Письменный анализ картины для дошкольников. Рассказы по картине

Мария Артамонова
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Методическая разработка на тему : «Методика рассказывания по картине » .

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства . ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям : формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной :

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов : чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине .

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной .

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный . Результат этапа : рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных , их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины . 3. Рассказ картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ . 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду . Ему требуется не только осмыслить содержание картины , передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта . Пример описания картины И . Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет : «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия :

1. Часть – вводная (1-5 минут) . Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы .

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов , и даётся их оценка.

Методические приемы :

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы . Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине . Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему : 1) обучение детей рассматриванию картины , формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов ) .

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом ) .

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине . Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных) . Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например : «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» - после картины «Кошка с котятами» ).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст .

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам , заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение» .

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину .

Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите , как я» , «Молодец, запомнил, как я рассказывала » ,- говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов , можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин . С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии .

Старший дошкольный возраст .

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам .

Содержание, тематика картин , использующих в старшем дошкольном возрасте , требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника - автора картины , ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины . Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников , побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия : «Картина называется «Зимние забавы» . Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава» ?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения . - «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом , чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению .

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины . На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа . В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам , повествовательный рассказ , описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту .

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов . Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках : «Вот так покатался!» , «Где пропадали?» , «Подарки маме к 8 Марта» , «Шар улетел» , «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине , но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине .

Оценка рассказов .

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей .

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей , подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа . К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание : «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей . Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А . А. Смирновой, которая не только разработала серии картин , но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина - это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Украина
Житомирская область
г.Бердичев
ДОУ №15 «Ромашка»
Учитель-дефектолог в группе для детей с ЗПР
Ирина Ивановна Стецюк

Картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). Коротко можно определить только основные значения (схема 3).

Значение картины как дидактического средства

образования дошкольников

Виды картин, используемых в образовательном процессе дошкольного учреждения

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типовсвязнойречи).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства), содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные), характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).

В отечественной и зарубежной психологии (исследования Г. А. Люблинской, В. С. Мухиной, Г.Т. Овсепян, С. Л. Рубинштейна, Бине, Штерн и др.) есть различные подходы к объяснению особенностей восприятия и понимания детьми содержания картин, одновременно общее для этих подходов – это определение некоторой периодизации в развитии готовности ребенка к восприятию картины. Она проходит три стадии: называния, или перечисления, описания и интерпретации.

Ученые определяют ряд факторов, влияющих на глубину и адекватность восприятия детьми картин. Из них: уровень художественно-эстетического восприятия ребенка, его жизненный и художественный опыт, доступные для понимания содержание и тематика картины, а также правильно организованный процесс рассматривания картины. Особенности восприятия и осознания детьми картин учитываются в методике обучения рассказывания по содержанию картины.
Методика проведения каждого из пяти видов занятий имеет свою специфику, однако все они содержат обязательные структурные части – организацию восприятия, рассмотрение детьми картины и обучение составлению рассказа по ее содержанию. Производительность второй части занятия определенной степени зависит от результативности первой, т.е. от того, насколько эффективно организован процесс восприятия. Итак, педагог для осуществления правильного управления умственной и речевой деятельностью детей на этих занятиях должен овладеть методикой обучения рассмотрения картины и методикой обучения рассказа по ее содержанию.

Многочисленные наблюдения и анализ работы педагогов с картиной позволили выделить типичные ошибки по организации процесса восприятия детьми картин.
Вопросы – почти единственный методический прием в первой части занятия.
Дошкольникам трудно находиться длительное время в статическом положении, которого требует беседа по вопросам. Применение игровых приёмов, эмоционально-образных пластических этюдов, творческих заданий и т.д. активизирует процесс восприятия, способствует повышению его результативности
Количество вопросов подбирается по принципу «Чем больше, тем лучше».

Количество вопросов по содержанию картины в зависимости от возраста детей может изменяться от 3-4 в младшем возрасте до 8 – 10 в старшем. Важно не количество, а их разнообразие.
Подавляющее большинство вопросов имеют репродуктивный характер, т.е. являются вопросами об очевидном. Чрезмерное увлечение ими тормозит процесс мышления, гасит интерес к картине.
Вопросы по содержанию картины должны возбуждать мысли. Детям нравится чувствовать себя умными, им нравится всякие неожиданности, загадки. Именно поисковая деятельность является более естественной для дошкольного возраста. Итак, не следует предпочитать вопросы об очевидном даже в младшем возрасте. Вопрос следует ставить так, чтобы заставить ребенка искать ответ через анализ увиденного.
Педагоги нередко подбирают типовые, трафаретные вопросы, связанные с констатацией того, что изображено на картине, и установлением простейших связей между элементами изображения.

