Схема по основам общей психологии. Предисловие

В учебном пособии в обобщенном виде отражены систематизированные знания о психике и специфике ее учета в обучении и воспитании людей.

Материал представлен в виде схем, снабженных подробными комментариями, что в значительной степени облегчает и упорядочивает процесс овладения психолого-педагогическими знаниями. Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ по предмету "Психология и педагогика".

Книга предназначена для студентов всех вузов и тех, кто хочет иметь устойчивые психолого-педагогические знания.

В. Г. Крысько
Психология и педагогика в схемах и комментариях

Введение

Психология и педагогика – очень сложные и взаимосвязанные отрасли знаний, исследующие чрезвычайно многогранные явления и процессы и охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов. Их содержание трудно усвоить с первого раза, для этого необходимы серьезные усилия.

Главная цель настоящего учебного пособия состояла в максимальной систематизации психолого-педагогических представлений и создании на этой основе реальных предпосылок для более эффективного их усвоения.

В нем, кроме того, решались следующие задачи:

в области психологии – показать специфику и методологические основы осмысления психики и сознания людей, значимость последних в жизни и деятельности людей; описать сущность и своеобразие проявления мотивационных, познавательных, эмоциональных, волевых и коммуникативно-поведенческих психологических явлений и процессов; представить в обобщенном виде психологию личности и различных групп общества и охарактеризовать своеобразие их проявления во взаимодействии, общении и взаимоотношениях людей;

в области педагогики – описать предмет, задачи и основные направления развития этой отрасли знаний; показать, как она использует психологические знания в интересах обучения и воспитания людей; охарактеризовать своеобразие и закономерности совершенствования навыков и умений людей в учебном и педагогическом процессах.

В издании реализуется специальный подход, облегчающий процесс овладения представленными здесь обширными знаниями. С одной стороны, психология и педагогика достаточно точно классифицируют изучаемые ими феномены и выявляют зависимости между ними. С другой стороны, автор эти зависимости обобщил и представил в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде – как схемы, являющиеся наглядным изображением систематизированных представлений и дающие возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенную информацию.

Каждая из схем несет определенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним составляющим всего каркаса психолого-педагогических знаний, которые могут затем и наращиваться, и расширяться, но уже навсегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде. Комментарии к схемам разъясняют и закрепляют заложенную в них информацию.

В то же время представленное учебное пособие:

● показывает, в каком направлении и как нужно овладевать психолого-педагогическими знаниями; ф выражает основные принципы подхода к их анализу и изучению;

● содержит информацию, изложенную в обобщенном и систематизированном виде;

● включает сведения, являющиеся результатом осмысления многих научных исследований и публикаций по психологии и педагогике.

Часть I. Психология

Глава первая Предмет, задачи и методологические основы психологии как науки

Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения – научить человечество обращаться с этим сокровищем.

Н. К. Рерих

Психология – достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на современные запросы социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом – специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология – это особая область знаний, в которой, с одной стороны, многое не укладывается в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой – присутствуют своеобразные объекты: личность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.

Задачи любой науки определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний.

Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Методология психологии – это результат осмысления ее теории (т. е. совокупности взглядов, представляющих собой результат изучения и осмысления проявления психики людей в процессе их жизни и деятельности) и естественно-научных основ познания ее происхождения.

1.1. Предмет и задачи психологии

Психология, Учебное пособие в схемах, таблицах, комментариях Заставенко В.А., 2015.

Данное учебное пособие разработано в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров.
В пособии рассматриваются вопросы, составляющие теоретические основы психологии. В схемах, таблицах и рисунках, а также комментариях к ним представлены основные феномены психологии в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде. Структура и содержание учебного материала соотносится с организацией и содержанием учебной информации, предложенной в рабочей программе для бакалавров по дисциплине «Психология».
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям: 51.03.02 - Народная художественная культура; 38.03.01 - Экономика: 11.03.04 -Электроника и наноэлектроника; 11.03.01 - Радиотехника; 43.03.02- Туризм; 42.03.02 - Журналистика; 38.03.04 - ГМУ; 54.05.03 - Графика.

Современный этап в развитии психологии.
Предметом психологии выступают механизмы психики, закономерности ее функционирования, развития и проявления в поведении и деятельности.
Содержание этапа характеризуется:
- превращением психологии в многоотраслевую науку и практику;
- появлением новых научных школ и направлений;
- усилением гуманитарной составляющей в психологии (человек рассматривается как личность)

Дальнейшее развитие тех теоретических концепций, которые сложились в предыдущий период (необихевиоризм, неопсихоанализ и т.д.)

Появление новых теоретических концепций, направлений и школ.
(гуманистическая, когнитивная, возрастная психология, деятельностная теория и т. д.)

Развитие психологической практики (количество прикладных исследований доминирует в психологии и превосходит теоретические разработки).

