Биография ф м достоевский. Биография

Достоевский Федор Михайлович - гениальный представитель литературного стиля, созданного городским мещанством в условиях разрушения сословно-крепостнического строя и нарождения капитализма.

Р. в Москве в семье лекаря, Михаила Андреевича Достоевского, происходившего из духовного звания. Это была патриархально-мещанская семья дореформенного интеллигентного работника. В обстановке строгой семейной субординации, весьма умеренного материального достатка, покупаемого неустанным трудом и расчетливостью, среди вечных толков о бедности, от которой одно спасенье в знании и труде, протекли детские годы будущего писателя. Труженик-интеллигент, отец Достоевского стремится воспитать таких же работников интеллигентного труда в своих детях. С раннего детства их приучают к книге, внушают к ней любовь и уважение. 14-летним мальчиком Достоевский попадает в одно из лучших частных учебных заведений Москвы, пансион Чермака, по окончании которого [в 1837] отец отправляет его для продолжения образования в Петербург, в Главное инженерное училище. Тогдашний Петербург резко отличался от Москвы, где протекало детство Д. Москва все еще сохраняла патриархальный уклад, которого крепко держалась семья Д. Петербург был уже настоящим капиталистическим городом, ареной ожесточенной классовой борьбы, разрушавшей сословные перегородки, будоражившей человеческую психику соблазном карьеры и фортуны. Для молодого Д. началась тревожная жизнь. Бедный студент, испытывающий хроническую нужду в копейке, охвачен лихорадкой честолюбия, во сне и наяву грезит о богатстве и славе. Он ждет, не дождется, когда кончатся годы семейной и школьной опеки и он, свободный, ринется в борьбу за осуществление своих честолюбивых мечтаний. Выпущенный в 1843 из Инженерного училища Д. поступает на действительную службу в инженерный корпус. Но служба мелкого чиновника ему не улыбается; уже через год Д. выходит в отставку. Он носится с фантастическими проектами предприятий, по его расчету обещающих скорое обогащение; возлагает большие надежды на свои литературные начинания. В крохотной петербургской комнате мелкий, да еще отставной, чиновник, окруженный столичной беднотой, мечется в горячке своих мечтаний. Предпринимательские прожекты оказались радугой мыльных пузырей: богатство не давалось в руки. Но счастье лит-ого успеха улыбнулось Д. В 1845 он заканчивает свой роман «Бедные люди», рукопись к-рого через посредство дружившего с ним Григоровича попадает в руки Некрасова. Восхищенный произведением Д. Некрасов передает рукопись Белинскому, у которого она находит столь же восторженный прием. В 1846 выходит в свет это первое произведение Д., и Белинский пишет о нем статью, как о самом выдающемся произведении своего времени. Безвестный бедный чиновник становится сразу звездой первой величины. О нем пишут, говорят, ему льстят, с ним ищут знакомства, его вводят в великосветские салоны. Но судьба вознесла гениального мещанина на вершину славы лишь для того, чтобы заставить его больнее переносить щелчки сословного неравенства. Достоевский скоро почувствовал, что его плебейская фигура в великосветских салонах играет роль вороны в павлиньих перьях, над к-рой втихомолку подсмеиваются светские остряки. Осознавши в себе гения, плебей остро осознал в себе и члена социально-униженной касты. Он закипел обидой и гневом и резко порвал с аристократическими почитателями его таланта. Созревшее в душе Д. чувство социального недовольства сближает его с кружком более близкой ему демократически и протестантски настроенной интеллигенции, группировавшейся около Петрашевского. Сближение это дорого обошлось Д. Арестованный в 1849 вместе со всеми петрашевцами, он по зверскому приговору царского суда, переживши на эшафоте весь ужас готовящейся свершиться смертной казни, был отправлен в каторжные работы в Омский острог. За коротким периодом славы последовали долгие годы последнего унижения. Целых 9 лет, с 1850 по 1859, ходит Д. по мытарствам Сибири, сначала отбывая 4 года каторги, потом 5 лет дисциплинарной военной службы. По окончании каторги, еще в Сибири, Д. возвращается к литературной работе. Здесь под свежим впечатлением пережитого начаты им «Записки из мертвого дома». С 1859 Д. снова появляется в печати; в «Русском слове» за этот год идет его большая повесть «Дядюшкин сон», а в «Отечественных записках» - роман «Село Степанчиково». В 1860 после бесконечных хлопот Д. получает разрешение вернуться в Петербург. Уже не наивным юношей, а закаленным суровым опытом жизни, созревшим в социальных симпатиях и классовой ненависти человеком, приезжает он снова в Петербург разрешать задачу своей юности, бороться за свое достоинство с бедностью и унижением и сказать новое слово, новую правду - правду бедных людей, правду «униженных и оскорбленных». Свой журнал кажется ему вернейшим средством для осуществления намеченных целей. С лихорадочной энергией берется Д. за хлопоты по организации своего органа, и с января 1861 выходит под его редакцией журнал «Время» (см.). За два с половиной года своего существования это издание завоевывает широкие симпатии в обществе, чему много способствует сам Д. своими статьями и романами. Здесь были напечатаны «Униженные и оскорбленные» и «Записки из мертвого дома» - произведения, вновь выдвинувшие Д. в ряд первоклассных писателей. Успех журнала избавил Д. и от все время тяготевшей над ним нужды. Он обеспечен теперь настолько, что может позволить себе отдохнуть. В 1862 Д. совершает первую поездку за границу. Впечатления этой поездки он выразил в полубеллетристическом произведении «Зимние заметки о летних впечатлениях». Начавшийся довольно благоприятно 1863 год оборвался неожиданной катастрофой, разбившей созданное страшным напряжением энергии благополучие. В мае по распоряжению правительства журнал был закрыт; хлопоты об его возобновлении затянулись на 10 месяцев. Только в марте 1864 Д. сумел выпустить первый номер «Эпохи», явившейся продолжением «Времени». За это время он окончательно запутался в долгах. К тому же «Эпоха» не имела успеха. Материальное положение Д. так запуталось, что в 1865 он буквально бежит от кредиторов за границу, угнетенный разорением и недавней смертью жены. Единственной надеждой на выход из затруднений остается литературная работа, и Д. весь уходит в нее. Он с напряжением и страстью пишет и к 1866 заканчивает свой лучший роман «Преступление и наказание». В том же году выходит первое полное собрание его сочинений в трех томах. Вырученные за это деньги дают возможность кое-как сводить концы с концами, чтобы не попасть в долговую тюрьму. В 1867 Д. вторично женится и тотчас же уезжает за границу, на этот раз надолго - на целых 4 года. Не сладко живется Д. за границей. Беспорядочная кочевая жизнь, тоска по родине, куда не пускают кредиторы, хроническое безденежье действуют на него самым угнетающим образом. Не изменяет положение к лучшему и исключительная лит-ая плодовитость Д. За эти годы созданы такие капитальные вещи, как «Идиот», «Вечный муж» и «Бесы». Не видя никакого выхода из затруднительных обстоятельств и уставши до-нельзя от кочевья в чужих краях, Д. в 1871 вернулся в Петербург. Чрезвычайно трудная обстановка ждала его здесь. Со всех сторон обступили кредиторы, не давая ни отдыха, ни срока. Но теперь Д. приехал в Петербург уже с прочно завоеванным местом знаменитого писателя, которого привлекают к участию в литературных предприятиях. В 1873 Мещерский предложил Д. занять место редактора газеты «Гражданин» на чрезвычайно выгодных условиях. Популярность Достоевского в эту пору так высока, что самые противоположные по своему направлению органы печати ищут его сотрудничества. В 1874 «Отечественные записки» покупают у него роман «Подросток» за вдвое против прежнего повышенный гонорар. С 1876 Достоевский снова начинает выпускать свое периодическое издание, единолично обслуживаемый им «Дневник писателя», дающий крупный доход. К концу 70-х гг. материальное положение Д. становится довольно устойчивым, а среди писателей он завоевывает бесспорно первое место. «Дневник писателя» пользовался огромной популярностью и раскупался нарасхват. Д. становился чем-то вроде пророка, апостола и наставника жизни. Со всех концов России его засыпают письмами, ожидая от него откровения и поучения. После появления в 1880 году «Братьев Карамазовых» и особенно после «Пушкинской речи» слава писателя достигла высшего предела. Но «Пушкинская речь» была лебединой песнью Достоевского - в январе 1881 он умер.

