Разговор андрея соколова с ванюшкой в машине. «Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них?» (по рассказу М

Разделы: Литература

Цели урока:

  • обсудить проблемы особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов и необходимости гуманного к ним отношения;
  • обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя;
  • развивать умение комплексного анализа художественного образа (в единстве портретной, речевой поведенческой характеристик).

Ход урока

“Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца”

В.А.Сухомлинский

Детство – это такое время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации. А какие ассоциации у вас связаны со словом детство?

Составим кластер

В конце урока мы вернёмся к кластеру и обсудим его.

Мы с вами живем в мирное время, а как же те ребята, чье детство пришлось на годы войны? Что довелось им пережить? Какой след оставила война в их душах? Можно ли было облегчить их страдания?

В годы войны тяжело было всем, но особенно беззащитными и уязвимыми становятся дети. Мы прочитали отрывок методом инсерта. Дома сделали пометки на полях. А сейчас, чтобы глубже вникнуть в содержание текста, ответим на вопросы к рассказу.

Кого бы вы назвали главным действующим лицом в данном отрывке?

Андрей Соколов остается главным героем всего рассказа, однако в этом эпизоде на первый план выступает Ванюшка.

Обратите внимание на доску, в центре которой написано слово “Ванюшка”.

  1. Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика?
  2. Маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки после дождя.

  3. Перечитайте первый диалог мальчика и “дяди-шофера”. Что вы узнали о Ванюшке из его реплик? Что довелось пережить ему к моменту встречи с Андреем Соколовым?
  4. Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбежки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец, у него нет дома, он голодает.

    Какую черту в образе Ванюшки подчеркивает информация о том, что пережил он во время войны?
    Ванюшка незащищенный, уязвимый.

  5. Что еще может узнать читатель о Ване по тому, как он отвечает на вопросы?
  6. Ванюшка не первый раз отвечает на подобные вопросы. Слова “не знаю”, “не помню”, “никогда”, где придется усиливают ощущение тяжести того, что же перенес мальчик.

  7. Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашел отец? Как в речи Вани передается его эмоциональное состояние в данный момент?
  8. Восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды повторенное слово “найдешь” свидетельствуют о том, как истосковался этот ребенок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нем была надежда.

    Какие еще слова помогают охарактеризовать состояние мальчика?
    “Тихо так говорит”, “шепчет”, “спросил, как выдохнул”, “звонко и тоненько кричит, что даже глушно”.

  9. Мы представляем, как выглядит маленький герой, как он говорит. Что еще в тексте позволяет дополнить наше представление о нем?
  10. Обратите внимание на описание поведения поступков мальчика: у чайной, в машине Андрея Соколова в момент решающего объяснения, где жил Соколов, оставшийся один на попечение хозяйки – в момент вечернего разговора.

  11. Итак, подведем итог. Какую ведущую роль в образе Вани подчеркивает его внешность, переживание, речь, поступки.
  12. Внешность, переживание, речь, поступки мальчика подчеркивают его беззащитность, незащищенность, ранимость, уязвимость. Запишем эту черту в тетради.

  13. Чьими глазами мы в первый раз видим Ванюшку?
  14. Глазами Андрея Соколова.

    Как вы думаете, чем уж так полюбился мальчик Андрею Соколову?
    (Мальчик также одинок, как и А.С.)

    Как А.С. реагирует на его рассказ? Почему?
    Закипела в нем горючая слеза, и он решил: “…”

    Какими художественными средствами передается взволнованное состояние героев после объяснения?
    Сравнение: “будто травинка под ветром”, “как свиристель”, восклицание: “Боже мой, что тут произошло! Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Какой уж там мне элеватор…”

  15. Как, по-вашему, принято решение Андреем Соколовым? Как долго длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего разговора?
  16. Три дня, на четвертый день произошло решающее событие.

    Найдите в тексте момент, где с уверенностью можно сказать, что Андрей Соколов принял решение усыновить мальчика.

