Кто такая Андромеда в мифологии Древней Греции? Легенда созвездия андромеды Таким образом легенда созвездия Андромеды попала на небо.

Андромеда (мифология) Андромеда (мифология)

Когда Кассиопея однажды похвалилась, что она превосходит красотой нереид , разгневанные богини обратились к Посейдону с мольбой о мщении, и он послал морское чудовище, которое грозило гибелью подданным Кефея. Оракул Аммона объявил, что гнев божества укротится только тогда, когда Кефей принесёт Андромеду в жертву чудовищу, и жители страны принудили царя решиться на эту жертву. Прикованная к утёсу, Андромеда была предоставлена на произвол чудовища.

По версии Еврипида, ни отец, ни мать не смогли заставить её покинуть отечество и последовать за Персеем. Согласно большинству авторов, она стала царицей Микен и родила Персею нескольких детей.

Андромеда в искусстве

Андромеда - действующее лицо пьесы (сатирической драмы) Софокла «Андромеда» (фр. 126-129 Радт), трагедий Еврипида , Фриниха Младшего , Ликофрона , Ливия Андроника , Энния и Акция «Андромеда», а также комедии Антифана «Андромеда».

Есть немало изображений подвига Персея на античных вазах, в стенной живописи и барельефах . К образу Андромеды не раз обращались и художники Нового времени от Пьеро ди Козимо , Тициана и Рубенса до Шассерио и Доре .

То же сказание послужило сюжетом для драмы Корнеля «Андромеда» () и оперы Люлли «Персей» ().

Ариосто использовал сюжет о Персее и Андромеде в своей поэме «Неистовый Роланд»: один из её эпизодов (Руджеро, освобождающий Анжелику) полностью дублирует эпизод Персея и Андромеды. На сюжет Ариосто, в свою очередь, написана одна из самых знаменитых картин Энгра.

Прочее

Напишите отзыв о статье "Андромеда (мифология)"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Андромеда (мифология)

– Уварку посылал послушать на заре, – сказал его бас после минутного молчанья, – сказывал, в отрадненский заказ перевела, там выли. (Перевела значило то, что волчица, про которую они оба знали, перешла с детьми в отрадненский лес, который был за две версты от дома и который был небольшое отъемное место.)
– А ведь ехать надо? – сказал Николай. – Приди ка ко мне с Уваркой.
– Как прикажете!
– Так погоди же кормить.
– Слушаю.
Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.

Андромеда

Википедия

Андромеда (др.-греч. Ἀνδρομέδα ) — в греческой мифологии дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи.
Когда Кассиопея однажды похвалилась, что она превосходит красотой нереид, разгневанные богини обратились к Посейдону с мольбой о мщении, и он послал морское чудовище, которое грозило гибелью подданным Кефея. Оракул Аммона объявил, что гнев божества укротится только тогда, когда Кефей принесёт Андромеду в жертву чудовищу, и жители страны принудили царя решиться на эту жертву. Прикованная к утёсу, Андромеда была предоставлена на произвол чудовища.

Андромеда (бронза)

В этом положении увидел её Персей и, поражённый её красотой, вызвался убить чудовище, если она согласится выйти за него замуж. Отец с радостью дал на это согласие и Персей благополучно совершил свой опасный подвиг, показав лик Горгоны Медузы чудовищу, тем самым превратив его в камень.

Андромеда прикованная к скале, 1874
(Henri-Pierre Picou (1824-1895)

По другой версии чудовище было убито мечом Гермеса — тем же самым, которым Персей убил Горгону Медузу.

Персей и Андромеда, 1735-"40 (Шарль Ванлоо)

По версии Еврипида, ни отец, ни мать не смогли заставить её покинуть отечество и последовать за Персеем. Согласно большинству авторов, она стала царицей Микен и родила Персею нескольких детей.

Андромеда в искусстве

Андромеда (Эдвард Джон Пойнтер (1836-1919)

Андромеда — действующее лицо пьесы (сатирической драмы) Софокла «Андромеда», трагедий Еврипида, Фриниха Младшего, Ликофрона, Ливия Андроника, Энния и Акция «Андромеда», а также комедии Антифана «Андромеда».

