Выражение ключевского умение первое правило вежливости. Афоризмы

Мысли, цитаты, мудрые советы, афоризмы одного из самых выдающихся русских историков — Василия Осиповича Ключевского.

Академик, профессор Московского университета и Московской духовной академии, создатель научной школы и Тайный советник писал о событиях и фактах российской действительности увлекательно и доступно. Исторические портреты, дневники и афоризмы ученого - блестящего мастера слова - отражают его размышления о науке, жизни, человеческих достоинствах и недостатках.

«В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли» - это высказывание В.О. Ключевского подтверждает вся его жизнь.

За Ключевским утвердилась слава блестящего лектора, который умел захватывать внимание аудитории силой анализа, даром изображения, глубокой начитанностью. Он блистал остроумием, афоризмами, эпиграммами, которые востребованы и сегодня. Его работы всегда вызывали полемику, в которую он старался не вмешиваться. Темы его работ исключительно разнообразны: положение крестьянства, земские соборы Древней Руси, реформы Ивана Грозного…

Его волновала история духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей. К этой теме относится ряд статей и речей Ключевского о С.М. Соловьеве, Пушкине, Лермонтове, Н.И. Новикове, Фонвизине, Екатерине II, Петре Великом. Он издал «Краткое пособие по Русской истории», а в 1904 г. приступил к изданию полного курса. Всего вышло 4 тома, доведенных до времени Екатерины II.

Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, – Курс русской истории в 5-ти частях. Ученый трудился над ним более трех десятилетий.

Лучшие афоризмы Ключевского

Бездарные люди – обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного.

Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость; не быть благодарным – подлость.

Благотворительность – больше родит потребностей, чем устраняет нужд.

Быть соседями не значит быть близкими.

Быть счастливым значит не желать того, чего нельзя получить.

В восемнадцать лет мужчина обожает, в двадцать любит, в тридцать желает обладать, в сорок размышляет.

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.

В России центр на периферии.

В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности.

Верует ли духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу.

Время от времени бедные собираются вместе, конфискуют имущество богатых и начинают драться за раздел добычи, чтобы разбогатеть самим.

Вся житейская наука женщины состоит из трех незнаний: сначала она не знает, как добыть жениха, потом – как быть с мужем, наконец – как сбыть детей.

Выбирая себе жену, надо помнить, что выбираешь мать своим детям, и как опекун своих детей должен позаботиться, чтобы жена по вкусу мужа была матерью по сердцу детям; чрез отца дети должны участвовать в выборе матери.

Дело несделанное лучше дела испорченного, потому что первое можно сделать, а второго нельзя поправить.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы – нет.

Есть люди, которые становятся скотами, как только начинают обращаться с ними, как с людьми.

Женщины все прощают, кроме одного – неприятного обращения с собою.

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.

Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.

Жить своим умом не значит игнорировать чужой ум, а уметь и им пользоваться для понимания вещей.

Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Акулины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины.

Интересней всего бывает узнать не то, о чем люди говорят, а то, о чем они умалчивают.

Историк задним умом крепок. Он знает настоящее с тыла, а не с лица. У историка пропасть воспоминаний и примеров, но нет ни чутья, ни предчувствий.

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то - хорошо.» Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то - плохо».

Крупные писатели – фонари, которые в мирное время освещают путь толковым прохожим, которые разбивают негодяи и на которых в революции вешают бестолковых.

Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда.

Кто не любит просить, тот не любит обязываться, то есть боится быть благодарным.

Кто неспособен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранен из жизни как узурпатор бытия.

Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.

Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться - значит прощать.

Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые – влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.

Множество мелких успехов не являются гарантией большой победы.

Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.

Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.

Мысль без морали - недомыслие, мораль без мысли - фанатизм.

Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить бога за то, что они есть.

Найти причину зла - почти то же, что найти против него лекарство.

Не начинайте дела, конец которого не в ваших руках.

Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

Нельзя и стыдно перенимать чужой образ жизни, строй чувства и порядок отношений. Каждый порядочный народ все это должен иметь свое, как у каждого порядочного человека должна быть своя голова и своя жена.

Нет ничего враждебнее культуре, чем цивилизация.

Откровенность – вовсе не доверчивость, а только дурная привычка размышлять вслух.

Под здравым смыслом всякий разумеет только свой собственный.

Под старость глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди, то есть живешь воспоминаниями, а не надеждами.

Посеешь заботу - пожнешь инициативу.

Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.

Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не осознавая опасности.

Самый веселый смех – это смеяться над теми, кто смеется над тобой.

Самый дорогой дар природы – веселый, насмешливый и добрый ум.

Самый непобедимый человек – это тот, кому не страшно быть глупым.

Семейные ссоры – штатный ремонт ветшающей семейной любви.

Слово – великое оружие жизни.

Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта.

Справедливость – доблесть избранных натур, правдивость – долг каждого порядочного человека.

Счастлив тот, кто может жену любить, как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя, как мужа.

Талант – искра божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

Творчество - высокий подвиг, а подвиг требует жертв.

У всякого возраста свои привилегии и свои неудобства.

У хорошего доктора лекарство не в аптеке, а в его собственной голове.

Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается.

Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.

Характер – власть над самим собой, талант – власть над другими.

Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная – ждет его.

