До какой температуры можно эксплуатировать липучки nokian. "Липучка" (шины) - что это? Зимние шины-"липучки": отзывы

Если вы зимой ездите преимущественно по городу и до сих пор предпочитаете шипованную резину, настала пора взяться за ум. Поверьте, вы тратите деньги и мучаете городской асфальт впустую. На заснеженной дороге липучка обыгрывает шипы по всем статьям.

«Да ваши липучки на морозе дубеют и не тормозят!» - любят говорить скептики. Они ничего не понимают. Есть два типа фрикционных шин, отличающихся друг от друга:

  • Европейские - созданные для мягкого климата, идеальны для поездок в черте города по хорошему асфальту. Внешне они очень напоминают летние и на дороге ведут себя похоже. Выехать на такой резине в феврале в Магадане - значит почти гарантированно поцеловать первый же столб, да и в Краснодаре при минус пяти на нечищенной дороге на европейских шинах будет неуютно. Поэтому речь у нас пойдет не о них.
  • Скандинавские - внешне это зимняя резина без шипов. Она не дубеет на морозе и не теряет сцепления с дорогой даже в сильные холода. Вот эти-то шины и имеют преимущество перед шиповкой в зимнем городе.

Чем скандинавские липучки круче шипов


Фото: 360tv.ru

1. Отличное сцепление со снежной дорогой

Фрикционная резина - мягкая и эластичная. Машина как бы прижимается к земле. Если езду на шипах по твердой поверхности можно сравнить с ходьбой на каблуках, то липучка - это мягкие тапочки.

2. Более быстрый разгон на снегу

До 100 км/ч по плотному снегу липучки разгоняют машину примерно на 3 секунды быстрее, чем шипы. Почему? Да потому что фрикционная резина сразу находит сцепление с настом, а шипам требуются доли секунды, чтобы добраться до самого плотного слоя дороги.

3. Лучшая устойчивость в поворотах

Различные тесты (в частности, в журнале «Авторевю») показали преимущество липучки перед шипами до 25 процентов при входе в поворот и выходе из него. Понятно, что всё зависит от мастерства водителя, но даже новичку проще удерживаться в снежной колее на липучках.

4. Лучшая управляемость на заснеженной дороге



Фото: www.autodela.ru

В условиях «каши» на шипах лучше ехать медленно и осторожно. Липучки - дело другое. Лихачить на них тоже не надо, но даже самая дешевая фрикционная резина теряет сцепление с дорогой в снегу глубиной 3 сантиметра на скорости 24 км/ч. До этих показателей даже самые лучшие шипы дотягивают редко.

5. Лучшее торможение при низких температурах

Странно звучит? Ну вот вам тест журнала «За рулем» , где русским по белому написано: при температуре ниже минус 15 градусов липучки тормозят эффективнее. Почему так получается? Чем жестче и крепче наст, тем труднее шипам найти «точку опоры». А фрикционные шины, как мы помним, действуют по иному принципу - они «прижимаются» к дороге.

6. Значительно меньший шум при движении

Шипы - это металл, который при соприкосновении с дорогой шумит, гудит и воет. Другое дело - мягкая липучка, нежно целующая поверхность асфальта.

7. Меньший износ

Очень важный пункт: шипам свойственно вылетать, а жесткой зимней шипованной резине - истираться и откалываться. Особенно не везет таким колесам в сильный мороз. У липучки дела получше. Благодаря ее мягкости и эластичности, вы не сможете просто так взять и стереть протектор. А поскольку шипов изначально нет, то и потерять их не страшно. В среднем липучка «живет» дольше шипов на один-три сезона. Если вы не гоняете как Шумахер.

8. Расход топлива не растет

Липучка - не шипы, ей не нужно с усилием вгрызаться в поверхность дороги, увеличивая тем самым встречное сопротивление. Поэтому движок работает как обычно, а деньги остаются в кошельке, а не уходят нефтяным компаниям.



