"лесные братья" из подмосковья. Как живет человек в землянке

Приверженцы экстремального отдыха на природе часто сталкиваются с проблемой устройства ночлега. Если вы отправляетесь в поход или на охоту на длительное время, оптимальный вариант убежища — землянка своими руками. Она подойдет для продолжительного пребывания в лесу: от пары дней до нескольких месяцев. Однако опыт наших предков доказывает, что в хорошо обустроенной землянке можно жить годами.

В минимальный набор предметов обихода в землянки входит: печь, лежанка или кровать и место для складирования провианта. По желанию в убежище можно добавлять другие удобства.

Поиск места для землянки

Прежде чем отправиться в лес, стоит осведомиться о типе почвы и уровне грунтовых вод на его территории.

Важно! Место для землянки должно быть сухим. Поэтому, прежде чем копать землянку - сделайте глубокую канаву в ширину 1-2 штыка лопаты. Это позволит изучить уровень грунтовых вод на территории.

Самый верный вариант места для землянки - возвышенности на солнечной стороне. На подобных территориях уровень грунтовых вод минимален, а земля сухая. Отсутствие влаги в грунте - очень важный показатель, пренебрегать им опасно. Из-за высокого содержания воды опорная конструкция землянки начнет гнить, что приведет к обрушению. Если вы планируете долгое время проживать в убежище - выбирайте сухое место, это защитит конструкцию от гниения, грибка и плесени.

Достоинства и недостатки землянки

Если вы неуверены, стоит ли строить землянку в лесу, рассмотрите плюсы этого строения:

  • Конструкция не требует фундамента, что значительно ускоряет процесс строительства.
  • Быстро нагревается и долго держит тепло. Если оборудовать убежище печкой или буржуйкой - в нем будет комфортно в любое время года.
  • Землянка очень неприметна для глаз людей и животных. Это удобно использовать во время похода или охоты.
  • Для строительства не требуются специфические навыки. С работами по возведению землянки справится практически любой человек.
  • Убежище в земле строится очень быстро. На изготовление добротного жилища уйдет не больше месяца.

Но, несмотря на все положительные качества землянки, у подобного строения есть и свои недостатки:


Среди низкобюджетных построек землянка занимает лидирующие позиции по уровню комфорта и безопасности.

Инструменты для строительства землянки

Если вы регулярно охотитесь или ходите в походы - землянку лучше построить заранее или постепенно. Для работ понадобится следующий набор инструментов:

  • штыковая и совковая лопата;
  • гвоздодер и молоток (или 2 в 1);
  • топор и пила для работы с древесиной;
  • рулетка.

Инструменты можно приносить постепенно и сделать схрон, чтобы во время работ все было под рукой. Также частой практикой является поэтапное строительство землянки: в один из дней приносят лопаты и копают яму, потом пилят доски и т.д.

Подготовка к строительству землянки

Если вы хотите узнать, как построить землянку - читайте подробную инструкцию, описанную ниже. Прежде чем приступать к строительству, продумайте будущую планировку постройки. Сначала стоит подобрать нужное место. Делать это лучше постепенно, чтобы жилище простояло как можно дольше.

Важно! Если вы копаете яму на территории с богатым дерном - снимите его и сохраните. Его можно использовать для утепления и маскировки постройки.

Постройка землянки начинается с ямы. На земле нужно наметить размеры убежища, чаще всего делают землянку 3 на 4 метра. Глубину ямы для землянки выбирают в зависимости от роста будущего жильца, средняя - полтора метра.

Обратите внимание! Землянка - это место для ночлега. Поэтому не стоит делать в ней высокий потолок, это значительно усложнит работы.

Когда яма готова - приступают к распилу досок. Многие хотят знать, как построить землянку с минимальными затратами. Для этого можно совершить договор о купле-продаже древесины на той территории, где вы собираетесь строить землянку. Если это невозможно - строй материал лучше заказать и привезти заранее. Помните, что древесину для землянки заготавливают с запасом. Процент выбраковки при работах неизбежен.

Постройка землянки

Когда материал заготовлен и яма вырыта, можно приступать к строительству. Изготовление землянки включает в себя следующие этапы:


Обратите внимание! Все деревянные части убежища рекомендуется обрабатывать антипиренами.