Есть немало изображений подвига Персея на античных вазах, в стенной живописи и барельефах. К образу Андромеды не раз обращались и художники Нового времени от Пьеро ди Козимо, Тициана и до Шассерио и Доре.

Андромеда
(Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)

То же сказание послужило сюжетом для драмы Корнеля «Андромеда» (1650) и оперы Люлли «Персей» (1682).

Миф лег в основу обоих фильмов «Битва титанов» (1981)» и «Битва титанов» (2010).

Прочее

Созвездия - Персея, Андромеды, Кассиопеи

Афина дала Андромеде место между звёздами в одноименном созвездии.

Подбел многолистный (Andromeda polifolia)

В честь Андромеды назван род растений семейства вересковых с колокольчатыми цветками (Andromeda ; русское название — подбел).

Миф об Андромеде

Андромеда прикованная к скале
(Гюстав Доре (1832-1883)

После долгого пути Персей достиг царства Кефея, лежавшего в Эфиопии на берегу Океана. Там, на скале, у самого берега моря он увидал прикованную прекрасную Андромеду, дочь царя Кефея. Она должна была искупить вину своей матери, Кассиопеи. Кассиопея прогневала морских нимф. Гордясь своей красотой, она сказала, что всех прекрасней она, царица Кассиопея. Разгневались нимфы и умолили бога морей Посейдона наказать Кефея и Кассиопею. Посейдон послал, по просьбе нимф, чудовище, подобное исполинской рыбе.

Андромеда

Оно всплывало из морской глубины и опустошало владения Кефея. Плачем и стонами наполнилось царство Кофея. Он обратился, наконец, к оракулу Зевса Аммону и спросил, как избавиться ему от этого несчастья. Оракул дал такой ответ:

Отдай свою дочь Андромеду на растерзание чудовищу, и окончится тогда кара Посейдона.

Народ, узнав ответ оракула, заставил царя приковать Андромеду к скале у моря. Бледная от ужаса, стояла у подножия скалы в тяжелых оковах Андромеда; с невыразимым страхом смотрела она на море, ожидая, что вот-вот появится чудовище и растерзает ее. Слезы катились из ее глаз, ужас охватывал ее от одной мысли о том, что должна она погибнуть в цвете прекрасной юности, полная сил, не изведав радостей жизни. Ее-то и увидал Персей. Он принял бы ее за дивную статую из белого паросского мрамора, если бы морской ветер не развевал ее волос и не падали из ее прекрасных глаз крупные слезы. С восторгом смотрит на нее юный герой, и могучее чувство любви к Андромеде загорается в его сердце. Персей быстро спустился к ней и ласково спросил ее:

О, скажи мне, прекрасная дева, чья это страна, назови мне твое имя! Скажи, за что прикована ты здесь к скале?

Андромеда рассказала, за чью вину приходится ей страдать. Не хочет прекрасная дева, чтобы герой подумал, что искупает она собственную вину.

Персей и Андромеда, 1723
(Франсуа Лемуан (Франсуа Ле-Мойн) (1688-1737)

Еще не окончила свой рассказ Андромеда, как заклокотала морская пучина, и среди бушующих волн показалось чудовище. Оно высоко подняло свою голову с разверстой громадной пастью. Громко вскрикнула от ужаса Андромеда. Обезумев от горя, прибежали на берег Кефей и Кассиопея. Горько плачут они, обнимая дочь. Нет ей спасенья! Тогда заговорил сын Зевса, Персей:

Еще много будет у вас времени лить слезы, мало времени лишь для спасения вашей дочери. Я - сын Зевса, Персей, убивший обвитую змеями горгону Медузу. Отдайте мне в жены вашу дочь Андромеду, и я спасу ее.

Персей и Андромеда, ок 1726-27 гг (Чарльз-Антуан Койпел)

С радостью согласились Кефей и Кассиопея. Они готовы были сделать все для спасения дочери. Кефей обещал ему даже все царство в приданое, лишь бы он спас Андромеду. Уже близко чудовище. Оно быстро приближается к скале, широкой грудью рассекая волны, подобно кораблю, который несется по волнам, как на крыльях, от взмахов весел могучих юных гребцов. Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя.

