Особенности сюжета и композиции повести барышня крестьянка. Анализ «Барышня-крестьянка» Пушкин

Первая ассоциация, которая возникает, когда мы слышим фамилию Пушкин - «поэт». Однако, проза Александра Сергеевича не менее прекрасна. Повести писателя поражают колоритными образами, затейливыми сюжетами с интересными поворотами и конфликтами. Ярким образцом прозы А. С. Пушкина является повесть «Барышня-крестьянка». Школьники изучают ее в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который существенно облегчит подготовку к уроку. Для удобства в публикации представлены два разбора - краткий и полный.

Краткий анализ

Год написания - 1830.

История создания - Осень 1830 г. А. С. Пушкин провел в Болдино из-за вспышки холеры. Этот период один из самых продуктивных в творчестве писателя. За три месяца был написан цикл прозаических произведений, опубликованный в 1831 г. отдельной книгой «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.»

Тема - Главные темы произведения - любовь и обман.

Композиция - Организацию повести нельзя назвать сложной. Сюжет развивается линейно от экспозиции к развязке. Экспозиция достаточно объемная, так как в ней автор не просто знакомит с героями, но и рассказывает о причинах их неприязни.

Жанр - Повесть.

Направление - Реализм.

История создания

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там писатель вынужден был задержаться из-за вспышки холеры. В Болдино он провел 3 осенние месяцы, на протяжении которых трудился на литературной ниве. Болдинский период оказался очень продуктивным. Из-под пера А. С. Пушкина вышли как поэтические, так и прозаические шедевры.

Особое внимание привлекает цикл произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» . В него вошла и «Барышня-крестьянка». Год написания повести - 1830. Уже в 1831 она стала известной широкому кругу писателей.

Издавая произведение, Александр Сергеевич очень беспокоился, как его воспримут читатели и критика. Дело в том, что основа сюжета, а также художественный прием масок или переодеваний был заимствован Пушкиным у отечественных и зарубежных коллег по перу.

Тема

В «Барышне-крестьянке» анализ следует начинать с характеристики основных мотивов. Разбор их также поможет понять суть повести.

В основе повести – традиционная для литературы тема любви . В контексте этого мотива формируется проблематика , в которой отобразились как моральные, так и социальные аспекты жизни. Можно выделить следующие проблемы : заимствование чужой культуры, обман, положение крестьян и представителей высшего сословия, дружба.

Начинается «Барышня-крестьянка» рассказом о семьях Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Помещики не ладят между собой из-за разницы во взглядах. В деревню к Берестову приезжает его сын Алексей. Молодой человек хорош собой, образован и воспитан. Слухи о его приезде быстро распространяются по деревне. Лиза, Дочь Муромского, изъявляет желание познакомиться с Алексеем. Девушка не знает, как это сделать. Настя, служанка молодой барышни, учит ее, как сделать правильно. Так начинаются главные приключения повести.

Лиза переодевается в крестьянку и устраивает «случайную» встречу с Алексеем, представляясь дочерью местного кузнеца. Кстати, крестьянское платье барышне очень даже к лицу. Постепенно молодые люди влюбляются друг в друга. Лиза боится, что молодой человек узнает правду и тогда им отношения оборвутся. После чреды забавных ситуаций с переодеваниями правда все-таки всплывает. Тем не менее, заканчивается история счастливо, так как отцы Лизы и Алексея до того времени успевают помириться.

После прочтения произведения становится понятным смысл названия повести. Заглавие отображает переодевания главной героини.

Идея рассказа - показать, что рано или поздно любой обман обнаруживается, поэтому прибегать к вранью, пусть даже безобидному, нельзя.

Основная мысль настоящая любовь сильнее обманов и ссор. Быть откровенным, честным с близкими людьми, вот чему учит автор читателей.

Композиция

Характеристика композиции - обязательный пункт плана разбора художественного произведения. Организация анализируемой повести несложная, тем не менее, некоторые особенности композиции есть. Сюжет развивается линейно от экспозиции к развязке. Экспозиция достаточно объемная, так как автор детально описывает быт, привычки двух помещиков и их семейств. Развязки в обычном понимании нет. Автор намекает на то, как заканчивается история, но оставляет читателю право делать самостоятельные выводы.

Жанр

Жанр произведения - повесть, так как оно среднего объема, система образов, проблематика достаточно разветвленные. В произведении развивается несколько сюжетных линий. Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» написано в духе реализма.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 463.