  17. Что переживает Андрей Соколов, сказавший мальчишке “святую правду”?
  18. У него на душе стало легко и как-то светло, когда он решил усыновить сироту, а радость мальчишки совсем отогрела сердце Соколова. “А у меня в глазах туман…”, – говорит герой. Может быть, этот туман и есть те самые невыплаканные слезы, которые наконец-то проступили на глазах и облегчили душу.

  19. Чего не смогла отнять у Соколова война?
  20. Война, отнявшая у героя, казалось бы все, не смогла отнять у него самого главного – человечности, стремление к семейному единению с людьми.

  21. “А с ним – дело другое…” Как характеризуют Соколова эти слова?
  22. У Соколова появился мальчик, которому нужна забота, ласка, любовь.

    В чем проявляется его забота о мальчике?

  23. Одинок ли Соколов в своей способности сострадать?
  24. И в этом Соколов не одинок: хозяин и хозяйка, у которых Андрей поселился после войны, поняли все без слов, когда их постоялец привел в дом приемного сынишку, и принялись помогать Соколову ухаживать за Ванюшкой.

  25. Кто еще из персонажей подчеркивает особую незащищенность, ранимость, уязвимость маленького мальчика?

  26. (Хозяйка).

Сделаем вывод:

Как вы думаете, в чем заключается роль образа Ванюшки в этом отрывке?

Этот образ помогает глубже понять характер главного героя рассказа – Андрея Соколова. С появлением этого персонажа становится возможным обсуждение уязвимого положения детей во время войны.

А теперь вернемся к началу нашего урока Как вы думаете, почему, готовясь к обсуждению фрагмента, мы с вами подбирали ассоциации к слову ДЕТСТВО? Представьте и запишите, какие ассоциации со словом ДЕТСТВО могли бы возникнуть у Ванюшки?

Почему у него могли возникнуть именно такие ассоциации?

Полностью противоположны впечатления, ассоциации.

Домашнее задание

  • Сталкивались ли вы когда-либо с беззащитным, уязвимым существом?
  • Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации.
  • Сделали бы вы что-нибудь, чтобы помочь ему облегчить его страдания?

Письменно ответьте на эти вопросы.

М. А. Шолохов – один из талантливейших русских писателей. Он — мастер создания атмосферы, колорита. Его рассказы погружают нас полностью в жизнь и быт героев. Этот писатель о сложном пишет просто и понятно, не уходя в дебри художественных обобщений. Своеобразный талант его проявился и в эпопее «Тихий Дон», и в коротких рассказах. Одно из таких небольших произведений – рассказ «Судьба человека», посвященный Великой Отечественной войне.

В чем смысл названия рассказа «Судьба человека»? Почему, например, не «Судьба Андрея Соколова», а так обобщенно и опосредованно? Дело в том, что эта история – не описание жизни конкретного человека, а показ судьбы всего народа. Соколов жил обычно, как все: работа, жена, дети. Но его обыденную, простую и счастливую жизнь прервала война. Андрею пришлось быть героем, пришлось рисковать собой ради защиты родного дома, семьи от фашистов. И так поступили миллионы советских людей.

Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы?

Герой прошел тяготы войны, плена, концлагеря, а что же помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? Дело в патриотизме героя, юморе и при этом воле. Он понимает, что его испытания не зря, он воюет против сильного врага за свою землю, которую не уступит. Соколов не может посрамить честь русского солдата, потому он не трусит, не перестает выполнять свой военный долг, а в плену продолжает держаться с достоинством. Один из примеров – вызов героя в концлагере к начальнику Мюллеру. Соколов откровенно высказался относительно лагерной выработки: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Об этом донесли начальству. Героя вынесли, чтоб допросить, ему грозил расстрел. Но герой не умоляет, не показывает своего страха врагу, не отказывается от своих слов. Мюллер предлагает выпить за победу немцев, но Соколов отклоняет предложение, зато за свою погибель готов выпить даже не одну, а три рюмки, не моргнув глазом. Стойкость героя так удивила фашиста, что «рус Иван» были помилован и награжден.

Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»?

