Динара Алиева: биография оперной певицы. Солистка Большого театра Динара Алиева: Я счастлива, что пела с Пласидо Доминго в родном Баку Динара алиева семья


Солистка Большого театра, Народная артистка Азербайджана.

Динара Алиева родилась 17 декабря 1980 года в городе Баку, Азербайджан. Девочка окончила музыкальное училище по классу фортепиано. Начиналась карьера певицы в Бакинском театре оперы и балета, где Динара являлась солисткой с 2002 года на протяжении трех лет и исполняла ведущие партии: Леонора «Трубадур» Верди, Мими «Богема» Пуччини, Виолетта «Травиата» Верди, Недда «Паяцы» Леонкавалло. В 2004 году окончила Бакинскую академию музыки.

С 2007 года Динара Алиева состоит в Союзе концертных деятелей Санкт-Петербурга. Певица ежегодно участвует международном фестивале искусств, который проходит в разных городах страны под руководством дирижера Юрия Башмета. В 2009 году дебютировала с партией Лю в «Турандот» Пуччини на сцене Большого театра и завоевала любовь и признание публики и критиков. В день памяти Марии Каллас, 16 сентября 2009 года, в концертном зале «Мегарон», в Афинах, певица исполнила арии из опер «Травиата», «Тоска», «Паяцы».

Гастроли Динары Алиевой с успехом проходили в разных странах Европы и в США. Среди зарубежных выступлений певицы можно выделить участие в гала-концерте фестиваля «Крещендо» в парижском зале «Гаво», в концерте фестиваля «Музыкальный олимп» в Нью-Йоркском «Карнеги-холл». Высокой оценки критиков и публики удостоено выступление Динары Алиевой на фестивале «Русские сезоны» в оперном театре Монте-Карло.

В 2010 году Динара удостоена звания «Заслуженная артистка Азербайджана», получила почетную медаль Фонда Ирины Архиповой и диплом Союза концертных деятелей России. В марте того же года в Большом театре состоялась премьера оперетты Иоганна Штраусса «Летучая мышь» в которой Динара Алиева исполнила главную партию Розалинды. А в Баку состоялось совместное выступление певицы с Пласидо Доминго.

В декабре 2010 года Динара выступила с сольным концертом на сцене Муниципального Дома в Праге, Чехия, в сопровождении Чешского Национального симфонического оркестра под управлением итальянского дирижера Марчелло Рота. В октябре 2011 года дебютировала с партией Виолетты из оперы «Травиата» на сцене Альтер Опера во Франкфурте Германия.

На декабрь 2018 года Алиева является солисткой Большого театра России, а также приглашенной солисткой Венской государственной оперы и Латвийской национальной оперы. Певица исполняет главные партии для сопрано в операх западно-европейских и русских композиторов классико-романтической эпохи.

Репертуар певицы охватывает разнообразные камерные произведения, среди которых вокальные миниатюры и циклы русских и западноевропейских композиторов: Чайковского, Рахманинова, Шумана, Шуберта, Брамса, Вольфа, Вила-Лобоса, Форе, а также арии из опер и композиции Гершвина, сочинения современных азербайджанских авторов.

Награды и премии Динары Алиевой

2005 - III премия Международного конкурса имени Бюль-Бюля (Баку)

2006 - Дипломант Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (Москва).

2007 - II премия Международного конкурса оперных певцов имени Марии Каллас (Греция).

2007 - II премия Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург)

2007 - Специальный диплом «За триумфальный дебют» фестиваля «Рождественские встречи в Северной Пальмире»

2010 - II премия Международного конкурса имени Франсиско Виньяса (Барселона)

2010 - III премия Международного конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (Милан)

Почетная медаль Фонда Ирины Архиповой



Талант и успех - это на самом деле ежедневный кропотливый труд, а главная составляющая успеха – ставить перед собой амбициозные цели. Об этом рассказала корреспонденту «Москва-Баку» солистка Большого театра Динара Алиева, которая всегда хранит в душе родной Баку, и при каждом удобном случае навещает любимый город вместе с семьей.

Динара, расскажите, что интересного с вашим участием покажет в этом сезоне историческая сцена знаменитого Большого театра?

Совсем скоро, с 15 по 19 июля состоится премьера оперы Ж. Бизе «Кармен». Я исполняю партию Микаэлы, а солист Большого театра Эльчин Азизов – Эскамильо. Партия Микаэлы входит в мой репертуар достаточно давно. Мы очень много репетировали и с нетерпением ждем премьеры. Публика очень любит оперу «Кармен».

- Быть солисткой Большого театра, наверное, мечта каждой молодой исполнительницы.