Такие вопросы делают занятия от начала обреченными, причем становится невозможной любая инициатива, лишним оказывается и активность и самостоятельность, оригинальность мысли каждого участника занятия. В таком пассивном интеллектуальном, эмоциональном состоянии вряд ли стоит ожидать от детей интересных собственных рассказов. Они способны только подражать образцу рассказа воспитателя и ждать, скучая, окончания занятия.
Следовательно, с целью активизации интеллектуальной и речевой деятельности детей в процессе восприятия картины, нужно тщательно продумать первую часть занятия.

В младшем возрасте ограниченное время занятия, возрастные особенности физического и психического развития детей не позволяют проводить вступительную беседу, кстати, в ней нет необходимости еще и потому, что обычно содержание картин для самых младших оказывается очень простым. Достаточно обратиться к собственному опыту детей, связанному с содержанием картины, например: «Вам нравится строить из кубиков? Как часто вы строите? “Или” Помните, мы собирали осенние листики на площадке? », Или« Вы видели настоящего живого петуха? Расскажите, как это произошло », или« Вы держали в руках маленьких котят? ». Актуализация эмоциональных переживаний, соответствующие ассоциации помогут детям более адекватно воспринять картину.

Уместным будет также использование загадки о главном персонаже картины, припоминание небольших, желательно знакомых детям стихотворений, соответствующих содержанию картины.
В среднем дошкольном возрасте картины по содержанию становятся сложнее, следовательно, цель вводной беседы – актуализация приобретенных детьми знаний, нужных для обсуждения картины. Обращение к собственному и коллективному опыту детей, решения проблемной ситуации, близкой к отраженной на картине, лексико-грамматические упражнения на подбор слов определенного лексического поля, – эти и другие методические приемы подготовят детей к восприятию и пониманию картины.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника – автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми.

Как уже отмечалось, вопрос является главным методическим приемом в обучении детей рассмотрения картины. Основную группу вопросов, которую педагог готовит заранее, должны составлять вопросы об общем содержании, характере картины, а также касающиеся описания действий главных персонажей картины, и вопросы, направленные на анализ эмоционального состояния, средств выражения экспрессии, на эстетическую оценку изображенного.
Часть здесь составляют репродуктивные вопросы, так сказать констатирующего характера.

Нередко педагоги не задумываются над тем, побуждают поставленные вопросы ребенка к развернутому (причем не искусственному, а естественному) ответу, к связной речи в форме логических суждений. Так, шаблонные вопросы «Что вы видите на картине?» Или «Что изображено на картине?» Требуют от ребенка короткого однословного ответа или перечисления отдельных элементов. Разум ребенка в процессе такого ответа «спит». Следовательно, нет смысла ждать от него и активных речевых действий.

Уместнее проблемные вопросы, требующие от ребенка поиска ответа на самой картине, аналитических действий, которые находят выход в самостоятельно составленном малышом суждении. Проиллюстрирую сказанное описанием типовой ситуации. Педагог демонстрирует детям картину «Зимние развлечения», спрашивает: «Какое время года изображено на картине?». Такой же шаблонный ответ: «Зима», или искусственное, тоже шаблонное: «На картине изображено время года зима» (так научили отвечать расширенно воспитатели). Никакой интеллектуальной и речевой активности, ведь очевидные хорошо известные признаки зимы (снег, санки, лыжи, катки). Ребенок просто это констатирует. А если заменить вопрос, переформулировать его, мы заставим его вглядеться в картину, находя на ней не шаблонную, всем заранее известную, а собственный ответ, выявить наблюдательность, внимательность, умение мыслить. Причем это не обязательно может быть вопрос, например: «Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный?», А утверждение-провокация: «Я считаю, что накануне была сильная метель. Вы поняли, как я об этом догадалась? ». Для ответа на этот вопрос, мало сказать о снеге, надо еще и найти следы прошлой непогоды. Вопрос: «Как вы считаете, на картине выходной или будний день? Объясните, как вы это поняли », – также требует от детей активных аналитических действий, а воспитатель помогает сформулировать им самостоятельные высказывания:« я считаю, что …», «потому что …»,« если бы это был выходной, тогда бы …». Развернутый ответ становится естественным результатом интеллектуально-речевой активности: ребенок мыслит и высказывает свое мнение нешаблонно, потому что это его собственное мнение, для формулировки которого он добирал языковые средства сам или с помощью педагога.

