Годовой отчет музыкального руководителя доу по фгос. Годовой отчет музыкального руководителя учебно-методический материал по музыке на тему

Отчет о проделанной работе

музыкального руководителя Скворцовой Елены Юрьевны

за 2015-2016 уч.г.

В 2015-2016 учебном году у меня были следующие возрастные группы: 2 группа раннего развития; средняя группа; старше-подготовительная группа. Занятия проводились согласно программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовали возрасту детей, выдержанны по времени.

Цель: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

    Развитие музыкально-художественной деятельности.

    Приобщение к музыкальному искусству.

    Развитие воображения и творческой активности.

Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников, необходим повышенный интерес к музыкальным занятиям, эмоциональный комфорт, что будет способствовать повышению активности детей, обеспечивать успешное решение задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребенка.

Для решения воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей я проводила следующие виды занятий:

Традиционные занятия, на которых решались задачи по всем видам музыкальной деятельности. Эти занятия гибкие по структуре. Следовательно, чередование видов музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальная игра) может быть различным, иметь варианты.

Последовательность видов деятельности, и само построение музыкального занятия, требует учета следующих моментов:

возрастные особенности детей;

основные задачи;

физическую, умственную, эмоциональную нагрузки;

характер предшествующей и последующей деятельности;

условия проведения занятий.

Один раз в 3-4 месяца я проводила комплексные занятия. Темы комплексных занятий разнообразны: изучение народных промыслов, обрядов (например «Пасха», «Широкая масленица»).

Комплексные занятия увлекают детей, активизируют их деятельность, способствуют их интеллектуальному развитию. На занятиях и праздниках я пыталась раскрыть возможности музыки, как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка

В своей работе использовала новый методический материал, разработки опытных педагогов: А. И. Бурениной и Т. И. Суворовой, Н. В. Зарецкой; конспекты других музыкальных работников. Дети эмоционально отзываются на занятиях на предлагаемый им музыкальный материал.

На занятиях использовала ИКТ.

В течение года были проведены следующие мероприятия:

1. «День дошкольного работника» - сентябрь

2. «Праздник Осени»--- Ноябрь

3. «День матери»---Ноябрь

4. «Новый год»---Декабрь

5. «День защитников Отечества»---Февраль

6. «Масленица»---Март

8.«Пасха»---апрель

9. «День Победы»---май.

10. «Выпускной бал»---Май

В октябре группа детей подготовительной группы участвовала в концерте, посвященном Дню пожилого человека.

В мае дети подготовительной группы принимали участие в митинге, посвященном Дню Победы.

В августе, в открытии памятника А.Е. Левочкину, участвовала воспитанница подготовительной группы Федотова Валерия с песней «Ромашки, опаленные войной», а также дети старшей группы с танцевальной композицией «А закаты алые».

Организовала танцевальный кружок для детей подготовительной группы.

В течение года опубликовывала свои статьи и методические разработки на разных сайтах. (Имеются сертификаты, свидетельства, сертификат за создание своего электронного портфолио на сайте МААМ. ру). Создала свой личный сайт.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ.

В течение года мной проводилась активная работа с педагогами ДОУ:

постоянно со всеми воспитателями обсуждали и утверждали предложенный сценарий, вели подготовку к утренникам и развлечениям. По просьбе воспитателей я проводила консультации и давала разные рекомендации. Проводились репетиции с педагогами к различным мероприятиям.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Организовала для родителей музыкальный уголок «Музыкальная шкатулка».

В течение всего года постоянно проводилась работа с родителями. По просьбе родителей я проводила консультации и отвечала на их вопросы. Родители так же получали мои рекомендации.

Постоянно приглашаем родителей на наши праздники и развлечения, на которых родители выступают и присутствуют с радостью и охотой.

Просим помощь родителей в организации выступлений в мероприятиях. Родители никогда нам не отказывают в просьбах принять участие в наших мероприятиях

Однако, проанализировав результаты диагностики, я пришла к выводу, что есть разделы музыкально-образовательной работы, не показавшие тех результатов, как по другим видам музыкальной деятельности.

1). Во-первых, - игра на музыкальных инструментах, буду стараться пополнить новыми инструментами.

2). Больше внимания нужно уделить сольному пению детей. Включать на все праздники индивидуальные выступления. Анализируя другие формы работы, можно отметить, что занятия, праздники, развлечения, проводились в соответствии с составленными планами.

Итог: благодаря поставленным задачам в начале года, дети выросли в музыкальном отношении, стали более ритмичные, развился голосовой аппарат. Развилось слуховое внимание. Улучшились ритмические способности, движения связанные с музыкой. Я считаю, что с поставленной целью я справилась.

Музыкальное воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех музыкального воспитания зависит прежде всего, от того, насколько интересно построена работа по музыкальному развитию детей.

