Из истории эпистолярного жанра. Экскурсия в школьный музей "чемодан памяти" Классный час музей в чемодане

Задачи:

обучающие

развивающие:

воспитательные:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1929

ЮАО г. Москвы

Сценарий

внеурочного мероприятия по истории «Музей в чемодане»

V, X классы

Учитель истории

Перевертай А.А.

2016 год

Цель: создание условий для углубления знаний, полученных школьниками на уроках

Задачи:

обучающие

Создать условий для закрепления знаний по истории Средних веков;

Формировать умения синхронизировать исторические события;

Закрепить знание основных достижений культуры средневековья;

развивающие:

Создать условия для развития коммуникативных способностей;

Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков ставить цели, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;

Продолжить работу по развитию монологической речи;

Развивать умение эффективной организации своей деятельности;

Развивать навыки коллективной творческой деятельности;

воспитательные:

Способствовать воспитанию активной жизненной позиции;

Способствовать развитию толерантности в общении;

Формировать уважительное к достижениям культуры;

«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином»

(В. Ключевский).

«История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни»(Марк Туллий Цицерон)

Звучит средневековая музыка, на фоне средневекового замка стоят фигуры:

Богиня Клио

Фея

Прекрасная дама

Рыцарь

Фея (музыка затихает):

Мы приветствуем вас в средневековой гостиной и предлагаем прикоснуться к тайнам истории – увлекательной науки о прошлом и настоящем человечества. Не зная истории, трудно понять настоящее.

Венок на голове, и книга, и перо, старинный манускрипт
читать страницы прошлого лишь КЛИО суждено.

Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

Клио.

Свидетельницей буду перед судом времен.

Хранительница лет, истории богиня,

Я рада видеть в гостиной тех,

Кто разгадать готов загадки Клио.

(Кладет саквояж на столик)

Звучит средневековая музыка. Рыцарь и Прекрасня дама выполняют несколько танцевальных движений.

Рыцарь

Средние века часто называют Темными веками, но на самом деле они были временем открытий и изобретений, которые и сейчас используются, а также временем, когда Запад перенимал многие достижения Востока.

Прекрасная дама

Я сгораю от любопытства. Давайте посмотрим, какие загадки приготовила для нас таинственная Клио!

Рыцарь

Песочные часы - один из важных приборов для учета времени на море. Предполагалось, что их использовали примерно с 11 века. Тем не менее, никаких подтверждений до 14 века не найдено. Изображение песочных часов появляется в картинах в 1328 году. Более ранние письменные свидетельства - это корабельные журналы. С 15 века песочные часы применяются очень широко - в морских путешествиях, в церкви, в производстве и даже в кулинарии.

Клио

Это был первое надежное и точное изобретение по измерению времени в Средние Века. Во время путешествия Фердинанда Магеллана вокруг света полагалось иметь 18 песочных часов на одном корабле. Была специальная должность для человека, который переворачивал песочные часы и замерял время для бортового журнала.

Фея

В 1268 году английский философ Роджер Бэкон написал об использовании линз для оптических целей. Увеличительные линзы, вставленные в оправы, использовались в то время для чтения и в Европе, и в Китае, что до сих пор порождает споры, где были изобретены очки на Западе или на Востока. В Европе первые очки появились в Италии.

Клио

В 1480 году Доменико Жиральдайо, изобразил Святого Иеронима за рабочим столом, с которого свисают очки. В итоге Святой Иероним стал покровителем создателей зрелищ. Самые ранние очки имели выпуклые линзы для дальнозорких. Вогнутые для близоруких впервые замечены на портрете Папы Льва Десятого кисти Рафаэля, сделанном в 1517 году.

Прекрасная дама

Кто изобрел механические часы неизвестно. Однако, первые такие устройства могли быть изобретены и использованы в монастырях, чтобы точно определять время, когда следует звоном колоколов созывать монахов на службу.