Многие хотят знать, как сделать землянку сухой. Для этого сооружают дренажную систему вокруг стен, так, чтобы вода стекала от входа к дальней стенке и вниз по холму от жилища.

Внутренняя отделка

Чтобы внутри землянки было уютно - ее нужно оснастить печью. Если вы выбрали буржуйку - работ будет гораздо меньше. Другие виды печей требуют больших затрат. Для них используют камни или жаропрочные кирпичи. Место вокруг печи отделывается листовым железом или кирпичом.

Борис Руденко.

Современный «земляной домик» в Уэльсе, который собственноручно построил фотограф Саймон Дэйл. Фото: www.simondale.net

Землянка времён неолита (реконструкция). Штат Айова, США. Фото: Bill Whittaker.

Такие землянки строили в прифронтовой полосе во время Великой Отечественной войны (реконструкция). Фото: smolklad.ru.

Землянка XIII-XIV веков. Рисунок, акварель. Фото: bolgar.info.

Землянка в три наката (три ряда брёвен сверху) выдерживала прямое попадание миномётной мины. Фото: sportgen.ru.

Партизанские землянки (реконструкция). Музей боевой и партизанской славы, г. Дятьково Брянской области. Фото Игоря Константинова (3).

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Современная интерпретация землянки американских индейцев. Фото: www.milimet.com/Paul Bardagjy.

Сгруппированные вокруг озера девять подземных домов покрыты земляным изоляционным материалом, защищающим от дождя, ветра, перепадов температур и старения. Дома построены по проекту швейцарского архитектора Петера Ветса. Фото: www.greenroofs.com.

Подземное жилище, использующее все преимущества землянки и не лишённое современного комфорта, - создание польских архитекторов. Фото: KWK PROMES.

Из фильмов и книг об очень далёких предках современного человека мы знаем, что древние люди жили в пещерах. Но каким бы немногочисленным ни был в те времена род человеческий, просторных, удобных пещер, в которых могло разместиться целое племя, на всех вряд ли хватало. Да и существовали они лишь в скалистой местности.

Жителям равнин приходилось искать и строить иные укрытия. Самое простое и самое древнее - шалаш: от холода спасал неважно да и под сильным ветром устоять не мог. Выход был один - зарываться в землю.

За многие тысячелетия та неолитическая землянка если и изменилась, то совсем незначительно. Но она стала первым настоящим сооружением в человеческой истории, первым руко-творным постоянным домом, с которого, возможно, и началась архитектурная мысль, породившая в конечном итоге дворцы, замки и суперсовременные небоскрёбы. Да и сейчас в землянках живут сохранившие первобытную культуру племена в Африке, Азии и Южной Америке.

Чтобы построить землянку, достаточно иметь всего два инструмента - лопату и топор. Вначале в земле отрывают круглый или прямоугольный котлован нужного размера, который затем перекрывают толстыми жердями или стволами деревьев и устилают плотным слоем хвои. Сверху присыпают водонепроницаемой глиной, затем - землёй из того же котлована и обкладывают дёрном для лучшего сохранения тепла. Вот и вся конструкция.

Дальше - уже детали. Чтобы земля не осыпалась, стены внутри следует обложить досками или хотя бы укрепить сплошным частоколом. Между обшивкой стен и грунтом тоже стоит натолкать плотный слой глины, не пропускающей внутрь влагу. В крыше надо устроить вентиляционные прóдухи, перед входом выкопать водоотводную канавку, сформировать и обшить деревом ступени, сложить внутри каменную печурку с трубой наружу. Можно заранее, ещё во время рытья котлована, наметить контуры будущих спальных мест - земляных нар (их тоже нужно обшить досками). Всё! Жильё готово для зимовки.

Если пол выше уровня грунтовых вод, а стены и потолок непроницаемы для влаги, жилище остаётся достаточно сухим в любой сезон и любую погоду. Поэтому землянки старались строить на высоких местах, а то и вовсе выкапывать в склонах холмов - наподобие пещеры. Но поскольку влага в грунте есть всегда, чтобы избавиться от сырости, протапливать печку приходилось постоянно, даже летом.

