Александр Викторович Кутиков: биография. Биография Что же это за вино

Александр Викторович Кутиков (13 апреля 1952, Москва) - композитор,бас-гитарист, вокалист. Заслуженный артист России. В группе «Машина времени» в 1971-1974 годах и с 1979-го до настоящего времени.
Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Москве, был сыном футболиста «Спартака», его детство прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах. В юности занимался боксом. В «Машину времени» в 1971 году его привёл Сергей Кавагое, но в 1974-м Кутиков покидает группу, чтобы попробовать свои силы в Тульской филармонии. С 1976 по 1979 год бас-гитарист и вокалист группы «Високосное лето». Затем вместе с барабанщиком этой группы Валерием Ефремовым входит в новый состав «Машины времени», с 1979 года вместе с Макаревичем и Ефремовым является ее бессменным участником. В группе является автором музыки, вокалистом, бас-гитаристом. Сочинил музыку песен «Поворот», «Скачки» (обе - совместно с Петром Подгородецким), «За тех, кто в море» (совместно с Андреем Макаревичем), «В добрый час», «Музыка под снегом», «Спускаясь к великой реке», «Он играет на похоронах и танцах» и других.
Работал звукорежиссёром на Гостелерадио, регулировщиком радиоаппаратуры. Осуществил запись первых альбомов групп «Воскресение», « Лицей» и «Секрет». До сих пор осуществляет запись и сведение для студийных альбомов группы «Машина времени». Ученик Виктора Борисовича Бабушкина. Руководит звукозаписывающей компанией Sintez Records. Продюсер музыкальных альбомов «Машины времени» и проекта «Старые песни о главном».

Сольная деятельность

В 1987 году записал свои первые сольные песни «Дай помечтать» и «Кто со мной?» на стихи Маргариты Пушкиной. В 1990 году выпустил сольную виниловую пластинку «Танцы на крыше», которая была переиздана на CD в 1996 году. Альбом был записан в сотрудничестве с гитаристом Дмитрием Четверговым и Андреем Державиным (будущим клавишником «Машины времени»). Он состоял из песен на стихи Карена Кавалеряна. Сам Кутиков объяснил выход сольной пластинки тем, что у него накопилось много музыкального материала, а Макаревич, очень серьёзно подходящий к своей творческой деятельности, не сможет быстро написать тексты новых песен. С декабря 2003-го Кутиков возобновил сольную деятельность, на этот раз совместно с группой «Нюанс», на концертах которой исполняет песни из своего сольного альбома и репертуара «Машины времени». С группой «Нюанс» он выступил на фестивале «Феникс» в Грозном. В интервью Кутиков говорит о выходе нового сольного альбома.

Сольная дискография:
1989 (переиздание 1996) - Танцы на крыше (запись 1990 г.)
1996 - Високосное лето. Лавка Чудес
2002 - Александр Кутиков, The Best. Машина времени
2002 - Happy Birthday! Избранное, том I. Подарочное эксклюзивное издание. Проект при участии А. Кутикова
2009 - Демоны Любви

) - советский и российский музыкант , композитор , вокалист , музыкальный продюсер . Заслуженный артист Российской Федерации (). Выступал и выступает в составе нескольких музыкальных коллективов. Наиболее известен как бас-гитарист , вокалист и композитор рок-группы «Машина времени» , в состав которой входил в 1971-1974 годах и с 1979 года по настоящее время.

Владелец, основатель и президент звукозаписывающей фирмы «Sintez records » (основана в 1987).

Александр Кутиков родился в русско-еврейской семье 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке , на Патриарших прудах , в самом центре Москвы.

Детство Александра Кутикова прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах.

До 7 лет я жил в отдельной 4-комнатной квартире на Патриарших прудах. Дедушка Наум Михайлович Кутиков был очень большим административным работником. Просто после того, как дедушка с бабушкой расстались, эта квартира была разменяна. Все разъехались по маленьким комнатам. Моя бабушка осталась жить по

соседству с тем помещением, которое прежде являлось нашей роскошной квартирой. Мы с мамой и сестрой переехали сначала в Большой Козихинский переулок , потом на Малую Бронную . Но это уже были комнаты в коммуналках . После того, как у меня были няньки, пайки , попасть в коммуналку, где ещё 11 соседей - это шок, конечно.