Фото: amastercar.ru

Можете выкинуть свою шипованную резину, если:

  • вы живете в городе, где дороги поливают разными едкими растворами против гололеда;
  • вам не приходится часто ездить по трассе;
  • у вас уже есть хотя бы небольшой опыт вождения;
  • зима в вашем регионе бывает - со снегом и морозами.

С приходом очередного зимнего сезона практически всем автолюбителям приходится менять летние покрышки на зимние (за исключением тех, кто ездит на всесезонке). Многие будут устанавливать на свои машины традиционные шипованные шины. Есть мнение, что для российских зим это самый хороший и надежный выбор. Но есть еще и липучка. Шина эта не оснащена шипами. Ее принцип работы немного отличается, однако у таких фрикционных аналогов имеется масса достоинств.

Назначение

Какая бы ни была зимняя покрышка, она предназначена для использования при температурах воздуха +7 и ниже. Изготавливается шина из специального резинового состава, который обладает некоторыми специфическими особенностями. В мороз такая покрышка не теряет свои характеристики эластичности. Резина, предназначенная для лета, при низких температурах будет твердеть и деревенеть. Шины липучки зимние имеют извилистые, волнообразные рисунки на протекторе. Шипы отсутствуют. Вместо них множество насечек-ламелей. Именно поэтому фрикционная резина иногда может называться ламелизированной. Особый состав материала и специальные рисунки протектора повышают характеристики управляемости автомобиля. Торможение будет эффективным и без шипов. Но существует несколько нюансов.

Типы фрикционных шин

Липучка - шина, которая может быть изготовлена из мягких или жестких материалов. Мягкую принято относить к скандинавскому, или арктическому типу, твердую - к европейскому.

Самая важная характеристика для шины - это скоростной индекс. Он обычно обозначается на боковых частях покрышек. Если скоростной индекс небольшой, значит из более мягких материалов изготовлена та или иная покрышка. От величины данного показателя также зависит тормозной путь.

Липучка скандинавского типа

Эти покрышки изготовлены из мягкой резины и имеют большее количество специальных насечек-ламелей. За счет этого обеспечивается хорошее сцепление на обледенелой поверхности и на снегу. Иногда в составе такой резины можно встретить кремниевую крошку.

Это делается для улучшения поведения покрышки на льду. Какие еще особенности имеет липучка? Шина скандинавского типа имеет более низкий индекс скорости, нежели европейские аналоги. Данная резина является наиболее подходящей для тех регионов страны, где господствуют суровые морозные зимы с обилием снега.

Европейский тип

Покрышки этого класса более жесткие по составу. Что касается количества ламелей, то, в отличие от арктических, или скандинавских, шин, их здесь в 2 раза меньше. Протектор имеет рисунок в виде крупных шашечек или ребер. Это в несколько раз улучшает сцепление такой резины на дороге. Данные покрышки созданы для движения на высоких скоростях. Индексы их составляют 210 и 240 километров в час. Европейская резина широко применяется в тех регионах, где зима преимущественно теплая. Достоинство в том, что на них можно ездить по асфальту не только в зимний период, но и осенью, а также весной. Резина сохраняет свои характеристики и не портится даже на сухом асфальте, чего нельзя сказать про шипованные аналоги.

Принцип действия

Для того чтобы автомобиль оставался управляемым на льду, основной слой покрышек-липучек производится из специальной микропористой резины. Поры таких шин в месте пятна-контакта с дорожным покрытием буквально прилипают ко льду, как присоски.


Так обеспечивается минимальный тормозной путь и стабильно хорошая управляемость на скользкой дороге. Чтобы сцепление было еще более эффективным, шашечки или блоки на протекторе разделены на насечки. Но последние не выходят за пределы шашки. Под весом машины ламели как бы раскрываются. В результате шины-липучки лучше соприкасаются с ледяной дорогой. Вне пятна контакта с дорожным полотном нагрузка пропадает, а ламели снова переходят в свое обычное состояние. Из-за такого эффекта данные покрышки и называются липучками.

В последнее время в составе резинового материала для производства шин можно встретить волокна стекла. Задача этих элементов - царапать лед. За счет этого улучшается сцепление покрышки с дорожной поверхностью.

