Изучение мхк. Что такое мировая художественная культура? Требования к уровню подготовки выпускников

Мировая художественная культура, как было отмечено выше, является базовым школьным предметом культурологического цикла. Данная дисциплина появилась в школе относительно недавно, с чем связаны основные сложности его преподавания.

Первая проблема возникает при определении предмета изучения МХК в школе. Название курса – Мировая художественная культура – оказывается очень широким, так что ограничивать объем и глубину изучаемого материала необходимо самому педагогу по собственному усмотрению. Заостряет данную проблему и то, что отсутствуют единый государственный стандарт образования по предмету (см.) и универсальная учебная программа.

Вторая сложность взаимосвязана с первой. Она заключается в резком несоответствии большого объема материала очень незначительному количеству учебного времени, выделяемому на его изучение. Одним из неблагоприятных условий решения этой проблемы является то, что в настоящее время Мировая художественная культура входит в региональный компонент среднего образования, то есть школы выбирают по своему усмотрению, в каких классах и в каком объеме будет преподаваться предмет. Это приводит к обострению несоответствия объемов материала и учебного времени.



Не менее значимой проблемой является отсутствие разработанной методической базы или обобщенного в публикациях опыта педагогов-культурологов.

Таким образом, преподаватель Мировой художественной культуры вынужден руководствоваться только собственными представлениями о предмете и вариантах реализации целей и задач его преподавания в средней школе.

Вместе с тем, Мировая художественная культура является необходимой для изучения в средней школе, так как усиливает гуманитарный цикл предметов (состоящий в старших классах из истории, литературы, основ права и основ современных цивилизаций – последние два преподаются обычно в течение полугода). Кроме того, в силу своей специфики позволяет школьнику создать более-менее целостную картину мира, объединяемую общим понятие «культура».

Исходя из этого, мы понимаем Мировую художественную культуру в школьном изучении не только как историю искусства, хотя этот компонент очень важен, и тем более не как исключительно изобразительное искусство, как иногда представляется на практике. Предмет изучения задается через базовое понятие – художественную культуру как совокупный процесс и результат творческой деятельности человека. Такой подход наиболее точно выражает специфику предмета и одновременно значительно усложняет задачу учителя тем, что еще больше расширяет предмет изучения, под которым подразумевается художественная культура в целом. Тогда Мировая художественная культура – название учебного курса, главной особенностью которого является интегративность, то есть способность собрать в единую картину мира разнородные знания учеников по разным учебным предметам, что позволяет сформировать у них целостное сознание.

Курс Мировая художественная культура в средней школе направлен на развитие учеников средствами художественной культуры; приобщение их к миру художественных ценностей; осмысление учащимися значения художественной деятельности в развитии индивидуума и общества в целом.

Таким образом, можно сформулировать цель курса МХК: приобщить обучаемого к художественной культуре; сформировать в нем готовность, способность и потребность в самостоятельно восприятии художественных ценностей; способствовать разностороннему развитию личности обучающегося. Данное понимание цели курса предполагает формирование в процессе изучения курса МХК самостоятельно мыслящей и активно воспринимающей художественные явления личности, которая способна обращаться к произведениям искусства в повседневной жизни за пределами школы.

Этим определено содержание курса, которое складывается из нескольких компонентов:

– изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязи и противоречиях;

– изучение мировоззренческих оснований творчества в разные эпохи у разных народов;

– изучение общих закономерностей художественного развития человечества.

Итогом изучения курса должны быть следующие знания, умения и навыки учеников:

– осмысление связей художественной культуры с другими сферами деятельности людей, ее связи с материальным и духовным миром человека;

– усвоения навыков общения с художественными произведениями разных видов искусства и жанров;

– создание художественной картины мира;

– создание образных представлений о разных типах культур в разные эпохи;

– владение эмпирическим материалом, навыком анализа произведений различных видов искусства.

Последний пункт не является самоцелью, хотя на практике ему отводится наибольшее внимание. Однако следует учесть, что механическое заучивание специфических черт разных видов искусства не даст ученику возможности составить целостное представление о мире и месте художественной культуры в нем, а лишь добавит еще одну строчку в дневниковой расписание. Акцент в учебной деятельности должен ставиться не на механическое заучивание новых понятий, а на общение и приобщение через материальную основу произведения (художественную форму) к его духовному смыслу и личностное развитие с помощью этого общения.