Клио

Первые механические часы, о которых известно точно, были большими, с тяжелым механизмом, который помещался в башне. Сейчас их называют башенными часами. На этих часах была только часовая стрелка. Самые старые из сохранившихся механических часов находятся в Англии, на соборе в Солсбери, и созданы в 1386 году. Часы, установленные в Руане, Франция, в 1389, до сих пор идут. А часы, сконструированные для собора в Уэльсе, сейчас хранятся в Музее Науки в Лондоне.

Рыцарь

А это что такое?

Клио

В 14 веке рост морской торговли и открытие, что чума завозится кораблями, которые возвращаются из Леванта, привели к введению карантина в Венеции. Карантин заключался в том, что прибывшие корабли изолировались на некоторый период до первых признаков болезни, если она была.

Фея

Изначально этот период составлял 30 дней и назывался трентиной, но затем его продлили до 40 дней, то есть до карантины. Выбор такого отрезка времени был символическим - именно столько Христос и Моисей провели в уединении в пустыне. В 1423 году в Венеции открыли первый лазаретто, карантинную станцию на острове неподалеку от города. Это делалось, чтобы исключить перенос чумы с людьми и товарами.

Клио

Венецианская система стала примером для остальных европейских стран, а также базой для распространенного карантинного контроля на несколько столетий.

Прекрасная дама

Этот предмет мне хорошо знаком. Без него обойтись невозможно! Утверждают, что впервые этот предмет описал францисканский монах в 13 веке.

Фея.

Без вилки тоже обойтись невозможно. Впервые вилка упоминается на Ближнем Востоке в IX веке.

Первоначально у вилки было только два зубца. Зубцы были прямыми, поэтому её можно было использовать только для нанизывания, а не зачерпывания пищи. В XI веке вилка была завезена из Византии в Италию. В Европе вилкой стали широко пользоваться к XIV веку, а в XVII веке вилка стала необходимым атрибутом на трапезах знати и купцов.

Клио.

В Северной Европе вилка появилась значительно позже. Впервые на английском языке она была описана в 17 веке. Интересно, что католическая церковь не приветствовала её использование, называя вилку «излишней роскошью». В России вилка появилась в 1606 году, и привезла её Марина Мнишек. На свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. Слово «вилка» окончательно вошло в русский язык лишь в XVIII веке, а до этого её называли «рогатиной» и «вильцами».

Рыцарь.

Эта вещица тоже всем известна

Появились она задолго до нашей эры, но использовалась только как украшение. Примерно в 12-13 веке о пуговицах вновь узнали в Европе, но теперь но теперь пуговицу застегивали в петли. В Средние века пуговицы стали настолько популярным аксессуаром, что по их количеству на одежде можно было судить о статусе владельца.

Клио. Например, на одном из нарядов французского короля Франциска I насчитывалось 13 600 пуговиц.

Рыцарь. А этот предмет мне незнаком.

Прекрасная дама

В 1498 в Китае появилась первая зубная щетка из щетины. Пётр I велел боярам чистить зубы толчёным мелом, нанесённым на влажную тряпочку. Магазинам города Провиденс, штата Род-Айленд, США, законом запрещено продавать зубные щётки в субботу.

Клио

Американская студентка запатентовала зубную щетку одноразового использования, которая может помочь в условиях отсутствия воды, зубной пасты и ополаскивателей. В апреле 2012 года это изобретение было запущено в производство несколькими фирмами в США.

(Звучит музыка)

Клио.

А теперь задание посложнее. Знаете ли вы, что такое анаграмма?

Фея.

Это - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Клио.

В Средние века анаграммам приписывалось магическое действие. В XVIII-XIX веке среди естествоиспытателей было принято зашифровывать свои открытия в виде анаграмм, что служило двум целям: скрыть гипотезу до её окончательной проверки и утвердить авторство на открытие, когда оно будет подтверждено. Попробуй расшифровать анаграммы и назови изобретения средних веков.

Батлера (Арбалет)

Прекрасная дама.

Арбалеты были еще в Древней Греции в V веке до нашей эры. Греческий арбалет назывался брюшным луком. Во II веке до н. э. арбалеты были изобретены в Китае. Затем арбалеты упоминаются в Европе уже в эпоху крестовых походов. С X века арбалеты появляются в Южной Руси.

