Как определить износ автомобильных шин. Протаскивание или волочение. Причины неравномерного износа шин. Как определить износ шины

Что является главным в эксплуатации транспортного средства? Конечно же, безопасность. На нее воздействует масса факторов, таких как манера вождения, разные электронные системы, конструктивные особенности, износ шин. Последний параметр неплохо бы отметить особо, ведь именно шины непосредственно контактируют с дорожным покрытием. Управляемость транспортного средства, его тормозной путь — все это в существенной мере зависит от состояния покрышек. Однако в мире не существует вечных вещей, это относится и к шинам. Со временем они способны стареть и изнашиваться. Но что делать, если резина изнашивается слишком быстро? Об этом далее в статье.

Неравномерный износ шин — неправильная эксплуатация или неисправность автомобиля

Шины транспортного средства — единственный элемент в автомобиле, связывающий его с дорогой. Не редко автовладельцы забывают о том, что покрышки являются важнейшим элементом автомобиля, который напрямую воздействует на нашу безопасность. Однако когда шины изнашиваются, каждый автомобилист с сожалением понимает, что пришел момент тратить деньги на приобретение новой резины. Но не всегда покупка новых покрышек спасает положение. Ведь порой преждевременный износ резины может свидетельствовать не только о неправильной эксплуатации транспортного средства, а и о возможных неисправностях автомобиля. В этом случае замена шин на новые может и не помочь. К примеру, при некоторых типах неисправностей, ваша новая резина способна износиться в короткие сроки. Предлагаю разобрать десять наиболее популярных типов износа резины, по которым можно диагностировать причину данного износа, выяснив в результате техническое состояние автомобиля.

Протектор стерт по центру, причины, как устранить


В чем это проявляется: при этом типе износа резины, зачастую, сильнее всего изнашивается протектор по центру шины (пример на фотографии).

Причина: если резина преимущественно изнашивается посередине колеса, это указывает на то, что у центральной части протектора было гораздо больше контакта с дорогой, в сравнении с протектором по краям покрышки. Следовательно, транспортное средство, на котором были установлены эти шины, имело плохое сцепление с дорожным полотном. Соответственно тяга автомобиля была не достаточной.

Такой износ зачастую говорит о том, что покрышка была накачена некорректно. Другими словами, давление в покрышке не соответствовало давлению, которое рекомендует производитель транспортного средства. Также такой вид износа указывает на то, что автовладелец не проводил проверку давления в шинах в условиях холодов и резких температурных перепадов на улице, при которых давление в шинах может значительно меняться.

Проблема в том, что когда шины холодные (к примеру, после холодной ночи), давление в покрышках может быть ниже, нежели рекомендует производитель. Однако после начала езды давление в покрышках начинает расти в результате нагрева воздуха в них. Как итог, после того, как автовладелец прошел определенное расстояние, давление в покрышках может превысить максимально допустимое производителем. В результате перекаченная шина будет неравномерно прилегать к дороге, из-за чего по центру протектора будет заметен неравномерный износ резины.

Некоторые автовладельцы не редко рекомендуют перекачивать колеса с целью снижения расхода топлива и улучшения управляемости. Однако это не оправдано. Несомненно, таким способом вы сможете немного уменьшить потребление горючего и даже несколько улучшить управляемость, однако в результате вы заплатите быстрым износом протектора.

То есть, сэкономив на топливе, вы заплатите гораздо больше.

Грыжа на шине сбоку, боковые трещины и повреждения, причины, как устранить


В чем это проявляется: выпуклости и трещины на боковой стенке шин.

Причина: такое, как правило, происходит от удара об бордюр, яму (выбоину) на дороге и так далее. Зачастую покрышки хорошо защищены от таких ударов. Однако, если шина перекачена либо имеет недостаточное давление, то есть большой риск, что из-за удара покрышка будет повреждена. Крупные трещины на боковых стенках шины, проходящие вдоль обода колеса, свидетельствуют о том, что покрышку долгое время эксплуатировали с недостаточным давлением. Маленькие трещины на боковых поверхностях резины указывают на внешние повреждения либо на возраст резины (в результате старости происходит химический распад состава шины, из-за чего резина трескается).

Грыжа покрышки выглядит как своеобразная выпуклость на поверхности шины. Зачастую выпячивание (то есть грыжа) возникает на боковой стенке резины. Грыжа покрышки обусловлена внутренним повреждением. Это, как правило, происходит в результате удара боковой частью колеса об столб, бордюр и так далее. Зачастую после удара грыжа колеса не проявляется сразу — вы можете увидеть выпячивание лишь спустя неделю после удара либо вовсе по истечении месяца.

Если вы заметили, что на резине появились трещины или грыжа, нужно как можно быстрее купить новые шины. Помните, что эксплуатировать резину с грыжей крайне опасно.

Вмятины на шине, причины, как устранить


В чем это проявляется: резина с вмятинами обычно выглядит так же, как на фотографии. Другими словами, шина имеет форму вмятин и бугорков.

Причина: такой вид резины, как правило, обусловлен неисправностью подвески автомобиля (износ либо повреждение компонентов ходовой части транспортного средства), из-за чего смягчение ударов на кочках является недостаточным. Как итог, шина испытывает сильную перегрузку от ударов, принимая максимальную нагрузку на себя. Однако нагрузка неравномерно распределяется по поверхности протектора. Как итог, некоторые зоны протектора принимают больше нагрузки на себя, нежели другие, что способствует появлению бугорков и вмятин на покрышке.

Не редко подобный внешний вид резины обусловлен плохими амортизаторами. Хотя следует отметить, что любые элементы подвески, вышедшие из строя, способны стать причиной такого износа. При обнаружении такой деформации резины рекомендовано провести полную диагностику подвески, а также стоек транспортного средства в техническом центре.

Не рекомендовано обращаться за советом к работникам шиномонтажа для определения причины изменения формы колес, так как достаточно часто они не знают, что способно стать причиной возникновения неровностей (бугорков, вмятин) на поверхности протектора. Зачастую мастера шиномонтажа считают, что такая деформация — это причина неправильного развал-схождения, однако, вероятнее всего, как уже было сказано выше, это связано с выходом амортизатора из строя.