Всегда стараюсь ставить перед собой амбициозные цели. Вот поэтому в свое время я поехала покорять Москву, Большой театр. Правда, за плечами уже был опыт, два года я исполняла сольные партии в Азербайджанском драматическом театре оперы и балета имени М.Ф. Ахундова. Но была какая-то внутренняя уверенность, что всё получится, если хотите – интуиция. Сегодня моя жизнь всецело связана с Москвой. Здесь я живу и работаю. В последнее время мне поступает много смежных предложений от известнейших театров Европы, но я не тороплюсь. Есть такая поговорка – «лучшее – враг хорошего». Да и работа в знаменитом Большом театре – серьезная ответственность. А вот если приглашают выступить в Азербайджане, то я обязательно стараюсь внести гастроли в Баку в свой график.

- А почему вы связали свою жизнь с музыкой, это генетическая склонность?

Можно сказать и так. Музыку я впитала с молоком матери. Моя семья, родители, бабушка с дедушкой, все имели отношение к музыке и выступали на сцене. Но с детства у меня было понимание того, что просто быть талантливой недостаточно. Любая профессия в музыке – это кропотливый труд, постоянные репетиции. Даже скажу больше – требуется полная самоотдача, если не самопожертвование. Еще немаловажно – верить в себя, и, несмотря ни на что, идти вперед – за своей мечтой! Слава и успех – это всё многодневный труд, а везение – результат постоянной работы на результат.

- С кем из звезд пересекались на сценических полощадках?

Я регулярно выступаю в крупнейших фестивалях академической музыки в России – в фестивалях Дениса Мацуева и Юрия Башмета, в фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре… На эти музыкальные форумы съезжаются многие самые авторитетные музыканты мира, с которыми, как правило, складывается то тёплое коллегиальное общение.

- Ходят слухи, что Вы собираетесь открыть школу Динары Алиевой…

Это в долгосрочных планах. Меня все спрашивают, а где я провожу обучение детей, молодежи. Поэтому вижу здесь новое поле своей деятельности, но эти планы чуть позже. Я сама – выпускница известной азербайджанской школы имени Бюль-Бюля по классу фортепиано и консерватории, где училась в классе знаменитой певицы Хураман Касимовой. Что касается краткосрочных планов - я стараюсь выступать на различных фестивалях, ездить с сольными программами по всему миру. Мне приятно осознавать, что после моих концертов у людей появляется интерес к культуре моей страны - Азербайджану, и к России, где я живу и работаю. Россию я очень люблю. Я стараюсь достойно представлять Россию и Азербайджан на гастролях по всему миру не только как певица, но и как человек, в повседневной жизни. А самый важный, сложный и долгожданный сейчас для меня проект – создание собственного фестиваля.

- Это интересно…

Работа над фестивалем практически завершена. Мы наметили концерты пока только в Москве. В перспективе хотелось бы включить в фестивальную орбиту и Санкт-Петербург, Прагу, Будапешт, Берлин. Международный музыкальный фестиваль будет называться «Опера Арт». И будущей осенью в рамках фестиваля запланированы мои выступления с Госоркестром России и знаменитым дирижером Даниэлем Ореном. Вместе мы задумали программу «Пуччини-гала». Концерты с Российским национальным оркестром запланированы под управлением Фабио Мастранжело с участием известных отечественных и зарубежных певцов, среди которых будет немало именитых солистов оперы. С Госоркестром под управлением замечательного и уже давно любимого москвичами маэстро Иона Марина представим концертное исполнение оперы «Травиата» Верди. А с всемирно известным тенором Чарльзом Кастроново дадим концерт, который, уверена, порадует москвичей – ведь это будет программа, включающая знаменитые неаполитанские песни и зажигательные испанские сарсуэлы. С Кастроново, кстати, вскоре выйдет DVD с записью «Ласточки» Пуччини в Немецкой опере в Берлине в постановке Роландо Виллазона, где я исполняю заглавную партию Магды, а мой партёр – Чарльз Кастроново. Еще среди почти уже свершившихся планов – выход нового компакт-диска с замечательным, известным на весь мир тенором Александром Антоненко. И, надеюсь, будут новые партии в моём любимом Большом театре.

- Что же Вами движет?

Любовь… Я безумно люблю оперное искусство. Не представляю себя без пения и сцены. Это, пожалуй, для меня сейчас самое главное в жизни – служение оперному искусству. Но, конечно, очень важна моя семья и любовь близких. А ещё… Знаете, всегда надо иметь в сердце мечту. Нельзя останавливаться, необходимо верить в свою звезду, свою судьбу, вот тогда – достигнешь любых целей… Мне, например, очень хотелось бы состояться, помимо Большого театра, и на других ведущих мировых сценах, включая самые престижные. Но если говорить о заветной мечте, то я бы сегодня желала достичь такого творческого уровня, такого мастерства, чтобы тронуть души людей музыкой, которую исполняю, остаться в их памяти. Быть тем, кого помнят по-настоящему, кого приводят в пример последующим поколениям. Конечно, таких людей единицы. Но попасть в их число и войти в историю музыки – вот моя мечта. Мечта движет мною, и она помогает осуществить многие замыслы, которые казались поначалу совсем неосуществимыми.