Структура школьного курса МХК. В настоящее время в большинстве школ на изучение Мировой художественной культуры отводится 3 года (8, 10 и 11 классы). В ряде школ ведется изучение предмета только в базовой средней школе (5–9 или 5–8 классы). Это обусловлено переводом МХК из обязательного (федерального) компонента образования в разряд предметов по выбору школы (региональный компонент образования), а также значительно возросшей в последние годы учебной нагрузкой детей в школе. В течение года на изучение МХК выделяется обычно 1 час в неделю, то есть всего 34 часа.

Изучение предмета МХК предполагает знакомство школьников и студентов с основными вехами, периодами, путями, направлениями, течениями, школами, стилями развития зарубежного и русского искусства. Основными целями курса являются формирование художественной культуры школьников и студентов как части их духовной культуры и создание у них целостной системы представлений об искусстве, а также развитие гармоничного мировосприятия и способности к самостоятельному постижению художественных ценностей. Культурный уровень учащихся с каждым годом становится все ниже. Зачастую сталкиваешься с непониманием и нежеланием детей изучать предмет МХК, поэтому вопрос: как повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность обучающихся – становится актуальным на каждом уроке. А кроме этого главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении МХК переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося . Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Использование активного обучения в педагогической практике становится решением проблемы мотивации учащихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения – педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

Экспериментальные данные в области педагогики и психологии свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности – до 90%. В связи с этим напрашивается вывод, что усвоение учебного материала не должно быть пассивным, необходимо обеспечивать постоянное активное участие в образовательном процессе самих обучающихся.

Сегодня существуют различные подходы к классификации методов и форм активного обучения. Чаще всего используют классификацию по характеру учебно-познавательной деятельности, согласно которой методы и формы активного обучения подразделяют на: неимитационные и имитационные. К неимитационным относят нетрадиционные формы проведения лекций, семинары, дискуссии, коллективно-мыслительную деятельность. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации и игровые приемы и процедуры, тренинги в активном режиме.

Во многих образовательных учреждениях, в частности учреждениях СПО (среднего профессионального образования), на изучение МХК отводится ограниченное количество часов – 38 (2 часа в неделю), а стандарты никто не менял. Приходится мобилизовать все силы, возможности, способности как свои, так и учащихся, чтобы за это короткое время выполнить программу. Огромным подспорьем в этом нелегком деле становится использование лекций-визуализаций.

Лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения (мультимедийный проектор, мультимедийная доска, ПК). Пример лекции-визуализации по теме «Художе6ственная культура Древнего Египта» смотри в Приложении 1 . Чтение лекции превращается в развернутое комментирование преподавателем подготовленных наглядных материалов.

К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения. Студенты эту работу могут выполнять как в классе, дополняя лекцию учителя, так и дома, создавая свою небольшую лекцию-визуализацию. Приложение 2 .

Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является игра . Педагогическая суть игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность, внести дух творчества в обучение. Главным вопросом в игре становится «что было бы, если бы...». Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.

В процессе подготовки и проведения игры преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

В преподавании МХК целесообразнее использовать ролевую игру . Цель данной игры – сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость ролевой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

В подготовке ролевой игры можно выделить следующие этапы:

  1. Выбор темы. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса.
  2. Постановка целей и задач с учетом не только темы, но и анализа исходной ситуации.
  3. Определение структуры с учетом темы, целей, задач, состава участников.
  4. Диагностика игровых качеств участников ролевой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе.
  5. Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.

Игра должна быть практическим дополнением изучения конкретной теоретической темы, продолжением и завершением (раздела), дисциплины в целом. Так после изучения темы «Художественная культура Западноевропейского Средневековья» предлагается игра «Модный журнал». Перед учащимися ставится цель: «Вы редакторы журнала мод, вам необходимо подготовить выпуск номера, посвященный моде эпохи Средневековья». Говорить о моде Средневековья в целом можно много и подготовить не один выпуск журнала, поэтому необходимо ориентировать студентов на конкретную тему, например, романские и готические причёски, готическое платье, мужской костюм, головные уборы, цветная мода и т.д. Предлагаю посмотреть один из получившихся журналов в Приложении 3 . Завершая разговор об особенностях архитектуры и живописи любого периода, учащимся можно предложить перевоплотиться в экскурсоводов: «Вы экскурсовод маршрута N, подготовьте материал и проведите экскурсию к памятнику архитектуры», или «Вы экскурсовод в музее одного художника, подготовьте экспозицию работ этого художника, придумайте название экспозиции, составьте сопроводительный текст и проведите экскурсию» (смотри Приложение 4 ). Вариантов проведения таких игр может быть множество: редактор литературного альманаха, режиссёр театра, ведущий музыкальной передачи и т.д.