Протектор заднего колеса имеет вмятину по диагонали, причины, как устранить


В чем это проявляется: на поверхности протектора появляется диагональная вмятина, поверхность шины при этом изношена неравномерно.

Причина: зачастую такая проблема наблюдается на задних колесах автомобилей с передним приводом, где неправильно выставлено развал-схождение. Также такая деформация покрышки может быть обусловлена недостаточным интервалом вращения. Кроме того, такое изменение внешнего вида резины может быть связано с постоянной перевозкой тяжелых грузов в салоне либо в багажнике автомобиля.

Тяжелый груз способен изменить геометрию подвески, что влечет за собой диагональную деформацию поверхности протектора резины.

Протектор стерт по краям, а середина в хорошем состоянии, причины, как устранить


В чем это проявляется: внешний и внутренний протектор отличается повышенным износом, в то время как середина изношена значительно меньше.

Причина: это явный симптом недостаточного давления в покрышках (другими словами, давление не соответствует рекомендованному производителем транспортного средства). Стоит отметить, что недостаточное давление является наиболее опасным состоянием резины. Суть в том, что в условиях уменьшенного давления в покрышке, она подвержена гораздо большему сгибанию. Это значит, что в соответствии с законами физики, во время вращения колеса шина будет сильнее накапливать тепло. В результате резина будет неравномерно прилегать к дороге и, следовательно, изнашиваться будет тоже неравномерно.

Кроме того, недостаточное давление в шинах может повлечь за собой то, что покрышки будут недостаточно смягчать удары на дорожном полотне, что будет напрямую воздействовать на подвеску. Такое жесткое влияние на подвеску со временем может повлечь за собой ее преждевременный выход из строя и повлиять на развал-схождение.

Чтобы избежать этого, необходимо систематически проводить проверку давления воздуха в колесах. К примеру каждый месяц либо каждый раз после резких температурных перепадов на улице. Также следует знать, что остывшие колеса (во время стоянки ночью) способны показывать давление ниже, нежели рекомендовано производителем транспортного средства. Однако при долгой поездке в результате нагрева воздуха давление способно превысить норму.

Также стоит сказать, что многие автовладельцы полагаются на специальную электронную систему, предупреждающую о изменении давления в шинах, которая установлена во многом современном транспорте, чего не следует делать. Суть в том, что данная система обычно предупреждает водителя о изменении давления в покрышке при резком колебании давления (к примеру, при резком падении давления в шине больше чем на двадцать пять процентов) или при значительном снижении давления на протяжении длительного времени.

То есть, такая система предупреждения, как правило, срабатывает лишь тогда, когда давление в покрышках будет значительно меньше, нежели требуется. Это значит, что вы рискуете длительное время проездить на резине с недостаточным давлением воздуха.

Протектор только на ощупь имеет повышенный износ сбоку, причины, как устранить


В чем это проявляется: боковые блоки протектора, похожие на оперение птиц, отличаются особым износом. Высокие края блоков протектора острые, в то время как низкие края блоков закруглены. Данный вид износа невозможно заметить визуально. Это можно обнаружить лишь при в процессе осмотра протектора с краю на ощупь при помощи рук.

Причина: при таком типе износа протектора необходимо в первую очередь проверить подшипник колеса и шаровые шарниры. Также следует провести проверку втулки стабилизатора, которая при выходе из строя способна повлечь за собой неправильную работу стабилизатора подвески, что в результате приводит к данному типу износа протектора колеса.

Протектор изношен неравномерно, в виде отдельных пятен, причины, как устранить


В чем это проявляется: одно пятно на шине больше изношено, нежели другое.

Причина: одиночные пятна с повышенным износом на поверхности колеса не редко встречаются в условиях вынужденного резкого торможения, заноса и выруливания с целью уйти от удара (к примеру, если на дорогу неожиданно выбежало какое-то животное). Такой износ особенно будет заметен после резкого торможения с заносом, если в транспортном средстве нет антиблокировочной тормозной системы.

Суть в том, что в условиях резкого торможения и выруливания с целью уйти от удара, транспортное средство без антиблокировочной тормозной системы больше подвержено заносу с заблокированными колесами. Это и влечет за собой примерно такой тип изношенного пятна на поверхности шины. Также такие пятна способны появиться в транспорте, который был припаркован на протяжении длительного времени.

Помните, что при долгой стоянке автомобиля существует риск, что на резине появятся пятна износа в результате неравномерного распределения веса машины на покрышки. Суть в том, что в условиях парковки протектор шины не полностью соприкасается с поверхностью. В результате от долгой стоянки происходит деформация определенного участка резины.

Протектор на ощупь изношен по передней кромке, причины, как устранить


В чем это проявляется: изношенность передней кромки блока протектора, а также более острые углы задней части протектора. Стоит сказать, что данный тип износа сложно увидеть визуально, поэтому следует проверить протектор с краю при помощи руки. Если вы заметили, что определенные углы протектора являются более острыми (как зубья на ножовке), в сравнении с иными гранями протектора, которые являются более гладкими, то это не норма, как считают многие, а реальный износ.

Причина: это наиболее популярный износ шин. Поскольку данный тип износа покрышек встречается достаточно часто, многие автовладельцы полагают, что это норма. Однако это ошибочное мнение. На самом деле данный износ свидетельствует о недостаточном вращении колеса. Поэтому следует обратиться в сервисный центр для проверки технического состояния автомобиля.

Зачастую причина обусловлена износом шаровых опор, износом элементов подвески (сайлентблоков), а также износом ступичного подшипника.

Протектор изношен с одной стороны, причины, как устранить


В чем это проявляется: одна сторона покрышки изношена больше, нежели другая.

Причина: причиной такого явления может стать неправильное развал-схождение автомобиля. Такая вариация неравномерного износа протектора покрышки обусловлена тем, что колесо не ровно стоит на дорожном полотне в результате неправильного сход-развала. Чтобы ровно выставить колесо по отношению к дороге, следует правильно выставить развал-схождение.

Также такой износ может наблюдаться при поврежденных втулках подвески, шаровых шарнирах, пружинах. Кроме того, неравномерный односторонний износ протектора может возникать при транспортировке на машине тяжелых грузов. Стоит отметить, что существуют такие модели мощных спорткаров, которые имеют особое развал-схождение, приводящее к такому неравномерному износу покрышек. Однако это редкость.