«Барышня-крестьянка» — повесть из цикла «Повести и.п.Белкина». в ней автор сумел выразить свою мечту о высокой морали, о любви, не знающей социальных преград.

Попробуем проанализировать повесть, ответив на ряд вопросов:

1. Когда и где была написана повесть «Барышня-крестьянка» ?
«Барышня-крестьянка» была написана осенью 1830 года в Болдине. Точнее, 20 сентября 1830 года. Именно эту дату поставил Пушкин в конце произведения.

2. Объясните название повести.
Лиза была барышней, дочкой помещика, а переодевшись, притворилась крестьянкой.

3. Почему Лиза так поступила?
Она хотела познакомиться с Алексеем Берестовым: их отцы были в ссоре.

4. Чем была вызвана ссора помещиков?
Причина ссоры отцов не очень понятна детям. Они говорят, что Берестов был бережливый, а Муромцев — расточительный. Один втрое увеличил свои доходы, а Муромцев входил в долги. Учащиеся должны почувствовать пушкинскую иронию в изображении обоих помещиков. Ее объясняет учитель. Самомнение Берестова выражалось в том, что он сам «почитал себя умнейшим человеком во всем околотке, что никак не является признаком действительно умного человека». Соседи лишь «не прекословили ему в этом. Весьма нешироки были его культурные интересы: он ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей». Попутно обращаем внимание на черты старинного дворянского быта, знакомые им по «Дубровскому». Как и к Троекурову в Покровское, соседи Берестова « … приезжали к нему гостить со своими семействами и собаками». Можно остановиться и на англомании Муромского, которая говорит о знакомом уже учащимся по «Дубровскому» преклонении русских помещиков перед иностранцами.

5. Чем занималась мисс Жаксон в приютившей ее стране?
Она почти ничего не делала. Два раза в год перечитывала английский роман, получала за это две тысячи рублей, немалые по тому времени деньги, и «умирала» от скуки В этой «варварской России».

6. Каким Пушкин изображает Алексея Берестова? Автор с симпатией рассказывает о нем, но вместе с тем и с насмешкой. Алексей «был молодец», хорошо скакал на коне, хотел идти на военную службу. Он был молодым и веселым человеком, а говорил об «утраченных радостях и об увядшей юности» и носил черное кольцо с изображением мертвой головы.

7. А как относится Алексей к Акулине?
Алексей искренне полюбил Акулину, учит ее грамоте. Он вопреки желанию отца, который угрожал лишить его наследства, решил жениться на Акулине и жить своим трудом.

8. Вспомните, как закончилась ссора между двумя помещиками и какие общие замыслы
сделали их друзьями. Вспоминаем о том, как помирились помещики и как они решили поженить своих детей. И именно эта общая затея сделала их друзьями.

9. Чем привлекает нас Лиза?
Лиза «смелая», «простая в обращении с Настей», «шаловливая». Она находчивая: нашлась, как поступить, когда Алексей должен был приехать к ним.

10. В чем своеобразие композиции повести «Барышня — крестьянка»? После того как Лиза в облике Акулины встречается с Алексеем, мы все время следим за поведением Алексея. Мы знаем, кто Лиза, а он не знает. Когда отцы помирились, Лиза попадает в затруднительное положение. Мы не знаем, как она из него выйдет, и с интересом ожидаем ее появление среди гостей. В последней сцене Алексей узнал то, что давно было известно читателю: Акулина это и есть Лиза. На этой сцене можно показать детям прием «непрямой
внутренней речи». О радости Алексея, узнавшего в Лизе Акулину, говорит автор, но говорит
так, как сказал бы об этом Алексей.

В «Барышне-крестьянке» нет и следов романтической поэтики, в ней нет ничего таинственного, неожиданного, в ней все просто: и любовь, и герои, и атмосфера деревенской жизни. Здесь звучит шутка, озорство, лукавство. Пушкин шутит непосредственно, шутит без оглядки. «Барышня-крестьянка» — это легкий рассказ, построенный на реально-бытовой основе с незамысловатым сюжетом и со счастливым концом. Некоторые критики, современники Пушкина, считали повесть недостойной пушкинского таланта, осуждали ее -несерьезность». «Но они не заметили в ироническом пафосе рассказа положительного, художественно-созидающего начала».