Ведущая Коломбина: Здравствуйте, вы узнали меня? Я Коломбина, раньше меня называли Серветтой и Франческой. Я девушка простая, вечно влюбленная, веселая, интриганка. И друзей у меня много: и простодушный арлекин, и находчивый пульчинелла, скупой купец Панталоне, И Жиль-Пьеро, признаюсь по секрету, - мой воздыхатель. Они с Арлекином постоянно соперничают. И все мы из комедии масок дель арте, возникшей в Италии в эпоху Возрождения.

Да, действительно, человеку эпохи Возрождения в ослепительном блеске и многообразии открывался новый мир… Этот мир запечатлен в архитектурных сооружениях Флоренции, Рима и Венеции, портретах, созданных кистью и резцом Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Дюрера. Он своеобразно преломляется в любовной лирике Петрарки, сатирических персонажах Боккаччо, Рабле и Сервантеса. Он отражается в страстях шекспировских героев и философских утопиях Томаса Мора и Эразма Роттердамского.

Предлагаю вам отправиться познавать этот удивительный мир. Давайте сначала заглянем во дворец Елизаветы и узнаем, что там происходит…

Инсценирование отрывка из пьесы Бернарда Шоу «Смуглая леди Сонетов» (1910)

Елизавета. Мистер Шекспир, я поговорю об этом с лордом-казначеем.

Шекспир. Тогда я пропал, ваше величество, ибо не было еще лорда-казначея, у которого нашелся бы сверх необходимых правительственных расходов хоть один пенни на что-либо, кроме войны или жалованья собственному племяннику.

Елизавета . Мистер Шекспир! Вы сказали истинную правду, но не в моих силах как-либо помочь делу… поверьте, мистер Вилль, пройдет 300 лет, а может быть, и того больше, пока мои подданные поймут, что не одним хлебом жив человек, но и словом, исходящим из уст тех, кого вдохновляет всевышний… Впрочем, к тому времени и ваши произведения, быть может, обратятся в прах.

Шекспир . Они пребудут в веках, ваше величество, за них не опасайтесь.

Елизавета . Возможно. Но в одном я уверена, ибо я знаю моих соотечественников, - пока все другие страны христианского мира вплоть до варварской Московии и селений невежественных германцев не станут содержать театры за счет казны, Англия ни за что не решится на такой шаг…

Шекспир . И все-таки я открою театр, потому что я Вильям Шекспир!

Исполняется танец «Павана» под музыку Каччини «Аве Мария»

Инсценирование отрывка из пьесы Вильяма Шекспира (из любой пьесы)

Ведущая Коломбина: Говоря об эпохе Возрождения, нельзя ни упомянуть знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи.

С мечтательной, загадочной улыбкой
Позирует она… Задумчив и велик,
Воспроизводит он своею кистью гибкой
Ее роскошный стан и несравненный лик…
Но вдруг кладет он кисть. Торжественно и важно
Он говорит: ««Пускай пройдут века!
Я кончил этот труд: я к цели шел отважно;
Я сердцем трепетал, но не дрожит рука!
Ты, вечно русая, с небесными очами,
С улыбкой счастия на розовых устах,
Как ныне, будешь властвовать сердцами,
Когда мы оба превратимся в прах!
Века веков тебя не переменят
Всегда бела, румяна и нежна…
Пусть зимы лютые ряд зим суровых сменят;
В твоей улыбке – вечная весна!
О смерть, приди! Я жду тебя спокойно.
Весь мир свой внутренний я в этот образ влил:
Я подвиг совершил вполне ее достойный.
Я обессмертил ту, кого, как жизнь, любил».