Индикаторы износа шин стерты, действия водителя


В чем это проявляется: многие покрышки обладают индикатором износа между протектором. Это, как правило, специальные вставки, помогающие определить, когда нужно менять шины на новые. Высота этих вставок обычно ниже, нежели высота протектора. Новую резину необходимо покупать, как только протектор покрышек сравняется по высоте с индикаторами износа.

Причина: как правило, замену резины необходимо производить, если высота протектора шины стала ниже, нежели рекомендует производитель покрышек. Определить это на глаз не всегда легко. Именно поэтому многие компании, изготавливающие шины, устанавливают на них специальные индикаторы износа (между протектором). Если высота протектора износилась до высоты индикаторов, значит пришло время заменить резину на новую. Протектор с определенной глубиной чаще всего необходим, чтобы отводить от шины воду и предотвратить аквапланирование транспортного средства на мокрой дороге.

Если на ваших покрышках отсутствует индикатор износа, вы можете самостоятельно измерить высоту протектора. Для этого воспользуйтесь монетой, которую нужно вставить в протектор ребром и с ее помощью замерить глубину.

Как продлить срок службы шин

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать для продления срока службы покрышек:

  • Постоянно проверяйте давление в шинах. Помните, из-за неравномерного давления в покрышках управляемость транспортного средства при движении падает до 30-40 процентов, что может привести к аварии.
  • Регулярно переставляйте местами задние и передние шины. Это делается, как правило, после прохождения 7-10 тысяч километров. Поскольку задние и передние оси в автомобиле разные, то шины изнашиваются по-разному. При перестановке резины местами износ получается равномерный, поэтому они прослужат вам гораздо дольше.
  • При переустановке резины обращайте внимание на указатели правильного направления их вращения. Данные указатели расположены на боковых сторонах покрышек.
  • Регулярно проверяйте балансировку колес, поскольку расхождение в балансировке сильно воздействует на износ резины.
  • Исключите резкие торможения и заносы на поворотах.
  • Подкачивайте шины до начала поездки, но не после нее.

Совет профи: минимальная глубина протектора летней резины и зимней резины

Минимальная глубина протектора для летних шин должна быть не менее 1.6, 2 либо 3 миллиметра (в зависимости от изготовителя покрышек). Минимально безопасная высота протектора для зимней резины должна быть не менее 4-6 миллиметров.

Как на Алиэкспресс найти и заказать летнюю резину, зимнюю резину по сходной цене и бесплатной доставке


  1. В первую очередь следует пройти регистрацию на сайте, для чего нужно нажать на слово «Регистрация» в правом верхнем углу .


  2. Далее вводим свое имя, фамилию, email-адрес и придумываем пароль. Не забудьте подтвердить свой email-адрес в течение 24 часов — это является обязательным правилом.


  3. После регистрации переходим в свой профиль. Здесь вы можете сразу заполнить адрес доставки, чтобы не возвращаться к этому в будущем. Важно то, что адрес доставки нужно обязательно заполнять латинскими знаками. Всего вы можете указать до пяти адресов.


  4. Затем вводим в поисковую строку ключевые слова. В нашем случае это покрышки. Порой лучше вводить название искомого товара на английском языке — так вы сможете увидеть больше результатов.


  5. Так как нам требуются только товары с бесплатной доставкой, ставим соответствующую галочку.


  6. Также вы можете отсортировать результаты по цене, рейтингу продавца, количеству заказов и так далее.


  7. На странице описания выбранного товара необходимо выбрать нужное количество и нажать на кнопку «Купить сейчас».


  8. При заказе обращайте особое внимание на технические характеристики товара, рейтинг продавца и отзывы о нем.

В данном разделе размещаются полезные статьи об эксплуатации автомобилей, порядке обслуживания, замене запасных частей, о том как устроены некоторые агрегаты в автомобиле.

Особенности эксплуатации запчастей в условиях российского юридического поля.

Статьи

Факторы, вызывающие повышенный износ шин. Виды износа и разрушения шин.

Задача предупреждения преждевременного износа и разрушения шин весьма сложна и связана с умением определять их виды, безошибочно выявлять причину, вызвавшую каждое конкретное разрушение шины. Все шины, вышедшие из эксплуатации, разделяют на две категории: с нормальным и с преждевременным износом (или разрушением). Нормальным износом или разрушением новых и первично восстановленных шин считают естественный износ, наступивший при выполнении шиной эксплуатационной нормы пробега и не исключающий ее восстановления. Нормальным износом или разрушением повторно восстановленной шины считается износ, наступивший по выполнении ею эксплуатационной нормы пробега независимо от пригодности или непригодности этой шины к последующему восстановлению. Шины с износом и разрушением, не отвечающие указанному критерию, относятся ко 2-й категории (преждевременно изношенные).

шины с износом 1-й категории разделяются на две группы: пригодные для восстановления, куда относятся новые и ранее восстановленные шины, и непригодные для восстановления, куда относятся только шины, восстановленные более 1 раза.
шины с износом 2-й категории разделяются также на 2 группы: с износом (разрушением) эксплуатационного характера и с производственным дефектом. Износ (или разрушения) производственного характера разделен, в свою очередь, тоже на две группы: дефекты изготовления и дефекты восстановления. Детальное изучение видов износа и разрушений шин обеспечит полноценный анализ причин преждевременного отказа их в работе и проведение мероприятий, повышающих использование ресурса шин. Правильная эксплуатация шин и систематический уход за ними являются основными условиями увеличения их срока службы. По данным НИИШПа и НИИАТа, около половины покрышек отказывают в работе преждевременно из-за нарушения правил эксплуатации. Рассмотрим основные причины, влияющие на уменьшение срока службы шин.
Несоблюдение норм внутреннего давления воздуха в шинах и их перегрузка

Пневматические шины сконструированы для работы при определенном давлении воздуха. Следует учитывать, что материалы, из которых изготовлена шина, не являются абсолютно герметичными, поэтому воздух постепенно просачивается, особенно в летнее время, и давление в шине снижается. Кроме того, причиной недостаточного давления воздуха может быть повреждение шины, неплотности золотника вентиля и деталей крепления его к ободу, несвоевременная проверка давления воздуха. Нельзя судить о внутреннем давлении в шине "на глаз" или по звуку при ударе по покрышке, так как при этом можно ошибиться на 20...30 %.