В первую очередь, герой не сломался, хотя потерял всех близких и прошел ад на земле. Да, его глаза «словно присыпаны пеплом», но он не сдается, он заботится о беспризорном мальчике Ване. Также герой всегда поступает по совести, ему не в чем себя упрекнуть: если ему и приходилось убивать, то только ради безопасности, предательства он себе не позволял, самообладания не терял. Феноменально, что у него нет страха смерти, когда речь идет о чести и защите родины. Но такой не один Соколов, таков народ несгибаемой воли.

Шолохов в одной судьбе описал волю к победе всего народа, который не сломался, не согнулся под натиском сурового врага. «Гвозди бы делать из этих людей» — так говорил коллега Шолохова Маяковский. Именно эту идею писатель воплощает в своем великом творении, которое до сих пор вдохновляет нас на свершения и подвиги. Волевая сила человеческого духа, русского духа, предстает перед нами во всем своем великолепии в образе Соколова.

Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора?

Война ставит людей в крайние, критичные обстоятельства, поэтому именно тогда проявляется все лучшее и худшее в человеке. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? Оказавшись в немецком плену, герой спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил предателя. Сложно убить своего, но если этот человек готов предать того, с кем вместе рискует жизнью, может ли такой считаться своим? Герой никогда не выбирает путь предательства, действует по соображениям чести. Его выбор – это постоять за родину и отстоять ее любой ценой.

Та же простая и твердая позиция проявилась в ситуации, когда он стоял на ковре у Мюллера. Эта встреча весьма показательна: немец, хоть и подкупал, угрожал, был хозяином положения, не смог сломить русский дух. В этой беседе автор показал целую войну: фашист наседал, но русский не сдавался. Как бы не старались Мюллеры, Соколовы их переиграли, хотя преимущество было на стороне противника. Нравственный выбор Андрея в этом фрагменте – это принципиальная позиция всего народа, который хоть и находился далеко-далеко, но своей несокрушимой мощью поддерживал своих представителей в минуты тяжких испытаний.

Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней?

Потери СССР в Великой Отечественной войне бьют все рекорды, в результате этой трагедии целые семьи погибали, дети теряли родителей и наоборот. Главный герой рассказа тоже остался совершенно один на свете, но судьба свела его с таким же одиноким существом. Какую же роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? Взрослый нашел в ребенке надежду на будущее, на то, что не все в жизни кончено. А ребенок нашел потерянного отца. Пусть жизнь Соколова не станет прежней, но в ней еще можно найти смысл. Он шел к победе ради таких мальчишек и девчонок, чтобы они жили свободно, не оставались одни. Ведь именно в них будущее. В этой встрече автор показал готовность изможденного войной народа вернуться к мирной жизни, не ожесточиться в боях и лишениях, а восстанавливать свой дом.

Ванюшка – мальчик-сирота лет пяти-шести из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Автор не сразу дает портретную характеристику этого персонажа. Он совершенно неожиданно появляется в жизни Андрея Соколова – человека, прошедшего всю войну и потерявшего всех родных. Его и не заметишь сразу: «он лежал на земле смирнехонько, прикорнув под угловатой рогожей». Затем постепенно раскрываются отдельные детали его внешности: «русая кудрявая головка», «розовая холодная ручонка», «глаза, светлые, как небушко». Ванюшка – это «ангельская душа». Он доверчив, любознателен и добр. Этот маленький ребенок уже успел многое испытать, научился вздыхать. Он – круглая сирота. Мать Ванюшки умерла во время эвакуации, была убита бомбой в поезде, а отец погиб на фронте.

Андрей Соколов сказал ему, что он и есть его отец, чему Ваня сразу же поверил и несказанно обрадовался. Он умел искренне радоваться даже мелочам. Красоту звездного неба он сравнивает с роем пчел. У этого обездоленного войной ребенка рано сложился мужественный и сострадательный характер. При этом автор подчеркивает, что всего лишь маленький уязвимый ребенок, который после смерти родителей ночует, где попало, завалялся весь в пыли и грязи. Его искренняя радость и восклицательные предложения свидетельствуют о том, что он истосковался по человеческому теплу. Несмотря на то, что он почти не участвует в разговоре «отца» и рассказчика, он внимательно ко всему прислушивается и приглядывается. Образ Ванюшки и его появление помогают лучше понять сущность главного героя – Андрея Соколова.

