Художественная литература в подготовительной группе. Чтение художественной литературы в подготовительной группе: картотека, рекомендуемая литература

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе по ознакомлению с художественной литературой

Беседа «Откуда пришла книга»

Цель: познакомить с разнообразием книг (в прошлом и сейчас), дать детям понятие как делается книга. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Филипок»

Цель: донести до сознания детей замысел автора- стремление к учению естественно для крестьянского ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, человек«дела»

Аппликация «Школа»

Цель: учить составлять из геометрических фигур разнообразные архитектурные постройки.

Выставка «Какими бывают книги»

Цель: познакомить с разнообразием книг, их оформления.

ЦВЕТЫ САДОВЫЕ

Заучивание А.К.Толстого «Колокольчики»

Цель: Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны.

Обогащение лексики признаками и действиями предметов.

Развитие диалогической речи.

Закрепление названий полевых цветов.

Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

Чтение стихотворений Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

Цель: вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы,учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных тестов.

Рисование «Любимый цветок»

Цель:передавать изображение цветов по прочитанным произведениям

Выставка детских рисунков «Мой цветок»

Цель:учить любоваться красотой природы, радоваться за полученный результат

ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Пересказ Л.Н.Толстого «Косточка»

Цель:учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их. Учить пересказывать близко к тексту.

Чтение Н.Носова «Огурцы». Рассматривание иллюстраций, знакомство с творчеством

Цель:познакомить детей с творчеством Н.Носова с его биографией.Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения.

Лепка «Фрукты и овощи»

Цель:вызвать интерес к реальному изображению овощей и фруктов.

Выставка творчества Н.Носова

Цель:познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

ЯГОДЫ

ГРИБЫ

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Цель: уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.

Вечер загадок «В грибном царстве, в ягодном государстве»

Цель:закрепить, систематизировать знания детей о малых фольклорных формах-загадках, умение самим составлять загадки.

Рисование «Грибное лукошко»

Цель: учить по загадке изображать грибы

Изготовление альбома «Загадки и отгадки»

Цель:учить подбирать соответствующие отгадки

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе

Цель:поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представление о пословицах и поговорках.

Чтение М.М.Пришвина «Лисичкин хлеб»

Цель: учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав.

Рисование по пословицам о хлебе

Цель:учить предавать в рисунке содержание пословиц.

Изготовление альбома «Хлеб всему голова»

ОСЕНЬ

Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы.

Чтение стихотворений про осень, слушание П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь»

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; воспитывать бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»).

Аппликация «Чудо листочки» (составление картины из сухих листьев)

Цель: учить составлять композицию по литературному произведению

Выставка книг и картин «Золотая осень»

Цель: формировать умения воспринимать поэтические произведения в единстве словесного и изобразительного искусства.

ПЕРЕЛЕТ

НЫЕ

ПТИЦЫ

Чтение В.Бианки «Лесные домишки»

Цель:помочь усвоить биологические сведения:приспособленность птиц и животных к определенным условиям, обратить внимание на художественную выразительность, лаконичность и точность описания «домишек».

Театрализация р.н. сказки «Гуси-лебеди»

Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре,подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа;формировать живой интерес к русскому фольклору.

Коллективная аппликация «Лягушка-путешественница»

Цель:передавать понравившийся эпизод сказки.

Изготовление альбома «Любимые герои сказок»

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕЮГА И СЕВЕРА

Пересказ Л.Н.Толстого «Слон»

Цель: воспитывать нравственные качества: жалость к животным, забота о своей семье; расширять кругозор детей.

Чтение Д.Р.Киплинг «Книга джунглей»

Цель:познакомить с творчеством Д.Р.Киплинга

Рисование «Кто живет в джунглях»

Цель: передавать образы реалистичных животных.

Изготовление мнемотаблиц для составления сказок

ОДЕЖДА

ОБУВЬ

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: углублять и расширять знания о творчестве А.С.Пушкина;воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

День рождение Н.Носова. Чтение Н.Носова «Живая шляпа», «Заплатка» (инсценировка)

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).

Рисование по сказкам Пушкина

Цель:развивать творческое воображение передавая образ сказочных героев

1.«Книжкина больница»;

2.Выставка «Моя любимая книжка»

Цель:прививать любовь к художественным произведениям.

ЗИМА

ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕ

НИЯ

Рассказывание р.н.сказки «Снегурочка»

Цель: Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Знакомство с биографией А.С.Пушкина. Чтение А.С.Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Цель: продолжать знакомить с творчеством великого русского поэта; расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина.