«Барышня-крестьянка» — повесть, по своим литературным целям вполне серьезная. Пушкин — писатель, художник, который умел сочетать правду в изображении реальной жизни с исключительной поэтичностью выражения, с несравненной и подлинной простотой. Пушкин же с сочувствием показывает дворянина, который хочет жениться на крестьянке. Но пусть учащиеся задумаются над тем, кончилась бы повесть так хорошо, если бы Акулина была не барышней Лизой, а действительно дочерью прилучинского кузнеца.

— очень талантливый и творческий человек, которому удавалось писать замечательные не только стихи, но и прозу. Свои рассказы, свои повести Белкина у него создавались быстро и при этом они явились неким творческим опытом. В каждой повести была использована своя манера повествования, свой тип и замысел, чем и отличались рассказы дуг от друга. И вот сегодня мы изучили несколько шутливую работу, с замысловатым сюжетом. Произведение имеет счастливый конец и это Барыня-крестьянка Пушкина. Оно знакомит нас с двумя семьями, причем сюжет немного схож с сюжетом Шекспира Ромео и Джульетта, ведь и здесь есть две враждующие семьи. Перед прочтением произведения, давайте сделаем сравнительную характеристику Берестова и Муромского. Это соседи-помещики, они же и являются враждующими героями.

Характеристика Берестова и Муромского

Сравнительная характеристика поможет лучше увидеть отношение к жизни и укладу Берестова и Муромского. Так Муромский приверженец нового, западного. Свое имение обустроил на английский манер. Дочь свою величает по-английски, коверкая русское имя. Так у него дочка не Лиза, а Бетси. Это помещик, что владеет имением в Прилучине. Он любит тратить доходы направо и налево, его привлекают нововведения и при этом он больше живет в кредит, нежели по своим средствам.

Берестов — консерватор, его уважают. Ему противны нововведения и тема англомании в целом ему противна, вот поэтому ему и ненавистен сосед. Муромскому же ненавистна критика Берестова, поэтому его отношение к соседу также не из лучших. Простыми словами — это были враждующие семьи. Но все изменил один случай. Когда Муромского сбросила лошадь, Берестов, несмотря на неприязнь к соседу, помог ему, выручил и поддержал. С того дня их отношения в корне изменились. Завершая свою сравнительную характеристику, скажу что помещики Берестов и Муромский стали хорошими друзьями, при этом у них было и общее.

Они вдовцы, с детьми на руках. У Муромского — дочь, у Берестова — сын. Причем мы видим, как в рассказе между детьми зарождается светлое чувство, несмотря на вражду отцов. Правда, Лиза, чтобы познакомиться с Алексеем, переодевается в крестьянку, как советовала служанка Настя. В этом и была завязка произведения. Лиза под именем Акулины познакомилась с Алексеем, от которого все барышни были в восторге. Молодые люди полюбили друг друга, при этом Алексей полюбил Лизу в образе простой девушки. Кульминацией же был приезд Алексея к Муромским, однако девушке удается выкрутиться. Герой не узнает Акулину в лице Лизы. Но, все оказалось намного проще. Родители решают женить своих детей. Для Алексея это была ужасная новость, ведь любит он другую. Но, вовремя раскрытый Лизин маскарад, все меняет. Как-то парень увидел, как Лиза читает письмо, адресованное Акулине и все становится на свои места. Все счастливы и в этом развязка произведения.

Тема урока: Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Барышня - крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.
  2. Формировать умение анализа художественного текста.
  3. Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Оборудование:

Текст повести «Барышня- крестьянка», проектор, экран.

Методические приёмы:

Рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; сравнительный анализ персонажей

Ход урока

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас открытый урок, поприветствуем наших гостей.

  1. Слово учителя .

Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение о Болдинской осени в жизни А.С.Пушкина)

На сегодняшнем уроке мы с вами будем работать над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

3. Беседа по тексту.

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на её заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка ?

Что даёт совмещение этих слов?

Объясните смысл эпиграфа.

Как Пушкиным переосмыслена «романтическая» ситуация, описанная в повести «Барышня-крестьянка» ?

Какие признаки романтизма вы можете назвать в повести?

4. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

Иван Петрович Берестов

1.Ведет хозяйство на русский манер;

«В будни он ходил в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей ».

  1. Из людей, осуждавших Г.И.Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

Григорий Иванович Муромский

  1. Англоман:

«…развёл он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его - англичанка. Поля обрабатывал он по английской метод…»

  1. Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно смелым»

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

Отмети иронию Пушкина в описании отношений Берестова - старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы. Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

  1. Иван Петрович Берестов- русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.
  2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов - старший и Муромский смогли в конце концов найти общий язык и помириться.