Социальной базой творчества Д. является мещанство, разлагающееся в условиях капиталистического развития. Характер этой общественной группы запечатлелся в отличительных особенностях стиля Д. На стиле Д. лежит печать мрачного трагизма. И это потому, что мещанство, породившее этот стиль, находилось в поистине трагическом положении. С развитием капитализма мещанство оказалось под двойным прессом. С одной стороны, давил пресс сословной неполноправности, пресс принадлежности к социально-униженной касте. С другой - давил капиталистический пресс, превращавший мещанство в мелкую буржуазию, группу экономически крайне неустойчивую, балансирующую между денежной буржуазной верхушкой и городским дном. Вырываясь из-под одного пресса, сбрасывая обидный гнет сословного унижения, мещанин попадал под другой пресс, пресс капиталистической конкуренции, лишь для немногих счастливцев открывавший дверь на верхушку общественной пирамиды, большинство же вытеснявший в подонки общества. Сбросить ярмо сословного унижения, чтобы тотчас надеть ярмо унижения нищеты, - положение поистине трагическое, заставляющее мещанство судорожно метаться в поисках иного, менее обидного выхода.

Чувства обиды, унижения, оскорбления клокочут в душе разлагающегося мещанства, разрешаясь истерической борьбой за честь, принимающей болезненные патологические формы, ввиду явной бесплодности, безнадежности борьбы, и она чаще всего кончается катастрофой. Вот эта катастрофичность и накладывает на все творчество Д. печать трагизма, делает его творчество таким мучительным, мрачным, его талант - «жестоким талантом».

Постоянной темой Д. является истерическая, с мрачной развязкой, борьба за честь униженного в своем человеческом достоинстве мещанина. Мотивы его творчества складываются из многообразных проявлений патологической борьбы за честь. Дикие, нелепые формы принимает эта борьба. Чтобы почувствовать себя настоящим полным человеком, к-рого никто не смеет обидеть, герой Д. должен посметь сам кого-нибудь обидеть. Если я могу, если я смею обидеть, оскорбить, помучить, - значит я человек; если я не смею сделать этого, - я не человек, а ничтожество. Я униженный и оскорбленный мученик, пока сам не унижаю, не оскорбляю, не мучаю - вот одно из патологических проявлений борьбы за честь. Но это еще - только начало, самое невинное проявление личности, заболевшей жаждой чести. Мало быть обидчиком, оскорбителем, чтобы не быть оскорбленным и униженным. Кто умеет только обидеть, развязно наступить ногой на чужое самолюбие, тот еще мелко плавает. Человек в полном смысле слова независим, стоит выше всяких обид и унижений, когда он все может, смеет переступить все законы, все юридические преграды и нравственные нормы. И вот, чтобы доказать, что ему все позволено, что он все может, герой Д. пойдет на преступление. Правда, преступление неизбежно влечет за собой наказание, мучительство неизбежно влечет за собой страдание, но это - страдание уже оправданное. Это - законное возмездие, не оскорбляющее достоинства человека. Не бежать нужно от такого страдания, а смиренно нести его. Даже искать его нужно, любить его, как признак высшего достоинства человека. Так патологическое влечение обидеть, помучить, оскорбить, преступить уживается с таким же болезненным влечением пострадать, претерпеть обиду. Униженный и оскорбленный, рвущийся унизить и оскорбить, мученик, жаждущий мучить, мучитель, ищущий страдания, оскорбитель и преступник, ищущий оскорбления и наказания, - вот стержневой образ, вокруг которого вращается все творчество Достоевского, образ мещанина, корчащегося под двойным прессом сословного бесправия и капиталистической конкуренции.

Судьба этого мещанина, обычно мрачная, разрешающаяся психопатологией, преступлением, смертью, составляет содержание его произведений, начиная с «Бедных людей» и кончая «Братьями Карамазовыми».

Уже с первого произведения определился характерный для Д. ансамбль образов. Это, во-первых, Макар Девушкин, существо которого двоится поровну между вспышками истерического задора и столь же истерического смирения; ведущая с ним переписку Варенька Доброселова с ярко выраженной истерикой смирения и смутно намеченный господин Быков, оскорбитель Вареньки, в котором явно превалируют черты обидчика. Этот ансамбль образов переходит из произведения в произведение, углубляясь психологически и по-разному сочетаясь. Фигура бедного и темного Девушкина, истерически бросающегося от задора к смирению и обратно, эволюционируя и психологически усложняясь, вырастает в Раскольникова и Ивана Карамазова, этих полупреступников, полуподвижников, с чрезвычайно сложной духовной культурой. Этот образ, занимающий центральное место в первом произведении Д., в «Бедных людях», оказывается центральным для большинства созданных им произведений. «Двойник», «Село Степанчиково», «Записки из подполья», «Игрок», «Преступление и наказание», «Вечный муж», «Подросток», «Братья Карамазовы» имеют центральным лицом именно этот двоящийся образ. Неясная фигура обидчика - господина Быкова - вырастает в принципиальных истязателей и преступников, Валковского, Свидригайлова, Верховенского, причем в ряде произведений к нему отходит роль центрального образа, главного действующего лица. Так именно обстоит дело в ранней повести «Хозяйка», романах «Униженные и оскорбленные» и «Бесы», где в центр внимания художник выдвигает именно преступный характер. Наконец и смиренная Варенька открывает собой целую вереницу страстотерпцев, как Вася Шумков или Соня Мармеладова, искателей муки и подвижников, вроде князя Мышкина или старцев - Макара Долгорукова и Зосимы. В повести «Слабое сердце» и в романе «Идиот» Д. поставил этот образ на центральное место.