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 6
Глава I. Введение в психологию. История развития психологических знаний 7
1.1. Основные этапы развития психологических знаний 7
1.2. Развитие психологических знаний в Античности 8
1.3. Развитие психологической мысли в Средневековье 9
1.4. Философский этап в развитии психологии 10
1.5. Научные предпосылки возникновения психологии как науки 11
1.6. Экспериментальный этап в развитии психологии 12
1.7. Современный этап в развитии психологии 13
1.8. Периодизация развития отечественной психологии 14
1.9. Вклад отечественной психологии в мировую науку 15
Комментарии 18
Вопросы для самоконтроля 22
Глава II. Методологические основы психологии 23
2.1. Понятиен функции методологии науки 23
2.2. Уровни и структура методологии 24
2.3. Методологические принципы психологии 25
2.4. Принцип развития в психологии 26
2.5. Принцип отражения в психологии 27
2.6. Системный подход в психологии 28
2.7. Конкретно-научный уровень методологического анализанауки 29
2.8. Предмет и объект психологии как науки 30
2.9. Психология в системе наук 31
2.10 Методы психологии 32
Комментарии 33
Вопросы для самоконтроля 36
Глава III. Психика человека. Сознание 37
3.1. Представления о сущности и происхождении психики 37
3.2. Сущность психики 38
3.3. Предпосылки и условия развития психики человека 39
3.4. Строение нервной клетки 40
3.5. Нервная система человека 41
3.6. Головной мозг человека 42
3.7. Условный рефлекс как физиологическая основа поведения 43
3.8. Рефлекторная дуга как анатомо-физиологический механизм рефлекса 44
3.9. Сознание как высшая форма отражения действительности 45
3.10. Сознательное и бессознательное 46
Комментарии 47
Вопросы для самоконтроля 50
Глава IV. Психические познавательные процессы 51
4.1. Структура психики человека 51
4.2. Психические процессы 52
4.3. Понятие и сущность ощущений 53
4.4. Классификация и особенности ощущений 54
4.5. Восприятие, сущность и классификация 55
4.6. Воображение, понятие и виды 56
4.7. Внимание: сущность, природа и характеристика 57
4.8. Память: структура и классификация 58
4.9. Речь, функция и виды 59
4.10. Мышление, понятие и характеристика 60
4.11. Представления об интеллекте 61
Комментарии 62
Вопросы для самоконтроля 65
Глава V. Психология личности 66
5.1. Теории личности в психологии 66
5.2. Представление о личности в психоанализе 67
5.3. Поведенческие теории личности 68
5.4. Гуманистическая психология о личности 69
5.5. Представления о личности в отечественной психологии 70
5.6. Понятие личности и ее описание в различных категориях 73
5.7. Структура личности и факторы ее формирования 74
5.8. Темперамент человека 75
5.9. Характер: понятие, природа и структура 76
5.10. Характерологические особенности личности 77
Комментарии 80
Вопросы для самоконтроля 83
Глава VI. Психические регуляторы поведения и деятельности личности 84
6.1. Проблема потребностей в психологической науке 84
6.2. Сущность и классификация потребностей 85
6.3. Представления о сущности и функциях мотива 86
6.4. Мотив: структура и классификация 87
6.5 Мотивационная сфера личности 88
6.6. Принципиальная схема процесса мотивационной регуляции поведения личности 89
6.7. Эмоции личности: сущность и функции 90
6.8. Классификация эмоций 91
6.9. Воля как регулятор поведения и деятельности личности 92
6.10. Структура воли 93
Комментарии 94
Вопросы для самоконтроля 97
Глава VII. Поведение, деятельность и общение 98
7.1. Поведение, сущность и уровни 98
7.2. Деятельность, сущность и особенности 99
7.3. Содержание и процесс деятельности 100
7.4. Психические механизмы поведения и деятельности человека 101
7.5. Виды деятельности 102
7.6. Сущность и виды общения 103
7.7. Стороны и функции общения 104
7.8. Коммуникативная сторона общения 105
7.9. Перцептивная сторона общения 106
7.10. Интерактивная сторона общения 107
7.11. Структура и процесс общения 108

Алкоголизм, н аркомания.

  1. Не в состоянии с чем-то справиться. Жуткий страх. Желание уйти подальше от всех и всего. Нежелание находиться здесь.
  2. Чувство тщетности, несоответствия. Неприятие собственной личности.

Аллергия.

  1. Кого вы не выносите? Отрицание собственной силы.
  2. Протест против чего-либо, который нет возможности выразить.
  3. Часто бывает, что родители аллергика часто спорили и имели совершенно разные взгляды на жизнь.
Аппендицит. Страх. Страх жизни. Блокирование всего хорошего.

Бессонница.

  1. Страх. Недоверие к жизненному процессу. Чувство вины.
  2. Бегство от жизни, нежелание признавать ее теневые стороны.

Вегетативная дистония.

Вес: проблемы.

Аппетит чрезмерный. Страх. Самозащита. Недоверие к жизни. Лихорадочное переполнение и избавление от чувства ненависти к себе.

Ожирение.

  1. Сверхчувствительность. Нередко символизирует страх и потребность в защите. Страх может служить прикрытием для скрытого гнева и нежелания прощать. Доверие к себе, к самому процессу жизни, воздержание от отрицательных мыслей — вот способы похудеть.
  2. Ожирение — проявление тенденции защищаться от чего-то. Чувство внутренней пустоты часто пробуждает аппетит. Поедание обеспечивает многим людям ощущение приобретения. Но душевный дефицит не заполнишь едой. Недостаток доверия к жизни и страх перед жизненными обстоятельствами ввергают человека в попытку заполнить душевную пустоту внешними средствами.
Отсутствие аппетита. Отрицание личной жизни. Сильное чувство страха ненависть к себе и отрицание себя.
Худоба. Такие люди не нравятся сами себе, чувствуют себя незначительными по сравнению с другими, бояться быть отвергнутыми. И поэтому стараются быть очень любезными.