Младшее поколение

Алексей Берестов

  1. Характеристика персонажа, портрет:

«Он был воспитан в … университете и намеревался вступить в военную службу, но отец не соглашался… Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного)»

Он был «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу … барышень. Он первый пред ними явился мрачным и разочарованным, первым говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он чёрное кольцо с изображением мертвой головы. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума».

Лиза (Бетси)- Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

1 .Характеристика персонажа, портрет:

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня».

Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

5.Работа над композицией и сюжетом повести.

Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы?

А какова роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повестью. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:

На доске:

Экспозиция – завязка- кульминация- развязка- эпилог (не обязателен)

Экспозиция: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

Завязка : Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А.Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем .

Кульминация : Случайная встреча с Лизой-Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым- старшим.

Развязка : Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»

Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.

6. Домашнее задание

  1. Сочинение-миниатюра «Роль случая в повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка».
  2. Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский»

Полна легкости, юмора и простоты пушкинская «Барышня-крестьянка». Отзывы, которые появились сразу выхода в свет повести, позиционируют произведение, как новаторское как по части формы, так и по содержанию. Вообще «Повести Белкина», в составе которых и находится данное произведение, - первый прозаический опыт Пушкина, увидевший свет. Какое новшество привнес Александр Сергеевич в литературу, разберем на примере повести «Барышня-крестьянка». Отзывы критиков однозначно говорят о ее простоте и в то же время глубине смыслов. Разберем и эти аспекты.

История написания

Болдинская осень… Это один из самых продуктивных периодов творчества Пушкина. В это время из-под его гениального пера выходят «Повести Белкина». Оказавшись на лоне природы, в окружении ярких красок осени, наблюдая жизнь русской деревни, далекий от петербургской жизни с постоянными слежками тайной полицией, писатель здесь расслабляется и пишет «как давно уже не писал». За эти три недолгих месяца А. С. Пушкин создает как стихотворные произведения, так и драматические. Именно здесь, в Болдине, писатель пробует себя в качестве прозаика.

Идею о том, что проза должна быть простой и лаконичной, Пушкин вынашивает давно, ею же он не раз делится со своими друзьями. Писатель считает, что подобные творения должны описывать русскую действительность, такую, каковой она является, без прикрас. Путь к написанию художественных прозаических произведений был нелегким, ведь в то время большее предпочтение отдавалось поэзии и соответствующему ей поэтическому языку. У Пушкина была очень непростая задача: обработать языковые средства таким образом, чтобы они подходили к «языку мысли».

Обратимся к последней повести из цикла «Барышня-крестьянка». Отзывы говорят о том, что читается она легко и отличается простым сюжетом.

Произведение рассказывает о двух помещичьих семьях: Берестовых и Муромских. Они не ладят между собой. В семье первого барина воспитывается сын Алексей. Лиза - дочь второго. Помещики-отцы очень отличаются друг от друга. Если Берестов преуспевающий делец, его любят и уважают в округе, то Муромский - типичный представитель помещичьего сословия - неумелый управленец, настоящий барин.

Молодой Берестов готовится стать военным, но отцу эта идея не совсем нравится, поэтому он держит сына в деревне, возле себя. Приятная, располагающая внешность делает Алексея популярным среди дочерей местных дворян. О его существовании Лиза Муромская узнает от служанки Насти (ее сердце тоже покорил молодой барин). Девушка так описала Алексея своей хозяйке, что для нее он также стал романтическим идеалом. Лиза, мечтая встретиться с молодым Берестовым, переодевается в крестьянский наряд и направляется в рощу, где он обычно охотится.

Молодые люди встречаются и влюбляются друг в друга. Юная Муромская представляется дочерью местного кузнеца Акулина. Алексея не пугает ее социальное положение, он жаждет продолжения встреч с девушкой. В привычный ход вещей вмешивается несчастный случай. Во время совместной охоты лошадь Муромского понесла, на помощь ему пришел Берестов - так и начали теплеть между ними отношения. Все дошло до того, что они сговорились поженить своих детей.

Приехав с отцом на обед к Муромским, Алексей не узнает в Лизе Акулину: девушка сильно изменяет свою внешность, жеманится во время беседы. Встречи молодых людей продолжаются. Алексей принимает решение жениться на крестьянке, о чем сообщает ей в письме. Приехав объясняться к Муромским, он встречает Лизу-Акулину, читающую его письмо.

Основные герои

Вот такая она - пушкинская «Барышня-крестьянка». Содержание, как видим, не осложнено дополнительными смыслами, все четко обрисовывает обычную жизнь дворян и крестьян.