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» богат мужественными и одновременно трогательными образами. Основное внимание сосредоточено на личности главного героя – Андрее Соколове. Но его образ был бы неполным без маленького, но уже такого сильного человечка – Ванюшки.

Рассказ построен от имени повествователя и главного героя. Первый рассказчик знакомится с Андреем случайно, на переправе. Когда он ожидает свой транспорт, к нему подходит мужчина с маленьким мальчиком лет пяти. принимает ошибочно рассказчика за коллегу, такого же простого шофера, как и он сам. Поэтому разговор завязывается непринужденный и откровенный. Мальчик тоже смело протягивает свою тоненькую ручонку повествователю. Тот ее дружески пожимает и спрашивает, отчего она у него такая холодная, ведь на улице теплынь. В обращении к мальчику он допускает шуточное обращение «старик». Ванечка обнимает дядю за колени и восклицает, что он вовсе не старик, а еще мальчик.

Портретная характеристика Вани не очень большая, но красноречивая. Ему около 5-6 лет. Волосики у мальчишки русые кудрявые, а ручонки розовые, холодные. Особенно запоминаются глаза Ванюши – «светлые, как небушко». Его образ – воплощение душевной чистоты и наивности. Именно такой маленький человечек сумел отогреть душу Андрея Соколова, которому довелось так много выстрадать на своем веку.

Главный герой рассказывает свою непростую историю: как он жил в молодости, как выживал во время войны и то, какой стала его жизнь сегодня. Вначале войны его забрали на фронт. Дома он оставил свою немаленькую семью – жену и трех детишек. Старшему уже шел 17 год, а значит, ему тоже скоро предстояло идти на войну. Герой говорит, что в первые месяцы щадила его война, но после удача отвернулась и он попал в плен к немцам. Благодаря сильному характеру, принципиальности и ловкости он выбирается из плена, хоть и не с первой попытки.

К сожалению, он узнает ужасную новость, что в его дом попала бомба, когда там были жена и дочки. Он надеялся на встречу с оставшимся старшим сыном, но перед самой их встречей его тоже уничтожают враги. Так Соколов остался одиноким без единой близкой ему души. Он выжил, прошел всю войну, но не мог радоваться жизни. Но однажды герой встретил маленького мальчика возле чайной. У Вани тоже никого не осталось, он даже спал, где попало. Судьба ребенка очень взволновала Андрея, и он решил, что не даст ему пропасть.

Очень трогательная сцена в рассказе, когда Андрей говорит Ване, что он его отец. Ребенок не опровергает сказанное, а искренне радуется. Возможно, он и понимает, что это ложь, но он так соскучился по человеческой теплоте, что сразу принимает Андрея Соколова как отца.

Ваня не принимает активного участия в действиях произведения, но само его существование делает рассказ более трогательным. Мальчик мало говорит, почти не участвует в разговоре отца и рассказчика, но внимательно ко всему прислушивается и присматривается. Ванечка – светлый образ в жизни героя.

Ответ оставил Гость

Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, встретил случайно М. А. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году он написал повесть "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.
Андрей Соколов – мужчина высокого роста, сутуловатый, руки его большие и тёмные от трудной работы. Одет он в прожжённый ватник, который был заштопан неумелой мужской рукой, и общий вид у него был неухоженный. Но в облике Соколова автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской» . Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» . И не может он найти ответ на этот вопрос.
Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. . С детства узнал, почем «фунт лиха» , в гражданскую войну сражался против врагов советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работает плотником, слесарем, шофером, создает семью.
С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди -- он попадает в фашистский плен.
Соколову пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.
Не уронил Андрей достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Хотя Соколов был измучен, истощён, обессилен, но всё-равно был готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что поразил этим даже фашиста. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды по-прежнему преследуют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом, живет теперь Соколов лишь надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны.
Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. История с Ванюшкой – это как бы окончательная черта в истории Андрея Соколова. Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, дает ему смысл дальнейшей жизни.
Я думаю, что Андрей Соколов не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы, и несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!