Целлюлит (воспаление подкожной клетчатки). Накопленный гнев и самонаказание. Заставляет себя верить, что ее ничто не беспокоит.

Воспалительные процессы. Страх. Ярость. Воспаленное сознание. Условия, которые вам приходится видеть в жизни, вызывают гнев и разочарование.

Гирсутизм (избыточное оволосение у женщин). Скрытый гнев. Обычно используемое прикрытие — страх. Стремление обвинять. Часто: нежелание заниматься самовоспитанием.

Глазные болезни. Глаза символизируют способность ясно видеть прошлое, настоящее, будущее. Возможно, вам не нравится то, что вы видите в собственной жизни.

Астигматизм. Неприятие собственного «я». Боязнь увидеть себя в истинном свете.

Близорукость. Боязнь будущего.

Глаукома. Упорнейшее нежелание простить. Давят застарелые обиды. Задавленность всем этим.

Дальнозоркость. Ощущение себя не от мира сего.

Катаракта. Неспособность смотреть вперед с радостью. Туманное будущее.

Конъюктивит. В жизни произошло какое-то событие, которое вызвало сильный гнев, и этот гнев усиливается страхом вновь пержить это событие.

Слепота, отслоение сетчатки, тяжелая травма головы. Жесткая оценка поведения другого человека, ревность вкупе с презрением, высокомерие и жесткость.

Сухость в глазах. Злые глаза. Нежелание смотреть с любовью. Скорее умру, чем прощу. Иногда проявление злорадности.

Ячмень.

  1. Возникает у очень эмоционального человека, который не может ужиться с тем, что он видит.
  2. И который чувствует гнев и раздражение, когда понимает, что другие люди смотрят на мир иначе.
Голова: заболевания. Ревность, зависть, ненависть и обиды.

Головные боли.

  1. Недооценка себя. Самокритика. Страх. Головные боли происходят, когда мы себя чувствуем неполноценными, униженными. Простите себя, и ваша головная боль исчезнет сама собой.
  2. Головные боли часто происходят от заниженной самооценки, а так же от низкой сопротивляемости даже незначительным стрессам. Человек, жалующийся на постоянные головные боли, буквально весь состоит из психологических и физических зажимов и напряжения. Привычное состояние нервной системы — быть всегда на пределе своих возможностей. И первым симптомом грядущих болезней становится головная боль. Поэтому врачи, работающие с такими пациентами, вначале учат их расслабляться.
  3. Потеря контакта со своим истинным Я. Стремление оправдать завышенные ожидания окружающих.
  4. Стремление избежать любых ошибок.

Мигрень.

  1. Ненависть к принуждению. Сопротивление ходу жизни.
  2. Мигрени создаются людьми, которые хотят быть совершенными, а также теми, у кого накопилось много раздражения в этой жизни.
  3. Сексуальные страхи.
  4. Враждебная завистливость.
  5. Мигрень развивается у человека, который не дает себе права быть самим собой.

Горло: болезни.

  1. Неспособность постоять за себя. Проглоченный гнев. Кризис творчества. Нежелание измениться. Проблемы с горлом возникают от чувства, что мы «не имеем права», и от ощущения собственной неполноценности.
  2. Горло, кроме того, представляет собой участок организма, где сосредоточена вся наша творческая энергия. Когда мы сопротивляемся переменам, у нас чаще всего появляются проблемы с горлом.
  3. Нужно дать себе право делать то, что хочется, не виня себя и не боясь потревожить других.
  4. Больное горло — это всегда раздражение. Если ему сопутствует простуда, то, помимо этого, еще и замешательство.
  1. Вы воздерживаетесь от грубых слов. Чувствуете неспособность выразить себя.
  2. Чувствуете гнев от того, что не можете справиться с какой-либо ситуацией.
Ларингит. Злость мешает говорить. Страх мешает высказаться. Надо мной довлеют.
Тонзиллит. Страх. Подавленные эмоции. Заглушенное творчество. Убежденность в своей неспособности говорить за себя и самостоятельно добиваться удовлетворения своих нужд.
Грыжа. Прерванные отношения. Напряжение, отягощенность, неправильное творческое самовыражение.

Детские болезни. Вера в календари, социальные концепции и надуманные правила. Взрослые вокруг ведут себя как дети.

Аденоиды. Ребенок, чувствующий себя нежеланным.

Астма у детей. Боязнь жизни. Нежелание быть здесь.

Глазные болезни. Нежелание видеть, что происходит в семье.

Отит (воспаление наружного слухового прохода, среднего уха, внутреннего уха). Гнев. Нежелание слушать. В доме шум. Родители ссорятся.

Привычка грызть ногти. Безысходность. Самоедство. Ненависть к одному из родителей.

Стафилококк у детей. Непримиримое отношение к миру и к людям у родителей или у предков.

Рахит. Эмоциональный голод. Потребность в любви и защите.

Роды: отклонения. Кармическое.

Диабет.