Персей спасает Андромеду
(Веронезе) Ренна, Музей изящных искусств

Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч. Почувствовав тяжкую рану, высоко поднялось в волнах чудовище; оно бьется в море, словно кабан, которого с неистовым лаем окружила стая собак; то погружается оно глубоко в воду, то вновь всплывает. Бешено бьет по воде чудовище своим рыбьим хвостом, и тысячи брызг взлетают до самых вершин прибрежных скал. Пеной покрылось море. Раскрыв пасть, бросается чудовище на Персея, но с быстротой чайки взлетает он в своих крылатых сандалиях. Удар за ударом наносит он. Кровь и вода хлынули из пасти чудовища, пораженного насмерть. Крылья сандалий Персея намокли, они едва держат на воздухе героя. Быстро понесся могучий сын Данаи к скале, которая выдавалась из моря, обхватил ее левой рукой и трижды погрузил свой меч в широкую грудь чудовища. Окончен ужасный бой.

Персей и Андромеда, 1890
(Charles Napier Kennedy (1852-1898)

Радостные крики несутся с берега. Все славят могучего героя. Сняты оковы с прекрасной Андромеды, и, торжествуя победу, ведет Персей свою невесту во дворец отца ее Кефея.

Персей и Андромеда, 1570 (Джорджо Вазари, Флоренция)

Персей и Андромеда 1679 (Пьер Миньяр (1612-1695)

Зловещая голова (1887)
Персей и Андромеда рассматривают в воде отражение Горгоны Медузы
(Эдвард Коли Берн-Джонс (1833-1898)

Старшему поколению жителей бывшего Советского Союза очень хорошо знакомо имя Андромеда, но не потому, что в школах хорошо преподавали греческую мифологию, а потому, что в 1957 году в девяти номерах журнала «Техника - молодежи» был опубликован научно-фантастический и вместе с тем социально-философский роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». О невероятной популярности этого произведения говорит тот факт, что оно только за годы советской власти переиздавалось более 20 раз.

Давший имя созвездию

Многим далеким от астрономии людям стало известно, что существует в космосе туманность под названием Андромеда. Мифология, особенно греческая, дала названия многим космическим телам и объектам.

Увековечила она и папу с мамой этой девушки. Отец Андромеды был славным и добрым человеком - он приютил у себя многострадальную Деметру, искавшую по всему свету пропавшую дочь. Кроме того, его считают изобретателем первой оросительной системы. По легенде, созвездие в Северном полушарии было названо в честь Церея (или Кефея) по велению самой Афины Паллады.

Жестокие и легкомысленные боги

Но почему-то еще одно созвездие было названо именем вздорной и нагловатой мамаши Кассиопеи - причины всех несчастий, которые пережила Андромеда. Мифология древних греков оставила миру эту поучительную историю. Содержится она в цикле рассказов о Персее. Древнегреческие боги не любили людей. Все знают, какой страшной каре подверг блудливый Зевс Прометея за то, что он спас гибнущее человечество, подарив ему огонь. Попивая нектар, они любили с понаблюдать за войнами на земле, какую-то помощь оказывали только своим фаворитам. Но если дело касалось наказаний чем-то провинившихся смертных, тут их фантазия становилась просто неуемной.

Причина трагедии

Суть истории состоит в том, что Андромеда (мифология об этом повествует), девушка тихая, умная, приветливая и очень красивая, была обречена Посейдоном на мучительную смерть, чтобы наказать таким жестоким способом заносчивую мать, которая постоянно цеплялась к нереидам, доказывая им, что она красивее их всех вместе взятых. Нереиды - морские божества, которые тихо плескались в водах океана, водили хороводы, любовались друг другом и так далее.

