Презентация на тему "культура народов междуречья". Культура народов междуречья Презентация на тему художественная культура междуречья

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Появление цивилизации Время возникновения цивилизации - середина IV тысячелетия до н.э. Государства – Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия.

Cлайд 5

Особенности культуры Междуречья Неоднородность культуры (наслоение культурных традиций нескольких государств). Культурная преемственность. Сосуществование первобытной и древней культур (неравномерность развития городов). Особое место материальной культуры (становление ирригационной системы из-за разливов рек).

Cлайд 6

Дома табличек В Месопотамии существовали школы для писцов - эддубба, что означало «дом табличек». При эддубба создавались библиотеки по многим отраслям знаний, существовали и частные собрания «глиняных книг».

Cлайд 7

Куюнджикская библиотека Собрание царя Ашшурбанапала (VII век до н.э.) - это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием, по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Cлайд 8

Культура жителей Междуречья Носила исключительно практический характер – развивались только те виды знаний, которые могли быть использованы в жизни. Химия Архитектура Математика Глиптика География Скульптура Медицина Астрономия

Cлайд 9

Математика Шестидесятерич- ная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение.

Cлайд 10

Математики Междуречья знали: четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. знали число п, умели вычислять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер веса.

Cлайд 11

Измерение территории земельного участка в Умме (Междуречье). Глиняная табличка. Вавилонская глиняная табличка, содержащая геометрические задачи. Начало II тысячелетия до н. э.

Cлайд 12

География Жители Междуречья создали одну из первых «карт мира». Земля представлялась им плоской, плавающей посреди океана, в центре Земли изображалось Междуречье. В 1 тысячелетии до нашей эры - были знакомы с территорией от современной Испании до современной Индии.

Cлайд 13

Химия Использование практической химии в технологии производства бронзы и глазури для раскрашивания керамики, для обжига кирпича.

Cлайд 14

Медицина Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. В Шумере сложилась система гигиенических правил, основанная на коллективном опыте и народных традициях. Например, не пить воду из грязной посуды, мыть руки, ограничивать себя в определенного рода пище. Вырастали медицинские знания из практического опыта и повседневной деятельности человека.

Cлайд 15

Медицина шумеров Чем лечили шумерские врачи? Кроме доброго слова и ласкового взгляда использовались растения (горчица, пихта, сосна, тимьян, слива, груша, фига, ива, леканору), природные вещества (нефть, асфальтовая смола, поваренная соль), продукты животного происхождения (молоко, внутренние органы водяных змей, панцири черепах, шерсть). Рецепт шумерского врача

Cлайд 16

Астрономия Шумерами был создан лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней (плюс дополнительные 11 дней). Велись наблюдения за движением Солнца, Луны, Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Использовались солнечные и водяные часы. День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по два часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю.

Cлайд 17

Астрология Еще в глубокой древности шумеры различали двенадцать созвездий Зодиака: ГУ АННА («небесный бык») - Телец МАШ ТАБ БА («близнецы») - Близнецы ДУБ («клешни», «щипцы») - Рак УР ГУЛА («лев») - Лев АБ СИН («ее отцом был Син») - Дева ЗИ БААН НА («небесная судьба») - Весы ГИР ТАБ («тот, кто режет клешнями») - Скорпион ПА БИЛ («защитник») - Стрелец СУХУР МАШ («рыба-козел») - Козерог ГУ («хозяин вод») - Водолей СИМ МАХ («рыбы») - Рыбы КУ МАЛ («обитающий в полях») - Овен

Cлайд 18

Идеографическое письмо В основе письма лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие, и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Число знаков в шумерском языке достигало тысячи.

Cлайд 19

Cлайд 20

Клинопись шумеров Уникальная форма письменности: Клиновидные знаки выдавливались острой палочкой на влажной глиняной табличке. Табличка обжигалась на огне. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Н.Э.

Cлайд 21

Cлайд 22

Религиозные верования Для народов Междуречья характерен политеизм - вера во множество богов с разными покровительственными функциями: Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения Обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,- неба, земли, воды. Покровители городов (универсальное божество, воплощение всех высших сил) Добрые и злые духи.

Cлайд 23

Религия жителей Междуречья Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

Cлайд 24

Cлайд 25

Cлайд 26

Cлайд 27

Храм-Зиккурат Главный тип постройки - многоступенчатая башня Зиккурат. В основе храма лежал параллелепипед, гладких стен не имелось, сплошные выступы и ниши. Обычный Зиккурат -поставленные одна на другую усеченные пирамиды, окрашенные в разные цвета.