Это немцы учили нас исключительности. Наши же цели - вселенские.

Чтобы согреть Россию, некоторые готовы ее сжечь.

Атеисты всемилостивейше пожалованы в действительные статские христиане.

Большинство людей умирает спокойно потому, что так же мало понимают, что с ними делается в эту минуту, как мало понимали, что они делали до этой минуты.

Было бы сердце, а печали найдутся.

Быть соседями не значит быть близкими.

Римские императоры обезумели от самодержавия; отчего императору Павлу от него не одуреть?

Романист, изображая чужие души, рисует свою; психолог, наблюдая свою душу, думает, что он изучает чужие.

Робкий, но не трусливый.

Русская интеллигенция скоро почувствует себя в положении продавщицы конфет голодным людям.

Русский простолюдин - православный - отбывает свою веру как церковную повинность, наложенную на него для спасения чьей-то души, только не его собственной, которую спасать он не научился, да и не желает. Как ни молись, а все чертям достанется. Это все его богословие.

Русский ум ярче всего сказывается в глупостях.

Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями.

Самое умное в жизни - все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.

Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым - значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.

Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым - это вообразить себя таким.

Самый злой насмешник - кто осмеивает собственные увлечения.

Самый непобедимый человек - это тот, кому не страшно быть глупым.

Семейные ссоры - штатный ремонт ветшающей семейной любви.

Сидят на штыках, покрыв их газетой.

Сколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое ими столетие? Три столетия. Когда человечество поймет смысл своей жизни? Через 3 тысячи лет после своей смерти.

Славянофильство - история двух-трех гостиных в Москве и двух-трех дел в московской полиции.

Сладострастие есть не что иное, как властолюбивое самолюбие, разыгранное на женских прелестях.

Смерть - величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи.

Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта.

Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления.

Среднему статистическому пошлому человеку не нужна, даже тяжела религия. Она нужна только очень маленьким и очень большим людям: первых она поднимает, а вторых поддерживает на высоте. Средние пошлые люди не нуждаются ни в подъеме, потому что им лень подниматься, ни в опоре, потому что им некуда падать.

Старики не родятся, а только умирают и, однако, все не переводятся.

Статистика есть наука о том, как, не умея мыслить и понимать, заставить делать это цифры.

Схоластика - точильный камень научного мышления: на нем камни не режут, но об камень вострят.

Счастлив, кто может жену любить как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя как мужа.

Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чем может оно состоять.

Счастье не действительность, а только воспоминание:
счастливыми кажутся нам наши минувшие годы, когда мы могли жить лучше, чем жилось, и жилось лучше, чем живется в минуту воспоминаний.

Тайна искусства писать - уметь быть первым читателем своего сочинения.

Театральные слезы отучают от житейских.

Только в математике две половины составляют одно целое.

В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена - несомненно две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного.

Торжество исторической критики - из того, что говорят люди известного времени, подслушать то, о чем они умалчивали.

Труд ценится дорого, когда дешевеет капитал. Ум ценится дорого, когда дешевеет сила.

У артистов от постоянного прикосновения к искусству притупляется эстетическое чувство, заменяясь эстетическим глазомером.

У них мысль не ведет за собой слов, а с трудом догоняет их.

Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается. Можно ненавидеть человека, как подлеца, а можно умереть за него, как за ближнего.

Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости.

Ученые диссертации, имеющие двух оппонентов и ни одного читателя.

Ученые издатели - половые науки, которые не варят и не кушают, а только подают кушанье.

Фанатизм во имя порядка готов внести анархию.

Характер - власть над самим собой, талант - власть над другими.

Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться - значит прощать.

Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности.

Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу.

Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.

Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые - влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.

Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования.
Мужчина видит в любой женщине то, что хочет из нее сделать, и обыкновенно делает из нее то, чем она не хочет быть.

Мужчина занимается женщиной, как химик своей лабораторией: он наблюдает в ней непонятные ему процессы, которые сам же и производит.

Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.

Мужчина любит женщину, сколько может любить; женщина любит мужчину, сколько желает любить. Потому мужчина обыкновенно любит одну женщину больше, чем она того стоит, а женщина хочет любить больше мужчин, чем сколько в состоянии любить.

Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает; женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.

Мужчина падает на колени перед женщиной только для того, чтобы помочь ее падению.

Мужчина слушает ушами, женщина - глазами, первый - чтобы понять, что ему говорят, вторая - чтобы понравиться тому, кто с ней говорит.

Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит
к еде.

Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.

Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ.

Народники так умно рассуждают об основах своей жизни, что кажется, то, на чем они сидят, умнее того, чем они рассуждают о том.

Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. уменье пользоваться знанием как следует.

Наша история идет по нашему календарю: в каждый век отстаем от мира на сутки.

Наше сочувствие религиозной старине не нравственное, а только художественное: мы только любуемся ее чувствами, не разделяя их, как сладострастные старики любуются молоденькими девицами, не будучи в состоянии любить их.

Не будем смешивать театр с церковию, ибо труднее балаган сделать церковию, чем церковь превратить в балаган.

Не начинайте дела, конец которого не в ваших руках.

Некоторые женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми, не становясь оттого умными.

Нет ничего бесцельнее, как судить или лечить трупы: их велено только закапывать.

Обряд - религиозный пепел: он охраняет остаток религиозного жара от внешнего холода жизни.