А на берегу стояла женщина и кричала, что она их красивее. Особенно приставала со сравнениями эфиопская царица к Дориде и Панопе. Но когда Кассиопея стала цепляться к Амфитрите, жене Посейдона, терпение последнего лопнуло, и он наслал на Эфиопию страшное

Суть истории

Ужас объял Эфиопию. По некоторым сведениям, чудище систематически стало опустошать страну, затем потребовало каждый день приковывать по одной девушке к скале, и постепенно очередь дошла до царской дочери. По другим версиям, оракул Аммона сразу сказал, что чудовище отступит, если в жертву ему будет принесена именно Андромеда. Мифология эту историю упоминает в связи с подвигами Персея, который на своих крылатых сандалиях как раз добрался, по мнению греков, до южного края света. Когда приблизился к суше, первым, что увидел сын Зевса, была красавица, прикованная к скале. Она была неподвижна, окаменев от ужаса, и только развевающиеся на ветру волосы подсказали герою, что перед ним живая девушка. Персей спустился к ней и узнал всю страшную историю, которую рассказала ему Андромеда. Греческая мифология повествует о том, что безвинная красавица, попавшая в такую жуткую историю, сразу покорила сердце героя.

Возмутительное оскорбление

И вот море зашумело, предвещая, что вот-вот появится чудовище. Прибежали родители красавицы, не иначе как посмотреть на кровавый финал. Где они были до этого, неизвестно. Но суть наказания, выбранного Посейдоном, состояла в том, что Кассиопея должна была видеть ужасную смерть дочери - он все-таки подозревал, что в этом заносчивом сердце осталось место для материнской любви, и оно должно разорваться от горя.

Наказанием бестолковой матери должна была стать растерзанная ни в чем не повинная Андромеда (мифология). Богиня Амфитрита, наверное, требовала у мужа Посейдона именно такой мести. Может быть, к тому моменту у нее не было своих детей, и она поступила так с жестокостью оскорбленной юной красавицы. Тем более, что нанесла ей обиду простая смертная.

«Я чудовище убил, я тебя освободил - и теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться»

Персей, перед тем как вступить в бой с очередным злом, испросил у родителей руки дочери и обещания, что они сдержат данное слово. Некоторые исследователи ставят ему в вину такую рассчетливость. Очевидно, герой знал свои силы и сомневался в порядочности будущих родственников. Согласие он получил, и в тяжелом бою победил Левиафана. Не перечислить произведений литературы и живописи, обратившихся к этому сюжету «Легенд и мифов Древней Греции». Момент освобождения красавицы особенно известен по произведениям Рубенса. Их у него было несколько.

Вознагражденная добродетель

Андромеда в мифологии - символ невинной жертвы, получившей в финале за свою добродетельность заслуженную награду. После свадьбы, которая прошла не совсем удачно, Персей увез любимую жену в Аргос, где они жили долго и счастливо. Но есть и другие варианты.

В реальной жизни в космосе существует Туманность, или а на земле - великие произведения Рубенса и прекрасный роман И. А. Ефремова.

В мифологии Андромеда является ярким персонажем, готовым принести себя в жертву ради спасения родины. Ни в чем неповинная девушка должна была расплатиться за гордыню своих родителей, но ее спас мужественный Персей. История героини вдохновила множество писателей на создание разных повествований, постановок и пьес.

Рождение и вина родителей

В древнегреческой мифологии Андромеда - дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. Родители сильно любили свое дитя и гордились им. Девочка была невероятно красива, и с возрастом прелести лица и тела только больше проявлялись. Это стало поводом для того, чтобы мать начала расхваливать свою дочь перед всеми знакомыми. Дошло до того, что Кассиопея стала говорить, что по красоте нереиды проигрывают ее дочери. Согласно мифологии, богини на Андромеду сильно рассердились и попросили покровительства у Посейдона. Повелитель морей не смог отказать морским нимфам и послал на Эфиопию страшное проклятие в виде морского чудовища. Этот монстр был способен уничтожить жилье и посевы в радиусе многих километров от прибережья.

Расплата девушки

Согласно древнегреческой мифологии, Андромеда должна была расплачиваться за грехи своих родителей. Чтобы избавиться от проклятия, царь вызвал к себе оракула Аммона, который поведал о том, как можно избавиться от проклятия бога морей и всех водных поверхностей. Родители должны были привязать дочь к утесу и оставить ее там на съедение морскому чудовищу. Как гласит древнегреческая мифология, мать Андромеды вместе с царем Кефеем согласилась на этот проступок ради собственной безопасности.