Протектор липучки

Протектор фрикционной покрышки может быть направленным, ненаправленным, асимметричным и симметричным. Самый популярный - это ненаправленный рисунок. Свойства протектора здесь раскрываются вне зависимости от того, в какую сторону вращается колесо. Качество сцепления с дорогой будет одинаково при движении вперед и назад. Это самый универсальный рисунок. Часто такие шины производятся на тех же заводах, где собирают автомобили определенных марок.

Ненаправленные рисунки протектора могут быть как симметричными, так и асимметричными. Если провести условную линию по окружности шины прямо посередине, то левая часть рисунка будет идентичной рисунку слева - это симметричный протектор.

Ассиметричный рисунок будет состоять из двух частей. Каждая при этом будет разная. Это делается для того, чтобы повысить характеристики и возможности резины. Внешняя часть рисунка предназначается для влажных покрытий и для борьбы с водой. Внутренняя часть эффективна на сухих покрытиях. Покрышки с направленным протектором идеальны для мокрой дороги. Вода эффективно выходит при помощи специальных канавок. Здесь есть одна особенность - необходимо верно установить шину, иначе ее работа не будет правильной. Для того чтобы не ошибиться при монтаже, производитель указывает, в какую сторону должно вращаться колесо.

Преимущества фрикционной резины

Шины «зима» (липучка) имеют некоторые свойства, которые делают их более эффективными, по сравнению с шипами. Ламели созданы таким образом, чтобы поверхность резины как можно плотнее прилегала к асфальту или дорожному покрытию. Липучка качественно прилегает к гладким поверхностям. Отсюда ее эффективность при движении в городских условиях, где дороги чистят часто и качественно.

Хорошее и надежное сцепление позволяет не только быстро стартовать с места, но и при необходимости резко тормозить, обгонять, входить в крутые виражи. Фрикционная резина не повреждает асфальт и является абсолютно безопасной в плане использования. В большинстве европейских стран есть определенные стандарты на эксплуатацию шипованных протекторов, а вот липучки можно эксплуатировать без каких-либо ограничений. Практически все фрикционные покрышки, которые имеются в продаже, изготовлены из более мягких материалов, чем шипованные. Это очень актуально в сильные морозы. Резина не замерзает и полностью сохраняет свою упругость.

Недостатки

Несмотря на массу преимуществ, липучка - шина достаточно специфическая и не подходит для эксплуатации в некоторых условиях. Даже самые качественные комплекты фрикционной резины не могут обеспечить сцепление с асфальтом на уровне шипованных аналогов в гололедицу. Причина кроется в чрезмерной мягкости состава. В момент ускорения, при торможении, при выполнении различных маневров насечки свободно двигаются в разные стороны. Машина буквально плывет по дороге и иногда может скользить на сухом асфальте. Липучки имеют невысокую устойчивость на подмерзлых покрытиях, а также на укатанной снежной дороге и на объемном рыхлом снегу. Покрышки не могут загребать большое количество снега и в результате буксуют. Эти изделия не предназначены для использования за городом зимой на грунтовых и редко очищаемых дорогах.

Рейтинг шин-липучек 2016-2017

Чтобы покрышка лучше реализовала свои свойства, необходимо выбирать те модели, которые имеют хорошие отзывы и репутацию на рынке. Давайте рассмотрим, какие марки используют чаще всего.

Nokian Hakkapeliitta R2

Это лучшие шины-липучки от известного финского производителя.

Рисунок протектора дает возможность уверенно тормозить, а также разгоняться на ледяной корке. Такие характеристики показывают далеко не все шипованные аналоги. Недостаток - текстура покрытия не позволяет полноценно входить в повороты. Есть небольшое скольжение. Кстати, с этой резиной можно сэкономить горючее.

Michelin Latitude X-ice 2

Эти шины уже не единожды занимали высокие места в рейтингах и побеждали в соревнованиях. Об этих покрышках часто пишут обзоры авторитетные автомобильные издания. Интересно, что шипованные покрышки от этого бренда зарекомендовали себя не лучшим образом.