Азербайджан всегда славился голосами. Рождению талантов, на мой взгляд, способствует южный климат, природный артистизм, темперамент нации и даже природа – море, солнце. Это всё дарит не только хорошую экологию, но и певческий дар. И я сейчас я встречаю очень много молодых вокалистов, у которых прекрасные данные, замечательный, данный природой певческий аппарат. Но они крайне быстро теряют всё это, а причина – в некачественном преподавании. Певцу необходима школа, мастерство, умение обращаться с голосом и понимание своего потенциала. Всему этому должен научить грамотный педагог. А в области академического вокала в Азербайджане таких людей мало, и уровень преподавания классического вокала неизменно падает. И выделить кого-то из новых женских голосов я абсолютно не могу. Похоже, кроме меня никто из оперных певиц на международной арене Азербайджан и не представляет…А вот мужские голоса есть. Мой партнёр по Большому театру Эльчин Азизов активно выступает и в Большом театре, и на крупнейших сценах мира. Практически по всей Европе поёт Аваз Абдулла. Серьёзные перспективы имеет начинающий молодой певец, стажирующийся в молодёжной программе миланского Ла Скала Азер Рзазаде. Разумеется, я общаюсь со многими молодыми певцами Азербайджана, всегда стараюсь помочь и делом, и советом. Конечно, все они мечтают о большой сцене, надеюсь, из их числа кто-то достигнет и международного признания.

- Вам с семьей удается бывать в Баку?

Конечно! Часто бываем, я периодически даю концерты, вот как-то и с Пласидо Доминго в Баку пела. Я стала лауреатом его конкурса и как одна из наиболее интересных для него в творческом плане конкурсанток была удостоена чести совместно выступить с этим великим певцом. Счастлива и горжусь, что это состоялось на родине. И всегда с радостью жду встречи с родным Баку.

- Каким Вы помните город своего детства, Баку?

О… когда я возвращаюсь в Баку, то меня всегда одолевает такая ностальгия! Город сегодня невероятно изменился, стал очень красивым, по-европейски стильным. Но, несмотря на все реконструкции, сохранилась какая-то невероятно тёплая, радушная атмосфера. Этакий аромат южного гостеприимства, который словно витает в воздухе и завораживает всех. Моё детство и юность прошли в центре города, совсем недалеко от исторических кварталов, и для меня эти старые, петляющие улочки, этот исторический Баку – самая настоящая родина, колорит и своеобразие которой навсегда сохраняются в моём сердце.

- Вы потрясающе красивая женщина, у вас есть эталон женской красоты?

Спасибо за комплимент!.. В женской красоте, думаю, важны не только внешние данные. Красивое лицо, статная фигура, хорошие манеры - всё это, несомненно, важные составляющие женской красоты. Но, что бы ни говорили мужчины о том, что они предпочитают любить «дурочек», у красавицы обязательно должен быть интеллект и кругозор. Не стану говорить про ум – пускай это качество будет прерогативой мужчин. Но вот внутреннее содержание, которое наполняет красивую оболочку, это необходимо. И эталоном в таком сочетании одухотворённой внутренним горением внешности для меня всегда была Мария Каллас…

Помню, я была невероятно польщена, когда после выступлений на конкурсе имени Каллас в Афинах в прессе меня сравнили с этой великой певицей и даже как-то назвали «второй Каллас!» А вообще, на тему того, что такое красота, есть замечательное четверостишие у прекрасного и незаслуженно мало известного поэта Николая Заболоцкого. Эти стихи – исчерпывающий ответ про вопрос о красоте:

«…что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»

- Вы знакомы с первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой?

К сожалению, не имела чести быть представленной лично. Однако, восхищаюсь теми многочисленными инициативами, которые возникают благодаря вниманию первой леди Азербайджана к культуре и к музыке. Вижу, как много нового происходит в искусстве страны и горжусь тем, что моя Родина является одной из самых, на мой взгляд, прогрессивных на постсоветском пространстве республик в развитии социально-культурной политики. Поверьте, я много езжу, гастролирую, и такого множества проектов, как это я вижу в Азербайджане, направленных на сферу искусства нет, пожалуй, нет нигде! При поддержке госпожи Алиевой создано огромное количество музыкальных школ, материальной базе которых могут позавидовать иные ВУЗы. В Баку проводится международный фестиваль имени Мстислава Ростроповича, набирает обороты Габалинский международный фестиваль классической музыки, на который приезжают крупнейшие артисты со всего мира, решается вопрос о реконструкции старейшего оперного театра, и уже построен целый ряд крупных кино-концертных комплексов, отвечающих самым современным требованиям сценографии, где будут проходить самые серьёзные творческие проекты, как эстрадные, так и академические. Пропаганде музыкального искусства способствовало и проведение в Баку конкурса «Евровидение»…При содействии Мехрибан Алиевой очень много делается для того, чтобы искусство в стране соответствовало международному уровню.