Тысячелетия землянки служили домом, но не исчезли и тогда, когда люди научились строить настоящие дома - деревянные и каменные. Собственно, первые деревянные дома представляли собой полуземлянки. Веками они словно выбирались из-под земли подобно грибам, пока окончательно не утвердились на поверхности.

Землянка - солдатский дом

«Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза».

Песню «Землянка» композитора Константина Листова на слова Алексея Суркова, написанную в военном, 1942 году, каждый фронтовик знал наизусть. Потому что для солдата землянка долгие годы оставалась единственным домом.

Военные всех армий мира делали землянки. О том, как их строить, писались специальные наставления. Армейская землянка русской армии XIX века была рассчитана примерно на взвод (от 10 до 50 человек), а самые большие вмещали до 200 человек. В XX веке, когда военные действия
велись уже не в походах, а на фронтах, на линии противостояния землянки рыли одновременно с окопами. Конечно же не такие большие, как в лагерях второй линии обороны, чтобы уменьшить возможные потери в случае бомбёжки или артиллерийского обстрела. В землянках бойцы могли отдохнуть, обсохнуть и отогреться.

Вот рассказ одного из ветеранов Великой Отечественной войны о том, как строили землянки:

Заняв новую позицию после наступления, сразу же начали строить землянки. Стояла поздняя осень, непрерывно лил холодный дождь. Мы копали землянку на четверых сапёрными лопатками, и хоть промокли насквозь, работа немного согрела. В котловане, конечно, сразу скопилась вода, но это не страшно, воду вычерпаем, главное поскорее соорудить укрытие, спрятаться от дождя и холода. Нарубили молодые сосенки и ели в руку толщиной, укрепили ими стены и закрыли яму в два слоя, сверху набросали глины и принялись утаптывать, месить. Вначале вода лилась в землянку сквозь крышу ручьём, потом всё меньше и меньше, потом течь прекратилась. Затем двое из нас продолжили укрывать крышу ещё одним слоем древесных стволов и лапником, а двое вычерпывали из землянки воду да утаптывали земляной пол. До темноты управились. Навалили на пол гору лапника, закрыли вход брезентом и повалились спать, укрывшись кое-как подсушенными над кострами шинелями. Сверху не капало, ветер не дул, наше жильё казалось нам уютным и даже тёплым. Доделывали, обустраивали землянку позже, почти неделю, когда позволяло время. Но к наступлению морозов были в нашей землянке и печка-буржуйка, и стены из досок, и деревянная дверь. И лежанки сколотили, и даже оконце сделали из снарядного ящика, затянутого с двух сторон промасленной толстой бумагой, как настоящее, в оконном переплёте. Света оно пропускало немного, но всё же не полная темнота. К утру землянку здорово выстуживало, но топить печку уже было нельзя, чтобы дым не засекли вражеские корректировщики артиллерийского огня. Однако к ночи в землянке всегда было жарко…

В другой популярной песне о войне «На безымянной высоте» из кинофильма «Тишина» (музыка Вениамина Баснера, слова Михаила Матусовского) допущена неточность. «Землянка наша в три наката, сосна сгоревшая над ней…» - поётся в песне. Три наката - это три ряда брёвен, которые накатывали крест-накрест сверху вырытого котлована для защиты от мин и осколков снарядов. Три наката выдерживали прямое попадание миномётной мины. Только это уже была не землянка, а блиндаж или даже дзот (деревянно-земляная оборонительная точка) - настоящее фортификационное сооружение, из которого вели стрельбу и пулемётный огонь, удерживали наступающего противника, нанося ему значительный урон.

Особо тщательно строили партизанские землянки, которые фактически становились для бойцов в тылу долговременными базами. Часто они представляли собой просторные подземные дома с жилыми помещениями для десятков бойцов, в них размещали склады для хранения боеприпасов и продовольствия и госпитали. Чтобы разведка врага не обнаружила партизанские лагеря с воздуха, землянки старательно и умело маскировали. Даже бывшие партизаны, побывав после окончания войны на местах прошедших боёв, могли отыскать их не сразу.