Шины с пониженным внутренним давлением имеют повышенные деформации во всех направлениях и, следовательно, при качении их протектор более склонен к проскальзыванию относительно дорожной поверхности, в результате чего рабочая поверхность шины работает на разрыв. При этом теряется эластичность, а прочность резко падает. В результате заметно снижается срок службы шин. Результатом езды с пониженным давлением воздуха в шине может явиться проворачивание покрышки на ободе. При пониженном давлении увеличивается сопротивление качению колес, и вследствие этого значительно растет расход топлива. Случайное значительное снижение давления воздуха в шине может быть своевременно обнаружено по увеличенной деформации шины, по уводу автомобиля в сторону шины с пониженным давлением и ухудшению управляемости. При этом шины быстро перегружаются и изнашиваются. При пониженном давлении воздуха уменьшается жесткость шины и повышается внутреннее трение в боковинах покрышки, что приводит к кольцевому излому каркаса.

Кольцевой излом - это повреждение покрышки, при котором нити внутренних слоев корда отстают от резины, перетираются и рвутся по всей окружности боковых стенок. Покрышка с кольцевым изломом каркаса не поддается ремонту. Внешним признаком кольцевого излома является темная полоса на внутренней поверхности шины, идущая по всей окружности. Эта полоса свидетельствует о начавшемся разрушении нитей корда. Категорически запрещается движение автомобиля на полностью спущенных шинах даже на расстояние нескольких десятков метров, так как это вызывает тяжелые повреждения покрышек, которые не поддаются ремонту.

Увеличенное давление воздуха также приводит к снижению срока службы шин, но не так резко, как при пониженном давлении. При повышенном давлении воздуха вырастают напряжения в каркасе. При этом ускоряется разрушение корда, увеличивается давление при взаимодействии шины с дорогой, ведущее к интенсивному износу средней части протектора. Амортизирующие свойства шины уменьшаются, и она подвергается большим ударным нагрузкам. Удар колеса о сосредоточенное препятствие (камень, бревно и др.) приводит к крестообразному разрыву каркаса шины, который восстановить не представляется возможным.

При нормальном давлении воздуха в шине износ протектора по его ширине распределяется равномерно. С повышением внутреннего давления воздуха на 30 % интенсивность износа снижается на 25 %. При этом наблюдается увеличение износа середины беговой дорожки шины по отношению к ее краям на 20 %. Обратная картина наблюдается при уменьшении внутреннего давления воздуха. Уменьшение давления на 30 % повышает интенсивность износа шин на 20 %. В этом случае износ протектора по середине беговой дорожки уменьшается по отношению к ее краям на 15 %. Неравномерный и, в частности, ступенчатый износ шин ускоряет износ деталей и агрегатов всего автомобиля.

К перегрузкам шин в основном приводит загрузка автомобиля массой, превышающей его грузоподъемность и неравномерное распределение груза в кузове автомобиля. Характер повреждений покрышек при повышенной нагрузке соответствует повреждениям при эксплуатации шины с пониженным внутренним давлением воздуха, но износ и повреждения при этом увеличиваются в большей степени. От нормальной нагрузки зависят нормальный прогиб, площадь контакта шины, значение и характер распределения напряжений в зоне контакта, а следовательно, и интенсивность износа протектора.

В результате перегрузки каркаса разрушаются боковые стенки шин, появляются разрывы, имеющие форму прямой линии. Перегрузка шин вызывает также дополнительный расход топлива, потери мощности двигателя автомобиля на преодоление сопротивления качению колес. Признаки перегрузки шин: резкие колебания кузова при движении автомобиля, увеличенная деформация боковых стенок покрышек, несколько затрудненное управление автомобилем. Некоторые водители считают, что для уменьшения влияния перегрузки шин следует несколько подкачать их. Это мнение ошибочно. Повышение норм внутреннего давления воздуха в сочетании с перегрузкой сокращает срок службы шин. При перегрузках автомобиля шины деформируются на большее значение, и при этом равнодействующая всех сил, приложенных к сечению бортового кольца со стороны шины, перемещается ближе к его наружной кромке. Это способствует увеличению деформации бортового кольца и его выворачиванию, что может привести к самопроизвольному размонтированию колеса во время движения.

Неумелое вождение автомобиля

Неумелое или небрежное вождение автомобиля, являющееся причиной преждевременного износа шин, проявляется главным образом в резком торможении вплоть до юза и трогании с места с пробуксовкой, в наезде на встречающиеся на дорогах препятствия, в прижатии к бордюрному камню при подъезде к тротуарам и т.п.

При резком торможении выступы рисунка протектора шины проскальзывают на дороге, что повышает износ протектора. Трение протектора покрышки о дорогу при движении на полностью заторможенных колесах автомобиля, т.е. юзом, резко повышается, что увеличивает нагрев протектора и быстрее разрушает его. Чем больше скорость движения, с которой начинается торможение, и чем резче оно выполняется, тем сильнее изнашиваются шины. На дороге с асфальтобетонным покрытием при этом остается отчетливо видимый след, состоящий из мелких частиц резины протектора.

При длительном торможении юзом происходит сначала повышенный местный износ протектора шины "пятнами", а затем начинают разрушаться брекер и каркас. Частое и резкое торможение приводит к повышенному износу протектора по окружности колеса и быстрому разрушению каркаса. Кроме сильного износа протектора, резкое торможение создает повышенное напряжение в нитях каркаса и бортовой части покрышки. При резком торможении возникают большие силы, которые приводят иногда к отрыву протектора от каркаса. При резком трогании с места и буксовании колес протектор изнашивается так же, как при резком торможении.

При невнимательной езде шины часто повреждаются различными металлическими предметами, встречающимися на дорогах. Неаккуратный подъезд к тротуару, переезд через выступающие железнодорожные или трамвайные пути могут вызвать защемление шины между ободом и препятствием, в результате чего возможны разрывы боковых стенок каркаса покрышки, резкое истирание боковин и другие повреждения. При движении автомобиля на повороте возникает центробежная сила, приложенная перпендикулярно плоскости вращения колес. Боковые стенки, бортовая часть и протектор покрышки в этом случае испытывают большие дополнительные напряжения. На крутых поворотах и при повышенной скорости движения реакция дороги, противодействующая центробежной силе, особенно велика и стремится сорвать шину с обода колеса, оторвать протектор от каркаса. Эта реакция увеличивает истирание протектора.