Приведу фрагмент занятия – беседа по содержанию картины «Расчистка улиц от снега» (серия Н. Зеленко «Картины по ознакомлению с окружающим для дошкольных учреждений»).
– Я считаю, что накануне был сильный снегопад. Вы догадались, как я это поняла? Как, какими словами можно сказать о городе в снегу? (Засыпанный снегом, украшенный снегом, покрыт снегом.)
– Все: пешеходы, водители, дети, дворники, деревья, животные – одинаково рады такому большому снегу? Объясните, почему вы так считаете.
– Обратите внимание на машину. Вы знаете, как она называется? (Снегоуборная.) Объясните, для чего она? (Если дети не знают точного названия, можно предложить образовать слово-название.) Придумайте, какое название может иметь такая машина.
– Расскажите, как работает эта машина? Кто из людей участвует в уборке снега? (Водитель, дворники, рабочие.)
– Обратите внимание на мальчиков. Как вы считаете, мальчики только идут на прогулку, или уже возвращаются? Объясните свое мнение. Если бы мы могли послушать их разговор, что бы мы услышали? (Составление диалога.)
– А теперь посмотрим на женщину с ребенком. Расскажите о них. Как вы считаете, кто из них первым увидел машину, о чем они говорят? (Составление диалога.)

Лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
– Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
Возможно, на картине вечер, потому что …
Кажется, скоро снова пойдет снег, потому что …

Даже в младшей группе беседа за картиной будет более результативной, если вопрос будет побуждать малышей к поисково-аналитической деятельности, а не к простой констатации.
Для примера приведу беседу по картине «Строим дом» из серии «Играем» Нины Батуриной. Напомним ее содержание. На картине трое малышей (два мальчик и девочка) заканчивают строить дом для куклы. Один из мальчиков украшает здание флажком, другой – грузит строительный материал, а девочка везет машину с кукольным имуществом.
Педагог (после рассмотрения картины) позволяет им свободно выразить свои впечатления, мнения по поводу изображенного, не спешит с вопросами, чтобы не подавить их инициативу. Далее приглашает внимательно рассмотреть картину, предлагает детям дать имена персонажам, побуждает к ответу: «Расскажите, что делают дети на картине?».
Дети. Они строят дом.

Для куклы дом строят. Кукла будет жить, как построят.
В наборе вопросов далее, как правило, рассматриваются действия каждого из персонажей: «Что делает мальчик в синей рубашке? Что делает девочка? »И другие. Ответы на такие вопросы очень быстро утомляют детей, ведь следствие активность сохраняют лишь единицы, а все остальные тихо ждут, когда закончится занятие. Чтобы этого не произошло, следует задавать вопросы, которые возбуждают интеллектуальную, а соответственно и речевую активность детей.
Проиллюстрируем сказанное фрагментом занятия.
Воспитатель. Как вы считаете, мальчики еще только начинают или уже заканчивают строить? Как вы это поняли?
Дети. Когда еще только начинают, тогда только кубики, а дома не ¬ имеет, а там – дом.
– Они уже построили.
– Дом уже такой большой.
– Вова уже флажок ставит, а она мебель привезла.
– У них уже мало осталось конструктора, а когда строят, надо много.

Воспитатель. Как вы думаете, Коля привез строительный материал или отвозит его?
Саша (делает жест рукой). Привез – это когда сюда. Он складывает кубики на машину. Они уже построили, им больше не надо кубиков.
Воспитатель. Давайте поиграем. Если бы мы решили построить такой же дом для куклы, чтобы я вам должна сказать: «Привезите или отвезите?» Когда вы начинаете строить, вы привозите, приносите, или отвозите кубики?
Дети (показывают руки). Так – приносим, а на машине – привозим.

После уточнения и проговаривание детьми глаголов, воспитатель предлагает поиграть – подготовить тот строительный материал, который нужен, чтобы свести именно такое сооружение после занятия. Такое игровое задание позволяет ненадолго переключить внимание детей на отдельные детали, чтобы сохранить интерес к занятию и удовлетворить их потребность действовать активно. Кроме того, это эффективная лексико-грамматическое упражнение. Воспитатель назначает (по очереди) «главного строителя», который должен назвать нужный материал (форму, цвет, количество): «Одну большую зеленую пирамидку, синюю, и две поменьше», а кто-то из детей (по очереди) – найти их в игровом шкафу. После 5-6 задач, воспитатель снова привлекает внимание детей к картине.
Воспитатель. А теперь очень сложный вопрос. Внимательно рассмотрите мебель, которую привезла Оля, скажите, сколько кукол будет жить в доме? Как вы это поняли?