Разберем подробнее основных персонажей повести. Лиза Муромская - семнадцатилетняя девушка, дочь помещика. Следует сказать, что А. С. Пушкин - первый, кто заговорил о дочерях помещиков. Такая и Татьяна Ларина в «Евгении Онегине». Эти девушки чисты, мечтательны, они воспитываются на французских романах. В то же время Лиза способна любить по-настоящему, отдаваться этому чувству, она не умеет врать и лукавить - все ее чувства искренние. Следует сказать, что она еще и весьма сообразительная. Правила приличия, существовавшие в XIX веке, не позволяли девушке знакомиться с молодым человеком без объявления и представления, поэтому Лиза и придумывает комедию с переодеванием.

Следующий герой повести «Барышня-крестьянка», отзывы о котором всегда положительны, - это Алексей Берестов. Изначально о нем читатель узнает из уст Насти, служанки Лизы. Она представляет его неприступным сердцеедом, овеянным различными тайнами. На самом же деле, молодой человек - искрений юноша, способный по-настоящему любить, искренний, не ставящий сословных рамок.

Отцы молодых людей, с одной стороны, очень похожи (вдовцы, всю жизнь положившие на воспитание единственных детей, хлебосольные, амбициозные), но с другой - совершенно разные. Сказывается это на манере ведения хозяйства. Если Берестов - предприимчивый в хозяйственной деятельности, успешный и процветающий, то Муромского увлечение английскими манерами не довело до преуспевания: даже имение его заложено. Однако, помирившись, помещики понимают, что способны создать весьма влиятельный союз с помощью брака детей.

«Барышня-крестьянка» - повесть, пародирующая известные многим «сквозные» сюжеты. В первую очередь, это тема двух враждующих семейств, восходящая к творчеству Шекспира. Однако Пушкин переосмыслил сюжет, и его повесть оканчивается примирением и счастливым союзом молодых людей.

Есть еще одна сквозная тема: «Барышня-крестьянка» поднимает и социальные проблемы. О такой неравной любви писал еще Карамзин в знаменитой «Бедной Лизе». Однако Пушкин опять обыгрывает сюжет, и его повествование не оканчивается трагическим разрывом на основе различий в происхождении героев. Не случайны название и эпиграф к повести: они указывают, что кроме платья, деревенского и помещичьего, Лизу от Акулины ничто больше не отличает - социальная грань стерта.

Жанровое своеобразие

По жанру «Барышня-крестьянка» - повесть. Докажем это. Имеются два основных героя, объединенные одной сюжетной линией, причем характеры их на протяжении произведения остаются неизменными (в отличие, например, от романа).

Важно здесь другое: Пушкин противопоставляет реальную жизнь романтическому отношению к ней, воспетому предшествующими авторами. До читателя он пытается донести мысль о непредсказуемости жизни, невозможности загнать ее в определенные рамки. Отсюда иногда откровенное осмеяние черт романтических произведений.

Ярким примером тому является молодой Берестов - таинственный, ведущий замкнутый образ жизни, переписывающийся с незнакомкой из Москвы. Однако он оказывается пылким, искренним молодым человеком, с проступающим загаром на лице (эта ироническая деталь подчеркивает ложность первоначальных суждений читателя).

Анализ художественных средств

Что касается использования средств выразительности, то здесь Пушкин весьма скуп. Чтобы добиться простоты прозы, не перегружать повествование лишними деталями, автор не использует поэтические украшения. Сам он говорил об этом: «Проза должна не петь, а говорить».

Пушкин отказался от восклицаний, пышных метафор, пылких сравнений, как это было, например, у Карамзина. Именно поэтому произведение «Барышня-крестьянка», равно как и весь цикл «Повестей Белкина», отличается скупостью художественных средств. Знакомство с героями происходит без лишних прелюдий - читатель сразу погружается в повествование.

Основной акцент писатель делает не на подробном описании внешности и психологического портрета героев, а на их поступках, которые характеризуют персонаж намного лучше простых слов.

Место в "Повестях Белкина"

«Барышня-крестьянка» завершает «Повести Белкина» не случайно. Она является своеобразной точкой во всех этих сюжетах, дополняя их, вселяя читателю надежду на лучшее.

В отличие от «Станционного смотрителя», родители и дети воссоединяются, а судьба не вмешивается в ход жизни - Лиза творит ее сама, переодеваясь, играя роль.