Музыкальное воспитание детей в течение 2012-2013 учебного года осуществлялось по программе Е.А. Дубровской «Ступеньки музыкального развития» (средние, старшие группы).

С детьми младшего дошкольного возраста проводилась работа по методике «Воспитание детей от 2 до 3 и от 3 до 4 лет», авторами которой являются: Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др., по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, также использовались элементы программы В.А. Петровой «Малыш». Широко использовалась программа по развитию музыкально-ритмических способностей Т.Н. Саулко «Топ-хлоп, малыши».

Во всех возрастных группах для развития основных танцевальных элементов и ритмики использовалось методическое пособие И.Э. Суворовой «Мир танца для детей».

Главными задачами музыкального воспитания детей дошкольного возраста являются:

  • Сформировать основы музыкальной культуры ребенка, а через нее и его художественную, эстетическую и общую духовную культуру.
  • Развивать музыкальность ребенка.
  • Сформировать и развить все компоненты музыкально-эстетического сознания ребенка (в доступных его возрасту границах).
  • Создать условия для проявления творческой активности ребенка в различных видах музыкальной деятельности.
  • Научить ребенка навыкам общения с музыкой через опыт его общения с музыкальными произведениями.

Решению этих задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности.

Главная цель работы заключалась в реализации всех поставленных задач в НОД ОО «Музыка», которые проводились систематически 2 раза в неделю, в каждой возрастной группе.

Формы организаций:

  • Фронтальные
  • Групповые
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные

Слушание музыки, т.е. восприятие тесно связано с процессом музыкального мышления, его основными пластами – сознательным и бессознательным. Наиболее ярко бессознательные компоненты музыкального мышления проявляются в двигательной реакции на музыку (мимике, жестах) . Такая реакция на музыку характерна для раннего детского возраста, когда ребенок откликается на музыку чисто импульсивно. Компонентом таких реакций в начале учебного года, у детей младшего возраста на музыку являлись эмоции, т.е. мгновенная бессознательная оценка музыки. Однако в конце учебного года бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усилились и тем самым стали доступными для сознания малышей.

Как известно, развитие музыкального восприятия детей в период от 4 до 7 лет, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка. Работа по данному разделу вызывала определенные сложности в начале года. Дети были не усидчивы, при слушании музыки. Особенно, дети, вновь прибывшие, их внимание было рассеянным. Но уже к середине учебного года дети стали более усидчивы и внимательны, заметно повышалась культура слушания музыки.

Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, т.к. каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – голосом. Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой – вырабатываются музыкально-слуховые представления.

В певческой деятельности детей тоже произошли заметные изменения в лучшую сторону: расширился диапазон детского голоса; дети научились слушать друг друга, вместе начинать и заканчивать песню.

В музыкально-ритмической деятельности дети научились чувствовать музыкальные основы и передавать их в движении: отражать в движениях умеренный, быстрый и медленный темп, ритмический рисунок; различать и отмечать в движении жанровый признак (песня, танец, марш) .

Следующий раздел: «Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах». Дети с удовольствием осваивали игру на музыкальных инструментах. Научились играть ритмично в оркестре, а также индивидуально.

В течение года велась работа по специальным методикам, которые рекомендованы для работы с детьми имеющими различные нарушения речи: «Методические разработки» сост. Т.В. Лобанов, для формирования у детей элементов устной речи, содержит фрагменты логоритмики и психогимнастики».

В течение года с детьми были запланированы и проведены различные развлечения и праздники:

  • «До свидания лето, здравствуё детский сад!»
  • «Осенняя капель»
  • «Скоро, скоро Новый год!»
  • «Шкатулочка с желаниями мам»
  • «До свидания детский сад, здравствуй лето!»

В начале учебного года на базе МДОУ «Колобок» было организованно ГМО среди педагогов, где нами был представлен доклад на тему: «Влияние интеграции на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

В феврале месяце в ДОУ был организован конкурс талантов среди детей, родителей и сотрудников ДОУ «Минута славы», победителям представилась возможность выступить на гала-концерте «Волшебная поляна детства», посвященном 20-ти летнему юбилею учреждения.

Так же в феврале месяце на базе ДОУ «Ласточка» проходил отборочный тур ежегодного фестиваля детского творчества «Лучик в ладошках», в котором принимала участие воспитанница группы «Синичка» вместе с мамой, они исполнили песню «Крылатые качели», номер был отобран для выступления на сцене.

Также проводились развлечения совместно с инженером

По ТО и ТБ:

  • «Школа светофорных наук»
  • «Пожар в лесу»

Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет детям создавать «музыкальные картины». Для реализации такого творческого потенциала, в течение года проводились комплексные занятия с воспитателе ИЗО:

  • «Бал осенних красок»
  • «Кто в домике живёт?»

