально». 20 апреля 2001 года Мясковскому исполнилось 120 лет — но Московская консерватория, где он преподавал долгие годы, не сумела запланировать ни одного концерта, посвящённого этой дате. И только Евгений Фёдорович Светланов, заплатив свои собственные деньги, надеется, наконец, выпустить хотя бы несколько комплектов записей всех симфоний Мясковского (шестнадцать компакт-дисков): он начал записывать их ещё в СССР, но они не успели выйти — слишком быстро всё развалилось.
    И эти несколько комплектов наверняка станут раритетом!..

    У Боратынского есть небольшое стихотворение о собственном творчестве — оно тоже входит в цикл романсов Мясковского «опус 1». Чем больше вчитываешься в это стихотворение, тем больше кажется, что и оно тоже написано о Мясковском — как если бы словами Боратынского Мясковский попытался дать оценку своего собственного творчества. И тем больше начинает казаться, что подлинное место Мясковского в музыке относительно Прокофьева и Шостаковича в точности сопоставимо с местом Боратынского в поэзии — относительно Пушкина и Лермонтова. Место это не самое видное и выгодное — но зато совершенно уникальное: занять его в русской культуре больше некому.

    Прочтём же теперь стихотворение Евгения Абрамовича Боратынского с особенным вниманием — и помянем Николая Яковлевича Мясковского. Он, ей-богу, это заслужил!

    Не ослеплён я Музою моею:
    Красавицей её не назовут,
    И юноши, узрев её, за нею
    Влюблённою толпой не побегут.
    Приманивать изысканным убором,
    Игрою глаз, блестящим разговором
    Ни склонности у ней, ни дара нет;
    Но поражён бывает мельком свет
    Её лица необщим выраженьем,
    Её речей спокойной простотой;
    И он, скорей чем едким осужденьем,
    Её почтит небрежной похвалой.

    Мясковский - Квартет №13 ля минор, соч. 86 (1949) / Quartet for strings No. 13 in A minor (Op. 86)

    1. Moderato
    2. Presto fantastico
    3. Andante con moto e molto cantabile
    4. Molto vivo, energico

    Borodin Quartet - Ruben Ahoronian (violin), Andrei Abramenkov (violin), Igor Naidin (viola), Valentin Berlinsky (cello) recorded on 13th November 2003 at CitÈ de la musique, Paris]

    I. Симфоническая музыка

    Симфонии

    Первая симфония c-moll, op. 3, в трех частях. 1908. Посвящена И. И. Крыжановскому. Вторая редакция 1921.

    Вторая симфония cis-moll, op. 11, в трех частях. 1910-1911.

    Третья симфония a-moll, op. 15, в двух частях. 1913-1914. Посвящена Б. В. Асафьеву.

    Четвертая симфония e-moll, op. 17, в трех частях. 1917-1918. Посвящена В. В. Яковлеву.

    Пятая симфония D-dur, op. 18, в четырех частях. 1918. Посвящена В. M Беляеву.

    Шестая симфония es-moll, op. 23, в четырех частях. 1921-1923. Вторая редакция 1947-1948 гг.

    Седьмая симфония h-moll, op. 24, в двух частях. 1922. Посвящена П. А. Ламму.

    Восьмая симфония A-dur, op. 26, в четырех частях. 1923-1925. Посвящена С. С. Попову.

    Девятая симфония e-moll, op. 28, в четырех частях. 1926-1927. Посвящена Н. А. Малько.

    Десятая симфония f-moll, op. 30, в одной части. 1926-1927.

    Одиннадцатая симфония b-moll, op. 34, в трех частях. 1931-1932. Посвящена М. О. Штейнбергу.

    Двенадцатая симфония g-moll, op. 35, в трех частях. 1931 -1932. К XV-летию Октябрьской революции.

    Тринадцатая симфония b-moll, op. 36, в трех частях (исполняется без перерыва). 1933.

    Четырнадцатая симфония C-dur, op. 37, в пяти частях. 1933. Посвящена В. Л. Кубацкому.

    Пятнадцатая симфония d-moll, op. 38, в четырех частях. 1933-1934.

    Шестнадцатая симфония F-dur, op. 39, в четырех частях. 1935-1936. Посвящена оркестру Московской государственной филармонии.

    Семнадцатая симфония gis-moll, op. 41, в четырех частях. 1936- 1937. Посвящена А. В. Гауку. Восемнадцатая симфония C~dur, op. 42, в трех частях. 1937. К ХХ-летию Октябрьской революции.