Мирная жизнь землянки

Великая Отечественная война нанесла нашей стране небывалый, колоссальный урон. Возвращаясь на освобождённые от оккупантов территории, люди находили на месте своих домов лишь пепелища. На возведение нового жилья не было ни средств, ни строительных материалов, а порой и сил. Чтобы выжить, рыли землянки. В них провели немалую часть жизни многие советские люди - русские, украинцы, белорусы. Сколько их было? Сотни тысяч или миллионы? Трудно сказать точно, но если только полностью уничтоженных войной деревень, сёл, посёлков и городков насчитывалось более 70 тысяч, то можно себе представить, сколько людей осталось без крова. Да и военные, прибыв на места постоянной дислокации, нередко вынуждены были строить на территории частей землянки, в которых жили с семьями вплоть до середины 1950-х годов.

Но минули тяжёлые годы послевоенного восстановления, и о землянках стали постепенно забывать. Впрочем, ненадолго. Архитекторы обратились к опыту строительства землянок в других странах в поисках оптимальных конструкций жилища с точки зрения энергосбережения. В австрийских и швейцарских Альпах, во французских Пиренеях и даже в австралийской полупустыне создавались жилища, заглублённые в тело холмов и гор, а то и просто в землю. Конечно же с примитивными землянками они имеют мало общего. Обладая всеми атрибутами современного комфорта, эти дома существенно экономят тепло за счёт практически неизменной температуры толстого слоя земли, который окружает стены. В таких домах прохладно жарким летом без кондиционеров, они не требуют большого количества энергии для обогрева суровой зимой. Главное условие успеха строительства подобного жилища - низкий уровень грунтовых вод. В болотистой местности подобный дом обойдётся дороговато да и вряд ли будет способен надёжно удерживать внешнюю влагу в течение всей долгой жизни, которую положено просуществовать человеческому жилищу.

Писатели-фантасты, прогнозируя будущее, разделились в своих представлениях о том, какие жилища будет создавать человечество в условиях стремительно растущего населения планеты. Одни утверждают, что ради сохранения окружающей среды и территорий для возделывания сельскохозяйственных культур люди устремятся вверх, строя гигантские небоскрёбы, высотою в километры, населённые миллионами жителей. Другие предполагают, что из-за нехватки энергетических ресурсов человечество будет вынуждено переместиться под землю, в экономичные подземные города, где укроется от природных катаклизмов, глобальных изменений климата и даже от падения космических тел.

Пока же на деле происходит и то и другое. Появляющиеся небоскрёбы отнимают друг у друга рекорды высоты. Самый высокий на сегодняшний день Бурдж Халифа в Дубае вознёсся на 828 м (со шпилем). В нескольких странах запланировано строительство зданий высотой более километра! Одновременно гигантские мегаполисы всё глубже зарываются под землю. Удлиняются линии подземных транспортных магистралей - метро, растут площади подземных торговых и развлекательных центров, автостоянок, под поверхностью земли появляются гостиницы, а в последнее время проектируются целые жилые кварталы. Конечно, их будущие жильцы вряд ли ощутят себя сродни обитателям землянок - да и не нужно это, как не нужно вспоминать, что первым орудием труда человеку служил каменный топор. Но и топор и землянка в человеческой истории останутся навсегда.

Несколько десятков горожан, решив, что плюсы цивилизации куда сомнительнее ее минусов, выбрали жизнь «на лоне природы»: что она им дала, и… что отобрала?

Окраину села Конские Раздоры, что в 120 км восточнее Запорожья, облюбовал экзотический приезжий народ. Кто здесь только ни селится – убежденные кришнаиты, любители восточного боевого искусства хапкидо, название которого местные жители расшифровывают чисто по-украински – «хапай – кидай». Еще – «ботаники», увлеченные сбором «гербария», в частности… листьев конопли. И – «анастасиевцы», приверженцы создания «родовых поместий».

Всех этих разномастных «экологических поселенцев» в Раздорах, по примерным прикидкам, человек двадцать. Почти все они купили старые дома, и по решению местных властей бесплатно получили в собственность под личное крестьянское хозяйство по полтора-два гектара угодий.

Первым делом мы познакомились с самым колоритным приезжим – Виктором Васильевым, который живет в селе с женой Викторией Роик и взрослой дочерью от первого брака Дашей. Виктор не устает называть себя вольным казаком, нажимая на слово «вольный». Он носит «оселедець», одевается исключительно в камуфляж, принципиально не состоит ни в одной казачьей организации (которых ныне расплодилось великое множество) и имеет на все свою жесткую точку зрения.