  1. Тоска по несбывшемуся. Сильная потребность в контроле. Глубокое горе. Не осталось ничего приятного.
  2. Диабет бывает вызван потребностью контролировать, печалью, а также неспособностью принимать и усваивать любовь. Диабетик не выносит привязанности и любви, хотя жаждет их. Он бессознательно отвергает любовь, несмотря на то, что на глубинном уровне испытывает сильнейшую потребность в ней. Находясь в конфликте с самим собой, в неприятии себя, он не в состоянии принимать любовь от других. Обретение внутренней душевной умиротворенности, открытости на принятие любви и способности любить — начало выхода из болезни.
  3. Попытки контролировать, нереальные ожидания всеобщего счастья и печаль до степени безысходности от того, что это неосуществимо. Неумение жить своей жизнью, потому что не позволяет (не умеет) радоваться и получать удовольствие от своих жизненных событий.

Дыхательные пути: болезни.

  1. Боязнь или отказ вдыхать жизнь полной грудью. Не признаете своего права занимать пространство или вообще существовать.
  2. Страх. Сопротивление переменам. Недоверие к процессу перемен.
  1. Неспособность дышать для собственного блага. Чувство подавленности. Сдерживание рыданий. Боязнь жизни. Нежелание быть здесь.
  2. Человеку с астмой кажется, что у него нет права дышать самому. Дети-астматики — это, как правило, дети с высокоразвитой совестью. Они за все принимают вину на себя.
  3. Астма возникает, когда в семье подавленные чувства любви, подавленный плач, ребенок испытывает перед жизнью страх и не хочет больше жить.
  4. Астматики выражают больше негативных эмоций, чаще гневаются, обижаются, таят злобу и жажду отмщения по сравнению со здоровыми людьми.
  5. Астма, проблемы с легкими бывают вызваны неумением (или нежеланием) жить самостоятельно, а также недостатком жизненного пространства. Астма, судорожно сдерживая входящие из внешнего мира воздушные потоки, свидетельствует о страхе перед откровенностью, искренностью, перед необходимостью принимать то новое, что несет каждый день. Обретение доверия к людям, является важной психологической составляющей, способствующей выздоровлению.
  6. Подавляемые сексуальные желания.
  7. Хочет слишком многого; берет больше, чем следует и отдает с большим трудом. Хочет казаться более сильным, чем есть и тем вызвать любовь к себе.

Гайморит.

  1. Подавленная жалость к себе.
  2. Затянувшаяся ситуация «все против меня» и неспособность справиться с этим.
Насморк. Просьба о помощи. Внутренний плач. Вы — жертва. Непризнание собственной ценности.

Носоглоточные выделения. Детский плач, внутренние слезы, ощущение жертвы.

Носовые кровотечения. Потребность в признании, желание любви.

Синусит. Раздражение, вызванное одним из близких.

Желчно-каменная болезнь.

  1. Горечь. Тяжелые мысли. Проклятия. Гордость.
  2. Ищут плохое и находят его, ругают кого-то.

Желудочные болезни.

  1. Ужас. Боязнь нового. Неспособность усваивать новое. Не знаем, как ассимилировать новую жизненную ситуацию.
  2. Желудок чутко реагирует на наши проблемы, страхи, ненависть к другим и к себе, недовольство собой и своей судьбой. Подавление этих чувств, нежелание признаться себе в них, попытка проигнорировать и «забыть» их вместо осмысления, осознания и разрешения могут стать причиной различных желудочных расстройств.
  3. Желудочные функции расстраиваются у людей, которые стыдливо реагируют на свое желание получить помощь или проявление любви со стороны другого человека, желание опереться на кого-либо. В других случаях конфликт выражается в чувстве вины из-за желания отобрать силой что-либо у другого. Причина, объясняющая, почему желудочные функции столь уязвимы для подобного конфликта, заключается в том, что еда представляет собой первое явное удовлетворение рецептивно-собирательного желания. В мыслях ребенка желание быть любимым и желание быть накормленным связаны очень глубоко. Когда в более зрелом возрасте желание получить помощь от другого вызывает стыд или застенчивость, что нередко в обществе, главной ценностью которого считается независимость, желание это находит регрессивное удовлетворение в повышенной тяге к поглощению пищи. Эта тяга стимулирует секрецию желудка, а хроническое повышение секреции у предрасположенного индивида может привести к образованию язвы.

Гастрит.

  1. Затянувшаяся неопределенность. Чувство обреченности.
  2. Раздражение.
  3. Сильная вспышка гнева в ближайшем прошлом.
  1. Страх. Тиски страха.
  2. Изжога, избыток желудочного сока свидетельствует о вытесненной агрессивности. Решением проблемы на психосоматическом уровне видится преображение сил подавляемой агрессии в действие активного отношения к жизни и обстоятельствам.

Язва желудка и двенадцатиперстной кишки.

  1. Страх. Твердая уверенность, что вы ущербны. Мы боимся, что недостаточно хороши для своих родителей, боссов, учителей и т.д. Мы буквально не можем переварить того, что мы из себя представляем. Мы то и дело стараемся угодить другим. Неважно, какой пост вы занимаете на работе, у вас может совершенно отсутствовать чувство собственного достоинства.
  2. Почти у всех страдающих язвой пациентов существует глубокий внутренний конфликт между стремлением к самостоятельности, которую они высоко ценят, и заложенной с детских лет потребностью в защите, поддержке и опеке.
  3. Это люди, пытающиеся доказать всем свою нужность и незаменимость.
  4. Зависть.
  5. Люди с язвенной болезнью отличаются тревожностью, раздражительностью, повышенной исполнительностью и обостренным чувством долга. Им свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе и вместе с этим повышенная требовательность к себе, мнительность. Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой.
  6. Тревожность, ипохондрия.
  7. Подавляемое чувство зависимости.
  8. Раздражение, возмущение и одновременно беспомощность от попыток изменить себя, подстроив под чьи-то ожидания.