Дети. Много.
– Там одна кровать и стульчик …
– Маленькие сами не живут, она с мамой и папой будет жить. Только взрослые могут сами жить.
– Там всего по одному. А в холодильнике может много еды лежать.
– Она еще привезет стульчик, просто в машине больше нет места.

Другим вариантом игровой упражнения может быть предложение детям «порулить» процессом построения – подсказать персонажам, как следует действовать дальше. Воспитатель помогает каждому ребенку построить фразу-обращение, команду героям картины: «Вова, поставь над окошком еще одну пирамидку. Будет красиво ». Это помогает сохранить интерес малышей к картине, обеспечивает условия для их инициативных умственных и речевых действий.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. – «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

Вопрос относительно действий и характеров персонажей облегчают для детей выделение частей картины, способствуют более глубокому ее рассмотрению. Эффективным приемом, кроме вопросов, есть творческое задание «виртуальные диалоги», которое помогает мысленно войти в ситуацию, что изображено на картине.

Приведу пример беседы по содержанию картины «Праздник на лесной опушке» (обложка журнала «Шмель» № 2,2001).
– Дети, рассмотрите внимательно картину и вспомните ваш день рождения. Скажите, чем ваш праздник похоже, а чем отличается от нарисованного.
– Как вы считаете, праздник только начинается или уже давно продолжается? Объясните, как вы это поняли?
– Расскажите, как вы догадались, кто из зверей именинник? Сколько лет ему исполнилось? (Воспитатель помогает детям построить фразу-доказательство, используя слова «во-первых», «во-вторых», «кроме того» и т.д.).
– Как вы считаете, от кого принес поздравительную телеграмму Шмель? Что в ней написано?
– День рождения – веселый праздник, которому рады все – гости и сам именинник. Однако взгляните внимательно, кое-кто имеет не очень праздничное настроение. Объясните, почему. Как бы вы успокоили малышей, которые поссорились из пирожка: «Оставь себе этот пирожок, потому что на столе …». Что можно сказать о лисенке и волчонке, какие они?
– Вы догадались, кто из зверей на празднике самый маленький? Да, это зайчонок. Возможно, он рано проснулся, чтобы поздравить свою сестренку Заю, потом так радовался, помогал готовиться к празднику, устал и уснул прямо за столом, не дождавшись торта. Как вы считаете, что сделает мама-зайчиха? (Оставит кусочек торта малышу, а его отнесет в кроватку.)
– Как вы думаете, какие подарки приготовили черепаха и улитка? Что может быть в большой и малой коробках? ”
– Мамочка приготовила для гостей многое вкусного. Назовите, чем угощаются гости.
– Но главный на столе – торт, украшенный, кремом, черникой и земляникой. Посчитайте, на сколько кусочков его надо разделить, чтобы хватило всем. Не забудьте про маленького соню. Как, по вашему мнению, кусочки должны быть одинаковыми по размеру, чем?

Упражнения, игровые и логические задачи:
а) игра «Школа разведчиков» – задание на наблюдательность исообразительность: кому из зверей требуется высокий стульчик?
– Ежик принес огромный букет. Из каких цветов он его составил?
– Кто еще поздравил Заю цветами?

б) упражнение «Виртуальные диалоги»-представим себе, как могли поздравить именинницу ее друзья, что они ей говорили, желали. Не забудьте изменить голос на тот, от кого вы хотите поздравить Заю.
в) творческое задание «Выход за пределы изображенного» – мама и Зая с самого утра готовились встречать гостей.

Представим, как они совещались, кому какие блюда будут приятными. О чем они говорили? Мамочка сказала: «Придет белочка, так давай …». Зая предложила: «А для енотика давай приготовим …»
Нередко дети испытывают трудности в составлении самостоятельного рассказа, в таких случаях уместно использовать прием сопряженной (смежной) речи (взрослый начинает фразу, а ребенок ее продолжает), это поможет детям подбирать реплики, поддерживать диалог. Если вернуться к занятию по картине «Строим дом», то эта его часть выглядела.так:
Воспитатель. Если бы мы могли быть рядом с детьми, мы бы услышали о чем они разговаривают. Как вы считаете, о чем говорит Оля мальчикам? Давайте …
Дети. … Быстрее строить. Кукла хочет домой
Воспитатель. Коля, увози…
Дети. … Скорее конструктор.
Воспитатель. Пусть у дома …
Дети. … Будет красиво и чисто.
Воспитатель. А ей Вова что отвечает? Подожди, я сейчас …
Дети. … Только флажок поставлю. Он на крыше стоит. И мы пойдем пить чай.
Одними из самых сложных для детей выявляются вопросы, связанные с оценкой эмоционального состояния, описанием настроения, личностным качествам и т.д.. Причиной тому может быть маловато нужных для определения эмоционального состояния слов и словосочетаний. Стимулами в этом случае могут быть пластические этюды, предложения повторить движения, мимику, позу героя картины, попытаться войти в его положение и рассказать об этом словами.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской. Методика построена на принципах теории решения изобретательских задач ТРИЗ и направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы и ароматы и обучения передавать в связном высказывании.