Cлайд 28

Cлайд 29

Храм-Зиккурат Зиккурат представлял собой массивное сооружение с наклонными стенами, совершенно монолитное, если не считать небольшого храма на вершине. Размеры его были огромны; высотой более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания также составляла более 90 м. Основа сооружения возводилась из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укрепленных слоями тростника или асфальта; снаружи оно было обнесено толстой стеной из обожженных кирпичей.

ГУО «Средняя школа №5 г.Новополоцка»

Методическая разработка урока истории

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ

5 класс

Разработала и провела:

Сугакова А.Ч.,

учитель I квалификационной категории

Новополоцк

2014- 2015

Тема урока: Культура и религия народов междуречья

Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут назвать самые значимые достижения народов Междуречья.

Задачи:

    создать условия для изучения и первичного закрепления знаний по культуре и религии народов Междуречья;

    создать условия для развития умений ставить цель и планировать свою деятельность, анализировать текст, сравнивать познавательные объекты, формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

    создать условия для воспитания культуры речи и поведения, взаимоуважения и взаимовыручки.

Термины и понятия: клинопись.

Формы, методы, приёмы работы на уроке:

    «Лови ошибку!»;

    «Виртуальное путешествие в Междуречье»;

    составление сравнительной таблицы;

    «Цепочка» и др.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

    учебные пособия и рабочие тетради;

    карточки для проверки домашнего задания, используя приём «Дови ошибку!»;

    пакет документов («Визы»);

    глиняная табличка:

    картонные карточки, покрытые слоем пластилина (имитация глиняных табличек)

    заостренные палочки;

    микрофон (детский)

Ход урока

Организационный этап

1. Приветствие

2.Определение отсутствующих

3. Проверка готовности учащихся к уроку

4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку

5. Организация внимания учащихся.

Проверка домашнего задания

Приём «Лови ошибку (Необходимо в тексте найти 5 ошибок и исправить их.)

Ассирия и Вавилония

В начале III тысячелетия до н.э . в верхнем течении Тигра возник город-государство Ашшур. его жителей принято называть ассирийцами, а земли северо-восточного Междуречья – Ассирией. К концу II тысячелетия до н.э. Ассирия стала огромной державой от Египта до Ирана. Новой столицей державы стал город Вавилон. Ассирийцы были не только могущественные, но и очень жестокие правители. Покорённые народы не хотели оставаться под властью жестоких ассирийцев. В 126 г.до н.э . столица Ассирии была уничтожена.

В конце VII в. до н.э. царём Вавилона стал Мардук. Во время его правления в Вавилоне были построены Вавилонская башня и «висячие сады».

Актуализация знаний

Вспомните культурные достижения древних египтян.

Изучение новой темы

Учитель: Я сегодня предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите? А где вы хотели бы оказаться? Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в Древнее Междуречье, историю которого мы уже с вами изучили на предыдущих уроках. Вы согласны отправиться в путешествие? Когда мы отправляемся в другую страну, то как правило, стремимся поближе познакомиться с достопримечательностями, больше узнать о традициях и нравах этого региона. Мне хотелось бы, чтобы наше с вами путешествие также было не только увлекательным, но и познавательным. Я буду вашим гидом. Вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить. Отправляемся в путь! Но чтобы попасть в Междуречье, нам надо совершить длительный авиа перелет. У вас на столах лежит пакет необходимых для перелета документов. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно получить визу. Заполните её, учитывая, что это будет путешествие, связанное с темой нашего урока. (Заполняя «Визу», учащиеся определяют цель работы на уроке)

Виза

Выдана: __________________________________________________________________

Ученику(це): ___________________________________________________________

Цель поездки:_________________________________________

______________________________________________________

Cамостоятельная работа

Учитель: Скажите, какова цель нашего путешествия?

Варианты ответов

Учитель обобщает полученные ответы и напоминает учащимся, что все настоящие путешественники ведут дневники. (Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока)

Физкультминутка:

1. Имитация полёта на самолёте.

2. Имитация полёта птиц, которых видят путешественники через окно иллюминатора.

3. Разминка для плеч и шеи, которую выполняют путешественники в самолёте.

Учитель: Наш самолёт приземлился. Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну.

В первую очередь мы посетим известные вам памятники культуры Древнего Междуречья: Вавилонскую башню и висячие сады Семирамиды. Местные гиды уже ожидают нас.

Сообщения учащихся о вавилонской башне и висячих садах Семирамиды (учащиеся готовят сообщения в качестве домашнего задания по предыдущей теме). Рассказ учащихся сопровождается показом иллюстраций №1, №2.