Окосел бузачето (Зубчатое колесо)

Это колесо с зубьями по его окружности, назначение зубьев – входить в зацепление с такими же зубьями на другом техническом устройстве; таким образом, может быть передана сила с одного устройства на другое

Тумох (Хомут)

Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга...

Фея

Знаю: средних веков не погашено пламя,

Но в ладонях его так не просто сберечь.

Старый замок, и мост, и тяжелое знамя –

Знамя наших разлук и забывшихся встреч,

Ярких факелов свет в переходах старинных,

Шелест платья и взгляд – долгий взгляд за спиной,

Свет былой красоты с гобеленов старинных –

В этот вечер меня позовут за собой…

На сегодняшний день очень выгодное свойство для музея - его мобильность - способствует расширению музейной аудитории. Впервые за 20 - летнюю историю работы музея был разработан проект – выездная экскурсия «Музей в чемодане». Важно то, что музей выезжает в образовательные учреждения и предлагает новую форму знакомства с историей родного края. Экскурсия сопровождается яркими иллюстрациями, демонстрирующимися на проекторе и музейными экспонатами. Экскурсовод приглашает вас заглянуть в «волшебный» чемоданчик или большую старинную шкатурлку и узнать о богатствах нашего края.

Проект «Музей в чемодане», рассчитан на дошкольников и школьников начальных классов. Проект формирует творческую активность ребенка, историческое сознание, развивает у детей эмоции, воображение и фантазию, воспитывает зрительскую и музейную культуру.

Тематика проекта может быть разнообразной. В настоящее время определена тема «Бажовские сказы». Аудитории предлагается вспомнить сказы П.П.Бажова, его героев, названия каменных пород и драгоценных камней. С помощью иллюстраций дети узнают и вспоминают произведения, их содержание и подробности. Далее экскурсовод знакомит детей с минералами. В ходе экскурсии ребята узнают о семействе кварцев, малахите, чароите, яшме, лазурите, амазоните, родоните, агате, пирите. Используется интерактивный метод: каждый ребенок может подержать музейный предмет, рассмотреть его и узнать о легендах, которые сопровождают тот или иной минерал. Далее предлагается творческое задание, в котором участники выражают свои впечатления от увиденного и услышанного. Работая в команде, участник действия развивают навыки общения, свою фантазию, логическое мышление. На основе знаний об истории местности, знакомства с фольклором и народным творчеством возникает уважение к природе родного края и ее богатствам.

Подобная выездная форма работы с детьми достаточно эффективна, поскольку чаще интегрируется с изучаемыми предметами общеобразовательного учебного процесса, позволяет дополнить и расширить знания учащихся. Кроме того, в подготовке и проведении таких уроков участвуют сами дети, приобретая умения и навыки исследования, систематизации и запоминания материала. Такие занятия важно начинать с младших классов, для того чтобы привить интерес к истории родного края, к музею, к творческому познанию.

  • Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
  • Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!

МОГИЛЕВ, 24 июн — Sputnik, Мария Зуева. Идея организовать акцию "Музей в каждый двор" родилась у директора Круглянского историко-краеведческого музея Вии Гапаевой. Недавно местные жители подарили музею старый советский чемодан. Он-то и натолкнул на создание необычной выездной экспозиции.

"У нас нет недостатка в посетителях. К нам часто приходят на экскурсии школьники. Но у родителей не всегда есть время привести к нам ребенка, и мы решили пойти к детям сами. Просто пройти по дворам и рассказать о том, как жили наши предки", — рассказала Виа Гапаева.

© Sputnik Мария Зуева

В чемодане собраны предметы быта, музыкальные инструменты, тряпичные куклы-обереги. Экспонаты датированы XIX — первой половиной XX века. Диковинные вещи — иллюстрация обычной жизни белорусской деревни. Но современные дети на вопрос, к примеру, как гладили одежду наши предки, только развели руками. Некоторые и вовсе предположили, что прабабушки и прадедушки ходили в мятом.