Последовательность упражнений по этой методике может быть такой.
1. Выделение объектов, изображенных на картине: «Как настоящим исследователям вам все нравится изучать, рассматривать, слушать. Если так, то ваша рука может быстро и легко превратиться в зрительную (или слуховую) трубу. ее надо только составить так, чтобы образовалась трубка, и в дырочку можно было бы что-то увидеть (услышать). А теперь попробуем посмотреть в трубу и назвать только один любой предмет на картине, все равно большой он или маленький ».

2. Установление разного уровня взаимозависимостей между объектами: «Как прекрасно, что вы как исследователи уже умеете увидеть даже самую мелкую, самые незначительные вещь и назвать ее. Однако ничто не существует само собой. Все с чем связано. Попробуем соединить два любых предмета на картине между собой, определить их связь, почему они важны друг для друга ».

3. Представление объектов через восприятие их различными анализаторами: «Представьте, что наша картина необычная, которые к ней прилагаются специальные наушники (перчатки), через которые, когда их одеваете, вы можете услышать все звуки (коснуться чего-то) на картине. Представим, что надели такие наушники, послушаем внимательно и скажем, что, какие звуки, слова вы услышали ».

Последний этап может быть не просто следующим, а самостоятельным этапом. Можно предложить детям сосредоточиться на отдельных объектах картины, найти мнимые варианты возможных звуков и слов (Аналогично ароматов, ощущений и т.п.), определяющих эти звуки, ощущения, имитировать, составить диалоги от имени персонажей. Поощрение детей к выполнению этих творческих задач обеспечит высокий уровень интеллектуальной, эмоциональной, речевой активности, позволит сохранить в течение всего занятия хорошее настроение и живой интерес детей к процессу восприятия, и, что немаловажно, желание выразить свои впечатления в собственные рассказы.
Следовательно, успешность, продуктивность второй части занятия, то есть качество детских рассказов во многом зависит от продуманной, тщательно проведенной первой части занятия, которая обеспечивает глубокое восприятие и осознание детьми картины.

Традиционно в методике развития речи детей ведущим приемом обучения рассказыванию по картине считается образец рассказа педагога. Постепенно, в зависимости от возрастных возможностей детей, готовности в процесс составления связного высказывания, способности выполнять эту задачу самостоятельно, образец рассказа изменяется от полного – на начальных этапах обучения, далее к частичному, образцу-дублеру – в среднем дошкольном возрасте. В обучении старших дошкольников образец используют лишь иногда, когда того требует ситуация. Детей учат составлять план рассказа. Сначала воспитатель вместе с детьми подробно анализирует составленный им план, потом предлагает составлять план самостоятельно, то есть осуществляется постепенный переход от полного подражания образца к осознанию или полусознательного подражания алгоритма действий, самостоятельного составления рассказа.

Хотя такое применение образца как приема обучения рассказыванию в общей картине дошкольного образования выглядит логично, однако воспитанники нередко оказываются «привязанными» к нему, что не могут избавиться от него даже в старшем дошкольном возрасте. Положительной чертой образца является то, что, с одной стороны, он выступает ориентиром, показывает детям, как надо составлять рассказ. Кроме того, при условии чрезмерного увлечения образцом происходит торможение самостоятельной мысли и инициативы ребенка в подборе языковых средств его адекватного выражения.

Не отказываясь от образца как приема обучения, однако результативными считаем структурно-синтаксическую схему описательного и сюжетного повествования (разработан Л. Г. Шадрин), сопровождающая речь и такой прием, как рассказ командами.

Многим воспитателям бывает сложно избежать типичных ошибок в процессе управления рассказыванием детей. Проанализируем основные из них.
Рассказ, составленная воспитателем, считается образцовым примером для подражания, поэтому детей заставляют слушать 6-7 однотипных рассказов. Такие занятия становятся скучным, малоприятным испытанием как для детей, так и для воспитателей.