Зубы: болезни.

  1. Продолжительная нерешительность. Неспособность распознавать идеи для их последующего анализа и принятия решений. Потеря способность уверенно погружаться в жизнь.
  2. Страх.
  3. Боязнь неудачи, до потери веры в себя.
  4. Нестойкость желаний, неуверенность в достижении избранной цели, осознание непреодолимости жизненных трудностей.
  5. Проблема с зубами говорит тебе о том, что пора переходить к действиям, конкретизировать свои желания и приступать к их осуществлению.
Десны: заболевания. Неспособность выполнять решения. Отсутствие четко выраженного отношения к жизни.

Кровотечение десен. Отсутствие радости по поводу решений, принятых в жизни.

Инфекционные заболевания. Слабость иммунитета.

  1. Раздражение, гнев, досада. Отсутствие в жизни радости. Горечь.
  2. Пусковыми механизмами являются раздражение, злость, досада. Любая инфекция указывает на неизжитый душевный разлад. Слабая сопротивляемость организма, на которую накладывается инфицирование, связана с нарушением душевного равновесия.
  3. Слабость иммунитета вызвана следующими причинами:
    - Нелюбовь к себе;
    - Заниженная самооценка;
    - Самообман, предательство себя, поэтому отсутствие душевного спокойствия;
    - Безнадежность, уныние, отсутствие вкуса жизни, склонность к суициду;
    - Внутренний разлад, противоречия между желаниями и делами;
    - Иммунная система связана с самоидентичностью, — нашей способностью отличать свое от чужого, отделять «Я» от «не Я».

Камни. Могут образовываться в желчном пузыре, почках, простате. Как правило, появляются у людей, которые долго вынашивают в себе какие-то тяжелые мысли и чувства, связанные с неудовлетворенностью, агрессией, завистью, ревностью и т. д. Человек боится, что об этих мыслях догадаются окружающие. Человек жестко ориентирован на свое эго, волю, желания, совершенство, способности и интеллект.

Киста. Постоянное прокручивание в голове прежних обид. Неправильное развитие.

Кишечник: проблемы.

  1. Страх перед избавлением от всего отжившего и ненужного.
  2. Человек делает поспешные выводы о действительности, отвергая ее всю, если его не устраивает лишь часть.
  3. Раздражительность из-за неспособности интегрировать противоречивые аспекты реальности.
Аноректальное кровотечение (наличие крови в испражнениях). Гнев и разочарование. Апатия. Сопротивление чувствам. Подавление эмоций. Страх.

Геморрой.

  1. Боязнь не уложиться в отведенное время.
  2. Гнев в прошлом. Отягощенные чувства. Неумение избавляться от накопившихся проблем, обид и эмоций. Радость жизни тонет в гневе и грусти.
  3. Страх перед расставанием.
  4. Подавленный страх. Должен делать нелюбимую работу. Нужно что-то срочно доделать, чтобы получить определенные материальные блага.
  1. Нежелание расставаться с устаревшими мыслями. Увязание в прошлом. Иногда в язвительности.
  2. Запоры свидетельствуют об избытке накопленных чувств, представлений и переживаний, с которыми человек не может или не желает расстаться, не может освободить место для новых.
  3. Склонность драматизировать какое-то событие в своем прошлом, неспособность разрешить ту ситуацию (завершить гештальт)

Синдром раздраженного толстого кишечника.

  1. Инфантильность, заниженная самооценка, склонность к сомнениям и самообвинению.
  2. Тревожность, ипохондрия.

Колики. Раздражение, нетерпение, недовольство окружением.

Колиты. Неуверенность. Символизирует способность легко расставаться с прошлым. Боязнь что-то выпустить из рук. Ненадежность.

Метеоризм.

  1. Зажатость.
  2. Страх потерять значимое или оказаться в безвыходном положении. Беспокойство о будущем.
  3. Нереализованные идеи.

Несварение. Животный страх, ужас, беспокойное состояние. Ворчание и жалобы.

Отрыжка. Страх. Слишком жадное отношение к жизни.

Понос. Страх. Отказ. Убегание.

Слизистая толстой кишки. Наслоение устаревших путаных мыслей забивают каналы удаления шлаков. Вы топчетесь в вязкой трясине прошлого.

Кожа: болезни. Отражает то, что человек думает о себе, способность ценить себя перед лицом окружающего мира. Человек стыдится самого себя, придает слишком большое значение мнению окружающих. Отвергает себя, как его отвергают окружающие.

  1. Беспокойство. Страх. Застарелый осадок в душе. Мне угрожают. Боязнь, что тебя обидят.
  2. Потеря самоощущения. Отказ принимать на себя ответственность за собственные чувства.
Абсцесс (гнойник). Беспокоящие мысли об обидах, пренебрежении и мести.
Герпес простой. Сильнейшее желание делать все плохо. Невысказанная горечь.

