Государственный русский музей. Коллекции русского музея Какие художники представлены в русском музее

Государственный Русский музей

Государственный Русский музей в Петербурге - самый обширный музей русского искусства в мире. Он был основан Николаем II в 1895 г. и торжественно открылся для посетителей 19 марта 1898 г.

До 1917 года назывался «Русский Музей Императора Александра III» . Император Александр III (отец Николая II) был страстным коллекционером, сравнить его в этом отношении можно только с Екатериной II. Гатчинский замок императора буквально превратился в склад бесценных сокровищ. Приобретения Александра уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов - это были картины, предметы искусства, ковры… Собранная Александром III обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в основанный императором Николаем II Русский музей в память о своём отце.

Государственный Русский музей

Изначально музей располагался в залах Михайловского дворца . Собрание музея в тот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств.

История Михайловского дворца

Здание построено в стиле ампир. Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но Павлу I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца.

Зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).

Михайловский дворец

Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а само строительство началось 26 июля. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце - также Михайловский. 11 сентября 1825 года дворец был освящён.

Филиалы музея

Русский музей сегодня размещается, кроме Михайловского дворца, в зданиях, являющихся памятниками архитектуры XVIII-XIX веков:

Летний дворец Петра I
Мраморный дворец
Строгановский дворец
Домик Петра I

Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I

Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.

Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года: с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах - одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.

Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

Мраморный дворец

Мраморный дворец

Мраморный дворец построен в 1768-1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди . Он завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу. Выдающийся зодчий А. Ринальди, автор более двадцати пяти крупных строений в Петербурге и его пригородах, считался непревзойденным мастером «мраморных фасадов». Его архитектурные приемы и решения всегда легко распознаются.

Ринальди приехал в Россию по приглашению графа К.Г. Разумовского, и в 1754 году получил должность архитектора при дворе князя Петра Федоровича и его супруги, будущей императрицы Екатерины II. Он построил Китайский дворец в Ораниенбауме, дворец графа Г.А. Орлова в Гатчине и др. Но Мраморный дворец – возможно, самое значительное из всех его сооружений. Дворец был предназначен для Григория Орлова – фаворита Екатерины II, главного организатора ее восшествия на престол. Свое название здание получило из-за необычной для Петербурга отделки фасадов натуральным камнем. В это время в России как раз были найдены богатые месторождения мрамора. Для внутренней и внешней отделки дворца использовались тридцать два сорта северного и итальянского мрамора. Строгий внешний облик здания характерен для раннего классицизма.

Главный фасад Мраморного дворца обращен к Марсову полю. Его украшают колонны, а противоположный фасад – пилястры коринфского ордера. Известный скульптор Ф.И. Шубин выполнил две статуи на аттике и композиции из воинских доспехов. В сотрудничестве с М.И. Козловским он участвовал в создании внутреннего скульптурно-декоративного убранства дворца. До нашего времени сохранилась отделка парадной лестницы и первый ярус стен Мраморного зала. Изящная ограда из копий и столбов с вазами и трофеями ограждает обширный парадный двор. Позже с восточной части около Мраморного дворца построили служебный корпус. Барельеф «Служение лошади человеку» работы скульптора П.К. Клодта украшает западный фасад корпуса.

В 90-е годы XX века дворец стал филиалом Русского музея.

Инженерный (Михайловский) замок

Инженерный (Михайловский) замок

Построен по заказу императора Павла I на рубеже XVIII-XIX веков и ставший местом его смерти.

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя - «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 г. Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ.

Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна (который долгое время ошибочно считался автором проекта). Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.

Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. Павел I ускорял строительство, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год.

21 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 г. После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришел в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза - свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1823 г. замок заняло Главное инженерное училище.

В 1991 г. треть помещений замка подарено Государственному Русскому музею, в 1995 г. музею подарен весь замок.

Строгановский дворец

Строгановский дворец

Дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754 гг., один из образцов русского барокко.

В создании дворца помимо Ф. Б. Растрелли участвовали А.Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань, П. С. Садовников.

Строгановы (Строгоновы ) - род русских купцов и промышленников, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI-XX веков. Выходцы из разбогатевших поморских крестьян. С XVIII века - бароны и графы Российской империи. Род пресёкся в 1923 году.

Здание является филиалом Русского музея с 1988 г.