Некоторые воспитатели ошибочно подменяет понятия «речевая активность» узким по содержанию понятием «говорения», поэтому для обеспечения «высокого уровня речевой активности» на занятии заставляют детей бездумно повторять, проговаривать готовые тексты (слова, фразы). Однако, как доказывают ученые, овладение родным языком, формирование речевых умений возможно только при условии активной, то есть самостоятельной, сознательной речевой практики, что позволяет человеку проявить свою индивидуальность. Следовательно, задача воспитателя проявляется в том, чтобы, только ориентируя, помогая и поддерживая, дать возможность каждому ребенку рассказать по-своему, выявить через самостоятельное повествование свое естество, самовыразиться.
Воспитатели стараются, чтобы детский рассказ воспроизводил содержание всей картины.
Предметная, а тем более сюжетная картина имеет сколько элементов, нюансов, что рассказы о каждом из них и всю картину в целом могут быть разнообразными и неповторимыми. Однако нередко воспитатели требуют только полного описания картины, на который ребенок из-за своей недостаточной подготовленности редко бывает способен.

Следовательно, единственный выход – повторить образец рассказа воспитателя. Во второй части занятия сначала следует предлагать рассказы о частях, деталях картины по инициативе детей: «О чем бы ты хотел рассказать?» Или «Возможно, ты хотел бы рассказать о маленькой киске?». Затем можно предложить составить коллективный или индивидуальный рассказ, отражающий общее содержание картины. При таких условиях каждый ребенок сам выбирает для себя посильную задачу, а не выполняет навязанное извне.
Воспитатели считают невозможным вмешиваться в рассказ ребенка, мол, тем самым мы лишаем его самостоятельности.

Одним из важнейших принципов организации учебной деятельности, что влияет на ее производительность, результативность, является принцип успешности. Сущность его заключается в том, что каждый ребенок должен учится, чувствуя свою успешность, тогда он будет это делать охотно. Ощущение успеваемости определяется многими факторами, среди которых соответствие задачи возможностям ребенка, а также тактичное, ненавязчивое сопровождение детских действий со стороны взрослых. Чувствуя добро ¬ доброжелательно поддержку, заинтересованность, ребенок ведет себя увереннее, охотно принимает помощь воспитателя, который должен быть лишь связующим фоном, чтобы не гасить детской инициативы.

В управлении рассказыванием по содержанию картины воспитатели боятся выйти за пределы изображенного, мало используют словесное творчество.
Выполнение творческих заданий, составление виртуальных диалогов в первой части занятия привносит в рассказы детей интересные подробности, оригинальные сюжетные линии. Если дети испытывают трудности в исполнении творческих заданий, можно предложить сначала коллективное сюжетосложение, пока дети не проявят готовности к самостоятельному выполнению задач такого типа. Сохранение, запись рассказов с последующим оформлением в виде книжечки, альбома, открытки и т.п. является дополнительным стимулом их активности.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей. В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина – это лишь эффективное средство, а главное на занятии – ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.
Поскольку основные методические рекомендации по методике организации обучения рассказыванию по картине мы уже определили, рассмотрим специфику проведения занятий по составлению сравнительного описания двух картинок, игрушек или предметов и методика обучения рассказыванию по серии сюжетных картин.

На первом этапе обучения описательный рассказ мало похож на монолог. В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на игрушки, предлагает рассмотреть их, выбрать одну и рассказать о ней. Потом общается с ребенком (детьми) и своими репликами подсказывает содержание и оформление высказывания.
Воспитатель. У меня мишка.
Ребенок. А у меня цыпленок.
Воспитатель. Мой мишка большой, толстый, его кожа темного цвета, мохнатая.
Ребенок. А мой цыпленок маленький, желтенький, у него перышки. Он, как маленький комочек.
Воспитатель. Мой мишка косолапый, у него четыре короткие лапки.
Ребенок. А у моего цыпленка только две лапки с пальчиками …
Воспитатель. Медвежонку нравится малинка и мед.
Ребенок. А цыпленок ищет себе червячков и ест пшено.

Постепенно, когда дети овладели сравнительным способом сопоставления в паре со взрослым, воспитатель предлагает выполнить задание самостоятельно. В первой части занятия воспитатель организовывает рассматривание игрушек (предметов, картинок), направляя процесс восприятия вопросами в такой последовательности: сначала просит назвать предметы, выделить несколько существенных признаков каждого, потом просит сказать, чем отличаются эти предметы, и только потом – чем они похожи. Важно мотивировать задачу, чтобы активизировать интеллектуальную и речевую деятельность ребенка, сделать ее привлекательной, интересной для детей. Например, можно предложить поиграть в игру «Бюро находок», в котором хранятся потерянные вещи. Желательно подобрать к занятию 4-5 пар предметов, похожих по нескольким признакам, например, два автомобиля, двух зайцев, две куклы, два игрушечные домики, две вазы для цветов. В первой части занятия дети выбирают для себя игрушку, рассматривают ее, называют отдельные признаки по вопросами воспитателя. Затем взрослый берет на себя роль очередного бюро находок, а дети по желанию – клиенты бюро, которым надо доказать, что именно эта игрушка, а не похожая на нее другая, принадлежит им.