    Девятнадцатая симфония Es-dur (для духового оркестра), ор. 46, в четырех частях. 1939. К XXI годовщине Красной Армии.

    Двадцатая симфония E-dur, op. 50, в трех частях. 1940. Посвящена Ю. А. Шапорину.

    Двадцать первая симфония fis-moll, ср. 51, в одной части. 1940.

    Двадцать вторая симфония-баллада h-moll, op. 54, в трех частях. 1941.

    Двадцать третья симфония-сюита a-moll, на темы песен и танцев народов Северного Кавказа, ор. 56, в трех частях. 1941.

    Двадцать четвертая симфония f-moll, op. 63, в трех частях. 1943. Посвящена памяти В. В. Держановского.

    Двадцать пятая симфония Des-dur, op. 69, в трех частях. 1945-1946. Посвящена Л. Т. Атовмьяну.

    Двадцать шестая симфония C-dur на древнерусские темы, ор. 79, в трех частях. 1948-1949.

    Двадцать седьмая симфония c-moll, op. 85, в трех частях. 1947-1949.

    Симфониетты, поэмы, увертюры и пр.

    «Молчание», симфоническая притча (по одноименной сказке Эдгара По) f-moll, op. 9. 1909-1910. Посвящена К. С. Сараджеву.

    Симфониетта A-dur, op. 10, в трех частях. 1910-1911. Вторая редакция 1943 г.

    «Аластор», симфоническая поэма (по одноименной поэме Шелли) c-moll, op. 14, 1912-1913. Посвящена С. С. Прокофьеву.

    Серенада Es-dur для малого симфонического оркестра, ор. 32, № 1, в трех частях. 1928-1929. Посвящена А. И. Дзимитровскому.

    Симфониетта h-moll для струнного оркестра, ор. 32, № 2, в трех частях. 1928-1929. Посвящена А. Ф. Гедике.

    Лирическое концертино G-dur для струнного оркестра, ор. 32, № 3, в трех частях. 1929. Посвящена Б. В. Асафьеву.

    Приветственная увертюра для симфонического оркестра C-dur, op. 48. 1939.

    Марш героический f-moll для духового оркестра, ор. 53, № 1. 1941.

    Драматическая увертюра g-tnoll для духового оркестра, ор. 60. 1942.

    Славянская рапсодия d-moll (Увертюра-фантазия на старославянские темы XVI в.) для симфонического оркестра, ор. 71. 1946. Посвящена И. Ф. Бэлзе.

    Патетическая увертюра c-moll для симфонического оркестра, ор. 76. 1947. К ХХХ-летию Советской Армии. Дивертисмент Es-dur для симфонического оркестра, ор. 80, в трех частях. (Вальс. Ноктюрн. Тарантелла.) 1948.

    II. Концерты

    Концерт для скрипки с оркестром d-moll, op. 44, в трех частях. 1938. Посвящен Д. Ф. Ойстраху.

    Концерт для виолончели с оркестром c-moll, op. 66, в двух частях, 1944. Посвящен С. Н. Кнушевицкому.

    III. Камерные инструментальные ансамбли

    Соната для виолончели и фортепиано D-dur, op. 12, в двух частях. 1911. Вторая редакция 1931 г.

    Струнный квартет № 1 a-moll, op. 33, № 1, в четырех частях. 1929- 1930.

    Струнный квартет № 2 c-moll, op. 33, № 2, в трех частях. 1930. Посвящен Г. С. Гамбургу.

    Струнный квартет № 3 d-moll, op. 33, в двух частях. 1910 .

    Струнный квартет № 4 f-moll, op. 33, № 4, в четырех частях. 1909- 1910. Вторая редакция 1936-1937.

    Струнный квартет № 5 e-moll, op. 47, в четырех частях. 1938-1939. Посвящен В. Я. Шебалину.

    Струнный квартет № 6 g-moll, op. 49, в четырех частях. 1939-1940. Посвящен Государственному квартету имени Бетховена: Д. М. Цыганову, В. П. Ширинскому, В. В. Борисовскому, С. П. Ширинскому.

    Струнный квартет № 7 F-dur, op. 55, в четырех частях. 1941. Посвящен Е. М. Гузикову.

    Струнный квартет № 8 fis-moll, op. 59, в трех частях. 1942. Посвящен памяти З. П. Фельдмана.