В своем творчестве Д. воспроизвел все типические для падающего мещанства способы реагировать на враждебную ему действительность, пытаясь выдвинуть на передний план то один, то другой в качестве верного, успешно решающего задачу жизни. Верного среди них не оказалось. Все гнали в подполье, из которого не находило выхода мещанство, обрекшее и своего гениального художника быть гением подполья. Если в мире разлагающегося упадочного мещанства

Д. черпал свои мотивы и образы, если социальное подполье определило тематику его творчества, то оно же определило и характер композиции и самый слог его произведений. Истерическая напряженность, судорожная суетливость, мрачная катастрофичность, свойственные социальным родникам, питавшим творчество Д., создали то вихревое развертывание сюжета, к-рое так характерно для его произведений. Динамизм, напряженная событийность и притом событийность хаотическая, беспорядочная, ошеломляющая всякого рода неожиданностями, - характернейшая черта композиции Д. Эта особенность выражается, прежде всего, в композиционном использовании времени у Д. Действие его произведений развертывается в исключительно короткие отрезки времени, как ни у кого из других классиков русского романа. То, что у них тянется годами, у Д. завязывается и разрешается в несколько дней. Динамизм подчеркивается нагнетанием событий, ростом событийности с каждым днем, катастрофическим их срывом. Мрачный характер происшествий подчеркивается концентрацией их на сумеречные и ночные часы, хаотичность усугубляется манерой повествовать о событиях не в хронологической последовательности, а сразу, вводя читателя в середину действия, в сутолку не мотивированных происшествий, кажущихся нагромождением всякого рода случайностей. Интрига у Д. всегда сложная, запутанная, дразнящая любопытство и захватывающая дух быстротой развития. Он не любит всего, что замедляет, тормозит это развитие: авторских отступлений, обстоятельных описаний. Над всем превалируют действие, жесты, диалог. Из описаний он реже всего пользуется пейзажными обрамлениями, так как с мещанским подпольем, городским дном совсем не вяжется пейзажный фон. Чаще встречаются жанровые описания, густо насыщенные нездоровой атмосферой городских закоулков и притонов; проплеванные «комнаты с мебелью», затхлые харчевни, грязные переулки, по преимуществу в сумерки и ночью, освещенные тусклым светом редких фонарей, - вот излюбленные жанровые зарисовки Достоевского.

Хаотический динамизм, характеризующий композицию произведений, характерен и для их слога. Речь рассказчиков и героев тороплива, лихорадочно суетлива, слова впопыхах громоздятся друг на друга, то образуя нестройный поток предложений, то падая короткими отрывистыми фразами. В суетливом синтаксисе Д. чувствуется надрывная речь путающегося в словах, издерганного жизнью нервно развинченного человека городского подполья. Тревожное и болезненное настроение, возбуждаемое этим суетливым синтаксисом, усиливается мрачным характером поэтической семантики. Наполнение эпитетов, метафор, сравнений Д. черпает в угрюмом, неприветливом мире городских закоулков. У него фонари «угрюмо мелькают, мелькают, как факелы на похоронах», часы хрипят «так, будто кто-то душит их», «каморка похожа на шкаф или на сундук», ветер заводит песню, «как неотвязчивый нищий, просящий подаянья» и т. д.

С таким стилем вступил Д. в русскую литературу, и значение его в истории русской литературы было огромно. Д. начинал свой творческий путь в тот момент, когда в нашей литературе безраздельно царил помещик, когда в нем задавали тон разновидности дворянского стиля. Зарождалось новое непомещичье слово, но оно еще робко жалось в передней «лит-ых аппартаментов», не получая доступа в «парадные комнаты», где вольготно расположились писатели дворянского стиля. Перед «пушкинской плеядой» и «гоголевской школой» неискусные начинающие представители непомещичьего слова, все эти ныне забытые Полевые, Гречи, Павловы, Вельтманы и другие, стушевались, образуя литературную челядь, дребезгу. В устах Д. новое слово обрело небывалую силу, вступило в открытое соперничество со старыми дворянскими стилями, требуя себе места «в салонах русской беллетристики». Д. открывает своим творчеством ту борьбу между помещичьим и буржуазно-демократическим словом в изящной лит-ре, которая к концу XIX века оканчивается решительным торжеством второго. В этом торжестве главную роль сыграл Д. Своими гениальными созданиями он предопределил исход борьбы, стал классиком нового стиля. Для Д. была совершенно ясна выпавшая на его долю историческая миссия. Он сознательно вел борьбу с классовым соперником. «Пишу со рвением, - сообщает он брату еще в начале творческого пути, - мне все кажется, что я завел процесс со всей нашей литературой». И он знает, что это - процесс с помещичьей лит-рой. «А знаете, - писал он Страхову, - ведь это все помещичья лит-ра, она сказала все, что имела сказать, великолепно у Льва Толстого, но это в высшей степени помещичье слово было последним. Нового слова, заменяющего помещичье, еще не было, да и некогда. Решетниковы ничего не сказали, но все-таки Решетниковы выражают мысль о необходимости чего-то нового в художественном слове, уже не помещичьего, хотя и выражают в безобразном виде». Сказать новое, не помещичье художественное слово стремился автор этих строк. И не только сказать новое слово, но и показать ветхость старого. Д. - страстный полемист, каждое его художественное произведение не только утверждение нового стиля, но и подчеркнутое отрицание старого. Его произведения насыщены пародиями на разновидности помещичьего стиля и памфлетами на дворянских писателей. Он дерзко пересмеивает стиль Лермонтова и Гоголя, он вводит в свои романы на карикатурных ролях Грановского и Тургенева.