Домик Петра I

Домик Петра I

Первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 гг. Этот небольшой деревянный домик площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня. Здесь же 27мая 1703 г. прошло празднование по случаю присоединения земель и основания нового города.

Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,- типичных черт, присущих русской архитектуре XVII века,- всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, высокую крышу покрыть гонтом под черепицу, а непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Домик сохранился практически в первоначальном виде.

Коллекции Русского музея

Наиболее полной является коллекция искусств XVIII - первой половины XIX веков. Достаточно перечислить только некоторые фамилии, чтобы получить представление о художественном богатстве музея: А. Матвеев, И. Никитин, Карло Растрелли, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, А. Лосенко, Д. Левицкий, Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос, С. Щедрин, О. Кипренский, А. Венецианов, Ф. Бруни, К. Брюллов, П. Федотов, А. Иванов.

Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»

К. Брюллов "Последний день Помпеи"

Брюллов посетил Помпеи в 1828 г., сделав много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э . и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Картина выставлялась в Риме, получила восторженные отклики критиков и переправлено в Лувр. «Последний день Помпеи» представляет романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова - женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна, разбившаяся насмерть женщина, распростертая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок - обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы - в центре полотна, и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. А. И. Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!». Стихотворный отзыв оставил и А. С. Пушкин:

К. Брюллов "Портрет А. Демидова"

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Кстати, знаменитая картина написана была Kарлом Брюлловым по заказу Анатолия Демидова , русского и французского мецената, который состоял при русском посольстве сначала в Париже, а затем в Риме и в Вене. Он унаследовал от отца колоссальное богатство и собрание замечательных произведений живописи, ваяния, бронзы и т.д. Анатолий Демидов, по примеру отца, был щедр на крупные пожертвования: он пожертвовал 500 000 рублей на устройство в Санкт-Петербурге дома для призрения трудящихся, который и носил имя жертвователя; вместе с братом Павлом Николаевичем пожертвовал капитал, на который в Санкт-Петербурге же устроена детская больница; при Академии Наук в Санкт-Петербурге учредил премию в 5000 рублей за лучшее произведение на русском языке; в 1853 году выслал из Парижа 2000 рублей на украшение церкви Демидовского лицея в Ярославле, пожертвовал в библиотеку лицея все свои издания и несколько других ценных французских книг, а также щедро покровительствовал учёным и художникам. Так вот, именно Анатолий Демидов подарил картину Брюллова «Последний день Помпеи» Николаю I, который выставил картину в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 г. полотно было перенесено туда, и к нему получила доступ широкая публика.

Вторая половина XIX века представлена работами художников: Ф. Васильева, Р. Фелицына, А. Гороновича, Е. Сорокина, Ф. Бронникова, И. Макарова, В. Худякова, А. Чернышёва, П. Риццони, Л. Лагорио, Н. Лосева, А. Наумова, А. Волкова, А. Попова, В. Пукирева, Н. Неврева, И. Прянишникова, Л. Соломаткина, А. Саврасова, А. Корзухина, Ф. Журавлёва, Н. Дмитриева-Оренбургского, А. Морозова, Н. Кошелева, А. Шурыгина, П. Чистякова, Ивана Айвазовского.

Картина И. Айвазовского «Девятый вал»

И. Айвазовский "Девятый вал"

«Девятый вал» - одна из самых знаменитых картин Ивана Айвазовского, всемирно известного российского художника-мариниста.

Изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Размер картины - 221 × 332 см.

В музее также представлены картины художников-передвижников: Г. Мясоедова, В. Перова, А. Боголюбова, К. Маковского, Н. Ге, И. Шишкина, И. Крамского, В. Максимова, И. Репина, В. Васнецова, В. Сурикова, Н. Абуткова.

Картина Николая Ге «Тайная вечеря»

Н. Ге "Тайная вечеря"

На картине художника изображен эпизод из земной жизни Христа, описанный в Евангелии от Иоанна (гл. 13). Оно было любимым Евангелием Ге. Отрывок данного текста детально совпадает с изображенным на картине.

Иисус встал с вечери… влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем… Когда же умыл им ноги… то, возлегши опять сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? … если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам…

…Иисус возмутился духом и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит. Один же из учеников его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это… он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмокнув кусок хлеба, подам. И, обмокнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал ему… Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

Амфора с водой, умывальница с полотенцем в «Тайной вечере» Ге - тема жертвенной любви Христа. После ухода Иуды были произнесены знаменитые слова, обращенные к апостолам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас… Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Конец XIX-начало XX века представлены художниками И. Левитаном, П. Трубецким, М. Врубелем, В. Серовым.