В доме у Кутиковых бывали известные люди: Марк Бернес , Пётр Але́йников , и известные спортсмены, среди них, Всеволод Михайлович Бобров . Учился в музыкальной школе. Играл на разных духовых инструментах - и на трубе , и на альте , и на тенор-саксофоне исполнял классическую музыку . Был горнистом в пионерском лагере , побеждал на конкурсах. В четырнадцать лет начал играть на гитаре. В юности занимался боксом (боксировал в лёгком весе на Первенстве Москвы среди юношей и получил «бронзу» ), хоккеем и футболом. Был секретарём комсомольской организации школы, но в 16 лет написал заявление о выходе из ВЛКСМ . Из-за этого не поступил ни в один институт.

Ещё в 1970 году в цехе трансляций и внестудийной записи ГДРЗ был самым молодым звукооператором. И в 18 лет выезжал на трансляции и записи концертов с участием звёзд. Мне доверяли записывать Карела Готта , ВИА «Поющие гитары» , Хелену Вондрачкову и других известных исполнителей.

В возрасте 19 лет знакомится с 17-летним Андреем Макаревичем, тогда учившимся на первом курсе МАРХИ. По собственному признанию: «Мы сразу обнаружили, что у нас масса общих музыкальных пристрастий, в том числе и Битлы. <…> Меня всегда привлекали люди, которые обладают более высоким интеллектом, кругозором, уровнем образованности, чем у меня. <…> Андрюша был как раз из тех людей. Например, блестяще разбирался в литературе, в частности в поэзии. Когда я пообщался немного с Андрюшей, понял, сколько он всего читал, сколько великолепных стихов знает наизусть и сколько я всего упустил, катаясь в детстве на коньках и бегая по дворам»

Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Москве, его детство прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах. В юности занимался боксом.

В составе музыкальных групп

В "Машину времени" в 1971 году его привёл Сергей Кавагое, но в 1974-м Кутиков покидает группу, чтобы попробовать свои силы в Тульской филармонии. С 1976 по 1979 год бас-гитарист и вокалист группы "Високосное лето". Затем вместе с барабанщиком этой группы Валерием Ефремовым входит в новый состав "Машины времени", с 1979 года вместе с Макаревичем и Ефремовым является ее бессменным участником. В группе является автором музыки, вокалистом, бас-гитаристом. Сочинил музыку песен «Поворот», «Скачки» (обе - совместно с Петром Подгородецким), «За тех, кто в море» (совместно с Андреем Макаревичем), «В добрый час», «Музыка под снегом», «Спускаясь к великой реке», «Он играет на похоронах и танцах" и других.

Звукорежиссёр

Работал звукорежиссёром на Гостелерадио, регулировщиком радиоаппаратуры. Осуществил запись первых альбомов групп "Воскресение" и "Секрет". До сих пор осуществляет запись и сведение для студийных альбомов группы "Машина времени". Ученик Виктора Борисовича Бабушкина. Руководит звукозаписывающей компанией Sintez Records. Продюсер музыкальных альбомов «Машины времени» и проекта «Старые песни о главном».

Сольная деятельность

В 1987 году записал свои первые сольные песни "Дай помечтать" и "Кто со мной?" на стихи Маргариты Пушкиной. В 1990 году выпустил сольную виниловую пластинку "Танцы на крыше", которая была переиздана на CD в 1996 году. Альбом был записан в сотрудничестве с гитаристом Дмитрием Четверговым и Андреем Державиным (будущим клавишником "Машины времени"). Он состоял из песен на стихи Карена Кавалеряна. Сам Кутиков объяснил выход сольной пластинки тем, что у него накопилось много музыкального материала, а Макаревич, очень серьёзно подходящий к своей творческой деятельности, не сможет быстро написать тексты новых песен. С декабря 2003-го Кутиков возобновил сольную деятельность, на этот раз совместно с группой «Нюанс», на концертах которой исполняет песни из своего сольного альбома и репертуара «Машины времени». С группой "Нюанс" он выступил на фестивале "Феникс" в Грозном. В интервью Кутиков говорит о выходе нового сольного альбома.