Глубоко демократическое по форме и содержанию, насыщенное социальным протестом, проникнутое глубоким пониманием социально-униженного, оскорбленного человека и глубоким к нему сочувствием, творчество Д. несло в себе сильный заряд общественно-прогрессивной энергии. Недаром радикальная критика 40-х и 60-х гг. в лице Белинского, Добролюбова, Писарева встречала произведения Д. с горячим сочувствием как сильного союзника в борьбе с социальным неравенством и угнетением. «Честь и слава молодому поэту, муза к-рого любит людей на чердаках и в подвалах», восклицал Белинский в статье о «Бедных людях». И Добролюбов высоко ставил Д. именно за то, что он «со всей энергией и свежестью молодого таланта принялся за анализ поразивших его аномалий нашей бедной действительности и в этом анализе выразил свой высокогуманный идеал». Но в том социальном демократизме, которым проникнуто творчество Д., рядом с высоко прогрессивными моментами уживались и моменты реакционные. Мир униженных и оскорбленных, говоривший устами Достоевского, горел огнем раздражения и разрушения, выполняя этим несомненно революционную роль. Но за этим разрушительным раздражением униженных и оскорбленных не крылось творческой силы. Разрушающий дух падающего мещанства не был духом созидающим. И это в значительной мере обеспложивало революционный пафос, так как бесплодный протест естественно разрешался прострацией и смирением. Пафос социального возмущения превращался в свою антитезу - в пафос социальной покорности, революционное возбуждение сменялось реакционной инерцией. Реакционная струна натянута в творчестве Д. до такого же крайнего напряжения, как и революционная, и производит впечатление болезненного надрывного диссонанса. Эта двуликость и противоречивость творчества Д. и была причиной двойственной оценки его критиками. В эпохи общественного подъема радикальные критики - вроде Белинского, Добролюбова, Писарева - высоко ценили Д., как своего рода революционный ток высокого напряжения, не замечая его ущербности. В эпохи же общественной депрессии, когда эта ущербность резко бросалась в глаза, когда звеневшая в творчестве Д. реакционная струна звучала особенно громко на фоне реакции, как это было напр. в 80-е гг., радикальные критики - вроде Ткачева или Михайловского - развенчивали Д. как катализатора революционной энергии, не замечая вечной чреватости его духом возмущения и революционного взрыва.

И та и другая группа критиков были одинаково правы: каждая видела лицо, которое действительно было у Д. В то же время и та и другая группа были одинаково неправы, потому что видели в нем только одно лицо, по замечая его двуликости, не умея принять и понять его во всей сложности и противоречии. Критическое осмысление Д. прошло полностью путь диалектического развития, всю триаду Гегеля. Тезис этого диалектического движения лежит в критике 40-х и 60-х годов, для которой Д. был «гуманным талантом» и фактором прогресса; антитезис - в критике 80-х гг., для которой Д. был «жестоким талантом» и фактором реакции. Синтез осуществляется в современной марксистской критике, к-рая видит в Д. бунтаря, тяготеющего к смирению, и смиренника, тяготеющего к бунту, революционера, тяготеющего к реакции, и реакционера, тяготеющего к революции.

Гениально сказанное Д. новое, «не помещичье слово» имело большой резонанс в русской литературе. К концу XIX века оно превратилось в огромный многоголосый хор, который заглушает слабеющие голоса помещичьей литературы. Кроме многочисленных подголосков, слабо вторивших Достоевскому, вроде Альбова или Баранцевича, в этом хоре выступают сильные голоса особого тембра, как А. Белого, Сологуба, Андреева, Ремизова и мн. др., в исполнении которых основная мелодия получает новую окраску, звучит свежими, сильными, оригинальными модуляциями. Д. для новой русской лит-ры - основоположная фигура. Он занимает в ней то же центральное место, какое занимал Пушкин в лит-ре дворянского периода. Все писатели дворянского периода в большей или меньшей степени сродни Пушкину; все писатели буржуазного периода русской лит-ры в большей или меньшей степени сродни Д.

Библиография : I. Из собр. сочин. Достоевского лучшие: Юбилейное (25 лет со дня смерти), под ред. А. Г. Достоевской, в XIV тт., М., 1906; изд. «Просвещение», в 23 тт., П., 1914, последние два тома под ред. Л. П. Гроссмана: «Забытые страницы Достоевского» - критические статьи, ранние произведения, варианты и т. п., П., 1916; Собр. сочин., в 12 тт., под ред. Б. В. Томашевского, Гиз, Л., 1925-1929 (особо 2 тт. - письма). Это издание особенно ценно благодаря критически выверенному тексту и приложенным вариантам. Не вошли в собр. сочин. следующие произведения Достоевского: Петербургская летопись (4 фельетона 40-х гг.), с предисл. В. С. Нечаевой, Берлин, 1922; Исповедь Ставрогина, 3 главы из романа «Бесы», М., 1922 (в сборнике «Документы по истории русской лит-ры и общественности», в. I; 2-й вариант «Исповеди» - в журн. «Былое», кн. XIX).