Иллюстрация №2

Иллюстрация №1

1. Появление клинописи.

Учитель: Ребята! А хотели бы вы побывать в местной школе? Тогда предлагаю вам это сделать.

Просмотр фрагмента мультфильма Р. Саакянца «Всемирная история. Вавилон» (Приложение №1)

Иллюстрация №3

Просмотр иллюстраций «Шумерская клинопись» (в учебном пособии на стр. 69) и «В вавилонской школе» (иллюстрация №3)

Заполнение «Дневника путешественника» (учащиеся записывают в тетрадь значение термина «клинопись»).

Клинопись – это древнейшая письменность в истории, которую шумеры создали в конце четвёртого тысячелетия до н.э.

2. Знания жителей Древнего Междуречья

Учитель: Уважаемые путешественники. Хотелось бы Вам попробовать что-либо написать на глиняной табличке? Тогда я хочу предложить вам поучаствовать в акции «Кто много знает, тот приз получает». Та пара «путешественников», которая быстрее всех правильно выполнит задание, получит такую возможность.

Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом п.2 «Знания жителей Древнего Междуречья» (стр.69 – 70).

Прочтите текст п.2 «Знания жителей Древнего Междуречья» (стр.69 – 70) и заполните сравнительную таблицу (используя знаки «+» и «-»). Сделайте вывод.

Знания древних египтян и жителей Древнего Междуречья

Наука

Древний Египет

Древнее Междуречье

Математика

Астрономия

Медицина

Вывод:

Озвучивание результатов работы. Пара «путешественников», выполнившая задание правильно и быстрее всех получает приз: глиняную табличку и заостренную палочку.

3. Месопотамский календарь.

Учитель: Уважаемые путешественники. сейчас победители акции напишут на глиняной табличке цифру 28. А пока они пишут, подумайте, пожалуйста, как эта цифра может быть связана с месопотамским календарём? (Ответы учащихся)

Рассказ учителя о лунном и солнечном календаре. Затем задаёт вопрос учащимся: «Где в наше время используют месопотамский календарь? кто особенно в нём заинтересован?».

Разминка для глаз.

4. Религия народов Месопотамии.

Учитель: Уважаемые путешественники. Предлагаю вам в конце путешествия посетить священное место для всех жителей Междуречья – ворота богини Иштар.

Далее учитель рассказывает о поклонении жителей Междуречья многим богам, используя во время рассказа иллюстрации «Ворота богини Иштар» (иллюстрации № 4,5), «Крылатый бык Шеду» (учебное пособие, стр. 70), «Руины «Белого храма» Ура» (учебное пособие, стр. 71).

Иллюстрация №5

Иллюстрация №4


Заполнение «Дневника путешественника» . Учащиеся делают в тетради следующую запись:

Боги Древней Месопотамии: Иштар, Таммуз и др.

Закрепление

Учитель: Уважаемые путешественники. Наше путешествие подходит к концу. Но для того, сесть на борт самолёта, вам необходимо предъявить специальную глиняную табличку.

Учащиеся получают «глиняные таблички» , т.е. картонные карточки, покрытые слоем пластилина и зубочистки (для письма на «глиняной табличке»). На карточках заранее написаны в столбик цифры от 1 до 5. Если ученик согласен с утверждением, пишет «+», если не согласен «-»

Вопросы для игры «Да-Нет»

1. Изобретателями клинописи являются египтяне. -

2. Клинопись – это древнейшая письменность в истории, которая была создана в конце четвёртого тысячелетия до н.э. +

3. Жители Месопотамии знали математику, астрономию, медицину. +

4. Месопотамский календарь можно назвать лунно-солнечным. +

5. Народы Месопотамии поклонялись Осирису и Хапи. –

Самопроверка выполненного задания.

Учитель: Уважаемые путешественники! Поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Пока наш самолёт ещё не приземлился, напоминаю, что на выходе из самолёта вам нужно будет предъявить дневник путешественника (тетрадь), а также дневник ученика, котрый позволил вам совершить 2 перелёта абсолютно бесплатно.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание: §19, вопросы и задания, иллюстрации или ребусы по теме урока (по желанию).

Выставление отметок учащимся.

Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.

Учитель: Уважаемые путешественники! Наше путешествие окончено. Представьте, что в аэропорту вас встречает местное телевидение и корреспондент задаёт вам всем один единственный вопрос: «Что из увиденного во время путешествия вы бы назвали главным достижением народов Междуречья» .