Коллективная работа «Елочка»(оригами)

Цель: учить передавать красоту зимнего леса.

Выставка творчества А.С.Пушкина

Цель: познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ

Чтение рассказа Драгунского «Друг детства»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)

Слушание в аудиозаписи А.Барто «Игрушки»

Лепка «Дед Мороз спешит на елку»

Цель: лепить игрушки, которые могут быть в мешке у Деда Мороза.

Выставка «Моя любимая игрушка»

Цель: , учить принимать на себя роль экскурсавода при рассказывании о своей игрушке, прививать бережное отношение к игрушкам.

МЕБЕЛЬ

Чтение С.Маршака «Откуда стол пришел?»

Цель: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Учить подбирать рифмы к различным словам;

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (обыгрывание поделок)

Цель: учить детей отражать в играх события реальной жизни;совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь.

Конструирование из бумаги «Мебель»

Цель: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.

Пополнение атрибутами мебели для сюжетно-ролевой игры

ПОСУДА

Чтение Н.Носова «Мишкина каша»

Цель: воспитывать чувство юмора-умение понимать и ценить юмор, радоваться ему.

Рисование «Золотая хохлома»

Цель: передавать харектерные особенности росписи, закреплять видовое разнообразие посуды

Выставка посуды по видам росписи (хохлома, гжель, Городец)

Цель:расширять знания дтей о видах росписи

ДОМАШ

НИЕ ЖИВОТНЫЕ

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

Цель:учить детей пересказывать текст, точно,последовательно, выразительно, проникаться чувством симпатии к мальчику, видят в его поступке проявление мужества.

Рассказывание р.н.сказки «Хаврошечка»

Цель:помочь дать мотивированную оценку персонажам, обратить внимание на яркость и образность повествования.

Аппликация «Пушистый котенок»

Цель: передавать образ котенка из рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

Изготовление масок животных для театрализации сказок

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Чтение Е. Чарушина «Волчишко»

Цель: пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа;

при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа;

воспитывать понимание эмоционального смысла произведения;

; помочь детям в воспитании чувства бесстрашия.

Театрализация сказки «Сказка про храброго зайца»

Цель:побуждать детей к активному участию в театрализации сказки,учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь.

Рисование «Зайчик серенький сидит»

Цель:учить передавать в рисунке эпизод из жизни животного, через композиционное расположение персонажа.

Изготовление альбома «Узнай и расскажи сказку»

ЗАЩИТ

НИКИ ОТЕЧЕСТВА

Рассказывание р.н.сказки «Никита Кожемяка»

Цель:обратить внимание на характерные особенности героя-стремление прийти на помощь, готовность к защите Родины, вызвать у детей восхищение героем, желание быть похожим на него.

Чтение А.Митяев «Мешок овсянки»

Цель: Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну.

Подарок для папы

Цель:учить проявлять заботу и внимание о близких людях

Персональная выставка работ «Маленький художник»

Цель:воспитывать чувство радости за успехи своих друзей.

СЕМЬЯ

Заучивание Г.Виеру «Мамин день»

Чтение по ролям С.Михалкова «А что у вас?», беседа о маме

Цель:учить рассказывать стихотворение по ролям, интонационно выразительно проговаривать фразы.

Рисование р.н.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: воспитывать интерес и желание отображать в рисунке понравившийся отрывок из сказки.

Пополнение группового фотоальбома «Я и моя семья»

ВЕСНА

Чтение М.Пришвина «Золотой луг»

Вечер поэзии «Полюбуйся: весна наступает»

Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; воспитывать любовь к природе.

Рисование «Ранняя весна»

Цель: учить создавать сюжетные композиций на темы окружающей жизни и поэтических

произведений.

Выставка картин-натюрмортов «Цветы»

Цель: пополнять знания детей о цветах, воспитывать чувство прекрасного

Первая неделя апреля

День рождение книги. Викторина по произведениям Н.Носова

Цель: уточнить знания детей о произведениях Н.Носова;

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Чтение Н.Носова «Фантазеры». Вечер фантазий «Чья история смешнее»

Цель: помочь проникнуть в замысел рассказа- веселая добрая фантазия доставляет радость, ложь-неприятность, огорчение, помочь осознать смысл слова«фантазеры», учить самостоятельно придумывать смешные ситуации.

Лепка «Фантастический сказочный герой»

Цель: учить создавать фантастический образ

Коллаж по произведениям Н.Носова

Цель: закреплять знания детей о творчестве писателя

КОМНАТ

НЫЕ РАСТЕНИЯ

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Чтение Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Цель:уточнить знания о творчестве Г.Х.Андерсона,учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки и их поступки.