Обряды - ячейки сота, которые каждый облеплял своими чувствами.

Он глуп оттого, что так красив, и не был бы так красив, если бы был менее глуп.

Она в каждом мужчине ищет мужа, потому что в муже не нашла мужчины.

Откровенность - вовсе не доверчивость, а только дурная привычка размышлять вслух.

Петр I готов был для предупреждения беспорядка расстроить всякий порядок.

Писатели, как родители, любят наделять свои детища свойствами, которых лишены сами. Оттого герои у Мопассана всегда глупы, а у Толстого - умны.

Повесе, чтобы соблазнить женщину, нужно больше тонкого понимания людей, чем Бисмарку, чтобы одурачить Европу.

Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.

Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля.

Популярное искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает, доставляя менее грубое развлечение.

Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?

Прежде в женщине видели живой источник счастья, для которого забывали физическое наслаждение, ныне видят в ней физиологический прибор для физического наслаждения, ради которого пренебрегают счастьем.

Прежде дорожили лицом и скрывали тело, ныне ценят тело и равнодушны к лицу. Прежде инстинкт, как холоп, грубил и бунтовал, но и подвергался бичу, ныне он эмансипировался и пользуется уважением, как природный государь жизни.

Прежде их соединял хотя бы пол, а теперь только потолок.

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую.

Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.

Пролог XX века - пороховой завод. Эпилог - барак Красного Креста.

Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.

Прямой путь - кратчайшее расстояние между двумя неприятностями.

Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.

Разница между духовенством и другими русскими сословиями: здесь много пьяниц, там мало трезвых.

Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная - ждет его.

Хотеть быть чем-то другим, а не самим собой - значит хотеть стать ничем.

Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары.

Цари - те же актеры с тем отличием, что в театре мещане и разночинцы играют царей, а во дворцах цари - мещан и разночинцев.

Цыгане известности - они известны только за границей, потому что у них нет отечества.

Человек - это величайшая скотина в мире.

Человек работал умно, работал и вдруг почувствовал, что стал глупее своей работы.

Человек, пользуясь разумом, умеет поступать неразумно вопреки инстинкту.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным.

Чтобы защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага.

Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее.

Чтобы уметь быть злым, надобно выучиться быть добрым; иначе будешь просто гадким.

Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум.

Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают.

Я слишком стар, чтобы стареть: стареют только молодые.

В 50 лет необходимо иметь шляпу и два галстука, белый и черный: часто придется венчать и хоронить.

В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли.

В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.

В мужчину, которого любят все женщины, не влюбится ни одна из них.

В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

В России центр на периферии.

Верует ли духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу.

Всего хуже сознавать себя дополнением собственной мебели.

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.

Высшая степень искусства говорить - уменье молчать.

Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает.

Гигиена учит, как быть цепной собакой собственного здоровья.

Глаза - не зеркало души, а ее зеркальные окна: сквозь них она видит улицу, но улица видит душу.

Глупость - самая дорогая роскошь, которую могут позволять себе только богатые люди.

Гораздо легче стать умным, чем перестать быть дураком.

Грубость стародумовского общества измеряется необходимостью доказывать материальную пользу добродетели.

Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него.

Делай, что я говорю, но не говори, что я делаю, - исправленное иезуитство.

Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма.

Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы - нет.

Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде.

Ее отказ приятнее иного согласия.

Есть два рода болтунов: одни говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие - чтобы скрыть, что они ничего не думают.

Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.

Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один.

Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей.

Женщины все прощают, кроме одного - неприятного обращения с собою.

Женятся на надеждах, выходят замуж за обещания.

Жить - значит быть любимым. Он жил или она жила - это значит только одно: его или ее много любили.

Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.

Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Акулины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины.

И москаль, и хохол - хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве. Но тот и другой притворяются по-своему: первый любит притворяться дураком, а второй умным.

Из 100 остроумных один умный.

Иногда необходимо нарушать правило, чтобы спасти его силу.

Искусство - суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь.

Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить.

Историк задним умом крепок. Он знает настоящее с тыла, а не с лица. У историка пропасть воспоминаний и примеров, но нет ни чутья, ни предчувствий.

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Как ей не быть умной, возясь всю жизнь с такими дураками.

Когда актер не понимает, кого он играет, он поневоле играет самого себя.

Когда люди, желая ссоры, не ждут ее, она и не последует; когда они ждут ее, не желая, она случится непременно.

Красивые женщины в старости бывают очень глупы только потому, что в молодости были очень красивы.

Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.

Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей.

Кто из людей презирает людей, должен презирать и самого себя, потому презирать людей вправе только животные.

Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти.

Пояснительная записка к интеллектуальной игре, посвященной 175-летию со дня рождения В.О.Ключевского.

Цели:


    Развитие познавательной активности учащихся.


    Расширение кругозора учащихся.


    Развитие умения принимать решения самостоятельно и группой.

Оборудование: мультипроектор, маршрутные листы, карточки с заданиями.

Участники игры: команды детей, участников летней смены в пришкольном лагере "Академия. Лицеист" МБОУ ЛСТУ № 2 г.Пензы

Ход игры

1. Перед началом игры ребята знакомятся с биографией В.О.Ключевского, выступают с докладами о творчестве выдающегося историка, посещают музей В.О.Ключевского.