- Поддерживаете связь с родственниками в Азербайджане?

Самые близкие мне люди теперь живут в Москве, но в Азербайджане осталось множество друзей, добрых коллег и знакомых. Я чувствую, как замечательно ко мне относится азербайджанская публика. Наконец, там – могилы предков, отца, который, к сожалению, очень рано ушёл от нас… Всё это – неразрывные связи, которые невозможно оборвать. Так что Азербайджан всегда в моей душе!

СПРАВКА: Известная российская оперная певица, заслуженная артистка Азербайджана Динара Алиева родилась 17 декабря 1980 года в Баку. С 2002 - солистка Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. С 2009 года - солистка Большого театра России. В репертуаре Динары Алиевой такие партии, как Татьяна «Евгений Онегин», Виолетта «Травиата», Донна Эльвира «Дон Жуан», Мими «Богема», Элеонора «Трубадур», Микаэла «Кармен», Марфа «Царская невеста», Недда «Паяцы». Динара Алиева покорила сцены Венской Государственной оперы, DeutscheOper в Берлине, театров Франкфурта и Штуттгарта, Риги и многих других городов.

культура: Как проходят репетиции «Ласточки» - не самой известной оперы Пуччини?
Алиева: Замечательно. Со многими, кто занят в спектакле, я уже работала. С Роландо Виллазоном пела в прошлом сезоне в «Евгении Онегине» Венской оперы. Тогда он и пригласил меня на «Ласточку». Я восхищаюсь этим певцом, его поразительным актерским мастерством. Да и по-человечески Роландо невероятно позитивен, он буквально заражает обаянием всех окружающих. «Ласточка» для Виллазона - не первый режиссерский опыт, и, казалось бы, как мировая звезда он должен проявлять снисходительность к коллегам. Но нет. Прорабатывает каждую деталь, оттачивает фразировку, отслеживает все нюансы. Виллазон-режиссер внимателен к партитуре, нестандартно выстраивает характеры. Великолепно показывает артистам то, что хочет видеть, «проживает» и женские, и мужские роли, проигрывает мизансцены. Словом, на глазах создает захватывающий театр одного актера - кино можно снимать!

культура: А Ваша куртизанка Магда - какая? Часто ее называют слепком с вердиевской Виолетты, только без трагической окраски...
Алиева: Героиня Пуччини довольно однопланова. Виллазон же стремится подчеркнуть ее неоднозначность: Магда искренне влюблена, но не находит сил вырваться из привычной жизни куртизанки.

культура: Выбрать между любовью и богатством бывает непросто. Однажды Вы сказали, что слабый пол сильнее мужчин. Слышать такое из уст восточной женщины, по меньшей мере, странно.
Алиева: Сила женщины - в умении показать свою слабость. Не в прямолинейном движении к цели, а в способности обойти препятствие. Ей не к лицу брутальность, она не должна быть защитницей и добытчицей. Это прерогативы мужчины.

Что касается восточного воспитания, то сегодня это, скорее, клише. Зачастую под ним понимается поведение, основанное на консервативной морали и строгом диктате традиций. Но, позвольте, разве в христианских семьях придерживаются иных взглядов? Я чту и сохраняю семейные традиции, хотя вполне современна и не сижу дома в платке. Не позволю себе на сцене каких-то вольностей, но передать высокие человеческие чувства, выразить по-настоящему страстную любовь готова всегда. Ведь я же артистка.


культура: Звездный путь Вам предсказала Монтсеррат Кабалье...
Алиева: Наша встреча произошла в Баку, где я участвовала в ее мастер-классе. Кабалье я воспринимала как богиню. Именно ее отзыв во многом определил мою судьбу. Она назвала меня «золотым голосом», чем вселила уверенность: я стала стремиться на конкурсы, решила завоевать Москву - петь в Большом театре.

культура: С кем еще из великих перекрещивались Ваши пути?
Алиева: Мне несказанно везло на встречи. Счастлива, что была представлена Елене Образцовой, присутствовала на ее мастер-классе. Наше общение с Еленой Васильевной не прерывалось, последние годы мы выступали вместе. В ее уход невозможно поверить...

Несколько раз я пела с Пласидо Доминго, в том числе на концерте в Баку. Неоднократно солировала с выдающимся хоровым дирижером Виктором Сергеевичем Поповым, с оркестрами Темирканова, Плетнева, Спивакова, Башмета.