Виктор и Виктория признают только натуральные продукты, налегают на овощи, фрукты, ягоды и блюда из них

Личная идеология Виктора представляет собой гремучую смесь пантеизма (то есть обожествления природы), разнообразной эзотерики, сведений из истории Украины и мира, народной медицины и научно-популярных знаний.

Они сбежали из «каменных джунглей»

Три года назад жизнь в райцентре Пологи показалась ему слишком суетной, к тому же надоел «гидотний», по выражению Виктора, мелкий бизнес. Еще добавились неурядицы в семейной жизни. В итоге – развод и экстренное переселение в места, которые Виктор знал еще с юности. Жилищный вопрос решил просто – собственными руками вырыл землянку в степи и обосновался в ней на два года.

– Приехал я сюда 31 августа вечером, в темноте, – вспоминает Васильев. – Все, что было с собой, – немного вещей, лопата и запас круп на месяц. Переночевал в палатке и с утра принялся рыть землянку. Через 23 дня она была готова. Насчет еды и одежды не беспокоился. Своими руками сделал лук: собирался настрелять зайцев, из шкурок сшить одежду, мясо на что-нибудь поменять. Но главное – честно подвел черту под прошлой жизнью. И Боженька сказал мне: «Живи по моим законам, человеческие тебя не коснутся». И тут мне совершенно неожиданно предлагают вести группу здоровья в райцентре! За счет этого дохода продержался до весны, а потом посадил огород.


Виктор и Виктория гордятся подросшим дубком, посаженным своими руками

Чтобы почувствовать, что за жизнь в землянке, мы с фотографом напросились там переночевать. Внутри оказалось уютно и чисто прибрано. А когда радушный хозяин растопил дровами печку, приговаривая: «Эх, смотрю я на вас, городских, как вы шкандыбаете…» – как-то стало совсем тепло и спокойно. Спалось хорошо – если не считать шороха полиэтилена на крыше пристройки к землянке, который мы с непривычки принимали за звуки шагов крадущихся степных волков.

«Можно заработать на дом и машину, но… что дальше?»

Виктор так и жил бы Робинзоном и в одиночку обустраивал бы свой казацкий хутор, если бы не красавица-киевлянка Вика с похожими взглядами, которая случайно оказалась в тех краях. Приехала в гости к подруге на два дня, увидела Виктора и осталась. Ради любимой казак купил добротную саманную хату за 3 тысячи гривен и намерен строить собственный дом.

У Виктории Роик две специальности: закончила академическую Государственную среднюю художественную школу и киевский иняз.

– После вуза я 10 лет работала в разных фирмах, – говорит Вика. – Но деньги, квартира, машина – то, о чем все обычно мечтают – меня не интересовали. Можно заработать, но что дальше? Хотелось творить что-то глобальное, самосовершенствоваться духовно. А это возможно только здесь, на природе. Город вспоминаю как страшный сон... Мы убежали не от людей, мы убежали от общества с его условностями и иллюзиями.


Землянка, которую вольный казак Виктор Васильев построил своими руками, обошлась ему практически бесплатно: кирпичи – от развалившихся сельских хат, белая глина – из местных природных залежей. Потолочные балки хозяин сделал из деревьев

У Вики вид умиротворенного и счастливого человека. Когда она называет свой возраст – 34 года – мы ахаем: выглядит она лет на восемь моложе, глаза сияют, кожа нежная и ровная. Естественно, ни о какой чудесной косметике и речи нет (кстати, вместо мыла они с Виктором пользуются местной глиной). Вместо кремов и тоников – свежий воздух, вегетарианство (а то и сыроедение), йоговские упражнения на скалах, купание в речке в любое время года, оздоровительные голодания и чистки организма.


Еще одна убежденная поклонница жизни на природе – Наталья Смоляр – переселилась в Конские Раздоры чуть больше месяца назад – раньше Наташа обитала в Днепропетровске и Киеве. Пока в ее доме из примет цивилизации только ноутбук с выходом в интернет

Однако основа образа жизни Виктора и Виктории все же не в тщательном беспокойстве о физическом теле. Тут важнее мысли, мечты и желания – тонкие материи, от которых большинство людей отмахивается, как от назойливых мух. Пара понемногу обустраивается: ребята высаживают декоративные деревья и фруктовый сад, собираются обзавестись пасекой. Рассчитывают лет через 10 жить в прекрасном месте, созданном своими же руками. Ни о какой пенсии 47-летний Виктор и слышать не хочет:

– Я ушел от системы и рассчитываю исключительно на себя!