2. В игре участвуют 4 команды, в которые объединяются дети разного возраста (от 12 до 15 лет) из числа обучающихся в лицее.

3. Перед началом игры команде выдается маршрутный лист, в котором место работы станции обозначены цифрами. Чтобы определить нахождение каждой станции, команды должны разгадать, какие кабинет или рекреация скрываются за цифрами. Указание на это содержится в подсказке 1а, 2а, 3а, 4а.

4. Если команда не справляется с первой подсказкой, она вправе попросить вторую (1б,2б,3б,4б).

5. После того как кабинеты и рекреации "расшифрованы", команды отправляются по маршруту.

6. Время прохождения каждой станции 10 минут.

7. Задания на станциях:

"Биография" - 20 вопросов, касающихся жизни и творчества В.О.Ключевского. Требуется дать ответ: верно или неверно представленное суждение.

"Фотозагадки" - 18 фотоснимков, среди которых учащиеся должны определить те, что относятся к экспозициям музея В.О.Ключевского, и дать им названия.

"Афоризм" - 15 афоризмов Ключевского, которые нужно продолжить, основываясь на представлении о мировоззрении историка, его отношении к жизни и людям.

"Викторина" - 10 вопросов, касающихся суждений Ключевского, высказанных по разным поводам (материал взят из сети интернет "Мысли и афоризмы В.О.Ключевского" - http://1001viktorina.ru/cat/p671_myisli_i_aforizmyi_v.o.klyuchevskogo)

8. Количество баллов:

"Биография" - 20 вопросов - 3 балла; 15 вопросов - 2 балла; 10 вопросов - 1 балл.

"Фотозагадки" - из 18 фотоснимков нужно отобрать 12. относящихся к музею В.О.Ключевского. 12-11 снимков - 2 балла; 10 - 6 - 1 балл.

"Афоризм" - 15 афоризмов - 3 балла; 10 - 2 балла; 5 - 1 балл.

"Викторина" - 10 - 9 вопросов - 3 балла; 8-7 - 2 балла; 6-5 - 1 балл.

9. Команды возвращаются на исходную точку. В маршрутных листах указано количество баллов, присвоенных за выполнение заданий на каждой станции. Баллы суммируются. Принимается во внимание оценка действий каждой команды, данная консультантами (консультанты, работающие на станции, могут добавить от себя по одному баллу за четкость, слаженность командных действий).

10. Награждение победителей.

История смотрит не на человека, а на общество.
В.О. Ключевский.

Говорят, что лицо - зеркало души, но душа проявляет себя не только во внешности. У человека, имеющего отношение к науке, душа в его научных трудах, а если такой человек ещё и блестящий оратор, душа его раскрывается в умении донести свою мысль людям.

Василию Осиповичу Ключевскому (28 января 1841 года - 25 мая 1911 года) исполнилось 175 лет. Родился он в царствование Николая I, а умер при Николае II. Это целая эпоха российской истории с крутыми переменами и потрясениями в экономической, политической и общественной жизни. Ключевский уже читал лекции по русской истории в Московской духовной академии и в Московском университете, когда народовольцы убили императора Александра II Освободителя (отменил крепостное право, провёл ряд реформ, существенно изменивших уклад жизни российского общества, при нём Россия одержала победу в русско-турецкой войне). На трон взошёл «тяжелый на подъем царь» (слова Ключевского - В.Т. ) Александр III. Россия уже не вела войн, заключив русско-французский союз, стала могущественной европейской державой. Экономика развивалась быстрыми темпами. Началось строительство Транссибирской железной дороги. Но вот социально-политическая жизнь в стране оставляла желать лучшего. После Манифеста о незыблемости самодержавия либеральные реформы стали сворачиваться.

О времени, когда на российском троне сидели Романовы, Ключевский сказал: «По мере расширения территории вместе с ростом внешней силы народа все более стеснялась его внутренняя свобода». И сделал вывод: «Государство пухло, а народ хирел». Это «пухло-хирел» создавало образ нездорового государства и не сулило ничего хорошего российской империи. Ключевский, далёкий от марксистских идей, оказался проницательным человеком. «Хилость» жизни провоцировала недовольство народа. Вся внутриполитическая жизнь страны во второй половине XΙX века прошла под знаменем революционной пропаганды. «Реформаторы 60-х годов очень любили свои идеалы, но не знали психологии своего времени, и потому их дух не сошелся с душой времени». Замечательные слова! В это время родилось поколение нигилистов, резко относившихся ко всем переменам. После серии неудачных покушений они убили Александра II и пытались убить Александра III. За покушение на него был повешен Александр Ульянов, брат Владимира Ленина. Нигилисты - будущие большевики, раздули в стране революцию 1905 года, а в 1917 году сумели развалить большую Российскую империю. Вот и «допухлась» страна.

После окончания историко-филологического факультета Московского университета В.О. Ключевский при содействии С.М. Соловьёва (1820-1879) остался на кафедре русской истории. А когда Соловьёв умер, выдвинулся в число ведущих московских историков. На лекциях профессора Ключевского негде было упасть яблоку. Студенты заранее занимали места и старательно всё записывали, ведь каждая его лекция была кладезем родной русской истории. А читал он мастерски, нередко приправляя свои научные выкладки острым словцом.