Картина И. Левитана «Сумерки. Луна»

И. Левитан "Сумерки. Луна"

В конце жизни для Левитана особенно характерным стало обращение к сумеречным пейзажам, наполненными тишиной, шорохами, лунным светом и тенями. Одной из лучших работ этого периода является эта картина из собрания Русского музея.

Работы объединения «Мир искусства»

«Мир искусства» (1898-1924) - художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника.

В состав объединения входили художники: Бакст, Н. Рерих, Добужинский, Лансере, Митрохин, Остроумова-Лебедева, Чемберс, Яковлев, Сомов, Ционглинский, Пурвит, Сюннерберг.

В древнерусском отделе широко представлены иконы XII-XV веков (например, Ангел Златые власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др.), произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII - начала XX века .

Андрей Рублев

Андрей Рублев "Апостол Павел"

Андрей Рублев (умер ок.1430 г.) — иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.

Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.

В настоящее время в собрание Русского музея входят отделы: русская и советская живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружево и др.). Коллекция музея насчитывает более 400 тыс. единиц хранения.

Можно знать досконально экспозиции Эрмитажа, можно идеально ориентироваться в Третьяковской галерее, можно быть готовым в любой момент провести для своих друзей импровизированную экскурсию по музею имени Пушкина, но все-таки не считать себя знатоком русского художественного искусства. А все почему? Потому что без Русского музея в этом деле никуда! Сегодня вспоминаем историю музея, в котором хранится одна из самых больших коллекций русской живописи в мире.

Любитель искусств Александр III

13 апреля 1895 года император Николай II издал указ, согласно которому надлежало учредить «Русский музей имени императора Александра III» в Санкт-Петербурге. А официально открыт музей был лишь 8 марта 1898 года. Но мысль о создании музея пришла в голову еще Александру III и задолго до этого. В молодости будущий император Александр III увлекался искусством и даже сам учился живописи у профессора Тихобразова. Чуть позже его пристрастие разделила жена, Мария Федоровна, и они уже вдвоем продолжили свои занятия под чутким руководством академика Боголюбова.


Александр III с женой и тремя старшими детьми. 1878 г

Приняв власть, император понял, что совмещать управление страной и живопись невозможно, а потому свои художества забросил. Но любви к искусству не утратил, и транжирил значительные суммы из казны на покупку произведений искусства, которые уже не помещались ни в Гатчине, ни в Зимнем, ни в Аничковом дворце. Тут-то Александр и решил создать государственный музей, в котором бы могли храниться полотна русских живописцев, и который соответствовал бы престижу страны, поднял патриотические настроение и все такое прочее.

Считают, что впервые идею император высказал после 17 выставки Товарищества передвижников в 1889 году, где он приобрел картину Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных».

Особый статус Русского музея

К 1895 году успели создать проект постройки здания музея русского искусства при Академии художеств и даже закончить смету, но 21 октября 1894 года Александр III скончался, и казалось, что музей так и не станет реальностью. Но за дело взялся Николай II. Он постановил отдать под нужды музея купленный в казну Михайловский дворец.

В положении о музее 1897 года подчеркивался его особый статус. Были закреплены особые правила создания коллекции, например, произведения современных художников должны были сперва 5 лет находиться в музее при Академии художеств и только затем по выбору управляющего их могли поместить в Русский музей.

Предметы искусства, помещаемые в музей, должны были остаться там на веки вечные - то есть их нельзя было забрать или передать в какое-нибудь другое место.

Управляющий назначался высочайшим именным указом и обязательно должен был принадлежать к Императорскому дому.

Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.
С миру по нитке - музею коллекция

Поначалу коллекция музея составлялась из собранных Александром III картин, которые были переданы из Академии художеств, Эрмитажа, например, знаменитое полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов. Часть собрания была приобретена в частных коллекциях. Как решил Николай II, в дальнейшем собрание должно было пополняться за счет казны, в которой даже ввели отдельный параграф для музея, и благодаря возможным пожертвованиям.