Нерегулярное техническое обслуживание и ремонт шин

Несистематическое техническое обслуживание и несвоевременный ремонт являются основными причинами преждевременного разрушения и износа шин. Невыполнение установленного объема технического обслуживания шин на постах ежедневного, первого и второго технических обслуживании автомобилей приводит к тому, что застревающие снаружи в протекторе посторонние предметы (гвозди, острые камни, кусочки стекла и металла) своевременно не обнаруживаются и не удаляются, отчего проникают в глубь протектора, затем в каркас и способствуют постепенному их разрушению.

Мелкие механические повреждения покрышки - порезы, ссадины на протекторе или боковинах, а тем более мелкие порезы, проколы, разрывы каркаса, если их не устранить своевременно, приводят к тяжелым повреждениям, требующим ремонта увеличенного объема. Это объясняется тем, что при качении шины по дороге в небольшие порезы, проколы и разрывы резины и ткани каркаса набиваются пыль, песчинки, камешки и другие мелкие частицы, а также попадают влага, нефтепродукты. Песчинки и камешки при деформации катящейся шины начинают быстро перетирать резину и ткань покрышки, увеличивая размер повреждения. Влага уменьшает прочность нитей корда каркаса и вызывает их разрушение, а нефтепродукты - разрушение резины.

Высокая температура шины при качении еще больше ускоряет процесс разрушения материала покрышки в местах ее повреждения. В результате небольшое отверстие от пореза или прокола постепенно разрастается, вызывая отслоение протектора или боковины. Частичный разрыв каркаса превращается в сквозной и приводит к расслоению каркаса и порче камеры. Небольшое механическое повреждение, своевременно не отремонтированное, может вызвать по мере его увеличения неожиданный разрыв шины в пути и стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Несвоевременный ремонт больших механических и других повреждений еще больше увеличивает объем ремонта и способствует разрушению шин. Особо серьезной причиной преждевременного разрушения новых и восстановленных шин является несвоевременное их снятие с автомобиля для сдачи соответственно на первое и повторное восстановление. Если шина не прошла повторного восстановления, значит ресурс ее долговечности использован не полностью.

По данным НИИШПа, пробои и разрывы каркаса происходят в шинах с изношенным в основном на 80...90 % рисунком протектора. Наличие на шинах пробоев и разрывов каркаса снижает срок службы новых и восстановленных шин, делает их часто непригодными для сдачи соответственно на первое и повторное восстановление. Средние пробеги восстановленных шин 2 класса (со сквозными повреждениями) ниже средних пробегов восстановленных шин 1 класса примерно на 22 % (данные НИИШПа). Если допускать работу шины с обнажившимся брекером или каркасом на беговой поверхности, то покрышка быстро приходит в негодность, так как нити каркаса сильно изнашиваются при трении о дорогу.

Обнажение нитей в других местах покрышки вызывает быстрое разрушение ткани каркаса под действием влаги, механических повреждений и других причин. Работа с манжетами, наложенными на сквозной поврежденный участок с внутренней стороны шины без вулканизации, допускается только временно как аварийная мера в пути или для покрышек, не годных к ремонту. Работа покрышки с вложенной в нее манжетой приводит к увеличению повреждений и постепенному перетиранию манжетой нитей каркаса. Работа на шинах с камерами, отремонтированными без вулканизации, приводит к быстрому отставанию заплат.

Нарушение правил демонтажа и монтажа шин

Эксплуатация автомобилей показывает, что повреждение 10...15 % бортов покрышек и повреждение колес происходят в результате неправильного демонтажа и монтажа шин. Причинами, способствующими снижению срока службы шин и колес при монтаже и демонтаже, являются: некомплектность шин и колес по размерам, монтаж шин на ржавые и поврежденные ободья, несоблюдение правил и приемов работы при выполнении монтажно-демонтажных операций; применение неисправного и нестандартного монтажного инструмента, несоблюдение чистоты.

Значительное число повреждений бортовой части покрышек происходит при монтаже на загрязненные, ржавые и неисправные ободья. Трудоемкость монтажа-демонтажа в значительной степени зависит от состояния колес: качества окраски, степени коррозии контактирующих поверхностей, состояния деталей крепления, а также от степени "прикипания" посадочных поверхностей к бортам шины. Поврежденные ободья вызывают перетирание и различные повреждения бортов покрышек.

Неправильные приемы при демонтажно-монтажных работах приводят к затрате значительных усилий и механическим повреждениям деталей шин и колес. Применение неисправного или нестандартного монтажного инструмента при монтаже и демонтаже шин зачастую вызывает порезы и разрывы посадочных бортов и герметизирующего слоя шин и ободных лент, механические повреждения закраин, посадочных полок ободьев и дисков колес. Одной из причин сокращения срока службы шин является несоблюдение чистоты при монтажно-демонтажных работах.

Дисбаланс колес

При вращении колеса с большой скоростью наличие даже незначительного дисбаланса вызывает резко выраженную динамическую неуравновешенность колеса относительно его оси. При этом появляются вибрация и биение колеса в радиальном или боковом направлениях. Особенно вредное влияние оказывает дисбаланс передних колес легковых автомобилей, ухудшая управляемость автомобиля.

Явления, вызываемые дисбалансом, увеличивают износ шин, а также деталей ходовой части автомобилей, ухудшают комфортабельность езды, увеличивают шум при движении. Наличие дисбаланса создает периодически действующую на шину ударную нагрузку при качении колеса по дороге, что вызывает перенапряжение каркаса покрышки и повышает износ протектора. Большой дисбаланс создается у покрышек после ремонта местных повреждений с наложением манжет или пластырей. Пробег несбалансированных отремонтированных шин легковых автомобилей, по данным НИИАТа, уменьшается примерно на 25 % по сравнению с пробегами отбалансированных отремонтированных шин. Вредные последствия дисбаланса колес возрастают с увеличением скорости движения автомобилей, нагрузки, температуры воздуха и ухудшением дорожных условий.