Грибок. Отсталые убеждения. Нежелание расставаться с прошлым. Ваше прошлое довлеет над настоящим.

Зуд. Желания, идущие вразрез с характером. Неудовлетворенность. Раскаяние. Стремление выбраться из ситуации.

Нейродермит. Пациент с нейродермитом имеет выраженное стремление к физическому контакту, подавленное сдержанностью родителей, поэтому он имеет нарушения в органах контакта.

Ожоги. Гнев. Внутреннее кипение.

Псориаз.

  1. Страх быть обиженным, раненым.
  2. Умертвление чувств и себя. Отказ принять ответственность за свои собственные чувства.

Угри (прыщи).

  1. Несогласие с собой. Отсутствие любви к себе;
  2. Признак подсознательного желания оттолкнуть других, не дать себя рассматривать. (т.е недостаточно самоуважения и принятия себя и своей внутренней красоты)
Фурункул. Какая-то конкретная ситуация отравляет человеку жизнь, вызывая интенсивные чувства гнева, тревоги и страха.

Шея: болезни.

  1. Нежелание видеть другие стороны вопроса. Упрямство. Отсутствие гибкости.
  2. Делает вид, что беспокоящая ситуация нисколько его не беспокоит.
  1. Непримиримый антагонизм. Психические срывы.
  2. Неуверенность в своем будущем.

Кости, скелет: проблемы. Человек ценит себя только за то, что оказывается полезным окружающим.

  1. Чувство, что тебя не любят. Критика, обида.
  2. Не могут сказать «нет» и обвиняют других в том, что их эксплуатируют. Для таких людей важно научиться говорить «нет», если это необходимо.
  3. Артритик — тот, кто всегда готов атаковать, но подавляет в себе это стремление. Имеется значительное эмоциональное влияние на мускульное выражение чувств, которое при этом исключительно сильно контролируется.
  4. Желание наказания, порицание себя. Состояние жертвы.
  5. Человек слишком строг к себе, не дает себе расслабиться, не умеет выразить свои желания и потребности. Слишком хорошо развит «внутренний критик».
Грыжа межпозвонковых дисков. Ощущение, что жизнь полностью лишила вас поддержки.
Искривление позвоночника. Неспособность плыть по течению жизни. Страх и попытки удержать устаревшие мысли. Недоверие к жизни. Отсутствие цельности натуры. Никакой смелости убеждений.

Поясница боли. Нереализованные ожидания в сфере межличностных отношений.

Радикулит. Лицемерие. Страх за деньги и за будущее.

Ревматоидный артрит.

  1. Крайне критическое отношение к проявлению силы. Чувство, что на вас взваливают слишком много.
  2. В детстве у этих пациентов, наблюдается определенный стиль воспитания, направленный на подавление выражения эмоций с акцентом на высокие моральные принципы, можно предположить, что постоянно, с детства подавляемое торможение агрессивных и сексуальных импульсов, а также наличие чрезмерно развитого Суперэго формирует малоадаптивный защитный психический механизм — репрессия. Этот защитный механизм предполагает сознательное вытеснение беспокоящего материала (негативных эмоций, в т.ч. тревоги, агрессии) в область подсознательного, что в свою очередь способствует возникновению и нарастанию ангедонии и депрессии. Преобладающими в психоэмоциональном состоянии становятся: ангедония — хронический дефицит чувства удовольствия, депрессия — целый комплекс ощущений и чувств, из которых для ревматоидного артрита наиболее характерны низкая самооценка и чувство вины, ощущение постоянного напряжения, т.к. механизм подавления препятствует свободному выходу психической энергии, нарастание внутренней, скрытой агрессивности или враждебности. Все эти негативные эмоциональные состояния при длительном существовании способны вызвать дисфункции в лимбической системе и других эмоциогенных зонах гипоталамуса, изменение активности в серотонинергической и допаминергической неромедиаторных системах, что в свою очередь приводит к определенным сдвигам в иммунной системе, и вместе с обнаруженным у этих пациентов эмоционально зависимым напряжением в околосуставных мышцах (вследствие постоянно подавляемого психомоторного возбуждения) может служить психическим компонентом всего механизма развития ревматоидного артрита.

Спина: болезни нижней части.

  1. Страх из-за денег. Отсутствие финансовой поддержки.
  2. Страх бедности, материального неблагополучия. Вынужден делать всё сам.
  3. Боязнь быть использованным и ничего не получить взамен.

Спина: болезни средней части.

  1. Чувство вины. Внимание приковано ко всему тому, что в прошлом. «Оставьте меня в покое».
  2. Убежденность, что никому нельзя доверять.

Спина: болезни верхней части. Отсутствие моральной поддержки. Чувство, что тебя не любят. Сдерживание чувства любви.

Кровь, вены, артерии: заболевания.

  1. Отсутствие радости. Отсутствие движения мысли.
  2. Неумение прислушиваться к собственным потребностям.

Анемия. Дефицит радости. Страх перед жизнью. Вера в собственную ущербность лишает радости жизни.

Артерии (проблемы). Проблемы с артериями — неумение радоваться жизни. Не умеет прислушиваться к своему сердцу и создавать ситуации, связанные с радостью и весельем.

Атеросклероз.