Сольная дискография

* 1989 (переиздание 1996) - Танцы на крыше (запись 1990 г.)

* 1996 - Високосное лето. Лавка Чудес

* 2002 - Александр Кутиков, The Best. Машина времени

* 2002 - Happy Birthday! Избранное, том I. Подарочное эксклюзивное издание. Проект при участии А. Кутикова

День рождения 13 апреля 1952

композитор, поэт, бас-гитарист, вокалист

Биография

Александр Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах, в самом центре Москвы .

Семья

Отец - Виктор Николаевич Петухов - (09.12.1923), футболист московского «Спартака» и куйбышевских «Крыльев Советов» - рано ушёл из семьи.

Мать - Софья Наумовна Кутикова, пела и танцевала в цыганском ансамбле под управлением Кемалова - одном из лучших гастрольных коллективов послевоенного времени.

Дядя - Сергей Николаевич Красавченко (род. 19 декабря 1940) - был первым заместителем председателя Верховного Совета, а также помощником президента Бориса Ельцина

  • Дедушка по матери - Наум Михайлович Кутиков (Наум Моисеевич) - (1902), в 14 лет ушёл делать революцию. В 1919 году, когда ему было 17 лет, уже командовал полком. К году 1928 он был одним из руководителей ЧК Камчатки. Карьера в ЧК. Был дважды исключен из партии, дважды восстановлен… Первый раз он попал под репрессии в конце 1930-х, а остался жив только потому, что был был близко знаком с Александром Николаевичем Поскребышевым и его только исключили из партии, но не расстреляли и не посадили, потом он стал замдиректором 19-го Авиационного завода, сейчас называется завод имени Хруничева , во время войны, работал в министерстве вооружений, и потом получил самую высокую свою должность Управляющий делами наркомата авиационной промышленности СССР, этим наркоматом руководил Михаил Моисеевич Каганович , брат Лазаря Кагановича. после развенчания культа личности Сталина, был исключен из партии за то, что работал с Кагановичем. Два года он был без работы, затем стал заместителем начальника треста высотных домов и гостиниц и был восстановлен в партии. Ему помог Александр Иванович Максаков .
  • Бабушка по матери - Галина Исааковна Кутикова (Гликка Исааковна), закончила математический факультет МГУ, была главным бухгалтером фабрики в Сокольниках.

Детство

Детство Александра Кутикова прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах.

В доме у Кутиковых бывали известные люди: Марк Бернес, Пётр Але?йников , и известные спортсмены, среди них, Всеволод Михайлович Бобров. Учился в музыкальной школе. Играл на разных духовых инструментах - и на трубе, и на альте, и на тенор-саксофоне исполнял классическую музыку. Был горнистом в пионерском лагере, побеждал на конкурсах. В четырнадцать лет начал играть на гитаре. В юности занимался боксом (боксировал в легком весе на первенстве Москвы среди юношей и получил «бронзу»), хокеем и футболом. Был секретарём комсомольской организации школы, но в 16 лет написал заявление о выходе из ВЛКСМ. Из-за этого не поступил ни в один институт.

Образование

Учился в музыкальной школе по классу трубы и успешно её закончил.

Учился в Московском радиомеханическом техникуме (МРМТ) на факультете радиолокации, бросил, окончил школу рабочей молодежи № 97.

Творческая биография

В 1969 г. работал радиорегулировщиком; с 1970 г. - звукооператором и звукорежиссером в Гостелерадио.

В 1971 году Сергей Кавагое приглашает Кутикова в «Машину Времени» вместо ушедшего в армию басиста Игоря Мазаева. Как вспоминал Макаревич, Кутиков «внёс в команду дух мажорного безоблачного рок-н-ролла». Под его влиянием репертуар группы пополнился радостными песенками «Продавец счастья», «Солдат», и т. д. В это же время Кутиков сделал все чтобы состоялся первый концерт «Машины Времени» на сцене ДК «Энергетик» - колыбели московского рока.