© Sputnik Мария Зуева

Однако нехитрые деревянные приспособления — рубель и валек — убедили в обратном. Дети сами попробовали погладить льняную скатерть, и у них получилось. Увлекательным развлечением стала попытка поднять чугунок ухватом. Но особый восторг у детворы вызвали трещотки, бубны и дудки. Каждый был не против сыграть в детском оркестре народных инструментов.

"Я учусь в музыкальной школе, играю на фортепиано. Видела очень много разных инструментов. Но такие — впервые. Сейчас такого на концерте не увидишь", — поделилась девятилетняя Аня.

© Sputnik Мария Зуева

"Фишка" такой выставки, когда все экспонаты разрешено трогать руками, и притягивает детвору. Этого нет в обычных музеях. Чемоданная же экспозиция максимально удовлетворяет детскую любознательность. Даже сам момент открытия чемодана для этой публики — уже волшебство и чудо.

"Нам рассказали, что подкова раньше была в каждом доме. Чтобы была жизнь счастливая, ее вешали рогами вверх. Как чаша изобилия получалось. А на улице — наоборот. Это как защита от бед", — похвастался новыми знаниями восьмилетний Стас.

Название проекта: «Музей в чемодане»
Цель проекта: создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.

Задачи:
1. Формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.

2. Развитие чувства духовности и патриотизма у подрастающего поколения.
3. Воспитание музейной культуры.
4. Выработка навыков общения с музейными предметами.

Введение.

Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй.

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.

Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).

«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выставок, ведения занятий в образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Обоснование проекта:
В нашем школьном музее много материала и экспонатов, рассказать о каждом из них за одну обзорную экскурсию невозможно. Необходимы тематические лекции, а также новые формы проведения лекций и экскурсий. Какую новую форму работы мы можем выбрать для обучающихся нашей школы? Форму игры, так как дети младшего школьного возраста познают мир в процессе игры. Для ребят старших классов нужны иные формы работы. Мы решили наглядно представить экспонаты из фонда нашего музея и рассказать о них аудитории в форме мобильного «Музея в чемодане».
Таким образом, актуальность нашего проекта заключается в популяризации историко-культурного наследия поколений, прививании подрастающему поколению уважения к истории своего края.

Содержание проекта:
Обучающиеся имеют возможность приобщиться к культурным и историческим традициям родного края, соприкоснуться с прошлым через живое восприятие, через реальный предмет – музейный экспонат, стать непосредственным участником действия.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.

Участники проекта:
Воспитанники Салемальской школы-интерната, воспитатель.

Сроки реализации проекта:
В течение учебного года.

Механизм реализации проекта:
Программа реализуется воспитанниками и воспитателем с помощью музейных экспонатов, фотодокументов, слайдов, фильмов, творческих заданий.
Методы , использованные в работе над проектом: исследовательский, информационный.

Ожидаемые результаты:
Мы надеемся, что, благодаря проекту «Музей в чемодане», у учеников школы и воспитанников детского сада сформируется интерес к истории родного края, дети научатся обращаться с музейными экспонатами.
Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.

В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.

Оценка результатов: Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей.

Уникальность проекта: в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.

План реализации

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Результат

Опрос воспитанников интерната о смене форм деятельности

Октябрь

2018 года

Воспитанники 3 семьи, воспитатель

Выявление мнений воспитанников о деятельности музея.

Обработка опроса

Ноябрь

2018 года

Воспитанники

3 семьи

Смена экскурсионной работы (передвижная Экскурсия в чемодане) Сбор материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, практические задания).

Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана.

ноябрь

2018 года

Салиндер Е.Н., руководитель,

воспитанники

3 семьи

Найден чемодан.

Отобраны экспонаты для проведения первых экскурсий.

1.Нашему округу – 88 лет!

Декабрь 2018 года

Салиндер Е.Н., руководитель,

воспитанники интерната

3 семьи

Проведена работа в подготовке по теме экскурсии. Проведена экскурсия.