А вот фрикционная резина от Michelin - это лучший выбор для езды по льду, снегу, мокрому или сухому асфальту. Автомобиль с этой резиной будет устойчивым, комфортным и управляемым. Автомобильные журналисты тестировали данные шины-липучки. Отзывы о них весьма положительные.

Goodyear UltraGrip ICE WRT

Эти шины занимают почетное третье место. Это продукция одной из самых известных американских компаний. Резина отличается наилучшими характеристиками при езде по снегу, по устойчивости при различных маневрах. Также на этой резине хороший тормозной путь и отличный разгон с места.

Недостатком можно считать средний уровень шума, а также большое сопротивление качению.

«Липучка» или зимняя резина летом на дорогах встречается редко, но все же есть люди, не желающие менять шины вовремя. Безопасно ли это, и что прописано в законе на этот счет?

Техническая характеристика «липучек»

Так как даже неопытный водитель хоть раз слышал о том, что езда летом на зимней резине абсолютно не безопасна, сразу перейдем к техническому описанию данного типа шин.

Для каждого сезона производители создают определенный вид резины, отличающийся друг от друга по качеству, скорости износа при определенных погодных условиях, с определенным рисунком. Итак, два серьезных отличия летней резины от зимней:

  1. Состав резины делает зимние шины мягкими, это свойство сохраняется и в мороз, что позволяет им хорошо маневрировать на заснеженной и ледяной трассе, но не по асфальту;
  2. рисунок «липучек» — это традиционная «елочка» в различных вариациях и другие мелкие прорези для улучшения сцепления с дорогой.

Таким образом, зимние и летние шины — это два совершенно разных продукта, и езда зимой на «липучке» может иметь серьезные последствия для водителя.

Последствия использования летом

Разберем целый ряд проблем тех автовладельцев, кто по причине забывчивости или нехватки времени продолжил после зимы ездить на «липучке». Изначально поговорим о технических проблемах, а уж потом о юридических последствиях происходящего.



Обращаем особое внимание водителей на то, что Россия — страна огромная, и существуют районы, где снег сходит всего на несколько дней или месяц. Юридически такой месяц считаться летним не будет, что предусмотрено в поправках в законодательство. Многих водителей беспокоит, существует ли в стране ответственность за езду на «липучке» летом.

Что говорит закон?

Ранее не существовало штрафов за такую езду, но с 2015 года вступил в силу регламент Таможенного Союза, в связи с этим определены по три месяца зимы и по три месяца лета (в соответствии с календарными), когда запрещено ездить не на той резине, что положена. Оштрафовать осенью или весной за это не имеют права.

Штраф за езду на зимних шинах летом составляет 500 рублей.

Определяют, какая резина является летней, а какая зимней особым способом. Юридически эти термины новые для российского закона, со временем они будут меняться. Установлены нормы для высоты протектора:

  • для зимней резины она составляет не менее 4 мм;
  • для летней — 1,6 мм.

Кстати, шипованные шины в законе не указаны, поэтому ездить на них можно круглогодично без ограничений, если их параметры соответствуют сезону.

На наших дорогах и без того сегодня опасно. Те, кто живет в переменном климате, обязательно должны дважды в год менять шины с летних на зимние и наоборот. Это сэкономит средства, организует порядок, а также сделает вождение приятным и максимально безопасным.

Как правило, для передвижения на автомобиле в зимний период водители используют два типа зимних покрышек. Это или «липучка» (фрикционного типа). Первые покрышки имеют в оснащении металлические шипы, способствующие безопасной езде по сильно обледененным дорогам. В отличие от "шиповки", фрикционные скаты имеют свои технологические особенности и свойства, которые будут более детально рассмотрены в данном обзоре.