Таковых, на удивление, оказалось много, размер коллекции стремительно рос и увеличился почти вдвое по сравнению с первоначальными 1,5 тысячами произведений и 5000 экспонатов из Музея христианских древностей. В первый штат музея был зачислен «цвет нации» - самые выдающиеся ученые, искусствоведы и историки, например, А. П. Бенуа, П. А. Брюллов, М. П. Боткин, Н. Н. Пунин и другие.

Жизнь музея в XX веке

Благодаря Государственному музейному фонду, работавшему в первые годы после Октябрьской революции, коллекция музея после 1917 года стремительно росла. Были восполнены большие пробелы в коллекции, например, какое-то время в музее вообще не были представлены некоторые течения русской живописи, а собрание некоторых было крайне скудным.

В 1922 году экспозиция музея впервые была выстроена по научно-историческому принципу, что вывело музей на качественно новый уровень. Но одного лишь здания Михайловского дворца было недостаточно для разросшейся коллекции, и постепенно музей начал «завоевывать территорию». В 30-х годах занятые до той поры арендаторами корпус Бенуа флигель Росси в Михайловском дворце были освобождены и перешли к Русскому музею, а чуть позже из родительского гнезда Русского музея «съехал» этнографический отдел, ставший Государственным музеем этнографии народов СССР. В 40-х годах корпус Бенуа и Михайловский дворец даже соединили специальным переходом.


Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци.
Куда сходить и что посмотреть?

В начале XXI века во владения Русского музея перешли Летний сад с коллекцией мраморных скульптур (да, да, в Летнем саду сейчас стоят лишь копии), а также расположенные в нем Летний дворец Петра I, Кофейный и Чайный домики. Домик Петра I на Петровской набережной, который также принадлежит Русскому музею, сперва был построен из бревен, но через некоторое время был укрыт каменным, а чуть позже - кирпичным чехлом.

В числе самых знаменитых произведений искусства, хранящихся в Русском музее, можно назвать иконы Андрея Рублева и Симона Ушакова, полотна Брюллова «Итальянский полдень» и «Последний день Помпеи», Айвазовского «Девятый вал» и «Волна», «Бурлаки на Волге» кисти Репина, «Витязь на распутье» работы Ванецова, «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Потрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы» кисти Серова, «Потрет Ф. И. Шаляпина» Кустодиева. Но это лишь малая часть из тех прекрасных полотен русских живописцев, которые хранятся в Русском музее.


Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн

Лучше один раз увидеть — если запланируете путешествие по Санкт-Петербургу, обязательно посетите Русский музей.

Наверное Русский музей следует поставить одним из главных пунктов в списке посещения достопримечательностей Санкт-Петербурга. Особенно, если вы приехали в Северную столицу на один, два или чуть больше дней. «Почему?» — спросите вы.

Во-первых: здесь собрана действительно замечательная коллекция лучших работ русских художников, скульпторов и народных умельцев.

Во-вторых: в Русском музее нет такого ажиотажа и столпотворения как в Эрмитаже, а атмосфера музея вызывает чувство спокойствия и душевного равновесия.

В-третьих: сюда очень легко попасть (не нужно стоять в огромных очередях за билетом).

Русский музей. Еще совсем недавно, произнося эти слова, и горожане, и гости города, подразумевали только красивое здание в стиле ампир на площади Искусств. В Михайловском дворце в 1898 году открылся первый государственный музей национального искусства, и здесь располагаются основные экспозиции музея. Но за последние годы в состав музея вошли еще три дворца, имеющие знаменательное историческое и культурное прошлое.

Итак, Русский музей имеет в своем составе четыре здания: Строгановский дворец, Мраморный дворец, Михайловский дворец и Михайловский (инженерный) замок. Все эти дворцы расположены в разных местах Санкт-Петербурга и имеют в названии слова «Русский музей».

Для избежания путаницы назовем Главным зданием Русского музея – Михайловский дворец, расположенный по адресу улица Инженерная, 4. Именно здесь основные залы и экспозиции Государственного русского музея. Именно сюда и желают попасть гости Санкт-Петербурга, прибывшие в Северную столицу в первый раз.

Как попасть в Главное здание Русского музея.

До дворца очень легко пройти от станции метро «Невский проспект» (2-я, синяя линия).

Выйдя из метро, следуйте (по красной стрелке) по Михайловской улице в сторону памятника Александру Сергеевичу Пушкину, расположенному на Площади Искусств.