Трудовую книжку – в топку

Друзья Виктора и Виктории – Алексей Пресличко и его подруга Настя Пальчик, которая переехала к Леше летом, бросив после третьего курса вуз, где училась по специальности «экология». Настя говорит, что природоохранная наука, которую там преподают, совсем «не та». Рассказывают, как очищать отравленный заводами воздух, а Настя мыслит другими категориями – как избавиться от заводов вообще. Алексей же обосновался в Раздорах три года назад, забросив собственный компьютерный бизнес в Запорожье:

– Менял работу много раз, с госслужбы ушел в частную структуру, потом стал трудиться на себя. Деньги были, а вот времени их тратить – нет. Как-то товарищ зашел ко мне в офис в 12 ночи и ужаснулся, увидев меня за работой. В общем, я почувствовал: все это не мое. Да и здоровье пошатнулось. Заинтересовался «анастасиевцами», на одной из встреч узнал о Раздорах. Теперь возделываю полтора гектара земли и очень доволен, что смогу передать в наследство детям и внукам родовое поместье. А своей трудовой книжкой растопил плиту. Сейчас люди в городе работают 30–40 лет ради того, чтобы в старости получать 600–700 гривен пенсии. Это не что иное, как экономическая безграмотность! За столько лет в селе можно прекрасно обустроить свою жизнь, при этом питаясь полезной едой, дыша свежим воздухом, имея каждый день естественные физнагрузки и душевное спокойствие.


Наталья Смоляр закаляется и осенью, причем под открытым небом. Девушка говорит, что устраивать оздоровительные водные процедуры в помещении – пустое дело

Обе семьи не отказываются от благ цивилизации полностью: пользуются электричеством, компьютерами. Однако от обычных крестьян отличаются принципиальным минимализмом в быту и не собираются тяжело пахать – в прямом и переносном смысле. Убежденным вегетарианцам не нужна домашняя скотина, содержание которой отнимает массу времени. Алексей Пресличко, пробуя нетрадиционную агротехнику, сознательно не перекапывает свои грядки, вызывая недоумение соседей, которые с деда-прадеда поступают именно так.


Семен Акулинин познакомился с Наташей Смоляр в социальной сети. Он переехал жить к Наташе в деревню из Красноярска – за 4500 км отсюда. А все потому, что у них с любимой девушкой общие взгляды. Сельскую печь Сеня научился топить сразу

– Обрабатываю землю тяпкой и граблями – и урожаем доволен! – говорит «новый крестьянин» Леша. – Когда сюда ехал, думал, что буду поражать местных своими знаниями. На самом деле здешние люди осведомлены намного больше меня. Но практиковать культуру земледелия, не наносящую вреда природе, не хотят…

Справочная «Газеты…»

«Анастасиевцы» – последователи учения российского писателя Владимира Мегре, автора серии книг «Звенящие кедры России», где он рассказывает о своем знакомстве с представителями некой высокоразвитой (не технократической) культуры, якобы живущими на Земле обособленно от остального мира. Главная героиня – Анастасия, женщина, живущая в сибирской тайге. Основные идеи изложены от ее лица, включая главную идею т. н. «родового поместья». Как пишут на официальном сайте движения, «родовое поместье – это участок земли для постоянного проживания семьи, размером не менее гектара, на котором семья может построить свой дом, посадить Родовое дерево, собственный лес, сад и огород, обустроить пруд. По периметру Родовое поместье ограждается живой изгородью из лесных культур - кедра, хвойных и лиственных деревьев, кустарников». Но, несмотря на всю внешнюю благостность, движение подвергается жесткой критике: многие относят «анастасиевцев» к деструктивным сектам.