2.Л.В.Лапцуй –«Строка моя-счастливая зарница»

Февраль 2019 года

Салиндер ЕН., руководитель, воспитанники интерната

3 семьи

Март

2019 года

4.Великая Отечественная война;

Май

2019 года

Создание альбома, стенда о деятельности проекта

Май

2019 года

(По мере реализации проекта)

Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий.

Проведение опроса о проделанной работе

Май

2019 года

Воспитанники интерната

Оценка проекта


Оценка результатов

Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.

На данный момент проведена экскурсия

"В моей школе есть Музей. Являюсь его создателем и руководителем". Эти слова могут написать многие из нас, из тех, кто зашел на страницу форума.

Как сделать, чтобы Музей работал по-новому, чтобы в него спешили дети, чтобы им было интересно? Одной из полезных и интересных форм является идея "Музея в чемодане". Я прочитала о ней случайно, нашла в недрах Интернета, когда занималась подготовкой плана работы школьного научного общества, а также историко-краеведеского кружка на новый учебный год. Всегда хочется поучиться у коллег. И если встречаются интересные мысли - это здорово!

Идея активно внедряется в практику работы не только Государственных Музеев, но и школьных, и даже библиотек.

Процитирую отрывок из статьи А.Н. Терехова из Челябинска:

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа - музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, тестами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан. Особенности этой формы музейной деятельности можно показать на примере Детского музея в Нюрнберге, который, не имея собственного помещения, активно работает на базе детских садов, школ, библиотек, реализуя более 20 программ: «Мастерские», «Техника», «Быт 1900 г.» и т.д. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. Часто в качестве примера приводят программу об истории письменности - «В мастерской переписчика». «Музей в чемодане» развёртывает в пространстве класса мир средневековых предметов - старинных книг, пергамента, письменных принадлежностей, которыми дети могут воспользоваться, чтобы написать старинные тексты. Эту программу реализуют и на базе других музеев. В настоящее время данная форма музейной работы получила широкое распространение в России. Большой интерес вызвал мобильный вариант выставки «Я и другой», которая экспонировалась примерно в десяти российских городах. Этот проект предполагал ввести в обычную школьную педагогику интерактивную настольную экспозицию, которая рассказывала бы о самобытности различных культур и этносов. Настольная экспозиция (фабула которой представляет путешествие) включает сложенные вдвое листы картона с рисунками, текстами и игровыми заданиями. Листы размещаются на столах и могут быть быстро развёрнуты. Школьники (от 10 до 14 лет) покупают билеты и начинают путешествие по выставочному пространству - включаются в те или иные жизненные ситуации во время путешествия к сверстнику из другой страны, знакомятся с традициями разных стран, с предметами, представляющими различные культуры. Чемодан с игрой-экспозицией остаётся в школе, и ученики всех классов могут дополнять игру и его наглядные пособия по ходу своего обучения. Учителя получают «Материалы для учителя», позволяющие продуктивно использовать и совершенствовать экспозицию. Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). Научными сотрудниками музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (СПб) разработана развивающая программа для школьников. В «Музей в чемодане» входят самые различные музейные экспонаты. Ученики выбирают любой предмет и делают свои предположения, как он мог попасть к Анне Ахматовой или Николаю Гумилёву. В классе тишина. Все ищут разгадку старинной коробочки из-под чая, флаконов для духов серебряного века. Благодаря «Музею в чемодане» из музея Анны Ахматовой ученики узнают о специфике литературного музея, имеют возможность побывать в антикварной лавке, учатся работать с архивами, изучают письма и воспоминания. Необычный проект «Музей в чемодане» для музея был осуществлён в музеем-заповедником «Кижи» под названием «Полевая почта». Участники - ветераны Великой Отечественной войны, их дети и внуки - выбирали свои семейные реликвии, составляли справочные тексты к экспозициям, многие из которых были дополнены рисунками, стихами и сочинениями о войне. Многие уникальные экспонаты были размещены в деревянных ящичках и вещмешках. В отличие от традиционных музейных выставок после закрытия «Полевой почты» экспонаты вернулись к своим владельцам-ветеранам и их семьям. «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.