II. Биографические и мемуарные работы : Биография, письма, заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского, Материалы для жизнеописания, собранные Ор . Миллером , Посмертн. изд. сочин., т. I, СПБ., 1883 (там же Страхов М., Воспоминания о Ф. М. Достоевском); Яновский , Воспоминания о Достоевском, «Русский вестник», 1885, кн. IV; Милюков А., Воспоминания о Ф. Достоевском, «Лит-ые встречи и знакомства», СПБ., 1890; Соловьев Вс ., Воспоминания о Ф. М. Достоевском, «Русское обозрение», 1893, кн. I; Врангель А. Е., барон, Воспоминания о Ф. М. Достоевском в Сибири, СПБ., 1912; Кони А., На жизненном пути, т. II, СПБ., 1912; т. IV, Л., 1929; Достоевская А. Г., Дневник 1867, М., 1923; Ее же , Воспоминания, ред. Л. П. Гроссмана, М., 1925. Наиболее значительные воспоминания о Достоевском, а также часть его писем собраны в книге Ч. -Ветринского «Достоевский в воспоминаниях современников, в письмах и заметках», М., 1912 (изд. 2-е, в 2 тт., М., 1923). Критическая лит-ра о Достоевском : Белинский В., Петербургский сборник, изд. Н. Некрасовым, по поводу «Бедных людей», Собр. сочин. Белинского, ред. С. А. Венгерова, т. XI; Добролюбов Н., Забитые люди, Собр. сочин., т. IV, ред. М. Лемке, СПБ., 1912; Писарев Д., Борьба за жизнь, Собр. сочин., изд. Павленкова, т. VI, т. V - Погибшие и погибающие («Записки из мертвого дома»), СПБ., 1913; Ткачев П. Н., Избранные статьи, М., 1929; Михайловский Н., О Писемском и Достоевском, Жестокий талант, Лит-ые и журнальные заметки (3 ст. - первоначально в «Отечественных записках», 1882, IX-Х и 1873, II); Чиж В., Достоевский как психопатолог, «Русский вестник», 1884, V-VI и отд. изд., М., 1885; Миллер Op ., Русские писатели после Гоголя, СПБ., 1886 неск. изд.); Андреевский С., Литературные чтения, 1891; Кирпичников А., Достоевский и Писемский, СПБ., Опыт сравнительной характеристики, СПБ., 1896; Успенский Гл ., Праздник Пушкина, 2 письма. Собр. сочин. Успенского, изд. Маркса, т. VI, СПБ., 1906 и др. изд.; Вересаев В., Живая жизнь, Т. I, М., 1922 (неск. изд.); Анциферов Н. П., Петербург Достоевского, П., 1923; Горнфельд А. Г., Боевые отклики на мирные темы, Л., 1924; Гроссман Л. П. и Полонский Вяч ., Спор о Бакунине и Достоевском, Л., 1926; Религиозно-философские течения в лит-ре о Достоевском : Леонтьев К., Наши новые христиане: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, М., 1882; Мережковский Д., Толстой и Достоевский, т. I - Жизнь, творчество, т. II - Религия (неск. изд.); Его же , Пророк русской революции, СПБ., 1906 (неск. изд.); Волынский А. Л., Книга великого гнева, СПБ., 1904 (неск. изд).; Розанов В., Легенда о великом инквизиторе, СПБ., 1906 (неск. изд.); Шестов Лев , Начала и концы, Сб. статей, СПБ., 1908; Его же , Достоевский и Ницше, СПБ., 1903; Закржевский Л., Подполье, Киев, 1911, Карамазовщина, Киев, 1912, Религия, Киев, 1913; Астров Вл ., Не нашли пути, П., 1914; Абрамович Н. Я., Христос Достоевского, М., 1914; Иванов Вяч ., Борозды и межи, М., 1916; Бердяев Н., Миросозерцание Достоевского, Прага, 1923. Исследования поэтики Достоевского : Борщевский С., Новое лицо в «Бесах» Достоевского; «Слово о культуре», Сб., М., 1918; Гроссман Л., «Вдруг» у Достоевского, «Книга и революция», 1921, кн. XX; Тынянов Ю., Достоевский и Гоголь (к теории пародии), П., 1921 (перепеч. в сб. его ст. «Архаисты и новаторы», Л., 1929); Долинин А., «Исповедь Ставрогина» в связи с композицией «Бесов», Сб. I, П., 1922; Цейтлин А., Повести о бедном чиновнике Достоевского (к истории одного сюжета), М., 1923; Гроссман Л., Семинарий по Достоевскому, М., 1923; Виноградов В. В., Эволюция русского натурализма, Л., 1928; Гроссман Л. П., два тома в Собр. сочин., М., 1928; кроме этих работ см. ниже книги Переверзева и выше - книги Мережковского и Волынского. Марксистская лит-ра о Достоевском : Переверзев В. Ф., Творчество Достоевского, изд. 1-е, М., 1912, изд. 2-е, М., 1922 - последнее со вступительной статьей «Достоевский и революция»; Кранихфельд В. П., В мире идей и образов, П., 1917; Горький М., Статьи 1905-1906, П., 1917; Луначарский А., Достоевский как художник и мыслитель, М., 1923; Горбачев Г. Е., Достоевский и его реакционный демократизм, в сб. «Капитализм и русская лит-ра», Л., 1925; Переверзев В. Ф., Ф. М. Достоевский, М. - Л., 1925; Цейтлин А., Время в романах Достоевского (к социологии композиционного приема), «Родной язык в школе», 1927; кн. V; Его же , «Преступление и наказание» и «Les Mis?rables», Социологические параллели, «Лит-ра и марксизм», 1928, кн. V. Важнейшие сборники статей о Достоевском : Творчество Достоевского, Сб. ст. и материалов, ред. Л. Гроссмана, Одесса, 1921; Творческий путь Достоевского, Сб. ст., ред. Н. Л. Бродского, Л., 1924; Достоевский, Статьи и материалы, ред. А. С. Долинина, Сб. 1-й, П., 1922, Сб. 2-й, Л., 1925. Сборники критической лит-ры : Зелинский В., Критический комментарий к сочинениям Ф. М. Достоевского, 4 чч. (неск. изд.); Замотин И. И., Ф. М. Достоевский в русской критике, ч. 1, 1846-1881, Варшава, 1913.

III. Библиографические указатели произведений Достоевского и лит-ры о нем : Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц, в. I, М., 1903 (неск. изд.); Достоевская А. Г., Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф. М. Достоевского, собранных в «Музее памяти Ф. М. Достоевского», СПБ., 1906. Продолжением этой работы, доведенной до 1906, служит указатель: Соколов Н., Библиография Достоевского, сб. «Достоевский», сб. 2-й, Л., 1925; см. также - Мезьер А. В., Русская словесность, ч. 2, СПБ., 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1925; Его же , Литература великого десятилетия, М. - Л., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, М., 1929. О Достоевском см. также в общих историях русской лит-ры XIX в. - А. Скабичевского, К. Головина, Н. Энгельгардта, ред. Овсянико-Куликовского (т. IV, статья Ф. Д. Батюшкова), В. Львова-Рогачевского, Л. Войтоловского, Я. Назаренко и пр.

В. Переверзев

30 октября (по новому стилю 11 ноября) 1821 года родился известнейший русский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия – Нечаева) происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. С этого момента братья Михаил и Фёдор Достоевский поселяются в Санкт-Петербурге.

Жизнь и творчество писателя по датам

1837 год

Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин , чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург, и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 автор берется за перевод и издание произведения Бальзака – «Евгения Гранде».

Во время учёбы Достоевский часто читал произведения, как зарубежных поэтов – Гомера , Корнеля, Бальзака, Гюго , Гёте, Гофмана, Шиллера , Шекспира, Байрона , так и русских – Державина , Лермонтова , Гоголя и, конечно, Пушкина.

1844 год

Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди»(1844-1845), которое после выхода сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым . Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845-1846) не вызывает абсолютно никаких эмоций, и даже критикуется.

В январе-феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. А. Майкова.

1849 год

22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».

К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения, и сходит с ума.

1850 – 1854 гг.

В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым (известный казахский путешественник и этнограф) и Марией Дмитриевной Исаевой (жена бывшего чиновника по особым поручениям), с которой у него начинается роман.

1857 год

После смерти мужа Марии Дмитриевны, Достоевский женится на ней. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным, и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск, и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение.

1860 – 1866 гг.

Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание» , который пишет по одной главе, и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя заграницу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии, и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 – рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского, император Александр II приглашает его к себе, и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (1879-1880 гг.) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».
28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной.
Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших русских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Владимир Ильич Ленин назвал Достоевского «архискверным» из-за его отношения и к «беспредельщикам» революционерам. Именно их Федор Михайлович изобразил в своем известном романе «Бесы», называя бесами и мошенниками.
  • Во время краткого пребывания в Тобольске, по пути на каторгу в Омск, Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.
  • Жизнь писателя была омрачена постоянным отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами. Федор Достоевский почти всю жизнь писал в долг, то есть под наперед взятый аванс от издателя. В таких условиях у писателя не всегда хватало времени на проработку и оттачивание своих произведений.
  • Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге.

В этой статье мы опишем жизнь и творчество Достоевского: кратко расскажем вам о важнейших событиях. Федор Михайлович появился на свет 30 октября (по старому стилю - 11) 1821 года. Очерк творчества Достоевского познакомит вас с основными произведениями, достижениями этого человека на литературном поприще. Но начнем мы с самого начала - с происхождения будущего писателя, с его биографии.