    Струнный квартет № 9 d-moll, op. 62, в трех частях. 1943. К 20-ле-тию Квартета имени Бетховена.

    Струнный квартет № 10 F-dur, op. 67, в четырех частях. 1907-1945.

    Струнный квартет № 11 «Воспоминания» Es-dur, op. 67, № 2, в четырех частях. 1945. Посвящен А. А. Иконникову.

    Соната для скрипки и фортепиано F-dur, op. 70, в двух частях. 1946-1947.

    Струнный квартет № 12 G-dur, ср. 77, в четырех частях. 1947. Посвящен Д. Б. Кабалевскому.

    Вторая соната для виолончели (или альта) и фортепиано a-moll, op. 81, в трех частях. 1948-1949. По предположению С. И. Шлифштейна квартет был переработан композитором летом 1930 г.

    Струнный квартет M 13 a-moll, op. 86, в четырех частях. 1949. Посвящен Квартету имени Бетховена: Д. М. Цыганову, В. П. Ши-ринскому, В. В. Борисовскому, С. П. Ширинскому.

    IV. Произведения для фортепиано

    Соната № 1 d-moll, op. 6, в четырех частях. 1907-1909. Посвящена Н. Л. Гофман.

    Соната № 2 fis-moll, op. 13, в одной части. 1912. Посвящена Б. С. Захарову.

    Соната № 3 c-moll, op. 19, в одной части. 1920.

    Соната № 4 c-moll, op. 27, в трех частях. 1924-1925. Посвящена С. Е. Фейнбергу.

    Соната № 5 H-dur, op. 64, № 1, в четырех частях. 1944.

    Соната № 6 As-dur, op. 64, № 2, в трех частях. 1944.

    Соната № 7 C-dur, op. 82, в трех частях. 1949.

    Соната № 8 d-moll, op. 83, в трех частях. 1949.

    Соната № 9 F-dur, op. 84, в трех частях. 1949.

    Разные пьесы

    «Причуды», шесть набросков, ор. 25, 1917-1922.

    «Воспоминания», шесть пьес: 1. Напев. 2. Шутка. 3. Безнадежность. 4. Воспоминание. 5. В бессонницу. 6. Снежная жуть, ор. 29. 1927.

    «Пожелтевшие страницы», семь незатейливых вещиц, ор. 31. 1928. Посвящены А. А. Алявдиной.

    «Стилизации», девять пьес в форме старых танцев, ор. 73. 1946.

    «Из прошлого», шесть импровизаций: 1. Вступление. 2. Порыв. 3. В дреме. 4. Звоны. 5. Сумрак. 6. Конец сказки. Ор. 74, 1906-1946.

    «Полифонические наброски», шесть фуг в двух тетрадях, ор. 78. 1907-1908-1948.

    V. Вокальные произведения

    «Размышления», семь романсов для голоса с фортепиано на слова Е. Баратынского. Ор. 1. 1908: 1. Мой дар убог. 2. Чудный град. 3. Муза. 4. Болящий дух. 5. Бывало, отрок звонким кликом. 6. Наяда. 7. Очарованье красоты в тебе. Посвящены Б. В. Асафьеву.

    «На грани», восемнадцать романсов для голоса с фортепиано на слова З. Гиппиус. Ор. 4. 1904-1908: 1. Пиявки. 2. Ничего. 3. В гостиной. 4. Серенада. 5. Пауки. 6. Надпись на книге. 7. Мгновение. 8. Страны унынья. 9. Стук. 10. Тетрадь любви. 11. Христианин. 12. Другой христианин. 13. Луна и туман. 14. Пыль. 15. Цветы ночи. 16. Нескорбному учителю. 17. Кровь. 18. Предел.

    Шесть романсов для голоса с фортепиано на слова А. Блока. Ор. 20. 1920-1921: 1. Полный месяц встал над лугом. 2. Ужасен холод вечеров. 3. Милый друг. 4. Медлительной чредой нисходит день осенний. 5. Встану я в утро туманное. 6. В ночь молчаливую. Посвящены М. Г. Губе.

    «Венок поблекший», восемь романсов для голоса с фортепиано на слова А. Дельвига. Ор. 22. 1925: 1. К чему на памятном листке. 2. Что ты, пастушка, приуныла? 3. Любовь. 4. Близость любимого. 5. Жаворонок. 6. Нет, я не ваш. 7. Песня. 8. Осенняя картина.