«Читал он всегда сидя, часто опустивши глаза к кафедре, по временам вздрагивающая прядь волос свешивалась на лоб. Тихая и плавная речь прерывалась едва заметными паузами, которые, как нельзя кстати, подчеркивали глубину высказанной мысли». Такое свидетельство оставил один из его слушателей в Александровском военном училище. А говорил Ключевский негромко с паузами потому, что в детстве испытал сильное потрясение. После трагической смерти своего отца, сельского священника, стал сильно заикаться. И только упорная работа над произношением позволила ему справиться с этой бедой. Но полностью избавиться от заикания так и не смог.

«Мудрено пишут только о том, чего не понимают», - говаривал Ключевский. Его лекции понимал даже далекий от истории человек. Известный юрист А.Ф. Кони вспоминал о «неподражаемой ясности и краткости» Ключевского. О его умении завораживать слушателей вспоминал Фёдор Шаляпин. «Идет рядом со мною старичок, подстриженный в кружало, в очках, за которыми блестят узенькие мудрые глазки, с маленькой седой бородкой,.. вкрадчивым голосом, с тонкой усмешкой на лице передает мне, точно очевидец событий, диалоги между Шуйским и Годуновым... Когда я слышал из его уст Шуйского, мне думалось: «Как жаль, что Василий Осипович не поет и не может сыграть со мною князя Василия!».

В Ключевском удачно сочетался талант преподавателя и литератора. Как-то он сказал: «Тайна искусства писать - уметь быть первым читателем своего сочинения». И он долго и скрупулезно работал над словом. Ему принадлежит серия набросков и портретов русских историков и писателей: В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьёва, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Аксакова, А.П. Чехова Л.Н. Толстого и многих других. В статье «Евгений Онегин и его предки», давая характеристику времени, когда жил пушкинский герой, историк проницательно заметил: «Это была полная нравственная растерянность, выражавшаяся в одном правиле: ничего сделать нельзя и не нужно делать. Поэтическим олицетворением этой растерянности и явился Евгений Онегин».

«Учитель - что проповедник: можно слово в слово записать проповедь, даже урок; читатель прочтет записанное, но проповеди и урока не услышит», - так оценивал преподавательскую деятельность Ключевский. Сегодня мы не услышим его голос и манеру произношения, показывающую отношение к сказанному, но можем прочитать его «Курс русской истории». В наши дни он нисколько не потерял своего значения. Свою речь профессор нередко пересыпал остроумными фразами, которые мгновенно запоминались, становились крылатыми: «Я потому и глуп, что мой организм слишком умно организован; Как ей не быть умной, возясь всю жизнь с такими дураками; Металл оттачивается оселками, а ум ослами». На поздравления в связи с новой должностью проректора Московского университета он ответил: «Если начальство посадит тебя на сковородку с раскаленными угольями, не думай, что ты получил казенную квартиру с отоплением». А разве потерял свой смысл такой его афоризм: «Что такое диссертация? Труд, имеющий двух оппонентов и ни одного читателя»? Проезжая мимо деревень, в которых было много одиноких женщин с детьми, он кратко сказал: «Творения святых отцов». А деревеньки-то эти окружали Троице-Сергиеву лавру.

Ключевский был учёным-историком большой эрудиции, его научные интересы касались историографии и философии истории, дисциплин, смежных с исторической наукой. Он и географ (отлично знает климатические особенности природы России). И фольклорист (хорошо разбирается в фольклоре русского народа и его соседей, с которыми русский человек жил обок долгие века). И лингвист (со знанием дела говорит о русских говорах). И отличный психолог (когда говорит о факторах, повлиявших на формирование характера русского народа). В 17-й лекции «Курса русской истории» заключительный раздел «Психология великоросса». Есть здесь такое, может, и спорное замечание: «Он (русский человек - В.Т. ) принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума».

* * *

Какой исторический путь России, куда она движется? Эти вопрос волновал профессора русской истории Московского университета В.О. Ключевского. Русский интеллигент (хотя к этому слову он относился критически, об этом его статья «Об интеллигенции»), он придерживался либеральных взглядов, ратовал за просвещение и широкие преобразования в обществе. Никаких революционных потрясений! Но как историк, посвятивший изучению государственного устройства России не один свой научный труд, он понимал, что далеко не всё ладно в российском доме. В его дневнике можно прочитать: «Тоскливо, грустно отзываются во мне звуки жизни. Сколько в них негармоничного, жестокого!».

М.В. Нечкина (1901-1985) в монографии «Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества», оценивая научную деятельность Ключевского как марксист-ленинец, рассматривала его как буржуазного историка и политического идеалиста, мечтавшего о справедливом переустройстве общества.

Ключевский был сторонником государственной школы в российской историографии. Школу связывают с именами К.Д. Кавeлина, С.М. Соловьёва, Б.Н. Чичерина. Именно они выработали научную систему взглядов на ход русской истории и на роль государства в историческом процессе. Принадлежа к «западному» течению русской философской мысли, они считали русский народ европейским. В своем развитии он должен не только догнать, но и перегнать Европу.