Проблемы творчества Достоевского можно глубоко понять, лишь познакомившись с жизнью этого человека. Ведь художественная литература всегда так или иначе отображает особенности биографии создателя произведений. В случае с Достоевским это особенно заметно.

Происхождение Достоевского

Отец Федора Михайловича родом был из ветви Ртищевых, потомков Ртищева Даниила Ивановича, защитника на Юго-Западной Руси православной веры. Ему даровали за особые успехи село Достоево, находящееся в Подольской губернии. Фамилия Достоевских берет свое начало именно оттуда.

Однако к началу 19 века обеднел род Достоевских. Андрей Михайлович, дед писателя, служил в Подольской губернии, в городке Брацлаве, протоиереем. Михаил Андреевич, отец интересующего нас автора, окончил в свое время Медико-хирургическую академию. Во время Отечественной войны, в 1812 году, он сражался вместе с другими против французов, после чего, в 1819 году, женился на Нечаевой Марии Федоровне, дочери купца из Москвы. Михаил Андреевич, выйдя в отставку, получил должность врача в открытой для бедных людей, которую прозвали в народе Божедомкой.

Где родился Федор Михайлович?

Квартира семьи будущего писателя находилась в правом флигеле этой больницы. В нем, отведенном под казенную квартиру лекаря, и родился в 1821 году Федор Михайлович. Его мать, как мы уже упоминали, происходила из рода купцов. Картины преждевременных смертей, нищеты, болезни, неустроенности - первые впечатления мальчика, под влиянием которых оформился взгляд на мир будущего писателя, весьма необычный. Творчество Достоевского отражает это.

Обстановка в семье будущего писателя

Разросшаяся со временем до 9 человек семья вынуждена была ютиться всего лишь в двух комнатах. Михаил Андреевич был мнительным и вспыльчивым человеком.

Совершенно другого склада была Мария Федоровна: хозяйственная, веселая, добрая. Между родителями мальчика отношения строились на подчинении капризам и воле отца. Нянюшка и мать будущего писателя чтили свято религиозные традиции страны, воспитывая в уважении к вере отцов будущее поколение. Мария Федоровна рано умерла - в возрасте 36 лет. Она была похоронена на Лазаревском кладбище.

Первое знакомство с литературой

Образованию и наукам уделяли много времени в семье Достоевских. Еще в раннем возрасте Федор Михайлович открыл для себя радость общения с книгой. Самые первые произведения, с которыми он познакомился, - народные сказки Арины Архиповны, нянюшки. После этого были Пушкин и Жуковский - любимые писатели Марии Федоровны.

Федор Михайлович в раннем возрасте познакомился с основными классиками зарубежной литературы: Гюго, Сервантесом и Гомером. Отец его по вечерам устраивал семейное чтение произведения Н. М. Карамзина "История государства Российского". Все это привило будущему писателю ранний интерес к литературе. Жизнь и творчество Ф. Достоевского во многом сложились под влиянием среды, откуда вышел этот писатель.

Михаил Андреевич добивается потомственного дворянства

Михаил Андреевич в 1827 году за усердную и отличную службу был отмечен орденом 3-й степени а еще через год удостоился также чина коллежского асессора, дававшего в то время право человеку на потомственное дворянство. Отец будущего писателя хорошо понимал ценность высшего образования и стремился поэтому серьезно подготовить к поступлению в учебные заведения своих детей.

Трагедия из детства Достоевского

Будущий писатель в юные годы пережил трагедию, оставившую неизгладимый след в его душе на всю оставшуюся жизнь. Он полюбил детским искренним чувством дочку повара, девятилетнюю девочку. Однажды в летний день раздался крик в саду. Федор выбежал на улицу и заметил ее, лежащую в белом изорванном платье на земле. Над девочкой склонились женщины. Из разговора их Федор понял, что виновником трагедии стал пьяный бродяга. После этого отправились за отцом, однако помощь его не понадобилась, поскольку девочка уже скончалась.

Образование писателя

Федор Михайлович первоначальное образование получил в частном пансионе Москвы. Он в 1838 году поступил в находившееся в Петербурге Главное инженерное училище. Закончил его в 1843 году, став военным инженером.

В те годы это училище считалось одним из лучших в стране учебных заведений. Оттуда не случайно вышло множество знаменитых людей. Среди товарищей Достоевского по училищу было много талантов, впоследствии превратившихся в известных личностей. Это Дмитрий Григорович (писатель), Константин Трутовский (художник), Илья Сеченов (физиолог), Эдуард Тотлебен (организатор обороны Севастополя), Федор Радецкий (герой Шипки). Преподавались здесь как гуманитарные, так и специальные дисциплины. Например, мировая и отечественная история, российская словесность, рисование и гражданская архитектура.

Трагедия "маленького человека"

Достоевский шумному обществу студентов предпочитал уединение. Чтение было его любимым занятием. Начитанность будущего писателя изумляла товарищей. Но стремление к одиночеству и уединению в его характере не было врожденной чертой. В училище Федору Михайловичу пришлось пережить трагедию души так называемого "маленького человека". Ведь в данном учебном заведении студентами являлись в основном дети чиновничьей и военной бюрократии. Родители их одаривали преподавателей, не жалея средств. В этой среде Достоевский выглядел чужим, часто подвергался оскорблениям и насмешкам. В его душе в течение этих лет разгоралось чувство уязвленного самолюбия, что отразило в дальнейшем творчество Достоевского.

Но, несмотря на эти трудности, Федору Михайловичу удалось добиться признания и товарищей, и учителей. Все убедились со временем, что это человек незаурядного ума и выдающихся способностей.

Смерть отца

В 1839 году, от апоплексического удара скоропостижно скончался отец Федора Михайловича. Ходили слухи, что это не была естественная смерть - его убили за крутой нрав мужики. Известие это потрясло Достоевского, и с ним впервые случился припадок, предвестник будущей эпилепсии, от которой Федор Михайлович страдал всю жизнь.

Служба в должности инженера, первые произведения

Достоевский в 1843 году, окончив курс, был зачислен в инженерный корпус на службу при инженерной команде Санкт-Петербурга, однако недолго там прослужил. Через год он принял решение заняться литературным творчеством, страсть к которому испытывал давно. Сначала он стал переводить классиков, например Бальзака. Через некоторое время возник замысел романа в письмах под названием "Бедные люди". Это было первое самостоятельное произведение, с которого начинается творчество Достоевского. Потом последовали рассказы и повести: "Господин Прохарчин", "Двойник", "Неточка Незванова", "Белые ночи".