Чтец (во время чтения демонстрируется презентация «Архитектурные шедевры эпохи Возрождения»)

В объеме чудной панорамы
Плавучие дворцы и храмы,
Как бы на якоре суда,
Как будто ждут, чтоб ветр попутный
Расшевелил их паруса!
Глядит задумчиво и смутно
Дворцов мастистая краса!
На их стенах столетий почерк,
Но нет их прелестям цены,
Когда рисуется их очерк
Под белым заревом луны.
Резец твердыням этим мрачным
Дал мягкость выпуклость и грань,
И, словно кружевом прозрачным,
Сквозит их каменная ткань.
Как все таинственно, как странно
В сем царстве дивной красоты:
На все ложится постоянно
Тень поэтической мечты…

Ведущая Коломбина: Перенесемся на Север Европы: Нидерланды, Францию, Германию – и посмотрим картины художников той эпохи. Итальянский купец Джованни Арнольфини женился на Джованне … и заказал свадебный портрет художнику ван Эйку. Новобрачные, соединив руки, клянутся хранить верность друг другу, причем жених подтверждает святость договора жестом руки, обращенной к небесам. А быть может, это сам ван Эйк, придворный живописец, и его юная супруга?

Постановка живой картины Яна ван Эйка «Портрет супругов Арнольфини»

Ведущая Коломбина: Вглядитесь! Без руля и без ветрил плывет утлый челн по морям житейской суеты. Его пассажиры, забыв о земле отправления, не ведая о берегах, к которым им рано или поздно придется пристать, предаются грубым утехам плоти. Они плывут давно, мачта проросла и стала деревом, в ней уже угнездилась смерть, а монах и монашка горланят песни, забыв о святости. Безумие и пороки переплелись между собой в жизни, непонятно становится, что движет человечеством. Иероним Босх ставит перед собой и людьми вопрос: «Куда мы плывем? К какому берегу хотим пристать?

Постановка живой картины Иеронима Босха «Корабль дураков»

Чтец (во время чтения демонстрируется презентация «Великие открытия эпохи Возрождения»)

Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
И дряхлой Византии в жизнь – весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэль
Блеск бытия исчерпали до дна.
Стремились все – открыть, изобрести,
Найти, создать… Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.

Каким видим, для повышения познавательной активности студентов, преподавателю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей преподавательской деятельности. Мы рассмотрели только малую часть из них.

Литература

  1. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс / Г.И. Данилова. – М., 2008.
  2. Мирецкая, Н.В. Культура эпохи Возрождения / Н.В. Мирецкая, Е.В. Мирецкая. – М., 1996.
  3. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение / В.Я. Платов. – М., 1991.
  4. Погребная, Е.Н. Психолого-педагогические основы активных методов обучения // tnaia.narod.ru/sk/
  5. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М., 1991.

«Искусство и духовная жизнь» - Искусство и духовная жизнь. Тесная связь с магией. Искусство. Виды искусства. Пространственные искусства Временные искусства. Особенности искусства. Слуховые Зрительные. Эстетика. 10 класс. Речевые Изобразительные. Обществознание. Первое искусство. Наука, изучающая искусство. Задание: прочитайте в учебнике пункт «Особенности искусства» и перечислите особенности искусства.

«Духовная жизнь» - Причины появления искусства: Что такое искусство? Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Биологонизаторские. Работу выполнила Койсаренко Ирина. Игровая. Истоком искусства стал труд. Основные черты. 3. Образность. Магическая. §11. Трудовые. Особенности искусства. Искусство и духовная жизнь.

«Культурология» - Лингвокультурология. История мировой культуры. Издание иллюстрировано. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Мировая культура и искусство. Теория, философия, история культуры. Е.М. Кульбацкого - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 208 с: ил. - (Профессиональное образование). Культура дома.

«Искусство и культура» - Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. НАУКА (научные ценности). ИСКУССТВО (художественные ценности). Предмет мхк. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину. Важными в искусстве являются понятия "художник", "творчество, "произведения искусства".

«Массовая культура» - Молодежная субкультура: Культурология изучает плоды человеческой деятельности. Типы культур: Духовная культура: Элита - избранная часть, верхушка общества, стоящая выше остальных людей. Архитектура. Профессиональная культура: Металлисты. Ростоманы. Мифологическая Религиозная Научная уфологическая. Функции культуры:

«Вузы культуры и искусства» - Основные нормативные документы, связанные с ЭБС. 2. Организационно-технологические задачи вузов: Пример решения организационно-технологических задач в ЧГАКИ. - Федеральные государственные образовательные стандарты. Краткосрочные результаты работы в ЧГАКИ (ноябрь 2009 – апрель 2011 гг.). Решение основных проблем ЭБС через создание «консорциумов».