По Ключевскому славяне уже в начальный период своей истории стали единым русским народом и смогли создать своё государство. Однако в Древней (Киевской) Руси славяне вряд ли были единой народностью. Русь была страной городов, где каждый город стоял на страже своих интересов. Летописи повествуют о непрерывных княжеских междоусобицах на протяжении всей древнерусской истории. Внутренние княжеские разногласия (а народ в каждом княжестве стоял за своего князя!) привели, в конечном итоге, к ослаблению и краху государственности Южной Руси. В этот период можно говорить только об относительном единстве славянских племен, называвших себя «русью». Русичами называл их автор «Слова о полку Игореве». Только благодаря таким волевым личностям, как князь Владимир Ι Креститель и его сын Ярослав Мудрый, Русь стала сильным государством, с которым считались все королевские дворы Европы. Эту традицию продолжил Владимир Мономах и его старший сын Мстислав. После смерти Мстислава Южная Русь медленно шла к своему краху. Нашествие монголов пресекло древнерусскую государственность. Крайне пёстрая по своему племенному составу, а потому неустойчивая, древнерусская народность распалась.

Ключевский считал, что основная цель государства - общее благо для своего народа. Однако «частный интерес по природе своей наклонен противодействовать общему благу. Между тем человеческое общежитие строится взаимодействием обоих вечно борющихся начал... В отличие от государственного порядка, основанного на власти и повиновении, экономическая жизнь есть область личной свободы и личной инициативы как выражения свободной воли». Противоречия между личной свободой и интересами государства создают сложную коллизию, когда сталкиваются разные взгляды, интересы, стремления. От их успешного разрешения зависит народное благо. Так кратко можно характеризовать взгляды Ключевский на происхождение и роль государства в жизни русских людей.

Взгляды эти, тут можно согласиться с М.В. Нечкиной, во многом идеалистичны. Внешние и внутренние функции московского княжества, а затем российского государства, совершенно не совпадали с интересами населения. В условиях золотоордынского ига русские князья кровью своих подданных возрождали русскую государственность. Об этом времени небезызвестный Карл Макс сказал: «Изумленная Европа, в начале правления Ивана (московский князь Иван ΙΙΙ (1440-1505) - В.Т. ) едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи». А потом уже русские цари, начиная с Ивана ΙV Грозного, в тяжелейшей борьбе с внешним врагом отстаивали суверенитет этой «огромной империи», неустанно расширяющейся в последующие века.

Претендовали на русские земли Литва. Польша, Швеция, Франция. Шли непрерывные войны с Крымским ханством и Турцией. Вопрос об общем народном благе поневоле уходил в тень. Как говорится: не до жиру, быть бы живу. Потому этот вопрос всегда становился чисто политическим: быть русскому государству или нет. На Куликовом поле русский народ явил свою великорусскую гордость, но до единства ему было ещё далеко. В Смутное время, когда прервалась династия Рюриковичей, а Польша пыталась посадить на московский престол королевича Владислава, русский народ, сплотившись, изгнал из Москвы поляков и возвёл на трон Михаила Фёдоровича Романова. Россией стала править новая царская династия. Общая историческая память, язык и культура объединили народ в борьбе с польскими интервентами. Только с этого времени можно говорить о едином великорусском народе. А вот малорусский народ (украинцы), как ни напрягал свои силы, долгие века оставался без своего государства.

Деятельность Ключевского пришлась на вторую половину XΙX века, когда после реформ Александра ΙΙ экономика России пошла на подъём. В результате финансовой реформы (1897-1899) вошёл в обращение золотой рубль, по содержанию золота он был только в два раза «легче» доллара (интересно сравнить с нашим временем). Мысли о всеобщем благе в это время уже не выглядели утопией. Идеи французской революции «Свобода, равенство, братство» бродили в умах просвещённых людей. И вот, казалось, настало их время в России. Ключевский (одно время читал в Московском университете курс истории французской революции 1789 года) увлёкся политикой и вступил в Конституционно-демократическую партию (кадетов), декларирующую себя как внеклассовую и реформистскую. Но известности на этом поприще не снискал.

* * *

Главным фактором русской истории Ключевский считал колонизацию. В ней он выделил четыре периода. Эта периодизация не потеряла своего значения в наши дни, когда после распада СССР в независимой Украине принялись создавать свою историю и стали отрицать общие славянские корни украинцев и русских. Во второй период русской истории (XΙΙΙ век - начало XV века) в силу ряда неблагоприятных причин начался отток русского населения со среднего течения Днепра на северо-восток Среднерусской возвышенности, заселённой преимущественно финскими племенами. И вот тут лежит ключ к пониманию процессов, приведших, в конечном итоге, к разделению русского народа на русских и украинцев.

В глухой труднодоступный угол пришлые русские принесли свои обычаи, законы и христианскую веру. Здесь возводили по рекам свои города (Ключевский в топониме Москва слышит финское «Va» - «вода»), постепенно смешиваясь с финским населением, перенимая некоторые их обычаи. Так формировалась великорусская народность. В крови современного русского течёт толика финской крови. Этот факт, подробно описанный Ключевским, служит украинским националистам доказательством, что украинцы и русские, совсем разные народы. Якобы нынешние русские украли у украинцев их родовое самоназвание (этноним) Русь. Иначе, как сознательным искажением исторических фактов, это не назовёшь. Умышленное насаждение простым украинцам мысли, что украинский и русский народ не имеют общих исторических корней, служит отчуждению двух братских славянских народов. Сеет между ними рознь. Кому выгодно? - можно повторить вслед за древними римлянами.