Сближение с кружком петрашевцев, трагические последствия

1847 год отмечен сближением с Буташевичем-Петрашевским, который проводил знаменитые "пятницы". Это был пропагандист и поклонник Фурье. На этих вечерах писатель познакомился с поэтами Алексеем Плещеевым, Александром Пальмом, Сергеем Дуровым, а также с прозаиком Салтыковым и учеными Владимиром Милютиным и Николаем Мордвиновым. На собраниях петрашевцев обсуждались социалистические учения, планы революционных переворотов. Достоевский был сторонником немедленной отмены в России крепостного права.

Однако правительство узнало о кружке, и в 1849 году 37 участников, включая Достоевского, были заключены в Петропавловскую крепость. Их приговорили было к смертной казни, но император смягчил приговор, и писатель был сослан на каторгу в Сибирь.

В Тобольске, на каторге

Он отправился в Тобольск по страшному морозу на открытых санях. Здесь Анненкова и Фонвизина, навестили петрашевцев. Подвигом этих женщин восхищалась вся страна. Они подарили каждому приговоренному по Евангелию, в которое были вложены деньги. Дело в том, что арестантам не позволяли иметь свои сбережения, поэтому это смягчило на некоторое время суровые условия жизни.

На каторге писатель осознал, как далеки рационалистические, умозрительные идеи "нового христианства" от чувства Христа, носитель которого - народ. Федор Михайлович отсюда вынес новый Основу его составляет народный тип христианства. Впоследствии это отразило дальнейшее творчество Достоевского, о котором мы вам расскажем чуть позже.

Военная служба в Омске

Для писателя четырехлетняя каторга сменилась через некоторое время военной службой. Его сопроводили из Омска под конвоем в город Семипалатинск. Здесь жизнь и творчество Достоевского продолжились. Писатель служил в должности рядового, получив затем чин офицера. Он вернулся в Петербург лишь в конце 1859 года.

Издание журналов

В это время начался духовный поиск Федора Михайловича, который в 60-х годах завершился формированием почвеннических убеждений писателя. Биография и творчество Достоевского в это время отмечены следующими событиями. Писатель с 1861 года вместе с Михаилом, своим братом, стал издавать журнал под названием "Время", а после запрещения его - "Эпоху". Работая над новыми книгами и журналами, Федор Михайлович выработал свой взгляд на задачи общественного деятеля и писателя в нашей стране - русский, своеобразный вариант социализма христианского.

Первые произведения писателя после каторги

Жизнь и творчество Достоевского после Тобольска сильно изменились. В 1861 году появился первый роман этого писателя, который он создал после каторги. В этом произведении ("Униженные и оскорбленные") отразилось сочувствие Федора Михайловича к "маленьким людям", которые подвергаются со стороны сильных мира сего беспрестанным унижениям. Приобрели большое общественное значение также "Записки из мертвого дома" (годы создания - 1861-1863), которые были начаты писателем еще на каторге. В журнале "Время" в 1863 году появились "Зимние заметки о летних впечатлениях". В них Федор Михайлович критиковал системы западноевропейских политических убеждений. В 1864 году вышли в свет "Записки из подполья". Это своеобразная исповедь Федора Михайловича. В произведении он отрекался от своих прежних своих идеалов.

Дальнейшее творчество Достоевского

Кратко опишем и другие произведения этого писателя. В 1866 году появился роман под названием "Преступление и наказание", который считается одним из наиболее значительных в его творчестве. В 1868 вышел "Идиот", роман, где была предпринята попытка создать положительного героя, который противостоит хищническому, жестокому миру. В 70-е годы творчество Ф.М. Достоевского продолжается. Широкую известность приобрели такие романы, как "Бесы" (год издания - 1871) и "Подросток", появившийся в 1879 году. "Братья Карамазовы" - это роман, который стал последним произведением. Он подводил итог творчества Достоевского. Годы выпуска романа - 1879-1880. В этом произведении главный герой, Алеша Карамазов, помогая другим в бедах и облегчая страдания, убеждается в том, что самое главное в нашей жизни - чувство прощения и любви. В 1881 году, 9 февраля, Достоевский Федор Михайлович умер в Петербурге.

Жизнь и творчество Достоевского кратко были описаны в нашей статье. Нельзя не сказать о том, что писателя всегда интересовала больше всех остальных проблема человека. Напишем об этой важной особенности, которую имело творчество Достоевского, кратко.

Человек в творчестве писателя

Федор Михайлович на протяжении всего своего творческого пути размышлял над основной проблемой человечества - как преодолеть гордость, являющуюся главным источником разъединения людей. Конечно, существуют и другие темы творчества Достоевского, но оно во многом основано именно на данной. Писатель полагал, что любой из нас обладает способностью творить. И он должен это делать, пока живет, выражать себя необходимо. Теме Человека писатель посвятил всю свою жизнь. Биография и творчество Достоевского это подтверждают.

Творчество писателя оказало огромное влияние на всю мировую литературу, многие философы и писатели впоследствии признавали влияние творчества Федора Михайловича на их мировоззрение. Едва ли кто-то другой мог так искусно раскрыть и показать загадочную человеческую душу.

Детство и юность

Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, имевшего звание штаб-лекаря, Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве, в той самой больнице, где служил глава семейства. И хотя Достоевские жили более чем скромно, сам Федор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни. По вечерам в семье часто устраивали чтения различных произведений: от «Истории государства Российского» до стихотворений Жуковского, а няня Алёна Фролова рассказывала детям сказки народов мира, что и зародило в молодом сердце Федора любовь к литературе. А после получения Михаилом Достоевским права на потомственное дворянство семья обзавелась небольшим поместьем в Тульской губернии и лето проводила там.

Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Отец лично преподавал своим детям латынь, а наемные учителя обучали русской словесности и французскому языку, арифметике, географии, а также Закону Божьему. Кроме того, несколько лет Федор со старшим братом Михаилом обучались в престижном московском пансионе. После того как в 1837 году Федор Достоевский потерял мать, его вместе с братом отправили учиться в Петербург - в Главное инженерное училище. Но сам Федор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к поэзии и литературе.

Окончил училище будущий писатель в 1843 году и был сразу зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но служба по специальности продлилась всего около года, окончательно решив, что это «не его» стезя, Федор Достоевский подал в отставку и занялся литературой.

Начало творческого пути

В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи , Гавриила Державина и , а также произведения и Николая Карамзина.

Весной 1845 года Федор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Труд молодого дарования был восторженно принят петербургской публикой. и не скупились на хвалебные эпитеты в адрес Достоевского. Последний даже опубликовал произведение в своем альманахе «Петербургский сборник». А вот оценка следующего творения - повести «Двойник» - была куда более сдержанной. Читатели посчитали этот литературный труд слишком затянутым и скучным, и автору пришлось перерабатывать сюжет. Однако это обстоятельство нисколько не охладило литературный пыл Достоевского, он продолжил активно писать.