В зависимости от расположения и функции колес (правые, левые, передние, задние, ведущие и ведомые) шины имеют неодинаковую нагрузку, поэтому неравномерно изнашиваются. Выпуклый профиль дороги вызывает перегрузку правых колес автомобиля, что создает соответствующий неравномерный износ шин. Тяговое усилие увеличивает нагрузку и износ шин на ведущих колесах автомобиля по сравнению с шинами ведомых колес. Если не переставлять колеса на автомобиле, то неравномерный износ рисунка протектора шин может составлять в среднем 16...18 %. Однако частая перестановка колес (при каждом техническом обслуживании автомобиля) может привести к увеличению удельного износа протектора шин на 17...25 % в сравнении с только одноразовой перестановкой.

В зарубежной литературе отмечается существенное влияние предварительной обкатки шин на износ. Если новым шинам в начале их эксплуатации (на первых 1000...1500 км) дать меньшую нагрузку (50...75 %), а затем постепенно ее увеличить, то общий пробег обкатанных таким образом шин повышается на 10...15 %. Существенной причиной преждевременного износа шин является использование их не по прямому назначению. Так, шины с рисунком протектора повышенной проходимости при эксплуатации в основном на дорогах с твердым покрытием изнашиваются преждевременно в результате повышенного давления на дорогу, Кроме того, рисунок протектора повышенной проходимости имеет пониженное сцепление на твердых покрытиях, что приводит к скольжению шин на увлажненных и обледенелых покрытиях и может стать причиной заноса и аварии автомобиля.

Неисправности ходовой части и рулевого управления автомобиля

Наиболее часто причиной быстрого износа автомобильных шин может явиться неправильная установка передних колес. Неправильное схождение и развал колес вызывают усиленный износ шин из-за дополнительного проскальзывания элементов протектора шин передних колес в месте их контакта с дорогой. При отклонении от нормы развала передних колес происходит односторонний повышенный износ протектора, а при нарушении нормального схождения - повышенный износ краев протектора. Причиной одностороннего износа при неправильном развале колес является сосредоточение наибольших давлений в крайней зоне протектора. Повышенный износ краев протектора при отклонении схождения от нормы является следствием того, что направление вращения колеса не совпадает в этом случае с направлением движения автомобиля. В связи с этим проскальзывание краев протектора периодически существенно повышается.

К быстрому местному износу протектора приводит большая выработка тормозного барабана автомобиля. Возникающая при этом обычно овальность барабана вызывает неравномерное торможение колеса, в результате чего протектор истирается интенсивно только на отдельных участках по окружности. Перегрев тормозных барабанов при затянутых тормозах вызывает дополнительный нагрев шин. При неправильной регулировке тормозов или неисправности их привода может происходить слишком резкое затормаживание, вызывающее юз колес. При этом износ протектора шины значительно возрастает. Максимальная сила торможения возникает не при полном скольжении, т.е. юзе колес, а при качении их с некоторым проскальзыванием. По опытным данным, максимальная сила торможения шин по асфальтобетонному покрытию получается при 20...25 %-ном проскальзывании колеса. По многочисленным данным известно, что шины ведущих колес больше изнашиваются, чем шины колес, не нагруженных тяговым усилием (обычно передних). Кроме того, характер износа передних и задних, правых и левых колес автомобиля различен, так как они работают в разных условиях. В связи с этим для равномерного износа шин и увеличения амортизационного пробега проводится периодическая перестановка колес.

Большой люфт в рулевом управлении и погнутость деталей рулевых тяг, ослабление рессор и наличие резко выступающих деталей рессор и кузова, прогиб или перекос передней оси, течи масла, провисание крыльев из-за поломки или прогиба кронштейнов, непараллельность мостов - все это приводит к увеличенному износу или механическим повреждениям протектора и боковых стенок покрышки. Изношенные или ослабленные подшипники передних колес и втулки поворотных цапф, согнутые рулевые тяги или неотрегулированное рулевое управление вызывают неравномерное пятнистое истирание протектора. Погнутые или перекошенные (непараллельные) оси вызывают интенсивное истирание протектора шины. Ослабление рессоры способствует оседанию и трению кузова о протектор с механическим повреждением его. Недостаточная затяжка гаек крепления дисков колес к ступицам автомобиля влечет за собой "виляние" колес и, как следствие этого, повышенный неравномерный износ шин. При течи масла через сальники полуосей из картера заднего моста шины подвергаются воздействию масла, которое разрушает резину.

Сила трения, знакомая всем по курсу школьной физики, не щадит деталей наших автомобилей. Изнашиванию подвергаются многие элементы, но самые видимые изменения мы замечаем на шинах. Факторы, влияющие на износ шин, виды износа резины мы и рассмотрим.

В чем проблема?

Протектор автомобильной шины отвечает за сцепление автомобиля с дорогой во всех режимах и климатических условиях движения, какая бы дорога ни была: будь то чистый асфальт в ясную и сухую погоду, либо в дождь со снегом, или проселочная дорога с лужами и колеёй.

На первый взгляд кажется, что все предельно просто. Колесо крутится, машина катится, смотри на дорогу и рули, получай удовольствие.

На самом деле факторы, которые влияют на процесс движения и износа шины присутствуют постоянно: это и скорость движения, и температура воздуха и полотна дороги, и давление в шинах, и степень загруженности автомобиля, и стиль вождения, ну, и, конечно же, техническое состояние автомобиля.

Мы уже заметили, что одна из основных физических сил при движении автомобиля - это сила трения. Самый явный показатель присутствия силы трения - это выделение большого количество тепла. Чем больше трения - тем больше тепла.

Больше скорость движения, больше тепла. Чаще и интенсивнее циклы разгона и торможения - больше тепла. Интенсивнее происходят перестроения по ходу движения, опять же выделяется больше тепла. Не выставлено оптимальное давление в шинах? И вновь тепла больше, чем надо. Нагретый воздух добавляет свое тепло, а если еще жаркая погода, то тепла в шине от разогретого асфальта столько, просто караул. И все это тепло отнюдь не благо для шины.