культура: Вы штатная солистка Большого театра, много гастролируете. Вас уже можно назвать мировой знаменитостью?
Алиева: На весь мир пока не претендую. А тем, что, к примеру, в Греции меня любят и называют второй Марией Каллас, горжусь. Да и в России, судя по отзывам критиков и коллег, у меня сложилась хорошая репутация. В Большом участвую в «Травиате» Верди, «Богеме» и «Турандот» Пуччини, «Царской невесте» Римского-Корсакова. Уже не первый сезон связана контрактами с оперными театрами Вены, Берлина, с Баварской и Латвийской операми. В Пекинском оперном театре запланировано мое участие в постановке «Русалки» Дворжака. В родном Азербайджане выступаю с концертами, стараюсь привлечь туда на гастроли своих коллег.

культура: Чувствуете ли силу азербайджанского братства в Москве?
Алиева: Связи с диаспорой естественны. Практически никто не обходится без помощи соотечественников. Представьте: девочка из солнечного южного города, где все ее передвижения ограничивались шаговой доступностью, оказывается в мегаполисе. Огромные расстояния, массы людей, бесконечно длинные проспекты и перенаселенное метро - стресс для любого, кто жил до этого в других ритмах.

культура: За границей Вас воспринимают как азербайджанскую или как российскую певицу?
Алиева: В мире принадлежность артиста к той или иной культуре определяется по его постоянному месту работы. Я служу в Большом театре, поэтому для зарубежных слушателей и импресарио я российская певица.

культура: Большой театр - большие амбиции и жесткая конкуренция. Как с этим уживаетесь?
Алиева: Прошла хорошую «закалку». В тринадцать лет у меня появился первый педагог по вокалу, которая мне постоянно повторяла: «Ты будешь прозябать в провинции со своей бесхарактерностью». Я была ранимым, домашним ребенком, часто плакала и переживала, но какая-то неведомая сила заставляла меня снова идти на уроки, преодолевать себя, терпеть и не сдаваться.

Во время учебы в Бакинской консерватории я была отобрана на главную и непростую партию Леоноры в постановке «Трубадура» на сцене Азербайджанской оперы. Тогда столкнулась с завистью и кривотолками. С тех пор к пересудам мне не привыкать, выработала иммунитет.

Конечно, в Большом - все большое: и конкуренция, и борьба амбиций. Не могу сказать, что все дается легко. Очень помогает мой педагог, профессор Светлана Нестеренко - наставник тонкий, мудрый, заботливый. Я и сама ежедневно работаю над собой, возвращаюсь к уже спетым партиям. Близкие считают меня перфекционисткой, но я знаю, что без постоянного самосовершенствования нет дороги вперед. Правда, нравиться всем невозможно. Вижу немало примеров, когда определенные менеджеры от культуры решают, кому можно петь, кому - нет, и я знаю своих недоброжелателей.

культура: Слухи о том, что Вы - родственница Гейдара Алиева, и этим объясняется Ваш стремительный взлет, раздражают?
Алиева: Ну, не доказывать же мне каждый день, что мы однофамильцы. Алиевы - очень распространенная в Азербайджане фамилия. Папа служил в театре гримером, но играл на фортепиано, импровизировал, мог подобрать любую мелодию. Он и инициировал мое обучение музыке. Мама тоже натура артистическая: работала хормейстером в музыкальной школе, по второй профессии - режиссер. В юности она даже поступила в ГИТИС, однако родители ей категорически запретили учиться на актерском факультете. Возможно, то, что я оказалась на сцене, - воплощение и маминых устремлений. Даже выбирая мне имя, мама думала о своих любимых актрисах. Меня назвали в честь Дины Дурбин, но в итоге Дина трансформировалась в Динару.

культура: Меломаны активно обсуждают появление нового музыкального фестиваля и связывают его с Вашим именем.
Алиева: Надеюсь в скором времени презентовать в Москве собственный оперный смотр. Буду приглашать известных артистов-друзей, устраивать концерты не только в столице, но и в Санкт-Петербурге, Праге, Будапеште, Берлине. Говорить о подробностях пока рано. Могу только сказать, что в Москве запланировано выступление с Госоркестром России и знаменитым дирижером Даниэлем Ореном - сообща мы задумали программу «Пуччини-гала».

культура: Какие сценические прочтения Вам ближе - консервативные или авангардные?
Алиева: Сейчас царит культ режиссера. Мне такой перевес кажется неоправданным - все-таки в опере главное музыка, певцы, дирижер. Конечно, я не отрицаю современные прочтения. Черно-белый «Евгений Онегин» на сцене Венской оперы отличался минимализмом. В Латвийском театре моя Татьяна становилась непонятым и недолюбленным родителями подростком. Обе интерпретации были доказательны и оправданны, что редкость. Гораздо чаще сталкиваешься с прямолинейным популизмом: Дон Жуан - обязательно с обнаженным торсом и с бьющей через край сексуальностью, маниакально пристающий ко всем. Разве это новация?