Аппликация «Цветок»

Цель:учить составлять необычный фантазийный цветок.

Изготовление альбома «Мой любимый мультфильм»

ВРЕМЕНА ГОДА

(ОБОБЩЕНИЕ)

Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрываются почки»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух.

Составление описательного рассказа по пейзажной картине «Май.Облачко» В.Подлянского

Цель: учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,используя разные типы предложений;обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать в их речи глаголы, синонимы и антонимы.

Рисование «Цветущая весна» (пальчиковая техника)

Цель:учить передавать поэтическое весеннее настроение.

Оформление галереи картин о весне

Цель:учить соотносить литературный отрыврк о весне с соответствующей пейзажной картиной

НАСЕКО

МЫЕ

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

подвести к пониманию аллегории басни,идеи;воспитывать чуткость к образному строю языка басни;понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Чтение с последующим пересказом В.А. Сухомлинского «Пусть будут и соловей и жук»

Цель: познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского;развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное;

воспитывать уважение к окружающим, дружелюбие;

учить диалогической речи при пересказе.

Рисование по басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель:учить предавать образы героев в сюжете

Выставка «Животные в сказках»

Цель: знакомить с выразительностью образов животных разных художников

РЫБЫ

ПОДВОД

НЫЙ

МИР

Рассказывание р.н. сказки «Царевна-лягушка»

Цель: продолжать развивать поэтический слух:умение слушать и выделять в тексте выразительные средства.

Викторина «Мы любим сказки»

Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

закрепить знания о малых фольклорных формах.

Коллаж «Поможем бабушке и дедушке вспомнить сказки»

Цель:

учить создавать композицию из героев различных сказок.

Выставка детских рисунков «Рисуем сказки»

Цель: развивать творчество, фантазию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методика реализации задач образовательной области «Чтение художественной литературы»

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы».

Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующих федеральных государственных требованиях для реализации содержания образовательной области «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Актуальность и востребованность данной проблемы определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования. Поэтому была определена тема моей творческой разработки «Содержание психолого-образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями».

Цель: выявить методические особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».

Уточнить формы работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы».

Выявить интеграцию образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями.

1. Психолого-педагогическая работа по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»

Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее» - писал В.Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления .

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Народ - непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: « Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; « «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпоковать, кто его переколпакует, тому полкопака гороху». Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок - эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых .

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование, по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания:

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений .

Поддерживание интереса к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики.

Закрепление представлений о жанровых особенностях художественных произведений, развитие умений анализировать тексты.

Поощрение творческих проявлений в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности.

Развитие литературной речи.

Приобщение к словесному творчеству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

2) В условиях реализации ФГТ любая примерная программа включает образовательную область «Чтение художественной литературы». В программе «Успех» говорится, что это образовательная программа нового поколения, разработка которой осуществляется в соответствии с законом «об образовании» и учитывающая социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей. В центре программы-ребенок начала двадцать первого века. «Успех» основывается на фундаментальных положениях мировой науки о детстве, отечественной научной психолого-педагогической школы (культурно-историческом деятельностном, личностном подходах к образованию детей дошкольного возраста). Основными моделями организации образовательного процесса являются деятельность взрослого и самостоятельная деятельность детей. Главным результатом освоения Программы и показателем полноценного, всестороннего развития ребенка является целостный «социальный портрет» дошкольника 7-ми лет. Программа учитывает принцип интеграции образовательных областей, отражающий особенности восприятия и усвоения ребенком-дошкольником образовательного материала .

В программе «Детство», на основе которой составлена основная общеобразовательная программа моего ДОУ, основной акцент сделан на деятельный подход в реализации содержания программы в условиях активного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Программа разработана на принципах единства всего живого, имеет светский гуманистический характер и направлена на формирование нравственных и гуманных чувств и элементов нравственно-гуманного поведения. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется линия творчества. Задача программы « Детство» - пробудить творческую активность ребенка, стимулировать развитие воображения, желание включиться в творческий процесс.

Педагогическая технология программы базируется на принципах субъект - субъективного взаимодействия педагога с ребенком. Индивидуально-дифференцированный подход предполагает признание педагогом индивидуальных темпов развития каждого воспитанника и создание условий для естественного индивидуального личностного роста.