    Три боевые комсомольские песни для одноголосного массового хора с фортепиано. 1934: 1. Партизанская («Наливались тополи») на слова С. Острового. 2. Походная («По полям идут колонны») на слова А. Суркова. 3. Пограничная песня на слова B. Винникова.

    Двенадцать романсов для голоса с фортепиано на слова М. Лермонтова. Ор. 40. 1935-1936: 1. Казачья колыбельная. 2. Выхожу один я на дорогу. 3. Нет, не тебя так пылко я люблю. 4. К портрету («Как мальчик кудрявый, резва»). 5. Солнце. 6. Они любили друг друга. 7. Как одинокая гробница (В альбом). 8. Ты идешь на поле битвы (Романс). 9. Она поет. 10. Не плачь, не плачь, мое дитя. 11. Любил и я в былые годы (Из альбома). 12. Прости - мы не встретимся боле.

    «Киров с нами», поэма-кантата к XXV годовщине Октябрьской революции, для двух солистов, смешанного хора и оркестра, на слова Н. Тихонова. Ор. 61, в четырех частях. 1942.

    «Кремль ночью», кантата-ноктюрн к ХХХ-летию Октябрьской рево люции a-moll, для соло, смешанного хора и оркестра, на слова С. Васильева. Ор. 75, в пяти частях. 1947.

    • Биография:

    Русский и советский военный инженер. Композитор, музыкальный критик. Доктор искусствоведения (1940). Профессор Московской консерватории (1921). Народный артист СССР. Лауреат пяти Сталинских премий (1941,1946 - дважды, 1950, 1951 - посмертно)

    Родился в крепости Новогеоргиевск близ Варшавы, где служил его отец Мясковский Яков Константинович .

    Николай Яковлевич стал одним из ярких представителей династии Мясковских, связавших свою жизнь с военной службой. Дед Николая, Константин Иванович, воспитывался в 1КК Петербурга, окончил Офицерский класс Главного ИУ (1852). Вплоть до отставки занимал должность штатного преподавателя математики в Нижегородской военной гимназии. За отличную службу, проявленную в течение долгих 35 лет, был удостоен генеральского звания.

    Родился в семье военного, поступил в Военно-инженерное училище, параллельно частным образом обучался музыке - у Глиэра в Москве, И. Крыжановского в Петербурге, а затем, уже будучи военным инженером, - в Петербургской консерватории, где среди его однокурсников были Сергей Прокофьев и Борис Асафьев. Окончив консерваторию в 1911 г., Мясковский начинает сотрудничать в московском журнале «Музыка», пишет первые крупные сочинения. С началом Первой мировой войны. Мясковский отправляется на фронт в качестве офицера саперных войск. В 1917 г. он получает назначение в Военно-Морской штаб в Петрограде, а в 1918 переезжает в Москву, откуда больше не выезжал до конца жизни. Мясковский - автор 27 симфоний, скрипичного и виолончельного концертов, большого количества камерно-инструментальных и вокальных сочинений. За время преподавания в Московской консерватории воспитал многих выдающихся музыкантов, среди которых Дмитрий Кабалевский, Борис Мокроусов, Александр Мосолов, Вано Мурадели, Лев Оборин, Николай Пейко, Арам Хачатурян и многие другие. За выдающиеся заслуги композитору были присуждены Сталинские премии, а в 1946 - звание Народного артиста СССР. Умер в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Мясковского носил работавший на протяжении 38 лет Уральский струнный квартет. В 2006 г. в честь Мясковского назван Белый зал Московской консерватории. Академик

    Старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых ее истоков. "Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском", - писал Б. Асафьев. В первую очередь это относится к симфонии, которая прошла в творчестве Мясковского большой и сложный путь, стала его "духовной летописью". Симфония отразила раздумья композитора о современности, в которой были бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х гг. Жизнь вела Мясковского через тяжелые невзгоды Великой Отечественной, а на закате дней довелось испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении 1948 г. 27 симфоний Мясковского - это продолжавшийся всю жизнь трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности и красоте души и мысли человеческой. Помимо симфоний Мясковский создал, 15 симфонических произведений других жанров; концерты для скрипки, виолончели с оркестром; 13 струнных квартетов; 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную Сонату; более 100 фортепианных произведений; сочинения для духового оркестра. У Мясковского есть замечательные романсы на стихи русских поэтов (ок. 100), кантаты, вокально-симфоническая поэме "Аластор". Мясковский родился в семье военного инженера в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии. Там, а затем в Оренбурге и Казани прошли его ранние детские годы. Мясковскому было 9 лет, когда умерла мать, и заботу о пятерых детях взяла на себя сестра отца, которая "была очень умной и доброй женщиной... но ее тяжелая нервная болезнь наложила на весь наш обиход унылый отпечаток, что, пожалуй, не могло не отразиться на наших характерах", - писали впоследствии сестры Мясковского, который, по их словам, был в детстве "очень тихим и застенчивым мальчиком... сосредоточенным, немного сумрачным и очень скрытным". Несмотря на растущее увлечение музыкой, для Мясковского, согласно семейной традиции, была выбрана военная карьера. С 1893 г. он обучался в Нижегородском, а с 1895 г. - во Втором Петербургском кадетском корпусе. Занимался также и музыкой, хотя нерегулярно. Первые композиторские опыты - фортепианные прелюдии - относятся к пятнадцатилетнему возрасту. В 1889 г. Мясковский, следуя желанию отца, поступил в Петербургское инженерное училище. "Из всех закрытых военно-учебных заведений - это единственное, которое я вспоминаю с меньшим отвращением", - писал он впоследствии. Возможно, свою роль в такой оценке сыграли новые друзья композитора. Он встретился... "с целым рядом музыкальных энтузиастов, притом совсем новой для меня ориентации - на Могучую кучку". Решение посвятить себя музыке все более крепло, хотя давалось не без мучительного душевного разлада. И вот, окончив училище в 1902 г., Мясковский, направленный на службу в военные части Зарайска, затем Москвы, обратился к С. Танееву с рекомендательным письмом от Н. Римского-Корсакова и по его совету в течение 5 месяцев с января по май 1903 г. прошел с Р. Глиэром весь курс гармонии. Переведясь в Петербург, он продолжил занятия с бывшим учеником Римского-Корсакова И. Крыжановским. В 1906 г., втайне от военного начальства, Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию и в течение года вынужден был совмещать учебу со службой, что оказалось возможным только благодаря исключительной работоспособности и предельной собранности. Музыка сочинялась в это время, по его словам, "бешено", и к моменту окончания консерватории (1911) Мясковский был уже автором двух симфоний, Симфониетты, симфонической поэмы "Молчание" (по Э. По), четырех фортепианных сонат, Квартета, романсов. Произведения консерваторского периода и некоторые последующие сумрачны и тревожны. "Серая, жуткая, осенняя мгла с нависшим покровом густых облаков", - так характеризует их Асафьев. Сам Мясковский видел причину этого в "обстоятельствах личной судьбы", заставившей его вести борьбу за избавление от нелюбимой профессии. В консерваторские годы возникла и продолжалась всю жизнь тесная дружба с С. Прокофьевым и Б. Асафьевым. Именно Мясковский сориентировал Асафьева по окончании консерватории на музыкально-критическую деятельность. "Как Вы можете не пользовать свое замечательное критическое чутье"? - писал он ему в 1914 г. Прокофьева же Мясковский ценил как высокоодаренного композитора: "Я имею смелость считать его по дарованию и самобытности значительно выше Стравинского". Вместе с друзьями Мясковский музицирует, увлекается произведениями К. Дебюсси, М. Регера, Р. Штрауса, А. Шенберга, посещает "Вечера современной музыки", в которых с 1908 г. сам участвует как композитор. Встречи с поэтами С. Городецким и Вяч. Ивановым пробуждают интерес к поэзии символистов - появляются 27 романсов на стихи З. Гиппиус. В 1911 г. Крыжановский познакомил Мясковского с дирижером К. Сараджевым, который стал в дальнейшем первым исполнителем многих произведений композитора. В этом же году началась музыкально-критическая деятельность Мясковского в еженедельнике "Музыка", издававшемся в Москве В. Держановским. За 3 года сотрудничества в журнале (1911-14) Мясковский опубликовал 114 статей и