В Восточной Европе происходили процессы, значительно позже затронувшие Западную Европу, когда Христофор Колумб открыл Америку. Это позволило деятельному, не лишенному авантюрной жилки, населению Западной Европы колонизовать Новый Свет и создать свою цивилизацию. На Среднерусской возвышенности эти процессы проходили ещё задолго до открытия Америки. Ключевский, оценивая эти процессы, говорил о разрыве древнерусской народности. «Главная масса русского народа, отступив перед непосильными внешними опасностями с днепровского юго-запада к Оке и верхней Волге, там собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность и, вооружив её силой сплочённого государства, опять пришла на днепровский юго-запад, чтобы спасти остававшуюся там слабейшую часть русского народа от чужеземного ига и влияния».

«Быть соседями не значит быть близкими», - сказал Ключевский. Украинцы и русские, действительно, разные по своему менталитету. По многим историческим причинам. Но вот корни у них одни, лежат они в истории Киевской Руси. Это нужно знать, а не оголтело кричать, что мы никогда не были братьями. Никогда ими мы уже и не будем, история пишется один раз и сразу набело. А вот корни свои помнить нужно.

Конечно, историческая наука не стоит на месте. За столетие после смерти Ключевского археологами обнаружены новые артефакты, в научный оборот введены многие ранее не известные документы. Они раздвигают наши познания о русской истории с древнейших времён, дополняют сказанное Ключевским в «Курсе русской истории». Однако новейшие открытия, введенные в арсенал исторической науки, ни в коем случае не умаляют научные труды известного московского историка. Они и сейчас не потеряли своей актуальности.

* * *

Многогранно талантливый человек Василий Осипович писал стихи и прозу. Рассказ «Письмо француженки» о России. Ключевский и здесь остался историком, который предвидел великую и трагическую историю России, предвидел приход её неудачных мессий.

«Во-первых, не знаю почему, но мне чуется в этой стране присутствие громадных, еще не тронутых сил, о которых еще нельзя сказать, какое примут они направление, когда тронутся из своего бездействия: пойдут ли они на созидание счастья человеческого рода, или на разрушение того скудного блага, которым они располагают... Мне думается, что это будет страна неожиданностей, исторических сюрпризов... Здесь может случиться все, что угодно, кроме того, что нужно, может случиться великое, когда никто не ожидает, может и ничего не случиться, когда все ждут великого. Да, эту страну трудно изучать и еще труднее управлять ею... Я право, не знаю, что будет с этой страной. В ней, быть может, явятся великие истории; но она едва ли будет иметь удачных пророков...».

И ещё из этого же рассказа. «Можно и должно заимствовать изобретенный другим легчайший способ вязать чулки; но нельзя и стыдно перенимать чужой образ жизни, строй чувства и порядок отношений. Каждый порядочный народ все это должен иметь свое, как у каждого порядочного человека должна быть своя голова и своя жена».

Похоронен профессор русской истории Василий Осипович Ключевский в Москве на кладбище Донского монастыря.

Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00

Ключевский Василий Осипович , историк, академик Петербургской Академии наук (1900), почетный академик по разряду изящной словесности (1908), родился в 1841 г. в селе Вознесенское Пензенской губернии в семье священника. В 1860 г. окончил Пензенскую духовную семинарию, но отказался от духовной карьеры и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где учился до 1865 г. В 1866 г. опубликовал кандидатское сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве».

С 1867 г. начал преподавать историю России сначала в Александровском военном училище. Читал курс всеобщей истории в Александровском военном училище (1867—1881), курс русской истории в Московской духовной академии (1871—1906), на Московских высших женских курсах (1872—1888), в Московском университете (с 1879), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1872 г. защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник». Докторская диссертация («Боярская дума древней Руси») была защищена им в 1882 г. Сфера научных интересов Ключевского охватывала все грани истории России с древнейших времен до эпохи Петра I.

С начала 1880-х гг. по его инициативе началось чтение публичных лекций по русской истории в Политехническом музее. Сам Ключевским был одним из популярнейших лекторов своего времени. Его полный курс истории России, читаемый в Московском университете, охватывал все внешние и внутренние факторы развития общества, с учетом географических, этнографических, климатических, экономических и политических сторон исторического процесса. Блестящий литературный стиль лекций, научных трудов и публицистических статей, публиковавшихся в основном в журнале «Русская мысль», обеспечили Ключевскому место не только в истории исторической науки, но и в истории литературы. Он поддерживал дружеские отношения со многими деятелями культуры, в частности, именно он помогал в работе над ролью Бориса Годунова и другими ролями Ф. И. Шаляпину.

Член Общества любителей российской словесности (с 1909 почетный член). С 1880-х гг. член Московского археологического общества, Московского общества истории и древностей российских (председатель в 1893—1905 гг.). Умер в 1911 г. в Москве.