В 1974-м Кутиков покидает группу после конфликта с Кавагое, некоторое время играет в группе «Високосное лето», затем возвращается, но в 1975 снова уходит - его приглашают в ВИА при Тульской филармонии. Свою роль в решении об уходе из «Машины» сыграл и тот факт, что в этот период Кутиков официально нигде не работал и ему угрожало привлечение к суду за тунеядство. Проработав 8 месяцев на профессиональной сцене и, по собственным словам, многому там научившись, увольняется. С 1976 по 1979 год - бас-гитарист и вокалист группы «Високосное лето». В 1979 году «Високосное лето» распадается.

— В 2014 году «Машине Времени» исполнилось 45 лет. Думали ли вы, репетируя первые песни в квартире у , что группа доживет до такого солидного юбилея?

— Мы вообще никогда не думали ни о датах, ни о вехах, ни о свершениях, ни даже о своей роли в искусстве. И по сей день не думаем. Я давно уже решил, что правильнее всего жить тем, что тебе принес сегодняшний день, не оглядываясь на вчерашний и не особо задумываясь о завтрашнем.

— Что принес сегодняшний день заслуженному артисту России Александру Кутикову?


— То же, что приносил много лет подряд, — любимую работу. Над музыкой, над песнями, над звуком, над аранжировками. И над собой. Даже, наверное, в большей степени, чем над всем вышеперечисленным. Но при этом я никогда не старался как-то себя изменить или сломать. Я такой, какой есть. Иногда замкнутый. Иногда несдержанный: могу отреагировать, скажем, на грубость и высказаться теми словами, которые мне хорошо знакомы с детства. Поскольку я вырос во дворе, при случае виртуозно использую специфические уличные выражения, но случается такое крайне редко — не мой язык. Могу и физически ответить обидчику — у меня неплохой удар когда-то был.

— Вы, ребенок из интеллигентной московской семьи, утверждаете, что выросли во дворе?

— Никаких противоречий тут нет. В наше время во дворе вся жизнь происходила. И я считаю, что для ребенка нормально — пройти обучение реальной жизни в реальной среде, а не только в тепличных семейных условиях. И если ты в детстве прошел через драки и ругань, понял, что жизнь — не сладкая патока, потом проще жить.

— А дома, в семье, вы что усваивали?


— Все остальное, чем богат сейчас. В четыре года, например, я послушал «Времена года» Чайковского, и меня как громом поразило. Мгновенно и навсегда. Потом было много другой классики, и эти произведения изменили мое детское сознание — с того момента я был полностью погружен в музыку. Интересовали разные жанры, разные эпохи — после классики началась эстрада, но музыка с тех пор стала моим постоянным спутником.

— В школе вы успевали учиться?

— Отличником никогда не был — я слишком абстрактно мыслил и чувствовал мир. Не могу сказать, что школа как-то ключевым образом на меня повлияла. Все самое важное началось после ее окончания. Когда мне было 19 лет, я познакомился с Андрюшей Макаревичем — ему тогда было 17, и он учился на первом курсе МАРХИ. Мы сразу обнаружили, что у нас масса общих музыкальных пристрастий, в том числе и битлы. Но это было даже не главное. Меня всегда привлекали люди, которые обладают более высоким интеллектом, кругозором, уровнем образованности, чем у меня. И всегда было интересно общаться именно с ними, учиться у них чему-то новому. Андрюша был как раз из тех людей. Например, блестяще разбирался в литературе, в частности в поэзии. Когда я пообщался немного с Андрюшей, понял, сколько он всего читал, сколько великолепных стихов знает наизусть и сколько я всего упустил, катаясь в детстве на коньках и бегая по дворам.

— Но не хотите же вы сказать, что ваше собственное детство прошло вообще без книг?


— Разумеется, нет, как же без них! Помню, наше знакомство с Лешей Романовым, лидером группы «Воскресение», в 1970 году состоялось как раз благодаря книге. Он пришел в модный тогда бар «Октябрь» на проспекте Калинина (теперь Новый Арбат), а я там был завсегдатаем, меня уважали и даже прощали мой нестандартный внешний виддлинные волосы и джинсы. И вот я сижу в баре, читаю книгу и пью кофе. По тем временам такая картина сама по себе выглядела вызывающе — обычно в барах не читали и пили совсем не кофе. Леша заинтересовался, подошел и спросил, что у меня за книга. Я ему показал самиздатовскую копию «Мастера и Маргариты», сделанную на ротапринте. Романов был сражен: сидит лохматый, читает запрещенную литературу, пьет кофе в центре Москвы и вообще никого не боится. А тогда, между прочим, только за длинные волосы можно было получить по полной программе, не говоря уж о самиздатовском «Мастере…».