Мировая художественная культура раскрывает специфику и своеобразие духовного и эстетического опыта человечества, обобщает имеющиеся у человека представления об искусств. Этот предмет входит в базисный учебный план и является обязательным для изучения.


Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.

Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:

История искусства (а также его философия и психология)

Эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)

Культурология (комплекс исследований культуры в целом)

Культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)

Семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)

Семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)

Герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)

Онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)

Эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)

Аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)

Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.

Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.

1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир:«культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни - как материальной, так и духовной »)

2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально... »)

3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «... культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации »)

4) определения, отталкивающиеся от понятия сверхорганического (т.е., лежащего за пределом чувственного восприятия), - интеллектуального, эмоционального, духовного)

Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.

Разделение культуры на материальную и духовную. Принято считать, что материальная представляет собой предметы труда, жилище, одежду, транспортные средства, средства производства и т. д. Но этот вид культуры представлен не только определенными предметами, он включает в себя знания, способности и навыки личности, занимающейся процессом производства. Физическое развитие человека также является частью этой культуры. Духовная культура -- это искусство, религия, образование, наука и уровень внедрения ее достижений в быт и производство, традиции, обычаи, обряды, медицина, степень развития потребностей и интересов людей в материальном и духовном планах. Сюда также можно включить отношения между людьми, а также отношение человека к себе и природе…

Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа… ». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).


Художественная культура
- это мир искусства, которому свойственно взаимодействие с обществом и другими видами культуры. Этот вид культуры является продуктом художественной деятельности человека. Художественная культура Она включает в себя следующие составные части:

Художественное производство,

Искусствоведческие науки,

Художественную критику,

- «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).

Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.


Задача курса МХК
: обретение человеком статуса «компетентного» потребителя(зрителя, читателя, слушателя), обладающего определеннымипознаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.

Для того, чтобы изучить ту или иную научную дисциплину, нам нужно избрать своего рода «наблюдательный пункт» - т.е., наше положение во времени и пространстве относительно изучаемых явлений. Французский философ Анри Корбен называет эту точку «историал».

Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.

Возможен ли такой подход к области искусства? Можем ли мы изучать, например, древнегреческое искусство, пребывая на позициях современности (современных научных данных, социального устройства, технических возможностей, эстетических тенденций)и нашей культурной и национальной идентичности (традиций, актуальной системы ценностей, религиозных воззрений и т.д.)? То есть, можем ли мы изучать тексты Гомера, всецело оставаясь русскими людьми 21-го столетия, живущими в эпоху информационного общества, демократических ценностей, воспитанных в русле христианской и пост-христианской культуры? Нет, не можем, потому что в этом случае мы просто останемся равнодушны и глухи к этим произведениям; всё, что мы сможем о них сказать – это, какую-нибудь бессмысленную и банальную чушь - мол, это «шедевры» и их «должен знать каждый»…Что же нам делать? Ответ: сдвинуть наш историал в ту пространственно временную точку, когда эти произведения создавались (в случае с Гомером это будет Древняя Греция архаического периода). Интеллектуально и эмоционально это будет означать – попытаться понять и прочувствовать гомеровские поэмы так, как их чувствовали и понимали современники автора и сам автор. Тогданаш историал будет личностным и подвижным. Тогда мы сможем хотя бы что-то понять. Вот это перемещение историала – это, пожалуй, самое технически трудное, что нам предстоит. Потому что оно требует от нас постоянно видоизменять свое мышление, постоянно освобождаться от стереотипов современности. Это действительно непросто, и это требует практики.

Зачем нам всё это нужно ? Современный русский философ Гейдар Джемаль сравнил человека со свечой. Есть свеча и есть её огонь. Пламя свечи не является свечой. Но свеча без пламени – тоже не совсем свеча, - это просто продолговатый восковой предмет. Т.е., именно пламя свечи делает свечу свечой. Также и с человеком. Есть человек (свеча) и есть смысл (пламя). Не будучи вовлечен в область смысла, человек – не совсем человек, а лишь совокупность внешних признаков человека,двуногое без перьев. И лишь ища и обретая смыслы мы становимся в полной мере людьми. А область смыслов и есть та область, с которой «работает» художественная культура.