В это время в Эфиопию наведался уже взрослый герой Персей. Этот парень с детства пережил много страданий. Его собственный дедушка поселил его мать Данаю в башне, чтобы та не смогла родить сына, но громовержец Зевс не смог устоять перед красотой девушки. После рождения сына мать и дитя заковали в ящик и бросили в вольное плаванье, но боги не дали умереть Персею. Его судьба состояла в том, чтобы вырасти и стать великим героем. Юношу воспитывали в Серифосе, где царь Полидект всячески добивался руки Данаи, а парня послал за головой Медузы Горгоны, чтобы избавиться от него. Тогда герой еще не знал, что сумеет с помощью добычи спасти свою будущую жену.

Встреча двух влюбленных

В мифологии Андромеда тесно связана с приключениями Персея и его борьбой за голову Медузы Горгоны - чудовища со змеями на голове, которое одним своим взглядом превращает все живое в каменные статуи. Боги дали герою различные артефакты, которые могли бы помочь в бою. Перед сражением Персей посетил трех вещих старух и обманов выведал для себя всю необходимую информацию. После этого он отправился на схватку, откуда вышел победителем с помощью своего зеркально щита. Он смотрел на действия монстра под углом и сумел победить его. По пути назад Персей попал в Эфиопию, где впервые увидел Андромеду.

Девушка пленила героя своей невероятно красотой и готовностью пожертвовать жизнью ради спасения царства. По одной из легенд, Персей сумел победить морское чудовище с помощью головы Медузы Горгоны, которой превратил его тело в камень. В других источниках говорится, что герой просто убил монстра, после чего женился на Андромеде. Она стала царицей Микен и родила ему нескольких детей.

Личность в искусстве и другие сведения

Кто такая Андромеда в греческой мифологии, это можно узнать и из разных произведений искусства. В честь нее была поставлена одноименная сатирическая трагедия Софокла. Также она выступает в качестве главного персонажа творчества авторов Ливия Андроника, Энния, Акция, Еврипида и многих других талантливых личностей. Кроме постановок в театрах и разных повествованиях, девушку изображали одну и вместе с героем Персеем на своих полотнах такие художники, как Тициан, Рубенс, Доре и другие.

В современном творчестве миф о данном персонаже стал основой для двух частей фильма «Битвы титанов», где в качестве морского чудовища выступает Кракен, а Персей собирает команду людей для помощи в поисках Медузы Горгоны, чтобы победить сильное морское чудовище. Среди других интересных фактов о жизни Андромеды стоит вспомнить, что богиня мудрости Афина в честь девушки назвала одно из небесных созвездий, а современные ученые дали это имя одному роду вересковых растений.

Андромеда, жена героя Персея

Андромеда, греч. - дочь эфиопского царя Кефея и его жены , жена героя Персея.

С Персеем она познакомилась при своеобразных обстоятельствах: будучи прикованной к скале на морском берегу, в ожидании морского чудовища по имени Кет, которое должно было прибыть и сожрать ее. (Кстати, от греческого слова «кетос» - «морское чудовище» - произошло русское слово «кит».)

Это чудовище наслал на царство Кефея Посейдон, чтобы отомстить за оскорбление своих многочисленных дочерей и внучек - после того как Кассиопея заявила, что она прекрасней всех морских нимф, вместе взятых. Чудовище опустошало все эфиопское царство, и одолеть его было невозможно. Тогда Кефей обратился к оракулу Амона в Ливии и получил ответ, что страну можно спасти, только пожертвовав чудовищу дочь царя Андромеду.

Узнав об этом, народ принудил Кефея последовать совету оракула. Однако судьба смилостивилась над Андромедой: когда чудовище уже приближалось к ней, появился Персей.


Юный герой попал в страну Кефея по пути с острова Горгон, где он поразил не менее опасное чудовище - Медузу. Едва увидев прекрасную Андромеду, Персей без колебаний заявил, что спасет ее, если она достанется ему в жены. Андромеда и ее родители с радостью согласились, и Персей стал готовиться к бою.