— Я так понимаю, что в то время вы могли получить не только за вышеперечисленные грехи?

— На волоске был буквально — однажды чуть не посадили за тунеядство. В 1970 году я три месяца ждал обещанного мне места звукооператора и ­звукооформителя на Киностудии Министерства обороны. Мне говорили: «Подожди немного, ты классный специалист, место железно будет за тобой, потерпи еще». И так день за днем, пока мое дело не дошло до начальника отдела кадров. Он меня пригласил к себе и сказал буквально следующее: «Те чё, словами объяснить иль ты сам поймешь? Явреев на киностудии нету и не будет!» А я, надо сказать, ­никогда не скрывал своего еврейства, потому что ничего предосудительного в нем не видел. И в 16 лет, когда получал паспорт, не поддался на уговоры знающих жизнь людей, внушавших: «Почему ты хочешь быть евреем? У тебя же русский отец, ты спокойно можешь не портить себе пятую графу». Но отца я по сути и не видел никогда, жил всю жизнь с мамой и бабушкой, в еврейской семье, и решительно не понимал, чего тут стыдиться или бояться. Выбрал мамину ­национальность и стал евреем не только по рождению, но и официально, по паспорту. И долгое время мне это никак не мешало, пока не попал пред ясны очи того начальника. В общем, не взяли меня на работу по пятому пункту. Ну а ­пока я ­обивал пороги ­киностудии, кто-то из соседей донес участковому, что я не работаю, а значит, враг народа, и меня отослали на комиссию райкома партии. Комиссия решала, куда отправлять таких антисоветчиков, как я, — в суд за тунеядство или на тяжелую работу, не связанную со специальностью. В суд мне не хотелось, ­поэтому я стал волочильщиком на заводе «Пролетарский труд». Моя задача состояла в том, чтобы вытягивать проволоку из проката. В день переставлял руками от 18 до 20 тонн железа. Заработал артрит двух плечевых суставов. Еще чуть-чуть — и получил бы инвалидность или спился бы. Спасло меня то, что у меня была гитара и я брался за нее в любую свободную минуту. Надо было держаться, потому что ничего не стоило там, на заводе, слиться с общей массой, которая в восемь утра выпивала по стакану водки — и в цех. В обед еще стакан — и к станку. А после смены — стакан на посошок и в пивную, отдыхать. С одной стороны, людей

можно было понять — труд на заводе выматывал невероятно. К тому же существовал план, который все обязаны выполнять независимо ни от чего. Вообще, в советское время много было парадоксальных глупостей. Из-за одной из них, например, в моей трудовой книжке появилась запись «Уборщица». Дело было так. В ГИТИСе позарез нужен был звукорежиссер — там работала своя студия, где студентов учили «Основам радио и телевидения», рассказывали, как правильно обращаться с микрофоном на радио. Так вот, студия была, но внести в штатное расписание должность «звукорежиссер» никто не додумался. Пришлось руководству записать меня уборщицей.

— В самом начале своей карьеры вы были звукорежиссером?

— Был и остаюсь по сей день. Соответствующей записи в дипломе у меня нет, да и диплом отсутствует. Мне всегда казалось, еще с юности, что бумага об окончании вуза сама по себе ничего не решает. Многие люди думают, что их образование заканчивается, как только они получают «корочку». А учиться надо всю жизнь, чуть-чуть замешкаешься — и уже не наверстаешь… Позже, когда «Машина Времени» ездила по гастролям, каждый обязательно с собой книгу брал. Я очень любил читать толстые журналы — «Новый мир», «Иностранную литературу», там всегда появлялось что-то интересное и даже смелое по тем временам. Помню, в 1980 году наткнулся на роман Владимира Орлова «Альтист Данилов». Он меня совершенно потряс, и я старался урвать любую свободную минуту, чтобы его дочитать.