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, - это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Роль МХК как учебного предмета

В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.

Как уже говорилось ранее, мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации.

Как учебный предмет МХК - это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.

Понятие культурной эпохи

Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей.

Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.

Что такое эпоха Возрождения

Одним из самых значимых периодов развития культуры является Ренессанс, или Возрождение, господство которого пришлось на XIII-XVI вв. и ознаменовало собой наступление эпохи Нового времени. Наибольшему влиянию подверглась сфера художественного творчества.

После эпохи упадка в Средние века искусство расцветает, и возрождается античная художественная мудрость. Именно в это время и в значении «возрождение» употребляется итальянское слово rinascita, позднее появляются многочисленные аналоги в европейских языках, и в том числе французский Renaissance. Все художественное творчество, в первую очередь изобразительное искусство, становится универсальным «языком», который позволяет познать тайны природы и приблизиться к ней. Мастер воспроизводит природу не условно, а стремится к максимальной натуральности, пытаясь превзойти Всевышнего. Начинается развитие привычного нам чувства прекрасного, естественнонаучное и богопознание все время находят точки соприкосновения. В эпоху Ренессанса искусство становится и лабораторией, и храмом.

Периодизация

Возрождение делится на несколько временных отрезков. В Италии - на родине Ренессанса - были выделены несколько периодов, которые в течение долгого времени использовались во всем мире. Это Проторенессанс (1260-1320 гг.), частично входящий в период дученто (XIII в.). Кроме того, были периоды треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.).

Более общая периодизация делит эпоху на Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). В это время происходит взаимодействие новых тенденций с готикой, которая творчески преобразуется. Далее идут периоды Среднего, или Высокого, и Позднего Возрождения, особое место в которых уделяется маньеризму, характеризуемого кризисом гуманистической культуры Ренессанса.

Также в таких странах, как Франция и Голландия, развивается так называемое где огромную роль играет поздняя готика. Как говорит история МХК, Возрождение нашло свое отражение в Восточной Европе: Чехии, Польше, Венгрии, а также в скандинавских странах. Испания, Великобритания и Португалия стали странами со сложившейся в них самобытной ренессансной культурой.

Философская и религиозная составляющие Возрождения

Через размышления таких представителей философии этого периода, как Джордано Бруно, Николай Кузанский, Джованни и Парацельс, становятся актуальными в МХК темы духовного творчества, а также борьбы за право называть индивида «вторым богом» и ассоциировать человека с ним.

Актуальна, как и во все времена, проблема сознания и личности, веры в Бога и высшие силы. Имеют место как компромиссно-умеренные, так и еретические взгляды на этот вопрос.

Человек стоит перед выбором, и реформа церкви этого времени подразумевает Ренессанс не только в рамках МХК. Это также человека, пропагандируемое через выступления деятелей всех религиозных конфессий: от основоположников Реформации до иезуитов.

Главная задача эпохи. Несколько слов о гуманизме

Во главу угла в период Возрождения ставится воспитание нового человека. Латинское слово humanitas, от которого произошло слово «гуманизм», является эквивалентом греческого слова «воспитание».

В рамках Ренессанса гуманизм призывает человека к тому, чтобы овладеть важной для того времени античной премудростью и найти путь к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь происходит слияние всего самого лучшего, что могли предложить другие периоды, оставившие свой след в МХК. Эпоха Возрождения взяла античное наследие древности, религиозность и светский кодекс чести Средневековья, творческую энергию и человеческий ум Нового Времени, создав абсолютно новый и, казалось бы, совершенный тип мировоззрения.

Ренессанс в различных сферах художественной деятельности человека

В этот период иллюзорно-натуроподобные картины вытесняют иконы, становясь центром инновации. Активно пишутся пейзажи, бытовая живопись, портрет. Распространяется печатная гравюра на металле и дереве. Рабочие эскизы художников становятся самостоятельным видом творчества. Картинная иллюзорность присутствует и в

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи - создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть «титанами» за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи - художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк - живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-«титанов», как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.