Доказано, что длительное движение по трассе с высокой скоростью, особенно в летний период, приводит не только к повышенному износу протектора, но и может привести к расслоению внутренней структуры шины, ее прочность снижается до 40%. Износ протектора при движении с высокой скоростью по сухому асфальту в жаркую погоду в два раза выше, чем при неспешной езде в прохладную погоду по влажной дороге.

Неправильно выставленное давление приводит к сокращению пробега шины до 20%. Давление в шинах должно соответствовать степени загрузки автомобиля. Если вы намереваетесь ехать на дальнее расстояние, и ваш автомобиль будет загружен «под завязку», обязательно откорректируйте давление в шинах. В итоге это скажется на комфорте и безопасности движения, и на сроке службы шин.

Активная езда, состояние элементов подвески автомобиля, правильность углов установки колес, правильность балансировки, все это по отдельности, а еще больше в совокупности влияет на износ протектора и состояние шины в целом.

Шина по мере эксплуатации теряет свои первоначальные характеристики, и чем дальше, тем больше. Не забывайте об этом. Шина, которая изначально преподносилась как «супер дождевая», начинает «всплывать» как любая рядовая шина. Шина, которая все повороты должна была проходить «как по рельсам», может при неосторожном обращении уйти в снос или занос.

В истертом состоянии протектор уже не может полноценно выполнять свои функции, автомобиль хуже держит дорогу, снижается управляемость. Законодательством запрещена эксплуатация легковых и легко-грузовых транспортных средств с высотой рисунка протектора менее 1,6 мм на летних шинах и 4 мм на зимних.

Стирание протектора при соблюдении правил эксплуатации шины

При соблюдении правил эксплуатации шины нормальным считается одинаковое стирание высоты протектора по всей окружности шины. Для определения износа шин, как правило, делают замеры по трем точкам (в центре и два - по краям) в четырех равноудаленных местах - итого 12 замеров. Равномерный износ показывает равные результаты в соответствующих точках выборки.

Следует помнить, что у передне- и заднеприводных машин изнашивание резины не одинаково. У авто с задним приводом нагрузка на колеса различна: покрышки на задних ведущих колесах больше стираются посередине, в зоне максимального контакта с асфальтом, передние шины больше изнашиваются по бокам, т.к. являются рулевыми и постоянно меняют угол наклона к дорожному покрытию.

Автомобили с передним приводом характеризуется равномерным износом передних шин, как в центральной, так и в боковой части. Необходимо следовать инструкции по эксплуатации и периодически переставлять колеса согласно схеме из руководства.

Неравномерное стирание

Нестандартный износ шин обычно свидетельствует о наличии неполадок в самой технике. Причины неравномерного износа шин довольно разнообразны.

1. Старение шины. Старение резины зависит от того, в каких условиях эксплуатировались (или хранились) колеса. При неправильном хранении эксплуатационные характеристики шины значительно ухудшаются - теряется эластичность, резина становится твердой, на ней появляются трещинки, особенно на боковинах покрышек, которые с каждым годом становятся более глубокими. Старение покрышек во время хранения усиливается при попадании на них прямых солнечных лучей, нарушении режима влажности и температуры воздуха. Под действием солнечных лучей из кислорода воздуха образуется ОЗОН, который способствует быстрому старению шины. По причине возможного разрыва не рекомендуется эксплуатировать шины старше 5 лет.

2. Одностороннее стирание

Причины износа шин резины на одной стороне заключаются в неправильной геометрии подвески. При выявлении такого стирания следует проверить развал и схождение колес:

  • износ внешней стороны - избыточный положительный развал или схождение;
  • износ внутренней стороны - избыточный отрицательный развал или схождение;
  • нулевой развал вызовет равномерное усиленное стирание шин и увеличит расход;
  • пиловидное изнашивание, когда рисунок внутреннего края начинает напоминать зубья пилы, - нарушение развала-схождения колес.

3. Эксплуатация шин с неправильным давлением

При высоком давлении средняя часть покрышки выпирает и быстро стирается. При недостаточном давлении шина прогибается и изнашивается по краям.

4. Многочисленные стирания по окружности свидетельствуют о неполадках в подвеске (пружины, рычаги, амортизаторы).

5. Локальные пятна износа на протекторе, как правило, являются результатом нарушения сбалансированности колеса и шины. Дисбаланс приводит к повышенным колебаниям управляемых колес, биению, дополнительным вибрациям кузова, потере устойчивости автомобиля при прямолинейном движении, затрудняет управление транспортным средством. При появлении пятен на шине нарушается симметричность изделия и покрышку необходимо заменить.

6. Плоская площадка - машина долгое время стояла без движения, либо произошло экстренное торможение или блокирование колес, поверхность резины шашек имеет типичный вид абразивного истирания при контакте с поверхностью асфальта. Такой дефект также может вызывать биение колес.

Своевременно ремонтируя автомобиль, уделяя должное внимание осмотру колес перед выездом, придерживаясь спокойного стиля вождения, можно существенно продлить срок пользования комплектом покрышек.

Шины - одна из самых подверженных износу деталей автомобиля. Но что делать, если они изнашиваются неравномерно. Для начала следует правильно определить эту неравномерность износа шин, чтобы определить её причины. Как именно неравномерно изнашивается резина:

  • по различным местам окружности - в определённых точках протектора она изношена сильно (пятнами),
  • по различной стороне покрышки - внешняя, внутренняя сторона покрышки или её центральная область по всей окружности,
  • одна шина изнашивается намного быстрее остальных,
  • пара передних или задних шин приходят в негодность быстрее.

Давайте теперь приведём причины и рассмотрим характер износа шин при каждой причине. Причины эти рассмотрим от наиболее распространённых к менее часто встречающимся.

Шина изношена по центру или по бокам. Причина - недостаточное или излишнее давление в шинах

Неправильно выставленное непременно ведёт к тому, что их истирание протекает неравномерно. Пытаться идентифицировать эту причину по конкретным изношенным колёсам - бесполезная трата времени. Давление может меняться в каждом колесе по-разному, даже если Вы подкачиваете всегда только по все четыре колеса.

Но эту причину можно определить по характеру износа самого протектора. Дело в том, что недокачанная шина, как известно, проседает, и у неё поэтому быстрее изнашиваются боковые стороны рабочей поверхности. А вот у перекачанных покрышек стирается быстрее, напротив, центральная часть, так как при избыточно давлении именно её это давление выталкивает больше всего, в результате чего, на оси окружности приходится больше всего нагрузки.