Проиллюстрирую сказанное следующим диалогом.
Воспитатель. Возможно, вы не этого зайчика потеряли, ведь у нас два зайчики?
Ребенок (рассматривает двух зайчиков). Нет, это мой зайчик. Видите, мой зайчик маленький, а тот – больше. У моего НЕТ бантика, а у этого зайчика есть синий бантик на шее. Мой зайчик умеет вращать лапками, а этот зайчик не умеет.
В старшем дошкольном возрасте для сравнительного описания уместно использовать не только предметы, игрушки, но и репродукции пейзажных картин. Для сравнения лучше выбирать картины, на которых одни и те же природные явления (дождь, снег, оттепель, жара), но картины отличаются по настроению, характеру, способам изображения. Можно также сравнивать картины одного художника или различных художников, на которых объекты природы изображены в разное время года. Логическая структура занятия остается по-прежнему: сначала последовательное рассматривание картин с вопросами, затем сопоставление, причем сначала выделяются противоположные признаки, а затем – признаки по сходству. Предлагаю ознакомиться с занятием, на котором детей учат делать сравнительное описание двух пейзажных картин. Конспект приведены в журнале «Шмель» (№ 3,2000 г.)

Эффективная методика обучения рассказыванию по серии картин. Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей. Автор учитывала, что в процессе восприятия дети фиксируют внимание на сюжете, действиях и отношениях персонажей, выразительности образов. Поэтому серия картин предусматривала последовательное развертывание сюжетной линии, четко выделены композиционные части рассказа (первая картинка – начало, завязка, вторая, третья – середина, раскрытие основного содержания, четвертая или пятая – заключение), чтобы при переходе от картины к картине были смысловые и грамматические связи между частями высказывания (картинками). Методика проведения этого вида занятий отличается пятью способами подачи детям картин. Раскроем эти варианты.

Так, первый способ предполагает последовательное рассмотрение картин, из которых открыта в начале занятия только первая. Прежде чем открывать следующую, воспитатель предлагает детям догадаться, что на ней изображено. Только когда фантазия детей оказывается исчерпанной, воспитатель открывает ее. Это позволяет поддерживать интерес к занятию продолжительное время. К каждой из картин воспитатель подбирает 1-2 вопроса и 1-2 лексико-грамматических задания (упражнения, игры, творческие задания). За каждой картиной составляется рассказ, который постепенно увеличивается: сначала только по содержанию первой картинки, затем – первой и второй, затем – первой, второй и третьей и т.д.

Второй способ заключается в одновременном представлении детям всех картинок, которые они сами должны разместить в логической последовательности. Затем занятия происходит по стандартной схеме – последовательное рассмотрение каждой картины за вопросами и составление рассказов.
Третий способ – три первые картины закрыты, последняя открытая. В первой части занятия – коллективные творческие фантазии детей про начало рассказа. Далее последовательно открываются картины и составляются рассказы.
Четвертый способ отличается тем, что в начале занятия открываются первая и последняя картинки. После фантазирования о содержании средних картинок, дети последовательно рассматривают все картинки и составляют по них рассказы.

Пятый способ характеризуется открытием картинок через одну. Методика занятия сохраняет логику. Заметим, что практика применения этого вида занятий убедительно доказывает, что наиболее эффективным способом организации рассказывания есть рассказ командами. Это не только способ обеспечения высокой речевой активности (в занятии принимают участие 12-16 детей), но и средство развития связности как качества рассказа и стимулирования творчества – каждая команда не повторяет предыдущие рассказы, а составляет собственный.

В перспективном планировании желательно чередовать различные виды занятий по обучению рассказыванию.

RSS или Email . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в

Методика обучения рассказыванию по картине.

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) .

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства)

Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

Виды рассказывания по картине

1.Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картине. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым. Картиной можно отвлечь ребенка от нежелательной деятельности, заставить забыть огорчения и слезы. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно. Учитывая такое воздействие картин на детей, воспитатель обращается к картине в тех случаях, когда надо вызвать детей на высказывания; следовательно, картина используется как пособие в обучении детей разговорной речи и рассказыванию.