заметок, отличавшихся проницательностью и глубиной суждений. Его авторитет музыкального деятеля все более укреплялся, но начавшаяся империалистическая война круто изменила последующую жизнь. В первый же месяц войны Мясковский был мобилизован, попал на австрийский фронт, получил тяжелую контузию под Перемышлем. "Я испытываю... чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая, животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости", - пишет Мясковский, наблюдая "вопиющую неразбериху" на фронте, и приходит к выводу: "К черту войну всякую"! После Октябрьской революции, в декабре 1917 г. Мясковский был переведен на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде и возобновил композиторскую деятельность, создав за 3 с половиной месяца 2 симфонии: драматическую Четвертую ("отклик на близко пережитое, но со светлым концом") и Пятую, в которой впервые у Мясковского зазвучали песенные, жанрово-танцевальные темы, напомнившие о традициях композиторов-кучкистов. Именно о таких произведениях писал Асафьев: ..."Я не знаю ничего прекраснее в музыке Мясковского, чем моменты редкостной душевной ясности и духовной просветленности, когда вдруг музыка начинает светлеть и свежеть, как весенний лес после дождя". Эта симфония вскоре принесла Мясковскому мировую известность. С 1918 г. Мясковский живет в Москве и сразу активно включается в музыкально-общественную деятельность, совмещая ее со служебными обязанностями в Генеральном штабе (который был переведен в Москву в связи с переездом правительства). Он работает в музсекторе Госиздата, в музыкальном отделении Наркомцроса, участвует в создании общества "Коллектив композиторов", с 1924 г. активно сотрудничает в журнале "Современная музыка". После демобилизации с 1921 г. Мясковский начинает преподавательскую деятельность в Московской консерватории, продолжавшуюся почти 30 лет. Он воспитал целую плеяду советских композиторов (Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Шебалин, В. Мурадели, К. Хачатурян, Б. Чайковский, Н. Пейко, Е. Голубев и др.). Возникает обширный круг музыкальных знакомств. Мясковский охотно участвует в музыкальных вечерах у П. Ламма, певца-любителя М. Губе, В. Держановского, с 1924 г. он становится членом АСМ. В эти годы появляются романсы на стихи А. Блока, А. Дельвига, Ф. Тютчева, 2 фортепианные сонаты, в 30-е гг. композитор обращается к жанру квартета, искренне стремясь откликнуться на демократические запросы пролетарского быта, создает массовые песни. Однако на первом плане всегда находится симфония. В 20-е гг. их создано 5, в следующее десятилетие, еще 11. Разумеется, не все они художественно равноценны, но в лучших симфониях Мясковский достигает той непосредственности, силы и благородства выражения, без которых, по его словам, музыка для него не существует. От симфонии к симфонии все более отчетливо прослеживается склонность к "парному сочинению", которую Асафьев характеризовал как "два течения - самопознание себя... и, рядом, проверка этого опыта взглядом вовне". Сам Мясковский писал о симфониях, "что сочинял часто вместе: более густые психологически... и менее густые". Примером первых может служить Десятая, которая "явилась ответом... на давно мучившую... идею - дать картину душевного смятения Евгения из "Медного всадника" Пушкина". Стремление к более объективному эпическому высказыванию характерно для Восьмой симфонии (попытка воплотить образ Степана Разина); Двенадцатой, связанной с событиями коллективизации, Шестнадцатой, посвященной мужеству советских летчиков; Девятнадцатой, написанной для духового оркестра. Среди симфоний 20-30-х гг. особенно значительны Шестая (1923) и Двадцать первая (1940). Шестая симфония глубоко трагична и сложна по содержанию. Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии - вся в контрастах, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая Мясковского - один из самых впечатляющих художественных документов эпохи. С этим произведением "в русскую симфонию входит большое чувство тревоги за жизнь, за ее цельность" (Асафьев).

    Члены оргкомитета Союза советских композиторов, 1939 Слева направо: Ю.А. Шапорин, Н.Я. Мясковский, И.О. Дунаевский, Р.М. Глиэр. Журнал "7 дней", № 11, 19-25.3.2012 Этим же чувством проникнута и Двадцать первая симфония. Но она отличается большой внутренней сдержанностью, лаконизмом, сосредоточенностью. Мысль автора охватывает разные стороны жизни, повествует о них тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности. От Двадцать первой намечается путь к последней, Двадцать седьмой симфонии, прозвучавшей уже после кончины Мясковского. Этот путь проходит через творчество военных лет, в котором Мясковский, как и все советские композиторы, обращается к теме войны, размышляя о ней без выспренности и ложного пафоса. Таким и вошел Мясковский в историю советской музыкальной культуры, честным, бескомпромиссным, истинным русским интеллигентом, на всем облике и делах которого лежала печать высочайшей духовности.

    • Чины:
    • Награды:
    • Дополнительная информация:
    -