Сразу за памятником вы увидите Главное здание Русского музея — Михайловский дворец.

Режим работы Главного здания русского музея:

Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10-00 до 18-00.

Четверг с 13-00 до 21-00.

Вторник — выходной.

Кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.

Как бы не приятно было попасть в музей через парадный вход, всем посетителям по советско-российской традиции придется зайти через черный вход. Вам об этом сообщит небольшой указатель около мраморной лестницы со львами.

Ниже приведем схему Михайловского дворца. Он состоит из трех основных частей: Корпус Бенуа, Флигель России и, непосредственно, сам Михайловский дворец.

Попасть в Главное здание Русского музея также можно через второй вход в корпусе Бенуа.

Фотография ниже дает возможность быстро сориентироваться, где расположен второй вход — на Набережной канала Грибоедова, рядом с Воскресенским собором (Храм Спаса-на-Крови).

Оба входа приведут вас к кассам, где необходимо купить билеты на посещение Русского музея.

Для взрослых граждан РФ и Республики Беларусь билет обойдется в 350 рублей, для учащихся с 16 лет, студентов и пенсионеров — 170 рублей, для детей до 16 лет (вне зависимости от гражданства) — бесплатно.

Возьмите обязательно в кассе или у сотрудников музея бесплатную схему расположения экспозиций. С ней вам будет легче построить свой маршрут.

После касс, следуя указателям, вы попадаете на парадную лестницу музея. Здесь можно встретить группы школьников.

Если вы пришли к открытию, то можно воспользоваться небольшой хитростью для более комфортного просмотра. Начало экспозиции, согласно указателям, справа от лестницы на втором этаже. Но если вы пойдете в левую сторону, то будете практически в полном одиночестве рассматривать великолепные картины К.Брюлова, А.Иванова, И.Айвозовского и др. Затем вы в любом случае посмотрите начало экспозиции.

Ф.А. Бруни «Медный змий».

Иван Константинович Айвазовский «Волна».

Картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи». Николай I наградил художника лавровым венком, и последнего стали величать «Карлом Великим».

И.К. Айвазовский «Девятый вал».

Григорий Иванович Угрюмов «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами».

Обратите внимание на лица двух плененных Александром Невским «безобидных» европейцев, казнивших несколько тысяч русских людей.

О. А. Кипренский «Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Васильевича Давыдова». Это родственник знаменитого героя Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова.

П.П. Соколов «Молочница с разбитым кувшином».

Интерьеры помещений Михайловского дворца.

Ф.И. Шубин «Екатерина II законодательница».

Портреты детей.

Дмитрий Григорьевич Левицкий «Екатерина II Законодательница».

Скульптура М. И. Козловского «Психея», часто ее называют «Девочка с бабочкой». По легенде сама Афродита завидовала красоте юной Психеи.

Туристы с большим энтузиазмом фотографируются, держа Екатерину II за руку.

Борис Васильевич Суходольский «Живопись».

Очень радует здесь большое количество детей. Для них работники Русского музея рассказывают интересные, запоминающиеся истории.

Антон Павлович Лосенко «Чудесный улов».

После осмотра залов Михайловского дворца вы попадете во Флигель России, где увидите вживую знакомые с детства полотна.

Виктор Васнецов «Витязь на распутье».

В. И. Суриков «Степан Разин». Художнику удалось показать внутреннюю напряженность русского героя-мятежника.

Небольшая картина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» завораживает.

Василий Суриков «Переход Суворова через Альпы» (размер картины 4 на 5 метров). Вот настоящий военачальник, вместе со своими солдатами штурмует Альпы, чтобы побыстрее помочь «нашим любимым» европейцам. Кто сейчас в Европе вспомнит подвиги наших солдат?

Илья Ефимович Репин. «Портрет императора Николая II» 1896 год.

Портрет последнего императора России. Кажется, что Николай II уже знает о своей судьбе…

Илья Ефимович Репин «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея».

В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком».

А это Ермак сотоварищи с мушкетами покоряют север.

В картине «Письмо турецкому султану» привлекают внимание все персонажи. Репин прорабатывал образ каждого запорожца в отдельности, поэтому каждый герой картины получился со своим характером.

Илья Репин «Проводы новобранца». Сколько трагедии в картине. Молодого человека отправляют в армию на долгие 25 лет.

Напротив картины И. Репина «Бурлаки на Волге» всегда много посетителей, здесь установлен удобный мягкий диван.