Результат езды на перекачанной (сверху) и недокачанной (снизу) шинах

На шине изношены только определённые участки. Причина - деформированный диск или нарушена балансировка колёс

Деформированный (помятый, "восьмёркой" и т.п.) диск может также нередко стать причиной неравномерного износа резины. В этом случае износ будет происходить в определённых местах (пятнах) протектора. Если диск "восьмерит", то износ будет в виде двух пятен: одно на одной стороне покрышки в определённом месте, и второе - в диаметрально противоположном месте покрышки и на противоположной стороне. При деформации диска шина изнашивается очень быстро в зависимости от степени деформации, конечно.

Аналогичному износу шина подвержена и в случае с дисбалансом колеса . Хотя, происходит это гораздо медленнее, чем при деформированном диске.

И в обоих случаях дополнительным симптомом является биение на руле или по всей машине . А визуальный осмотр изношенного колеса поможет выявить эту деформацию.

Иногда причиной повышенного износа может стать и сама резина - её брак в виде лопнувшего металлического корда. Корд может лопнуть, если резина уже значительно износилась.





Изнашивается только внутренняя или внешняя сторона передних колёс. Причина - развал-схождение колёс

Если выравнивание передних колёс сбилось, то это означает, что Ваши два передних колеса не параллельны друг другу. Они либо "косолапят" - смотрят вперёд, немного к центру проекцией направления, либо наклонены в ту или иную сторону относительно вертикальной оси.

В результате этого Вы получаете чрезмерный износ резины только передних колёс либо с внутренней стороны, либо с внешней.



Если аналогичная ситуация произошла с задними колёсами, то здесь имеет место быть погнутая балка (при наличии) или один из вышедших из строя (возможно, также погнутых) элементов подвески.

Внешняя сторона покрышек может также изнашиваться из-за неисправного сайлент-блока или шаровых.

Изнашивается только одно колесо. Причина - что-то произошло в подвеске или клинит тормоза

Если в Вашей подвеске износился или ослаб какой-либо компонент, такой как протёкшая стойка, это может привести к чрезмерному износу шин на этом конкретном колесе. Если какая-либо деталь подвески работает неправильно, колесо будет отскакивать больше либо будет жёстче будет проходить неровности дороги. Это создаёт дополнительное трение на этой шине, что заставляет значительно сократить срок её службы и состояние протектора шины.

Здесь, как правило, происходит равномерный износ только шины только на одном колесе.

А теперь представьте себе, что Вы разъезжаете весь день с небольшим нажатием тормоза Вашей ногой. Это то, что это походит, если клинит какой-нибудь тормозной компонент, такой как суппорт (его поршень). Это происходит обычно только на одном колесе, и оно из-за этого изнашивается быстрее (происходит равномерный износ).

Изнашиваются только передние колёса. Причина - что-то произошло в рулевой

Почти каждая часть системы рулевого управления может также привести к износу шин. Но речь здесь будет идти только о передних колёсах, а характер износа может быть совершенно разным: как пятнами, так и по одной стороне покрышки по всей окружности протектора.

Износ шин на автомобилях может нам сообщить о неисправностях подвески, о неправильном , получается зная виды износа шин на машине можно определить из-за чего это происходит. А поговорим сначала о причинах их появления.

Так же необходимо знать делать протектора шин.

Причины износа автомобильных шин

Причины износа автомобильных шин могут быть разные, зависеть может от манеры вождения водителя, из-за не своевременного технического обслуживания, так же износ протектора шин может сказать, что пора делать геометрию.

Но специалисты выявили основные причины износа:

1.Неправильное давление в шинах и не соблюдение давления, которое положено автомобилю.

2.Перегруз машины так же влияет, в руководстве к транспортному средству, должна быть написана допустимая нагрузка на шины и его нормы.

3.Нарушение при вождении правил эксплуатации автомобиля.

4.Нарушена балансировка колес.

5.Не своевременное прохождение автомобиля

6.Правила монтажа нарушены.

7.Неисправность в рулевом управлении и ходовой части автомобиля.

Как видим из этого списка можно понять, что износ шин происходит из-за халатности водителя, нарушен регламент прохождения ТО и неправильной эксплуатации транспортного средства.

Так же важным фактором играет роль износа шин их срок годности, не рекомендуется эксплуатация, если автомобильным шинам больше 10 лет, так как резина со временем трескается (если даже она стояла), влага начинает просачиваться внутрь и разрушать металлический корд.

Взрыв резины, особенно на ходу, может привести к ужасным последствиям, для безопасности движения меняйте резину каждые 10 лет, а то и ниже. Резина каждые 3 года теряет 10% своего ресурса.

Виды износа шин

Выделяют следующие виды:

Нормальный износ

Данная выработка считается нормальным, потому что колесо расположенное на своем месте, со временем так и так дает износ, но он не говорит о том, что появилась неисправность, а говорит что все нормально. В общем, смотрите картинку (красным помечены места выработки).

Односторонний износ


Данный износ шин, происходит из-за нарушения геометрии подвески, чтобы более точно убедиться, необходимо проверить на специальных СТО развал и сход. Так же бывает выработка с внешней стороны колес, из-за избыточного развала – схождения.

На геометрии подвески автомобиля не останавливается, возможны дефекты полуосей, так же скоростное прохождение поворотов влияет на односторонний износ шин.

Центральный и двухсторонний износ


Эти виды износа шин часто происходят от не соблюдения правильного давления в колесах. Выработка по краям возникает от нагрузки автомобиля или от низкого давления в шинах. Если же износ происходит по центру, то это из-за повышенного давления. Так что не забывайте хот изредка, но проверять давление.

Износ шин в виде пятна по всей окружности


Данный износ происходит из-за балансировки, точнее ее отсутствия на колесах. Этот износ характерен для колес, которые расположены спереди. Этот дефект исправит балансировка колеса, если же само колесо не потеряло форму, то данная процедура будет бесполезной.

Так же, если вы решили заменить колеса и со временем обратили внимание на колеса и увидели такой же износ, возможно дело в подвеске (амортизаторы, пружины, рычаги).

Я привел основные виды износа шин на автомобилях, надеюсь вам было полезно.