Каторга

В 1847 году Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлекся политикой. На собраниях кружка Петрашевского он обсуждал вместе с единомышленниками проблемы российской действительности, и вошел в одно из наиболее радикальных по своим взглядам тайных обществ. В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провел в Петропавловской крепости. Приговор суда была чрезвычайно суров к литературному гению - расстрел. Но судьба смилостивилась и петрашевцам незадолго до казни смягчили приговор, но сам писатель узнал об этом только в последний момент, в день казни. Федора Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, которую сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. После своей коронации в 1856 году император подписал помилование.

Каторга не прошла бесследно для Достоевского, на основании этого своего жизненного опыта он написал «Записки из Мертвого дома», где рассказал о жизни каторжан. В произведении доминировали реальные факты и персонажи, но присутствовали и вымышленные. Тем не менее суровые реалии подобного исправительного труда стали для петербургской публики шоком, вернувшим литературное признание Достоевскому.

Зрелые годы

В последующие годы из-под пера писателя вышел роман «Униженные и оскорбленные», повесть «Записки из подполья», а также рассказ «Скверный анекдот». Однако политические взгляды Достоевского продолжали играть существенную роль, в 1860-е годы он вместе с братом издает журналы «Время» и «Эпоха», основанные на идеологии «почвенничества». С 1862 года писатель много путешествует. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Британии. За рубежом Достоевский пристрастился к игре в рулетку, проигрывал большие суммы, и результатом этого жизненного опыта стал знаменитый роман «Игрок».

В следующие два десятилетия Федор Достоевский написал главные романы в своей жизни, их еще называют «великим пятикнижием» — «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». Эти романы стали классикой мировой литературы и вошли в число самых известных и читаемых литературных произведений.

Роман «Братья Карамазовы» стал последним в жизни писателя, работу над ним он закончил в ноябре 1880 года, а 9 феврале (28 января) 1881 года великого Достоевского не стало. Писателя похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Проститься с ним пришло множество людей, траурная процессия растянулась более чем на километр.

Достоевский, Федор Михайлович — знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаб лекарем.

Отец, Михаил Андреевич (1789-1839),- врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара; по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами.

В противовес ему выступала мать – Мария Федоровна, нежно любящая всех своих семерых детей. Большое влияние на формирование личности Достоевского оказала няня, Алена Фроловна. Именно она рассказывала детям сказки про русских богатырей и Жар-птицу.

В семье Достоевских было еще шестеро детей, Федор был вторым ребенком. Он рос в суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца. Дети воспитывались в страхе и повиновении, что повлияло на биографию Достоевского. Редко выходя за стены больничного здания, они общались с внешним миром только через больных, с которыми тайком от отца иногда разговаривали. Самые светлые воспоминания детства связаны у Достоевского с деревней — небольшим имением родителей в Тульской губернии. С 1832 года семья ежегодно проводила там летние месяцы, обыкновенно без отца, и дети имели там почти полную свободу, что положительно слияло на биографию Достоевского Федора Михайловича.

В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию (ср. автобиографические черты героя романа «Подросток», переживающего глубокие нравственные потрясения в «пансионе Тушара»). Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению.

1837 г. — важная дата для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина которым он с братом зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище, которое Достоевский закончит в 1843 году. В 1839 г. он получает известие о расправе над отцом. За год до оставления военной карьеры Достоевский впервые переводит и издает "Евгению Гранде" Бальзака (1843).

Свой творческий путь он начал повестью «Бедные люди» (1846 г.), которая была похвально принята Н. Некрасовым и В. Белинским, им понравилась изображенная в ней трагедия маленького человека. Повесть принесла автору популярность, его сравнивали с Гоголем . Произошло знакомство с И. Тургеневым . Но следующие его произведения: психологическая повесть «Двойник» (1846), фантастическая повесть «Хозяйка» (1847), лирическая – «Белые ночи» (1848), драматическая – «Неточка Незванова» (1849), было прохладно встречены критикой, которая не восприняла его новаторства, желания проникнуть в тайны человеческого характера. Достоевский очень болезненно пережил негативные отзывы, начал отдаляться от И. Тургенева и Н. Некрасова.

Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников». Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».

Следующие 4 года Достоевский провёл на каторге в Омске. В 1854 году за хорошее поведение он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Служил в крепости в Семипалатинске и дослужился до лейтенанта. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, женой бывшего чиновника по особым поручениям, к моменту знакомства — безработного пьяницы. В 1857 году, вскоре после смерти её мужа, он женился на 33-летней вдове. Именно период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё неопределившегося в жизни "искателя правды в человеке" он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.

В 1859 получает разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время публикует повести "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), роман "Униженные и оскорбленные" (1861). Почти десять лет физических и моральных страданий обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении.

С 1861 Достоевский вместе с братом Михаилом начинает издательство журнала "Время". В 1863 году журнал запретили, и в 1864 году они создают новое издание "Эпоха", просуществовавшее до 1865 года. Этот период биографии Достоевского является относительно спокойным, если не считать гонений со стороны цензуры. Ему удалось попутешествовать — в 1862 году он посетил Францию, Великобританию, Швейцарию.

Еще в 1862 году Достоевский влюбился в Апполинарию Суслову, которая ответила взаимностью бывшему политическому ссыльному. Это была пылкая и активная натура, сумевшая разбудить в Достоевском чувства, которые он считал давно умершими. Достоевский делает Сусловой предложение, но она бежит за границу с другим. Достоевский бросается за ней, настигает любимую в Париже и два месяца путешествует с Апполинарией по Европе. Но неуемная страсть Достоевского к рулетке разрушила эту связь – однажды писатель ухитрился проиграть даже драгоценности Сусловой.

1864 г. принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в образах Катерины Ивановны - «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны - «Идиот») 10 июня умер М.М. Достоевский.

В 1864 были написаны "Записки из подполья", важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом "Преступление и наказание" (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.

В январе 1866 года в «Русском вестнике» начинает печататься роман «Преступление и наказание». Это было той долгожданной мировой славой и признанием. В этот период писатель приглашает на работу стенографистку – молодую девушку Анну Григорьевну Сниткину, которая в 1867 г. становиться его женой, став для него близким и преданным другом. Но из-за больших долгов и давления со стороны кредиторов Достоевский вынужден покинуть Россию и уехать в Европу, где и находился с 1867 по 1871 гг. В этот период были написан роман «Идиот».

Последние годы своей жизни Достоевский провел в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти восемь лет стали самыми плодотворными в жизни писателя:: 1872 — "Бесы", 1873 — начало "Дневника писателя" (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 "Подросток", 1876 — "Кроткая", 1879-1880 — "Братья Карамазовы". В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 г., всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве.

Начало 1881 года – писатель говорит о своих планах на будущее: он собирается возобновить «Дневник», через несколько лет написать вторую часть «Карамазовых». Но этим планам не суждено было сбыться.Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н.с.) 1881 в Петербурге Достоевский скончался. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.