Зимние шины «липучки», так же как и шипованные, устанавливаются на автомобиль для езды в зимний сезон, но при этом не имеют шипов из металла. Такой тип покрышек больше пригоден для снежного покрова. При этом повышенные свойства проходимости достигаются за счет определенных блоков протектора и наличия в них специальных мелких прорезей, называющихся ламели. Для лучшего момента сцепления с заснеженной дорогой ламели технологически расположены под определенным углом.

В зависимости от рисунка и размещения протектора на скате, зимние шины «липучки» разделяют на четыре подтипа. Это направленный и ненаправленный рисунок протектора, асимметричный и симметричный протектор.

Типы покрышек

Фрикционные скаты бывают мягкие, так называемый «скандинавский тип», и жесткие - «европейский». К одной из главных характеристик покрышки можно отнести Это значение указывается латынью на боковой части ската и говорит о степени мягкости используемой резины. Чем мягче она, тем остановочный путь автомобиля будет длиннее.

«Скандинавская липучка» (шины) - изделие изготавливается из очень мягкой резины и имеет большое число ламелей в протекторе, что в свою очередь способствует хорошему моменту сцепления с дорожным покрытием. Часто при изготовлении таких скатов применяется технология добавления в состав резины кремниевой крошки для повышения трения с ледяным покровом. Зачастую такой тип шин имеет не очень высокие скоростные индекс-значения: Q - 160km, R - 170km, T - 190km. Как правило, основное применение таких скатов характерно для регионов со снежными зимами.

«Европейская липучка» (шины) - что это? Изготавливаются из более жестких материалов и оснащаются меньшим числом ламелей. Протектор таких шин имеет более крупный узор, что увеличивает устойчивость машины на асфальте. В основном индексный показатель скорости таковых равен: H - 210km, V - 250km. «Липучки» такого типа предназначены для использования в регионах с умеренными зимами, и могут эксплуатироваться как межсезонные.

«Липучка» (шины) - что это?

Микропористая резина, используемая при ее изготовлении, способствует улучшению управляемости авто на скользкой дороге. Под воздействием массы авто происходит раскрытие ламелей в участке соприкосновения с поверхностью, и покрышка прилипает к ледяному покрову.

Технологические прорези таких скатов работают как присоски. В результате обеспечивается хороший контакт шины с обледенелой и снежной поверхностью. Управление машиной становится более стабильным и уменьшается отрезок Большое значение имеет и тип нанесенного рисунка протектора.

Ненаправленный протектор

Технические свойства такого протектора не изменяются в зависимости от того, в какую сторону вращается колесо.

Проще говоря, как при движении вперед, так и назад - степень сцепления с дорогой одинакова. Этот узор протектора является наиболее распространенным, и очень часто такими скатами оснащаются автомобили, сходящие с конвейера. Ненаправленный узор может быть как симметричный, так и асимметричный.

Если одна сторона покрышки имеет отличительный рисунок от рисунка с противоположной стороны, то такой узор называется ассиметричным. Основная задача асимметрии протектора - отвод воды к наружной стороне ската. Если узор по обе стороны одинаков и зеркально повторяется, то он симметричный.

Протектор направленного типа

Эти шины-«липучки», отзывы о которых зачастую только хорошие, отлично подходят для мокрой дороги, так как из-за особенности рисунка вода равномерно выходит из-под ската, не образуя водной подушки. При установке такого типа резины необходимо учитывать указанное направление вращения, обычно этот указатель нанесен на боковой части покрышки в виде стрелки. При верном монтаже вода будет уходить из-под колеса в его наружную часть, а при неверном - наоборот, собираться в точке контакта колеса с дорогой. Так же, как и скаты с ненаправленным протектором, направленные тоже могут быть симметричными и с асимметрией.

Преимущества изделий фрикционного типа

Как и любое автомобильное устройство, колесные шины тоже имеют свои эксплуатационные преимущества и недостатки.

Это же относится и к бесшипованным покрышкам.