Цитаты:

  • Вера в жизнь посмертную — тяжелый налог на людей, которые не умеют дожить и до смерти, перестают жить прежде, чем успеют умереть.
  • В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.
  • Быть счастливым значит не желать того, чего нельзя получить.
  • В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам.
  • Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.
  • В мужчину, которого любят все женщины, не влюбится ни одна из них.
  • В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.
  • Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
  • Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
  • Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него.
  • Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде.
  • Если под характером разумеется решительность действия в одном направлении, то характер есть не что иное, как недостаток размышления, не умеющего указать воле других направлений.
  • Если тень человека идет впереди его, это не значит еще, что человек идет за своей тенью.
  • Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма.
  • Добродетель только тогда и получает вкус, когда перестает быть ей. Порок — лучшее украшение добродетели.
  • Злой дурак злится на других за собственную глупость.
  • Играя других, актеры отвыкают быть самими собой.
  • Иногда необходимо нарушать правило, чтобы спасти его силу.
  • Искусство — суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь.
  • Когда люди, желая ссоры, не ждут ее, она и не последует; когда они ждут ее, не желая, она случится непременно.
  • Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.
  • Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
  • Жить — значит быть любимым. Он жил или она жила — это значит только одно: его или ее много любили.
  • Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.
  • Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Аку-лины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины.
  • Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.
  • Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти.
  • Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.
  • Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться — значит прошать.
  • Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности.
  • Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.
  • Люди ищут себя везде, только не в себе самих.
  • Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают.
  • Женщины всё прощают, кроме одного — неприятного обращения с собою.
  • Мужчина слушает ушами, женщина — глазами, первый — чтобы понять, что ему говорят, вторая — чтобы понравиться тому, кто с ней говорит.
  • Музыка — акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде.
  • Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.
  • Мысль без морали — недомыслие, мораль без мысли — фанатизм.
  • Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.
  • Мужчина любит женщину, сколько может любить; женщина любит мужчину, сколько желает любить. Потому мужчина обыкновенно любит одну женщину больше, чем она того стоит, а женщина хочет любить больше мужчин, чем сколько в состоянии любить.
  • Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.
  • Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает: женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.
  • Мужчина падает на колени перед женщиной только для того, чтобы помочь ее падению.
  • Наше будущее тяжелее нашего прошлого и пустее настоящего.
  • Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
  • Некоторые женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми, не становясь оттого умными.
  • Можно иметь большой ум и не быть умным, как можно иметь большой нос и быть лишенным обоняния.
  • Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
  • Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
  • Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности.
  • Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.
  • Самое умное в жизни — все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.
  • Под старость глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди; то есть живешь воспоминаниями, а не надеждами.
  • Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?
  • Великоросс часто думает надвое, и это кажется двоедушием. Он всегда идет к прямой цели, но идет, оглядываясь по сторонам, и потому походка его кажется уклончивой и колеблющейся. Ведь лбом стены не прошибешь, и только вороны прямо летают.
  • Пролог XX века — пороховой завод. Эпилог — барак Красного Креста.
  • Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым — значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.
  • Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым — это вообразить себя таким.
  • Семейные ссоры — штатный ремонт ветшающей семейной любви.
  • Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров.
  • Сладострастие есть не что иное, как властолюбивое самолюбие, разыгранное на женских прелестях.
  • Слово — великое оружие жизни.
  • Смерть — величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи.
  • Одни вечно больны только потому, что очень заботятся быть здоровыми, а другие здоровы только потому, что не боятся быть больными.
  • Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
  • Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля.
  • Справедливость — доблесть избранных натур, правдивость — долг каждого порядочного человека.
  • Мужчина видит в любой женщине то, что хочет из нее сделать, и обыкновенно делает из нее то, чем она не хочет быть.
  • Не начинайте дела, конец которого не в ваших руках.
  • Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свое обещание гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен.
  • Женщина, соблазняющая мужчину, гораздо менее виновата, чем мужчина, соблазняющий женщину, потому что ей труднее стать порочной, чем ему остаться добродетельным.
  • Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые — влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.
  • Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.
  • Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
  • Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
  • Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы — нет.
  • Есть два рода болтунов: одни говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие — чтобы скрыть, что они ничего не думают.
  • Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.
  • Труд ценится дорого, когда дешевеет капитал. Ум ценится дорого, когда дешевеет сила.
  • Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается.
  • Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.
  • Характер — власть над самим собой, талант — власть над другими.
  • Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чем может оно состоять.
  • Только в математике две половины составляют одно целое. В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена — несомненно, две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного.
  • Хитрость не есть ум, а только усиленная работа инстинктов, вызванная отсутствием ума.
  • Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная — ждет его.
  • Христы редко являются, как кометы, но иуды не переводятся, как комары.
  • Человек — это величайшая скотина в мире.
  • Старость для человека что пыль для платья — выводит наружу все пятна характера.
  • Страсти становятся пороками, когда превращаются в привычки, или добродетелями, когда противодействуют привычкам.
  • Счастлив, кто может жену любить, как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя, как мужа.
  • Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
  • Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о них, забывая себя, а не вспоминать о них, когда понадобится напомнить о себе.
  • Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее.
  • Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один.
  • Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости.
  • Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого язык секретарь мысли, у второго ее сплетник и доносчик.
  • Есть люди, вся заслуга которых та, что ничего не делают.
  • Воображение — на то и воображение, чтобы восполнять действительность.
  • Адвокат — трупный червь: он живет чужой юридической смертью.
  • Бесцельным надо признать не только то, что достигает цели, но и то, что хватает через цель.
  • Было бы сердце, а печали найдутся.
  • В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что. их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.
  • Всего хуже сознавать себя дополнением собственной мебели.