Авторы программы предполагают, что при построении педагогического процесса основное содержание программы « Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра. Новизна программы « Детство» определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Девиз программы «Чувствовать - Познавать - Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Содержательная связь между разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка .

Анализ психологической работы и собственный педагогический опыт позволил выявить необходимость разработки и реализации технологии по образовательной деятельности «Чтение художественной литературы».

2. Цели и задачи психолого-педагогической работы для освоения образовательной области

Для развития устойчивого интереса к книге как самостоятельному наглядному объекту литературы и создания условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности, в освоении образовательной области определены задачи для детей разного возраста.

Возраст 3-4 года.

развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя и т.п. (Социализация, Познание);

развивать желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами(Коммуникация);

формировать интерес к положительным героям произведений, эпизодам и ситуациям, в которых положительные герои «побеждают» отрицательных, помогают слабым, маленьким и т.п. (Социализация).

побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов (Коммуникация);

развивать желание разговаривать о прочитанном (Коммуникация).

поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз (Коммуникация);

способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой и т.п.) .

Возраст 4-5 лет.

По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):

расширять круг детского чтения за счёт включения произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях (бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях);

формировать способность понимать причинно-следственные связи в прочитанном тексте (например, причины того или иного поступка героя и наступившие последствия) (Социализация, Познание);

приобщать к разговору о книге, героях, их облике, поступках, отношениях (Социализация, Познание, Коммуникация);

развивать творческие способности: дополнять прочитанные книги своими версиями сюжетов, эпизодов, образов (Познание, Коммуникация, Социализация).

По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):

акцентировать внимание детей на отдельных средствах художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества), а также окружающий мир (живой и неживой природы) (Социализация, Познание, Коммуникация);

развивать желание использовать свой читательский опыт (отдельные средства художественной выразительности) в других видах детской деятельности (Социализация, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка).

По приобщении к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):

формировать устойчивый интерес к процессу чтения, запоминанию прочитанного, работе в книжном уголке;

сочетать формирующиеся читательские предпочтения детей с развитием тематического и смыслового разнообразия художественной литературы и фольклор .

Возраст 5-6 лет.

По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):

формировать интерес к многообразию проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах в книгах и в жизни, способность «видеть» в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения (Познание, Социализация, Коммуникация);

развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний (Познание, Социализация, Коммуникация);

развивать способность использовать книжные знания (о человеке, его эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений с другими людьми, об окружающем мире) в других видах детской деятельности(Здоровье, Социализация, Труд, Безопасность, Коммуникация, Познание, Музыка, Художественное творчество).

По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):

стимулировать желание описывать состояние героя, его настроение, своё отношение к событию в монологической форме (Социализация, Коммуникация, Познание);

развивать способность к регулированию громкости голоса и темпа речи в зависимости от того, какого героя или ситуацию ребенок описывает (Коммуникация);

способствовать развитию творческого потенциала: устного иллюстрирования отрывков из текста, додумывания эпизода, сочинения небольшого стихотворения (Познание, Коммуникация).

По приобщении к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):

создавать условия для того, чтобы общение с книгой приносило удовольствие; начинать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);

развивать желание активного участия в процессе чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций и др.; . изучение художественный литература дошкольник

формировать контекстуальное восприятие книги путём включения сведений о писателе, истории создания произведения (Познание);

формировать читательские предпочтения в русле жанрово-тематического многообразия литературных произведений (Познание).

Возраст 6-7 лет.

По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):

формировать потребность в чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в обычных и необычных обстоятельствах, окружающем мире (Познание, Социализация, Коммуникация);

развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывать своё отношение, оценку, делать обобщения и выводы (Познание, Коммуникация);

развивать способность самостоятельно устанавливать временные и причинно-следственные связи событий(Познание);

развивать способность устанавливать в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения, соотнося с личным опытом (Познание, Социализация, Коммуникация);

развивать стремление подражать положительным героям книг, соотносить содержание прочитанного с личным опытом (Социализация);

формировать аналитические способности (сравнивать одинаковые темы, сюжеты в разных произведениях, делать несложные обобщения и выводы, соотносить содержание прочитанного с личным опытом) (Познание, Социализация, Коммуникация). .

По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):

развивать восприимчивость к средствам художественной выразительности, с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего мира (Коммуникация, Музыка, Художественное творчество);

развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности (Познание, Коммуникация).

По приобщении к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):

стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и общением по содержанию прочитанного;

продолжать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);

развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.