Публика хочет видеть академические, «костюмные» постановки. Да и певцы предпочитают работать в красивых костюмах «под старину», в интерьерах архитектурных декораций. Это гораздо увлекательнее, чем рассекать пустую сцену в ночной рубашке.

культура: Рождение ребенка как-то сказалось на Вашем голосе?
Алиева: Конечно. Голос уплотнился, стал больше. Правда, совместить рождение и воспитание ребенка с карьерой сложно. Я всегда хотела детей, и, если бы не стала певицей, то родила бы уже как минимум троих. Слава богу, теперь у меня есть сын.


культура: Не обидно, что занимаетесь искусством для избранных? Ведь опера элитарна. Не хочется, чтобы она становилась доступнее и демократичнее?
Алиева: Все академическое искусство элитарно. Иначе и быть не может - для его восприятия нужно быть образованным человеком. Оперный слушатель должен обладать немалым интеллектуальным багажом. Хотя классические оперы способны трогать людей самого широкого круга. Вот, например, на фестивале Пуччини в чудесном итальянском местечке Торре дель Лаго я пела перед тысячной аудиторией. Правда, Италия - страна, где интерес к опере, как говорится, в крови...

культура: Сейчас Вы полностью заняты в «Ласточке», а когда Вас услышат московские поклонники?
Алиева: Уже в марте состоится концерт с серьезной оперной программой. Буду выступать с прекрасным драматическим тенором Александром Антоненко и Национальным филармоническим оркестром России под управлением Кен-Давида Мазура. В апреле представлю камерную программу в Малом зале Консерватории. Конечно, жду своих спектаклей в Большом театре - «Богемы» и «Травиаты» под управлением маэстро Тугана Сохиева. Он же вскоре встанет за пульт и в «Кармен» Бизе, где я исполню партию Микаэлы.

Азербайджанская и российская певица Динара Алиева появилась на свет в Баку, в семье, имеющей к искусству самое непосредственное отношение. Отец – театральный гример – играл на фортепиано, легко подбирая мелодии и даже импровизируя, мать в юности поступала в ГИТИС, но из-за жесткой позиции родителей бросила актерский факультет и стала хормейстером в музыкальной школе. Тем не менее, почтение к актерскому искусству она сохранила на всю жизнь и даже дочь назвала в честь одной из своих любимых актрис – Дины Дурбин, но позднее имя Дина было трансформировано в Динару.

Обучаться вокалу Динара начала в тринадцатилетнем возрасте. Преподавательница видела талант своей ученицы, но постоянно ругала ее за слабохарактерность, предрекая, что с такими личностными качествами Динара всю жизнь будет «прозябать в провинции». Динара – ранимая девочка – тяжело это переживала, тем не менее, продолжала ходить на занятия.

Музыкальную школу Динара Алиева закончила по курсу фортепиано, занимаясь вокалом факультативно, но чувствовала, что особых высот на этом поприще ей не достичь, а быть «одной из многих» она не желала. В Бакинскую академию музыки она поступила как вокалистка. Два года она обучалась у Румии Кримовой, позднее – у Хураман Касимовой. Судьбоносное событие произошло, когда двадцатитрехлетняя Динара училась в магистратуре: в Баку приехала . Студентов, желающих попасть на мастер-класс к знаменитой певице, было много, Алиева же оказалась последней в очереди, и ее предупредили, что времени мало, нужно спеть лишь одну арию. Она выбрала арию Леоноры из « ». скептически восприняла подобное намерение, но, выслушав Динару, назвала ее «золотым голосом», и заявила, что эту молодую певицу ей нечему учить – ей все дано свыше, и даже пообещала забрать ее в Европу. Это обещание исполнено не было, но с этого времени начинается восхождение Динары Алиевой к вершинам славы.

Алиева стала солисткой Бакинского академического театра оперы и балета, где пела Леонору в « », Виолетту в « », Недду в « » и Мими в « », выступала на концертах, в том числе и за границей. Важным этапом карьеры стало участие в конкурсе им. . Поездка в Грецию чуть не сорвалась по финансовым причинам, но финансовую помощь оказал Муслим Магомаев. На конкурсе публика стоя аплодировала певице в течение двадцати минут и освистала жюри, присудившее ей лишь вторую премию. В Греции певицу любят по сей день, называя «второй ».