Плюсы «липучек»:

  • В производстве покрышек используется определенный состав резины, который не меняет эластичности даже при сильном понижении температуры. Это положительно сказывается при эксплуатации.
  • Низкий шум во время движения. Резина идет практически бесшумно даже по некачественному покрытию асфальта.
  • Показывает отличные ходовые качества на снежном покрове. Это достигается за счет того, что скаты практически прилипают к снегу. При этом происходит момент максимального коэффициента трения.
  • Поверхность протектора отлично самоочищается от снега и грязи. Вдобавок происходит хороший отвод водного покрова дороги, что препятствует образованию водяной прослойки между колесом и дорогой.
  • Возможность установки шины (зима, «липучка») заблаговременно до наступления холодов, а также использования их в нестабильный весенний период. А это означает, что их можно с успехом эксплуатировать в межсезонье.

Недостатки

Минусы «липучек»:

  • Имеют более низкий коэффициент сцепления на ледяном покрове и накатанном снегу, нежели шипованные скаты.
  • Не рекомендуется использовать их как всесезонные шины ввиду повышенного износа протектора на горячем асфальте. При этом значительно ухудшается управляемость автомобиля и повышается расход топлива.

Установив на автомобиль зимние шины («липучка»), отзывы автомобилистов советуют обкатать скаты. Процесс обкатки длится примерно на протяжении двухсот километров пробега. При этом происходит притирка ламелей соответственно дороге и направлению движения. В этот период, да в прочем и в дальнейшем, категорически не рекомендуется эксплуатировать авто с фрикционными скатами в агрессивной манере вождения. Из-за своих эластичных свойств протектор «липучки» быстро изнашивается и может повредиться.

Лучшие шины-«липучки»

Подбор комплекта зимней резины - это очень ответственное занятие.

Верно подобранные шины сильно облегчают вождение и могут предотвратить ДТП. На данный момент рынок автошин имеет большой ассортимент в плане выбора «липучек», со своими индивидуальными особенностями и характеристиками.

Bridgestone Blizzak VRX. Японские зимние шины («липучка»), отзывы о которых говорят об их высокой проходимости по заснеженным участкам, отличаются отличными качествами торможения и уменьшенной зависимостью от дорожной колеи. Несмотря на то, что это зимняя резина и уровень шумности таковой можно сопоставить с летним вариантом покрышки. Всего этого удалось достичь благодаря современной технологии изготовления и применяемых материалов. Именно поэтому большинство водителей приобретают данные шины («липучка»). Цена изделия зависит от размера, протектора и типа. Средняя стоимость достигает шести тысяч рублей.

Continental ContiWinterContact TS850. Еще один производитель, продукция которого хорошо себя зарекомендовала на наших просторах. Спроектирована специально для умеренных зим, а особенно прекрасно себя показала при эксплуатации на мокрой дороге.

Хорошая ли симметрия у протектора шины «липучки»? Отзывы только положительные. С усиленной активностью отводит воду и подтаявший снег с точки контакта. За счет большого количества кромок протектора и ламелей повышается фрикционное свойство резины на практически любой поверхности. Тихое качение, экономичность и качество - это визитная карточка «Континенталя» (шины-«липучка»). Цена средняя достигает 4,5 тысячи рублей, что не так уж и много за высокое качество.

Fulda Kristall Control HP. Резина от немецкого производителя, специально разработанная для суровых зимних условий. Специальные ламели в центре ската повышают момент зацепления со снегом, а оригинальная разработка Snow Catcher применяется для естественного сжатия ската для обеспечения цепкого контакта. Использовать такую резину на асфальтном покрытии и льду не рекомендуется, так как повышается шумность работы колеса. Такое изделие больше подходит для передвижения по дорогам с постоянным снежным настилом.

Задаваясь вопросом о том, использовать, то первоначально важно учитывать характер и географию местности, постоянные климатические условия и качество дорог. Но в любом случае эксплуатация таковых существенно снизит вероятность застрявания и возможность заноса, повысит момент торможения и в целом управляемость машины.

Вывод

«Липучка» (шины) - что это? Исходя из обзора, можно с уверенностью сказать - это очень важный и необходимый вид оснащения автомобиля, без которого передвижение по зимним дорогам, не попав в неприятную ситуацию, практически не представляется возможным.