В работе по развитию образовательной области для более глубокого изучения мною поставлены задачи:

Формирование потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей.

Повышение профессионального уровня в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе.

Развитие способности к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Внедрение новых форм организации детской деятельности на основании образовательного процесса на основе ФГТ.

Освоение образовательной области «Чтение художественной литературы» в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных методах и приемах. Остановимся на некоторых из них: литературная гостиная, интегрированные занятия, игры-ситуации, творческие встречи, беседы, книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок, конкурсы чтецов, литературные игры и праздники, экскурсии, просмотр диафильмов, мультфильмов, кружковая работа «волшебный мир сказок», проблемная группа, театральная деятельность, практическая мастерская, конкурс, консультации.

3. Методика реализации задач образовательной области «Чтение художественной литературы»

1. Выпускник ДОУ должен проявлять эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научить читать.

2. Называть любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему понравились.

3. Знать фамилии трех-четырех писателей, называет их произведения, объясняет, чем они ему нравятся.

4. Различать основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), имеет представление о некоторых их особенностях.

5. Высказывать свое отношение к образам героев, идеи произведения.

6. Выразительно исполнять литературные произведения.

7. Выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявлять творчество, стремиться к импровизации.

Таблица 1 .

Режимные моменты

Деятельность педагога с семьей

Формы организации детей

Групповые.

Индивидуальные.

Подгрупповые.

Индивидуальные.

Подгрупповые.

Индивидуальные.

Групповые.

Индивидуальные.

Подгрупповые.

Составление рассказов.

Заучивание стихов.

Творческие задания.

Игры-драматизации.

Утренники.

Театральные постановки.

Кукольный театр.

Самостоятельная деятельность.

Чтение прозы, поэзии.

Использование считалок, поговорок в речи.

Игры (познавательные, словесные, развивающие).

Сюжетно-ролевые.

Игры в игровых зонах.

Консультации.

Тематические стенды.

Таблица 2 . Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями»

Образовательная область

Задачи

Физическая культура

1. Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок.

2. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей.

3. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений.

4. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры.

Здоровье

1. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания.

2. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы.

3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения.

Социализация

1. Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации.

2. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование.

3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений.

4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

5. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев.

6. Участвовать в драматизации знакомых произведений.

Безопасность

1. Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.

2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города.

3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.).

1. Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.

2. Воспитывать заботливое отношение к животным.

3. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.

4. Знакомство с трудом взрослых (профессии).

Познание

1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.

2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.

3. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях.

4. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений.

5. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра.

Коммуникация

1. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве.

2. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения.

3. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво.

5. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

Художественное творчество

1. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры - бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу.

2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора.

3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.

5. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке.

6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность.

1. Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи.

2. Развитие образности речи.

3. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа.

4. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

Принцип интеграции образовательных областей является одним из принципов, на которых строится содержание и структура общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Согласно принципу интеграции задачи одной из образовательных областей осуществляется не только в процессе организации образовательной деятельности данной области, но и при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей .

Таблица 3 . Формы образовательной деятельности

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Физическая культура

Утренняя гимнастика «Звериная зарядка» А. Барто.

Физкультминутки.

П/и «Гуси-лебеди».

«Мы веселые ребята».

Народная игра: «Гори, гори ясно!»

Совместный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья» (разучивание стихов, речевок, пословиц).

Здоровье

Использование потешек при проведении гигиенических процедур: «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды...».

«Если носик твой сопит, значит, он совсем забит...».

«Кран, откройся! Нос, умойся!...».

Чтение художественных произведении: «Мойдодыр» - Чуковский;

«Что такое хорошо, что такое плохо?» - Маяковский;

«Девочка чумазая» - А. Барто.

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» после прочтения Чуковского «Айболит».

Досуг: «Путешествие в страну Здоровье».

Социализация

Использование потешек при одевании на прогулку: «Будем быстро одеваться, на прогулку собираться», «Мы во всем порядок любим...».

Дидактическая игра «Назови героев сказки».

Игра-драматизация по русской народной сказке «как зайчишке Тошке скучно было».

«Поэтические чтения» (чтение стихов с детьми и родителями).

Безопасность

Утренняя гимнастика с использованием «Дорожной песни» (ворона мама строгая учила воронят). Беседа по содержанию стихотворения М. Дружинина «Правила дорожного движения».

Чтение: «Мы с Тамарой ходим парой» А. Барто, «Футбольный мяч» А.Усачев.

Сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение» (использование стихов).