Учащиеся по цепочке передавая микрофон корреспондента, называют самые значимые, на их взгляд, достижения народов Междуречья.

Литература:

1. История Древнего мира: учеб. пособие для 5-го кл.В.2ч. Ч.1. / В.С.Кошелев. – Минск: Нар. асвета, 2009. – 118 с.

2. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1988. – 318 с.

Кошелев, В.С. История Древнего мира. 5 класс% пособие для учителей учреждений общ. сред. образования. – Минск: Аверсэв, 2012. – 304 с.

Пульмановский, Н.А. Всемирная история: 4 класс: Поурочное планирование. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2004. – 272 с.

Культура Древнего Междуречья
  • Месопота́мия (др.-греч. Μεσοποταμία -«Междуре́чье»), также Двуре́чье - область между реками Тигр и Ефрат, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.
  • В Междуречье в древности существовало несколько государств - включая шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех),Ур, Лагаш,Умма, семитский город Акшак, аморрейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия, Армения и Вавилон.
Государства Древнего Междуречья
  • * Палеолит (древнекаменный век) –
  • 2,5-2,6 млн.лет назад – 10 тыс.лет назад
  • * Мезолит (среднекаменный век) –
  • 10 тыс. – 6 тыс.лет назад
  • * Неолит (новокаменный век) -
  • 6 тыс. - 4 тыс.лет назад
Древний Шумер
  • Шуме́р - цивилизация, существовавшая на юго-востоке
  • Междуречья в IV-III тысячелетиях до н.э Считается одной из первых цивилизаций на Земле.
  • Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и полива.
Клинопись
  • Самые старые письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся к 3300 году до н. э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди.
  • Глиняная табличка из Шуруппака, ок. 2600 г. до н.э.
Эпос о Гильгамеше
  • Гильгаме́ш - царь шумерского города Урука, правил в конце XXVII - начале XXVI веков до н. э.
  • «Эпос о Гильгамеше» , или поэма «О всё видавшем» (ša nagba imuru), - одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, созданное в 22 веке до н.э
Вавилонское государство при царе Хаммурапи Зиккураты
  • Современный вид
  • Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - вершина, в том числе вершина горы) - культовое сооружение в древнем Междуречье.
Зиккураты
  • Современный вид
Зиккураты
  • Зиккурат Этеменаки (реконструкция)
Математика в Древнем Междуречье Математика в Древнем Междуречье
  • Шестидесятеричная система счета, применявшаяся в Древнем Междуречье.
Древний Вавилон
  • Ворота Иштар в Вавилоне
  • рельеф с ворот Иштар
Культура Древнего Вавилона
  • Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут , а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же «изобретенной» семидневной недели отдельному божеству.
  • Оставили вавилоняне потомкам и астрологию , науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.
Ассирийская держава
  • Ассирийская империя просуществовала около 1000 лет, с 17 века до н.э. до 7 века до н.э.
Культура древней Ассирии
  • Саргон II (справа) со своим наследником Синаххерибом (слева)
  • Царь Синахериб на троне
Культура древней Ассирии
  • штурм города ассирийцами
  • Царь Ашшурбанапал на охоте
Выводы:
  • Цивилизации в Междуречье являются одними из древнейших на Земле
  • Народы Междуречья внесли огромный вклад в развитие мировой культуры
  • Изобретения и открытия народов Древнего Междуречья до сих пор не потеряли своего значения.
Блоки презентаций по полным курсам обществознания, истории, МХК Вы можете скачать по адресу http://www.presentation-history.ru/ Домашнее задание
  • Доклады на темы:
  • Архитектура Древнего Междуречья
  • Изобразительное искусство в Древнем Междуречье.
  • Религии Древнего Междуречья.
  • Развитие науки в Древнем Междуречье
  • Значение достижений народов Древнего Междуречья для современности.

Слайд 2

Государства Междуречья: Шумер Вавилон Аккад Ассирия

Слайд 3

Тесные связи с Египтом

Слайд 4

Появление цивилизации

Время возникновения цивилизации - середина IV тысячелетия до н.э. Государства – Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия.

Слайд 5

Особенности культуры Междуречья

Неоднородность культуры (наслоение культурных традиций нескольких государств). Культурная преемственность. Сосуществование первобытной и древней культур (неравномерность развития городов). Особое место материальной культуры (становление ирригационной системы из-за разливов рек).

Слайд 6

Дома табличек

В Месопотамии существовали школыдля писцов - эддубба, что означало «дом табличек». При эддубба создавались библиотеки по многим отраслям знаний, существовали и частные собрания «глиняных книг».