Цифра

2 гектара – такова максимальная площадь участка, который, согласно Земельному кодексу, имеет право бесплатно получить гражданин Украины из земель государственной или коммунальной собственности под личное крестьянское хозяйство (ЛКХ). Приватизировать землю можно только один раз: если в собственности гражданина уже находится пай или приусадебный участок, площадь под ЛКХ не положена

Ольга БОГЛЕВСКАЯ, фото Анны СМЕНОВОЙ

Я ТАК ДУМАЮ

Легкий хлеб в деревне? Такого не бывает

Идея возвращения в «естественное состояние» не дает покоя людям как минимум со времен Жана-Жака Руссо, который ввел моду на рассуждения о потерянном рае и благолепии дикарства. В XIX веке зачитывались книгой Генри Торо о его почти трехлетнем уединении в хижине на берегу озера в Массачусетсе. На излете СССР страна была взбудоражена открытием автономно проживавшего в тайге семейства Лыковых – отшельников-староверов: можно, можно жить в полном отрыве от цивилизации! Нынче опроститься, уйти в деревенский быт норовят многие известные люди, например миллиардер Герман Стерлигов, музыкант и актер Петр Мамонов. В широких массах бродят идеи дауншифтинга: резкого снижения социального статуса ради спокойной, привольной и естественной жизни.

Конечно, если не пренебрегать контактами с людьми, прелестями энергоснабжения, сотовой связи, интернета и автомобильного сообщения, жить в деревне нынче можно вполне, даже не без некоего комфорта. Если позволяют средства. Сложнее, если единственным источником жизнеобеспечения предполагается производство сельхозпродуктов. Тем более вчерашним горожанам, имеющим слабое представление о том, где растут булки. Неслучайна тенденция: сельские рвутся в город, готовые работать там много и тяжело, потому что в селе все равно тяжелее.

И еще: захотите поиграть в «последнего героя» – подумайте о детях. Лишая их возможности общения с городскими сверстниками, родители закладывают мину под будущее своих наследников. Недаром есть выражение «идиотизм сельской жизни» – речь идет о специфическом информационном и социальном голоде.

Кстати, многодетные семьи – реакция на особенность сельского уклада, источник рабочих рук, без которых в селе никуда. И скотину заводят не от хорошей жизни – кушать-то хочется. Не нужно снисходительно думать, будто городские интеллигенты приспособятся к деревне лучше тех, за кем многовековая традиция.

Мы встретились с Сергеем на окраине леса. Коротко стриженный мужчина средних лет в рабочей одежде и высоких резиновых сапогах повел нас по тропинке, которую, по его словам, вытоптали его незваные гости. Всю дорогу Сергей молчал, изредка звал свою кошку, которая пряталась в лесу.

В землянке у Сергея тепло – она обогревается буржуйкой, которую два года назад мужчина сделал своими руками.

В комнате стоит кровать, на которой лежит кроссворд, возле стены – небольшой стол, на нем радио и будильник.

Биография Сергея похожа на биографии многих белорусских мужчин. Отучившись на механизатора мелиоративных работ, полгода работал по специальности. Затем ушел в армию, а после службы устроился работать водителем на одно из государственных предприятий.

Женился, родилась дочь. Денег становилось все меньше. Чтобы содержать семью, Сергею пришлось уехать на заработки в Россию.

Из-за частых командировок отношения с женой сильно испортились и через некоторое время супруги развелись.

После развода он пожил с семьей еще полгода, затем собрал вещи и ушел жить на съемную квартиру. Он обращался в горисполком, чтобы решить проблему с жильем.

Как сирота, Сергей мог получить жилье по льготе, но в горисполкоме сказали, что он уже имеет ½ часть в квартире, где раньше жил с супругой.

– Я не хочу ютиться в однокомнатной квартире с бывшей женой. Мне не нужна эта часть, – говорит мужчина.

Подработки

Сергей искал любые возможности заработать, даже продавал солярку знакомым. Когда он понял, что зарплата не вырастет, решил уволиться. С тех пор он не хочет работать на государственных предприятиях.

– Я не хочу такой жизни. Я должен работать всю жизнь за копейки, чтобы потом получить мизерную пенсию, ходить по помойкам, собирать бутылки или целый год экономить и голодать для того, чтобы отложить на отдых за границей – это глупо. Я лучше пойду по помойкам и заработаю больше, чем рабочие на заводе, – уверен он.

Сергей начал работать на частников, снимать жилье и искать подработки, потом снова уехал в Россию и устроился разнорабочим.