На одном из концертов Алиева познакомилась с . Он устроил ей встречу с , приглашал на свои фестивали. Благодаря этому певица была замечена и приглашена в Большой театр на роль Лиу в « », а через некоторое время зачислена в штат. Поначалу было нелегко – ведь в Баку остались родные и друзья, а в Москве у Динары никого не было, и в Большом театре – по словам певицы – «все большое: и борьба амбиций, и конкуренция». Но певица понимала, что если она вернется в Баку, это поставит крест на ее дальнейшей карьере.

В Большом театре Алиева исполнила немало партий: Марфа в « », Микаэла в « », Татьяна, Эльвира в « »… Однако расширяется не только ее репертуар, но и география выступлений. Она поет в Михайловском театре в Санкт-Петербурге, в Латвийской национальной опере, в Штутгарте, Франкфурте, Берлине. Особенно нравится певице выступать в театрах с богатой историей. Важным событием стало для нее первое выступление на сцене Венской оперы. Это было неожиданностью для нее: пришлось заменить заболевшую штатную певицу театра, исполнительницу партии Эльвиры – а ведь венская публика знает « » практически наизусть! Несмотря на волнение, певица выступила успешно. Эльвиру Алиева не раз пела и в других театрах, и ей бывает жаль, что именно эта героиня оперы чаще всего становится жертвой режиссерских вольностей – ведь это самый живой и реалистичный характер в « ».

Все же исполнение партий в операх – достаточно редкое событие для Динары Алиевой, природе ее голоса гораздо ближе итальянская опера. Любимым композитором, чью музыку она чувствует особенно тонко, является для певицы Джакомо Пуччини, близок ей и . Впрочем, певица проявила себя даже в оперетте, исполнив в Большом театре роль Розалинды в «Летучей мыши». Весьма разнообразны концертные программы певицы: арии из опер и оперетт, романсы, азербайджанские и русские народные песни.

Динара Алиева весьма скептически относится к «культу режиссера», царящему в современном оперном театре. По мнению артистки, публике гораздо больше нравятся академические «костюмные» спектакли, чем певцы, «рассекающие пустую сцену в ночных рубашках». Вызывает у певицы беспокойство и уровень музыкальной культуры современного общества. Динара Алиева убеждена, что примитивная массовая музыка потеряла бы изрядную долю поклонников, если бы по телевидению чаще транслировались оперные спектакли.

Музыкальные Сезоны

Динара Алиева

Динара Алиева (сопрано) родилась 17 декабря 1980 года в Баку (Азербайджан). Музыкальную школу окончила по классу фортепиано. В 1998 году поступила в Бакинскую академию музыки, которую окончила в 2004 году.

Певица удостоена наград международных конкурсов: имени Марии Калласс (Афины, 2007, вторая премия), Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2007, вторая премия), Галины Вишневской (Москва, 2006, диплом), имени Бюль-Бюля (Баку, 2005, третья премия). В результате выступления на конкурсе имени Бюль-Бюля Динара Алиева также удостоена почетной медали Международного фонда музыкальных деятелей Ирины Архиповой, возглавлявшей жюри состязания. По итогам выступления на Восемнадцатом международном фестивале «Рождественские встречи в Северной Пальмире» (2007 г.) артистка удостоена художественным руководителем фестиваля Юрием Темиркановым специального диплома «За триумфальный дебют».

Динара Алиева принимала участие в мастер-классах Монсеррат Кабалье, Елены Образцовой. В настоящее время продолжает совершенствовать мастерство под руководством профессора С.Г.Нестеренко.

С 2004 года Динара Алиева – солистка Бакинского оперного театра оперы и балета, где исполняла ведущие партии в целом ряде спектаклей, среди которых Леонора («Трубадур» Верди), Мими («Богема» Пуччини), Виолетта («Травиата» Верди), Недда («Паяцы» Леонкавалло).

С 2007 года Динара Алиева является членом Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

Продолжая сотрудничество с Бакинским театром оперы и балета, певица осуществляет активную концертную деятельность и выступает как оперная солистка на сценах ведущих оперных театров и концертных залов в России и за рубежом.

Разнообразные камерные программы и выступления с оркестрами артисткой неоднократно проводились в Баку, а также в разных городах России – Иркутск, Ярославль, Екатеринбург, Санкт-Петербург и др.

Динара Алиева неоднократно принимала участие в концертных программах, посвященных встречам на высшем уровне правительственных делегаций России и Азербайджана, в частности, в октябре 2004 года участвовала в концерте, посвященном Дням культуры Азербайджана в Государственном кремлевском дворце в Москве.

Сольные концерты Динары Алиевой проходили на лучших академических сценах Москвы: в Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, в Камерном и Светлановском залах Московского международного Дома музыки. Принимая участие в разнообразных оперных гала-концертах, певица регулярно представляет различный оперный и камерный репертуар на сценах Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени П.И.Чайковского в Москве, Малого и Большого залах Санкт-Петербургской филармонии.