Слайд 7

Куюнджикская библиотека

Собрание царя Ашшурбанапала (VII век до н.э.) - это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием, по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Слайд 8

Культура жителей Междуречья

Носила исключительно практический характер – развивались только те виды знаний, которые могли быть использованы в жизни. Химия Архитектура Математика Глиптика География Скульптура Медицина Астрономия

Слайд 9

Математика

Шестидесятерич- ная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение.

Слайд 10

Математики Междуречья знали:

четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. знали число п, умели вычислять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер веса.

Слайд 11

Измерение территории земельного участка в Умме (Междуречье). Глиняная табличка. Вавилонская глиняная табличка, содержащая геометрические задачи. Начало II тысячелетия до н. э.

Слайд 12

География

Жители Междуречья создали одну из первых «карт мира». Земля представлялась им плоской, плавающей посреди океана, в центре Земли изображалось Междуречье. В 1 тысячелетии до нашей эры - были знакомы с территорией от современной Испании до современной Индии.

Слайд 13

Химия

Использование практической химии в технологии производства бронзы и глазури для раскрашивания керамики, для обжига кирпича.

Слайд 14

Медицина

Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. В Шумере сложилась система гигиенических правил, основанная на коллективном опыте и народных традициях. Например, не пить воду из грязной посуды, мыть руки, ограничивать себя в определенного рода пище. Вырастали медицинские знания из практического опыта и повседневной деятельности человека.

Слайд 15

Медицина шумеров

Чем лечили шумерские врачи? Кроме доброго слова и ласкового взгляда использовались растения (горчица, пихта, сосна, тимьян, слива, груша, фига, ива, леканору), природные вещества (нефть, асфальтовая смола, поваренная соль), продукты животного происхождения (молоко, внутренние органы водяных змей, панцири черепах, шерсть). Рецепт шумерского врача

Слайд 16

Астрономия

Шумерами был создан лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней (плюс дополнительные 11 дней). Велись наблюдения за движением Солнца, Луны, Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Использовались солнечные и водяные часы. День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по два часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю.

Слайд 17

Астрология

Еще в глубокой древности шумеры различали двенадцать созвездий Зодиака: ГУ АННА («небесный бык») - Телец МАШ ТАБ БА («близнецы») - Близнецы ДУБ («клешни», «щипцы») - Рак УР ГУЛА («лев») - Лев АБ СИН («ее отцом был Син») - Дева ЗИ БААН НА («небесная судьба») - Весы ГИР ТАБ («тот, кто режет клешнями») - Скорпион ПА БИЛ («защитник») - Стрелец СУХУР МАШ («рыба-козел») - Козерог ГУ («хозяин вод») - Водолей СИМ МАХ («рыбы») - Рыбы КУ МАЛ («обитающий в полях») - Овен

Слайд 18

Идеографическое письмо

В основе письма лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие, и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Число знаков в шумерском языке достигало тысячи.

Слайд 19

Слайд 20

Клинопись шумеров

Уникальная форма письменности: Клиновидные знаки выдавливались острой палочкой на влажной глиняной табличке. Табличка обжигалась на огне. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Н.Э.

Слайд 21

Слайд 22

Религиозные верования

Для народов Междуречья характерен политеизм - вера во множество богов с разными покровительственными функциями: Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения Обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,- неба, земли, воды. Покровители городов (универсальное божество, воплощение всех высших сил) Добрые и злые духи.

Слайд 23

Религия жителей Междуречья

Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

Слайд 24

Боги жителей Междуречья

  • Слайд 25

    Духи в мифологии Междуречья

    Злые духи Добрые духи

    Слайд 26

    Зодчество жителей Междуречья

    Слайд 27

    Храм-Зиккурат

    Главный тип постройки - многоступенчатая башня Зиккурат. В основе храма лежал параллелепипед, гладких стен не имелось, сплошные выступы и ниши. Обычный Зиккурат -поставленные одна на другую усеченные пирамиды, окрашенные в разные цвета.

    Слайд 28

    Зиккурат в Уре

    Слайд 29

    Храм-Зиккурат

    Зиккурат представлял собой массивное сооружение с наклонными стенами, совершенно монолитное, если не считать небольшого храма на вершине. Размеры его были огромны; высотой более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания также составляла более 90 м. Основа сооружения возводилась из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укрепленных слоями тростника или асфальта; снаружи оно было обнесено толстой стеной из обожженных кирпичей.