Работа была тяжелая, поэтому через полтора года вернулся. С собой у него было около $1000. Шагнув на платформу, он понял, что идти ему некуда. К жене решил не возвращаться.

Пока были деньги, Сергей перебивался ночлегом у друзей. А когда деньги закончились, оказался на улице.

– Я жил на улице, но не шлялся по подвалам и подъездам. Если мне было холодно – палил костер, если нужны были деньги, сдавал бутылки и железо – на еду и одежду хватало, – гордо говорит он.

Сергей закурил сигарету и приоткрыл входную дверь. Из-за двери показались два черных котенка, которые тут же спрятались под кроватью.

– Это мои «ушастые» – котята Бетти. Я не стал придумывать им клички, потому что они одинаковые.

Сергей пытался завести собаку, но кошка не пускала ее в дом – бросалась. Один пес ушел, а второго мужчина отдал детям, которые иногда к нему заходят. Теперь его
семья – это старая кошка Бетти и двое черных котят.

«А чем моя землянка вам не дом?»

После двух лет скитаний Сергей решил, что ему нужно жилище. Он давно задумывался о том, чтобы построить землянку, но не мог найти подходящего места.

– Мне повезло, что здесь была яма, видимо, когда-то здесь была землянка.

Сергей строил свой дом два месяца. Почти все вещи, которые пригодились для обустройства землянки, он нашел на помойке.

Первый год, чтобы не замерзнуть, нагревал на костре кирпичи и таскал их ведрами в дом. Через год соорудил себе печь и обложил ее кирпичом.

Изнутри землянка обита коврами, которые удерживают тепло. Кровать мужчина собрал сам из подручных материалов, которые тоже нашел на помойке.

– Если мне нужен свет, я зажигаю свечи, а если телефон зарядить, то иду в гараж своего знакомого. У него же храню еду, личные вещи и материалы, которые нахожу, – рассказал Сергей.

Недавно Сергей заметил, что из землянки стали пропадать вещи. Входную дверь он не запирает, боится, что растащат весь «дом» целиком.

– Я не знаю, сколько людей меня обворовывает. Пропадает все – макароны, хлеб, чай, сахар. Даже пену для бритья стащили.

Как говорит Сергей, ему хватает денег на жизнь. Он ходит в магазин каждый день и помимо основных продуктов балует себя сладостями.

– Зарабатываю на железе, макулатуре, бутылках, – делится Сергей.

К зиме Сергей собирается заменить двери, потому что эту разодрали коты. А в следующем году планирует расширить землянку и вместо печки поставить камин.

– Милиционеры меня не трогают. Хотя однажды они решили меня пристроить в приют для бездомных, но там нужно молиться и нельзя курить, поэтому я переночевал и ушел, – рассказал Сергей. – Хотели устроить в семейное общежитие, но я отказался: после работы хочу отдыхать в тишине, а не под детские крики.

Сергей не обращается в больницу, потому что, по его словам, никогда не болеет. Он вспоминает, как четыре года назад, зимой, когда была снежная буря, ночевал в поле под одеялом в картоне из-под холодильника и даже не чихнул. Он говорит, что чувствует себя здоровым, сильным мужиком, но это не помогает ему найти нормальную работу. Даже грузчиком не взяли из-за возраста.

– В этой стране нет возможности заработать. Все, что остается, – это брать лопату, ехать в Русино и копать себе могилу, – разочарованно отрезал Сергей.

О личной жизни и семье

Сергей не поддерживает со своей семьей никаких отношений. Он много лет не встречался с дочерью, с тех пор, как ушел из дома.

О том, что дочь Сергея родила ребенка, узнал от бывшей жены, но свою внучку никогда не видел.

– Моя дочь живет в США и у меня нет возможности с ней встретиться, но я и не хочу, потому что мне стыдно смотреть ей в глаза. Что я ей могу дать? – опустив голову, говорит Сергей. – Я не знаю, сколько мне надо откладывать перед встречей.

В том, что так вышло, Сергей винит только себя, но менять он ничего не хочет.

Сергей немного помолчал, снова достал из кармана куртки сигарету. Закурил, отвернулся к своим котятам, которые, свернувшись калачиком, спали на краю кровати.

– Нам же и так хорошо, правда, ушастые? Нам с вами никто больше не нужен.