У «Садко» школьникам рассказывали о картине на немецком языке.

А вот картина противоречие. Виктор Васнецов. Картина «Битва скифов со славянами».

Во-первых: скифы предки славян. Во-вторых: скифы и славяне разделены несколькими столетиями.

Это получается бой прапрадеда с внуком. Еще со средних веков уничтожались все доказательства древнейшего происхождения народов, заселяющих современную Россию.

Вот небольшой отрывок из работы профессора Анатолия Алексеевича Клёсова:
«К сожалению, в российской исторической науке традиционно продолжается разрушающий, деструктивный подход, касается ли это норманyизма или других периодов отечественной истории. Селективно выбираются и вводятся в «официальный» оборот только источники, преуменьшающие значение, роль славян в исторических процессах. Нет в этом обороте «Историографии» М. Орбини, нет трудов польского архиепископа Станислава Богуца (Stanislaw Bohusz, 1731-1826), выдающегося просветителя, в одном из трудов которого – «Исторические исследования происхождения славян и сарматов» – описываются славяне, проживающие в древние времена от Сирии до Понта Эвксинского (Черного моря). Нет десятков других книг, ставших в древности или в средние века классическими, где повествуется о славянах прошлых тысячелетий. Об этом же есть целая библиотека сербских историков прошлого, в которых славянами называют тех, кого российские (и западные) историки называют «скифами». Если против этого у историков есть возражения – где они? Или они живут по поговорке «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»?»

Илья Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Именно с этой картины начинается Русский музей при Александре III.

Лукиан Васильевич Попов «Наймичка». Девочка все свое детство будет ухаживать за чужим ребенком…

Такое чувство, что Лев Толстой сейчас встанет и пойдет.

Николай Александрович Ярошенко

Алексей Данилович Кившенко «Сортировка перьев». Девушки, набивающие подушки перьями немного поспорили…

Константин Егорович Маковский «Перенесение священного ковра в Каире».

Каждая картина таит в себе историю. Вот картина Владимира Маковского «Ночлежный дом». На Санкт-Петербург идет холодная буря. Бездомные пытаются попасть в ночлежку, все мерзнут и понимают, места хватит далеко не каждому.

В этом старике в шляпе и шарфе с папкой в руках можно узнать художника А. К. Саврасова. Конец жизни этот замечательный живописец провел в одиночестве и нищете, перебиваясь редкими заказами, скитаясь по углам и трущобам.

Маленькая девочка с голыми ножками в огромных ботинках плачет, возможно это последняя ночь в ее жизни. Но никто ей не сможет помочь…

Это хороший штрих к многочисленным современным статьям «Как хорошо жили при царе».

К.Е. Маковский «Семейный портрет».

Следующая картина совсем недавно висела рядом с «Ночлежным домом», на ней изображена семья брата Владимира Маковского. Девочки такого же возраста, как и ребенок на предыдущей картине, но своим происхождением они заслужили жизнь в достатке. Сейчас эти картины разместили подальше друг от друга, в разные залы.

И.И. Шишкин «Корабельная роща». Работы этого художника узнаваемы сразу.

Василий Верещагин «Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)». Небольшой фрагмент празднования Победы.

А вот русские солдаты, навечно оставшиеся лежать за свободу болгар.

Василий Перов «Суд Пугачева». Тела казненных дворян лежат рядом с «судьей».

Василий Григорьевич Перов «Монастырская трапеза». Хорошая картина о жизни людей в рясах.

Генрих Семирадский «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». В древнегреческом городе Мегары 2500 лет назад жила женщина по имени Фрина. Ее красота и изумительная для южной страны белая кожа поразила многих художников и скульпторов. С нее лепили скульптуру Афродиты Книдской и написали Афродиту Анадиомену. На картине она сама сбрасывает с себя одежды, чтобы все могли быть ослеплены ее красотой.

К.Д. Флавицкий «Христианские мученики в Колизее». Первые христиане подвергались жестоким истязаниям. На картине видно, как тащат маленького мальчика на арену с дикими зверями. «Если вас хранит ваш бог — пусть он спасет вас от растерзания львов», — с этими словами выводили христиан на смерть под ликующие возгласы 100 000 римских зрителей.

Русский богатырь.


Адриан Волков «Смерть Ивана Сусанина».