Оформление книги «При пожаре звони 03» (использование рисунков и текста, придуманного родителями и детьми).

Познание

На прогулках при проведении наблюдений - чтение стихов о временах года, о животных, о природе.

Использование загадок, поговорок, пословиц, стихов на занятиях по ФЭМП, конструированию, экологии.

Использование стихов при создании построек, например, стихи А. Барто «Строители», «Грузовик», «Самолет».

«Вечер загадок» (тематический: о природе, животных, временах года и т.д.).

Коммуникация

Пересказ сказки «Лиса и кувшин», «Заяц-хвастун».

Заучивание скороговорок, чистоговорок: «Бобр добр до бобрят», «Са-са-са - залетела к нам оса».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Школа» - рассказывание знакомых сказок.

Посещение театра.

Художественное творчество

Использование иллюстраций к художественным произведениям при проведении гигиенических процедур и режимных моментов, например иллюстрации к стихотворению Е.Благининой «Аленушка», К. Чуковского «Мойдодыр».

Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию» (к художественному произведению).

Самостоятельное рисование иллюстрации к знакомым литературным произведениям.

Посещение выставки, музея.

Музыка

Утренняя гимнастика под песню из мультфильма «38 попугаев» «Веселая зарядка».

Музыкально-дидактическая игра: «Угадай, кто позвал?», познавательная игра «Гори, гори ясно!», «Заинька попляшем!».

Использование знакомых песен в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Детский сад», «Театр».

Инсценировка сказки «Золушка».

Труд

Использование потешек при уборке игрушек, вещей «Мы с игрушками играем, их на место убираем...» «Зайчик Саша-скок-поскок, подберет штаны, носок...».

Чтение «Чем пахнут ремесла», «А что у вас?», С.Михалков «Бабушкины руки».

Работы в уголке книги: расстановка книг в соответствии с тематикой, ремонт книг.

Изготовление книжек малышек.

Таблица 4 . Технология использования ху дожественной литературы в играх

Этапы

Знакомство с произведением (чтение, рассказывание, просмотр диафильма, видеозаписи, рассматривание картин и иллюстраций).

Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательная обратная связь (пересказ, настольный театр, подвижная игра с персонажами).

Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности (лепка, рисование, конструирование, изготовление атрибутов для игр).

Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета произведения, театрализованной игры.

Заключение

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает большое содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. При проведении работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» перед педагогами стоят сложные, многоплановые задачи. Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как художественная литература, с одной стороны, расширяет представления дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству; с другой стороны, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важны для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций. Решение основных задач психолого-педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного - сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2012. - 400 с.

3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.:, 2011. - 528 с.

4. Бородич А.М. Методика развития речи: Учебное пособие / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.

5. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Учебное пособие / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 62 с.

6. Детская литература: / Под ред. Е.Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с.

7. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности / А.Н. Леонтьев. - М., 2012. - 314 с.

8. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М., 1999. - 256 с.

9. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А. Лобанов. - М.: Академия. - 2009. - 192 с.

10. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом: // Дошкольное воспитание. - 2012.- №7-с. 101.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этапы развития литературной речи у дошкольников. Роль детской художественной литературы в формировании целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, эстетического вкуса детей. Ее использование в образовательной деятельности ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2015

    Лингводидактические основы словарной работы с детьми. Психологические особенности развития лексической стороны речи. Организация экскурсий, использование дидактических игр, чтение художественной литературы для увеличения словарного запаса ребенка.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Чтение как вид речевой деятельности. Лингвистические особенности художественных текстов. Принципы отбора материала художественной литературы. Методика работы с текстами французской современной художественной литературы. Подготовительные упражнения.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2013

    Основные цели использования художественной литературы на уроках истории. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы. Методика использования художественной литературы.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2004

    Анализ роли художественной литературы в речевом развитии детей. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях. Структура занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии. Методика работы с разными возрастными группами.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2012

    Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы для уроков истории. Методика использования художественной литературы на уроке истории.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2003

    Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе. Определение роль детской художественной литературы в процессе воспитания нравственности. Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2012

    Особенности восприятия дошкольниками художественных произведений. Понятие "формула речевого этикета". Способы развития словаря дошкольников. Педагогическое наблюдение за общением детей на занятиях и в условиях свободного общения, беседы с воспитателями.

    реферат , добавлен 28.10.2011

    Роль художественной литературы в природоведческой работе с дошкольниками. Принципы отбора природоведческой литературы для детей. Использование в работе с дошкольниками произведений русских и белорусских поэтов и писателей. Ознакомление детей с природой.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Значение художественной литературы в воспитании детей. Исследование основных задач детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром. Особенности развития образной речи дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра.