Он обул крылатые сандалии, которые позволяли ему летать, и опоясался волшебным изогнутым мечом, который приносил ему победу в любом бою. И все же, несмотря на эту экипировку и безмерную отвагу Персея, судьба схватки решилась не сразу: чудовище, естественно, не желало расставаться ни со своей добычей в лице красавицы Андромеды, ни с собственной жизнью. Наконец чаша весов все же склонилась на сторону Персея. Израненное чудовище выползло на берег, чтобы напоследок хотя бы растерзать Андромеду, но Персей добил его несколькими ударами меча. Андромеда была спасена, и вскоре во дворце Кефея праздновалась свадьба.


Но тут возникло небольшое осложнение: ранее Андромеда уже была обручена с братом Кефея Финеем. Правда, когда ей грозила смертельная опасность, он и пальцем не шевельнул, чтобы ее спасти, но тем упорнее он настаивал на своих правах после гибели чудовища.

Финей вторгся с толпой воинов в свадебный зал, обозвал Персея вором чужих невест и потребовал, чтобы он вернул ему Андромеду. Тщетно Кефей возражал, что Финей утратил свои права, когда согласился на принесение Андромеды в жертву, тщетно настаивал на своем праве Персей. Вместо ответа Финей бросил в Персея копье, но оно вонзилось в стену. Персей выдернул копье и метнул его в Финея, тот уклонился, и копье поразило одного из его спутников.


В разгоревшейся схватке перевес был на стороне Финея и его отряда, так как все участники свадьбы были безоружны. В трудную минуту Персей велел друзьям отвернуться и вынул из сумки голову Медузы. При одном взгляде на нее воины Финея превращались в камень. Как ни увиливал Финей, но и его Персей заставил взглянуть на Медузу, и он навеки застыл в трусливой, униженной позе.

После свадьбы Андромеда последовала за Персеем на остров Сериф, где жила его мать Даная, а затем в Аргос, где Персей стал царем. Там она даровала Персею дочь Горгофону и шестерых сыновей: Перса, Алкея, Электриона, Сфенела, Местора, Гелея. Одним из ее правнуков был сам Геракл. После смерти боги поселили Андромеду на небесах. До сих пор она сияет в ночном небе вместе с Персеем и своими родителями, Кефеем и Кассиопеей.

Для астрономов Андромеда - созвездие, которое никогда не заходит; для поэтов и художников это тоже «вечно сияющий и манящий» сюжет.


К сожалению, до наших дней не дошло самое прославленное из античных произведений, посвященных судьбе Андромеды, - трагедия Еврипида «Андромеда» (412 до н. э.). В новое время первым к этой теме вернулся Г. Сакс («Персей и Андромеда», 16 в.), затем Кальдерон («Андромеда и Персей», ок. 1640), затем Корнель («Андромеда», 1650), новейшая драматизация принадлежит А. Бруццо (1953).

Знаменитейшая из античных картин - «Персей и Андромеда» Никия (4 в. до н. э.) известна нам только по воспроизведению в виде фрески из «дома Диоскуров» в Помпеях (68-70 г.), ныне находящейся в Национальном музее в Неаполе. Сохранились античные рельефы, мозаики и более десятка ваз с изображениями этого сюжета.


В новое время он особенно увлек П. П. Рубенса, его картины «Персей и Андромеда» имеются в Государственных музеях в Берлине, в мадридском Прадо и в Санкт-Петербурге в Эрмитаже (последняя считается наиболее совершенным произведением Рубенса по своим краскам). В Эрмитаже есть также «Персей и Андромеда» Р. Менгса (ок. 1777). И вообще эту тему не обошло вниманием большинство крупнейших художников: Тициан, Тинторетто, Рембрандт, Пуссен и др.; в пластике наиболее известна монументальная скульптурная группа П. Пюже «Персей и Андромеда» (1684, Лувр).

Известны оперы на эту тему Монтеверди, Генделя, Гайдна и др., в том числе чешского композитора В. Кемпелена (премьера его «Персея и Андромеда» состоялась в 1781 г. в Вене). Одноименная пантомима чеха А. Ванчуры (Ванжуры) была представлена в 1787 г. в Петербурге.

«Гнев титанов» - фильм-фэнтези режиссёра Джонатана Либесмана (2012 г.). В роли Андромеды актриса Розамунд Пайк.