В. Якоби «Ледяной дом». Потешная свадьба по приказу Анны Иоановны в ледяном дворце.

А.П. Рябушкин «Московская улица XVII века в праздничный день». Дороги… Как мало они изменились за несколько столетий в России.

Леонид Позен «Скиф» — далекий предок россиян, которого хотят «вытравить» из нашей истории.

В Русском музее замечательно представлены изделия русских мастеров. Все правое крыло на первом этаже Михайловского дворца занято выдающимися работами старинных и современных мастеров.

Только представьте, сколько труда и мастерства необходимо, чтобы вырезать такую ажурную шкатулку из кости.

Или вот интересная работа из дерева «Как мыши кота хоронили» (конец 19 века).

В этом небольшом рассказе о Государственном Русском музее мы показали вам лишь малую часть представленных картин, скульптур, работ. Чтобы внимательно рассмотреть все экспозиции музея потребуется несколько дней.

Немного истории: Главное здание Русского музея.

«По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изящности вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов…», — так писал журнал «Отечественные записки» в 1825 году. В тот год каждый уважающий себя петербуржец обязательно побывал здесь, у только что законченного Михайловского дворца, построенного архитектором Карлом Росси для Великого князя Михаила Павловича и его жены Елены Павловны. Сейчас это главное здание Русского музея. Белый зал — единственное помещение, которое сохранилось после перестройки дворца под нужды музея именно таким, каким оно было при Росси. Прекрасные девушки, восседающие на колесницах — Музы, дочери богини памяти Мнемосины и Зевса, изображены на плафоне потолка; Великая княгиня Елена Павловна увлекалась живописью, музыкой, поэзией. Росписи выполняли прекрасные итальянские художники Джакомо Батисто Скотти и Антонио Виги. Все остальное — плод труда русских мастеров: столярного мастера Бобкова, бронзовщика Захарова, мебельщиков и паркетчиков Знаменского и Тарасова, скульптора Степана Пименова. Белый зал — истинный шедевр, в котором Росси продумал абсолютно все, — от расположения колонн, до мельчайших деталей орнамента и парадного сервиза. Счастливым образом все это сохранилось: живописная роспись стен, скульптурное убранство, наборный паркет — все осталось от времен Росси. Даже мебель стоит на тех же самых местах (ее количество и местоположение было определено самим архитектором). Зал был так хорош, что английский король Георг даже попросил изготовить с него уменьшенную копию.

Но не только своим внешним видом знаменит Белый зал. Здесь находился знаменитый музыкальный салон Великой княгини. Русское музыкальное общество, благодаря которому в 1860 году были открыты первые музыкальные классы, а затем — и первая в России консерватория, зародилось именно здесь, на этих вечерах. В Михайловском дворце дебютировал как дирижер Петр Ильич Чайковский, здесь исполняли свои произведения Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Михаил Глинка. Эти стены слышали голоса Василия Жуковского и Ивана Крылова. Салон в течение многих лет был одним из важнейших кульминационных центров столицы.

«Музыкально-артистические вечера у Великой Княгини были чрезвычайно интересны, — вспоминал их первый участник, известный композитор, пианист Антон Рубинштейн. — Здесь собирались положительно лучшие артисты, которые оказывались в Петербурге. Часто среди гостей являлась величественная фигура Императора Николая».

Г ости Русского музея могут прямо в выставочных залах узнавать интересные детали из истории создания полотен. Для этого достаточно установить на телефон приложение дополненной реальности Artefact и навести камеру гаджета на экспонат. Сейчас в доступно - любопытные факты о пяти из них рассказывает портал «Культура.РФ».

«Гумно» Алексея Венецианова, 1822

Впервые картину показали на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887 году. Там ее приобрел император Александр III. Какое-то время полотно находилось в Зимнем дворце, но в 1897 году переехало в недавно образованный Русский музей.

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» Ильи Репина, 1903

Заказ на картину поступил Илье Репину в апреле 1901 года от российского императора. Живописцу помогали Борис Кустодиев и Иван Куликов.

«Хозяином, командиром и истинным творцом оставался сам мастер, ученики были только его послушными руками».

Игорь Грабарь

Еще до юбилея художники создали наброски интерьера в Круглом зале Мариинского дворца. А в день торжественного заседания Илья Репин делал здесь фотоснимки и эскизы - все материалы живописцы использовали во время работы над картиной. Полотно писали три года.