Конспект занятия На тему: «Насекомые луга - бабочка» (старшая группа) Автор работы: Грачева Анна Вячеславовна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ Новоталицкий д/с №1 Ивановская область, Ивановский район, д.Беляницы. Пояснительная записка к занятию: Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: Насекомые луга...

Сюжетно-ролевые игры (старший дошкольный возраст) 1.«Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный...

Консультация для родителей на тему: «Детские страхи» «Мой ребенок боится» . Эту фразу довольно часто приходится слышать психологу от обеспокоенных родителей. Поводы для волнения могут быть весьма разнообразными - ребенок видит страшные сны, отказывается оставаться один в комнате, боится темноты...

Консультация для родителей «Рассказать о войне…» РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ. Нужно ли рассказывать детям о войне? Этот вопрос возникает не только у родителей. КОГДА? Беседа на такую взрослую тему, как война, требует подходящего момента. Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно пояснить...

ПЕРСПЕКТИВНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательная область

«Я и мои друзья»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ главы второй «Как Незнайка был музыкантом» из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; учить понимать мораль и идею произведения; учить оценивать поступки героев; развивать познавательный интерес, интерес к книгам.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

«Чтение художественной литературы»

«Мой город»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение отрывка из книги А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный» - учить отвечать на вопросы по содержанию текста; учить сочинять загадки; закреплять знания детей о правилах дорожного вижения и светофоре, о дорожных знаках;

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

Творческий центр СФЕРА, 2013

«Впечатления о лете. Летние дни рождения»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и обсуждение стихотворений Е. Благинина «Одуванчик». Развивать поэтический слух: формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы» М.

Творческий центр СФЕРА, 2013

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Н.Носова «Фантазёры» Учить детей пересказывать текст; совершенствовать интонационную выразительность речи: добиваться последовательности в изложении содержания; обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, синонимами

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы» М.

Творческий центр СФЕРА, 2013

«День пожилого человека»

29.09-3.10

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа В. Овсеева «Печенье» закреплять представление о жанровых особенностях рассказа; учить самостоятельному пересказу;

учить выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение

закрепить знания о птицах, их окраске

Воронеж, 2014.

Занятие 2, стр. 88

«Осень. Осенние настроения»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворений об осени Е. Плещеева Учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтич. произведений; развивать творческое начало, выразительность речи

О.С. Ушакова. «Ознакомление детей с литературой».

М., издательский центр «Вентана-Граф». стр. 142

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ татарской народной сказки «Три дочери» - учить понимать характеры персонажей; учить воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и я зыка сказки и рассказа;

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

Москва, 2014. Занятие 10, стр. 19

«Страна, в которой я живу»

20.10-24.10

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и заучивание стихотворения Н. Рубцова «Привет, Россия…», разбор содержания пословиц «Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша» учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения; участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст;

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014. Занятие 4, стр. 12

«Моя малая Родина»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога» учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; формировать умение понимать переносное значение пословиц и поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени; расширять знания детей о других народах и национальностях РФ и учить межнациональной толерантности.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014. Занятие 14, стр. 26

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и беседа по сказке Дж. Родари «Дудочник и автомобили». Пересказ сказки. Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть; учить понимать характеры сказочных героев; развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики,

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014. Занятие 17, стр. 30

«Мир игры»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и заучивание наизусть самых известных стихотворений А. Барто и С. Михалкова. Беседа по прочитанным стихотворениям. Систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто и С. Михалкова;

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2014. Занятие 20, стр. 34

«День матери»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны». Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей. Воспитывать любовь к семье.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Воронеж, 2014.

Занятие 2, стр. 63

Тема «Мой мир»

1.12-5.12

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» учить понимать характеры и поступки героев; учить придумывать другое окончание сказки; учить замечать и понимать образные выражения; ознакомить с новыми фразеологизмами; закрепить знания детей о народных праздниках и традициях.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2010. Занятие 8, стр. 17

«Начало зимы»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ отрывка сказки В. Бианки «Синичкин календарь». Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; подбирать по смыслу глаголы; учить пересказывать текст рассказа; прививать любовь к животным и заботу о них.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и заучивание стихотворения К. Чуковского «Елка» - продолжать учить выразительно рассказывать стихотворения наизусть; формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками; развивать поэтический слух; закреплять знания детей о традициях празднования Нового Года.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«К нам приходит Новый год»