«Машина Времени» 1980-х годов: Александр Кутиков, Андрей Макаревич, Александр Зайцев и Валерий Ефремов. Фото: Из личного архива Александра Кутикова

— Получается, что на гастролях, в то время, когда другие группы, следуя рок-н-ролльным традициям, срывали двери с петель и выбрасывали из окон мебель, «Машина Времени» только книги читала?

— Конечно, мы принимали участие в застольях, выпивали, не без этого. Правда, двери не выносили — когда работаешь по три концерта в день и исключительно «живьем», к вечеру силы остаются только на то, чтобы держать в руках вилку, да и то с большим трудом. Но кругом было столько интересных личностей, особенно на фестивалях, куда съезжались музыканты со всего Союза, что даже усталости как-то не чувствовалось.

Помню, в 1980 году на рок-фестивале в Тбилиси нас совершенно поразила группа Бари Алибасова «Интеграл». У них был очень хороший состав: Юрка Лоза играл на гитаре, на одной из бас-гитар играла девушка, да как! «Интеграл» был популярен, ребята зарабатывали хорошие деньги и почти все тратили на оборудование, так что техника у них была — будь здоров. Они возили с собой свой собственный аппарат, и когда у грузинских организаторов в очередной раз возникли проблемы с обеспечением концерта звуком, Алибасов великодушно разрешил нам и «Землянам» отыграть на своей аппаратуре. Благородный и шикарный жест. Мы с Макаром тут же побежали в магазин, купили три ящика вина, шесть бутылок коньяка и после концерта организовали колоссальную совместную пьянку. Так началась наша с Бариком дружба.

— А «Машина Времени» по тем временам хорошо зарабатывала?

— Период более-менее приличных денег пришелся на конец 1970-х, на последние два года нашего пребывания в музыкальном подполье, то есть мы не успели особо пошиковать. А все, что получали, все равно спускали на инструменты. В общем, мы привыкли жить достаточно скромно, но весело и интересно.

— Кроме «Машины Времени» у вас были и побочные проекты. Например, вы писали музыку к мультфильмам…

— Всего лишь к одному-единственному мультсериалу. Мы с Макаревичем и тогдашним клавишником «Машины» Сашей Зайцевым написали саундтрек к мультфильмам про обезьянок: помните серию мультиков про мамашу-обезьяну, которая пытается воспитывать пятерых детенышей, а они все время бедокурят? Вот эту песенку про то, что «в каждом маленьком ребенке: и в мальчишке, и в девчонке…» я написал буквально за несколько часов. А вообще, я никогда не прекращал быть звукорежиссером. Записывал все альбомы «Машины Времени», а кроме этого помогал записываться группам «Воскресение», «Браво», «Наутилус Помпилиус» и многим другим. Первый альбом группы «Секрет» тоже моя работа. Мы познакомились с ними задолго до выхода пластинки, впоследствии ставшей культовой. Нам очень нравились ребята — и их работа,

и они сами. Мы подружились. Они выступали у нас на концертах в первом отделении. И вообще, выражаясь современным языком, мы их ­«раскручивали», ­покуда они не обрели профессиональную самостоятельность. И вот, когда группа собралась записывать альбом, я взял двухнедельный отпуск и вместе с ними поехал в Таллин — две недели по 12 часов в день не вылезали со студии! И это вместо того, чтобы, как полагается в отпуске, отдыхать с молодой красивой женой. Катерина, кстати, совершенно не обиделась — она продумывала «Секрету» их сценические образы. Катя (она в свое время окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ) рисовала эскизы: пальто, рубашки, ботинки, костюмы, знаменитые узенькие галстуки — дело рук моей жены. И делала она это по собственному желанию, просто для души.

— Конечно, мы выпивали. Правда, двери не выносили. Когда работаешь по три концерта в день, силы остаются только на то, чтобы держать в руках вилку, да и то с трудом. Валерий Ефремов, Ованес Мелик-Пашаев, Петр Подгородецкий, Андрей Макаревич и Александр Кутиков. Фото: Из личного архива Александра Кутикова

— Где вы познакомились с такой замечательной девушкой?