В центре сюжета картины - Николай II и представители императорского дома: младший брат царя Михаил, великие князья Михаил Николаевич и Владимир Николаевич, который тогда был президентом Императорской академии художеств. Рядом с ними - лица, занимавшие важнейшие посты в государстве. Всего на картине изображен 81 человек.


















Описание

Государственный Русский музей – один из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга, коллекция которого насчитывает более 400 тысяч экспонатов. В России это крупнейший музей представляющий коллекцию национального изобразительного искусства.

История создания музея относится к XIX веку. Здание Михайловского дворца, в котором впоследствии и был основан Русский музей, построено по проекту архитектора Карла Росси в 1819-1825 годах, архитектурный облик которого признан выдающимся образцом дворцового ансамбля в стиле высокого классицизма. Первым хозяином дворца был великий князь Михаила Павловича - четвертый сын императора Павла I.

В Европе XIX века уже существуют общедоступные музеи изобразительного искусства, идея об открытии государственного музея национального искусства обсуждается и среди образованной элиты русского общества.

В 1889 году император Александр III приобретает картину И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» - это событие и связывают с идеей государя, которую он высказал об основании всенародного национального музея.
Осуществил же замысел Александра III, его наследник император Николай II, в 1895 году был учрежден Русский Музей Императора Александра III. В этом же году начинается перестройка залов Михайловского дворца для экспозиций музея, под руководством архитектора В. Ф. Свиньина.

Торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» состоялось 7 (19) марта 1898 года.
Коллекция музея была составлена из произведений искусства, переданных из Эрмитажа, Академии художеств, Гатчинского и Царскосельского Александровского дворцов, а также переданных в дар коллекции частных собирателей.

По замыслу экспозиция музея должна была быть представлена тремя отделами:
- мемориальным отделом, посвященным памяти Императора Александра III;
- этнографическим и художественно-промышленным отделом;
- художественным отделом.
Строительство помещения Памятного отдела затянулось и он так и не был открыт.

Коллекция этнографического отдела экспонировалась в Русском музее, но в 1934 году была передана в открывшийся Государственный музей этнографии народов СССР.
Коллекция художественного отдела активно пополнялась и развивалась, в итоге Русский музей стал крупнейшим собранием национального изобразительного искусства.

К 1914 году залы Мехайловского дворца уже не вмещали всю коллекцию Русского музея и в 1914 -1919 годах возводится новое выставочное здание по проекту архитекторов Л.Бенуа и С.Овсянникова, получившее название по фамилии автора – корпус Бенуа.
В залах Государственного Русского музея широко представлено национальное искусство, начиная с Древней Руси и до нашего времени.

Древнерусские иконы из коллекции Русского музея, экспозиция которой начала формироваться еще при основании музея и пополнялась в течении XX века - являются не только памятниками древнерусского искусства, но шедеврами мирового значения.

При формировании коллекции станковой живописи основой послужили лучшие произведения художников XVIII – XIX веков. Это полотна портретной живописи И. Вишнякова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, картины античной тематики Ф. Бруни, Г. Угрюмова, известный на весь мир шедевр К. Брюллова «Последний день Помпеи» и другие его великие полотна, картины непревзойденного мариниста И. Айвазовского и его знаменитый «Девятый вал». Особое место в коллекции Русского музея занимают плотна художников второй половины XIX начала XX веков - А. Иванова, В.Васнецова, К.Маковского, И.Репина, К. Савицкого, В.Поленова, В. Верещагина В. Сурикова, М. Врубеля. Выдающиеся русские пейзажисты широко представлены в музее – всем известные И. Шишкин, И. Левитан, А. Куинджи. Особый интерес вызывают произведения художников объединения «Мир искусства» работавших не только в направлении станкового искусства, но и театрального, создавая декорации и театральные костюмы.

В послереволюционный период коллекция Русского музея пополняется за счет национализированных частных коллекций и произведений, созданных художниками «новых течений».

На первом этаже корпуса Бенуа экспонируется большая коллекция произведений советского периода и проводятся тематические выставки.
В наши дни музейное собрание постоянно пополняется не только за счет государственных закупок, но и путем безвозмездной передачи частных коллекций в дар музею.

Сегодня Государственный Русский музей является музейным комплексом и включает в себя Михайлавский, Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, Домик Петра I, садово-парковые ансамбли - Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.