Принимала участие в исполнении Реквиема Верди в Ярославской филармонии совместно с Всемирным хором ЮНЕСКО, хором Академии хорового искусства (художественный руководитель Виктор Попов) и Ярославским симфоническим губернаторским оркестром, дирижер – Мурад Аннамамедов (март, 2007).

В качестве оперной солистки Динара Алиева исполняла главные партии в постановках Михайловского театра в Санкт-Петербурге (Виолетта, «Травиата» Верди, 2008г.), Бакинского оперного театра (Виолетта, «Травиата» Верди, 2008г.), Штуттгартского оперного театра (Микаэла, «Кармен» Бизе, 2007г.). Певица участвовала в концертном исполнении оперы «Травиата» Верди (партия Виолетты) в Большом концертном зале в Салониках (Thessaloniki Concert Hall), посвященном 30-летию со дня смерти Марии Каллас и объединившем лучшие исполнительские силы Греции и приглашенных солистов из разных стран Европы. Принимала участие в юбилейном гала-концерте Елены Образцовой в Большом театре России (2008г.).

Динара Алиева постоянно сотрудничает с ведущими российскими дирижерами и симфоническими оркестрами, среди которых Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского, Владимир Спиваков и камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Марк Горенштейн и Государственный академический симфонический оркестр России, Юрий Темирканов и симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Николай Корнев и Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр. Многолетнее сотрудничество связывает певицу с пианистом Денисом Мацуевым, с которым Динара Алиева неоднократно выступала в Москве, Баку, Иркутске, Еактеринбурге, представляя не только академический, но и джазовый репертуар.

Динара Алиева регулярно принимает участие в международных музыкальных фестивалях, среди которых «Крещендо» (художественный руководитель Денис Мацуев), «Рождественские встречи» и «Площадь искусств» (художественный руководитель Юрий Темирканов), «Музыкальный олимп».

Гастроли Динары Алиевой с успехом проходили в разных странах Европы и в США. Среди зарубежных выступлений певицы в гастроли по Италии с оркестром Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, участие в гала-концерте фестиваля «Крещендо» в парижском зале «Гаво» (2007г.), в концерте фестиваля «Музыкальный олимп» в нью-йоркском «Карнеги-холл» (2008г.).

Незаурядный талант и блистательное мастерство певицы, яркий артистизм и необыкновенное обаяние, удивительно сильный голос, покоряющий публику невероятным богатством тембра и красотой звучания, – всё это уже сегодня по праву возводит Динару Алиеву в ранг единичных явлений в оперном искусстве. Певица стремительно и уверенно завоёвывает лидирующие позиции как на отечественной, так и на мировой оперной сцене. Важно вдвойне, что это – итог вдумчивой и самоотверженной работы артистки, чуждой внешней стороны успеха и стремящейся к полной самоотдаче в искусстве.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Динара Алиева" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Алиева. Динара Алиева азерб. Dinarə Əliyeva Полное имя Динара Фуад кызы Алиева Дата рождения … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Алиева. Динара Алиева азерб. Dinara Əliyeva Дата рождения 17 декабря 1980(1980 12 17) (30 … Википедия

    - (азерб. Əliyeva) азербайджанская и дагестанская фамилия, женская форма фамилии Алиев. Алиева, Динара (род. 1980) азербайджанская оперная певица (сопрано). Алиева, Зарифа Азиз кызы (1923 1985) азербайджанский офтальмолог,… … Википедия

    Азербайджанский народный танец под музыку народных инструментов во время фестиваля «Евровидение 2012» в Баку … Википедия

    Dinara Alieva - Born 17 December 1980 (1980 12 17) (age 30) Baku, Azerbaijan Genres Classical and opera soprano Years active 2002–present Dinara Alieva (Azerbaijani … Wikipedia

    Музыкальный фестиваль «Crescendo» ежегодный форум молодых российских музыкантов, фестиваль нового поколения русской исполнительской школы. Проводится Министерством культуры Российской Федерации, Российским государственным театральным… … Википедия

    Назарбаев, Нурсултан - Президент и верховный главнокомандующий Вооруженными силами Казахстана Президент и верховный главнокомандующий Вооруженными силами Казахстана. Доктор экономических наук. Руководит страной с 1989 года, когда занял должность первого секретаря… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Алиев фамилия, происходящая от мусульманского имени Али. Распространена на территории бывшего СССР. Содержание 1 Алиев 1.1 А 1.2 В 1.3 Г 1.4 … Википедия

    XXVII Чемпионат мира по художественной гимнастике 2005 проходил в Баку (Азербайджан), с 3 по 10 октября 2005, в спортцентре имени Гейдара Алиева. Содержание 1 Участники 1.1 Индивидуальное первенство … Википедия

    Нурсултан Абишевич Назарбаев Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев … Википедия