— Я отправился кататься на горных лыжах на Домбай. Однажды встретил красивую девушку, разговорился с ней, и она мне сообщила название трассы, на которой завтра я смогу ее найти. Я как ненормальный прочесывал потом две недели эту трассу, все искал ее среди горнолыжников. Потом выяснилось, что Катя больше любит гулять и наслаждаться видами, чем кататься на лыжах. Слава Богу, в результате мы все-таки встретились (конечно, не на трассе, а на прогулке), и завертелся наш роман, который продолжается вот уже 31 год.

— Откройте секрет, как удается жить в браке так долго?

— Мне всегда казалось, что долговечность брака зависит от женщины, от того, как разумно она ведет семью. У меня в семье матриархат. Но управляемый матриархат. То есть я легко иду на многие компромиссы и, более того, считаю, что в семейной жизни они необходимы. Иногда компромисс в незначительном деле позволяет решить большой вопрос.

Жена Екатерина и дочь Катя. Фото: Из личного архива Александра Кутикова

— Неужели даже все заработанные деньги отдаете жене?

— Здесь сложнее. Я воспитывался в семье, где к деньгам было не совсем обычное для советской семьи отношение. Там бюджетом заведовали жены. А у нас наоборот. Все финансы в своих руках держал мой прадедушка. И выдавал домашним раз в неделю — на еду, одежду, конфетки, орешки и всякие «бантики», как он говорил. Прадед был управляющим крупного ­лесопильного завода и привык все ­контролировать. Это было давно, еще до революции, которую прадед, кстати, категорически не принял и от отчаяния в результате сошел с ума. Но пока еще был у дел, научил и детей, и внуков своих грамотно распоряжаться деньгами. Так что я всегда умел считать заработанное и на ветер ничего не бросал. Чем, кстати, иногда очень обижал людей, например работников школы, в которой училась моя дочь (тоже Катя). Люди, как известно, в массе своей жадные и завистливые, обожают считать чужие деньги. И если они знают, что папа у девочки известный человек, то даже не сомневаются — у него миллиарды лишних денег, которые он просто обязан отдать своему ребенку, а тот — передать родной школе. И хотя я школе, разумеется, помогал, считалось, что недостаточно. Поэтому Кате было непросто учиться.


Сейчас Катя уже совсем взрослая, она юрист, работает в серьезной компании. Пока не замужем, и я стараюсь не влезать в эту часть ее жизни — она вправе сама выбирать себе спутника. Но точно знаю: если моя дочь выберет себе в ­мужья человека, который позволит себе ее обижать или оскорблять, — я его убью. И все. Конечно, я человек мирный, и для начала, когда Катя приведет к нам в дом своего жениха знакомиться, мы с ним сядем вдвоем, выпьем, и я ему расскажу про Катю и про то, как с ней надо обращаться. Сразу в штыки воспринимать не буду. Но вообще, мое мнение тут не решающее. Катина жизнь — ее жизнь. Лишь бы она была счастлива. Предпочитаю не жалеть о том, на что не могу повлиять. Надо радоваться тому, что уже случилось, и надеяться на то, что дальше в жизни тоже будет что-нибудь интересное. И не забивать себе голову неразрешимыми вопросами, которые занимают время и отнимают много сил. Как говорили хиппи, «человек должен делать только то, что приносит ему удовольствие». А я где-то в душе так и остался немножко хиппи. Пишу музыку, потому что мне это просто интересно. Можно назвать такой подход к жизни эгоизмом. Наверное, так и есть, я — эгоист. И я буду им оставаться, пока то, что я делаю для собственного удовольствия, приносит кайф другим людям. Я думаю, я правильно живу.

Семья: жена — Екатерина, художник и ландшафтный дизайнер; дочь — Екатерина (25 лет), юрист

Образование: учился в Московском радиомеханическом техникуме

Карьера: в 1970 году работал звукорежиссером в Гостелерадио. В 1971 году пришел в группу «Машина Времени». Президент звукозаписывающей студии «Синтез Рекордс». В качестве звукорежиссера записал альбомы группам «Секрет», «Воскресение», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Машина Времени». В его дискографии 6 сольных альбомов. Заслуженный артист России. Награды: орден Почета и орден Дружбы