С какой бы целью ни обращался воспитатель к картине, он должен помнить, что картина оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.

Методика занятий.

На всех занятиях с использованием картин перед воспитателем, прежде всего, стоят следующие задачи:

1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;

2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;

3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.

Дети младшего дошкольного возраста не умеют еще рассматривать картины; они иногда неправильно понимают способы изображения объемных предметов на плоскости. Следовательно, нельзя полагаться на то, что они сами во всем хорошо разберутся, если картина будет долгое время находиться в поле их зрения. Воспитатель учит детей рассматривать картину, он активно руководит восприятием детей.

Занятие по картине, которую дети видят впервые, начинается, с беседы. Цель такой беседы - подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.

В беседе по картине вопросы воспитателя - основной прием обучения. Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой. Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными.

Постепенность рассматривания картины способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями.

В младшей и средней группах после такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объединяет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у своих маленьких слушателей цельное представление о картине.

В старшей и подготовительной группах после беседы по картине воспитатель может перейти к решению второй задачи - обучению детей рассказыванию, т. е. предложить детям составить рассказ по картине. Это возможно в том случае, когда в картине ярко выражена сюжетная ситуация .

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина - это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Классическое наследие западной и русской педагогики подчеркивает большое значение картины, как для общего развития детей, так и для развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А. Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общие и природные явленья, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых.

В статье рассмотено, как педагог на занятиях может применить такие два типа высказываний как описание и повествование и раскроем своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Выделяют несколько этапов обучения.

Этапы обучения.

1 этап - (младший возраст) - ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

2 этап - (средний возраст) - учит рассказывать и описывать картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу.

3 этап - (старший возраст) - дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины.

4 этап - (подготовительная группа) - рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения :

- совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например, жила, была девочка.... Однажды она... А навстречу ей...);

- образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);

- план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия. Это два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания). Можно составить рассказ по подгруппам - командами);

- рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Хорошо известны схемы Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге "Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов";

- модели для составления рассказа (пиктограммы - условное обозначение);

- вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения);

- указания (например, "говори выразительно")

В процессе обучения монологической речи, используются и другие приемы: подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Один из приемов, подготавливающих к рассказыванию по картине, является рассматривание. Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные), выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ, затем рассматривает другие объекты, предметы, их количество. Вопросы должны быть направлены на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Характер ответов зависит от характера вопросов. По одной и той же картине на вопрос "Что нарисовано?" - дети перечисляют предметы; на вопрос "Что делают на этой картине?" - называют совершаемые действия, следовательно, если педагог злоупотребит вопросом "Что это?" - требующий перечисление предметов, то он невольно задержит ребенка на самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит детскую активность, если сами дети будут задавать вопросы. Можно спросить у детей, что нового они узнали из беседы. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе мотивационные установки) делают процесс обучения интересным, привлекательным, привлекают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средне группах это главным образом игровые мотивы: - "Расскажи про зайчика, который хочет поиграть с ребятами", "Незнайка просит научить рассказывать сказку про...". В старших группах это социальные мотивы ("Придумайте сказки для малышей", запишем самые интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный. Рассмотрим два занятия по развитию речи с использованием одной демонстративной картины.

На первом занятии составляется описательный рассказ. Его программным содержанием (то есть целью) будет следующие:

  • учить ребенка описывать изображение на картине;
  • активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами;
  • закреплять грамматический строй речи (название детенышей животных);
  • учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен получиться примерно такой рассказ.

"На картине мы видим лису с лисятами. В теплый летний день лисица лежит на лесной поляне. Четверо маленьких лисят весело играют около нее. У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки, а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты, острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора, там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой папоротника. Семейству лисы здесь очень нравится".

На втором занятии составляем повествовательный рассказ.

Программное содержание:

Учить детей придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий;

Закрепить словарь;

Формировать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине получается совсем другой рассказ. Например:

"В летний солнечный день вышла погулять лиса со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые, грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили играть друг с другом. Каждое утро они выходили из своей норы и находили интересные занятия для себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы, лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его друг у друга. Они представили, что это настоящая большая птица, а они охотники. Вдруг из травы выскочила мышка, ее заметил самый внимательный лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за своими лисятами и очень гордилась ими".

По этой же картине можно провести еще три вида занятий по связной речи. Например, сделать пересказ по уже составленному воспитателем рассказу; добавить к нему впечатления из личного опыта ; придумать свой рассказ на эту тему (творческое рассказывание ).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны, методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассматривания, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Где живет.
  6. Чем питается.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.