22.12-31.12

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Рождественское чудо»

12.01-16.01

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение обрядовой песни «Коляда, коляда, а бывает коляда…»- познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

«Я и мои друзья»

19.01-23.01

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Н. Носова «На горке». Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений; закрепить знания детей о зимних играх и забавах.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Добрые слова друг другу»

26.01-30.01

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Н. Дуровой «Две подружки». Чтение, обсуждение стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились» учить анализировать поступки героев и оценивать характеры персонажей; учить отвечать на вопросы по содержанию текста; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к близким;

Закреплять правила этикета.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2014. Занятие 15, стр. 27

«Мир профессий»

2.02-6.02

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа».

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Воронеж, 2004.

Занятие 3, стр. 11

«Мир технических чудес»

9.02-13.02

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение стихотворения В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею;

развивать образность речи: учить подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить к пониманию значения фразеологизмов, пословиц; закреплять правила безопасного поведения в ежедневной жизни.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014.

Занятие 1, стр.7

«Зима»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает…». Беседа по содержанию стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть; учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Защитники Отечества»

23.02-27.02

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ былины «Три богатыря»
Обсуждение пословиц: « Первое в жизни – честно служить Отчизне», «Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим», «Умелый боец везде молодец», «От военной науки крепнут разум и руки». - познакомить детей с жанром былины, ее языковыми и композиционными особенностями; расширять знания детей о защитниках отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; развивать воображение, поэтический вкус;

воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим нашу Родину.

    В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада» - Воронеж, 2014.

Занятие 3, стр. 76

«Поздравляем мам»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка» учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки; замечать и понимать образные выражения; познакомить с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольешь); воспитывать любовь к устному народному творчеству, народной культуре и традициям.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2014. Занятие 8, стр. 17

«Масленица»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение. Обсуждение и заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна». развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания;

Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениям, активизировать глаголы, синонимы.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Воронеж, 2014.

Занятие 4, стр. 81

«Книжная неделя»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Рассказы Л. Толстого «Лев и собачка» развивать у детей фонематический слух; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; продолжать учить отгадывать загадки

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Весна пришла»

23.03-27.03

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Отгадывание загадок о прочитанных сказках и рассказах. Соотнесение пословиц к прочитанным сказкам и рассказам. - закрепить знания о прочитанных литературных произведениях, о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи: умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014.

Занятие 29, стр. 47

«Юмор в нашей жизни»

30.03-3.04

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Про сома». Учить детей видеть смешное в прочитанном произведении, прививать любовь к поэзии.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Тайна третьей планеты»

6.04-10.04

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ отрывка из книги В.П. Бороздина «Первый в космосе» - познакомить детей с биографической литературой; воспитывать у детей уважение к труду людей, связанных с космосом; сформировать у детей понятия « космическое пространство», «космос»; познакомить с биографией Ю.А. Гагарина

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Скворцы прилетели»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ «Что за птица?». В. Сутеев. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; учить воспринимать образное содержание произведения.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014.

Занятие 1, стр. 52

«Мир вокруг нас»

20.04-24.04

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» - формировать умение воспринимать наиболее яркие выразительные средства в тексте и соотносить их с содержанием; учить подбирать синонимы к глаголам, строить синонимические и антонимические ряды к заданному определению.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«День Победы»

4.05-8.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и обсуждение стихотворений С. Маршака «Быль для детей» и С. Смирнова «Солдат». Заучивание стихотворения «Солдат» наизусть. Воспитывать патриотизм, уважение к защитникам Родины и чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне; учить внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы; учить подбирать определения к слову солдат; развивать у детей произвольное зрительное внимание и память, словесно – логическое мышление, речь и активизировать словарь; - закреплять знания о военной технике.

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет».

Москва, 2014.

Занятие 28, стр. 46

«Наш Пушкин»

11.05-15.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Продолжать знакомство с творчеством поэта; учить делать выводы о жадности; кратко пересказывать содержание сказки с помощью картинок; воспитывать любовь поэзии; активировать словарь.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Права детей в Росси»

18.05-22.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворений о Родине. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к взрослым; познакомить с правами и обязанностями детей;

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы» , 2013

«Мир вокруг нас. Весна».

25.05-29.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна». Развивать образность речи детей, понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.

О.С. Ушакова. «Ознакомление детей с литературой». М., издательский центр «Вентана-Граф». стр. 169