  1. Сопротивление. Напряженность. Отказ видеть хорошее.
  2. Частые огорчения из-за острой критики.

Варикозное расширение вен.

  1. Пребывание в ненавистной вам ситуации. Неодобрение.
  2. Чувство перегруженности и задавленности работой. Преувеличение серьезности проблем.
  3. Неумение расслабиться из-за чувства вины при получении удовольствия.

Гипертония, или гипертензия (повышенное давление).

  1. Самоуверенность — в том смысле, что готов взять на себя слишком много. Столько, сколько не в состоянии выдержать.
  2. Между чувством тревоги, нетерпением, подозрительностью и риском возникновения гипертонической болезни существует прямая связь.
  3. По причине самоуверенного желания взять на себя непосильную нагрузку, трудиться без отдыха, потребностью оправдать ожидания окружающих людей, остаться значимым и уважаемым в их лице, и в связи с этим вытеснением своих глубинных чувств и потребностей. Все это создает соответствующее внутреннее напряжение. Гипертонику желательно оставить погоню за мнением окружающих людей и научиться жить и любить людей прежде всего в соответствии с глубинными потребностями собственного сердца.
  4. Эмоция, реактивно не выраженная и глубоко спрятанная, постепенно разрушает тело. Пациенты с высоким артериальным давлением подавляют в себе в основном такие эмоции, как гнев, враждебность и ярость.
  5. К гипертонии могут приводить ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, исключая чувство удовлетворения в процессе самоутверждения. У человека, которого подавляют, игнорируют, развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду».
  6. Хронически готовые к борьбе гипертоники имеют дисфункцию аппарата кровообращения. Они подавляют свободное выражение неприязни по отношению к другим людям из-за желания быть любимыми. Их враждебные эмоции бурлят, но не имеют выхода. В юности они могут быть забияками, но с возрастом замечают, что отталкивают от себя людей своей мстительностью и начинают подавлять свои эмоции.

Гипотония, или гипотензия (пониженное давление).

  1. Уныние, неуверенность.
  2. В тебе убили способность самостоятельно творить свою жизнь и влиять на мир.
  3. Дефицит любви в детстве. Пораженческое настроение: «Все равно ничего не получится».

Гипогликемия (понижение содержания глюкозы в крови). Подавленность тяготами жизни. «Кому это надо?»

Психология: учебное пособие в схемах, таблицах, комментариях. Заставенко В.А.

СПб.: СПбГИКиТ; 2015. - 177 с.

Данное учебное пособие разработано в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров. В пособии рассматриваются вопросы, составляющие теоретические основы психологии. В схемах, таблицах и рисунках, а также комментариях к ним представлены основные феномены психологии в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде. Структура и содержание учебного материала соотносится с организацией и содержанием учебной информации, предложенной в рабочей программе для бакалавров по дисциплине «Психология».

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям: 51.03.02 – Народная художественная культура; 38.03.01 – Экономика; 11.03.04 – Электроника и наноэлектроника; 11.03.01 – Радиотехника; 43.03.02 – Туризм; 42.03.02 – Журналистика; 38.03.04 – ГМУ; 54.05.03 – Графика.

Формат: pdf

Размер: 12,2 Мб

Скачать: Rghost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 6
Глава I. Введение в психологию. История развития психологических знаний 7
1.1. Основные этапы развития психологических знаний 7
1.2. Развитие психологических знаний в Античности 8
1.3. Развитие психологической мысли в Средневековье 9
1.4. Философский этап в развитии психологии 10
1.5. Научные предпосылки возникновения психологии как науки 11
1.6. Экспериментальный этап в развитии психологии 12
1.7. Современный этап в развитии психологии 13
1.8. Периодизация развития отечественной психологии 14
1.9. Вклад отечественной психологии в мировую науку 15
Комментарии 18
Вопросы для самоконтроля 22
Глава IL Методологические основы психологии 23
2.1. Понятиен функции методологии науки 23
2.2. Уровни и структура методологии 24
2.3. Методологические принципы психологии 25
2.4. Принцип развития в психологии 26
2.5. Принцип отражения в психологии 27
2.6. Системный подход в психологии 28
2.7. Конкретно-научный уровень методологического анализанауки 29
2.8. Предмет и объект психологии как науки 30
2.9. Психология в системе наук 31
2.10 Методы психологии 32
Комментарии 33
Вопросы для самоконтроля 36
Глава Ш. Психика человека. Сознание 37
3.1. Представления о сущности и происхождении психики 37
3.2. Сущность психики 38
3.3. Предпосылки и условия развития психики человека 39
3.4. Строение нервной клетки 40
3.5. Нервная система человека 41
3.6. Головной мозг человека 42
3.7. Условный рефлекс как физиологическая основа поведения 43
3.8. Рефлекторная дуга как анатомо-физиологический механизм реф¬лекса 44
3.9. Сознание как высшая форма отражения действительности 45
3.10. Сознательное и бессознательное 46
Комментарии 47
Вопросы для самоконтроля 50
Глава IV. Психические познавательные процессы 51
4.1. Структура психики человека 51
4.2. Психические процессы 52
4.3. Понятие и сущность ощущений 53
4.4. Классификация и особенности ощущений 54
4.5. Восприятие, сущность и классификация 55
4.6. Воображение, понятие и виды 56
4.7. Внимание: сущность, природа и характеристика 57
4.8. Память: структура и классификация 58
4.9. Речь, функция и виды 59
4.10. Мышление, понятие и характеристика 60
4.11. Представления об интеллекте 61
Комментарии 62
Вопросы для самоконтроля 65
Глава V. Психология личности 66
5.1. Теории личности в психологии 66
5.2. Представление о личности в психоанализе 67
5.3. Поведенческие теории личности 68
5.4. Гуманистическая психология о личности 69
5.5. Представления о личности в отечественной психологии 70
5.6. Понятие личности и ее описание в различных категориях 73
5.7. Структура личности и факторы ее формирования 74
5.8. Темперамент человека 75
5.9. Характер: понятие, природа и структура 76
5.10. Характерологические особенности личности 77
Комментарии 80
Вопросы для самоконтроля 83
Глава VL Психические регуляторы поведения и деятельности личности 84
6.1. Проблема потребностей в психологической науке 84
6.2. Сущность и классификация потребностей 85
6.3. Представления о сущности и функциях мотива 86
6.4. Мотив: структура и классификация 87
6.5 Мотивационная сфера личности 88
6.6. Принципиальная схема процесса мотивационной регуляции поведения личности 89
6.7. Эмоции личности: сущность и функции 90
6.8. Классификация эмоций 91
6.9. Воля как регулятор поведения и деятельности личности 92
6.10. Структура воли 93