К участию в развлечениях привлекались родители, которые участвовали в конкурсах и соревнованиях. Работая с родителями, консультировала их и давала рекомендации по применению доступных приемов и методов по вопросам музыкального воспитания в семье. В группах помещались папки-передвижки с консультациями:

  • «Упражнения для расслабления мышц» (Советы родителям)
  • «Дед Мороз в свете психологии» (Памятка для родителей)
  • «Игры, развивающие музыкальный слух» (Познаем вместе)

Для педагогов ДОУ проводилась работа, имеющая различные формы:

  • Рекомендации по пед. взаимодействию:

«Воспитатель и музыкальный руководитель»

  • Копилка идей::

«Музыкальная библиотека»

  • Круглый стол:

«Воспитание музыкой»

Совместно с медиками проводились следующие развлечения:

  • «Как блин и оладушек солнышко будили»
  • «Русский чай»

В апреле месяце на базе ДОУ проходило ГМО, темой которого являлось: «Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса». На котором, мы представили сюжетное музыкально-ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Клуб весёлых человечков», с применением информационных технологий.

В честь 65-ти летнего юбилея празднования победы в ДОУ была организованна встреча с ветеранами, на которой ребята показали небольшой концерт, а так же родители организовали праздничный стол для проведения чаепития.

В начале и конце года проводилась диагностика музыкальных способностей детей, посещающих группы:

«Воробышек» II младшая группа

«Скворушка» средняя группа

«Снегирь» старшая группа

«Синичка» разновозрастная группа

Результаты диагностики прослеживаются в диаграмме:

По показателям диагностики в начале года преобладал низкий уровень, а высокого было очень мало, в конце же учебного года низкий уровень развития музыкальных способностей у детей заметно снизился, а высокий достиг 36% , наряду с этим, за счёт снижения низкого уровня заметно повысился процент среднего.

Планируя дальнейшую работу, считаю, что имеет место продолжение поиска новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями и педагогическим коллективом ДОУ. Это является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Необходимо акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным образовательным учреждением, а также с городскими учреждениями культуры в подходах к решению задач музыкального образования детей.


«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе и шорох снежинок, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В.А.Сухомлинский В.А.Сухомлинский


Прививать детям любовь к родному краю, к русскому народному творчеству, к истории нашего народа, к искусству и классической музыке помогает программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Развивать исполнительское творчество помогают программы ленинградских авторов «Топ-хлоп, малыши» Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Ладушки» И. Каплуновой и И.Новоскольцевой, «Танцевальная ритмика» Т.Суворовой, а также профессиональные журналы «Музыкальный руководитель» и «Музыкальная палитра».


Ребёнок – это чистый лист. Взрослые закладывают фундамент будущего ребёнка. От них зависит насколько правильно будет развиваться малыш. Музыкальный руководитель непосредственно отвечает за «строительство» души маленького человечка, его маленького внутреннего мира. Музыка делает её богаче, ярче, насыщеннее. Какое счастье видеть восторженные глаза ребёнка, когда он начинает понимать язык музыки, когда он делает для себя открытие. Именно это является главным принципом моей работы. Ребёнок – это чистый лист. Взрослые закладывают фундамент будущего ребёнка. От них зависит насколько правильно будет развиваться малыш. Музыкальный руководитель непосредственно отвечает за «строительство» души маленького человечка, его маленького внутреннего мира. Музыка делает её богаче, ярче, насыщеннее. Какое счастье видеть восторженные глаза ребёнка, когда он начинает понимать язык музыки, когда он делает для себя открытие. Именно это является главным принципом моей работы.


Музыкальные занятия в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. Их основная задача приобщить ребёнка к этому прекрасному миру, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов, через движение, через театрализованную деятельность осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое. Музыкальные занятия в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. Их основная задача приобщить ребёнка к этому прекрасному миру, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов, через движение, через театрализованную деятельность осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.


Вся непосредственно образовательная музыкальная деятельность проводится преимущественно в игровой форме. Вся непосредственно образовательная музыкальная деятельность проводится преимущественно в игровой форме. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого НОД и частой сменой видов деятельности. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого НОД и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов, НОД строятся с равномерным распределением психофизической нагрузки и проводятся по следующей схеме: Для достижения оптимальных результатов, НОД строятся с равномерным распределением психофизической нагрузки и проводятся по следующей схеме: Приветствие. Приветствие. Музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические движения. Танцы, хороводы, Танцы, хороводы, Упражнения для развития тонких движений пальцев рук. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук. Развитие чувства ритма, музицирование. Развитие чувства ритма, музицирование. Активное слушание музыки. Активное слушание музыки. Пение. Пение. Игры. Игры. Релаксация. Релаксация. Прощание. Прощание.