Человек с детства ощущающий одиночество внутреннее постоянное и тотальное. Он всегда одинок с кем бы я ни был.

В какой то момент у него появляются очень близкие отношения (человек, организация, идея), он с ними идентифицируется, сливание, а с другой стороны – это слишком хорошо чтобы быть правдой. Ощущение того, что все хорошее закончится. Слишком хорошо чтобы длилось всегда.

Отношения прерываются.

Поскольку в этом объекте был смысл жизни, человек не видит дальнейшего смысла существования, если этого нет – то все остальное мне не нужно. И человек выбирает умереть.

Тема предательства.

* Любая "смертельная болезнь" в частности рак - сообщение от нашего внутреннего Я (души, если угодно, самости, бессознательного, Бога, Вселенной): «Таким каким ты был – жить ты не будешь. Старая личность неминуемо умирает. Ты можешь умереть психологически, как старая личность и возродиться как новая личность. Либо умереть вместе со своими принципами и старой жизнью».

Ключевые моменты, механизма зарождения болезни:

1. Человек с детства ощущающий внутреннее одиночество (постоянное и тотальное). "Я всегда одинок с кем бы я ни был".

2. В какой то момент у него появляются очень близкие отношения (человек, организация, идея), он с ними идентифицируется, до уровня слияния, они становятся смыслом его жизни. С другой стороны его гложет мысль – "это слишком хорошо чтобы быть правдой". Ощущение того, что все хорошее закончится. "Слишком хорошо чтобы длилось всегда".

3. Отношения прерываются.

4. Поскольку в этом объекте был смысл жизни, человек не видит дальнейшего смысла существования, - "если этого нет – то все остальное мне не нужно". И внутренне на бессознательном уровне человек принимает решение умереть.

5. Всегда присутствует тема предательства. Либо ощущение, что его предали. Либо в случае потери (идеи, человека, организации), основная мысль "жить дальше - значит предавать это светлое прошлое/отношения. Потеря не всегда бывает физической, часто это психологическая потеря, субъективное ощущение.

Механизм самоуничтожения запускается достаточно быстро. Часты случаи поздней диагностики. Поскольку эти люди привыкли быть одни – они из серии “сильных и стойких”, очень героические люди, они никогда не просят о помощи и не делятся своими переживаниями. Им кажется, что быть сильным всегда добавляет им в жизни бонусов, ведь так их ценят. Они "никого не хотят грузить". Игнорируют свои переживания – терпят и молчат. Служители. Смертельность в том, что человек не может перешагнуть эту "потерю". Чтобы жить ему необходимо стать другим, поменять убеждения, начать верить во что-то другое.

Чем больше человек следует "своей правоте, своим сверхценным идеям, идеалам, принципам", тем быстрее растет опухоль и он умирает. Четкая динамика. Так бывает, если идея дороже жизни.

1. Для заболевшего крайне важно узнать, что он смертельно болен. Но все делают вид, что всё нормально. Это очень вредно. Сама "смертельность" заболевания является дверью в выздоровление. Чем раньше человек узнает, тем больше шанс остаться жить.

2. Сам диагноз терапевтичен - он дает право менять правила игры, правила становятся не такими важными.

3. Старые принципы неминуемо съедают (метастазирование). Если человек выберет жить, - всё может быть хорошо. Иногда помогают "мнимые похороны" с символическим началом новой жизни.

Особенности терапии:

1. Изменение убеждений (работа с ценностями).

2. Отдельно проработка темы будущего, ради чего ему жить, постановка целей. Целеполагание (смысл жизни), ради которого захочется жить. Цель в которую он захочет вложиться целиком.

3. Работа со страхом смерти. Повышение психологической сопротивляемости организма. Чтобы страх активизировал энергию, а не ослаблял.

4. Узаконивание эмоциональных потребностей. Четко дать понять, что несмотря "на крутость" они как все люди могут нуждаться и в поддержке, и в близости, - важно научиться просить и получать их.