Праздники в детском саду не только приносят радость, но и обогащают жизнь детей, способствуя полному и гармоничному развитию. Подготовка к мероприятию, праздничное оформление, репетиции в костюмах и изготовление подарков - вызывают у малышей радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъём обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей. Праздники в детском саду не только приносят радость, но и обогащают жизнь детей, способствуя полному и гармоничному развитию. Подготовка к мероприятию, праздничное оформление, репетиции в костюмах и изготовление подарков - вызывают у малышей радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъём обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.


Формировать и развивать у детей устойчивый познавательный интерес к музыкальным занятиям, поддерживать творческий процесс и создание положительной эмоциональной обстановки, помогает использование современного оборудования. Именно ИКТ успешно решает данную проблему. Использование информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, помогает задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную и др. Формировать и развивать у детей устойчивый познавательный интерес к музыкальным занятиям, поддерживать творческий процесс и создание положительной эмоциональной обстановки, помогает использование современного оборудования. Именно ИКТ успешно решает данную проблему. Использование информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, помогает задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную и др.


Развитие музыкальных способностей дошкольников невозможно без создания пространственно-развивающей среды. Она построена в соответствии с календарно-тематическим планированием. Все это позволяет детям размышлять, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, заниматься творчеством.


«Не запрещай себе творить, Пусть иногда выходит криво - Твои нелепые мотивы Никто не в силах повторить». Марина Цветаева Видеоверсия: Видеоверсия:


«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Константин Паустовский Константин Паустовский Видеоверсия:


Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя. Только в тесном контакте с воспитателем возможен полноценный и успешный педагогический процесс. Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя. Только в тесном контакте с воспитателем возможен полноценный и успешный педагогический процесс.


В каждой группе есть информационный уголок для родителей, в котором размещаются консультации, стихотворный текст разучиваемых песен, стихотворения к праздникам, рекомендации для родителей. В каждой группе есть информационный уголок для родителей, в котором размещаются консультации, стихотворный текст разучиваемых песен, стихотворения к праздникам, рекомендации для родителей. Главная цель такой информации: Главная цель такой информации: сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребёнка; сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребёнка; научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье; научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье; способствовать музыкальному просвещению родителей. способствовать музыкальному просвещению родителей. "Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту маленький человек осознаёт своё достоинство, развивает духовные силы ребёнка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки. В. А. Сухомлинский В. А. Сухомлинский

Г одовой отчет муз ыкального руководителя Мосуновой Е.А.

о проделанной работе за 2012-2013 учебный год по

образовательной области «Музыка» с дет ьми дошкольного возраста. За период с 1 9.11 . 2012 г. по 31.05. 201 3 г. была проделана следующая работа:

Регулярно проводились музыкальные занятия в вверенных мне вторых младших и старших группах.

В процессе занятий дети занимались по следующим разделам:- Музыкально – ритмические движения.

Развитие чувства ритма.

Слушание музыкальных произведений.- Пение и песенное творчество.- Танцевальное, танцевально – игровое творчество.

Игры и хороводы. Занятия проводились два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовали возрасту детей, выдержаны по времени.

Были поставлены з адачи музыкального воспитания:

Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Поставленные музыкальные задачи, согласно разработанной мной программе музыкального развития дошкольников, для каждой возрастной группы были выполнены, хотя хотелось бы добиться больших успехов в плане творческого развития детей. Проводилась диагностика общего уровня музыкального развития детей, которая показала, что в основном дети со средним уровнем развития.

В 8 группе (вторая младшая группа) высокий уровень развития составляет около 8%;

средний-66%;

низкий-26%.

В 9 группе (вторая младшая группа) высокий уровень развития составляет около 7%;

средний -75%;

низкий -18%.

В 5 группе (старшая группа) высокий уровень развития составляет около 14%;

средний -72%;

низкий -14%.

В 6 группе (старшая группа) высокий уровень развития составляет 18%;

средний -50%;

низкий -32%.

В течени е года были проведены следующие мероприятия: - «День матери»——————————————————Ноябрь;- «Новый год»——————————————————–Декабрь;- «Зимние забавы»—————————————————Январь;

- «День защитников Отечества»————————————Февраль;- «Масленица»————————————————————Март;- «8 Марта»—————————————————————Март;- «Юморина»– ——————————————————–Апрель;- «День Победы»———————————————————-Май.

В течение года обновлялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, фонотека.

Так же в течение года мною были посещены заседания методических объединений по музыкальному воспитанию, городской семинар по театрализованной деятельности.

В течение года осуществлялась работа по взаимодействию со всеми педагогами и специалистами детского сада.

Была организована работа с родителями, запланированная по годовому плану и повседневная, в виде небольших консультаций.

На следующий учебный год планирую организовать работу по театрализованной деятельности в подготовительных группах, пополнить музыкально-развивающую среду по музыкальному развитию детей, уделить больше внимания развитию музыкального творчества, а также повысить результаты по диагностике.

Музыкальный руководитель Мосунова Е.А.